гармония это что значит
гармония
Законы гармонии. | Тенденции современной гармонии.
Осенний лес поражал гармонией красок.
Религия помогает человеку обрести душевную гармонию.
Смотреть что такое «гармония» в других словарях:
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia, от harmoso приводить в порядок). 1) музыкальное созвучие, согласование, учение об отношениях между интервалами, гаммами, об аккордах, модуляциях в проч. 2) соразмерность частей с целым и между собой в художественных произведениях … Словарь иностранных слов русского языка
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, гармонии, жен. (греч. harmonia). 1. Часть теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции (муз.). «Музыку я разъял, как труп, поверил я алгеброй гармонию.» Пушкин. 2. Благозвучие, стройность и приятность звуков… … Толковый словарь Ушакова
Гармония — (Harmonia, Αρμονία). Дочь Арея и Афродиты, жена Кадма. В день своей свадьбы она получила от Кадма ожерелье, приносившее несчастье всем, кому оно доставалось. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А … Энциклопедия мифологии
гармония — и, ж. harmonie f., пол. harmonia <, лат. harmonia. 1. Точный порядок, соразмерность, соотносительность, стройность всех частей целого. Сл. 18. Может быть единственно от того мы и не постигаем нравственной гармонии, что она есть высочайшая,… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia – связь, соразмерность) созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в… … Философская энциклопедия
гармония — 1. ГАРМОНИЯ, и; ж. [от греч. harmonia связь, созвучие, соразмерность] 1. Выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимосвязи и последовательности; раздел теории музыки и учебный предмет, изучающий эти… … Энциклопедический словарь
Гармония — Гармония ♦ Harmonie Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии,… … Философский словарь Спонвиля
гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов
Гармония — (Анапа,Россия) Категория отеля: 2 звездочный отель Адрес: Улица Крымская 170, Анапа, Россия … Каталог отелей
ГАРМОНИЯ — ГАРМОНИЯ, область выразительных средств музыки, основанных на объединении тонов в созвучия и на связи созвучий в их последовательном движении. Гармония строится по определенным законам лада в многоголосной музыке любого склада гомофонии,… … Современная энциклопедия
ГАРМОНИЯ — (греч. harmonia связь стройность, соразмерность), соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В древнегреческой философии организованность космоса, в противоположность хаосу. В истории эстетики… … Большой Энциклопедический словарь
Значение слова «гармония»
1. Благозвучие, стройность и приятность звучания. Состав стихов подчинялся особенным требованиям гармонии. Добролюбов, Замечания о слоге и мерности народного языка. — Пока есть жизнь, есть и музыка жизни. А она прекрасна и в гармонии, и в диссонансах. Вересаев, К жизни. || Созвучие, звучание. Заливались и пели колокола, и звуки, сплетаясь в могучую, своеобразную гармонию, тихо колыхались и будто кружились в эфире. Короленко, В ночь под светлый праздник. || Муз. Название круга выразительных аккордов или созвучий, заключенных в каком-л. произведении или характерных для того или иного композитора. Он подарил мне на память еще рукописный набросок одного варианта для конца своей Divina Comedia, с чрезвычайно красивыми, смелыми и оригинальными гармониями. А. Бородин, Мои воспоминания о Листе.
2. Стройное сочетание, взаимное соответствие (предметов, явлений, частей целого, качеств и т. п.). Гармония интересов. □ Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей; Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Пушкин, Красавица. Мы двигались по площади безлюдной — Какая площадь! в мире нет иной, Подобной — камни и вода, и чудный Фасад, и обелиск — все было — строй — Гармония. Полонский, Братья. И в кажущемся хаосе окружавшего его мира он увидел, наконец, величайшие законы мировой гармонии, того созвучия всего и всех в мире, о котором говорили древнегреческие философы. Ферсман, Воспоминания о камне.
3. Раздел теории музыки, учение о правильном построении созвучий в композиции.
4. Учебная дисциплина для учащихся музыкальных училищ и вузов.
[От греч. ‛αρμονία — связь, созвучие, согласие]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Гармония
ГАРМО́НИЯ (от греч. αρμονια — связь, скрепление, соглашение, порядок, лад, соразмерность, стройность) — 1) Одна из фундамент. категорий философии и эстетики. Означает соразмерность частей и целого, согласованность в сочетании чего-либо; неконфликтное соединение различного, единство противоположностей; внешнее выявление меры бытия, внутр. порядка, установление пропорциональности, симметрии и т. п. В греч. философии термин указывал на внутр. цельность реальности, наличие нерушимых связей, объединяющих отд. части Универсума. Понятие Г. — один из важнейших критериев эстетич. оценки худ. произв. Осн. характеристики Г. разработаны уже в античной эстетике и были присущи иск-ву Др. Греции и Рима. На разных этапах развития об-ва понятие Г. получало различные, как правило, дополняющие друг друга толкования. В изобразит. иск-ве Г. обозначает сочетание форм, взаимосвязь частей изображения. В архитектуре понятие Г. определяет соразмерность отд. частей здания, ансамбля и т. п. с целым, достигаясь единством пропорцион. соотношений, масштабного соответствия объекта и окружения.
2) В музыке Г. — это закономерное сочетание тонов в их одноврем. звучании, учение о правильном построении созвучий в композиции. В более широком смысле Г. означает благозвучие, стройность и приятность звуков.
3) Наряду с ладом — специфич. средство муз. языка. Применяется в обл. структурирования выразит. средств, становясь одной из составляющих звуковысотного аспекта муз. системы. «Сочетания муз. звуков бывают двоякие: такие, в к-рых звуки следуют один за другим, и такие, в к-рых они слышатся одновременно. Сочетания первого рода называются мелодией, сочетания второго рода — гармонией» (П. Чайковский). В соотношении звуковысоты муз. ткань характеризуется двумя осн. координатами: вертикалью (одновр. звучанием тонов) и горизонталью (последованием тонов друг за другом). Связи тонов по горизонтали реализуют мелодич. отношения; связи тонов по вертикали — отношения гармонические. Г. — система отношений тонов в их одновременном звучании, система созвучности.
Осн. конструктивный элемент гармонической системы — комплекс звуков. В простейшем виде это интервал, в б. сложном — созвучие, к-рое в процессе эволюции муз. яз. предстает в самых разл. модификациях. Формы созвучий многообразны: аккорды терцового строения, аккорды нетерцового строения (напр., квартаккорды), кластеры и др. Главенствующее положение в музыке занимают аккорды терцовой структуры, ставшие символом «золотого века» Г. от барокко до позднего романтизма и не утратившие своего значения до наших дней. Это имеет акустич. Обоснование: 6 нижних тонов натурального звукоряда, образующегося звучанием обертонов одной струны, входят в состав мажорного трезвучия, а 10 нижних тонов образуют доминантовый нонаккорд. Это показывает, что терцовая закономерность сочетания звуков в Г. заложена в самой физической природе образования звука. Сопряжение и взаимодействие мелодии и Г. сообщают музыке энергетич. импульс. Ведущая роль при этом может принадлежать то мелодии, то Г., что всегда стилистически обусловлено. Связь Г. и фактуры выражается в удвоении и регистровом расположении аккордовых звуков, в гармонической (или мелодической) фигурации, а в оркестровых и камерных сочинениях — в их инструментовке. Связь Г. и ритма выражается не только в ритмич. фигурации, но и в гармонич. пульсации, ритме смен гармоний.
Закономерности Г., как явления, разворачивающегося во времени, в полной мере выявляют себя в муз. форме, что можно видеть на следующих структурных уровнях: аккорды, гармонич. обороты, гармонич. пульсация, тональный план, т. е. последование тональностей, определяемое модуляционным движением.
Первые представления о Г. возникли в недрах теории музыки во времена Др. Греции. Основания Г. как науки были заложены в учении Дж. Царлино в 16 в. Этапы развития учения о Г. связаны с трудами Рамо в 18 в., в 19 в. — Ш. С. Кателя, Ф. Ж. Фетиса, Ф. О. Геварта, Ф. Э. Рихтера, в 20 в. — Г. Римана, Э. Курта, Ш. Кеклена, Ю. Хоминьского, композиторов А. Шенберга, П. Хиндемита, О. Мессиана и др.
В рус. музыкознании учение о Г. развивается в тесной связи с композиторским творчеством. Первые значит. труды по Г. (учебники) были написаны Чайковским и Римским-Корсаковым. Вопросы Г. затрагивались в статьях Г. А. Лароша, А. Н. Серова, В. В. Стасова. Важный этап в изучении Г. — работы ученых и композиторов А. С. Аренского, Р. М. Глиэра, Я. Витола, Н. А. Губерта, В. А. Золотарева, М. М. Ипполитова-Иванова, А. К. Лядова, Л. М. Рудольфа, Н. А. Соколова, Н. Ф. Соловьева, М. О. Штейнбера и др. Значит вклад в теорию Г. сделан Г. Л. Катуаром, И. В. Способиным, Ю. Н. Тюлиным, А. С. Оголевцом, Б. Л. Яворским, В. В. Протопоповым, Н. А. Гарбузовым, С. С. Скребковым, В. О. Берковым, А. Ф. Мутли, Н. Г. Привано, П. Б. Рязановым и др. Современные представления о Г. как науке связаны с трудами Ю. Н. Холопова, Т. С. Бершадской, Ю. Г. Кона, В. М. Цендровского и др.
4) Г — то же, что гармоника, гармонь.
Лит.: Рихтер Э. Учебник гармонии. СПб., 1868; Чайковский П. И. Рук-во к практическому изучению гармонии. Учебник. М., 1872; Римский-Корсаков Н. А. Учебник гармонии. Ч. 1—2. СПб., 1884—85; Его же. Практич. учебник гармонии. СПб., 1886; Риман Г. Систематич. учение о модуляции, как основа учения о муз. М., Лейпциг, 1898; Кастальский А. Д. Особенности нар.-рус. муз. системы. М., Пг., 1923; Катуар Г. Теоретич. курс гармонии. Ч. 1—2. М., 1924—25; Гарбузов Н. А. Теория многоосновности ладов и созвучий. Ч. 1—2. М., 1928—32; Берков В. О. Гармония. Учебник. Ч. 1—3. М., 1962—66; Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т. 1. Основные проблемы гармонии. М., 1966; Гуляницкая Н. С. Введение в совр. гармонию. М., 1984; Бершадская Т. С. Гармония как эл-т муз. системы. СПб., 1997.
Что такое гармония и как ее достигнуть в повседневной жизни
Доброго дня, уважаемые читатели!
Наверняка каждый из вас слышал такие выражения, как гармоничный человек, гармоничная пара, гармонично вписался в коллектив. Все мы хотим жить в гармонии, но хорошо ли понимаем, что означает это состояние? Сегодня я расскажу, что такое гармония, в каких направлениях используется данный термин, действительно ли важно жить в гармонии и как ее достигнуть.
Определение
В переводе с латинского слово harmonia означает “соединение, соответствие, созвучие”. Есть оно и в древнегреческом языке: ἁρμονία переводится как “порядок, слаженность”. Впервые этот термин появился в философии и обозначал согласование разнородных или противоречивых элементов.
Понятие гармонии встречается во многих сферах. Например:
Слово “гармония” встречается в работах древнегреческого поэта Гомера, философа Гераклита. В трактате “О мире”, созданном в I веке до нашей эры, гармония упоминается как согласие противоположностей во всех природных сущностях, в деятельности человека и самой Вселенной.
Многим позже уже несколько в преобразованной форме идея гармонии применялась в новой философии у английского деятеля Просвещения Энтони Шефтсбери, немецкого астронома и математика Иоганна Кеплера, итальянского монаха Джордано Бруно, немецкого ученого Вильгельма Лейбница.
Писатель и мыслитель Гете был убежден, что самым важным является воспитание гармоничного свободного человека, способности которого развиваются в равновесии. Природу он называл большим организмом, где господствует гармония границ и сил, свободы и меры, достоинств и недостатков.
Внутренняя и внешняя гармония
Гармония рассматривается не только в рамках философских учений, музыкальной эстетики и художественного творчества. К такому состоянию стремятся и в повседневной жизни.
Изначально все находится в гармонии. Человеческий организм, природные процессы – все синхронизировано и для чего-то нужно. Каждая клеточка тела, каждое существо или явление на земле имеет гармоничный механизм развития и выполняет какую-то свою уникальную роль. Когда естественные процессы нарушаются, например, вследствие заболевания или природных катаклизмов, гармония уходит.
Гармония в жизни – это стремление к равновесию, балансу. Помните символ китайской философии Инь и Ян? Это олицетворение взаимодействия крайних противоположностей: тьмы и света, дня и ночи, неба и земли, жары и холода, четного и нечетного, внутреннего и внешнего. Только в состоянии равновесия возможна гармония.
Давайте порассуждаем, что означает гармоничная личность. Это человек, который всесторонне развивается и уделяет внимание всем сферам своей жизни, не допуская перекосов. Возьмем для примера заядлого трудоголика, который ставит в приоритет бизнес, работу и совсем не уделяет время своей семье, здоровью. Да, возможно, он очень успешен в карьере и даже имеет приличный банковский счет, но можно ли считать такого человека гармоничным? Маловероятно.
Еще один пример дисгармонии, когда человек уделяет слишком много внимания своей внешности и совсем не придает значения духовному и интеллектуальному развитию. Бывает и наоборот: ставка делается на прокачку мозгов и достижение социальных успехов в ущерб внешнему образу и стилю.
Гармоничная личность умеет заботиться о своем физическом и эмоциональном состоянии, материальном достатке и благополучных отношениях с окружающими людьми. Каждая сфера жизни такого человека помогает развивать другую, а не приносится в жертву ради достижений в одном направлении.
Каждый из вас может составить свой список того, чем сопровождается гармоничная жизнь. Условно можно выделить внешние и внутренние аспекты.
К внешней гармонии чаще всего относят:
Что можно отнести к внутренней гармонии:
Разумеется, невозможно быть все время на позитиве и в дзене. У гармоничных людей тоже случаются переживания, проблемы, но они ситуативны. Фоновое душевное состояние от этого не страдает.
Как проявляется в отношениях между мужчиной и женщиной
Гармоничные отношения – это тоже соблюдение баланса, главным образом между личным и общим.
Вопреки распространенному заблуждению, отношения – это не полное слияние и растворение, когда “жить без тебя не могу”. Такая ситуация не является признаком любви, а граничит с зависимостью и нездоровьем. Здоровые отношения – это когда “мне без тебя хорошо, а с тобой еще лучше”.
Что еще будет говорить о гармонии в семье:
Гармоничные отношения не опустошают, а наполняют, придают сил, мотивируют и вдохновляют. В таком союзе люди не боятся рассказать друг другу о своих интересах, поделиться мнением, не опасаются быть осмеянными или обесцененными. Гармония обогащает духовно и украшает физически. Такие отношения называют счастливыми.
Куда исчезает
В данном контексте мы будем говорить о личной гармонии. Почему люди не чувствуют себя гармоничными и не могут назвать свою жизнь счастливой?
Рассмотрим, в чем причины нашей печали, раздражительности, обидчивости, вспыльчивости, плаксивости, злости, апатии, подавленности и других разрушительных чувств. Чаще всего это происходит в определенные моменты, которые можно назвать переломными, некомфортными:
Как обрести гармонию
Жизнь – это непрерывный эволюционный процесс, в ходе которого мы обязательно проходим точки роста. Зачастую очень болезненные, но необходимые для нашего развития. Если бы мы с рождения и до конца своих дней жили в абсолютной сказке, обязательно наступила бы стагнация. Мы перестали бы развиваться, двигаться, а лишь только лежали бы на печке и щелкали семечки.
Как раз в процессе преодоления и адаптации происходит достижение внутренней гармонии, удовлетворения и счастья. Гармонию нужно не искать, а создавать самим.
Итак, какие шаги важно предпринять, чтобы достичь гармонии:
Заключение
Мы с вами разобрали понятие гармонии, кратко выяснили, из-за чего она может исчезать и что нужно делать, чтобы ее обрести.
Поделитесь в комментариях, что для вас значит гармония и часто ли вы ощущаете ее в своей жизни?
Значение слова гармония
Словарь Ушакова
гарм о ния, гармонии, жен. (греч. harmonia).
2. Благозвучие, стройность и приятность звуков (книж.). Мелодия, исполненная гармонии. Гармония поэтического ритма.
3. Согласованность, взаимное соответствие (книж.). Гармония интересов. Между нами установилась полная гармония. Гармония красок.
4. То же, что гармоника в 1 знач. (обл., прост.).
Этимологический Словарь Русского Языка
В русском языке слово «гармония» известно с конца XVIII – начала XIX в. Оно пришло из латинского через польский и восходит к греческому со значением «связь», «согласованность», «совместимость». Устаревшая русская форма слова – «армония» – копирует греческую. Изначально слово «гармония» употреблялось как музыкальный термин и имело значение «строй», «лад», «порядок» и уже позже стало использоваться в переносном абстрактном значении.
Производные: гармоничный, гармонизировать, гармонировать, гармоничный, гармоничность.
Начала Современного Естествознания. Тезаурус
(от греч. harmonia — связь, стройность, соразмерность) — соразмерность частей, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое, а также созвучие, согласие, в эстетике как существенная характеристика прекрасного. В философии Пифагора — организованность космоса, в противоположность хаосу.
Энциклопедия моды и одежды
(Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
Культурология. Словарь-справочник
(греч. harmonia – соответствие, соразмерность, согласие, созвучие) – согласованность, взаимное соответствие предметов, явлений, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. Эстетика Возрождения выдвинула идеал гармонически развитого человека. Основы гармонии видели в идеальной пластической организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласованности частей и целого. Гармония считалась существенным признаком и источником прекрасного. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.
Словарь антонимов русского языка
Античный мир. Словарь-справочник
Дочь Ареса и Афродиты, унаследовавшая красоту своей матери. Супруга Кадма. Само ее имя символизирует гармонию их брака.
Боги подарили ей на свадьбу золотое ожерелье, сделанное божественным Гефестом. Оно было необычайно красиво, но не приносило счастья никому, кто хотел бы силой или хитростью им завладеть.
(Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
1) (греч. harmonia — связь, стройность) — органическая взаимосвязь всех компонентов художественного произведения.
Рб: эстетические категории в литературе
Асс: красота, прекрасное
* «Красота гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в «соразмерной смеси», там благо человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия» (Ю.Б. Борев).
«Возвращая к гармонии со своим истинным понятием все то, что в прочих формах существования было искажено случайными и внешними особенностями, искусство освобождает явление от не соответствующих этому истинному понятию черт и создает идеал лишь посредством такого очищения» (Г. Гегель). *
Словарь музыкальных терминов
(гp. harmonla — созвучие, соразмерность частей целого) — средство музыкальной выразительности.
1. Закономерное сочетание тонов в одновременном звучании.
2. Наука об аккордах, их связях и последовательностях, приводящих к созданию различных музыкальных построений.
3. Учебный предмет в системе музыкального образования.
4. Название отдельных аккордов или созвучий как определение их выразительности (современная гармония, оригинальная гармония).
5. Характерная для творчества какого-либо композитора последовательность аккордов и созвучий, специфическое использование гармонических функций (гармония С. Прокофьева).
Словарь по мифологии М. Ладыгина.
Источники:
Словарь греческой мифологии
Дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, которые присутствовали на свадьбе Г., подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для тех, кто им потом владел; оно было причиной гибели Амфиарая, Алкмеона и др.
Философский словарь (Конт-Спонвиль)
Благостное или приятное для восприятия согласие множества элементов, существующих одновременно, но независимо один от другого. Например, музыкальный аккорд есть согласие нескольких звуков (в отличие от мелодии, объединяющей последовательность звуков). Существует также цветовая гармония, гармония человеческих взаимоотношений и т. д. Лейбниц рассуждал о предустановленной гармонии между душой и телом; он отвергал возможность воздействия каждой из этих двух субстанций друг на друга, но в то же время не оспаривал общепринятого мнения об их исключительном согласии (я хочу поднять руку, и моя рука поднимается). Душа и тело, таким образом, подобны двум часовым механизмам (образ принадлежит Лейбницу), настолько хорошо изготовленным и столь точно отрегулированным, что они всегда будут идти одинаково, хотя нам нет нужды предполагать существование между ними какой-либо каузальной связи. Эта теория, которую так же трудно принять, как и опровергнуть, объясняет, почему впоследствии предложенное Лейбницем выражение зачастую употреблялось в уничижительном смысле. Предустановленная гармония выступает в ее рамках чем-то вроде первородного чуда, слишком невероятного, чтобы мы могли в него поверить. В самом деле, трудно отрицать, что гармония – далеко не самое вероятное из возможных сочетаний, потому-то она редко бывает задана изначально. Гармония гораздо чаще есть результат труда или приспособления, чем результат слепой удачи.
Античность от А до Я. Словарь-справочник
в греческой мифологии дочь Ареса и Афродиты, жена Кадма. Боги, присутствовавшие на свадьбе Гармонии, подарили ей пеплос и ожерелье работы Гефеста. Это ожерелье стало источником несчастий для тех, кто им потом владел, гибели Амфиарая, Алкмеона.
Тезаурус русской деловой лексики
Syn: созвучие, строй (кн.), согласие (редк.), слаженность, гармоничность, согласованность
Ant: разрозненность, противоречие, несогласие
Энциклопедический словарь
Словарь Ожегова
ГАРМОНИЯ 1 , и, ж.
1. Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, а также соответствующий раздел в теории музыки.
2. Согласованность, стройность в сочетании чегон. Г. звуков. Г. красок. Душевная г. Г. интересов.
• Поверить алгеброй гармонию (книжн.) попытаться переложить на язык разума, логики то высокое, духовное, что доступно только чувствам.
| прил. гармонический, ая, ое.
ГАРМОНИЯ 2 , и, ж. (разг.). То же, что гармоника (в 1 знач.).