гарда что это для меча
Стили гард мечей по Окшотту
Гарды (элементы меча, отделяющие рукоять от клинка), были сгруппированы в 12 основных стилей и обозначены арабскими цифрами от 1 до 12 соответственно. Эти стили имели показали почти безграничное разнообразие видов и художественного оформления. После цифры может присутствовать буква, обозначающая подтип того или иного стиля.
Стиль 1
Одна из простейших форм, эта гарда является просто прямым бруском металла, сужающимся к концам. Это знаменитая форма «Gaddhjalt» (рукоять-шип), которая была в постоянном употреблении, начиная с Эпохи викингов вплоть до 17 века. Поперечное сечение может быть квадратным, круглым или восьмиугольным. Стиль 1А это упрощенная форма, которая была просто прямым прутом с квадратным, круглым либо восьмиугольным сечением, расширяющаяся в центре для крепления хвостовика клинка.
Стиль 2
Этот стиль немного сложнее, чем Стиль 1. Каждое из прямых плеч гарды утоньшается в середине и возвращается к первоначальной ширине ближе к концу. Самые известные экземпляры мечей с такими гардами датируются 15 веком, но существует и более ранние экземпляры.
Стиль 3
Этот стиль состоит из относительно короткого, прямоугольного в сечении бруска. Этот стиль был первый раз популярен в 12-13 веках, и затем вновь появился в 14-15 веках (1380-1430 гг).
Стиль 4
Это довольно простой стиль, состоящий из прямого перекрестия с концами плеч, загнутыми в сторону клинка. Множество экземпляров этого стиля были найдены на мечах, датированных 12 веком, но данный стиль не был ограничен только этим временем, и мечи с такими гардами находились и 10 века, и 15 века. Сечение квадратное или круглое.
Стиль 5
Этот популярный стиль известен как «галстук-бабочка» из-за его расширяющихся и сплющенных плеч. Гарды этого стиля часто украшались, и были найдены в основном на «великих мечах» Типа XIIIa и Типа XIIIb, хотя встречались и на других мечах. Этот стиль был популярен в 13-14 веках.
Стиль 6
Стиль 6 можно рассматривать как своего рода изогнутый или искривленный Стиль 5. Сплющенные плечи более выражены на стороне гарды, ближайшей к клинку. Те же самые виды украшений, которые встречаются на гардах Стиля 5, также встречаются на гардах Стиля 6. Этот стиль был также популярен в конце 13-го века до 14-го века.
Стиль 7
Этот стиль состоит из широкой плоской части (если смотреть со стороны навершия), искривленной в сторону клинка. Этот стиль был популярен главным образом в 14 веке.
Стиль 8
На первый взгляд, Стиль 8 может быть принят за Стиль 4, который является простой крестовиной, у которой концы плеч загнуты в сторону клинка. Однако, это значительно более сложный стиль с шестиугольным поперечным сечением вместо квадратного или круглого сечения Стиля 4. Он также имеет явный выступ по центру гарды в сторону клинка, которого нет ни у одной гарды Стиля 4. Этот стиль был популярен в 14-15 веках.
Стиль 9
Это один из более сложных в изготовлении стилей. Стиль 9 имеет широкое и плоское поперечное сечение, схожее с Стилем 7, но концы плеч гарды закручены и плечи сильнее загнуты в сторону клинка. Сечение гарды также сложное, имеющее вид плоского алмаза, или же плоское сверху, а снизу имеющее V – образные скосы. Этот стиль так же имеет выступ по центру гарды в сторону клинка. Большинство экземпляров мечей с такими гардами датируются 14-15 веками.
Стиль 10
Это еще один прямой стиль гарды, но более сложный из-за того, что плеч гарды сужаются к клинку быстрее у концов плеч, и медленнее при приближении к клинку. Этот стиль так же имеет выступ по центру гарды в сторону клинка. Данный стиль был популярным в 15-16 веках.
Стиль 11
Стиль 11 в основном характеризуется выпуклостями на концах плеч гарды, и круглым либо ромбовидным сечением. Этот поздний стиль гарды был популярен главным образом в течение 15-16 веков.
Стиль 12
Стили рукоятей
Есть еще один последний элемент конструкции средневековых мечей, который может помочь в их классификации. В то время как он не получил своей пронумерованной типологии, Окшотт обсуждал этот вопрос в длинной части своей книги «Меч в эпоху рыцарства». Рукояти мечей чаще всего изготавливались из органических материалов (кожа, рог, кость, дерево) и не всегда сохранялись до наших дней. В тех случаях, когда они все же сохранились, они могли быть важным индикатором для идентификации и датировки меча, так как они тоже были подвержены влиянию моды. Существуют два основных способа сборки рукояти меча.
Накладки
Рукоять делается из двух половин, вырезанных так, чтобы подойти по форме к хвостовику. Рукояти такого типа в основном у мечей с широкими и плоскими хвостовиками, и были популярны в Эпоху Викингов и до 12 века (хотя некоторые отдельные экземпляры находились и позднее). Такие рукояти обычно имеют сечение в виде овала с плоскими сторонами, и сужаются по мере приближения к навершию.
Сквозная сборка
Этот метод сборки рукояти более сложный и лучше подходит для хвостовиков в виде «стебля», как их называл Окшотт – более длинных и более тонких. При таком способе сборки, собранная рукоять надевается прямо на хвостовик клинка. При таком способе сборки хвостовик нагревается, после чего рукоять (деревянная внутри) надевается на него, и хвостовик прожигает деревянную сердцевину рукояти, делая в ней отверстие, идеально подходящее по форме под хвостовик. Рукояти такого типа были обычно более округлыми, и часто были круглыми или шестиугольными.
Группы форм рукояти
Окшотт выделял восемь распространенных форм рукоятей меча, но отмечал, что среди них существует огромное разнообразие в деталях конструкций и используемых материалах.
Группа 1
Группа 2
Материалы, использовавшиеся при создании рукоятей, имели большое разнообразие, аналогично разнообразию клинков, гард и наверший во времена расцвета средневековых мечей. Обычно рукояти изготавливались из дерева, кости, или рога. Множество рукоятей были покрыты кожей, пергаментом, или тканью, и часто были украшены намотанным сверху шнуром или проволокой. Были найдены экземпляры мечей и с рукоятями только из дерева или рога. После 13 века такие простые рукояти все еще продолжали использоваться, но стали появляться и все более сложные конструкции. Если использовалась проволока, оны была обычно скрученной из нескольких других полос. Когда рукоять была обмотана шнуром, она часто была покрыта тонкой лайковой кожей или замшей, благодаря чему контур шнура под кожей выступал на ней.
В 15 веке появились длинные рукояти, состоящие из двух элементов различной формы, либо из одного элемента, выполненного в форме составного. Такие рукояти обычно имели сквозную сборку. Многие из них имели разное покрытие на своих половинах, например, нижняя часть рукояти покрывалась кожей, а верхняя проволокой.
Важно заметить, что меч на протяжении своей жизни мог перенести несколько замен покрытия рукояти, или даже замену всей рукояти. При этом стили рукояти могли сильно изменяться с течением времени под влиянием моды, таким образом, стоит с особой осторожностью пытаться использовать рукоять для датировки меча.
Устройство европейского меча
“Не обнажай меня без нужды. Не вкладывай меня в ножны без чести” – девиз на лезвии меча клинка из Толедо, Испания.
Европейский меч состоит из двух основных частей:
Устройство европейского одноручного меча
1) Рукояти, которая в свою очередь состоит из навершия (яблока), рукояти, гарды (крестовины), хвостовика
2) Лезвие клинка, которое в свою очередь состоит из дола, лезвия и острия.
Клинок
1) Рассмотрим более подробно отдельные части эфеса:
Навершие (яблоко):
Навершие – данный элемент устройства меча предназначен для его балансировки, только сбалансированный меч подходит для искусного фехтования им, в разных школах оружейного дела баланс может быть различным. Однако считается общепринятым способом измерения баланса меча – это измерения при помощи пальцев руки, как правило, хороший баланс для европейского клинка должен быть на четыре пальца от гарды меча.
Как установить баланс при помощи пальцев рук?
Мы берем клинок меча и смотрим на его баланс, для этого мы кладём клинок на один палец руки, удаляя или приближая палец к гарде, мы находим точку когда ни одна из сторон не перевешивает другую. Именно в этом месте и будет баланс.
Кроме того навершие, служит для упора руки, это особенно важно ибо во время боя меч начинает скользить до тех пор пока кисть руки не упрется в навершие.
Рукоять меча:
Рукоять меча – предназначена для удержания меча кистью руки. Рукоятка меча должна удобно лежать в руке ибо не удобная рукоять может ваши возможности при фехтовании. Поэтому при покупке меча нужно уделять внимание тому на сколько хорошо рукоять подходит к вашей руке. На данный момент можно с уверенностью выделять и классифицировать мечи по количеству хватов кистью руки рукояти. Так на данный момент мечи подразделяются на:
– Одноручные мечи
– Полутороручные мечи
– Двуручные мечи
Одноручный меч тип X по Окшотту
Полутороручный меч Тип XVIa по Окшотту
Двуручный меч, ХIХ тип по Окшотту
Указанная классификация и размеры мечей являются относительными и взяты из нашего опыта и опыта других мастеров. Так, например в Японии меч длиной 50 см., как вакидзаси или меч длиной 70 см., как катана, имеют двуручный хват. С тем же успехом европейский бастард может быть с двуручным хватом.
Гарды (крестовины, также встречается название «кресало»)
Гарда меча – данный элемент эфеса меча предназначен для защиты кисти руки во время фехтования, от ударов лезвием меча противника. Различные страны и народы создали различные по форме гарды. Кроме всего гарда выполняет функцию балансировки меча.
Хвостовик
на гарде может, как присутствовать, так и отсутствовать. Считается, что наличия хвостовика на мече позволяет клинку лучше поглощать энергию удара и тем самым защищать лезвие от вибрации и расшатывания в рукояти.
2) Рассмотрим более подробно отдельные части клинка:
Лезвие меча
– острие предназначено для нанесения колющего удара. В раннем средневековьи зачастую острее просто закруглялось. Но уже во времена крестовых походов острие меча стали острить для нанесения колющих ударов в слабые места доспеха.
Ножны
– предназначены для защиты меча от воздейсвия внешней среды, а также для переноски меча.
Устье ножен меча
– металлическая накладка выполняющая декоративную функцию, кроме того служит для укрепления входа в ножны, не позволяя половинкам ножен разойтись.
Наконечник ножен
– металлическая накладка выполняющая декоративную функцию как и устье меча, кроме того служит для стягивания кожи которой как правило обтягивают меч.
Устье и наконечник появились во времена крестовых походов. И были заимствованы с ножен восточных мечей.
Анатомия меча, шпаги, сабли
Образцы мечей:
Меч* эпохи викингов
Че | ренок* | |||||
Яблоко * | Крестовина* | Дол* | Лезвие* | Острие* | ||
Хвостовик * | ||||||
Рукоять* | Клинок* |
Яблоко (кончик хвостовика клинка расклепывается) Черенок Крестовина | Хвостовик Плечи клинка * | Яблоко (приклепано к верхней гарде) Верхняя гарда Черенок Маленькая гарда* | Заклепка Хвостовик Плечи клинка * | ||
Меч тип X по Петерсену | Меч тип R по Петерсену |
Длинный меч* — Риттершверт и ножны
Щитик | Ребро | ||||||
Хвостовик | крестовины* | Дол | Лезвие | жесткости* | Острие | ||
Яблоко | Черенок | Крестовина | Сильная | Слабая | |||
часть клинка* | часть клинка* |
Устье * | Наконечник ножен* |
Шпага * с гардой из дужек
Клинок | ||||
Дол | Ребро жесткости | Лезвие | Острие | |
Широкая | Средная | Узкая | ||
часть клинка | часть клинка | часть клинка | ||
Рукоять |
Расклепанный | ||
кончик хвостовика | ||
Дужка передняя * | Пуговка выступ на яблоке* | |
Яблоко | ||
Черенок рукояти | Втулки рукояти | |
Передний упор крестовины | ||
Тыльный упор крестовины | ||
Блокиратор крестовины | Упоры для пальцев |
Хвостовик | ||
Плечики | ||
Боковая дужка Нижнее кольцо гарды | ||
Рикассо* | Боковые дужки, плавно переходящие в переднюю дужку | Клинок |
Меч конца 16 века с закрытой гардой
Кончик крестовины | Тыльный упор крестовины | Острие | ||||
Яблоко | Передний упор крестовины | Дужка от наружного | Долики | Лезвие | ||
щитка | ||||||
Рукоять | Клинок |
Яблоко Дужка щитка Наружный щиток * Щиток для прикрытия костяшек пальцев Дужка щитка Дужка от наружного щитка | Расклепанный кончик хвостовика Боковая дужка Тыльная дужка Дополнительная тыльная дужка Боковой щиток Кончик крестовины Противоударные рожки | Дужка щитка гарды Передняя дужка гарды Внутренний щиток Передний щиток Дужка щитка | Яблоко Черенок Дужка от наружного щитка |
Черенок | Крестовина | Обух клинка * | Елмань* | |
Головка рукояти | Перекрестье * | Лезвие | Острие |
Устье ножен | Кольца ножен * | Ушко гайки ножен | Наконечник ножен | |
Обоймица* Обоймица | Башмак* |
Рукоять сабли (две щечки* здесь образуют очень удобный для руки изгиб) Перекрестье * Конец крестовины | Дужка передняя Втулка * рукояти Щитик крестовины | Головка рукояти Планка на спинке рукояти * Черенок рукояти | ||
Конец крестовины |
Пояснения
Дол (долик, желоб, кровосток) — продольный желобок на клинке, служащий для его облегчения. Клинок может иметь один или несколько долов или доликов разной длины и ширины.
Лезвие — заточенная кромка клинка, наконечника копья или топора.
Грань клинка — (голомень) часть плоскости клинка, ограниченная двумя ребрами или ребром и лезвием.
Острие — колющий конец клинка, точка соединения линий обуха (или скоса обуха) и лезвия.
Плечо клинка (пята, основание) — верхняя не заточенная часть клинка, непосредственно прилегающая к рукояти. На пяте обычно ставились клейма.
Меч в полторы руки — разновидность меча с длинным клинком, рукоять которого могла обхватываться одной или двумя руками.
Ребро жесткости — выступ на полосе клинка необходимый для увеличения прочности и жесткости клинка.
Сильная часть клинка (forte) — здесь клинок имеет набольшую толщину, здесь, возле гарды лучшая защита. Это часть клинка, которой рекомендуется парировать удары.
Ножны (ножна) — металлический, деревянный или кожаный футляр для клинка, снабженный какими-либо приспособлениями для подвески (кольца, крючок, скоба и т.д.). Ножны подвешиваются к поясной или плечевой портупее с помощью так называемых пасовых ремешков.
Наконечник ножен (бутероль) — нижняя деталь металлического прибора деревянных или кожаных ножен, предохраняющая их конец от повреждений.
Щиток — широкая часто узорчатая пластинка пластинка, составная часть гарды.
Чашка эфеса — плоская или выгнутая в сторону острия клинка металлическая пластина разнообразной формы, смонтированная на крестовине и являющаяся составной частью гарды.
Пуговка — полукруглый или граненый выступ сверху на головке-навершии рукояти, для фиксации кончика хвостовика клинка.
Рикассо — не заточенная часть в основании клинка некоторых двуручных мечей и шпаг. Задействовалась при обхвате пальцами крестовины и основания клинка, поэтому защищалась дужками, расположенными под крестовиной.
Прибор ножен (оправа, набор) — металлические обкладки па кожаных или деревянных ножнах. Обычно состоит из устья, одной или нескольких гаек (обоймиц) и наконечника.
Елмань — расширенная нижняя часть клинка, имеющая двулезвийную заточку. Встречается преимущественно у восточных сабель. В XVII-ХIX веках клинки с елманями изготавливались и для некоторых образцов европейских сабель.
Обух (обушок, тупье, тылье, спинка) — не заточенная кромка клинка, противоположная лезвию.
Перекрестье (огниво, крыж) — полукруглые или прямоугольные расширения или накладки в средней части крестовины, расположенные перпендикулярно к ней. Перекрестье служило для захвата клинка противника, а также для удержания клинка в ножнах.
О6оймица (оковка, обойма, бряцар) — широкая фигурная металлическая обкладка в средней части ножен, имеющая ушко с кольцом для пасового ремешка портупеи.
Гайка — узкая металлическая пластина, обхватывающая ножны и имеющая ушко с кольцом для ремешка портупеи. Широкие фигурные гайки обычно назывались обоймицами.
Башмак (гребень, гребешок, гривка) — металлическая фигурная пластина, предохраняющая наконечник ножен от протирания при волочении по земле. Особым шиком считалось крепление в башмаке вращающегося колесика, при атом сабля или палаш не просто касались брусчатки или асфальта, а катились рядом с владельцем. Такую вольность, мода на которую пришла из Германии, позволяли себе только некоторые офицеры русских гвардейских кавалерийских полков, квартировавших в столице.
Скоба — выгнутая прямоугольная или полукруглая деталь на устье ножен, предназначенная для продевания короткого пасового ремешка портупеи.
Уровень кривизны и прочие геометрические параметры
Измерение общей длины и ширины клинка | Традиционный метод измерения клинка | На этом рисунке хорошо видна разница в показателях между традиционным и предлагаемым методами. |