газель что за животное
Подсемейство Газели (Antilopinae)
Полезное
Смотреть что такое «Подсемейство Газели (Antilopinae)» в других словарях:
газели — род парнокопытных животных семейства полорогих. 12 видов, в степях и пустынях северной Африки и Азии. На юго востоке Закавказья, в Туркменистане, Узбекистане и в южном Казахстане обитает джейран. Были объектом охоты (мясо, кожа). Численность… … Энциклопедический словарь
Газели — собирательное название сходных по внешнему облику и размерам копытных 7 родов (из 15 родов, составляющих подсемейство настоящих антилоп, Antilopinae); представителей остальных 8 родов называют карликовыми антилопами (См. Карликовые… … Большая советская энциклопедия
Семейство полорогие — (Bovidae)** * * Семейство полорогих, или бычьих самая обширная и разнообразная группа парнокопытных, включает 45 50 современных родов и около 130 видов. Полорогие животные составляют естественную, ясно очерченную группу. Как ни… … Жизнь животных
АНТИЛОПЫ — общее название для многих парнокопытных млекопитающих, относящихся к семейству полорогих (Bovidae), но отличающихся от других его представителей более изящным телосложением и рогами, направленными в основном вверх и назад, а не в стороны. Рога… … Энциклопедия Кольера
Газель-доркас – животное, которое способно обходиться без воды всю жизнь
Газель-доркас (Gazella dorcas) – относительно небольшое млекопитающее из рода газелей, член семейства полорогие, родом из Северной Африки.
Описание
Газели-доркас, как правило, похожи, по внешнему виду, с обыкновенной газелью, но меньше по размеру. Их уши длиннее, а рога – более изогнутые. Рога самцов имеют длину 250-280 мм, а количество колец на них – от 20 до 24. Рога самки меньше (170-190 мм), а колец – 16-18 штук. Взрослые самцы, в среднем, весят 16,5 кг, в то время как самки – 12,6 кг. В зависимости от местоположения, окрас Газели-доркас меняется. Большая часть тела покрыта шерстью песчаного цвета, низ живота белый, а по бокам находятся две коричневые полосы. В северной Сахаре, окрас шерсти газелей-доркас золотистый с более темными полосами по бокам. Возле Красного моря, цвет шерсти красновато-коричневый с еле заметными боковыми полосами. Голова темнее, чем остальная часть тела.
Ареал
Газели-доркас обитают в северной части Эфиопии и на юго-западе Палеарктики. Эти газели населяют часть северной Африки, пустыни Сахара и Негев, в том числе: Марокко, Рио-де-Оро, Алжир, Тунис, Ливию, Чад, Сомали, Эфиопию, некоторые районы Израиля и Синай на Ближнем Востоке.
Естественная среда обитания
Газели-доркас является одним из самых приспособленных для жизни в пустыне животных. Газели встречаются в самых разных местах: саванны, полупустыни, небольшие поля песчаных дюн, где присутствуют различные виды растений. Газели-доркас могут всю жизнь обходиться без употребления воды, так как получают всю необходимую жидкость из растений, включенных в рацион питания. Однако, они будут пить воду, если она будет доступна. Этот вид способен жить при очень высокой температуре окружающей среды, но в сильную жару, активны в основном на рассвете, вечером и ночью. В тех районах, где газели-доркас подвергаются преследованиям, ведут активный образ жизни в ночное время, чтобы свести к минимуму риски нападений. При сложных условиях, газели живут в парах, а при благоприятных – встречаются в семейных стадах с одним взрослым доминантным самцом, несколькими самками и детенышами.
Размножение
Брачный сезон длится с сентября по ноябрь. В это время самцы охраняют территорию и помечают ее собственными экскрементами. В зависимости от местного климата, группа газелей-доркас будет состоять из одного или двух самцов, с гаремом самок или просто пары самца и самки. В экстремальных климатических условиях, при ограниченных ресурсах, газели в первую очередь создают пары. Система спаривания у газелей-доркас полигинийная.
В дикой природе, самки готовы к размножению в двухлетнем возрасте. В неволе, беременность может наступить уже в возрасте шести месяцев. Около 90% самок в дикой природе беременеют. Почти во всех случаях, в одном помете рождается один детеныш. Беременность длится около шести месяцев, и детеныш рождается покрытым шерстью и с открытыми глазами. Первые недели жизни, потомство проводит спрятавшись в тени. После этого, начинают следовать за матерью и искать твердую пищу. Самцы не участвуют в воспитании молодняка.
Самки вскармливают потомство в течение одной-двух минут, несколько раз в день, около 3 месяцев. В первые две недели жизни детеныша мать-газель пасется и спит далеко от него, но оставляет его в относительно безопасном месте. По мере роста, молодые газели, присоединяются к своей группе.
Продолжительность жизни
В неволе, газели-доркас могут жить до 15 лет. Средняя продолжительность жизни в дикой природе неизвестна, и может отличаться в зависимости от популяции.
Питание
Газели-доркас питаются цветами, листьями и стручками акации во многих регионах обитания. Также употребляют фрукты, листья и различные кустарники. В пустыне Негев, газели-доркас питаются растением панкраций зикенбергера (Pancratium sickenbergeri). В зависимости от сезона, меняются способы добычи пищи. Летом, газели роют ямы в песке, чтобы получить стебли и луковицу панкрация зикенбергера. После зимних дождей, газели-доркас едят свежие проросшие листья. Методы добычи еды, обеспечивают максимальное потребление энергии с минимальными затратами сил.
Поведение
Газели имеют характерный сигнал тревоги, звучащий как короткий лай и используют более громкий призыв в случае крайней опасности или боли. Самки обладают низким хрюканьем, при помощи которого, зовут детенышей и других особей подвида. Если опасность исходит от хищника, газели-доркас могут издавать длинный рычащий звук, сигнализирующий опасность.
Хищничество
На популяцию газелей-доркас охотятся многие хищники. Гепарды, львы, сервалы, волки, каракалы, а также гиены нападают на газелей, независимо от размера и возраста животного. Молодняк могут убиты более мелкие хищники, такие как лисы, орлы, и шакалы. Многие из этих хищников были уничтожены в районах, где в настоящее время обитают газели. Люди, волки и рыси продолжают оставаться основными угрозами для газелей-доркас. Чтобы наблюдать за хищниками, газели используют острое зрение.
Роль в экосистеме
Наряду с некоторыми другими копытными, газели-доркас, распространяют семена различных растений рода акация между Красным морем и Израилем.
Экономическое значение для человека: Положительное
Люди столетиями охотились на газелей-доркас ради их мяса и шкуры.
Экономическое значение для человека: Отрицательное
Газели-доркас лучше приспособлены для жизни в пустыне Негев, вокруг Израиля, чем другие травоядные животные. Они вытесняют остальных травоядных, таких как овцы и козы, которые используются для хозяйственных целей.
Охранный статус
Вид находится под угрозой исчезновения, и классифицируется, согласно МСОП, как уязвимые виды. К главным угрозам этого вида относятся: разрушение мест обитания и незаконная охота.
Газель – животное степей и пустынь
Поэты Востока издревле использовали название этого животного, воспевая девичью красоту. Газель – животное красивое, стройное и изящное, поэтому неудивительно, что его нередко упоминают в литературе.
Но газель вызывает интерес не только у поклонников художественного слова, а еще и у любителей природы. Наша статья расскажет о том, как живут в дикой природе эти удивительные животные.
Классификация
Человек достиг определенных успехов в изучении космоса, океана и атома, на карте мира практически не осталось белых пятен. Но наука отнюдь не всемогуща. Классификация антилоп вызывает множество вопросов и споров. Некоторые виды и подвиды газелей практически не изучены.
Газели относятся к подсемейству настоящих антилоп, которое, в свою очередь, входит в семейство полорогих. В настоящее время исследователи выделяют 7 родов газелей. Количество видов предположительно достигает 19, однако у биологов есть основания полагать, что некоторые из них на самом деле являются подвидами.
Предположительно, эти животные появились в Передней Азии еще в миоцене. В настоящее время газели распространены и в Африке, но этот материк не является их родиной, они перекочевали туда не ранее плейстоцена.
Представители родственных родов схожи между собой. Для них характерно изящное стройное телосложение, что наглядно видно на фото животных. Газели тонконоги и быстры, они являются отличными бегунами и прыгунами. При длине тела около 1 м взрослая особь может сделать прыжок до 7 м, а спасаясь от опасности, это животное способно развить скорость до 80 км/ч.
Рога – один из характерных признаков. Они не противопоставлены, а отклонены назад. Некоторые виды обладают штопорообразно завитыми рожками. Отметим, что у самцов рога есть всегда, а самки некоторых видов не обладают такой особенностью.
Получить более полное представление поможет описание животных. Газели разных родов окрашены в те цвета, которые максимально соответствуют оттенкам местности. Сидящее в траве животное сложно разглядеть. Все тело газели покрыто шерстью буроватого или рыжеватого оттенка и лишь живот намного светлее. На боках, как правило, имеются темные полосы.
Распространение
Газель – животное, которое распространено в пустынях, саваннах, невысоких хорошо освещенных лесах и степях Азии и Африки.
Газель обыкновенная встречается в Саудовской Аравии, Израиле, ОАЭ, Йемене. Животное предпочитает пустыни и полупустыни.
Африка может похвастаться довольно большим разнообразием этих антилоп. Примечательно, что местное население называет этих животных горными скакунами, хотя они живут в пустынях, а не в горах.
Особенности поведения
Это стадные животные. Газели формируют группы, численность которых может достигать 1000 голов. Самцы охраняют поголовье, порой вступая в стычки с собратьями из других стад.
Это очень чуткие животные с великолепным слухом и своеобразным зрением. Угол обзора у газелей довольно широк, пасущееся животное видит и то, что происходит позади него. Почуяв опасность, животные мгновенно срываются с места и устремляются прочь, развивая невероятную скорость.
Линия бега газели изломана. Даже если хищники охотятся сообща, легкие тонконогие антилопы могут уйти от преследования, совершая внезапные скачки вбок, виляя, прыгая зигзагами и всячески сбивая врага с толку. Но хищнику тоже может улыбнуться удача. Уходя от погони, газели иногда вдруг останавливаются, прислушиваясь, не миновала ли угроза. Часто эта ошибка становится роковой, ведь догнать несущуюся газель не многим под силу.
Естественные враги
От кого же пригодится спасаться этим животным? На газелей охотятся львы, гепарды, леопарды, гиены, волки и тигры. Молодняк или представители не очень крупных видов – желанная добыча и для крупных птиц: грифов, орлов, беркутов.
Распространенные виды газелей
Джейран – небольшое стройное животное с массой до 30 кг. Рожки имеют кольцевые утолщения, концы немного загнуты вперед. Обитает это животное в степях Киргизии, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Туркмении. Встречается также в Монголии и северном Китае. В середине прошлого столетия джейран был на грани исчезновения, численность не превышала нескольких десятков. В настоящее время поголовье насчитывает 2000 голов. Охота на этих животных запрещена.
Газель Гранта проживает в восточной Африке. Эти животные сходны с джейранами, но несколько крупнее (масса может достигать 80 кг). Рога есть и представителей обоих полов, боковая полоса не очень темная. Этот род является одним из самых многочисленных.
Газель Томпсона (или просто томми) делит с предыдущим видом ареал. Некоторые ошибочно считают, что животные идентичны, их сложно различить. На самом деле это не так, достаточно только узнать, как выглядят животные. Газель Гранта намного крупнее томми, вес которой редко превышает 35 кг. Рожки и рода Томпсона крепче и короче, концы направлены назад. Окрас тела ярче, а на боках есть черные полосы.
Охрана
Газель – животное, которое нуждается в защите. В былые времена на численности сказалась охота (в основном соколиная и ястребиная), которую нередко проводили ради спортивного интереса, а не ради мяса. Немалый урон поголовью некоторых родов наносили гепарды и тигры, но сегодня многие из этих хищников сами оказались на пороге вымирания, их численность сократилась до минимума.
Некоторые виды газелей внесены в Красную книгу.
Газель-доркас — животное, которое способно обходиться без воды всю жизнь
Поэты Востока издревле использовали название этого животного, воспевая девичью красоту. Газель – животное красивое, стройное и изящное, поэтому неудивительно, что его нередко упоминают в литературе.
Но газель вызывает интерес не только у поклонников художественного слова, а еще и у любителей природы. Наша статья расскажет о том, как живут в дикой природе эти удивительные животные.
Описание
Газели-доркас, как правило, похожи, по внешнему виду, с обыкновенной газелью, но меньше по размеру. Их уши длиннее, а рога — более изогнутые. Рога самцов имеют длину 250-280 мм, а количество колец на них — от 20 до 24. Рога самки меньше (170-190 мм), а колец — 16-18 штук. Взрослые самцы, в среднем, весят 16,5 кг, в то время как самки — 12,6 кг. В зависимости от местоположения, окрас Газели-доркас меняется. Большая часть тела покрыта шерстью песчаного цвета, низ живота белый, а по бокам находятся две коричневые полосы. В северной Сахаре, окрас шерсти газелей-доркас золотистый с более темными полосами по бокам. Возле Красного моря, цвет шерсти красновато-коричневый с еле заметными боковыми полосами. Голова темнее, чем остальная часть тела.
Классификация
Человек достиг определенных успехов в изучении космоса, океана и атома, на карте мира практически не осталось белых пятен. Но наука отнюдь не всемогуща. Классификация антилоп вызывает множество вопросов и споров. Некоторые виды и подвиды газелей практически не изучены.
Газели относятся к подсемейству настоящих антилоп, которое, в свою очередь, входит в семейство полорогих. В настоящее время исследователи выделяют 7 родов газелей. Количество видов предположительно достигает 19, однако у биологов есть основания полагать, что некоторые из них на самом деле являются подвидами.
Предположительно, эти животные появились в Передней Азии еще в миоцене. В настоящее время газели распространены и в Африке, но этот материк не является их родиной, они перекочевали туда не ранее плейстоцена.
Представители родственных родов схожи между собой. Для них характерно изящное стройное телосложение, что наглядно видно на фото животных. Газели тонконоги и быстры, они являются отличными бегунами и прыгунами. При длине тела около 1 м взрослая особь может сделать прыжок до 7 м, а спасаясь от опасности, это животное способно развить скорость до 80 км/ч.
Рога – один из характерных признаков. Они не противопоставлены, а отклонены назад. Некоторые виды обладают штопорообразно завитыми рожками. Отметим, что у самцов рога есть всегда, а самки некоторых видов не обладают такой особенностью.
Получить более полное представление поможет описание животных. Газели разных родов окрашены в те цвета, которые максимально соответствуют оттенкам местности. Сидящее в траве животное сложно разглядеть. Все тело газели покрыто шерстью буроватого или рыжеватого оттенка и лишь живот намного светлее. На боках, как правило, имеются темные полосы.
Естественная среда обитания
Газели-доркас является одним из самых приспособленных для жизни в пустыне животных. Газели встречаются в самых разных местах: саванны, полупустыни, небольшие поля песчаных дюн, где присутствуют различные виды растений. Газели-доркас могут всю жизнь обходиться без употребления воды, так как получают всю необходимую жидкость из растений, включенных в рацион питания. Однако, они будут пить воду, если она будет доступна. Этот вид способен жить при очень высокой температуре окружающей среды, но в сильную жару, активны в основном на рассвете, вечером и ночью. В тех районах, где газели-доркас подвергаются преследованиям, ведут активный образ жизни в ночное время, чтобы свести к минимуму риски нападений. При сложных условиях, газели живут в парах, а при благоприятных — встречаются в семейных стадах с одним взрослым доминантным самцом, несколькими самками и детенышами.
Газели – Грациозные африканские прыгуны
Газели — грациозные быстроногие антилопы. Они относятся к тому же семейству полорогих парнокопытных млекопитающих, что и быки, козлы, бизоны, бараны и многие другие. Газели живут на открытых равнинах и в полупустынях Африки и, как правило, держатся группами из 5—20 животных. Иногда группы объединяются в одно большое стадо. Газели питаются травой, листьями и молодыми ветками кустарников. Кроме того, некоторые виды этих антилоп нуждаются в большом количестве воды. Кормятся они ранним утром и ночью, когда в траве и листьях содержится больше всего влаги.
Газели порой проделывают удивительные вещи. Когда стадо неспешно пасется, то одна, то другая антилопа начинают вдруг высоко подпрыгивать вверх, отталкиваясь от земли всеми четырьмя ногами. Приземляются они тоже на все четыре конечности разом. Причины такого странного поведения животных ученым пока непонятны. Возможно, они просто играют и наслаждаются жизнью. А может быть, дело обстоит гораздо серьезнее. Взмывая в воздух, газель способна издалека заметить подкрадывающегося к стаду врага. В этом случае она своевременно предупредит сородичей об опасности, и стадо успеет спастись бегством. А бегают газели необычайно быстро.
Мясо газелей используют в пищу местные жители. Кроме того, их мясом кормятся и многие африканские хищники. Вот почему численность некоторых видов газелей неуклонно снижается. Вдобавок люди уничтожают места их обитания, распахивая равнины под культурные поля. Пустыни же с каждым годом становятся все суше и все беднее растительностью.
Размножение
Брачный сезон длится с сентября по ноябрь. В это время самцы охраняют территорию и помечают ее собственными экскрементами. В зависимости от местного климата, группа газелей-доркас будет состоять из одного или двух самцов, с гаремом самок или просто пары самца и самки. В экстремальных климатических условиях, при ограниченных ресурсах, газели в первую очередь создают пары. Система спаривания у газелей-доркас полигинийная.
В дикой природе, самки готовы к размножению в двухлетнем возрасте. В неволе, беременность может наступить уже в возрасте шести месяцев. Около 90% самок в дикой природе беременеют. Почти во всех случаях, в одном помете рождается один детеныш. Беременность длится около шести месяцев, и детеныш рождается покрытым шерстью и с открытыми глазами. Первые недели жизни, потомство проводит спрятавшись в тени. После этого, начинают следовать за матерью и искать твердую пищу. Самцы не участвуют в воспитании молодняка.
Самки вскармливают потомство в течение одной-двух минут, несколько раз в день, около 3 месяцев. В первые две недели жизни детеныша мать-газель пасется и спит далеко от него, но оставляет его в относительно безопасном месте. По мере роста, молодые газели, присоединяются к своей группе.
Газель животное
Газели обитают в Африке и в Азии (от Аравийского полуострова до северной Индии и Китая).
Их место жительство – открытые засушливые степи. Некоторые встречаются в пустынях и полупустынях.
Питаются растительной пищей. Это стройные и длинноногие животные, длина тела – от 80 до 170 см, хвост короткий и маленький – 30см.
Она имеет жёлто- серый окрас на верху тела, или коричневый. Низ и живот белого цвета. Когда животное лежит на земле, его трудно заметить, особенно детёныша.
У газелей есть рога, длинной до 30 см, у самок они, конечно же, меньше размером. У животного миниатюрные копыта. Создаётся впечатление, что ходит она на цыпочках. Так же у них отлично развит слух и зрение.
животные газели фото
Если услышит шорох, шум, то срывается с места, развивая при этом скорость до 65 км/ч. Иногда останавливается, не ошиблась ли в угрозе? Такая проверка самой себе заканчивается плачевно: нет, не ошиблась, и хищник не упустит своего шанса. Вообще, бег зигзагом и прыжки в сторону – главный приём спасения от врагов.
Животные стойкие к теплу. Но когда долго нет дождей, возникает проблема еды и воды. Самцы уходят разведывать территорию. Живут стадом, а самец ревностно охраняет свою территорию и семью. Если надо, может вступить и в бой.
детеныш газели фото
Газели приносят потомство в сезон дождей. Когда рождается малыш, то весь первый день он лежит неподвижно в траве. Мать приходит покормить его. Далеко она не уходит, надо присматривает за ним. Постепенно малыш начинает осваивать местность, знакомиться с «роднёй». В день это занимает не больше двух часов.
Через три недели он уже активно бегает и интересуется всем, что происходит вокруг. Маминым молоком питаться детёныш будет два месяца. Начинает играть и бодаться со сверстниками. В дальнейшей жизни такие навыки пригодятся. Если малыш при опасности зазевается, то легко становится добычей хищника.
Питание
Газели-доркас питаются цветами, листьями и стручками акации во многих регионах обитания. Также употребляют фрукты, листья и различные кустарники. В пустыне Негев, газели-доркас питаются растением панкраций зикенбергера (Pancratium sickenbergeri). В зависимости от сезона, меняются способы добычи пищи. Летом, газели роют ямы в песке, чтобы получить стебли и луковицу панкрация зикенбергера. После зимних дождей, газели-доркас едят свежие проросшие листья. Методы добычи еды, обеспечивают максимальное потребление энергии с минимальными затратами сил.
ЧЕМ ПИТАЕТСЯ
Газели очень неприхотливые животные и способны питаться различными растениями, однако основным кормом газели Томсона всё-таки является трава. В период дождей, которые бывают в местах их проживания, основу рациона этих газелей составляет сочная степная трава.
Во время засухи, когда трава высыхает, газели вынуждены оставлять солнечные долины рек. Они путешествуют в кустарниковых зарослях, где находят нужную им молодую зелень разнообразных кустов и деревьев. Газели обгрызают и срывают растения своими острыми нижними резцами. Каждый кусок перед глотанием хорошо разжёвывается и измельчается.
Газель является типичным жвачным животным с пищеварительной системой с помощью которой усваиваются все необходимые ей пищевые элементы. Газель глотает корм и в первом отделе желудка (рубце) частично его переваривает, потом съеденный корм срыгивает, снова пережёвывает и уже тогда проглатывает окончательно. Все полезные и питательные элементы пищи усваиваются только после того, как она пройдёт через последние желудки животного.
Поведение
Газели имеют характерный сигнал тревоги, звучащий как короткий лай и используют более громкий призыв в случае крайней опасности или боли. Самки обладают низким хрюканьем, при помощи которого, зовут детенышей и других особей подвида. Если опасность исходит от хищника, газели-доркас могут издавать длинный рычащий звук, сигнализирующий опасность.
ОБРАЗ ЖИЗНИ
Газель Томсона обитает в степях Танзании, Кении, а также Судана. Единичные особи встречаются крайне редко, обычно газели держатся стадами, насчитывающими до 700 голов. Каждая группа имеет выраженную общественную иерархию. Взрослые самцы держат подрастающих самцов на удалении от стада. Самки с детёнышами ходят вместе, одной группой. Большинство газелей населяют тёплые и сухие пространства. Они непривередливы в выборе пищи и могут долгое время обходиться без воды.
В Восточной Африке живёт газель Гранта и, собственно, газель Томсона, которая является ниже газели Гранта и имеет покрытый шерстью хвост — в состоянии раздражения она крутит им как пропеллером.
Газель Томсона обитает на открытых территориях, поэтому постоянно должна быть начеку, чтобы вовремя заметить многочисленных врагов. Она хорошо умеет распознавать реальную угрозу. Случается, что эти газели временами спокойно пасутся неподалёку от львов. Газель Томсона, как и газели других видов, вблизи паха имеют характерную, легко заметную чёрную полосу. Благодаря этой полосе, очевидно, члены стада могут хорошо видеть друг друга.
Хищничество
На популяцию газелей-доркас охотятся многие хищники. Гепарды, львы, сервалы, волки, каракалы, а также гиены нападают на газелей, независимо от размера и возраста животного. Молодняк могут убиты более мелкие хищники, такие как лисы, орлы, и шакалы. Многие из этих хищников были уничтожены в районах, где в настоящее время обитают газели. Люди, волки и рыси продолжают оставаться основными угрозами для газелей-доркас. Чтобы наблюдать за хищниками, газели используют острое зрение.
Враги
Газель – животное с отлично развитым зрением и слухом. При малейшем шорохе или шуме она внезапно срывается с места. При этом скорость, которую она развивает, достигает шестидесяти пяти километров в час. Иногда животное останавливается, проверяя, не ошиблось ли в угрозе. Нередко такие проверки заканчиваются плачевно. Хищник не упускает своего шанса.
Главным приемом спасения от врагов являются прыжки в сторону и бег зигзагом. А недругов у газелей много. Это наземные хищники – леопарды, гепарды и львы, а также пернатые – орлы, беркуты, могильники и грифы.
MaksimTrofimov › Блог › Страницы истории. ГАЗель.
Долго думал чем бы таким порадовать читателей? Ведь это уже блог №100. Ну и подумал я, раз приобрёл я ГАЗель
, да и когда-то хотел про неё написать, то пусть будет ГАЗель. А потом продолжу про РАФики
Моя ГАЗелька
Начало работ по созданию полуторатонного грузовика на Горьковском автомобильном заводе датируется еще 1988 годом. На сегодняшний день за всю историю авто уже третья. Первой такой моделью стала ГАЗ-АА, появившаяся в 30-40-х годах, во время становления width=»800″ height=»600″[/img] Второй моделью стала ГАЗ-56, создание которой началось в 1952 году. В основу конструкции модели был заложен принцип унификации, согласно которому все основные узлы и кабина были позаимствованы у ГАЗ-51. Впрочем, двигатель на модель был поставлен новый – ГАЗ-21. Немного позже он стал базой для создания двигателя ЗМЗ-402. Именно этот двигатель и был впоследствии установлен на третью «полуторку», которая до сих пор считается одной из лучших моделей для грузовых перевозок.
Ничего подобного советский автопром не выпускал. Только «полноформатные» грузовики или коммерческие версии легковушек вроде ижевского «каблучка» и уазовской «буханки». А чтобы машина находилась на стыке классов, ни грузовик, ни легковушка, — такого системе плановой экономики не требовалось: «Полторы тонны груза можно возить на машинах-трёхтонках». И никаких гвоздей.
«Газелями» обыватели стали называть целый класс коммерческих автомобилей — лёгкие грузовики полной массой менее 3,5 т, для управления которыми нужны лишь права категории «В». В свою очередь, водителей таких машин прозвали «газелистами»
Об этот железный аргумент разбилось немало интересных разработок. ГАЗ, например, работал над армейским грузовичком ГАЗ-62 грузоподъёмностью 1300 кг, но авторы машины не сумели ответить на вопрос «Зачем?», последовавший со стороны большого московского начальства. И правда, зачем, если бензин стоит копейки? Для «пятьдесят третьего газона — или, скажем, ЗИЛ-130 — полторы тонны не нагрузка. А экономить топливо, снижая грузоподъёмность, партия задания не давала. Так что, товарищи на местах, не выдумывайте машин, которые не нужны трудовому советскому народу.
В СССР первым лёгким грузовиком мог стать армейский ГАЗ-62 (это проект аж 1959 года). Не стал: в условиях плановой экономики слишком поздно поняли, что стране нужны не только большие грузовики
И только ХХVI съезд КПСС доходчиво объяснил, что лёгкие грузовые машины не просто нужны, необходимы! Выполнять директиву взялся, разумеется, НАМИ — Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт. А вот консультантами назначили специалистов Ульяновского авто являлась самой близкой по классу. Вскоре главным конструктором проекта стал уазовец Андриан Макаров. Чтобы инженерам было, откуда «черпать вдохновение», чиновники закупили несколько грузовиков-иномарок нужного класса: Ford Transit, Iveco Daily, Mercedes-Benz 307 и Renault Master.
УАЗ-3727 — большой фургон, созданный по поручению ХХVI съезда КПСС специалистами НАМИ и Ульяновского автозавода. В СССР первый лёгкий коммерческий автомобиль начали создавать ровно 30 лет назад, в 1984 году
Нужно отметить, что советские инженеры смогли подготовить весьма современный ответ западным соперникам. Было решено, что основной моделью нового семейства станет высокий длиннобазный фургон, по габаритам заметно превосходящий иностранные аналоги (бортовой грузовик и микроавтобус должны были появиться позднее). Притом для фургона выбрали безрамную — с несущим кузовом! — концепцию. В качестве базового двигателя предполагалось использовать 2,45-литровый бензиновый УЗАМ, а со временем — 70-сильный дизельный атмосферник, прототипом для которого послужил мотор Iveco. Будущая новинка советского автопрома получила индекс 3727.
На фото процесс сборки одного из первых прототипов будущей Газели: «Колёса взяли от «рафика», — вспоминает Четвериков. — Однако поступило предложение от Кировского шинного завода: мы сделаем 16-дюймовую шину по мировым требованиям вместо 15-дюймовой»
Причем здесь Газель? Притом, что такая машина могла вообще никогда не появиться, если бы УАЗ захотел довести перспективный 3727 до конвейера. Не захотел. Навязанный Москвой фургончик казался лишней головной болью: зачем осваивать непрофильную гражданскую продукцию, когда армии стабильно требуются внедорожники? В весьма солидных количествах. Так что предложение Гейдара Алиева, будущего президента Азербайджана, который настаивал, чтобы выпуск «полуторки» наладили на территории его родной страны, было воспринято весьма благосклонно. К 1991 году Кировобадский автозавод уже готовился начать работу. Но развал СССР поставил крест и на будущем завода, и на будущем модели КиАЗ-3727.
20 июля 1994 года: на конвейере идёт сборка первой Газели: «В основном, у грузовиков ГАЗ была сельскохозяйственная направленность. А тут — юркий автомобиль на маленьких колёсах», — дивились работники завода новинке
Впрочем, сами уазовцы, которые никак не могут простить коллегам из Нижнего Новгорода оглушительный коммерческий успех Газели, придерживаются другой версии. Дескать, бывший газовец Николай Пугин, будучи министром автомобильной промышленности СССР, всеми силами не давал Ульяновскому автозаводу освоить новинку на своих мощностях, чтобы дать фору бывшим коллегам из Горького. Дескать, пока азербайджанцы запустят конвейер, пока силами приглашённых инженеров вылечат «детские болезни»… За это время ГАЗ сможет наладить выпуск собственного, рамного, аналога! И работа над таким аналогом уже велась.
21 июля 1994 года: первая Газель покидает газовский конвейер. Через полтора года появятся 7-местная версия, цельнометаллический фургон и микроавтобус… За 20 лет из заводских ворот выехало больше 2 млн машин
Трудно сказать, чья версия является истинной. Но официальная хронология создания Газели выглядит следующим образом. В 1989 году началась работа над конструкцией автомобиля. В 1991 году удалось собрать первый макетный образец. Затем автомобиль прошёл предварительные, приёмочные и ресурсные испытания… «Выпуск бортового автомобиля ГАЗ-3302 Газель грузоподъёмностью 1,5 тонны начался 20 июля 1994 года», — напоминает нам официальная летопись Горьковского автозавода. Почему так быстро? Уазовцы откровенно считают, что ГАЗ просто воспользовался их наработками, скопировав большинство решений, опробованных на экспериментальных УАЗ-3727. Тем более, что вышеупомянутый Андриан Макаров неоднократно возил на ГАЗ документы по этому проекту.
Создатели Газели понимают, что успех их детища — это не только заслуга конструкторов, но и влияние эпохи. Изменилась экономическая ситуация, появившемуся малому бизнесу потребовались новые машины, и «полуторка» стала самой востребованной среди грузовиков
«С той работой, которую проводили НАМИ, Ульяновский автозавод и подключенная на определенном этапе английская фирма IAD (International Automotive Design), мы, разумеется, имели возможность знакомиться, — вспоминает ведущий конструктор автомобилей семейства Газель Владимир Четвериков. — На нас эти работы оказали лишь незначительное влияние, поскольку выяснилось непонимание условий, в которых предстояло эксплуатировать автомобиль. В Англии, например, у автомобиля появилась передняя независимая подвеска. Но диаметр пальцев шаровых шарниров составлял всего 26 мм — как… в шарнирах рулевого управления!»
Для независимой передней подвески Соболя (на фото — предсерийная версия) за основу взяли подвеску от ГАЗ-14 «Чайка». Модель, построенная на основе Газели, создавалась как автомобиль для семейного пользования, поэтому комфорту уделили больше внимания
Впрочем, если почти готовый УАЗ (который позднее сменит марку на КиАЗ) действительно не оказал на будущую Газель большого влияния, то на изначальный проект грузовика-полуторки, разработанный НАМИ, инженеры из Горького посматривали более чем внимательно: «Переднюю подвеску мы взяли от автомобиля, разработанного НАМИ, — подтверждает Четвериков. — Несколько видоизменили, но оставили основные принципы». При этом освоение подвески потребовало серьёзных усилий: для малолистовых рессор требовался качественно иной металл, для сайлент-блоков, через которые крепятся рессоры, очень долго подбирали состав резины…
Газель похожа на Ford Transit третьего поколения. «Внешне, действительно был общий мотив, — соглашается Владимир Четвериков. — Но общий мотив – полукапотная компоновка — характерен для большинства автомобилей такого класса»
И вообще, чтобы начать производство первого отечественного автомобиля такого класса, конструкторам и технологам пришлось проделать гигантскую работу. И большая часть этой работы выполнялась впервые. Например, сейчас Газель готова предложить десятки исполнений, а тогда — один вариант бортовой платформы, один вариант колёсной базы… Потому что создатели просто не предполагали, что клиентам потребуется разнообразие. Даже объём выпуска подсчитать не могли: «Велись большие споры, в каких объемах стране нужен этот автомобиль: 10 тысяч машин, 40 тысяч… Даже диссертации на эту тему защищали! В это время страна переживала глубокие перемены…», — вспоминает Четвериков.
«На километр пробега маршрутного такси приходится один цикл открывания двери, — рассказывает про маршрутки Александр Кочетков. ведущий конструктор отдела кузовов и кабин. — Ни одни заводские испытания не способны подвергнуть конструкцию такому беспощадному износу!»
Однако, в условиях «глубоких перемен» Газель оказалась именно тем, что нужно отечественному перевозчику. Хотя традиционные потребители «газонов» восприняли новинку как пародию на грузовик: «По колхозам ездили. Занимались тем, что называется сегодня «легализацией нового продукта», — рассказывает Дмитрий Петров, ведущий водитель-испытатель Газели. — У всех поначалу было непонимание этого автомобиля: «Почему такие маленькие колёса?! На них вы нигде не проедете, застрянете!» У людей не было ничего компактнее ГАЗ-52, и ещё меньший автомобиль они не воспринимали».
В разгар кризиса 2008-2009 гг. ГАЗ решил выпустить бюджетную версию Газели: фары от Газона, фанера вместо заднего стекла… Таким образом удалось довести цену машины до 264 тысяч рублей (!), но публикой сверхдешёвый грузовичок оказался не востребован
Да что потребители! Вернувшись немного назад, отметим, что сами газовцы поначалу не знали, как нужно испытывать лёгкий коммерческий транспорт: «Испытатели, привыкшие работать на грузовых автомобилях сначала управляли «полуторкой», как большим грузовиком: загодя тормозили, с запасом на медленный разгон выбирали время для манёвра… А затем обнаружили, что грузовичок обладает «легковой» динамикой и начали на «полуторках» гонять весьма лихо!» Легковые повадки уже серийных машин отметили и покупатели: с появлением Газели статус водителя грузовика мгновенно девальвировался — теперь возить грузы можно было доверить любому, так как особых навыков вождения ГАЗ-3302 Газель (в отличие, например, от ГАЗ-53) не требовал.
Газель-Бизнес оказалась крайне успешным проектом! Оказывается, покупатели газовских машин готовы переплачивать за более качественные комплектующие, так что Бизнес быстро сменил «обычную» Газель, от которой на заводе не планировали отказываться
Так появилось понятие «газелист»: молодой рукастый парень, который быстро ездит и готов, только подпоясавшись, отправиться за тридевять земель. Рукастый потому, что первые экземпляры оказались отнюдь не беспроблемными. Помните, какой атрибут был обязательным для водителя-газелиста летом? Правильно — пустая пластиковая бутылка, которую подкладывали под крышку капота, чтобы улучшить обдув двигателя: «Первые Газели» сошли со старым двигателем ЗМЗ-402 от Волги, так как Заволжский моторный завод не успел завершить подготовку производства нового двигателя ЗМЗ-406. Старый двигатель был более теплонапряжённым». И других проблем хватало: плохо закрывались боковая и задние двери фургонов, от перегруза лопалась рама, кузов и кабина быстро прогнивали до сквозных дыр…
Второе поколение грузовичка — Газель-Next — могло никогда не появиться. Планировалось обновить внешность мерседесовского Спринтера (его выпускает ГАЗ) и выпустить такую «полукровку» под маркой Газель.
Постепенно совершенствуясь конструктивно, Газель внешне оставалась неизменной почти 10 лет. В 2003 году «полуторка» впервые серьёзно обновилась — именно тогда появились характерные каплевидные фары. Второй глубокий рестайлинг машина пережила через 7 лет: на заводе решили, что автомобиль, который является основой благополучия, должен стать современнее и надёжнее. А совсем недавно дебютировал грузовичок принципиально нового поколения, получивший название Газель-Next, который уже успел обрасти множеством модификаций.
Своим появлением такое понятие как маршрутки всецело обязано Газелям. Вот только сейчас перевозчики всё больше предпочитают иномарки… С запуском маршрутного Некста должна начаться новая волна «газелизации» — автобусов такого формата конкуренты попросту не предлагают
Что будет дальше? На базе Некста уже выпускаются маршрутки принципиально иного, нежели раньше, формата. В 2019 году дебютировали цельнометаллические фургоны. В общем, нижегородская «полуторка» продолжает занимать свою нишу, хотя скептики 20 лет подряд предрекают, что скоро место Газелей займут иномарки… А ещё удачная кабина новой Газели будет использоваться на среднетоннажных Газонах-Next и даже пригодится для могучих грузовиков Урал. Но это — другое время и другие автомобили.
Дмитрий Юрьевич Петров, ведущий инженер-испытатель Газели: — В 1993 году нужно было построить демонстрационный рекламный образец автомобиля Газель. И тогда мы решили сделать машину яркой и запоминающейся, покрасить кабину, раму, детали шасси… в красный цвет! И всё, что можно, отхромировать. В другой цвет, кроме черного, рамы горьковских грузовиков никогда не окрашивались! На производстве крутили пальцем: зачем покрывать хромом колёсные диски? А мы еще и установили спереди хромированный «кенгурятник». Красавец-автомобиль получился: красная кабина, красная рама, белый кузов-фургон…
Владимир Никитович Носаков, в период создания Газели — заместитель главного конструктора ОАО «ГАЗ»:
— Я придумал название грузовичка по просьбе Николая Андреевича Пугина, тогдашнего генерального директора Горьковского автозавода. До запуска автомобиля оставалось меньше двух недель, но мне хватило буквально одной ночи. Я написал на листке всего лишь одно слово: «Газель». Через час на листке появилось второе слово: «Согласен». Так быстро генеральный директор утвердил моё название!
Владимир Леонидович Четвериков, ведущий конструктор автомобилей семейства Газель:
— В концепции будущего автомобиля, пожалуй, главным определяющим показателем встала необходимость обеспечить полную массу не более 3,5 тонны, чтобы им могли пользоваться водители, у которых права только категории «Б». И к весовым показателям во время проектирования выдвигались самые высокие требования. Каждый конструктор-«узловик» получал лимит по весу разрабатываемых узлов. Кстати, были сторонники использования проверенного рядного 6-цилиндрового мотора. Мы отстояли установку компактного легкового двигателя. Иначе автомобиль просто имел бы другую геометрию.
PS:
Если вам интересно, то могу найти информацию и по ГАЗель Бизнес и Газель Next
ГАЗ 62, был грузоподъемностью 1100кг.(предшественник-капотный вариант 62го 1200кг.) Подписанный как УАЗ-3727, на самом деле УАЗ-НАМИ (третья серия «полуторки» НАМИ) цифрового индекса не имел, 3727 был КиАЗ (по сути «полуторка»НАМИ второй серии).На развитии проекта КиАЗ, крест поставил не развал СССР, а армяно-азербайджанский конфликт в Нагорном Карабахе (1988г.), после чего проект пытались реализовать на УАЗе, но поддержки от руководства завода получено не было, так же и ГАЗ отказался принять машину (выпускали до 320 тыс. собственных грузовиков, при проектной мощности в 300тыс.). В 1988г. для Брянского автозавода, разрабатывался проект «полуторки»БАЗ 3778, британской фирмой IAD. Информацию предоставил Anvar62
Интересные факты о газели Гранта
САМКА И КОЗЛЕНОК
Как правило, после 5-6 месяцев беременности самка в стороне от стада производит на свет козленка. Он остается некоторое время в укромном месте, чтобы отлежаться, а мать приходит к нему, чтобы накормить. Но она практически не спускаете него глаз, когда он пасется, ведь на потомство охотятся шакалы, павианы, орлы, сервалы и медоеды. При нападении на козленка самка пытается встать между детенышем и хищником, чтобы отвлечь последнего.
Во время бега она указывает козленку правильное направление благодаря белому пятну под хвостом.
ВРЕМЕННЫЕ УЧАСТКИ
Для газелей Томсона характерна многообразная социальная структура. Существуют стада самцов, состоящие в среднем из 20 особей, самок — из около 80 животных, и смешанные стада, насчитывающие порядка 60-70 голов. При перемещениях несколько группировок могут собираться вместе и на непродолжительное время образовывать стада в несколько тысяч животных.
У некоторых взрослых самцов сильно развито территориальное поведение: они защищают участок в несколько гектаров и метят его мочой, экскрементами и секретами различных желез. Столкновения нескольких животных часто происходят на границах участков. Эти схватки с обменом ударами, как правило, служат не изгнанию чужого самца, а подтверждению границ. Стада самок, проходящие мимо, самец пытается собрать в одно место в середине участка. Если у одной из самок течка, то он начинает за ней ухаживать. Если она останавливается, дело доходит до спаривания. Через какое-то время самца одолевает страсть к путешествиям. Он бросает участок, который так яростно защищал, и L присоединяется к проходящему мимо стаду сородичей.
Распространенные виды
Геренук, как один вид, образует два территориальных подвида, которые некоторые исследователи иногда рассматривают и в качестве отдельных видов:
Южный геренук
Litocranius walleri walleri или южный геренук, распространен на северо-востоке Танзании, Кении, на юге Сомали;
Северный геренук
Litocranius walleri sclateri или северный геренук, обитатель южной и восточной Эфиопии, юга Джибути, севера и центра Сомали.
Подвиды
Выделяют 6[5] — 7[6][4] подвидов обыкновенной газели, которые в настоящее время некоторыми исследователями выделяются в самостоятельные виды[6][7]:
Питомцы африканских равнин: зебры, антилопы топи и газели Томсона. Видео (00:51:30)
Удивительно трогательная программа, рассказывающая о развитии детёнышей диких животных разных видов, от рождения до достижения ими самостоятельности. Большие кошки, приматы, крупные копытные и сумчатые, млекопитающие тропических джунглей, африканских саванн и европейских лесов, и даже киты – с любовью и сочувствием к своим персонажам авторы расскажут нам, как они появляются на свет, как растут и развиваются, осваивая необходимые для выживания навыки, окружённые нежной заботой родителей. На богатом, потрясающе красивом видеоматериале, изобилующем трогательными, зачастую забавными, а иногда и трагичными сценами из жизни потомства и их родителей, создатели сериала повествуют об удивительно эмоциональном, полном радости, нежности, игр и опасностей процессе взросления новых поколений диких животных, принадлежащих к разным видам, разным экосистемам, и ведущих зачастую радикально отличный друг от друга образ жизни.