Наше повествование о венской тройке мы завершим биографией Гайдна. Все они — Бетховен, Моцарт и Гайдн — так или иначе связаны между собой. Бетховен был моложе их всех, вдохновлялся творчеством Моцарта и учился у Гайдна. Но о личности этого великого композитора мы уже рассказывали в других статьях.
Сейчас у нас несколько иная задача — лаконично рассказать о венской тройке. Позже мы расскажем о ней больше, а пока… вернемся к нашей теме.
Франц Йозеф Гайдн – великий австрийский композитор, основатель классической инструментальной музыки и родоначальник современного оркестра. Многие считают Гайдна отцом симфонии и квартета.
Гайдн обладал своенравным характером, и уже в 16 лет его выгоняют из хора — в тот период, когда у него стал ломаться голос. Он остается без средств к существованию. В таком безвыходном положении юноша берётся за разную работу. Ему даже приходится быть слугой у итальянского учителя пения Николая Порпоры. Но даже работая слугой, Гайдн не забрасывает музыку, а берёт уроки у композитора.
Видя такую любовь юноши к музыке, Порпора предлагает ему должность компаньона-камердинера. Это положение он занимает около десяти лет. В качестве оплаты за труд Гайдн получает уроки музыкальной теории, из которых много узнаёт о музыке и композиции. Постепенно материальное положение юноши улучшается, а музыкальные труды увенчиваются успехом. Гайдн ищет богатого покровителя, каковым становится имперский князь Пал Антал Эстерхази. Уже в 1759 году юный гений сочиняет свои первые симфонии.
Женился Гайдн довольно-таки поздно, в 28 лет, на Анне Марии Кллер, и, как оказалось, неудачно. Анна Мария часто выказывала неуважительное отношение к профессии мужа. Детей не было, что тоже играло немаловажную роль, внося дополнительный раздор в семью. Но, несмотря на всё это, Гайдн на протяжении 20 лет был верен своей жене. Но по прошествии стольких лет внезапно влюбился в 19-летнюю Луиджию Ползелли, итальянскую оперную певицу, и даже обещал на ней жениться, но в скором времени эта страстная привязанность прошла.
В 1761 году Гайдн становится вторым капельмейстером при дворе князей Эстерхази, одной из самых влиятельных семей Австрии. За довольно-таки длительную карьеру при дворе Эстерхази он сочиняет огромное количество опер, квартетов и симфоний (всего 104). Музыка его вызывает восхищение многих слушателей, а мастерство достигает совершенства. Он становится известным не только у себя на родине, но и в Англии, Франции, России. В 1781 году Гайдн знакомится с Моцартом, который становится его близким другом. В 1792 году знакомится с молодым Бетховеном и берёт его в ученики.
Йозеф Гайдн (31 марта 1732 — 31 мая 1809)
По приезду в Вену Гайдн пишет две свои знаменитые оратории: «Сотворение мира» и «Времена года». Сочинение оратории «Времена года», дается нелегко, его мучают головные боли и бессонница. После написания ораторий он почти ничего не пишет.
Жизнь прошла слишком напряженно, и силы постепенно оставляют композитора. Свои последние годы Гайдн проводит в Вене, в маленьком уединённом домике.
Скончался великий композитор 31 мая 1809 года. Позднее останки были перенесены в Эйзенштадт, где прошло много лет его жизни.
Йозеф Гайдн (именем Франц сам композитор не называл себя никогда) родился 31 марта 1732 года [2] в имении графов Гаррахов — нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией, в семье Маттиаса Гайдна (1699—1763). Родители, серьёзно увлекавшиеся вокалом и любительским музицированием, обнаружили в мальчике музыкальные способности и в 1737 году отправили его к родственникам в город Хайнбург-на-Дунае, где Йозеф стал учиться хоровому пению и музыке. В 1740 году Йозефа заметил Георг фон Рейттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер взял талантливого мальчика в капеллу, и тот в течение девяти лет пел в хоре (в том числе несколько лет — вместе со своими младшими братьями).
Пение в хоре было для Гайдна хорошей, но единственной школой. По мере развития его способностей ему стали поручать трудные сольные партии. Вместе с хором Гайдн часто выступал на городских празднествах, свадьбах, похоронах, принимал участие в придворных торжествах. Одним из таких событий было отпевание Антонио Вивальди в 1741 году.
В 1749 году у Йозефа стал ломаться голос, и его выгнали из хора. Последующий десятилетний период был для него весьма трудным. Йозеф брался за разную работу, в том числе был слугой итальянского композитора Никола Порпоры, у которого он также брал уроки композиции. Гайдн старался восполнять пробелы в своём музыкальном образовании, усердно занимаясь изучением творений Эммануила Баха и теорией композиции. Написанные им в это время сонаты для клавесина были изданы и обратили на себя внимание. Первыми крупными его сочинениями были две мессы brevis, F-dur и G-dur, написанные Гайдном в 1749 году ещё до ухода его из капеллы собора св. Стефана; опера «Хромой бес» (не сохранилась); около десятка квартетов (1755), первая симфония (1759).
В 1759 году композитор получил должность капельмейстера при дворе графа Карла фон Морцина, где под началом Гайдна оказался небольшой оркестр, для которого композитор сочинил свои первые симфонии. Однако вскоре фон Морцин начал испытывать финансовые трудности и прекратил деятельность своего музыкального проекта.
В 1760 году Гайдн женился на Марии-Анне Келлер. Детей у них не было, о чём композитор весьма сожалел. Жена очень прохладно относилась к его профессиональной деятельности, использовала его партитуры на папильотки и подставки для паштета. [3]
Служба у Эстергази
В 1761 году в жизни Гайдна произошло судьбоносное событие — он стал вторым капельмейстером при дворе князей Эстергази, одной из самых влиятельных и могущественных аристократических семей Австрии. В обязанности капельмейстера входило сочинение музыки, руководство оркестром, камерное музицирование перед патроном и постановка опер.
За почти тридцатилетнюю карьеру при дворе Эстергази композитор сочинил большое количество произведений, его известность растёт. В 1781 году во время пребывания в Вене Гайдн познакомился и подружился с Моцартом. Он давал уроки музыки Сигизмунду фон Нейкому, который в дальнейшем стал его близким другом.
11 февраля 1785 года Гайдн был посвящён в масонскую ложу «К Истинной Гармонии» («Zur wahren Eintracht»). Моцарт не смог присутствовать на посвящении, так как был на концерте своего отца Леопольда.
На протяжении XVIII века в ряде стран (Италии, Германии, Австрии, Франции и других) происходили процессы формирования новых жанров и форм инструментальной музыки, окончательно сложившихся и достигших своей вершины в так называемой «венской классической школе» — в творчестве Гайдна, Моцарта и Бетховена. Вместо полифонической фактуры большое значение приобрела гомофонно-гармоническая фактура, но при этом в крупные инструментальные произведения зачастую включались полифонические эпизоды, динамизирующие музыкальную ткань.
Снова свободный музыкант
Проезжая через Бонн в 1792 году, он познакомился с молодым Бетховеном и взял его в ученики.
Затем Гайдн поселился в Вене, где и написал свои две знаменитые оратории: «Сотворение мира» (1798) и «Времена года».(1801)
Гайдн пробовал свои силы во всех родах музыкального сочинения, но не во всех жанрах его творчество проявлялось с одинаковой силой. В области инструментальной музыки он по справедливости считается одним из крупнейших композиторов второй половины XVIII и начала XIX веков. Величие Гайдна как композитора максимально проявилось в двух итоговых его сочинениях: больших ораториях — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801). Оратория «Времена года» может служить образцовым эталоном музыкального классицизма. Под конец жизни Гайдн пользовался громадной популярностью.
Работа над ораториями подорвала силы композитора. Последними его произведениями стали «Harmoniemesse» (1802) и неоконченный струнный квартет op. 103 (1802). Последние наброски относятся к 1806 году, после этой даты Гайдн уже не писал ничего. Скончался композитор в Вене 31 мая 1809 года.
Список сочинений
Камерная музыка
Концерты
35 концертов для одного или нескольких инструментов с оркестром, в том числе:
Вокальные произведения
Всего 24 оперы, в том числе:
14 ораторий, в том числе:
14 месс, среди которых :
Симфоническая музыка
Всего 104 симфонии, в том числе:
Произведения для фортепиано
Память
В художественной литературе
В нумизматике и филателии
20 шиллингов 1982 года — австрийская памятная монета, посвящённая 250-летию со дня рождения Йозефа Гайдна
Йозеф Гайдн – известный австрийский композитор, представлявший венскую классическую школу. Автор мелодий, на основе которых впоследствии написали гимны Германии и Австро-Венгрии.
Мир классической музыки настолько сложен, что его невозможно охватить с одного взгляда. Он условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт, Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.
Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, даже Моцарт звал его «папаша Гайдн». Еще говорят, что он «отец симфонии». Нельзя сказать, что до него никто не писал симфоний, писали, но только Гайдн довел ее до логического завершения, до классического совершенства. Благодаря ему симфония приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.
Детство
Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Франц (хотя он сам себя никогда не называл этим именем) рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, послушать игру на арфе хозяина дома.
Портрет Йозефа Гайдна в детстве
Маленький Йозеф больше всех унаследовал отцовские способности к музыке. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма, охотно подпевал папе. Вскоре он самостоятельно научился играть на скрипке, а немного погодя пел в церковном хоре.
Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал директоромшколы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.
Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Рейтер, известный композитор из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчишку с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.
Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Сложностей оказалось немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому.
Йозеф Гайдн в юности
Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры, известного композитора. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.
Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.
Творчество
Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.
Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея за столичной суетой.
Йозеф Гайдн пишет музыку
Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.
Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная).
Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.
Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.
Оркестр Йозефа Гайдна
Йозеф Гайдн был не только талантливым и популярным композитором, он умел дружить по-настоящему. Именно такая тесная дружба связывала его с Вольфгангом Амадеем Моцартом. Они никогда не соперничали между собой, не завидовали, а радовались успехам друг друга. Вольфганг всегда говорил, что именно Гайдн научил его методике создания струнных квартетов. Впоследствии благодарный ученик посвятил своему учителю два произведения. А Гайдн в свою очередь видел в Моцарте величайшего композитора-современника.
Привычный образ жизни композитора поменялся после достижения им 50-летнего возраста. Он обрел долгожданную свободу от обязательств князю Эстергази, хотя наследники и продолжали считать его придворным капельмейстером. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену.
В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.
Личная жизнь
Благодаря популярности, приобретенной Гайдном в Вене, его взял к себе на работу граф Морцин. Для его капеллы композитор написал пять своих первых симфоний. Йозеф отработал у графа чуть меньше двух лет, но этого хватило, чтобы улучшить свое материальное состояние и устроить личную жизнь.
Гайдну было 28, когда он влюбился в младшую дочь придворного парикмахера, но девушка, неожиданно для всех, приняла монашеский постриг. Йозефа поразило это решение любимой до глубины души, он в порыве то ли злости, то ли разочарования, решил сделать предложение руки и сердца ее родной сестре – Марии Келлер, хоть она и была старше его на четыре года.
Йозеф Гайдн и Мария Келлер
Семейная жизнь не принесла счастья композитору. Супруга музыканта отличалась сварливостью и расточительностью. Мало того, она не признавала в муже гениального композитора, не дорожила его творчеством. Бывало такое, что рукопись Гайдна она использовала как бумагу для выпечки. Но, несмотря на отсутствие взаимопонимания и детей, супруги прожили в браке сорок лет.
Из Йозефа так и не получился любящий муж и отец, поэтому все эти годы он посвятил делу всей своей жизни – симфониям. Гайдн стал автором сотен музыкальных произведений, театр князя Эстергази поставил девяносто его опер.
И все же в жизни музыкального гения случилась поздняя любовь, которую он встретил именно в том театре. Ее звали Луиджа Польцелли, она была молодой неаполитанской певицей, сумевшей очаровать пожилого композитора. Йозеф страстно влюбился в девушку, приложил массу усилий, чтобы продлить с ней контракт, специально для нее писал упрощенные вокальные партии, с учетом ее возможностей.
Но и эти отношения не сделали Гайдна счастливыми. Надменность и корыстолюбие девушки было видно, что называется, невооруженным взглядом. Поэтому, когда композитор овдовел, он так и не сделал предложение Луиджи. В конце жизни, когда Йозеф составлял последний вариант своего завещания, он оставил ей сумму, в два раза меньше первоначальной.
Смерть
Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года».
Сердце великого композитора остановилось 31 мая 1809 года в Вене, которую на то время оккупировали наполеоновские войска. По приказу самого Наполеона, которому доложили о смерти величайшего из композиторов, возле его дома был выставлен почетный караул. Хоронили Йозефа Гайдна 1 июня.
В 1820 году по приказу князя Эстергази останки Гайдна должны были перезахоронить на территории церкви Эйзенштадта. Интересно то, что когда вскрыли гроб, то вместо черепа увидели лишь парик композитора. Оказалось, сам череп был похищен с целью изучения особенностей его строения и для предотвращения его разрушения. И только 5 июня 1954 года, спустя более ста лет, череп и останки воссоединили.
Гайдн — великий австрийский композитор — прошел большой творческий путь. Значительнейшие произведения Гайдна («Лондонские» симфонии, последние квартеты, оратории «Сотворение мира» и «Времена года») созданы им в последние годы жизни (90-е годы XVIII века), Эти произведения, являющиеся блестящим итогом творчества композитора, принадлежа» к высшим достижениям венской классической школы и составляют драгоценную часть мирового наследия музыкального искусства.
Гайдн оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Но при всех высоких художественных качествах и совершенном мастерстве произведений Гайдна различных жанров основное историческое и художественное значение приобрела его инструментальная музыка — симфоническая и камерная, а также две последние большие оратории. В симфониях, концертах, квартетах и в других жанрах инструментальной музыки, созданных в 90-е годы, со всей силой проявилась вся самобытность творчества Гайдна как выдающегося художника, глубоко связанного с австрийской национальной демократической культурой.
Детство композитора. Йозеф Гайдн родился в 1732 году в маленькой деревушке нижний Австрии Рорау.Отец его был по профессии каретником, а мать — кухаркой. Родители обладали недюжинными музыкальными способностями и страстно любили музыку. В доме Матиаса Гайдна (отца композитора) часто устраивались импровизированные концерты: сам хозяин по слуху пел и аккомпанировал себе на арфе.
Служба в венском соборе св. Стефана. Однажды церковь в Гайнбурге посетил венский композитор и капельмейстер Георг Роитер, совершавший поездку по Австрии с целью подбора мальчиков с хорошими голосами для своего соборного хора. Роитер обратил внимание на красивое сопрано и необычайную Музыкальность Гайдна и увез его с собой в Вену. Там Гайдн пел в хоре собора св. Стефана.
Сам Гайдн так вспоминает это время в автобиографической заметке, написанной в 1776 году.: «Наряду с школьными занятиями я изучал там искусство пения, клавир и скрипку у очень хороших мастеров. Я пел дискантом как в соборе, так и при дворе с большим успехом до восемнадцатого года моей жизни». Служба мальчика в церкви была довольно тяжела: Гайдну приходилось ежедневно участвовать в длинных богослужениях, репетировать к ним, принимать участие в многочисленных придворных торжествах. Для учения оставалось мало времени.
Кроме того, руководитель хора Ройтер уделял мало внимания первым композиторским опытам Гайдна и за девять лет дал ему всего два урока теории композиции, Гайдн не имел настоящих учителей. «Истинной школой» для него была сама жизнь и практическая работа. Репертуар церковного хора состоял из многочисленных культовых сочинений в полифоническом стиле (австрийских и итальянских композиторов), среди которых были и шедевры контрапунктического искусства. Принимая непосредственное участие в исполнении полифонической музыки прошлого, гениально одаренный юноша, схватывавший все буквально на лету, в работе над своими первыми сочинениями постиг в совершенстве это искусство.
Немалое значение для творческого развития Гайдна имела музыкальная жизнь Вены, ее богатый и своеобразный фольклор, итальянская опера, инструментальная музыка, распространенная в быту, а также сопровождавшая трапезы богатых вельмож.
Прислуживая за столом в качестве лакея во время придворной трапезы, Гайдн слушал симфонии и увертюры различных композиторов. Все полученные им музыкальные впечатления (бытовая музыка, опера» церковная музыка, застольная) Гайдн переработал в своем творчестве в большое искусство жизненной правды и высокого профессионального мастерства.
В последние годы работы Гайдна в соборе св. Стефана (1745) в ту же школу поступил его младший брат: Михаэль Гайдн, в будущем композитор и педагог, учитель К. М. Вебера. Иозеф Гайдн сам занимался с братом, обучал его композиторскому мастерству, которое постиг самоучкой. Йозеф и Михаэль обладали красивыми и сильными голосами, благодаря чему выступали в хоре собора св. Стефана в качестве солистов.
Жизнь мальчиков в школе была тяжела: за любой мелкий проступок или просто за «невнимание их подвергали телесным наказаниям. С наступлением возраста, когда у мальчиков начинает ломаться голос, их безжалостно увольняли. Та же участь постигла и Гайдна.
Увольнение со службы. Несколько дней бродил Гайдн по улицам Вены, ночи проводя на скамейках. Случайно встретившись на улице со своим товарищем, Гайдн нашел с его помощью маленькую комнату под самой крышей большого дома. Там был старый, разбитый кла-викорд, на котором Гайдн мог играть, сколько ему было угодно. Уже в эти молодые годы Гайдну пришлось познать нужду. В поисках заработка он скитался по близлежащим городкам и селам, надеясь (устроиться органистом в какой-нибудь церкви. Но все эти попытки пп, к чему не приводили, и, не достигнув цели Гайдн возвращался в Вену. Ради заработка он давал частные уроки, получая за это жалкие гроши.
Знакомство с сочинениями Ф. Э. Баха. Живя в своей маленькой, холодной и сырой комнате, Гайдн много занимался: играл на клавикорде и иа скрипке, читал труды по теории музыки, изучал произведения разных композиторов, сочинял. Сильнейшее впечатление произвели на него клавириые сонаты Фнллиппа Эммануила Баха, ставшего отныне одним из любимейших композиторов Гайдна. Мелодическая выразительность и непосредственная эмоциональность музыки Ф. Э. Баха, ее модуляционные богатства, ритмическая свобода чрезвычайно привлекали молодого музыканта. Влияние произведений Ф. Э, Баха обнаруживается во многих ранних сочинениях Гайдна.
Музыкальный быт Вены. Лишь благодаря своему жизнерадостному характеру и присущему ему оптимизму Гайдн не унывал. Он принимал живое участие в шуточных проделках товарищей и в ночных серенадах. Исполнение всевозможных лендлеров, экосезов и других танцев еще более сблизило Гайдна с бытовой музыкой Вены (наряду с деревенскими впечатлениями в детстве), что имело неоценимое значение для его творческого роста; именно австрийская народно-бытовая музыка в основном определила музыкальный стиль многочисленных произведений Гайдна.
Первый зингшпиль. Однажды (это было в 1751 году) одну из ночных уличных серенад, сочиненную Гайдном, услышал комический актер Курц. Он был создателем и участником целого ряда балаганных арлекинад, исполнителем роли шута, известного под именем Гансвурста К Курц предложил Гайдну написать музыкальную комедию (зингшпиль) под названием «Асмодей, или Новый хромой бес». Зингшпиль девятнадцатилетнего Гайдна (поставленный с успехом в венском театре «Kartner tor») был его первым сочинением для сцены. Музыка этого зиигшпиля не сохранилась.
Никколо Порпора, Чувствуя в своих сочинениях недостатки композиторской техники, Гайдн все больше ощущал настоятельную потребность серьезно учиться. Не имея на это средств, Гайдн поступил аккомпаниатором в класс итальянского композитора, певца и педагога Никколо Порпора,, жившего в то время в Вене. Будучи не только аккомпаниатором, но и прислуживая ему в качестве лакея (чистка сапог, уборка комнат и т. д.), Гайдн мог пользоваться советами маститого музыканта в области композиторского творчества. От общения с Порпора Гайдн извлек некоторую пользу; упорядочил свои знания в искусстве контрапункта и генерал-баса (то есть гармонии).
Участие в квартетной игре. В 1755 году Гайдн становится участником музыкального кружка в имении помещика Фюрнберга. Он был просвещенным человеком, большим любителем музыки и часто устраивал у себя в доме квартетные вечера. Фюрнберг пригласил Гайдна в качестве исполнителя партии скрипки в квартетах.Это несколько улучшило материальное положение Гайдна, так как участие в любительских ансамблях музыканта-профессионала оплачивалось, и, что особенно важно, способствовало дальнейшему творческому росту Гайдна. Для кружка он написал около двадцати квартетов, являвшихся первыми его произведениями в жанре камерно-инструментальной музыки. Уже в этих квартетах с большой определенностью сказываются черты нового стиля, получившие в последующих его произведениях столь мощное развитие: яркая народная основа музыки (танцевальная и песенная), жизнерадостность, юмор, обращение к гомофонно-гармоппческому письму.
На службе у графа М. Морцина, По рекомендации Фюрнберга Гайдн в 1759 году был принят на должность капельмейстера при дворе чешского графа Максимилиана Морцина, содержавшего в своем именин Лукавец (в Чехии) небольшую оркестровую капеллу из двенадцати музыкантов. Для этой капеллы Ганди писал, главным образом, дивертисменты развлекательного характера. Но.именно здесь в 1759 году им были созданы.и’первые.симфонии. В них еще нет той лначн-тельности содержания, новаторства и мастерства, каких достиг Гайдн в симфонических произведениях 80-х и 90-х годов, но это было началом его творческой деятельности в той области, в которой ему суждено было сыграть особо выдающуюся роль.
На службе у Эстергази. Прослужив всего дна года капельмейстером у графа Морцина, Гайдн в 1761 году перешел на работу в капеллу венгерского князя Павла Антона Эстергази. Руководителем этой капеллы Гайдн был в течение тридцати лет» до 1791 года.Капелла князя Эстергази находилась в его резиденции в венгерском городке Эйзенштадте (ие’далеко от Вены), Первоначально число музыкантов составляло примерно четырнадцать человек (не считая органиста it нескольких певцов и певиц).
Служебные и административные обязанности. У Гайдна было много., различных обязаностей, записанных в договоре, который он заключил с Эстергази. Этот договор представляет собой интереснейший, в историческом отношении документ. Он характеризует социальное положение музыканта XVIII века, находившегося на придворной службе в условиях феодально-абсолютистского строя. Так, согласно договору, Гайдн был обязан написать к определенному дню (когда ожидались гости) симфонию, квартет или мессу и вообще сочинять множество произведений по заказу своего хозяина; разучивать новые произведения с капеллой и исполнять их в назначенный день; являться на работу одетым по надлежащей форме—в камзоле, расшитом золотом, в белых чулках и пудреном парике с косичкой; ежедневно до и после обеда ожидать в приемной распоряжений князя, касающихся музыки на сегодняшний день; следить за дисциплиной в капелле, записывать в штрафную книгу опаздывающих на репетиции; быть ответственным за состояние музыкальных инструментов и сохранность нот; давать уроки певцам и т. д. Сам же капельмейстер находился в замке своего господина на положении лакея.
«Прощальная симфония». Неоднократно получаемые от самодура князя незаслуженные упреки и обиды приводили Гайдна в угнетенное состояние духа, усугублявшееся неудачным браком: жеиа Гайдна, малокультурная женщина, ничего не понимала в художественных стремлениях мужа. PI если музыка Гайдна в ранний период его творчества в подавляющем большинстве произведений отличалась жизнерадостностью и брызжущим весельем, то в начале 70-х годов в значительной степени под влиянием тяжелых душевных переживаний он писал произведения, проникнутые грустными, даже трагическими настроениями. К ним относятся «Траурная симфония», «Прощальная симфония» и другие.
Начало творческой зрелости. «Парижские» симфонии. В 80-е годы творчество Гайдна достигает полной зрелости и мастерства; окончательно устанавливается его композиторский стиль. К лучшим произведениям Гайдна 80-х годов относятся шесть так называемых «Парижских» симфоний (1786). Они были исполнены впервые в Париже под управлением Госсека. В 1788 году написана «Детская симфония» для струнного оркестра и набора детских инструментов (дудочка, свистулька, кукушка и т. д.). Это же десятилетие ознаменовалось сближением и дружбой между Гайдном и Моцартом, который знал и высоко ценил сочинения Гайдна. Моцарт считал Гайдна одним из своих «духовных учителей», и некоторое влияние его музыки сказалось в ранних произведениях Моцарта. Также и Гайдн’ видел в Моцарте гениального музыканта. В своих поздних величайших сочинениях 90-х годов, написанных после смерти Моцарта, Гайдн творчески претворил некоторые принципы моцартовского симфонического творчества.
Концертные поездки в Лондон. «Лондонские» симфонии. 90-е годы внесли в жизнь Гайдна значительные перемены. По приглашению скрипача и антрепренера Петера Саломоиа в 1791 году Гайдн впервые выехал в Лондон, где, согласно договору, он должен был продирижировать рядом концертов, написать оперу и шесть новых симфоний. Это была первая в жизни почти шестидесятилетнего Гайдна далекая поездка; до сих пор вся его жизнь была ограничена австро-венгерскими владениями.
Обстоятельства благоприятствовали поездке Гайдна в Лондон. В 1790 году умер старый Николай Эстерга» зи, а его сын (тоже Николай), равнодушный к музыке, распустил капеллу. Гайдн был свободен и мог, формально числясь на службе в качестве придворного капельмейстера, жить в Вене независимо,, получая от Эс-тергази положенное содержание. В это время и последовало приглашение из Лондона, где Гайдн прожил полтора года (с зимы 1791 до лета 1792 года). В английской столице он дирижировал своими новыми шестью симфониями (первая серия «Лондонских», симфоний) и написал оперу «Орфей и Эвридика или Душа Философа» (1791).
В столице Англии Гайдн оказался в новой, ранее ему незнакомой обстановке. Огромный город с капиталистическим укладом (в отличие от феодально-абсолютистской Австрии) обладал множеством торговых, промышленных организаций и учреждений буржуазно-предпринимательского типа. Это сказалось и на концертной жизни Лондона, где наряду с закрытыми концертами во дворцах и салопах аристократической знати преобладали платные концерты для большой демократической публики. Новые условия порождали более серьезные требования к музыкальному искусству. Вместо легкой развлекательности и бездумности искусства аристократических салопов здесь нужно было искусства значительное по содержанию, богатое и разнообразное, воплощающее широкий круг образов. Естественно, что такого рода музыка требовала расширения масштаба исполнительских средств. И действительно, в Лондоне Гайдн управлял большим оркестром по сравнению» «с» оркестровой капеллой князя Эстергази лондонский оркестр, состоял из сорока—пятидесяти человек. Все это соответствовало творческим задачам Гайдна его стремлению к окончательному преодолению дивертисментности, к углублению содержания произведений. Почести и поклонение начали окружать Гайдна, имя его стало черезвычайно популярным за пределами города. В 1802 году оратория «Сотворение мира» была впервые исполнена, в Петербурге в концерте Филармонического общества.