гастроном в магазине что это
Значение слова «гастроном»
1. Знаток и любитель вкусной еды. Обед, которым он попотчевал своего гостя, конечно, удовлетворил бы самого взыскательного гастронома. Тургенев, Вешние воды. Князь был большой гастроном и пил за столом только один рейнвейн высокой цены. Писемский, Тысяча душ.
2. Гастрономический магазин.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Гастроном — знаток, разбирающийся в тонкостях изысканной пищи.
Гастроном — магазин, где осуществляется торговля гастрономическими продуктами (продуктами питания).
«Гастроном» — крупное торговое объединение в СССР.
Гастрономъ — российский ежемесячный кулинарный журнал.
ГАСТРОНО’М, а, м. [от греч. gastēr — желудок и nomos — закон]. Знаток и любитель вкусной еды.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гастроно́м I
1. устар. знаток, любитель и ценитель изысканных блюд, человек, разбирающийся в тонкостях кулинарного искусства ◆ Князь был большой гастроном и пил за столом только один рейнвейн высокой цены. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Обед, которым он попотчевал своего гостя, конечно, удовлетворил бы самого взыскательного гастронома. Тургенев, «Вешние воды», 1872 г.
гастроно́м II
1. советск. продовольственный магазин высшей и первой категории с разнообразным ассортиментом пищевых товаров, то есть копченостей, икры, рыбы и мяса, консервов, в отличие от бакалейных и молочных товаров ◆ Я нырнул в ближайший магазин, оказавшийся гастрономом, походил вдоль прилавков, убедился в том, что сахар есть, выбор колбас и конфет не богат, но зато выбор так называемых рыбных изделий превосходит все ожидания. Аркадий Стругацкий, Борис Стругацкий, «Понедельник начинается в субботу», 1964 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Они вместе заходили в гастроном на углу и выбирали себе два пирожных. Л. К. Чуковская, «Софья Петровна», 1939—1940 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: сценический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гастроном
В 20-е годы Гастрономов в СССР не было и не могло ещё быть. Торговля осуществлялась магазинами по старой схеме продажи товаров, установившейся ещё до революции. Однако, рост числа покупателей в городах заставил обратиться к вопросу об увеличении площадей под реализуемые товары и увеличения ассортимента. Соответственно, могла увеличиваться и стоимость создания магазинов. И естественно, организация крупного магазина, решала этот вопрос, уменьшая затраты. Также было, например, и с созданием универмагов, когда крупные магазины оказались удобнее сети мелких, да и после того как в 1930 году в Северной Америке, трудами Майкла Каллэна, появился первый Супермаркет, а СССР внимательно наблюдал и перенимал новинки САСШ (Северо-Американские Соединённые Штаты), и обратил внимание на собственные ГУМ, ЦУМ и т.д., правда, созданные на базах ранее существовавших с дореволюционных времён больших магазинов.
Итак, постепенно и слово «гастроном» вошло в лексикон советских людей отдельным, привычным термином.
Гастроном (Елисеевский) в Москве
После того как магазины под названием «Гастроном» впервые были открыты в Москве в 1933 году, такие же магазины были организованы в ряде крупных промышленных центров СССР.
Гастроном в Киеве
Перед этими магазинами были поставлены следующие задачи: воздействовать на промышленность в целях производства большего количества высококачественных товаров; организовать лучшее обслуживание покупателей; повысить культуру торговли, применив новые методы и приёмы работы, которые можно бы было широко использовать во всей торговой системе; способствовать созданию широкого устойчивого ассортимента товаров; обеспечить рентабельность работы каждого торгового предприятия; организовать торговую рекламу и т.д.
К концу 1958 года только на территории РСФСР действовало 568 магазинов «Гастроном», расположенных в 193 городах и объединённых Главным управлением гастрономических и бакалейных магазинов «Главгастроном» Министерства торговли РСФСР. В большинстве других союзных республик такие же магазины «Гастроном» объединялись конторами, подчинёнными непосредственно министерствам торговли союзных республик.
Гастроном (Елисеевский) в Ленинграде
В зависимости от ассортимента магазины «Гастроном» разделялись на следующие типы:
1. Гастрономические магазины, торгующие преимущественно гастрономическими товарами в широком ассортименте и являвшиеся основным видом магазина «Гастроном»;
2. продовольственные магазины смешанного ассортимента, торгующие продовольственными и бакалейными товарами;
3. продовольственные магазины без бакалейных и мясо-рыбных отделов;. Кроме того, Главгастроном открывал специализированные магазины по продаже винно-водочных изделий и фруктов, специализированные магазины по продаже молочных продуктов, мяса и рыбы, а также магазины, действовавшие по принципу самообслуживания (без продавцов).
Гастроном и бакалея в Орджоникидзе (Автор фотографии Jacques Dupâquier)
Нагрудные знаки сотрудников «Гастроном»
Работники гастрономов обеспечивались нагрудными знаками. На сегодняшний день удалось установить четыре разновидности этих миниатюр, различающихся цветом заливки цифр (первый и третий), контррельефом на реверсе (второй) и изменённым наименованием наркомата (четвёртый).
гастроном
Смотреть что такое «гастроном» в других словарях:
ГАСТРОНОМ — (этим. см. предыд. сл.). Знаток и любитель тонких блюд. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГАСТРОНОМ греч., от gaster, брюхо, и nomos, закон. Любитель и знаток роскошных кушаний. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
гастроном — См. чревоугодник. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. гастроном гуляка, чревоугодник; лавка, продовольственный магазин; сибарит, гурман Слова … Словарь синонимов
гастроном — а, м. gastronome m. 1. Тонкий едок, сластоежка. Даль. Устаревающее. Знаток и любитель вкусной еды, изысканной кушаний; гурман. БАС 2. Если бы я был Ихтиолог или только Гастроном, то мог бы весьма расплодить речь мою о сих жителях моря. Муравьев… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Гастроном — предприятие торговли, имеющее площадь торгового зала от 400 кв.м, осуществляющее реализацию широкого ассортимента продовольственных товаров традиционным методом обслуживания и оказывающее дополнительные услуги населению. Словарь бизнес терминов.… … Словарь бизнес-терминов
ГАСТРОНОМ — ГАСТРОНОМ, гастронома, муж. (от греч. gaster желудок и nomos закон). Знаток и любитель вкусной еды. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ГАСТРОНОМ — ГАСТРОНОМ, а, муж. 1. Знаток и любитель вкусной еды, гурман (устар.). 2. Гастрономический магазин. Купить в гастрономе. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
ГАСТРОНОМ — жен. мка, жен., лат. тонкий едок, сластоежка, сластник, сластёна, солоща, солощавый, лакомый знаток, лакомка, лакомый обжора. Гастрономия жен. поварское искусство, стряпное мастерство, приспешничество; гастрономический, к нему относящийся.… … Толковый словарь Даля
Гастроном № 1 — («Центральный») (Невский проспект, 56/8), один из крупнейших в Ленинграде магазинов по продаже продовольственных товаров широкого ассортимента. Площадь торговых залов 2105 м2. Товарооборот около 60 млн. руб. (1990). Филиалы: Кировский… … Санкт-Петербург (энциклопедия)
Гастроном — предприятие розничной торговли, реализующее продовольственные товары универсального ассортимента с преобладанием в нем гастрономии с индивидуальным обслуживанием покупателей через прилавок, площадью торгового зала от 400 м2. Источник: Приказ… … Официальная терминология
Гастроном № 1 — Гастроном № 1 («Центральный») (Невский проспект, 56/8), один из крупнейших в Ленинграде магазинов по продаже продовольственных товаров широкого ассортимента. Площадь торговых залов 2105 м2. Товарооборот около 60 млн. руб. (1990). Филиалы:… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Гастрономические товары
Гастрономические товары, гастрономия, — наименование большой группы пищевых товаров высокого качества, пригодных к непосредственному употреблению.
Гастрономия происходит от греческих слов «гастер» — желудок и «номос» — закон и означает понимание тонкостей кулинарного искусства.
Как обычно современность упоминать не будем, т.к. вы и так ходите в магазины и удивляетесь съеденному, выпитому и предоставляемым услугам, а рассмотрим тему с позиций забываемого или уже неизвестного советского времени, когда было не лучше, а иначе, и чаще товары гастрономии упаковывали в присутствии покупателя или перед самым его появлением, т.к. универсамы появились в семидесятых.
К гастрономическим товарам относились продукты мясной и молочной, рыбной и консервной промышленности, а также винно-водочные изделия. Все эти товары делились на следующие основные группы.
Мясная гастрономия. Наибольшее место в этой группе (в т.ч. в конце 50-х годов) занимали колбасные изделия, в т.ч. фаршированные, варёные, сосиски и сардельки, полукопчёные, сырокопчёные, легкокопчёные, ливерные, кровяные зельцы, паштеты, мясные хлебцы, свиные, говяжьи, бараньи и другие копчёности. Кроме того, к мясной гастрономии относилась мясная кулинария, а также некоторые виды мясных консервов.
Рыбная гастрономия — некоторые виды солёной рыбы, вяленая и печёная рыба, балычные изделия, икра, миноги жареные, рыбная кулинария, рыбные консервы и др.
Молочные гастрономические товары — масло животное, сыр, сливки, молочнокислые продукты и молочные консервы. Наибольшее место в молочных товарах занимало масло животное и сыры. В группу молочных гастрономических товаров обычно включают маргарин сливочный и др.
Овощные и фруктовые консервы — овощи фаршированные, консервы сотэ, овощная икра, фруктовые компоты и соусы. Напитки алкогольные, слабоалкогольные и безалкогольные, а также приправы, сопутствующие гастрономические товары (готовый хрен, готовая горчица, майонез, маслины и др.).
Основную оптовую торговлю гастрономическими товарами в 1957 году в СССР осуществляло Главное управление холодильниками и оптовой торговли мясом, маслом и рыбой — Главмясорыбторг — Министерства торговли СССР. Оптовая реализация пива, вин, водки, ликёро-водочных изделий, безалкогольных напитков велось сбытовыми органами системы Министерства промышленности продовольственных товаров СССР через свои оптовые конторы и базы.
Розничную торговлю гастрономическими товарами вели специализированные гастрономические магазины, гастрономические отделы универсальных и комбинированных продуктовых магазинов, а также неспециализированные магазины и палатки (в ограниченном ассортименте). Кроме того, довольно большой ассортимент гастрономических товаров реализовывался в предприятиях общественного питания — столовых, ресторанах, буфетах, закусочных (см. Общественное питание).
Устройство и оборудование гастрономических магазинов и отделов. Для магазинов и отделов, торгующих продовольственными товарами (в т. ч. и гастрономическими), были установлены следующие размеры производственных площадей (из расчёта на одно рабочее место): длина фронта рабочего места 2 м; глубина рабочего места 2,2—2,6 м, в т. ч. проход за прилавком 0,9 м; площадь помещений для хранения гастрономических продуктов 9 м², в т. ч. 4 м² охлаждаемой; площадь для подготовки к продаже гастрономических товаров 1,5 м² на каждое рабочее место; кроме того, должна была быть моечная для инвентаря — 4-8 м². Для приёмки товаров предусмотривалась площадь из расчета 10 м² на каждый вход и на каждый приемочный люк подсобных помещений. Нормативами также установлены температура воздуха в торговом зале +12°, кратность его обмена (в час по вытяжке) 1,5; в кладовых для Г. т. соответственно 10° и 1,0, а в кладовых для рыбных товаров 8° и 1,0. ГОСТ утверждены специальные типы прилавков и шкафов для гастрономических магазинов и отделов.
Холодильные прилавки
Холодильные прилавки: слева – низкотемпературный прилавок типа 4-ХПН, справа – прилавок с открытой охлаждаемой витриной типа ПВ-1
Общий вид шкафа для продовольственных товаров и разрез шкафа
Гастрономический нож
накладные или выдвижные доски для нарезки колбасы и ветчины, сыров, масла солёного и несолёного, для рыбных гастрономических товаров — отдельно для деликатесных и для кеты, горбуши и других рыб, продаваемых с кожей; лопатки для икры, вилки для сельдей, для кулинарных изделий; щупы для проверки качества масла, сыра; лопатки для очистки бочек из-под масла, лопатки с резиновым наконечником для очистки бочек из-под сметаны; электропрогреватель для вытопки остатков масла из бочек; воронки с желобком для молока; прибор конструкции Дворецкого или Подымова для предварительной нарезки сливочного масла; санитарный инвентарь — вёдра, тазы, щётки для мытья инвентаря, посуды, смётки, совки, бачки с крышками (для зачистки крошек, отходов); чистые полотенца для рук; бруски и мусаты для точки и правки ножей; конторские счёты, наколки для чеков; рекламный инвентарь — подставки, посуда для выставочных образцов, держатели ярлыков — указателей цен и др.; инструмент для вскрытия ящиков и бочек (клещи, гвоздодёры, молотки); ножи для предварительной нарезки упаковочной бумаги. На каждом рабочем месте продавца должно было быть также достаточное количество нарезанной обёрточной бумаги, пакетов и шпагата для упаковки проданных товаров.
Хранение товаров. Гастрономические товары в магазинах хранятся в специально отведенных для этого сухих, чистых, оборудованных вентиляционными установками, охлаждаемых помещениях (кладовых) с соблюдением санитарных правил и указаний Госсанинспекции. Для хранения мясных, рыбных, молочных товаров, сыров и винно-водочных товаров должны были быть оборудованы изолированные кладовые. Когда изолированных помещений нет, размещение этих товаров производят с учетом общности режима хранения и допустимости товарного соседства, хранят непродолжительное время (несколько часов). Нельзя хранить остропахнущие товары (сельди, копчености) вблизи легко воспринимающих посторонние запахи товаров (сливочного масла, сметаны, творога, молока и т.д.). В кладовых должна быть обеспечена необходимая температура и влажность воздуха, а также вентиляция в соответствии с требованиями для каждой группы товаров. В каждой кладовой, холодильном шкафу, прилавке для хранения гастрономических товаров следовало установить термометр и психрометр для определения температуры и относительной влажности воздуха. Температура воздуха должна быть по возможности постоянной, т.к. её резкие колебания ухудшают качество товаров. Для правильной циркуляции воздуха не рекомендовалось укладывать товары вплотную к стенам или прямо на пол, а также плотно один к другому. Подача товаров в торговый зал должна была производиться с учётом очерёдности поступления и состояния товара, а также сроков, установленных для его реализации.
Особенно тщательного наблюдения и контроля условий хранения и сроков реализации требовали скоропортящиеся гастрономические товары — кулинарные изделия, молоко, молочнокислые продукты, ливерные и вареные колбасы и др. Для этих товаров были установлены следующие условия и сроки хранения и реализации (сроки исчислялись с момента окончания технологического процесса изготовления продукции на предприятии и включали время пребывания продуктов в пути, хранения на складах и базах торговой сети, а также время нахождения продуктов в магазинах до отпуска потребителям): рыба горячего копчения в магазинах, где нет холодильного оборудования — 6 час.; студень мясной и рыбный, мясное и рыбное заливное, винегрет, салат овощной с мясом или рыбой, рыбные сосиски, вареные раки, молоко в бутылках и флягах, шоколадное молоко, сливочный напиток, сливки, молочный кисель, желе молочное, сливочное, фруктовое, соевые сырки, соевая простокваша — до 12 часов; паштет из печени, пирожки жареные и печеные с мясом, рыбой или субпродуктами, творожные сырки всех видов, молочные диетпродукты — простокваша, кефир, ацидофилин, жирный и обезжиренный творог, соевый кефир (трехдневной закваски) при температуре хранения не выше +6° — до 24 часов (продажа всех этих продуктов без холодильного оборудования, как правило, не допускалась; исключение составляла рыба горячего копчения и пирожки; срок их реализации — 12 часов). Творожная масса реализовывалась в срок до 36 часов (при хранении с температурой шкафа не выше +6°; без холода продавать её было запрещено). Жареную рыбу, вареную колбасу, сосиски и сардельки, мясные окорока вареные допускалось хранить до 48 часов; до 72 часов удлинён срок реализации (также при наличии холодильного оборудования) для рыбы горячего копчения, сметаны, творога (при температуре не выше +6°). Колбасные изделия, крупная вяленая и копченая рыба, колбаса из рыбы хранились развешанными на луженых (нержавеющих) крючьях, с промежутками для циркуляции воздуха. Рыба мелкая копченая и вяленая — на подтоварниках, в той таре, в которой она поступила. Бочки с солеными рыботоварами (в тузлуке) хранили в горизонтальном положении, с прокладкой реек под нижний ряд и досок между отдельными рядами бочек. Эти рыбные продукты должны храниться полностью залитыми тузлуком. Бочонки с паюсной икрой укладывали в горизонтальном положении, зернистой — в вертикальном, трафаретом кверху, также с прокладкой реек под нижний ряд между отдельными рядами бочек. Кулинарные изделия ставили на полки стеллажей в лотках, противнях или в таре, в которой они поступили в магазин. Консервы — на подтоварниках, в ящиках. Запасов скоропортящихся гастрономических товаров на рабочих местах продавцов должно быть на 2—4 часа торговли.
Подготовка гастрономических товаров к продаже регламентировалась специальными правилами и инструкциями. Гастрономические товары продавались чистым весом, без отходов. Пригодные в пищу (ликвидные) отходы реализовывали по пониженным ценам прейскуранта. На отходы и потери при подготовке устанавливались специальные скидки. Обязательной подготовке подвергались все колбасные изделия, провесные и кончёные (деликатесные) рыбные товары, сливочное масло, сыры, творог, сметана. При подготовке гастрономических товаров к продаже необходимо было применять методы, которые способствовали повышению производительности труда продавцов. В этом отношении большую роль играло не только качество инструмента (например, остро отточенный нож), но и мастерство самого продавца, его умение сократить количество движений.
Схема нарезки толстого батона
Схема нарезки толстого батона. Толстые батоны режутся под прямым углом к поверхности прилавка (прямая нарезка). Толщина ломтей зависит от плотности колбасы. Чем плотнее колбаса, тем тоньше могут быть ломти
Нарезка прямого тонкого батона
Нарезка прямого тонкого батона. Чем тоньше батон, тем меньше угол нарезки. На рисунке показана косая нарезка, которая облегчает работу продавца, поскольку уменьшает количество ломтей на один и тот же вес
Нарезка тонкого кольцевого батона
Нарезка тонкого кольцевого батона (кольцевая нарезка). При нарезке всех видов колбасы движения обеих рук должны быть строго согласованы
Обязательная подготовка гастрономических товаров сводилась в основном к следующему.
Колбасу освобождали от шпагата, концов кишечной оболочки (вязки); каждый батон протирали чистым полотенцем. С окороков вареной ветчины снимали кожу, удаляли кости, пломбы и шпагат; рулет продавался без шпагата и пломбы, с кожей, но без кости; у корейки, грудинки, бекона, свиной копчёной шейки, языка в шпиге также удаляли шпагат и пломбу, а кости и кожу корейки и грудинки не удаляли; затем копчёности со всех сторон зачищали от поверхностных загрязнений и пожелтевшего жира. У деликатесных рыб удаляли голову, приголовок, нарост, плавники, а также кожу и кости, зачищали внутреннюю поверхность рыб. Сливочное масло освобождалось от пергамента, зачищали со всех сторон. Сыры также зачищались ножом; заветренная поверхность срезалась тонким слоем; сметану, творог после вскрытия бочки зачищали от верхнего слоя.
Разделка окорока складывалась из следующих операций: удаление поверхностных загрязнений (зачистка), удаление костей голени (по коленный сустав), удаление бедренной кости, удаление голенной чашки и остатка тазовой кости, снятие кожи, зачистка, выполняемые при помощи двух ножей, струны с двумя кольцами и направляющей их проволоки (струна для удаления бедренной кости применяется по предложению продавцов гастрономических товаров Реунова, Евполова). С её помощью кость быстрее и чище отделяется от мяса. Кожу удаляли только у вареных окороков. Сырые, копчёные окорока и рулеты продавали с кожей.
Разделка варёных окороков
Разделка варёных окороков: а – расположение костей окорока; б – удаление голени по коленный сустав; в – струна направляющей для отделения бедренной кости; г – отделение бедренной кости; д – удаление кожи; е – загладка ножом
Для нарезки машиной все операции выполняли предварительно. При ручной нарезке кожу окорока срезали по мере продажи; голень оставалась отделенной после того как весь окорок нарезан. Нарезая окорок, продавец держал его за голень. Нарезка прекращалась на уровне коленного сустава. Следовательно, при ручной нарезке процессы разделки и нарезки окорока совпадали и производились по мере продажи ветчины.
Машинная нарезка ветчины
Для предварительной разделки лопатки (переднего окорока) отделяли кости предплечья вместе с прилегающими к ним мясом и сухожилиями, удаляли лопаточную кость и надлопаточный хрящ, затем плечевую кость, снимали кожу и зачищают окорок
Нарезка окорока до удаления кости
Нарезка окорока после удаления кости
Когда не требовалось резать ветчину предварительно, разделку лопатки, так же как и окорока, совмещали с нарезкой. Копчёные (сырые) окорока разделывали так же, как и варёные, только не снимая с них кожу.
Сливочное масло и молочнокислые продукты следовало отпускать в расфасованном виде. Если не было возможности производить фасовку сливочного масла, то для ускорения отпуска его предварительно нарезали на пласты и бруски, иногда и на куски. Предварительная нарезка масла облегчала и в не¬сколько раз ускоряла отпуск его покупателям. Зачищенное масло размечали и резали струной на пласты, затем на бруски и куски определённого веса — 500 г, 300 г, 200 г. Правильность разметки достигалась соответствующим расчётом толщины пластов, длины и ширины каждого куска, в зависимости от требуемого покупателями веса. Для предварительной нарезки сливочного масла применяли приспособления И. Л. Дворецкого, Ф. И. Подымова, моторную маслорезку конструкции Хорькова. Для разметки масла по способу Дворецкого служила деревянная прямоугольная планка длиной около 34 см, толщиной 2,5×2 см. На каждой стороне планки-разметчика имелись металлические шпильки, расстояния между которыми соответствовали расчету кусков. По длине масло резалось на пять пластов высотой 7,6 см (38 : 5) каждый; по ширине резали через каждые 5,4 см (27 : 5); так же по длине. Получалось 125 кусков по 200 граммов каждый. Если по ширине нарезать масло через каждые 2,7 см, то получится 250 кусков весом по 100 г. Нарезанное кусками масло взвешивалось, завертывалось в пергамент, маркировалось и в фасованном виде подавалось на рабочее место продавца. Приспособление Ф. И. Подымова состояло из двух рядов деревянных брусков толщиной, равной отрезаемому бруску масла. Задние (от фасовщика) концы брусков были соединены вертикальным металлическим стержнем, благодаря которому каждый брусок легко отводится в сторону («открывается», подобно двери). При нарезке первого пласта отводились верхние бруски (или два, в зависимости от нужной толщины), затем струной, скользящей при отрезе по оставшемуся верхнему бруску, отрезался пласт. После того как был отрезан один пласт, отводились следующие бруски по обе стороны монолитного куска масла; таким же порядком отрезали второй пласт и т. д. После нарезки пластов масло перевертывали и также резали на бруски. Маслорезка Хорькова представляла собой машину, которая режет масло рамкой со струнами вначале на бруски и затем на куски. Отпуск фасованного сливочного масла проходил в пять раз быстрее, чем нефасованного. В магазинах, где не было условий для полного внедрения фасовки, ограничивались предварительной нарезкой, которая значительно ускоряла обслуживание покупателей и облегчала работу продавцов. Как и предварительная разделка и нарезка ветчины, колбасы, фасовка масла в больших магазинах производилась специальными работниками — фасовщиками на основе пооперационного разделения труда.
Предварительная фасовка сливочного масла
Творог расфасовывали в пергамент, взвешивали его и укладывали в корзиночки или картонные коробки ёмкостью 500 г, 1000 г, перевязывали шпагатом и маркировали. Сметану фасовали в стеклянные широкогорлые банки или в специальные бумажные стаканы, покрывали их пергаментом и завязывали шпагатом или закрепляли пергамент резиновыми кольцами.
Сыры крупные предварительно разделывали на мелкие куски, а от них затем резали мелкими ломтиками.
Схема нарезки сыров
Схема нарезки сыров: а – круглого сыра без предварительной разделки; б – постепенная разделка крупного сыра цилиндрической формы; в – разделка круглого сыра с предварительной нарезкой на четверти
Нарезка сыров значительно облегчалась рычажной сырорезкой.
Рычажная сырорезка
Разделка балыка. Отделение костей от второй половины куска
Разделка балыка белорыбьего
В магазинах самообслуживания, в магазинах штучных товаров (без весов), а при большом спросе и в обычных магазинах колбасу, ветчину, рыбу, сыры нарезали предварительно за прилавком в свободное время или же постоянно, в порядке разделения труда продавцов: один разрезает, другой взвешивает, упаковывает и отпускает; в крупных магазинах, где имелось 3-4 и более продавцов, для предварительной нарезки выделяли специальных работников с постоянными рабочими местами в подсобных помещениях или же в торговом зале для предварительной подготовки товаров к продаже. Предварительная нарезка должна была производиться с учётом спроса, чтобы готовые товары лежали не более получаса и не теряли своего качества. Наилучший эффект давала предварительная нарезка машиной. Из рыбных товаров на имеющихся в то время машинах можно было резать только кету и рыбу семейства осетровых. Другие гастрономические сорта рыб на тех машинах резать было нельзя, потому что они плохо были приспособлены для этой цели, например, сёмга, балыки при машинной нарезке разволакиваются (крошатся).
Приёмы нарезки балыка белорыбьего
Нарезка сёмги
Рабочие места для подготовки гастрономических товаров располагались так, чтобы они лучше всего были связаны с рабочими местами продавцов и с кладовыми для хранения товаров. Площадь подсобного рабочего места должна была быть вполне достаточной для производства подготовительных работ, установки машины и размещения товаров. На рабочем месте для подготовки колбасных изделий был необходим стол высотой 85-90 см, покрытый мрамором, линолеумом или нержавеющим железом, с двумя полками для хранения инструментов и запасов упако¬вочного материала. В нижней части стола устраивался выдвижной ящик для отходов. Ширина стола должна была достигать примерно 80-90 см, длина — 1,5-2 м. Рабочее место для машинной нарезки лучше всего было устроить в специальной комнате. На рабочем месте по подготовке товаров к продаже должны были быть чистые полотенца для протирания колбасы и отдельное полотенце для рук; подставка в виде табурета или широкой скамьи высотой 50 см, на которую ставится принесённый товар, а также все необходимые для работы инструменты и приспособления. Так же, с соответствующими изменениями в инвентаре и инструментах, организовывались рабочие места для подготовки рыбных товаров, молочных товаров.
Размещение и выкладка. Размещали и выкладывали гастрономические товары на рабочем месте по группам — мясные, рыбные, молочные; колбасу, окорока, корейку, грудинку, рулеты клали срезом в сторону покупателей, что облегчало выбор нужного сорта. Предварительно нарезанные гастрономические товары и бутерброды выкладывали на подносах. Для выставки образцов и рабочих запасов на прилавке применяли подставки. Сельди маринованные, солёные выкладывали в окорёнках равными рядами, копчёные — на лотках или подносах. Икру выставляли в банках, погруженных в ванночку с водой и льдом. Банки с икрой должны были быть погружены в воду не менее чем наполовину. Вина следовало укладывать на прилавке также в наклонном положении (чтобы покупателю удобнее было прочитать этикетку), лишь в задних от покупателя рядах бутылки ставили на дно, по видам и сортам, этикетками к покупателю. На бутылках прикрепляли ярлыки с указанием наименования вина, крепости, ёмкости посуды, цены. Молоко разливное и сметану размещали в специальных ушатах или баках, поставленных в ванны со льдом или другое холодильное оборудование; творог, сырковую массу, масло топленое — в ушатах, бочках и лотках; молочные продукты — в бутылках, банках, стаканах или другой фабричной упаковке — на прилавках, охлаждаемых витринах и шкафах, так же, как и масло сливочное, маргарин; сыры — на прилавке, с покрытием разрезов целлофаном. Хранение сыра по окончании рабочего дня на прилавках не допускалось. Оставшийся сыр убирали в холодильные камеры; при этом поверхность разрезов накрывали влажным чистым полотенцем. Яйца выставляли в корзинах и коробках. В теплое время года все гастрономические товары, расположенные вне охлаждаемых устройств, закрывали от мух и пыли целлофаном, марлей или специальными сетками.