гарин михайловский детство темы чему учит это произведение
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Гарин-Михайловский «Детство Темы» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
Название: «Детство Тёмы»
Жанр: Повесть
Тема произведения: Детство
Число страниц: 192
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
В повести рассказывается о детстве Тёмы: его проблемах, мыслях, рассуждениях, эмоциях.
Сюжет — краткое содержание:
Тёма случайно ломает папин любимый цветок. Когда родители уезжают в город, мальчик проказничает и балуется. За это отец порет его и наказывает, а мать защищает и проводит беседу. Внезапно ребенок узнаёт, что его собаку бросили в колодец, и он, рискуя жизнью, её спасает. После этого мальчик заболевает и проводит много времени в постели. После выздоровления у мальчика много привилегий от родителей, и он ими пользуется. Тёма поступает в гимназию и находит новых друзей. Лучшего друга исключают из заведения. Тёма начинает дружить с Даниловым и Касицким. Вместе у них много планов на жизнь. Тёма определяется с профессией и советуется с родителями. Герой успешно пересдаёт проваленные экзамены. Отец умирает, и детство заканчивается.
Понравившийся эпизод:
Мне очень понравился эпизод, где Тёма спас Жучку, свою собаку. Он был невероятно смел и находчив, готов пожертвовать жизнью ради друга. Я очень волновалась, что Артемий сам упадёт в колодец. Хорошо, что этого не случилось.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Детство – самая лучшая и интересная пора в жизни человека.
Чему учит эта повесть:
Повесть учит слушаться старших, сначала думать, а затем делать, быть честным, справедливым, старательным человеком.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Автор очень точно передал эмоции и переживания ребёнка. Тёма учился на своих ошибках и рос, наслаждаясь своим прекрасным детством.
Новые слова и выражения:
Мошка – мелкое двукрылое насекомое
Вожжи – ремни, верёвки для управления лошадью в упряжи Государь – правитель
Пословицы к произведению:
У ребенка заболит пальчик, у матери сердце.
Посеешь привычку — вырастишь характер.
Детство — время золотое.
Родительское слово мимо не молвится.
«Детство Тёмы» читательский дневник
Всего получено оценок: 349.
Всего получено оценок: 349.
«Детство Тёмы» – автобиографическая повесть Н. Г. Гарина-Михайловского, в которой автор увлекательно описывает свои мечты, все радости и печали, пережитые им в детстве.
Краткое содержание «Детство Тёмы» для читательского дневника
Название: Детство Тёмы
Число страниц: 192. Николай Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы». Издательство «Махаон». 2014 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1892 год
Главные герои
Тёма – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.
Николай Семёнович Карташёв – отец Тёмы, генерал в отставке, строгий, жёсткий человек.
Аглаида Васильевна Карташёва – мать Тёмы, добрая, мягкая, мудрая женщина.
Иванов – лучший друг Тёмы, умный, начитанный мальчик.
Вахнов – главный задира в классе Тёмы.
Данилов и Касицкий – друзья Тёмы, с которыми он собирался уехать в Америку.
Сюжет
Отец Тёмы в прошлом был военным и воспитывал Тёму так, как когда-то воспитывали его самого: строго и жёстко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным и часто спорила по этому поводу с мужем.
Однажды Тёма случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тёма запомнил эту порку на всю жизнь.
Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тёма, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.
Важным событием в жизни Тёмы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тёма старался во всём подражать приятелю, в котором видел идеал.
Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе по очереди Иванова, Тёму и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тёма назвал имя виновного, в то время как Иванов молчал до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тёма потерял своего друга.
Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.
Тёма стал так плохо учиться, что завалил переводные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».
План пересказа
Главная мысль
Все события в детстве: и хорошие, и плохие – формируют личность человека.
Чему учит
Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.
Отзыв
Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой и преданностью, с предательством и несправедливостью.
Рисунок-иллюстрация к повести Детство Темы.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Тёма отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
20.04.2020
Гарин-Михайловский Н. «Детство Темы»
Главные герои повести «Детство Темы» и их характеристика
Краткое содержание повести «Детство Темы»для читательского дневника в 6 предложений
Чему учит повесть «Детство Темы»
Повесть учит быть честным, добрым, ответственным. Учит не баловаться и слушать своих родителей. Учит хорошо учиться, думать своей головой и не идти на поводу у дурных товарищей. Учит отвечать за свои поступки, а не решать легких решений. Учит не жалеть себя, ради спасения друга.
Отзыв на повесть «Детство Темы»
Мне очень понравилась эта повесть и понравился мальчик Тема. У него было много недостатков, он был легкомысленным и недисциплинированным. Но Тема понял, что поступает плохо и стал исправляться. Он сумел взглянуть на себя самокритично и увидеть, каким он был. А значит у него появился шанс стать хорошим человеком.
Мне не понравились порядки в гимназии, в которой учился Тема. Равнодушные учителя, постоянные наказания, могли отбить страсть к учению у любого. Но такие методы сильно закаляли характер.
Пословицы к повести «Детство Темы»
Терпенье и труд дивные всходы дают.
Тяжело в учении, легко в бою.
Сам погибай, а товарища выручай.
Старого человека надо слушаться. молодого учить.
Характер закаляется в труде.
Читать краткое содержание повести «Детство Темы» по главам:
Восьмилетний Тема первым увидел, что расцвел любимый папин цветок. Он уже представлял себе, как обрадуется отец, когда он скажет ему о цветке. Но неожиданно мальчик потерял равновесие и упал. Цветок оказался сломанным.
Тема потрясен несчастьем и видит словно наяву гнев отца и маленький ремешок, который тот тянет из штанов. Ничего не соображая Тема бежит, пока не находит спасение в кухне.
Узнав, что родители уезжают в город, Тема обрадовался, папа еще долго не увидит цветок. На радостях он выскакивает на улицу и чуть не попадает под экипаж. Потом он вместе с Иоськой играет в индейцев и ломает папины лозы, но делает вид, что так и надо.
Потом Тема садится на Гнедко и не удержавшись падает в кучу навоза. Он рвет юбку бонны и ругается с сестрой Зиной.
За завтраком Тема опять сцепился с Зиной и разбил судок с маслом. Он роняет пастилу и бросается сахарницей.
Потом Тема мрачно сидит у окна в ожидании родителей. Внезапно он вспоминает про Жучку, которую сегодня не видел. Мальчик спрашивает у Акима, но тот только ухмыляется. Тема ищет Жучку повсюду, но не находит. И слышит звук подъехавшего экипажа.
Наказание было неожиданно суровым. Отец велел Теме спустить штаны и жестоко высек его. Мальчик в ярости прокусил отцу палец, и тут забежала мать. Она обругала отца и сказала, что никогда больше не даст ему коснуться ее сына.
Весь день Тема просидел в детской. Вечером дети прошли в купальню. Последним сходил помыться Тема. В купальне он нашел специально для него оставленный кусок хлеба и с наслаждением его съел.
Потом он стоял перед мамой и рассказывал все, что случилось в этот неприятный день. Мама сказала, что больше не сердится, но что Тема вел себя как трус. если бы он сразу подошел к ней, после того,как сломал цветок, ничего плохого больше не случилось бы.
Няня рассказывает Теме, что Жучку бросили в колодец. Во сне Тема видит, как он пытается спасти собаку, но только сам падает в колодец.
Однако, рано утром мальчик отправляется выручать друга. Он пытается достать Жучку веревочной петлей, но собака срывается в воду. И Тема лезет в колодец. Он обвязывает собаку и спешит подняться, чтобы вытащить Жучку.
Сил не хватает и мальчика охватывает страх. Кажется, что он сейчас упадет. Но отдохнув, Тема продолжает подъем. А потом вытаскивает Жучку.
Вскоре Тема оказывается в кровати. Он бредит и все переживают за мальчика.
В десять лет Тема сдал экзамены и поступил в первый класс. Он одел новый мундир и побежал к друзьям. Его появление произвело фурор и мальчишки пошли на море.
Некий старик предложил Теме подержать мундир, и пока Тема плавал, убежал с его вещами.
Теме пришлось возвращаться домой голышом через весь город. Люди спрашивали, чей он сын, и узнав, что генерала Карташева, смеялись. Только какой-то старик помог мальчику, посадив его на возок и укутав в свитку.
Новый мундир был готов через неделю и Тема отправился учиться.
Его посадили на последней парте, рядом с верзилой Вахновым, который учился в первом классе уже третий год. Вахнов тут же уколол Тему, и когда мальчик закричал, пригрозил отдубасить под шинелями. Тему выгнали из класса.
В коридоре его увидел директор и обозвал негодяем, а потом выгнал из гимназии.
Отцу с матерью пришлось ехать и объясняться с директором. Тот оказался большой сволочью и ничего не хотел слышать. Теме пришлось каждый день на лишний час оставаться после уроков в наказание.
Зина будит Тему, но тот не торопится. Он старательно делает все назло, и опаздывает в гимназию. Там он умоляет учителей не записывать опоздание, получает толчок от Вахнова и неудачно склоняет слова. На уроке грамматики Вахнов толкает его на пол и Тема поднимается весь красный. Он пытается пнуть Вахнова и получает единицу за поведение.
Учителя немецкого проказы Вахнова довели до болей в сердце. Только учитель естественной истории Томылин снисходительно относился к Теме и прости невыученный урок.
Тема сошелся со своим новым соседом по парте Ивановым, и даже стал косить, как он. Иванов знал много страшных историй и советовал Теме, какие почитать книги. Постепенно Тема привязался к Иванову, который был круглым сиротой и жил у богатых родственников.
Учитель немецкого умер, а вместо него появился новый. Он невзлюбил Вахнова и тот подложил учителю иголку. Поднялся страшный скандал. Тему вызвали к директору, и мальчик испугался. Он выдал Вахнова и того исключили, как и Иванова, который не стал выдавать товарища.
Теме было мучительно стыдно и дома он скрыл свой поступок. И только мать, что-то почувствовав, вынудила сына рассказать ей правду. Засыпал Тема в мучительной тоске.
Тема обманывал родителей так долго, как мог, но в конце концов был вынужден сказать, что срезался по трем предметам. Мать назвала Тему негодяем, а отец болваном.
Тема решил отравиться из мести, и набрав спичечных головок, высыпал их в стакан с водой. Но горничная заметила это и позвала родителей. Отец заставил Тему пить молоко, а мать решила позвать доктора.
Тема чувствовал раскаяние, обещал быть хорошим, и пил молоко. Доктор дал мальчику микстуру и сказал, что ничего страшного не будет. А Тема с жаром принялся учить уроки.
Зина помогала Теме, и на экзаменах Тема отвечал без малейшей запинки.
Дома известие о том, что сына перевели в третий класс, приняли с восторгом. А Тема вспоминал себя неделю назад, и не мог поверить, что это был он.
Вскоре отец Темы стал слабеть. Он часто рассказывал случаи из своего военного прошлого и требовал от Темы, чтобы тот никогда не ходил против царя. Вскоре отец так ослабел, что не мог подняться с кровати. Началась агония и отец умер.
«Детство Темы» — читательский дневник по рассказу Н. Гарина-Михайловского
Рассказ «Детство Темы» Гарина-Михайловского был написан в 1892 году. Это автобиографическое произведение, в котором писатель уделил особое внимание периоду, в котором человек наиболее уязвим, нежен и беспомощен – детству.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич
Название произведения: Детство Темы
Число страниц: 192.
Издательство: «Махаон»
Год издания: 2014 год
Жанр: Повесть
Год написания: 1892 год
Главные герои и их краткая характеристика
Тема – добрый, впечатлительный, любознательный мальчик.
Николай Семенович Карташев – отец Темы, генерал в отставке, строгий, жесткий человек.
Аглаида Васильевна Карташева – мать Темы, добрая, мягкая, мудрая женщина.
Иванов – лучший друг Темы, умный, начитанный мальчик.
Вахнов – главный задира в классе Темы.
Данилов и Касицкий – друзья Темы, с которыми он собирался уехать в Америку.
Краткое содержание и сюжет
Отец Темы в прошлом был военным, и воспитывал Тему так, как когда-то воспитывали его самого – строго и жестко. Он считал, что мальчикам не нужно давать спуску и держать их следует в строгости. Мать, напротив, воспитательный процесс сына видела совсем иным, и часто спорила по этому поводу с мужем.
Однажды Тема случайно сломал любимый цветок отца, и тот выпорол его за этот проступок. Обида и злость на отца за это унижение были настолько сильны, что Тема запомнил эту порку на всю жизнь.
Однажды мальчик спас свою любимую собачку Жучку, которую кто-то сбросил в колодец. Душевные переживания, которые в этот момент пережил Тема, стали причиной развития болезни. Он несколько недель лежал с горячкой, но молодой организм справился с болезнью.
Важным событием в жизни Темы стало поступление в гимназию, где он впервые понял, что такое дружба. Его другом стал умный, начитанный мальчик Иванов. Тема старался во всем подражать приятелю, в котором видел идеал.
Однажды Вахнов подложил иголку на стул учителя, и директор вызвал к себе Иванова, Тему и Вахнова. Не выдержав давления строгого директора, Тема назвал имя виновного, в то время как его одноклассники молчали до последнего. В результате Вахнова и Иванова отчислили из гимназии – так Тема потерял своего друга.
Мальчик очень переживал из-за случившегося, но спустя время успокоился, и стал общаться с Даниловым и Касицким. С новыми приятелями он собрался уплыть в Америку, однако эта затея провалилась.
Тема стал так плохо учиться, что завалил выпускные экзамены. Ему было очень стыдно перед родителями, но он взял себя в руки и пересдал все экзамены на «отлично».
План пересказа
Основная мысль
Все события в детстве, и хорошие, и плохие, формируют личность человека.
Чему учит
Произведение учит стойко переносить жизненные испытания и отвечать за свои поступки, учит быть честным, храбрым, хорошим другом.
Отзыв
Детство – счастливая пора в жизни каждого человека, даже если случаются какие-то неприятные события. Это время, когда маленький человек впервые сталкивается с дружбой, предательством, несправедливостью, преданностью.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как Тема отважно спасал своего верного друга – собачку Жучку. Он не побоялся залезть в глубокий колодец и спасти своего любимца от верной смерти.
Вывод и моё мнение
На примере Тёмы мы учимся простым истинам — настоящей дружбе, стойкости и храбрости, честности, вере в собственные силы и мечты, следование за целями. Тёма — добрый мальчик, он совершает ошибки, но извлекает из них урок и продолжает идти вперед. Так и нужно жить.
Детство Темы читательский дневник: краткое содержание, главные герои, главная мысль.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский – инженер путей сообщения, путешественник, русский писатель. Предпочитал работать в «малом жанре» – писал очерки и рассказы, литературную славу приобрел после публикации цикла автобиографических повестей. «Детство Тёмы» – первая из четырех книг, год написания – 1892.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Однажды утром сердце Темы «возликовало» от зрелища распустившегося папиного цветка – мальчик решил поцеловать цветок и сломал его.
2) Наказание было таким жестоким и обидным, что ребенок укусил отцовскую руку.
3) В поисках собачки Жучки Тема залез в колодец и заболел, а когда окреп, пришло время отправляться на учебу в гимназию.
4) Жизнь здесь была несладкой: над Темой издевался одноклассник Вахнов, ему не верили учителя.
5) В результате способный мальчик не сумел преодолеть экзамены, однако родители сумели договориться с директором гимназии о пересдаче.
6) Вскоре после отличной сдачи экзаменов у Артемия закончилось детство: заболел и умер отец.
Главные герои
1) Артемий Карташев (Тёма) – добрый, искренний, озорной, неуклюжий, невезучий, совестливый мальчик. В начале повести ему 8 лет.
2) Отец – Николай Семенович Карташев – отставной генерал, прямолинейный и строгий.
3) Аглаида Васильевна – мать Темы, добрая, всех понимает, но для сына не всегда находит добрые слова.
4) Зина – старшая сестра, периодически конфликтовала с братом.
5) Вахнов – четырнадцатилетний переросток, одноклассник Темы, верзила, любитель издеваться над более слабыми соучениками.
Главная мысль
В детстве человек особенно уязвим и зависим от обстоятельств и окружения. Однако он должен сам осознавать свои недостатки и пытаться их преодолевать.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 2 класса, 3 класса, 4 класса, 5 класса, 6 класса.
Чему учит
Повесть о том, что любое дело надо обдумать, даже если это просто игра. Истории из «Детства Темы» учат ценить дружбу, не поддаваться на уловки нехороших «товарищей». Чтобы не испортить репутацию, всегда надо поступать по совести, и не искать легких путей в жизни.
Пословицы
1) Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
2) Грамоте учиться – всегда пригодиться.
3) Доброе слово – тоже помощь.
Отзыв
У меня сложилось неоднозначное впечатление от книги. Понятно, что за проступки надо нести ответственность, так считает и сам Тёма, но вот родители оценивают поведение по-разному. Например, за одно и то же событие отец жестоко наказывает ребенка, а мать его жалеет. Если взрослые не могут одинаково оценить степень вины, то как быть ребенку? Очень не понравилась гимназия, хорошо, что сейчас учителя стараются выслушать всех участников конфликта. Зато герой показался чистосердечным, умным, открытым мальчишкой, с которым хотелось бы дружить.