что нужно иметь при техосмотре автомобиля 2021
Техосмотр: внимание на новые правила
Отменили ли техосмотр?
Поправки в страховое законодательство РФ вступили в силу с 22.08.2021. Исключение требования о наличии диагностической карты при покупке полиса ОСАГО разделило владельцев авто на два лагеря: одни утверждают, что техосмотр теперь проходить не нужно, вторые — что нужно, т. к. без этого возникнут проблемы со страховой компанией.
Отметим сразу, что саму обязанность прохождения техосмотра никто не отменял. Эта обязанность закреплена сразу в нескольких законах и подзаконных актах:
Все эти документы не утратили силу и продолжают действовать. Поэтому обязанность по прохождению техосмотра, предусмотренная этими документами, тоже сохраняется.
Пошаговая инструкция по прохождению техосмотра автомобиля от экспертов есть в системе «КонсультантПлюс». Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к указаниям.
Периодичность прохождения техосмотра указана в ст. 15 закона № 170-ФЗ и зависит от года изготовления авто (ранее речь шла о годе выпуска авто). Так, если возраст автомобиля от 4 до 10 лет, проходить техосмотр нужно раз в 24 месяца. При возрасте авто более 10 лет осмотр проводится каждые 12 месяцев. Более короткие сроки установлены для легковых такси и автобусов (подп. 4 п. 1 ст. 15 закона № 170-ФЗ).
Подробнее о периодичности прохождения техосмотра, в том числе о его освобождении, говорится в «КонсультантПлюс». Оформите пробный онлайн-доступ к К+ бесплатно и смотрите нужные положения.
Отметим, что никаких административных штрафов за отсутствие техосмотра сейчас не действует: они вводятся только с марта 2022 года.
Как быть с техосмотром для ОСАГО?
Изменения в законодательство об ОСАГО внесены новым законом от 02.07.2021 № 343-ФЗ.
Согласно документу, из ст. 16 закона № 196-ФЗ исключено упоминание о том, что полис ОСАГО выдается только после прохождения техосмотра. А из ст. 15 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» исключена обязанность предъявлять страховой компании диагностическую карту. Ранее это требовалось сделать перед заключением договора страхования.
Следовательно, с автовладельцев:
То есть два этих момента не стоит путать. То, что купить полис ОСАГО теперь можно будет без техосмотра, не отменяет обязанности по его прохождению.
Может ли страховая предъявить регрессное требование, если авто без техосмотра?
У владельцев авто в связи с введенным новшеством возникает закономерный вопрос: не сможет ли страховая при возникновении страхового случая (ДТП) взыскать ущерб с владельца в регрессном порядке, если авто не проходило техосмотр?
По закону такое действительно возможно. Но есть ряд нюансов.
Так, предъявить регрессное требование страховая сможет только виновнику ДТП, а не всем его участникам (подп. «и» п. 1 ст. 14 закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ с изменениями от 01.03.2021). Согласно данному подпункту, к страховой, возместившей ущерб, переходит право требования к лицу, причинившему вред, в случае если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты.
То есть сначала страховая возмещает ущерб участникам ДТП, а потом в судебном порядке может взыскать потраченные деньги с виновника. Но и здесь страховая должна будет доказать, что причиной ДТП стала именно техническая неисправность автомобиля, а не нарушение ПДД.
Итоги
Для покупки полиса ОСАГО с 22.08.2021 больше не требуется диагностическая карта. Однако это не отменяет необходимости проходить техосмотр авто в установленные сроки. Отсутствие диагностической карты не влияет на получение страховой выплаты в случае ДТП. Право регрессного требования у страховых компаний имеется только к виновникам ДТП и только в случае, если оно связано с технической неисправностью авто.
О порядке расчета и транспортного уплаты налога узнайте из нашей рубрики «Транспортный налог».
Техосмотр по-новому: что должно измениться с 1 марта 2021 года и насколько это возможно
Содержание
Смысл «обновления»: техосмотр 2021 и новые правила
Самое главное — от техосмотра будет не отвертеться. После того, как в 2012-м функцию контроля и надзора за техническим состоянием транспорта забрали у МВД (ГИБДД) и отдали страховщикам (в лице РСА), процедура технического освидетельствования превратилась в профанацию. Если раньше (до 2012 года) отсутствие заветного талончика каралось инспекторами ДПС, то под крылом РСА караться перестало. Зато без диагностической карты стало невозможно получить полис ОСАГО. А вот уже за его отсутствие можно было налететь на санкции от полиции.
Но звучит все куда путанее и суровее, чем было по факту. Страховые брокеры и агенты приторговывали заветными диагностическими картами, для получения которых надо было заплатить символическую сумму — и даже ездить ни на какой подъемник ни в какой сервис не надо.
Техосмотр стал фикцией.
Это не ускользнуло от внимания ни МВД, ни РСА, и они сообща задумали вернуть, как было, и даже сделать лучше.
Поэтому прохождение техосмотра в 2021 году меняется: надзирать за техническим состоянием автотранспорта снова будет полиция, в которую данные о проведенном техосмотре должны передаваться из аккредитованного пункта.
Предполагается, что в новом техосмотре с марта 2021 года все будет по-цифровому и очень удобно:
Просто? Вроде да. Эффективно? Наверное. В теории, чтобы попасть в базу МВД, техосмотр надо будет реально пройти. Как минимум, под прицелом камеры заехать и выехать из пункта ТО.
Как на самом деле? Сказать трудно. На конец февраля в стране были проверены и аккредитованы только половина из имеющихся пунктов технического осмотра. В остальных — проблемы с коммуникациями, канализацией, и по техническим требованиям они не пролезают.
Поэтому не исключено, что в начале марта нас ждут давки и ажиотаж вокруг пунктов ТО, очереди и перепродажа мест в очереди, случится скандал, и обновления в очередной раз отодвинут.
Или нет. Ждем 1 марта с особым интересом.
Сколько стоит техосмотр в 2021 году
Зависит от региона. В отличие от дилерских плановых процедур, когда ценник рисует само предприятие, стоимость техосмотра регламентирует государство. И получается, кстати, даже дешевле, чем купить готовую диагностическую карту у страхового брокера. Например, цена техосмотра в 2021 для легковушки:
И по этой части перемен не предвидится, хотя Минэкономразвития и заикался об установлении минимального тарифа для всех округов, чтобы защитить операторов от «недобросовестной конкуренции»…
С какими неисправностями автомобиля не пройти техосмотр в 2021 году
С теми же, что и раньше. Список поломок и в целом правила техосмотра в 2021 году коррекции не поддавались. Диагностика по-прежнему сводится к 7 крупным пунктам из «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств»:
Соответственно, стучит рейка, люфтят рулевые тяги? Неисправность рулевого управления. Не прошел.
Стерт протектор, на двух осях стоят разные шины? Непорядок с шинами и дисками. Не прошел.
В фарах вместо галогеновых ламп — китайские диодные или «колхозный» ксенон? Неисправность внешних световых приборов. Не прошел.
Тормозные колодки стерты меньше контрольной метки? Неисправность тормозной системы. Не прошел.
Отдельно смотрят экологические параметры (выхлоп, концентрация вредных веществ в отработанных газах) и комплектацию автомобиля. Точно надо иметь в багажнике:
С одной стороны, ничего неподъемного в этих правилах техосмотра в 2021 году нет: ухоженный автомобиль, которому вовремя делают ТО и за которым в целом следят, пройдет диагностику без проблем.
Чуть хуже будет владельцам поношенных «шестерок» «Жигулей» с «кастомным» выхлопом, «спортивным» рулем, заваренным дифференциалом и розочкой на рукоятке МКПП.
Впрочем, им и так живется нелегко. С «Жигулем»-то.
Автор: Владимир Андрианов
Как вы считаете, вступят ли в силу изменения в техосмотре и насколько правильна идея с цифровизацией? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Основные изменения в прохождении технического осмотра в 2021 году
Большинство автовладельцев игнорируют процедуру техосмотра. Диагностические карты продаются страховыми агентами вместе с бланком ОСАГО. Информация об автомобиле перебивается из регистрационных документов. Оценка технического состояния ТС не проводится.
Изменения нормативной базы ужесточили требования к наличию легального техосмотра. Для недобросовестных операторов и покупателей автогражданки предусмотрена ответственность от штрафов до уголовной ответственности.
Главные изменения
Если раньше талон техосмотра выдавался только при отсутствии неисправностей в автомобиле, в 2019 документ диагностики оформляется на ТС при наличии поломок с указанием проблемных узлов агрегата. Однако, без соответствующей отметки о разрешении на эксплуатацию ТС, ездить на такой машине нельзя.
Осмотр транспорта на предмет соответствия требованиям безопасности будет проводиться не многочисленными страховыми агентами, а специализированными аккредитованными станциями технического осмотра. Периодичность прохождения ТО регламентирована для каждой категории ТС.
Важно! Процесс оценки состояния авто должен записываться на камеру.
Контроль за проведением осмотра РСА теперь не осуществляет. Процедура перешла в юрисдикцию МВД и Ростехнадзора.
О новых правилах техосмотра узнаете далее :
Основные требования
В 2021 году расширен перечень критериев соответствия автомобиля параметрам безопасности.
Специалист организации, уполномоченной проводить ТО, будет проверять машину по следующим требованиям :
Автомобиль не пройдет ТО с тонировкой, пленкой, декором, рисунком или наклейкой на фарах!
Оказывается, тюнинг авто грозит непрохождением ТО!
Из видео вы узнаете новые правила прохождения ТО :
Как и кем проводится
Осмотр авто на соответствие требованиям безопасности проходит под камерами наблюдения. Запись передается в базу ГИБДД.
Видео отчетливо воспроизводит информацию следующего характера :
По времени оценка технического состояния ТС занимает от 30 минут для скутера и легковушки до часа для автобуса.
Кто освобождается
По требованиям ФЗ № 170, право не проходить процедуру осмотра предоставлено машинам весом до 3,5 тонн в период первых трех лет после выпуска с конвейера. По окончании указанного срока освобождение от ТО не действует.
Льгота распространяется на следующие транспортные средства :
Диагностическая карта не требуется на легкий прицеп весом меньше 3,5 тонн, если хозяином является физическое лицо, а не организация.
Важно! любое ТС в собственности фирмы подлежит ТО!
Во всех остальных случаях послаблений в законодательстве нет: техосмотр обязателен.
Место прохождения
К выбору станции нужно подойти серьезно. Не стоит отдавать предпочтение самому дешевому пункту.
Осторожно! Карта диагностики, выданная на неуполномоченной станции, будет считаться фальшивой.
Главное, чтобы специализированная СТО обладала разрешительным документом об аккредитации Ростехнадзором. В противном случае осмотр нужно пройти повторно и оплатить услуги эксперта во второй раз.
Чтобы не ошибиться в выборе, нужно уточнить, содержится ли информация о данном пункте осмотра в базе ЕАИСТО.
Периодичность
По истечении 3-летнего срока с момента выпуска заводом, мопеды, мотоциклы, скутеры, легковые и грузовые автомобили должны пройти процедуру техосмотра.
Законом регламентирован период обязательного ТО для каждого типа транспорта :
Категория ТС | Срок с даты выпуска, лет | Частота ТО |
«А», «В», «С», автоприцепы до 3,5 тонн | до з | нет |
3–7 | 1 раз в 2 года | |
более 7 | 1 раз в год | |
«С», «D» и прицепы более 3,5 тонн | любой | 1 раз в год |
«С», «D» перевозящие опасные грузы | 1 раз в 6 месяцев | |
Такси, автобусы категории «Е», ТС для перевозки от 8 человек и более | 1 раз в 6 месяцев | |
Сельхозтехника, башенные краны и другие строительные авто | За 15 дней до каждого использования | |
Спецтранспорт с проблесковыми маячками и сиреной | 1 раз в год |
Итак, периодичность сервисного обслуживания составляет от шести месяцев до двух лет. Время следующего ТО зависит от вида транспорта и даты выпуска.
Что такое диагностическая карта
Бывший талон техосмотра заменен на новый формат. Бланк выдается хозяину ТС после проведения осмотра авто. Иметь при себе карту по-прежнему не обязательно, но без нее не получить страховой полис ОСАГО.
Новая форма талона технического осмотра
Диагностическая карта 2021-го выпускается в 2 форматах.
На первой странице напечатана информация о машине и станции прохождения техосмотра, сроке действия карты. В бумагу вносят сведения о марке и категории ТС, VIN, пробеге в километрах, серии и номере ПТС, особенностях тормозной конструкции. Информация о результатах проверки узлов осмотра авто представлена в таблице.
Обратите внимание! Номер новой диагностической карты уникален и содержит 15 цифр.
На второй стороне листа — заключение о разрешении или запрете на эксплуатацию машины. Ниже проставлены реквизиты: печать оператора ТО и подпись эксперта-оценщика.
Этапы проведения техосмотра
Процедура диагностики технического состояния автомобиля предполагает простую последовательность действий.
Если выяснится, что машина не соответствует нормам, в заключении поставят отметку, запрещающую эксплуатацию ТС. Водителю назначат дату следующей диагностики. Чтобы сэкономить на оплате услуг эксперта, второй осмотр проходят на той же станции в течение 20 дней с даты первого посещения. Превышение льготного срока на устранение замечаний чревато повторной оплатой услуг оператора в полном объеме.
Список документов
Перед оценкой состояния автомобиля, автовладелец предоставляет на станцию пакет бумаг, подтверждающих право на проведение процедуры.
Для юридических лиц
Компании обязаны регулярно проверять корпоративный таксопарк.
Алгоритм процедуры ТО для предприятий аналогичен порядку осмотра машин граждан.
Особенность пакета для фирм в том, что кроме бумаг на авто, нужно предоставить организационные документы компании.
Перечень для юрлиц :
Если пройти ТО попросили воителей, они предъявляют путевой лист.
Важно! Перевод средств за осмотр служебного транспорта осуществляется только по безналу.
Копия документа о перечислении денег хранится в организации.
На всех бланках должна стоять круглая печать компании.
Для физических лиц
Для техосмотра гражданского транспорта, автомобилист предоставляет на станцию бумаги о подтверждении личности и данные машины.
Пакет документов для ТО от физических лиц состоит из :
Проведение процедуры осмотра, и выдача диагностической карты без предъявления бумаг невозможны.
Цена вопроса
Стоимость технического осмотра машины определяется категорией ТС, регионом и кратностью посещения станции.
В зависимости от типа автомобиля, порядок цифр следующий :
Категория ТС | Цена, руб. |
«А» (скутер, мопед, мотоцикл) | 230 |
«В» (легковой и грузовой авто менее 3,5 тонн) | 700 |
«С», «D» | 1500 |
«Е» (более 8 пассажиромест) | 1200 |
Прицеп | 600 – 1100 |
Предельные суммы технического обслуживания автомобилей установлен законом ФЗ № 170. В каждом регионе принимают локальные регулирующие акты.
Некоторые субъекты РФ устанавливают льготы для социально незащищенных категорий граждан :
Второй осмотр не позднее 20 дней на той же станции обойдется дешевле первичного.
Что должно быть в авто
Для получения разрешения на эксплуатацию транспорта, автолюбитель предварительно проверяет работоспособность всех диагностируемых систем.
Кроме отсутствия неисправности механизмов, в машине должны быть :
Лекарственные препараты и перевязочные средства для оказания первой помощи должны соответствовать указанному сроку годности. Готовые фармацевтические укладки, укомплектованные по стандарту, представлены в автомагазинах.
Передача проведения в Росстранснадзор
Изначально контрольные функции по вопросам технического осмотра авто были возложены на Госавтоинспекцию. С 2012 года ТО попал в юрисдикцию РСА. В 2021-м ответственность за организацию и проведение процедуры возложена на Ростехнадзор.
Причиной нововведения стал повышенный уровень опасности на дороге, благодаря продаже страховщиками разрешений на неисправные автомобили.
Контроль ЕАИСТО также передается из МВД в Ространснадзор.
Если действия специалистов СТО автовладелец сочтет неправомерными, жалобу следует направить в контролирующую службу по надзору.
Наказание за не пройденный ТО
Водителям на легковом автомобиле, мотоцикле и транспорте легче 3,5 тонн не грозит проверка диагностической карты и штраф за ее отсутствие. Однако, без действующего документа о разрешении эксплуатации, ОСАГО не оформить. Страховая не станет подвергать риску свой бюджет и выдавать полис на неисправный автомобиль.
Ответственность за продажу поддельных документов – от 10 тысяч рублей на эксперта до полумиллиона на организацию с лишением лицензии.
Если владельца автомобиля машины без карты диагностики признают виновным в аварии, страховщик подаст иск и потребует оплатить сумму, ремонта пострадавшего авто. Инспектор ГИБДД выпишет нарушителю штраф на 2000 рублей в случае отсутствия документа диагностики или выявлении фиктивного экземпляра.
Проверять наличие бланка ТО сотрудники патрульной службы будут у следующих категорий водителей :
Нарушение правил техосмотра грозит взысканием порядка пяти тысяч рублей с водителя, а не с владельца ТС. Законом также предусмотрено лишние шофера в/у на 3 месяца.
Проведение повторной процедуры
В случае выявления неисправностей узловых систем агрегата, на машину оформят диагностическую карту с указанием поломок и запретом езды на авто до устранения замечания.
В случае несоблюдения двадцатидневного периода, технический осмотр придется проходить заново и оплачивать полную сумму услуг оператора.
Советы по подготовке
Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.
Сначала нужно проверить исправность автомобиля :
Как пройти ТО по-честному вы узнаете из следующего видео :
Затем следует собрать необходимы документы на владельца и машину.
После — выбрать удобную станцию ТО, проверив оператора по базе, и записаться на дату и время. Узнать расценки и оплатить диагностику.
В заключение останется пригнать авто на смотровую площадку и получить диагностическую карту нового образца.
1 марта 2021 года изменен порядок технического осмотра транспортных средств
В соответствии с новыми требованиями проведение техосмотра сопровождается фотографированием транспортных средств до и после прохождения исследования и размещением данных вместе с координатами в новой информационной системе техосмотра.
По результатам техосмотра эксперт оформляет диагностическую карту в электронном виде и подписывает защищенной электронной подписью. Все это предпринимается для того, чтобы исключить возможность получения диагностической карты без фактического проведения техосмотра.
На сегодняшний день в Чувашской Республике техосмотр проводят 19 операторов технического осмотра.
Сведения о пунктах, на которых возможно пройти технический осмотр на территории Чувашской Республики, размещены в открытом доступе на сайте Российского союза автостраховщиков (www.autoins.ru).
Периодичность прохождения техосмотра установлена Федеральным законом «О техническом осмотре транспортным средств» и зависит от вида транспортного средства и срока его эксплуатации (выпуска).
Так, не требуется прохождение технического осмотра в отношении транспортных средств (легковых автомобилей, грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых составляет до трех тонн пятисот килограммов, прицепов и полуприцепов, мототранспортных средств) в первые 4 года, включая год выпуска.
— один раз в два года – мототранспортные средства, легковые автомобили, грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой до 3,5 т) с года выпуска которых прошло от четырех до десяти лет;
— ежегодно – мототранспортные средства, легковые автомобили, грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой до 3,5 т) с года выпуска которых прошло более десяти лет;
— ежегодно – легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя), грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами с года выпуска которых прошло не более пяти лет;
— один раз в полгода – легковые такси, автобусы, грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения более чем восемь (за исключением места для водителя), грузовые автомобили (с разрешенной максимальной массой более 3,5 т), транспортные средства, оборудованные в соответствии с законодательством Российской Федерации устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, транспортные средства, предназначенные для обучения управлению транспортными средствами с года выпуска которых прошло более пяти лет;
— один раз в полгода – специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.
По желанию владельца техосмотр может производиться ранее установленных сроков.
По вопросу продления сроков диагностических карт с 1 марта текущего года. Постановлением Правительства РФ от 27.02.2021 г. № 275 утверждены изменения, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах».
В соответствии с изменениями, принятыми Правительством Российской Федерации, диагностические карты, срок действия которых заканчивается в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, продлены на 6 месяцев, но не менее чем до 1 октября.
Но эти изменения коснутся не всех автовладельцев области, в указанный период должны будут пройти техосмотр по новым правилам автовладельцы, у которых:
— срок диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
— легковые автомобили, грузовые до 3,5 тонн, прицепы и полуприцепы, мототранспорт, достигшие возраста 4-х лет и возникала предусмотренная законом обязанность пройти первый техосмотр;
— транспортные средства, в конструкцию которых внесены изменения (проведены процедуры по переоборудованию).
Все остальные смогут оформить полис ОСАГО по продленной диагностической карте.