гас правосудие что это и как работает
Портал технической поддержки
Государственной автоматизированной системы
Российской Федерации «Правосудие»
Ссылки
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2001 г. № 805, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.
В рамках выполнения ФЦП предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
В начале 2004 г. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС «Правосудие». Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход» (далее – ФГУП НИИ «Восход»).
Судебным департаментом и ФГУП НИИ «Восход» был заключен государственный контракт «На выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», по которому осуществляется поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС «Правосудие», его последующей реализации во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.
При создании ГАС «Правосудие» сохранена преемственность программно-информационных комплексов автоматизации деятельности должностных лиц судебных органов, действующего имущественного комплекса в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, обеспечивается непрерывность его функционирования в повседневной деятельности.
В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие судебной системы России» на 2007–2011 г., начиная с 2007 г. развернуты широкомасштабные работы по внедрению информационных, программных и технических решений ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции и региональных органах Судебного департамента, поставке современного оборудования.
В процессе внедрения и дальнейшего развития ГАС «Правосудие» большое внимание уделяется созданию единого информационного пространства судебной системы РФ на основе:
Большое внимание уделяется процессам обучения пользователей работе с программными изделиями ГАС «Правосудие». При этом организованы следующие формы работы:
Дальнейшее развитие ГАС «Правосудие» должно обеспечить повышение эффективности деятельности всей судебной системы РФ, включая объекты районного уровня и мировую юстицию.
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Правосудие»
В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2002–2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000, были поставлены такие задачи, как формирование единого информационного пространства, реализация конституционных принципов самостоятельности судебной власти и независимости судей, обеспечения единства судебной системы Российской Федерации, повышения эффективности деятельности судов, а также реализации прав граждан и юридических лиц на судебно-правовую информацию.
В рамках выполнения ФЦП предусмотрено создание Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие» (далее – ГАС «Правосудие») в интересах федеральных судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента.
В начале 2004 г. Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации был проведен открытый конкурс по выбору головного исполнителя на создание ГАС «Правосудие». Победителем конкурса стало Федеральное государственное унитарное предприятие Научно-исследовательский институт «Восход» (далее – »).
Судебным департаментом и » был заключен государственный контракт «На выполнение работ по созданию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Правосудие», по которому осуществляется поставка товаров и услуг за счет централизованных средств в рамках федеральной целевой программы, в том числе по подготовке технорабочего проекта на ГАС «Правосудие», его последующей реализации во всех судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, а также по созданию инфраструктуры дальнейшего поддержания системы в ходе ее эксплуатации и обучению пользователей.
Создание ГАС «Правосудие» осуществляется при сохранении преемственности действующего имущественного комплекса в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента, обеспечении непрерывности его функционирования в повседневной деятельности.
Цели создания ГАС «Правосудие»
- Поддержание законности и обоснованности принимаемых судебных решений и качества оформляемых судебных документов. Сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий, включая средства видеоконференцсвязи. Повышение эффективности процессов судебного делопроизводства и подготовки данных судебной статистики в судах путем сокращения времени на обработку и передачу информации. Повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний. Повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел. Обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента. Обеспечение оперативного доступа судей и работников аппаратов судов к актуальной и точной информации по действующему законодательству и правоприменительной практике. Обеспечение объективного анализа правоприменительной практики, структуры правонарушений и направлений криминализации общества на основе больших объемов судебной статистики и данных предыстории. Повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, следственными органами, прокуратурой, Минюстом России и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Повышение эффективности информационных процессов кадрового, организационного, материально-технического и ресурсного обеспечения деятельности судов с созданием инструмента информационно-аналитической поддержки принятия решений во всех сферах обеспечения судебной деятельности. Повышение оперативности реагирования на обращения судей, граждан и организаций в Судебный департамент. Повышение полноты и достоверности информации, необходимой для административного управления, сокращение сроков ее представления в аппарат Судебного департамента из судов и органов Судебного департамента. Создание достаточного функционального, информационно-технологического и программного обеспечения судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента. Повышение уровня достоверности представления данных, обеспечение адекватного решения вопросов информационной безопасности на всех этапах создания и использования ГАС «Правосудие». Повышение информированности общества о деятельности судов, обеспечение прозрачности и открытости состояния системы правосудия в России. Создание эффективной, экономически целесообразной системы управления, обеспечения, эксплуатации, поддержания и сервисного обслуживания имущественного комплекса ГАС «Правосудие». Обеспечение вхождения в информационное пространство органов государственного управления, правоохранительных органов, организация взаимодействия между центральными национальными органами обеспечения деятельности судов (в первую очередь, в рамках СНГ) с ведущими международно-правовыми и судебными организациями – Международным судом, Советом Европы и другими зарубежными организациями.
Подсистемы ГАС «Правосудие»
Подсистема «Судебное делопроизводство и статистика» создана с целью предоставления пользователям средств формирования, анализа и интеграции информационных массивов данных, возникающих в процессе судопроизводства в судах общей юрисдикции, формирования и анализа массивов данных судебной статистики, фиксации хода судебного разбирательства, а также автоматизации процессов регистрации, сбора и хранения информации о лицах, привлеченных к уголовной ответственности и в отношении которых вынесены судебные постановления, вступившие в законную силу.
Выполняет следующие функции:
- повышение эффективности процессов судебного производства путем документирования технологического процесса ведения судопроизводства; сокращение сроков подготовки процессуальных и отчётных документов; мониторинг процессов в сфере судопроизводства, обеспечение всестороннего контроля со стороны руководства суда за работой аппарата суда и ходом судебного производства; обеспечение средствами автоматизированных информационных систем контроля процессуальных сроков и полноты осуществления судебного производства; автоматизированное формирование регламентированных форм судебной статистики и информации по произвольным запросам; сокращение сроков рассмотрения дел и рассмотрения жалоб на основе использования новых информационных технологий; повышение достоверности и полноты первичной информации, получаемой в ходе судебных заседаний; повышение оперативности сбора и оформления судебных материалов при подготовке и слушании дел; обеспечение сетевого доступа к библиотечной электронной информации для работников судов и системы Судебного департамента; повышение оперативности информационного взаимодействия судов с Верховным Судом Российской Федерации, Судебным департаментом, другими государственными органами и организациями.
- регистрацию и учет поступающих дел, протоколов, жалоб (протестов, представлений) по делам, находящимся или находившимся в производстве; учет движения дел в судах; формирование, учет, хранение и распечатку процессуальных документов, связанных с различными видами судопроизводства; подготовку статистической отчётности как на бумажных носителях, так и в электронном виде; поиск информации по различным аспектам текущего состояния и движения отдельного дела (группы дел) в процессе судопроизводства на основе заранее сформулированных запросов; просмотр и распечатку справок.
Программное изделие «Судимость» предназначено для ведения справочников функциональных компонентов, учета структуры, обеспечения ввода информации, хранения информации, содержащейся в статистической карточке на подсудимого, формального и логического контроля данных, обработки данных, формирования статистических форм по судимости.
Подсистема «Банк судебных решений» предназначена для организации автоматизированного сбора судебных решений, формирования единого банка судебных решений, обеспечения механизма для систематизации сведений по данным судебным решениям и обеспечения санкционированного доступа к информации со стороны различных категорий пользователей.
Выполняет следующие функции:
- первичный ввод документов судебного делопроизводства или импорт данных из подсистемы «Судебное делопроизводство и статистика»; обработка электронной копии документа судебного делопроизводства; поиск, просмотр и редактирование судебных решений или судебной практики на текущем уровне; подготовка судебного решения для публикации; поиск по запросу и пересылка найденных судебных решений; обработка электронной копии документа судебного решения; экспорт материалов судебной практики.
Информационный киоск – программно-аппаратный комплекс, предназначенный для предоставления справочной информации о деятельности суда. Установлен в фойе здания суда и может использоваться в качестве альтернативы информационным стендам. Сенсорный экран терминала и простая навигация позволяют пользователю самостоятельно получить информацию о структуре и контактах суда, движении дел, образцах документов, платежных реквизитах и т. п.
«Видеоконференц-связь». Видеоконференц-связь обеспечивает проведение судебных процессов с использованием видео-технологии для взаимодействия судей, прокуроров и адвокатов, находящихся в зале судебного процесса суда общей юрисдикции с одним или несколькими осужденными или подследственными в одном или нескольких исправительных учреждениях в реальном масштабе времени.
Программное изделие «Право». Подсистема содержит базу данных нормативно-правовых актов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.
Программное изделие «Документооборот и обращения граждан». Данная подсистема ГАС «Правосудие» обеспечивает автоматизацию учета входящей и исходящей корреспонденции краевого суда, включая обращения в суд граждан как процессуального, так и не процессуального характера.
Программное изделие «Сервисное обслуживание». Подсистема предназначена для учета программно-технических средств, развернутых в суде, а также для получения отчетов по обеспеченности, движению данных ПТС, проведенных работах по обслуживанию ПТС.
Кроме того, в своей деятельности судьи и работники аппарата на основе договора с ЗАО «ТЕЛЕКОМПЛЮС» используют информационную правовую систему «Консультант Плюс».
Гас правосудие что это и как работает
После вступления в силу Федерального Закона от 23 июня 2016 года № 220-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» появилось множество вопросов относительно нового порядка подачи документов в суды общей юрисдикции через ГАС «Правосудие».
В связи с этим, команда правового партнерства «Ефимов и партнеры» решила подробно рассмотреть и описать порядок и некоторые вопросы подачи документов через интернет в суды общей юрисдикции.
Верховный суд РФ тремя различными приказами утвердил правила, по которым с 1 января регламентируется новый порядок подачи документов в Верховный суд Российской Федерации, Арбитражный суд Российской Федерации и суды общей юрисдикции через Интернет.
Относительно судов общей юрисдикции действует Приказ Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251 в соответствии с положениями которого и происходит подача документов в суды общей юрисдикции через Интернет.
Прежде всего необходимо пройти процедуру регистрации в ЕСИА на портале «Государственные услуги», нажав на кнопку зарегистрироваться.
ЕСИА – это Единая Система Идентификации и Аутентификации, авторизация в которой является простой электронной подписью при подаче документов (о видах электронной подписи расскажем позже).
На портале «Государственные услуги» существует три типа учетных записей:
От того какой у вас тип учетной записи зависит количество услуг, которыми можно воспользоваться с помощью портала «Государственные услуги». Поэтому, регистрация в ЕСИА поможет не только в подаче документов в суд через Интернет, но и при получении различных государственных услуг (подробнее о ЕСИА, подробнее о видах учетных записей).
Примечание: подтвержденная учетная запись позволяет получить полный доступ к государственным услугам и воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Подтвержденная учетная запись поможет Вам значительно сэкономить как время, так в некоторых случаях и нервы при обращении за различными государственными услугами. Поэтому мы рекомендуем пользоваться подтвержденной учетной записью ЕСИА.
Подача документов в суд
Для подачи документов в суды общей юрисдикции через Интернет необходимо воспользоваться системой ГАС «Правосудие». Для этого заходим на портал системы, в правом верхнем углу нажимаем «вход». Для входа и авторизации в системе используется Ваша учетная запись в Единой Системе Идентификации и Аутентификации, которую Вы зарегистрировали ранее на портале «Государственные услуги».
После страницы входа в ГАС «Правосудие» попадаем на следующую страницу. Ставим галочку в подтверждение того, что мы соглашаемся с условиями Пользовательского соглашения и обработкой персональных данных. Нажимаем «войти» и вводим свои данные аккаунта ЕСИА. Войти в систему ГАС «Правосудие» можно и с помощью электронной подписи.
Далее попадаем на первую страницу и вместо кнопки «вход» уже появилась наша фамилия и инициалы. Нажимаем «подать обращение» либо вкладку «новое обращение» в соответствующем разделе.
После нажатия вкладки «подать обращение» попадаем на страницу, где нам необходимо выбрать вид нашего обращения. Стоит отметить, что система на данный момент не работает с мировыми судьями и делами, связанными с КоАП РФ. На выбор у нас подача заявлений в рамках КАС и обычные гражданские дела. Мы выбрали вкладку «Заявление по иным производствам»
Далее попадаем на страницу формирования заявления. Наши данные из ЕСИА автоматически вводятся в соответствующие поля (персональные данные по понятным причинам скрыты). Нам остается добавить доверенность, ввести данные заявителя, выбрать суд, добавить заявление и приложения к нему. После чего нажимаем «сформировать запрос».
Для подачи заявлений в арбитражный суд по-прежнему действует система «Мой арбитр». Поэтому нажав «Обращение в арбитражный суд» система направит нас в «Мой арбитр».
Черновики обращений, ранее поданные обращения, их движение отображаются во вкладке «История обращений». В данной вкладке отображается само обращение, суд в который подано заявление, вид заявления и его текущий статус. Как мы можем видеть административное исковое заявление имеет статус «Принято к производству», а заявление по иным производствам статус «Технический отказ в приеме обращения». Это связано с отсутствием технической возможности принимать заявления через систему ГАС «Правосудие» в данном суде, а не с ошибками в подаче или оформлении документации (о техническом отказе поговорим позже).
В суды общей юрисдикции через систему ГАС «Правосудие» можно подавать как электронный образ документа (то есть обыкновенную скан-копию документа) так и электронный документ (то есть документ который изначально создается не на бумаге, а в электронной форме).
Электронные образы документов, которые мы подаем через систему ГАС «Правосудие» нужно скрепить электронной подписью (простой или усиленной квалифицированной).
К электронным образам документов, ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно приложить доверенность или иной документ, который подтверждает полномочия лица на подачу документов (например, доверенность в которой указаны полномочия этого лица на подачу документов в суд либо на ведение дел в суде). В противном случае в принятии документов Вам будет отказано.
Электронный образ документа создается с помощью средств сканирования. Сканирование документа на бумажном носителе должно производиться в масштабе 1:1 в черно-белом либо сером цвете (качество 200-300 точек на дюйм). Файл электронного образа документа должен быть в формате PDF, его размер не должен превышать 30 Мб.
Полный перечень требований к электронным образам документов, электронным документам описывается в пунктах 2.2, 2.3 Приказа Судебного департамента при ВС РФ от 27 декабря 2016 года №251. Рекомендуем дополнительно ознакомится с данным Приказом.
Электронная подпись. Виды электронных подписей. Порядок использования электронных подписей в зависимости от вида документов.
Электронная подпись – это замена рукописной подписи. Электронные подписи (ЭП) подразделяются на следующие виды: Простую и Усиленную. Усиленная в свою очередь на Квалифицированную и Неквалифицированную.
Для создания и проверки подлинности Электронной подписи нужен ключ электронной подписи. Ключом электронной подписи является уникальная последовательность символов с помощью которой и проверяется подлинность электронной подписи.
В пункте 1.3 Порядка говорится о том, что в качестве ключа простой ЭП используется учетная запись физического лица ЕСИА. То есть, если лицо пришло авторизацию на портале «Государственные услуги», то электронные образы документов (то есть скан-копии бумажных документов), которые оно отправит в суд автоматически будут заверены простой электронной подписью.
Таким образом, простой электронной подписью является комбинация из логина и пароля ЕСИА, которая подтверждает, что электронное сообщение отправило конкретное лицо.
Примечание: возвращаясь к вышесказанному, еще раз отметим, что необходимо отличать между собой понятия электронный образ документа и электронный документ, от типа документа зависит порядок его скрепления определенным видом электронной подписи.
Электронные образы документов нужно заверять простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной подписью, а электронные документы – только усиленной квалифицированной подписью.
Электронные документы должно подписать электронной подписью лицо, которое указано в тексте электронного документа как лицо, его подписавшее. (то есть автор электронного документа должен подписывать документ УКЭП).
Усиленная квалифицированная электронная подпись (УКЭП) не только идентифицирует отправителя, но и подтверждает, что с момента подписания электронный документ не менялся.
УКЭП должна быть в отдельном файле (отсоединенная электронная подпись), присоединенная подпись не допускается.
Существует перечень документов, которые можно подать через систему ГАС «Правосудие», только если они будут скреплены усиленной квалифицированной электронной подписью. К ним относятся:
Более подробно об электронной подписи можно узнать из Федерального закона от 06.04.2011 №63-ФЗ «Об электронной подписи»
Технический отказ в приеме обращения. Причины.
Существуют основания для отказа в принятии документов через систему ГАС «Правосудие». Технический отказ мы получим в случае, если документы, поданные через систему в суд не соответствуют положениям пункта 4.5 Приказа.
Кроме того, положения Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, Гражданского Процессуального Кодекса РФ и Кодекса Административного Судопроизводства РФ в новой редакции применяются только при наличии в судах технической возможности (часть 4 статьи 12 Закона № 220-ФЗ).
Это означает, что если, к примеру, в суде общей юрисдикции нет возможности получать документы в электронном виде или извещать участников процесса через Интернет, то суд продолжит работать по прежним правилам. Соответственно в данном случае мы также получим «Технический отказ в приеме обращения».
Оставление обращений без движения. Заключительные положения.
Необходимо понимать, что электронные образы документов, представленные в суд общей юрисдикции, в любом случае нужно будет представлять в оригинале вне зависимости от вида электронной подписи которой подписан документ. Это связано с тем, что суду необходимо установить имеется ли оригинал такого электронного образа документа, что вполне логично.
Кроме того, бывают случаи, когда судьи оставляют обращение без движения мотивировав это тем, что копии документов для ответчика и третьих лиц не представлены. Для того, чтобы исковое заявление не оставили без движения порядок, предусмотренный статьей 132 ГПК РФ о количестве копий по числу лиц можно выполнить путем почтового отправления данных копий ответчику и третьим лицам, приложив к заявлению копию квитанции об отправке. Однако, данный метод никак не предусмотрен. Исходя из смысла Приказа применять его мы не рекомендуем. Суд самостоятельно должен распечатывать необходимые копии документов.
Без движения оставляют обращения, к которым не приложены оригиналы квитанций об уплате государственной пошлины.
Исходя из смысла нового порядка, а также смысла статьи 132 ГПК РФ квитанции об оплате госпошлины могут быть представлены в предварительное судебное заседание, так как оригиналы в электронном виде подать не представляется возможным (аналогично копиям материалов по числу лиц). Таким образом, судьи, вероятно из-за новизны, незнания и непонимания системы, оставляют обращения без движения.
Мы настоятельно рекомендуем Вам создавать правильные прецеденты использования нового порядка подачи документов. Именно мы с Вами стоим у истоков новой системы подачи документов, нам и предстоит, несмотря на некомпетентность и невежество некоторых сотрудников, совершенствовать и притворять ее в жизнь. Верим, что в ближайшее время новый порядок подачи документов будет в полной мере доведен до сотрудников суда, а нерешенные и спорные вопросы регламентируются в полном объеме.
Правовое партнерство «Ефимов и партнеры» оказывает услуги по правовому сопровождению судебных споров по всей России: административные, коммерческие, корпоративные, трудовые и прочие споры в судах.