газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

Газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

После поступления свежего воздуха в альвеолы начинается следующий этап дыхательного процесса: диффузия кислорода из альвеол в кровь и диффузия двуокиси углерода в обратном направлении — из крови в альвеолы. Процесс диффузии представляет собой беспорядочное движение молекул, прокладывающих себе дорогу через дыхательную мембрану и жидкости во всех направлениях. Однако в физиологии дыхания нас интересуют не только основные механизмы диффузии, но и ее скорость, что представляет собой намного более сложную проблему и потребует более глубоких знаний в области физики диффузии и обмена газов.

Физические основы диффузии и парциальные давления газов

Все газы, представляющие интерес для физиологии дыхания, являются простыми молекулами, которые свободно перемещаются в смеси. Этот процесс называют диффузией. Это справедливо и для газов, растворенных в жидкостях и тканях тела.

Для процесса диффузии необходимо наличие источника энергии. Энергия производится кинетическим движением самих молекул. При температуре выше абсолютного нуля молекулы находятся в постоянном движении. Это значит, что свободные молекулы, не связанные с другими молекулами, двигаются линейно на высокой скорости до встречи с другими молекулами. После столкновения их движение получит новое направление — до следующего столкновения. Таким образом, молекулы находятся в быстром и случайном движении среди себе подобных.

а) Диффузия газа одном направлении. Влияние градиента концентрации. Если в емкости или в растворе концентрация одного газа в одной зоне высокая, а в другой — низкая (для облегчения понимания просим вас изучить рисунок ниже), то суммарная диффузия газа будет направлена от зоны с высокой концентрацией в зону с низкой концентрацией: на рисунке в зоне А находится больше молекул, способных двигаться в направлении зоны Б, чем молекул, которые могут переместиться в обратном направлении, поэтому диффузия в каждом из направлений пропорциональна концентрации молекул, что на рисунке демонстрирует длина стрелок.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому чтоДиффузия кислорода из одной зоны (А) в другую (Б). Разница в длине стрелок представляет величину конечной диффузии

б) Давление газов в газовой смеси. Парциальные давления отдельных газов. Давление создается множественными ударами движущихся молекул о поверхность, поэтому давление газа на поверхности дыхательных ходов и альвеол пропорционально суммарной силе ударов о поверхность всех молекул данного газа в данный момент, т.е. давление газа прямо пропорционально концентрации молекул газа.

В физиологии дыхания мы имеем дело со смесями газов, состоящих главным образом из кислорода, азота и двуокиси углерода. Скорость диффузии каждого из них прямо пропорциональна давлению, создаваемому только этим газом, и это давление называют парциальным давлением данного газа. Далее приводим объяснение концепции парциального давления.

Воздух состоит примерно из 79% азота и 21% кислорода. Общее давление этой смеси на уровне моря равно 760 мм рт. ст. Из приведенного ранее объяснения молекулярных основ возникновения давления ясно, что доля каждого газа в давлении их смеси находится в прямой пропорции с его концентрацией, поэтому 79% из 760 мм рт. ст. давления воздуха создается азотом (600 мм рт. ст.) и 21% — кислородом (160 мм рт. ст.). Таким образом, парциальное давление азота в смеси составляет 600 мм рт. ст., парциальное давление кислорода — 160 мм рт.ст., а общее давление (760 мм рт. ст.) является суммой отдельных парциальных давлений. Парциальное давление отдельных газов обозначают PCO2, PO2, PN2, PH2O, PHe и т.д.

Редактор: Искандер Милевски. Дата обновления публикации: 18.3.2021

Источник

Лекция «Газообмен в легких и тканях»

Во время вдоха наружный воздух засасывается в легкие и заполняет легочные пузырьки. Состав воздуха внутри пузырьков будет всегда немного отличаться от состава наружного воздуха. Это объясняется тем, что, проходя по воздухоносным путям, воздух становится влажным и смешивается с остатками находящегося там уже использованного для дыхания воздуха. В результате в воздухе легочных пузырьков будет чуть меньше кислорода и чуть больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров

Просмотр содержимого документа
«Лекция «Газообмен в легких и тканях»»

1. Обмен газов в легких и тканях.

Обмен газов в легких. Во время вдоха наружный воздух засасывается в легкие и заполняет легочные пузырьки. Состав воздуха внутри пузырьков будет всегда немного отличаться от состава наружного воздуха. Это объясняется тем, что, проходя по воздухоносным путям, воздух становится влажным и смешивается с остатками находящегося там уже использованного для дыхания воздуха. В результате в воздухе легочных пузырьков будет чуть меньше кислорода и чуть больше углекислого газа, чем в наружном, и много водяных паров (см. таблицу). Чем глубже дыхание, тем лучше вентилируются легкие и тем ближе состав воздуха в пузырьках приблизится к составу наружного воздуха. Кровь, поступающая в легкие по системе малого круга кровообращения, содержит мало кислорода и много углекислого газа.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

В легких происходит обмен газов между кровью и воздухом. Этот процесс осуществляется с помощью диффузии. Ее сущность состоит в том, что молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их мало. В этом случае диффузия газа продолжается до тех пор, пока концентрация его молекул по обе стороны оболочки не станет одинаковой. Для диффузии кислорода и углекислого газа тонкие стенки легочных пузырьков и кровеносных сосудов не представляют серьезных препятствий. Газы легко проникают через эти оболочки.

В насыщении крови кислородом имеется одна важная особенность. Кислород, растворившийся в крови, благодаря диффузии проникает внутрь эритроцитов и вступает там в соединение с гемоглобином. В результате образуется оксигемоглобин. Каждая его молекула способна удержать четыре атома кислорода – Hb2)4.

Благодаря этому каждые 100 мл крови, прошедшие через легкие, уносят с собой 20 мл кислорода. Обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце, а оттуда направляется во все органы и ткани.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

бмен газов в тканях. Соотношение газов в тканях прямо противоположно тому, что наблюдается в легких. В приходящей сюда артериальной крови много кислорода и очень мало углекислого газа. Зато углекислого газа много в самих тканях, а кислород там интенсивно расходуется, и поэтому его часто необходимо добавлять. Обмен газов осуществляется здесь тоже за счет диффузии, только теперь кислород покидает кровь, переходя в ткани, а углекислый газ из тканей переходит в кровь и его концентрация в тканях снижается.

Как вы уже знаете, свободного кислорода в крови немного. Основная его часть входит в состав молекул оксигемоглобина. Оксигемоглобин — вещество непрочное. Он способен сохраняться только когда в окружающей среде много свободного кислорода. Поэтому во время движения крови по

крупным сосудам оксигемоглобин не разрушается. Но, как только кровь достигнет капилляров и растворенный в ней кислород станет переходить в ткани, начинается распад оксигемоглобина на гемоглобин и кислород. Этот процесс идет тем сильнее, чем быстрее кислород покидает капилляры, и продолжается до полного распада всех молекул оксигемоглобина.

Если в результате случайных загрязнений в воздухе оказываются посторонние вещества, то, попав в легкие, они разносятся кровью по всему организму. Вредные вещества способны образовывать в организме химические соединения. Поэтому они могут накапливаться в значительных количествах. Вот почему тяжесть отравления зависит не только от количества вредных веществ в атмосфере, но и от продолжительности пребывания в ней человека. Если образующиеся при этом соединения оказываются прочными, они надолго задерживаются в тканях организма. Чтобы от таких веществ избавиться, бывает недостаточно просто покинуть опасную зону. Приходится использовать лекарства, чтобы разрушить эти вещества и удалить их из организма.

Источником загрязнения воздуха могут явиться выбросы промышленных предприятий, выхлопные газы автотранспорта, в быту — летучие вещества, содержащиеся в лаках и красках, бытовой и угарный газы.

2. Влияние окружающей среды на дыхание.

В связи с развитием промышленности и с естественными процессами, происходящими в природе, воздух постоянно загрязняется. Несмотря на систематическое загрязнение, все же сохраняется относительное постоянство состава и чистоты воздуха. Это происходит благодаря самоочищению атмосферы. Дождь и снег промывают атмосферу, удаляя из нее пыль и растворимые в воде вещества. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Кислород окисляет органические примеси. Ультрафиолетовые лучи солнца убивают микроорганизмы. Однако размах хозяйственной деятельности человека достиг таких масштабов, что естественных сил самоочищения стало недостаточно для сохранения чистоты атмосферы. Поэтому во всех странах проводятся мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна промышленными предприятиями.

Кислород — необходимый для дыхания компонент воздуха. Его содержание в воздушной среде уменьшается в связи с дыханием человека и животных, процессами горения и окисления. Единственным источником возобновления кислорода являются зеленые растения. Количество кислорода в атмосфере весьма постоянно. Даже в больших городах, где потребление кислорода особенно велико, его содержание не падает ниже 20,6%. Такое уменьшение содержания кислорода не оказывает отрицательного влияния на человеческий организм.

В воздухе жилых и общественных помещений уменьшения содержания кислорода ниже 20%, как правило, не происходит, так как его запасы постоянно возобновляются за счет проникновения наружного воздуха. Недостаток кислорода может возникнуть лишь в герметически закрытых помещениях, например при авариях на подводных лодках, а также в шахтах, колодцах, подземельях, пещерах, откуда кислород бывает вытеснен другими газами.

При необходимости усилить снабжение организма кислородом используют газовые смеси с содержанием кислорода до 40—60% или непродолжительное дыхание одним кислородом. К этому прибегают, когда требуется резко увеличить работоспособность человека для оказания неотложной помощи при больших кровопотерях, отравлениях угарным газом и другими ядовитыми веществами, расстройствах кровообращения и при лечении некоторых особо опасных инфекционных заболеваний.

Углекислый газ образуется при дыхании людей и животных, брожении, гниении органических веществ, сгорании топлива. Это бесцветный газ, не имеющий запаха. Углекислый газ поступает в атмосферу непрерывно, но его содержание в воздухе поддерживается на постоянном уровне. Это происходит благодаря тому, что углекислый газ в больших количествах усваивается растениями, вымывается из воздуха дождями, поглощается морями, океанами и пресноводными водоемами. Лишь в промышленных центрах содержание углекислого газа может возрасти до 0,05—0,06%. В воздухе, выдыхаемом человеком, содержится около 4% углекислого газа. Поэтому в помещениях, где много людей, его концентрация может достигать 0,1%. Сама по себе такая концентрация углекислого газа не оказывает на человека вредного воздействия. Однако в плохо вентилируемых помещениях наравне с углекислым газом в воздухе резко увеличивается содержание других продуктов жизнедеятельности человека. Поэтому врачи пользуются данными о содержании углекислого газа в воздушной среде, так как повышение его концентрации служит косвенным показателем загрязнения воздуха.

Азот составляет основную часть атмосферного воздуха. По своим свойствам он является инертным газом. В растворенном виде азот постоянно находится в крови и тканевых жидкостях организма, но ни в какие химические реакции не вступает. Его значение для дыхания состоит в том, что он разбавляет кислород. Жизнь в чистом кислороде была бы невозможна. Растворенный в крови азот может стать причиной серьезного заболевания человека, находящегося в условиях высокого атмосферного давления. При быстром падении давления избыток азота не успевает удаляться из организма человека через легкие. В крови образуются пузырьки азота, которые закупоривают мелкие кровеносные сосуды, вызывая кессонную болезнь. Поэтому водолазы, работающие на больших глубинах, поднимаются на поверхность медленно, с 1—2 остановками, чтобы дать возможность излишкам азота постепенно покинуть организм.

Основные термины и понятия:

Состав вдыхаемого воздуха. Состав выдыхаемого воздуха. Транспорт кислорода. Транспорт углекислого газа. Кессонная болезнь.

Сколько кислорода во вдыхаемом воздухе?

Сколько кислорода в выдыхаемом воздухе?

Сколько углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе?

В каком виде транспортируется кислород кровью?

Источник

Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях

Урок 28. Биология 8 класс ФГОС

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

Конспект урока «Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях»

Система органов дыхания состоит из воздухоносных путей (которые включают носовую полость, носоглотку, гортань, трахею и бронхи) и самих лёгких.

У человека два лёгкихлевое и правое. Здоровые лёгкие розовые, мягкие и напоминают губку. Правое лёгкое состоит из трёх долей, а левоетолько из двух. Они занимают почти всю грудную клетку. Легкие достаточно плотно прилегают к её стенкам, оставляя место только для сердца, крупных сосудов, пищевода и трахеи. Нижняя расширенная часть лёгких прилегает к дыхательной мышце – диафрагме.

Снаружи лёгкие покрыты плотной оболочкойлёгочной плеврой. Она состоит из двух листков. Один из них – наружный, или пристеночный, выстилает грудную клетку изнутри, а другой (внутренний) покрывает всю поверхность лёгких.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

Между наружным и внутренним листками находится плевральная полость. Она заполнена жидкостью, которая уменьшает трение лёгких о стенки грудной полости при дыхании. В плевральной полости отсутствует воздух.

Если в неё ввести иглу, соединённую с манометром, можно установить, что давление в ней отрицательное (на 6–9 миллиметров ртутного столба ниже атмосферного).

Эта разница давлений создаёт присасывающую силу, благодаря которой лёгкие прижимаются к грудной клетке. Поэтому они всегда находятся в расправленном состоянии и следуют за движениями грудной клетки.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

Бронхи входят в лёгкие и там ветвятся, образуя бронхиальное «дерево». Тонкие бронхи переходят в бронхиолы.

Бронхиолы заканчиваются множеством лёгочных пузырьков, которые называются альвеолами. В лёгких насчитывается около 350 миллионов альвеол. Они густо оплетены капиллярами.

Через стенки альвеол происходит обмен газами. Такой процесс возможен благодаря тому, что стенки альвеол состоят из одного слоя эпителиальных клеток.

Газообмен в лёгких и тканях состоит из трёх этапов:

· Внешнее, или лёгочное, дыхание

· Транспорт газов кровью

· Внутреннее, или тканевое, дыхание

Человек дышит атмосферным воздухом, в котором содержится 20,9 % кислорода, 0,03 % углекислого газа и 79 % азота. Когда человек выдыхает воздух, его состав уже другой: содержание кислорода в нем уменьшается и составляет 16,3 %, а углекислого газа, наоборот, увеличивается до 4 %. Количество азота не изменяется. За сутки в лёгкие поступает до 500 литров кислорода.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

После того как воздух прошёл по воздухоносным путям и попал в лёгкие, в альвеолах происходит газообмен между ними и кровью.

В альвеолах кислорода всегда больше, чем в крови оплетающих их капилляров. Поэтому кислород перемещается оттуда, где его больше, туда, где его меньше (из альвеол в капилляры). Здесь кровь насыщается кислородом и становится артериальной.

Основным переносчиком кислорода ко всем клеткам организма является гемоглобин крови, содержащийся в эритроцитах.

Гемоглобин связывается с кислородом и превращается в оксигемоглобин. По большому кругу кровообращения артериальная кровь течёт к органам тела человека.

В тканях оксигемоглобин распадается на гемоглобин и кислород. Далее кислород переходит из крови в тканевую жидкость, а затем в сами клетки.

Из клеток в тканевую жидкость выделяется углекислый газ, который далее попадает в кровь. И она из артериальной превращается в венозную. Углекислый газ переносится кровью в виде химических соединений, а также в связанном с гемоглобином состоянии. Такое соединение называется карбгемоглобин. Током крови по малому кругу кровообращения углекислый газ переносится в лёгкие, где по описанным выше механизмам диффузии происходит обмен газов. Из крови, которая содержит большее количество углекислого газа, он проникает из капилляров в лёгкие. Так происходит газообмен в нашем организме.

газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Смотреть картинку газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Картинка про газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что. Фото газообмен в легочных пузырьках возможен благодаря тому что

Лёгкие служат также органами выделения. С поверхности альвеол постоянно выделяется углекислый газ и испаряется вода, которая в виде пара поступает в альвеолы, а затем по дыхательным путям выводится из организма.

Итог урока. В грудной клетке человека располагаются левое и правое лёгкие. Снаружи они покрыты лёгочной плеврой. Лёгкие человека имеют альвеолярное строение. Основная функция лёгких – осуществление газообмена между внешней средой и организмом. Газообмен в лёгких и тканях состоит из трёх этапов: лёгочное дыхание, транспорт газов кровью и тканевое дыхание.

Источник

Конспект урока » Газообмен в легких и тканях»

«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Тема урока: «Газообмен в легких и тканях «

Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.

развивать у учащихся понятие об обмене веществ и взаимосвязи организма со средой

сформировать представление о взаимосвязи строения и функций органов дыхания.

развивать логическое мышление,

навыки самостоятельной работы,

умение делать выводы из анализа результатов эксперимента и предъявлять результаты своей деятельности.

воспитывать у учащихся бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения материала (закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения).

метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),

лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),

метод решения познавательных задач.

Таблица “Органы дыхания”; применение обучающей программы «Электронная биология» для учащихся 7-11 классов.

I. Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях, узнаем, как в нашем организме осуществляются механизмы вдоха и выдоха.

И сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

II. Актуализация опорных знаний. (Повторение изученного материала)

Наиболее крупный хрящ гортани? (щитовидный).

Продолжением трахеи являются …? (бронхи).

Основной орган дыхательной системы? (легкие).

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой? (плеврой).

Тонкостенные легочные пузырьки называются? (альвеолы).

Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке:

Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.

Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.

Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.

Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.

Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.

Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.

I II . Изучение нового материала:

Почему еще ученые древности считали, без работы легких сердце умирает? (проблемный вопрос)

1. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Чтобы проверить изменяется ли состав вдыхаемого от выдыхаемого воздуха проведем небольшой опыт сданным прибором. В каждой из пробирок налита одинаковой концентрации известковая вода. Пробирки плотно закрыты пробками, так что в них не проходит воздух. В каждую пробирку вставлены стеклянные трубочки разной длины: одна короткая, другая более длинная. Через мундштук, который при помощи шланга и тройника соединен с пробирками, надо будет делать вдох и выдох. Для демонстрации данного опыта мне нужен один помощник.

Итак, как же изменилась вода в пробирках? (в одной из пробирок она стала мутной).

А в какой именно пробирке вода помутнела? (в которую попадал выдыхаемый воздух).

Значит, в выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой. Как вы думаете, какое это вещество? (углекислый газ).

Вы правы! Действительно в выдыхаемом воздухе содержится гораздо большее количество углекислого газа, чем во вдыхаемом воздухе.

Обратите внимание на таблицу “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”. Из нее видно, что в выдыхаемом воздухе содержится кислорода почти на 5% меньше, чем во вдыхаемом, а количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе возрастает больше, чем в 100 раз. Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Какая кровь по капиллярам поступает к альвеолам? (венозная, насыщенная углекислым газом).

Воздух в легких наоборот богат кислородом, а углекислого газа в нем практически нет. И в этот момент срабатывает закон диффузии, когда молекулы газов с большей концентрацией устремляются туда, где их концентрация меньше. Таким образом, кислород из легочных альвеол устремляется в кровь.

А что же происходит с кислородом в крови? (соединяется с гемоглобином эритроцитов).

В результате данного процесса происходят изменения и с кровью. Какой она становится? (артериальной)

А как вы думаете, что же произошло с углекислым газом? (углекислый газ из кровеносных сосудов устремляется в легочные альвеолы и через воздухоносные пути удаляется в окружающую среду)

Итак, почему же в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода?

Значит результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную, насыщение ее кислородом.

А для чего нужен кислород нашему организму? (для обменных процессов).

Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клеточку нашего тела. Этому способствует процесс газообмена в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 142 раздел газообмен в тканях и ответе на следующие вопросы:

По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?

Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?

Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Молодцы, ребята справились с этим заданием! А сейчас мы с вами проследим пот рисунку на странице 142-143 учебника путь углекислого газа и кислорода по организму человека.

4. Дыхательные движения.

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент фильма, в котором вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

По какой причине чередуются вдох и выдох?

Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха?

Газообмен в организме идет всегда при одном условии, каком? (постоянная смена вдоха и выдоха).

А по какой причине чередуются вдох и выдох?

Действительно, вдох и выдох ритмично следуют один за другим, но в легких нет мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять. Легкие пассивно следуют за движениями грудной полости. Эти дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (диафрагма и межреберные мышцы)

Когда человек делает вдох наружные межреберные мышцы сокращаются, поднимая ребра, а диафрагма становится плоской. Поэтому объем грудной полости увеличивается. Легкие, следуя за грудными стенками, расширяются, давление в них уменьшается, становится ниже атмосферного. Поэтому воздух по воздухоносным путям устремляется в легкие.

При выдохе внутренние межреберные мышцы опускают ребра, диафрагма расслабляется и становится выпуклой. Грудная полость возвращается в исходное состояние, легкие уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становится чуть выше атмосферного, поэтому избыток воздуха устремляется из легких.

Дыхательные движения осуществляются в определенном ритме: у подростков – 12-18 в минуту, у взрослых – 16-20.

5. Жизненная емкость легких.

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Что же такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких? (от образа жизни человека)

Обратите свое внимание на таблицу “Изменение жизненной емкости легких”.

— Как вы думаете, почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

— А к чему может привести тучность и малоподвижный образ жизни?

Вы правы. Действительно у людей тучных и ведущих малоподвижный образ жизни жизненная емкость меньше, чем у спортсменов, так как у них наступает атрофия мышц, как следствие мышечная масса уменьшается, а подкожно-жировой слой увеличивается. Все это ведет к уменьшению объема грудной полости.

Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание.

Дома прочитать и пересказать текст на страницах 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147.

Где человек реже дышит: на свежем воздухе или в душном помещении?

Что лучше, перед тем как нырнуть набрать как можно больше воздуха в легкие или сделать ряд быстрых глубоких вдохов?

У людей, как известно, носы бывают разной формы и величины: большие и маленькие, широкие и узкие, курносые и горбатые, длинные и короткие. Какой нос лучше иметь на Севере и почему?

Мы с вами живем в суровых северных условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение – дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.

Поперечное дыхание обеими ноздрями.

VIII. Выставление оценки за работу на уроке.

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю все получат хорошие оценки.

За биологический диктант:

За работу на уроке:

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *