в каком году написан рассказ о чем плачут лошади абрамов
Краткое содержание «О чем плачут лошади»
Всего получено оценок: 3741.
О произведении
Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Карько, загубленного во время войны.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чем плачут лошади». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
Заключение
Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.
После ознакомления с кратким содержанием рассказа «О чем плачут лошади» рекомендуем прочитать его полностью.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Рассказ «О чем плачут лошади»
Год издания рассказа: 1973
Рассказ «О чем плачут лошади» был написан в 1973 году. Произведение является примером «деревенской прозы», как и многие другие работы автора. В рассказе Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать можем о проблеме отношения людей к животным в послевоенные времена.
Рассказ Абрамова «О чем плачут лошади» краткое содержание
Главный герой рассказа «О чем плачут лошади» описывает нам чувства, которые он испытывает, когда попадает на луг. Его завораживают местные пейзажи, он как будто возвращается в свое детство. Часто, спускаясь на луг, мужчина брал с собой немного хлеба, чтобы покормить лошадей.
К лошадям герой испытывал любовь и жалость. Жалел он их, поскольку конюх Миколка много пил и как главный герой сказки Паустовского «Теплый хлеб» обижал лошадей. Мог не накормить, не помыть их, не налить воды. Зная это, многие жители села подкармливали и допаивали лошадей, старались всячески за ними ухаживать.
Далее в рассказе «О чем плачут лошади» краткое содержание следует сказать, что, когда главный герой увидел свою любимую лошадь Рыжуху, он побежал на луг. Это была лошадь четырех-пяти лет, но уже имела множество проблем со спиной. Тем не менее на фоне других лошадей она выделялась. Несколько недель Рыжуха провела на сенокосе и теперь выглядела очень грустной. Когда мужчина подошел поближе, он увидел, что лошадь плачет. Он спросил, что с ней случилось, из-за чего она такая грустная? Рыжуха ответила, что у нее с другими лошадьми завязался спор. Никто не верил ей, когда она рассказывала, что раньше люди любили лошадей и дорожили ими. Это она узнала на сенокосе от одной старой кобылы по имени Забава, которой в свою очередь об этом рассказала её мама. Забава часто пела песни о счастливой жизни лошадей, но, когда Рыжуха спела эти песни сегодня на лугу, ей никто не поверил. Тогда лошадь спросила у мужчины, действительно ли были такие времена, которые ей описала старая кобыла?
После в рассказе Абрамов «О чем плачут лошади» читать можем о том, как мужчина задумался и стал вспоминать, что в его детстве люди относились к лошадям, как к сокровищу. Иногда люди последний кусок хлеба в доме отдавали своей лошади, поскольку считали их своими кормильцами. Этих животных водили на водопой, вычесывали, по ночам люди вставали проверять, как там их лошадка. Поскольку понимали, что без нее никуда и не выбраться из села и не погулять на праздники.
Первой игрушкой у ребенка в деревне был деревянный конь. Детские сказки не могли обойтись без этого животного, да и у каждого на крыльце висела подкова на удачу. Когда появились колхозы, много споров разворачивалось вокруг лошадей.
В семье главного героя тоже был конь. Его звали Карько. Когда мужчина в 1947 году после войны вернулся в село, сразу же стал расспрашивать всех о коне. Позже он узнал, что для того, чтобы отметить День Победы, люди решили пожертвовать самой старой лошадью и скинули на Карька тяжелые бревна. Главный герой пытался найти останки своего коня, но безрезультатно.
Задумался он об этом и не нашел, что ответить лошадям. Мужчина раздал им по куску хлеба и ушел. Он ждал, что лошади примутся есть хлеб, но они просто стояли и смотрели ему вслед. Главному герою стало стыдно за свое молчание. Он понял, что это было своего рода предательством по отношению к Рыжухе, которая так ему доверяла.
Рассказ «О чем плачут лошади» на сайте Топ книг
Рассказ Федора Абрамова «О чем плачут лошади» читать настолько популярно, что он представлен среди лучших отечественных книг классики. Такой популярности рассказ во многом обязан его наличию в школьной программе. Тем не менее это обеспечит попадание этого произведения Абрамова и в наши последующие рейтинги лучших книг.
О чем плачут лошади краткое содержание
Рассказ «О чем плачут лошади» Абрамова был написан в 1973 году. Форма этого произведения – «рассказ в рассказе», в котором автор утешает любимую кобылу Рыжуху и вспоминает своего коня Карько, загубленного во время войны.
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «О чем плачут лошади».
Главные герои
Рассказчик – деревенский житель, добрый человек с чутким, любящим сердцем.
Другие персонажи
Миколка – вечно пьяный конюх, безответственный и ленивый работник.
Краткое содержание
Каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство – в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». Нередко он берет с собой хлеб, чтобы покормить лошадей, которых очень любит.
Лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой–то непонятной вины перед ними». Он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «Конюх Миколка, вечно пьяный», может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно страдают от голода и жажды.
Среди лошадей особой любовью у героя пользуется Рыжуха – небольшая неказистая кобылка. Она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
Рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она встретила его равнодушно. Желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
Герой пытается узнать у Рыжухи причину ее слез и в ответ слышит печальную историю о том, каково раньше жилось лошадям. Кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
Ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». Об этом она узнала от старой кобылы, с которой работала на дальнем покосе. Рыжуха хотела подбодрить своих товарищей песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.
Рыжуха пристально смотрит своими заплаканными выразительными глазами в лицо рассказчика и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
Герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
В памяти всплывает его верный конь Карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый День Победы». Колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.
Рассказчик ничем не может успокоить лошадей. Герой покидает луг, но чувствует, что у Рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
Заключение
Рассказ Федора Абрамова учит не только бережному отношению к животным, но и проявлению милосердия, душевной чуткости к окружающим людям.
После ознакомления с кратким содержанием рассказа «О чем плачут лошади» рекомендуем прочитать его полностью.
О чем плачут лошади
В книгу входят рассказы известного писателя о людях современной деревни, об их проблемах, заботах и радостях.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги О чем плачут лошади предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
© Издательство «Детская литература» Оформление, сост., 2002
© Ф. Абрамов. Текст, наследники
© В. Акимов. Предисловие, 2002
© А. Милованов. Рисунки, 2002
О Федоре Абрамове, его земле, его рассказах
Почти все, о чем вы прочитаете в этой книге, произошло в родных краях писателя Федора Абрамова, на северной пинежской земле. Слово «произошло», конечно, не нужно понимать буквально: будто столкнулся писатель с интересным случаем и в точности перенес его на бумагу. Настоящий художник не списывает с натуры, он преображает в своей душе все впечатления бытия, собирает в незримом фокусе то, что рассеяно вокруг. Живая многоцветная народная речь, голоса, краски и запахи северного леса, трудные и в чем-то самом главном похожие человеческие судьбы, разные характеры — суровые и страстные, твердые и бесконечно нежные и ранимые, отчаянные и бесшабашные, стойкие и увлекающиеся, жадные к жизни и готовые на любое самопожертвование — все это с детских лет впитывалось, накапливалось в душе художника и стало источником его прозы.
Федор Александрович Абрамов родился в 1920 году в большом селе Веркола, на Пинежье. Пинега — лесная извилистая река, самый большой приток Северной Двины. Почти на три километра по ее гористому правому берегу, «угору», как говорят в тех краях, протянулась Веркола, деревня древняя, многовековая. В ней до наших дней сохранились потрясающие воображение крестьянские дома-хоромы, сложенные из необхватных бревен лиственницы. С иных крыш глядят вдаль потемневшие от времени деревянные кони.
С высокого веркольского берега видно далеко-далеко: внизу зеленые травы поймы, желтый песок Пинеги, за камнистыми осыпями противоположного берега встают белые стены древнего Веркольского монастыря — в давние годы одного из крупнейших на Русском Севере средоточений культуры. А поверх всего — бесконечные зеленые и синие волны лесов.
Но не только своей неповторимой природой замечателен архангельский Север.
Опыт прошлого составляет подпочву творчества Федора Абрамова, отзывается в глубинах его своеобразной прозы. Что же касается жизни его родных пинежских мест, то она полно отразилась в его романах и его «малой прозе».
Как же сложилась биография самого писателя?
Федор Абрамов родился в многодетной крестьянской семье, рано оставшейся без кормильца, — отец умер, когда Федору, самому младшему, было всего два года, а старшему брату едва исполнилось пятнадцать. Мать и абрамовские братья и сестры вместе успешно вели крестьянское хозяйство, сохранили и укрепили его. Федору привелось рано узнать все стороны деревенской жизни: и косил, и пахал, и очищал от кустарника пожню. Одновременно он учился, с увлечением, настойчиво. Сначала в родной Верколе, потом в районном селе Карпогоры. Там он первым учеником окончил в 1938 году среднюю школу. С детства его тянула литература; он мечтал быть писателем. Путь к этому оказался неблизким и со множеством препятствий.
Поступив осенью 1938 года учиться на филологический факультет Ленинградского университета, Федор Абрамов не сразу привык к большому городу. Нужно было многое узнать, прочитать, понять. Нужно было работать, и работать с великой настойчивостью и терпением. Воли и упорства у даровитого северянина из таежной глубинки хватало. Он и здесь стал вскоре одним из первых. Когда был закончен третий курс, началась война. Он вместе со своими товарищами вступает добровольцем в ленинградское народное ополчение, принимает участие в тяжелейших боях, где сложили головы многие из его друзей. Сам Абрамов был тяжело ранен, провел страшную первую блокадную зиму в ленинградском госпитале, а затем по тающему льду Дороги жизни был вывезен на Большую землю. После скитаний по госпиталям он попадает в отпуск в родные края. То, что он увидел там, стало великим потрясением и запомнилось навсегда: русские крестьянки, проводив на фронт почти все мужское население деревни, всю тяжесть работы в тылу приняли на свои плечи. Это был поистине «второй фронт», как говорит сам писатель. Это был великий подвиг бескорыстия, самоотверженности, душевной самоотдачи. Отказывая себе во всем, русские бабы-колхозницы трудились с утра до ночи, отдавая все ради общего дела.
Вскоре Абрамов вернулся в армию. Спустя пятнадцать лет был опубликован посвященный этому времени первый роман Абрамова «Братья и сестры».
Демобилизовавшись осенью 1945 года, Федор Абрамов продолжает учение в Ленинградском университете. После окончания университета, в 1948 году, он получает предложение остаться в аспирантуре, стать научным работником, преподавателем вуза. И хотя велика была тяга к писательству, Абрамов выбрал тогда аспирантуру. Научная работа обещала материальную обеспеченность, а у Абрамова в эти годы в родной деревне трудно жила и тяжело работала родня: старший брат с семьей. Нужно было поддерживать детей погибшего на войне другого брата. Защитив диссертацию, Абрамов становится старшим преподавателем, а затем и доцентом филологического факультета ЛГУ, заведует кафедрой советской литературы.
В конце пятидесятых годов положение в деревне начинает меняться, в экономическом отношении жизнь налаживается — и вот тогда наступает время той работы, о которой он всегда мечтал, к которой втайне готовился.
Вскоре после выхода романа «Братья и сестры» Федор Абрамов расстается с университетом и становится наконец профессиональным писателем.
Ему было о чем писать.
Грандиозный замысел — показать подлинную жизнь северной деревни в течение тридцати лет (от военного времени до начала семидесятых годов) — Ф. Абрамов стремился воплотить в тетралогии «Братья и сестры», куда вошли романы «Братья и сестры» (1958), «Две зимы и три лета» (1968), «Пути-перепутья» (1973) и «Дом» (1978).
После «Тихого Дона» Михаила Шолохова и его «Поднятой целины» тетралогия Абрамова стала, пожалуй, самым крупным и глубоким исследованием сдвигов, потрясших все устои прежней крестьянской жизни, яркой и достоверной панорамой тех десятилетий, которые принесли и отрадные, и тревожные перемены в судьбах людей деревни.
Знание жизни, страстная любовь к народу, к людям родного края и гнев против всего, что искажает их судьбы, что мешает им всласть потрудиться, быть настоящими хозяевами своей земли, — вот что делает прозу Ф. Абрамова, в первую очередь его романы, крупным явлением большой русской литературы, вызывали споры в критике, признательный читательский отклик. Мужественная прямота писателя в разговоре о жизни выразилась и в таких известных повестях Абрамова, как «Вокруг да около», «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони». В них он с тревогой говорил и об экономических противоречиях деревенской жизни, и о противоречиях жизни духовной, о тех нравственных ценностях, без которых не выстоять в жизни человеку, будь то старая Милентьевна или юная и безалаберная Алька Амосова.
Нелегкая жизнь выпала на долю настоящим людям в прозе Абрамова; нет и не будет им покоя — вечным труженикам, искателям правды, мучимым отзывчивой, тревожной совестью. На этом стоит вся проза писателя.
Свое место занимают в ней и рассказы.
Прежде чем войти в мир рассказов Федора Абрамова, собранных в этой книге, подумаем вот о чем: а что это за жанр такой в литературе, что это за форма — р а с с к а з?
Чем отличается он от романа, от повести?
Говорят, что и в малой капле отражается солнце. Рассказ — это и есть такая капля. А может быть, допустимо другое сравнение: рассказ — это сгусток жизни, та ее зародышевая клетка, в которой сосредоточена могучая творческая сила. В рассказе нет развернутой истины жизни. Зато в нем схвачен, пережит и выражен момент истины, когда жизнь предстает в своем наиболее выразительном виде и художник прикасается к ее самому острому и чувствительному нерву.
Если верно, что цель искусства — правда, то в рассказе количество правды, так сказать, на единицу площади — наибольшее. Поэтому рассказ писать трудно: столько в каждой строке требует он от писателя усилий души, напряженности и точности слова, внимания к тончайшим оттенкам и в жизни человеческой, и в состоянии мира вокруг человека.
Рассказ дает нам особенно острое ощущение того, что мы существуем в мире, полном трепещущей, каждый миг новой и иной красоты. Полном непрекращающегося труда, и страдания, и любви, и борьбы, и терпения, и памяти… И чувство это собрано в одной точке — в рассказе.
Говоря это, я имею в виду и жанр рассказа вообще, в его классических образцах, и рассказы Федора Абрамова.
Любой рассказ его — это поле боя. Сражение идет в душе человека, во всей жизни вокруг. Оно сплошь и рядом требует крайнего накала всех человеческих и природных сил, оно испытывает все душевные запасы и расходует их нещадно. Но оно же создает новые средства жизни и борьбы, становится накоплением новых душевных ценностей.
Каждый рассказ Абрамова — это взгляд внутрь человека. Что там происходит, что движет человеческой судьбой, какие пути и почему выбирают себе люди?
Это сложный и важный вопрос для Абрамова, для любого современного художника.
Ведь это не только вопрос об отношении человека к себе. Вообще человека, существующего самого по себе, отдельной от других жизнью, нет у Абрамова. И не потому лишь, что он такого человека не любит и ему не доверяет, но потому, что он — русский художник, имеющий дело с русским человеком, человеком, по его мнению, душевно причастным своему народу, своей земле, прирожденным коллективистом, так сказать, «мирским», «соборным» человеком.
Поэтому человеческая судьба, жизнь героя для писателя — это судьба народная, это судьба тех богатств, тех накоплений, которые веками вырабатывал в себе народ. И которые для русского человека стали опорой и источником жизни.
Это в рассказах Абрамова самое главное.
Перелистаем книгу вместе.
Она открывается «Последней охотой» — одним из ранних рассказов Абрамова. Охотник Матвей Лысцев — сильный, самоуправный характер, хозяин в доме. И вот — случайная трагическая неудача. В слепом охотничьем азарте гонится он зимой на мотоцикле за матерым волком, стреляет, делает один промах, другой, хищник уходит, а Матвей страшно обмораживается и после выхода из больницы становится беспомощным инвалидом.
Он — бремя в собственном доме, от него отворачиваются прежние друзья-приятели, и впервые Матвей задумывается над жизнью: что она значит, его жизнь? И кто он сам? «Неужели он, Матвей, это только руки. Да, все остальное — голова, глаза, сердце — все это чепуха. Так, придача к пальцам…»
С такою участью он не может смириться.
В момент, когда жизнь его непоправимо изменилась, он начинает понимать, что сила человека не только в его удачливости, а в способности преодолеть себя изнутри, усилием духа победить «невезение». И Матвей заново утверждает себя новой, последней охотой. Но не ее подробности интересуют писателя, а то, как по-новому увидел Матвей себя и своих земляков, — то обидно пренебрегавших им, то снова готовых признать его, восторженно величать, поить водкой… «Что за народ. » — думает он. Странные, самому еще не вполне понятные мысли ворочались у него в мозгу. И он сейчас вдруг каким-то новым, обостренным взглядом, взглядом человека, пережившего те две страшные ночи, присматривался к этим, казалось бы, знакомым и в то же время незнакомым лицам…»
И вместе с этими непривычными мыслями в нем самом возрождается и становится сильнее человек, заново начинающий понимать людей и себя. Это его главная победа.
«Что за народ. » — словно и сам писатель задает себе в каждом рассказе этот существеннейший для русского художника вопрос. В чем его сила, в чем его слабость, как жил он и как будет жить — народ русский и русский человек? Размышлением об этом одухотворена вся проза Федора Абрамова.
Всмотримся в другие его рассказы.
Сильный человек всегда привлекал писателя.
Но какой разной бывает эта сила! Вот два женских характера в рассказе «Однажды осенью», тоже по-своему сильных. Но сила хозяйственной и красивой здоровой Зины — жесткая и себялюбивая сила. Зина — слишком деловой, практичный и черствый, ничему не удивляющийся человек. Лишь ненадолго появляется перед нами другая женщина — Шура — непутевая, «блудня», по мнению Зины, а мы вместе с парнями, забежавшими на «огонек», почувствовали обаяние этого внешне не очень-то привлекательного существа. Но чем же она берет? Как раз отсутствием этой грубой житейской хватки. Тихая Шура естественно добра, отзывчива, совершенно бескорыстна, от нее идут волны душевной теплоты — и это оказывается более всего необходимо людям.
Доброта — это сила. Может быть, одна из главных душевных ценностей, созданных народом.
…Отправляется в свой дальний путь пятнадцатилетняя девчоночка. С одним-единственным рублем отеческого «благословения» идет она пешком в северную столицу («В Питер за сарафаном»). И на всем пути что запомнилось ей? Больше всего — людская доброта: «Грех обижаться. Приветили в каждой деревне… Спасибо людям. Меня как за руку до самого Питера вели…» Об этом и вспоминает на старости лет пинежская жительница Филиппьевна.
Филиппьевна, заметим кстати, — первая из старых русских людей, к которым с таким вниманием присматривается в своем творчестве Федор Абрамов. Потом будут Олена Даниловна, Михей и Иринья и другие — это лишь в рассказах. Вроде бы ничем, кроме того случая, не выделяется Филиппьевна из крестьянского ряда. Но какая в этой обычности стойкость, какое упорство в этой простоте! Филиппьевна восприняла жизнь как труд для людей, беспредельный и не требующий никаких наград. И взамен встретила такое же отношение к себе. В этом причина ее спокойствия и незлобивости, душевной ясности.
А как острословна Филиппьевна, сколько в ней живости ума, в этой древней уже и маленькой — «стопталась за дорогу» — «старорежимной старушке»! Тем и проложила Филиппьевна свой след в памяти людей. «Да, — завершает писатель свой рассказ о Филиппьевне, — хорошо это — оставить по себе хоть крохотную сказку, помогающую жить людям».
От того же добротного трудового крестьянского корня и Олена Даниловна («Из рассказов Олены Даниловны»). С шести лет она в няньках, к семи годам, говорит она с гордостью, у нее уже год «стажу нянишного было». Что ж, в деревне все рано начинали работать. «Не я одна, и другие в няньках жили. Привычка». Такая же работящая и совестливая Олена Даниловна в старости.
Теперь и внук ее Вовка тоже делом занят. Вместе с бабкой он спасает всякое дачное бездомное зверье, и эта «бессловесная тварь» требует от них немалых душевных забот.
Есть в рассказе и драматический мотив. Жизнь Олены Даниловны и в старости далека от безмятежного покоя.
Выпестовали как-то они с внуком оставшихся без родителей бельчат, те шли доверчиво к людям, и, воспользовавшись этим, Васька Шиш, местный пьяница, без ружья, голыми руками взял их и на эту пушнину «два дня газовал». Так неожиданно рядом с добротой совершает свое дело подлость. Мудрая старуха делает верный вывод из этого тяжелого нравственного урока: «Добро-то, оказывается, тоже надо делать умеючи»: не приручать бельчат к человеку нужно было, а дать им расти так, как требовала их природа.
Природа, ее мощь, ее красота и ее уязвимость, беззащитность — один из главных мотивов прозы Абрамова.
Природа требует, чтобы ее охраняли, с ней считались, чтобы люди умно и осторожно вмешивались в ее тысячелетиями отлаженный ход. Иначе не избежать беды.
И здесь тоже много значит древний опыт крестьянина, веками жившего бок о бок с природой, кормившегося от нее и понимающего, что нельзя рубить сук, на котором сидишь.
Об этом размышляет Абрамов в рассказе «Михей и Иринья». Старый Михей, знакомый рассказчика, в свои восемьдесят пять лет все еще работающий, после работы идет за десять верст посмотреть поставленную сетку и возвращается с пустыми руками — вся река опустошена браконьерами.
С этого начинаются у Михея воспоминания и размышления о том, как должно вести себя человеку, живущему «от природы». «Татя-покойничек смала мне твердит, — говорит Михей, — с лесу бери, да и лесу пособляй». Сквозь старые охотничьи истории, которые он вспоминает, звучит одна главная мысль: «Раз ты нечист на руку, нечего тебе и в лесу делать. Лес чистоту любит».
Для Федора Абрамова, родившегося и выросшего в лесном краю, для его героев судьба природных ценностей, в особенности родного северного леса, — одновременно и общая, и глубоко личная забота. Сохранение и приумножение «зеленого золота», умное, по-хозяйски осмотрительное его расходование — горячий патриотический долг. А для некоторых героев Абрамова в этом заключен весь смысл жизни.
О таком неистовом заступнике леса речь идет в рассказе «Сосновые дети».
В «Сосновых детях» есть такой эпизод. Рассказчик, навестивший своего старого друга лесника Игоря Чарнасова, полон тревоги о судьбе безжалостно вырубаемого леса. Его валит могучая техника. «Трелевочные тракторы, бульдозеры, могучие лесовозы, лебедки. А нынешняя бензопила «Дружба»? — восклицает рассказчик. — Ими, словно косами, выкашивают леса!» Страшная сила!
Что же ей противопоставлено? Наивные, по его мнению, самоделки лесника Чарнасова.
«Да, не много навосстанавливаешь лес такой техникой», — с грустью говорит гость, разглядывая «неуклюжие, примитивные орудия, сделанные в местной кузнице из железного лома».
Но что же он слышит в ответ? «Можно, Алексей, можно! И с такой техникой можно. Была бы только охота. Да и мотыгой дедовской можно. Я вот тебе завтра на примере покажу…»
Вот что главное — была бы охота делать добро! Главное — сила, идущая изнутри человека, духовная отзывчивость, которой столь богаты любимые герои Абрамова.
Игорь Чарнасов прошел трудный путь. Он нашел свою дорогу вопреки многим стихиям жизни. И той стихии уголовной романтики, которая когда-то в юности подхватила его и пронесла через тюрьмы; и нынешней, окружающей его стихии человеческого равнодушия, «какой-то ненависти к лесу», из-за которой он то и дело вступает в конфликт с браконьерами; и стихии выполнения планов лесозаготовок любой ценой.
Так как же должен воздействовать человек на окружающий мир?
Перед нами встает картина того, что было сотворено дедовской мотыгой, помноженной на подвижничество: «Мы стояли на опушке осинника, и перед нами простиралась громадная равнина, ощетинившаяся молодым сосняком. Вдали, на западе, равнина вползала на пологий холм, и казалось, что оттуда на нас накатывается широкая морская волна».
Это дело рук Игоря Чарнасова.
А вот другой питомник, созданный им. На гари, среди разрухи, побоища, учиненного лесоистребительной техникой, упорно течет струя живого: «Я наклоняюсь к первой борозде. Рваные, обгоревшие корни по краям, следы тракторной гусеницы, потом замечаю крохотный, сантиметра в два, пучок темно-дымчатой травки, за ним другой, третий… И вот уже пучки сливаются в жиденький, кое-где искрящийся ручеек, робко крадущийся по песчаному дну борозды.
Ручеек необычный. От ручейка пахнет смолой.
Неужели так вот и начинается сосновый бор?»
Чарнасов мечтает по всей Пинеге «зеленую революцию» пустить, и этот размах мечты соединяется у него с «удивительной любовью и жалостью, русской жалостью ко всему живому.
Нелегко, временами кажется просто невыносимо трудно складывается жизнь Игоря и его жены Наташи. Есть в ней ноты трагизма. У них нет и не будет детей — на посадках леса Наташа подорвала свое здоровье. Нелегко им противостоять лесоистреблению — и все же они не опускают рук. Герой взят писателем в высокие, патетические часы жизни, он полон веры в лучший исход человеческой борьбы за жизнь, за лес.
Многозначно и глубоко название рассказа. Больше всего Игорь любит сосну — она труженица, стоит всегда на переднем крае, принимая на себя удары непогоды, не хитрит, не ждет награды. В этой любви, в этом нежном пестовании соснового подроста — пусть не своих, а «сосновых детей» — много глубокого, неистраченного родительского чувства. С другой стороны, сами Игорь и Наташа — люди удивительного бескорыстия, стойкости и прямоты — тоже словно бы «сосновые дети». Несомненно, что образом могучего соснового бора навеяны размышления Игоря о богатырях русских, оберегавших родную землю; здесь ощутима связь времен, идея преемственности, благородная патриотическая традиция.
Во многих рассказах писатель выступает в роли путника, настойчиво ищущего среди людей истину о человеке, о жизни, — так построены «Сосновые дети», «Однажды осенью», «Могила на крутояре», «Медвежья охота», «Олешина изба»… Наблюдая за своими героями, расспрашивая их, размышляя (и нас приглашая к размышлению), писатель доходит, допытывается до сердцевины, до сокровенного внутреннего мира людей, снимает один за другим покровы с правды, потому что правда редко лежит на поверхности.
Но есть у него рассказы, в которых сокровища народного сердца и духа, драмы, пережитые людьми, раскрываются как бы сами собою. В таких рассказах присутствие автора не явно. Невидимыми рамками картины автор отделен от изображаемого. Но, в сущности, он тут же, «за кадром».
Его присутствие чувствуется по тому сосредоточенному вниманию, в тишине которого звучит рассказ матери («Сердце матери»), развертывается история двух детей-близнецов («Пролетали лебеди»). Автор — и мы вместе с ним — присматривается, не отводя ни на секунду глаз, слушает, боясь шелохнуться, чтобы не вспугнуть исповедальную искренность рассказа, того самовыражения души народной, которое несет в себе глубокую и обжигающую правду о человеке, о богатстве народной «почвы».
Исследуя состав этой «почвы», Абрамов-новеллист и здесь обнаруживает яркие, незаурядные характеры. Они способны к огромным перегрузкам, отличаются поразительной стойкостью и силой. И в то же время есть души такие нежные, такие ранимые, что страшно становится за их судьбу.
Две такие жизни проходят перед нами в рассказе «Пролетали лебеди». Панька и Надежда — два близнеца у старой матери, родившей их уже на сорок третьем году жизни. Надежда практична, она, поначалу всем казалось, житейски цепкий человек; а слабенький братик ее Панька — мечтатель и поэт не от мира сего. Но при всей своей физической хрупкости помешанный на «птичках» Панька, если вдуматься, — тоже по-своему сильный человек, необычный своей тягой к сверхбудничному, тонко чувствующий потаенную жизнь природы. Неодолима в людях стихийная тяга к прекрасному. Панька и умирает, стремясь постигнуть красоту лебедей, потрясенный ею и не могущий без нее жить. И без Паньки, жизнь которого, «как весенний ручеек, прошелестела по деревенской улице», — не полон становится мир деревни.
Как же он погиб, Степонька?
Из рассказа по-новому встает картина военной страды, с новой остротой охватывает нас чувство неоплатной цены народного подвига — в каждой его человеческой капле. Мать на лесозаготовках работала так, что неделями буквально не видела лиц своих детей: затемно уходила в лес и затемно возвращалась, падая с ног от усталости, а огня в доме не было. И не заметила она, как от голода и тяжелой простуды уходила по капле жизнь из ее меньшого сына, который ни словом не жаловался на болезнь. А когда хватилась, было уже поздно.
Долгие годы казнит себя Офимья за то, что проглядела сына, но и — вот что понять нужно! — не жалеет, что целиком отдавала себя в те годы той матери, которая «всем матерям мати», отдавала жизнь свою и детей своих — Родине. Вот так и горюет, и иначе жить не смогла бы! «Тогда ведь не просто робили — деньгу в лесу зашибали, — вспоминает она, — а лесную битву с врагом вели… Ох, что пережито! Теперь начнешь вспоминать, не всяк и верит».
Трудиться для Родины, ее поднимать, вливать в нее свою силу — это не «деньгу зашибать». Через все рассказы так или иначе проходит эта, едва ли не главная, мысль всего абрамовского творчества, мысль патриотическая. Родная земля нуждается в постоянном самоотверженном и упорном возделывании, в защите, чтобы не зарасти сорной травой всяких разрушительных стихий. Так, например, разрушается и зарастает дурным ольшаником починок в девятнадцать домов, запустевает земля, отвоеванная когда-то у леса богатырским трудом старого Корнея и его сынов («Медвежья охота»). И память о них осталась, как легенда. Все они делали необходимое «российское дело». А это дело требовало от них всех сил, ибо нет культуры без земли, нет земли без человека, отдающего ей свои руки и свою душу: «Не сама же Россия распахивалась. Кто-то ее расчищал от лесов, от дебрей».
Сила человека — в связи его с большим делом, предпринятым ради того, чтобы превратить равнодушную, суровую землю в обжитой и добрый дом. Для этого и живут люди. В том же рассказе Абрамов с тревогой присматривается к противоположному человеческому типу, бездомному Пашке-перекати-поле. А Пашке ничего не жалко, пусть все хоть снова зарастет диким лесом: «У меня сроду своего дома не было. И не будет. Что я — дурак? Руки, ноги есть, а казенная фатера найдется». Вот нашел чем хвалиться! А ведь эти настроения не такая редкость в наше время.
И еще шаблон издавна был ненавистен писателю. Отвращение вызывает у него обструганная, обезличенная гладкость, в особенности когда она стремится задавать тон, учить других, каким быть человеку. Вот такой непереносимой казенной скукой веет от «образцового пенсионера» Ковригина, скукой самоуверенной и агрессивной («Олешина изба»).
Ковригину никак не по вкусу буйство душевных сил лесоруба Олеши Рязанского, его неприглаженная вольная сила, яркая человеческая индивидуальность, которую не уложить ни в какие рамки.
Рассказчик с упоением собирает сведения об Олеше, он согласен со старым лесорубом Липатом Васильевичем, который восхищенно говорит об Олеше, что он умел прожить жизнь с забавой. Людям оставил что вспомнить — и смеется над Ковригиным: «Да его бы воля, он не то что Олешу, солнышко бы прикрыл. Больно ярко светит».
Конечно, не так прост Олеша, нелегок он в обращении, и не всегда можно сказать, куда закинут его стихии своевольной натуры. Это сила, еще не вполне себя сознающая и зачастую не умеющая собой управлять. И все же это — сила. Индивидуальность, самобытность чувства, мысли, характера — большое человеческое богатство.
И еще одна необходимая страница в абрамовском познании человека. Необычен на первый взгляд рассказ «Слон голубоглазый», один из немногих «городских» рассказов писателя.
О чем же он? В большом городе мы привыкли мимоходом раскланиваться с соседями по дому, по работе. А на большее и не тянет: своих дел хватает — успевай поворачиваться. Но вдруг наступает момент, когда «случайный» человек, Мария Тихоновна, над которой автор внутренне даже амбициозно посмеивался, открывается в своей душевной истине. И таким светом полна, оказывается, ее вроде бы незаметная, обыденная жизнь. Как много и, главное, как естественно, словно бы стесняясь, сделала она добра людям. От этого открытия, вдруг пережитого автором, у него, по его словам, перехватило горло. Мы — «дети железного века, века, когда исчезли, позабылись такие слова, как «сострадание», «милосердие», «жалость». Но она-то, Мария Тихоновна, знала, ведала силу этих слов». И — дел! Такие люди необходимы всегда, особенно в тяжкие минуты. И неудивительно, что рассказчик вспомнил здесь «свою» Марию Тихоновну, которая так много значила в один из отчаянных моментов его собственной судьбы — родную тетушку Иринью. Другими увидел он голубые глаза этой своей новооткрытой «соседки»: «Где, где я видел раньше эти глаза — такие бездонные, кроткие и печальные. На иконе Богоматери, которую больше всего любили и почитали на Руси и которую я впервые увидел на божнице у тетушки Ириньи…»
Так порывом души своей открывает один человек свет в душе другого человека. Вот что поддерживает нас в любой беде, спасает от поверхностных суждений и одиночества.
Народная жизнь — словно море, образованное каплями, ручьями, потоками человеческих индивидуальностей, в нем слились, соединились, разгулялись на просторе волны великой народной мощи. Из моря народного черпает свою силу художник, ему он служит верой и правдой. Разговаривая с народом, он не имеет права на фальшь, равнодушие, притворное бодрячество.
Этой, одной из важных мыслей рассказа «О чем плачут лошади», рассказа, при всей своей краткости, многопланового и сложного, мы и завершаем вступление в книгу.
Абрамовский рассказ почти всегда краток. Но отличается он особой внутренней напряженностью. В каждом из рассказов мы чувствуем не высказанную «в лоб», но прямо возникающую из всего пережитого глубокую, нужную нашему времени мысль о спасительности неоценимых народных духовных богатств. И о том, что они создавались и продолжают создаваться ежедневным усилием, на которое должна быть способна каждая человеческая душа.