гармония что это в музыке
Музыкальная гармония — краски музыки
Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.
Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.
Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.
Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).
Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.
Как правильно подбирать музыкальную гармонию
В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.
Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.
Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем главные ступени лада – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.
Примеры аккордовых последовательностей
Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:
До мажор
А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:
Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.
Ре мажор
Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.
Ля минор
Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так
Ну, а кроме стандартных — 1, 4 и 5 ступеней — базы любой тональности, используются следующие гармонии:
Как найти тонику
Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.
Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.
Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем — стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят — «простенький аккомпанемент». Он действительно несложный — при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии — это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется «подобрать» аккорды к песне. Итак, резюмируем:
Как совет — удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии — дело практики.
Живое исполнение музыкальной композиции всегда гораздо эффектней, чем технический «минус». Посмотрите и убедитесь сами.
Что такое гармония в музыке? Определение, понятие и особенности
Определение
Гармония также может являться обозначение гармонического стиля композитора.
В современном значении термин «гармония» начал употребляться примерно с начала XIX века, до этого использовалось понятие генерал-бас.
Особенности гармонии
Данное определение аккорда является наиболее распространенным. Главным образом оно относится к классической гармонии, где наиболее распространены аккорды терцового строения. Существуют также аккорды квартового, секундового и смешанного строения.
Каждый аккорд обладает рядом характеристик: строение, его функция в ладу. В курсе обучения классической гармонии много места отводится изучению функций аккордов, последовательности их применения, особенностям разрешения аккордов той или иной функции, правильности голосоведения при соединении аккордов (переходе одного аккорда в другой).
Виды гармонии в музыке
Разновидности гармонии в основном связаны с историческими периодами и музыкальными стилями, в которых гармония видоизменялась.
Появление гармонии связано с многоголосной музыкой. К XI веку в григорианском хорале появилось деление на голоса, и запоминать все хоралы наизусть стало практически невозможно. С этим фактом связано и появление нотной грамоты, и развитие всех музыкально-теоретических дисциплин. В XVI веке появились серьезные труды по гармонии, автором одного из которых стал Царлино.
В итоге, можно выделить 4 основных вида гармонии:
Классическая гармония
Классическая гармония с ее правилами, законами окончательно сформировалась в творчестве венских классиков: Йозефа Гайдна, Кристофа Клюка, Вольфганга Моцарта, Людвига ван Бетховена.
Если посмотреть на первые 4 такта, то можно увидеть следующую последовательность аккордов T 5 3-II6-D7-T 5 3. Вторая ступень принадлежит к субдоминантовой функции, поэтому классическая последовательность функций полностью сохраняется.
В целом, главным показателем классической гармонии является строгое соблюдение правил.
Романтическая гармония
Романтическая гармония, которая постепенно сменяет классическую, гораздо более сложная. Впервые она проявилась в творчестве таких композиторов, как Франц Шуберт, Роберт Шуман, Фредерик Шопен, Гектор Берлиоз, Ференц Лист и Рихард Вагнер.
В опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда» появляется так называемый «Тристанаккорд», с которого начинается произведение, он характеризует весь гармонический стиль композитора.
Таковы основные особенности романтической гармонии. Если же говорить о соотношении в музыке: мелодия/гармония, то здесь большее внимание уделяется красочности гармонии, именно она начинает играть более значительную роль.
Джазовая гармония
Одним из важных достижений джазовой гармонии является джазовая система обозначений аккордов. Она в некоторой степени гораздо проще для быстрого освоения, ей нередко пользуются люди, не имеющие музыкального образования.
В этом произведении почти не встречаются трезвучия, особенно удивительно, что диссонансы лишь усиливают жизнерадостность этой музыки.
Современная гармония
Учебные пособия по гармонии
Основным учебником, который изучают почти все музыканты в среднеспециальных учебных заведениях, является бригадный учебник гармонии. Его составили 4 автора: И. Дубовский, С. Евсеев, И. Способин и В. Соколов. В данном учебнике подробно, с примерами, последовательно изложены все необходимые правила в порядке возрастания сложности и значимости функций аккорда. Сперва проходятся главные трезвучия лада (а также наиболее используемые септаккорды), затем добавляются побочные трезвучия. Затем начинаются более масштабные темы.
Существуют также труды Е. Абызовой, Т. Мюллера.
Грандиозный, основательный труд по гармонии создан В. Берковым. Многие темы освещены в учебнике гораздо более подробно, чем в двух предыдущих. Но, все же, лучше сначала изучить бригадный учебник, а затем приступать к более сложным пособиям.
Для самых отважных, смелых людей, изучающих гармонию, существуют труды Ю. Холопова. Без базовых знаний гармонии эту книгу лучше не открывать. Как не стоит открывать ее, если вы боитесь множества страшных слов. Существуют 2 учебника этого автора: теоретический курс, где теория Юрия Николаевича изложена тематическими блоками, и практический, где можно на практических заданиях познакомиться с гармонией различных эпох.
Что такое гармония в музыке и как она работает
Ниже мы ответим на все эти и другие вопросы. Давайте окунемся в магию гармонии!
Что такое гармония в музыке?
Две или более нот не обязательно должны звучать «созвучно». Однако, как правило, музыканты используют принципы теории гармонии для создания созвучных аккордовых прогрессий, которые звучат приятно для большинства слушателей.
Хотя некоторые люди могут интуитивно определять гармонии для определенной мелодии, существуют способы, с помощью которых вы можете вручную определить гармонии, о которых мы расскажем ниже. Для того чтобы создавать гармонии, вам придется посвятить себя музыкальной практике, но со временем создание этих тональных отношений станет второй натурой.
Основные элементы гармонии
Гармония состоит из нескольких ключевых элементов. Вот некоторые из основных понятий теории музыки, составляющих основу тональной гармонии.
Ключевая подпись
Ключевая подпись определяет, сколько диезов или бемолей находится в определенном семействе нот, которое отображается в верхней части нотного стана. Ключ песни обычно определяет аккордовую прогрессию, а также мажорные и минорные трезвучия, которые необходимы для создания разумных гармоний.
Вообще говоря, минорный ключ обозначает песню с более грустным или таинственным тоном, в то время как мажорный ключ обозначает более радостный, бодрый тон. Ключи также содержат шкалы, которые представляют собой особые способы игры нот в пределах ключа. Часто ноты мажорной или минорной гаммы являются хорошей основой для создания гармонии.
Тональное различие
Большинство великих гармоний строятся на основе сильной мелодии. Для того чтобы создать звуковые интервалы и интерес в композиции, необходимо иметь тональное различие или слышимое разделение между различными нотами.
Согласный и диссонансный
Гармонии состоят из согласных и диссонансных звуков. Как правило, согласные гармонии открыты, звучат приятно и вращаются вокруг тех же нот, что и в аккордовой прогрессии песни. Согласные аккорды легко прослушиваются и встречаются во всей современной музыке.
С другой стороны, диссонирующие гармонии несут в себе большое напряжение и могут вызывать яркие, иногда неприятные ощущения в зависимости от контекста. Возможно, диссонирующим аккордам больше места в музыке фильмов ужасов, чем на радио, но их определенно стоит понять.
Скорость гармонического изменения
Скорость перехода от одного аккорда к другому в музыкальной композиции может сильно повлиять на ваши гармонические возможности. В большинстве популярной западной музыки аккорд меняется каждый такт или каждый второй такт.
Инструментальные гармоники
Различные инструменты вносят различные гармонические структуры в зависимости от их тембра и качества нот. Например, бас-гитара может помочь выделить тонику в мажорной аккордовой прогрессии, чтобы сохранить структуру песни.
Модуляция
Модуляция происходит, когда композиция отходит от первоначального ключа песни. Такое изменение ключа может помочь обозначить сдвиг в музыке, а также сместить гармонию композиции.
Гармоническая фразировка во многом связана с ритмом или скоростью исполнения мелодической линии. Гармония может иметь тот же ритм, что и мелодическая линия для более тонкого эффекта или совершенно другую фразировку для дополнительного контраста.
Прогрессия аккордов
Аккордовая прогрессия песни оказывает большое влияние на созвучные гармонии в песне. Гармония включает в себя аккорды, поскольку самые сильные ноты в мажорном или минорном ключе обычно вращаются вокруг доминантовых аккордов композиции. Если вам трудно создать гармонию в конкретном произведении, попробуйте следовать нотам установленной аккордовой прогрессии.
История тональной гармонии в музыке
Гармония происходит от греческого слова, означающего соединение досок корабля или соединение этих досок. Греческая музыка интегрировала практику одновременного исполнения нескольких мелодий через пифагорейскую или аристоксеновскую гармоническую структуру.
В разных культурах подчеркиваются разные гармонические структуры. Например, южноазиатская художественная музыка делает акцент на открытой пятой или четвертой, оставаясь на одной и той же ноте. Напротив, в ранней западной религиозной музыке использовались параллельные совершенные интервалы, которые вошли в современные западные музыкальные традиции.
Примеры гармонии в музыке
Существует множество примеров музыкальной гармонии во всех жанрах восточной и западной музыки, тем более что даже унисонное пение считается гармонией. Вот несколько распространенных примеров гармонии, которые вы можете узнать:
Гармония и классификация аккордов
В западной музыке существует три различных типа аккордов в прогрессии, которые определяют силу мелодий и гармоний.
Тоник
Тонические аккорды обычно являются ведущими в прогрессии. Именно здесь аккордовая прогрессия чувствует себя наиболее стабильно.
Доминанта
Вторыми по важности аккордами являются доминантовые аккорды. Эти аккорды строятся на 5-й степени определенной шкалы.
Предшественник
Преддоминантовые аккорды используются для преодоления гармонического разрыва между тоническим и доминантовым аккордами.
Каковы различные типы гармонии?
Гармонию можно разделить на три основные категории. Вот все, что вам нужно знать о различных типах гармонии.
Диатоническая гармония
Диатоническая гармония относится к музыкальной гармонии, в которой все ноты и аккорды могут быть прослежены до одной мажорной или минорной гаммы.
Недиатоническая гармония
Недиатоническая гармония похожа на диатоническую, поскольку в основном вращается вокруг центральной гаммы песни. Однако недиатоническая гармония также вводит ноты вне тонической структуры аккордов, что может создать напряжение и добавить интерес к мелодической фразе.
Атональная гармония
Атональная гармония полностью игнорирует ключ, считая все двенадцать полутонов одинаково важными в любой звуковой структуре. Формы аккордов не влияют на этот тип гармонии, который используется в экспериментальных музыкальных направлениях, таких как свободный джаз.
Разница между открытой и закрытой гармониями
Термины «открытый» и «закрытый» по отношению к гармонии описывают, насколько близко каждая нота находится внутри лада в тональной музыке. В тесной гармонии все ноты расположены как можно ближе. Аккорды в открытой позиции гораздо более разнесены, и тоника может находиться более чем в октаве от двух других нот в аккорде.
Открытая гармония может помочь создать менее диссонансную структуру аккорда, создавая больше пространства внутри звукового пространства для более сладкого звучания.
Что такое подразумеваемая гармония?
Подразумеваемая гармония состоит из ключевых нот в структуре определенного аккорда, которые способны определить конкретный аккорд без явного воспроизведения всех нот. Поскольку различные музыкальные инструменты могут играть только одну ноту одновременно, подразумеваемая гармония в тональной музыке может восполнить недостающие партии.
Как написать гармонию
Советы по пению гармонии
Вот несколько кратких советов по гармоничному пению, если вы только начинаете.
Вопросы и ответы по гармонии
Вы все еще не можете понять, что такое гармония? Не бойтесь! Вот некоторые часто задаваемые вопросы и ответы на них, которые помогут вам расширить свое понимание.
Как найти гармонию песни?
Как определить гармонию?
Когда более одной ноты звучат одновременно, возникает гармония. Чтобы определить гармонию, ищите мелодии, исполняемые вне основной мелодии. Часто гармонию можно найти в припеве и припевной части песен, хотя это не всегда применимо.
В чем разница между мелодией и гармонией?
В чем разница между ритмом и гармонией?
Гармония имеет отношение к тональной информации песни по отношению к мелодии. Ритм говорит о каденции или о том, как мелодическая фраза выражается певцом или инструменталистом. Гармония и мелодия могут иметь схожие или совершенно разные ритмы в зависимости от потребностей песни.
В чем разница между гармонией и контрапунктом?
Что такое двухчастная гармония в музыке?
Двухчастная гармония означает, что кто-то поет мелодию, а затем голос гармонии поет в рамках существующей аккордовой структуры или на том же самом штабеле мелодической линии. Двухчастная гармония довольно распространена благодаря своей простоте и приятному звучанию.
Может ли быть гармония без мелодии?
Является ли гармония аккордом?
Легко ли гармонизировать?
Гармонизация может быть сложной для любого новичка, как и любой другой навык. Тем не менее, это может стать второй натурой при достаточной практике. Научившись играть аккорды и импровизировать на мелодию, вам будет легче интуитивно гармонизировать.
Урок 3. Гармония в музыке
Одним из важнейших понятий в музыке является гармония. Мелодия и гармония тесно связаны. Именно гармоничное сочетание звуков и дает право мелодии называться мелодией.
Вы уже имеете все необходимые для этого базовые знания. В частности, знаете, что такое тон, полутон и ступени звукоряда, что поможет вам разобраться с таким базовым объектом гармонии как интервалы, а также ладами и тональностью.
Содержание:
По секрету скажем, что к концу этого урока вы получите некоторые базовые знания, необходимые для написания музыкального произведения в жанрах поп и рок. А пока приступаем к учебе!
Что такое гармония
Гармония в музыке – понятие многозначное. С точки зрения теории музыки, это логически организованная звуковысотная система, построенная на определенных закономерностях. С точки зрения музыкальной практики, это благозвучие мелодии, т.е. когда мелодия приятна на слух.
Эти аспекты гармонии тесно взаимосвязаны. Мелодия воспринимается, как благозвучная тогда, когда она построена с учетом определенных закономерностей сочетания звуков. Чтобы понять эти закономерности, нам нужно познакомиться с объектами гармонии, т.е. категориями, так или иначе объединенными понятием «гармония».
Интервалы
Базовый объект гармонии – это интервал. Под интервалом в музыке подразумевается расстояние в полутонах между двумя музыкальными звуками. С полутонами мы познакомились на предыдущих уроках, поэтому сейчас затруднений быть не должно.
Разновидности простых интервалов:
Итак, под простыми интервалами подразумеваются интервалы между звуками в пределах октавы. Если интервал больше октавы, такой интервал именуется составным.
Разновидности составных интервалов:
Первый и главный вопрос: как это запомнить? На самом деле это не так сложно.
Как и зачем запоминать интервалы
Из общего развития вам наверняка известно, что развитию памяти способствует тренировка мелкой моторки пальцев рук. Если вы будете тренировать мелкую моторику на клавиатуре фортепиано, вы разовьете не только память, но и музыкальный слух. Мы рекомендуем приложение Perfect Piano, которое можно скачать в Google Play:
Далее вам остается регулярно проигрывать все вышеуказанные интервалы и проговаривать их названия вслух. Начинать можно с любой клавиши, в данном случае это не принципиально. Важно точно отсчитывать количество полутонов. Если сыграть одну клавишу 2 раза – это интервал в 0 полутонов, две соседние клавиши – это интервал в 1 полутон, через одну клавишу – 2 полутона и т.д. Добавим, что в настройках приложения можно установить удобное лично для вас число клавиш на экране.
Второй и не менее животрепещущий вопрос – зачем? Зачем вам знать и слышать интервалы, кроме как для освоения основ теории музыки? А вот тут дело не столько в теории, сколько в практике. Когда вы научитесь узнавать все эти интервалы на слух, вы будете запросто подбирать любую понравившуюся мелодию на слух, как для голоса, так и для исполнения на музыкальном инструменте. Собственно, большинство из нас и берет в руки гитару или скрипку, садится за фортепиано или барабанную установку как раз для того, чтобы исполнить любимые произведения.
И, наконец, зная названия интервалов, вы легко сориентируетесь, о чем речь, если услышите, что музыкальное произведение построено, к примеру, на квинт-аккордах. Это, кстати, распространенная практика в рок-музыке. Вам достаточно вспомнить, что чистая квинта – это 7 полутонов. Поэтому просто добавляете к каждому звуку, издаваемому бас-гитарой, 7 полутонов, и получаете квинт-аккорды, используемые в понравившемся вам произведении. Рекомендуем ориентироваться именно на бас, потому что он обычно более отчетливо слышен, что важно для начинающих исполнителей.
Чтобы услышать основной звук (тонику), нужно поработать над развитием музыкального слуха. Вы уже начали это делать, если скачали Perfect Piano и поиграли интервалы. Кроме того, вы можете с помощью этого приложения или настоящего музыкального инструмента попытаться услышать, какая нота звучит в унисон с тоникой (основным звуком) интересующего вас музыкального произведения. Для этого просто нажимайте клавиши подряд в пределах большой и малой октавы или проигрывайте все ноты на гитаре, зажимая 6 и 5 (басовые!) струны последовательно на каждом ладу. Вы заметите, что одна из нот явно попадает в унисон. Если ваш слух вас не подвел, это и есть тоника. Чтобы убедиться, что слух не подвел, найдите эту ноту одной-двумя октавами выше и сыграйте. Если это тоника, вы снова попадете в унисон с мелодией.
Часто можно встретить обозначения интервалов не в полутонах, а в ступенях. Тут имеются в виду только основные ступени звукоряда, т.е. «до», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля», «си». Повышенные и пониженные ступени, т.е. диезы и бемоли, в подсчет не входят, поэтому количество ступеней в интервале отличается от количества полутонов. В принципе, подсчет интервалов в ступенях удобен для тех, кто собирается играть на фортепиано, потому что на клавиатуре основные ступени звукоряда соответствуют белым клавишам, и эта система выглядит очень наглядно.
Всем остальным удобнее считать интервалы в полутонах, т.к. на остальных музыкальных инструментах основные ступени звукоряда визуально никак не выделены. Зато, к примеру, на гитаре выделены лады. Они ограничены так называемыми «порожками», расположенными поперек гитарного грифа, на котором натянуты струны. Нумерация ладов идет от головы грифа:
Кстати, слово «лад» обладает множеством значений и имеет непосредственное отношение к теме гармонии.
Второй центральный элемент гармонии – это лад. По мере развития теории музыки господствовали разные определения лада. Его понимали как систему объединения тонов, как организацию тонов в их взаимодействии, как звуковысотную систему соподчинения тонов. Сейчас больше принято определение лада как системности звуковысотных связей, объединенных при помощи центрального звука либо созвучия.
Если это пока сложно, просто представьте по аналогии с окружающим миром, что лад в музыке – это когда звуки как бы ладят друг с другом. Как о некоторых семьях можно сказать, что они живут в ладу, точно так об определенных музыкальных звуках можно сказать, что они находятся в ладу друг с другом.
В прикладном значении термин «лад» наиболее часто используется применительно к минору и мажору. Слово «минор» происходит от латинского mollis (переводится как «мягкий», «нежный»), поэтому минорные музыкальные произведения воспринимаются как лирические или даже грустные. Слово «мажор» происходит от латинского major (переводится как «больший», «старший»), поэтому мажорные музыкальные произведения воспринимаются в большей степени как напористые и оптимистичные.
Таким образом, основные виды ладов – это минорный и мажорный. Зеленым для наглядности отмечены ступени (ноты) ладов, которые отличаются для минора и мажора:
На обывательском уровне существует упрощенная градация и такая характеристика минора как «грустный», а мажора как «веселый». Это весьма условно. Вовсе необязательно, что минорное произведение всегда будет печальным, а мажорная мелодия всегда прозвучит радостно. Причем этот тренд прослеживается, как минимум, с 18 столетия. Так, произведение Моцарта «Соната №16 до мажор» звучит местами весьма тревожно, а зажигательная песенка «В траве сидел кузнечик» написана в минорной тональности.
И минорный, и мажорный лады начинаются с тоники – основного звука или основной ступени лада. Далее идет сочетание устойчивых и неустойчивых звуков в своей для каждого лада последовательности. Тут можно провести аналогию с возведением кирпичной стены. Для стены нужны как твердые кирпичи, так и полужидкая связующая смесь, иначе конструкция не обретет нужную высоту и не удержится в заданном состоянии.
И в мажоре, и в миноре есть 3 устойчивые ступени: 1-я, 3-я, 5-я. Остальные ступени считаются неустойчивыми. В музыкальной литературе можно встретить такие термины, как «тяготение» звуков, или «стремление к разрешению». Если сказать проще, мелодию нельзя обрывать на неустойчивом звуке, а всегда нужно завершать на устойчивом.
Далее в уроке вам встретится такой термин как «аккорд». Во избежание путаницы сразу скажем, что устойчивые ступени лада и основные ступени аккорда – это не тождественные понятия. Тем, кто хочет быстрее приступить к игре на музыкальном инструменте, для начала стоит пользоваться готовыми аппликатурами аккордов, а принципы построения будут понятны по мере того, как вы будете осваивать приемы игры и простые мелодии.
Кроме того, в специальных музыкальных изданиях вам могут встретиться такие названия ладов как ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский и локрийский. Это лады, которые строятся на основе мажорной гаммы, а в качестве тоники используется одна из ступеней гаммы. Они еще называются натуральными, диатоническими или греческими.
Греческими их называют потому, что их названия произошли от племен и народностей, населявших территорию Древней Греции. Собственно, с тех времен ведут отсчет и музыкальные традиции, лежащие в основе каждого из названных диатонических ладов. Если вы намерены в будущем писать музыку, вам есть смысл вернуться к этому вопросу позже, когда разберетесь с построением мажорной гаммы. Кроме того, стоит изучить материал «Диатонические лады для начинающих» с аудиопримерами звучания каждого из них [Шугаев, 2015]:
А пока подытожим более применимые на практике понятия мажорного и минорного ладов. В целом, когда нам встречаются словосочетания «мажорный лад» или «минорный лад», имеются в виду лады гармонической тональности. Разберемся, что такое тональность вообще и гармоническая тональность в частности.
Тональность
Итак, что такое тональность? Как и для многих других музыкальных терминов, для тональности существуют разные определения. Сам по себе термин произошел от латинского слова tonus. В анатомии и физиологии это означает длительное возбуждение нервной системы и напряжение мышечных волокон, не приводящее к усталости.
Все отлично понимают, что значит словосочетание «быть в тонусе». В музыке дела обстоят примерно таким же образом. Мелодия и гармония пребывают, условно говоря, в тонусе на протяжении всего времени звучания музыкальной композиции.
Мы уже знаем, что любой лад – минорный или мажорный – начинается с тоники. И минорный, и мажорный лады можно отстраивать от любого звука, который будет принят за основной звук, т.е. тонику произведения. Высотное положение лада с его привязкой к высоте тоники называется тональностью. Таким образом, образование тональности можно свести к простой формуле.
Формула тональности:
Тональность = тоника + лад
Именно поэтому определение тональности часто дают как принцип лада, главная категория которого – тоника. Теперь подытожим.
Основные виды тональностей:
Минорная. | Мажорная. |
Что означает эта формула тональности и эти виды тональности на практике? Допустим, мы слышим минорное музыкальное произведение, где минорный лад выстроен от ноты «ля». Это будет означать, что тональность произведения «ля минор» (Am). Сразу скажем, что для обозначения минорной тональности к тонике добавляется латинская m. Другими словами, если вы видите обозначение Cm, это «до минор», если Dm – это «ре минор», Em – соответственно, «ми минор» и т.д.
Если вы видите в графе «тональность» просто большие буквы, обозначающие ту или иную ноту – C, D, E, F и прочие – это значит, вы имеете дело с мажорной тональностью, и перед вами произведение в тональности «до мажор», «ре мажор», «ми мажор», «фа мажор» и т.д.
Пониженная или повышенная относительно основной ступени звукоряда тональность обозначается известными вам значками диеза и бемоля. Если вы видите запись тональности в формате, к примеру, F♯m или G♯m, это значит, что перед вами произведение в тональности «фа-диез минор» или «соль-диез минор». Сниженная тональность будет со значком бемоля, т.е. A♭m (ля-бемоль минор»), B♭m («си-бемоль минор») и т.д.
В мажорной тональности возле обозначения тоники будет стоять значок диеза или бемоля без дополнительных символов. Например, C♯ («до-диез мажор»), D♯ («ре-диез мажор»), A♭ («ля-бемоль мажор»), В♭ («си-бемоль мажор») и т.д. Можно встретить и другие обозначения тональностей. Например, когда к ноте дописывается слово major или minor, а вместо значка диеза или бемоля – слово sharp или flat.
Это варианты представления минорных тональностей:
Далее варианты обозначения мажорных тональностей:
Все вышеперечисленные тональности являются гармоническими, т.е. предопределяющими гармонию музыки.
Итак, гармоническая тональность – это мажорно-минорная система тональной гармонии.
Существуют и другие виды тональностей. Перечислим их все.
Разновидности тональностей:
В последней разновидности нам встретился термин «терция». Ранее мы выяснили, что терция может быть малой (3 полутона) или большой (4 полутона). Тут мы подходим к такому понятию как «гамма», с которым нужно разобраться, чтобы окончательно понять, что же такое лады, тональности и прочие составляющие гармонии.
Гаммы
Про гаммы хоть раз слышал каждый, у кого кто-то из знакомых посещал музыкальную школу. И, как правило, слышал в негативном контексте – мол, скучно, утомительно. И, вообще, непонятно, зачем их разучивать. Для начала скажем, что гамма – это последовательность звуков в тональности. Другими словами, если последовательно выстроить все звуки тональности, начиная с тоники, это и будет гамма.
Каждая из тональностей – минорная и мажорная – строится по своим закономерностям. Тут нам снова нужно будет вспомнить, что такое полутон и тон. Напомним, тон – это 2 полутона. Теперь можно переходить к построению гаммы:
Запомните эту последовательность для мажорных гамм: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Теперь посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «до мажор»:
Ноты вы уже знаете, поэтому по картинке видите, что в гамму «до мажор» входят ноты С (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), B (си), С (до). Перейдем к минорным гаммам:
Запомните схему построения минорных гамм: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Посмотрим, как строить мажорную гамму на примере гаммы «ля минор»:
Чтобы проще было запомнить, обратите внимание, что в мажорной гамме сначала идет большая терция (4 полутона или 2 тона), а потом малая (3 полутона или полутон + тон). В минорной гамме сначала идет малая терция (3 полутона или тон + полутон), а потом большая (4 полутона или 2 тона).
Кроме того, вы видите, что в гамму «ля минор» входят те же ноты, что в «до мажор», только начинается она с ноты «ля»: А, В, C, D, E, F, G, A. Чуть ранее мы приводили эти тональности в качестве примера параллельных. Думается, сейчас самый подходящий момент остановиться на параллельных тональностях подробнее.
Мы выяснили, что параллельные тональности – это тональности с полностью совпадающими нотами и разницей между тониками минорной и мажорной тональностей в 3 полутона (малая терция). Ввиду того, что ноты полностью совпадают, у параллельных тональностей совпадает количество и вид знаков (диезов или бемолей) при ключе.
Мы акцентируем на этом внимание потому, что в специальной литературе можно встретить определение параллельных тональностей как таких, что имеют одинаковое количество и вид знаков при ключе. Как видите, это вполне простые и понятные вещи, но изложенные научным языком. Полный список таких тональностей представлен ниже:
Зачем нам нужны эти сведения в практическом музицировании? Во-первых, в любой непонятной ситуации можно сыграть тонику параллельной тональности и разнообразить мелодию. Во-вторых, так вы облегчите себе задачу подбора мелодии и аккордов, если пока не различаете на слух все нюансы звучания музыкального произведения. Зная тональность, вы просто ограничите круг поиска подходящих аккордов теми, что подходят к этой тональности. Как вы это определите? Тут нужно сделать два уточнения:
1 | Первое: аккорды записываются в том же формате, что и тональность. Аккорд «ля минор» и тональность «ля минор» в записи выглядят как Am; аккорд «до мажор» и тональность «до мажор» пишутся как С; и так со всеми остальными тональностями и аккордами. |
2 | Второе: подходящие друг другу аккорды расположены рядом друг с другом на квинтово-квартовом круге тональностей. Это не значит, что нельзя найти подходящий аккорд на некотором удалении от основного. Это значит, что вы точно не ошибетесь, если будете для начала компоновать те аккорды и тональности, которые находятся рядышком. |
Квинтово-квартовым кругом эта схема называется потому, что по часовой стрелке основные звуки тональностей отстоят друг от друга на квинту (7 полутонов), а против часовой стрелки – на чистую кварту (5 полутонов). 7 + 5 = 12 полутонов, т.е. замкнутый круг образует октаву:
К слову, такой подход как компоновка рядом стоящих аккордов может выручить начинающих композиторов, в которых проснулась страсть к сочинительству, однако изучение теории музыки пока находится на начальной стадии. Да и композиторы, достигшие известности, тоже практикуют такой подход. Для наглядности приведем несколько примеров.
Подбор аккордов к песне «Звезда по имени Солнце» группы «Кино»:
А вот примеры из современной поп-музыки:
Подбор аккордов к песне «Обезоружена» в исполнении Полины Гагариной:
И достаточно свежая премьера 2020 года наглядно показывает, что тренд жив:
Подбор аккордов к песне «Голый Король» в исполнении Алины Гросу:
Для тех, кто спешит начать играть, можем посоветовать видео, посвященное ладам и гаммам от музыканта и преподавателя со стажем Александра Зилкова:
А желающим глубже вникнуть в теорию и узнать больше о гармонии в музыке рекомендуем книгу «Очерки современной гармонии», которую написал много лет назад искусствовед, преподаватель Московской консерватории Юрий Холопов, и которая до сих пор актуальна [Ю. Холопов, 1974].
Абсолютно всем рекомендуем пройти проверочный тест и при необходимости восполнить пробелы в знаниях прежде, чем переходить к следующему уроку. Эти знания вам точно пригодятся, поэтому желаем удачи!
Тест на усвоение материала урока
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.