гараж подземный сооружение типа а что это
Принципы классификации гаражей и автостоянок
Для хранения легковых автомобилей предусматриваются следующие основные объекты:
— открытые и закрытые автостоянки кратковременного хранения преимущественно общего пользования для паркования служебных и индивидуальных легковых автомобилей;
— открытые и закрытые автостоянки, предназначенные для постоянного хранения легковых автомобилей.
В зависимости от количества мест хранения различают гаражи и автостоянки:
В зависимости от наличия средств технического обслуживания и ремонта различают:
— комплексные гаражи, предназначенные в основном для служебных автомобилей и такси. Помимо хранения в них производятся профилактика и различные виды ремонтных работ с заменой агрегатов, узлов и деталей, механизированная мойка, а в отдельных случаях, и заправка топливом;
По устройствам для перемещения автомобилей по вертикали многоэтажные гаражи и автостоянки подразделяются на следующие группы:
— рамповые с самоходным вертикальным перемещением автомобилей по наклонным поверхностям;
— механизированные и полумеханизированные, оборудованные подъемниками для вертикального перемещения автомобилей;
— автоматизированные или «гаражи-автоматы», в которых установка и выдача автомобилей производится без запуска двигателя.
По видам хранения автомобилей автостоянки подразделяются на автостоянки постоянного и кратковременного хранения.
В автостоянках постоянного хранения автомобилей индивидуального пользования предусматривается только хранение автомобилей без специального технического обслуживания.
Учитывая неравномерность использования индивидуального автопарка, в автостоянках для постоянного хранения автомобилей нецелесообразно создавать пункты технического обслуживания, т.к. при незначительной, а также неравномерной загрузке в течение года они экономически невыгодны. Кроме того, даже один моечный пост, в том числе и пост ручной шланговой мойки, связан с необходимостью подачи подогретой воды, со сложными очистными сооружениями по очистке стоков. Применение высокомеханизированной моечной установки, способной за 7 часов вымыть и обсушить более 500 автомобилей, для автостоянки экономически нецелесообразно.
Постоянный гараж для индивидуальных автомобилей нужно рассматривать как закрытую автостоянку, где обслуживание автомобилей ограничивается проверкой самим владельцем перед выездом исправности систем, обеспечивающих безопасность движения (тормозов, рулевого управления, освещения и шин). Для устранения мелких неисправностей в здании автостоянки предусматриваются посты самообслуживания на осмотровых канавах.
Все остальные работы по обслуживанию и ремонту автомобиля должны проводиться на специализированных станциях технического обслуживания.
По принципу эксплуатации автостоянки могут быть :
— с хозяйственным обслуживанием;
— со специальным обслуживанием.
Автостоянки небольшой вместимости, расположенные рядом с жильем владельцев машин, обычно эксплуатируются по принципу самообслуживания, за исключением работ по контролю исправности инженерных сетей. Такие автостоянки обычно находятся в коллективной собственности, а стояночные места в них закрепляются за каждым владельцем автомобиля на все время их эксплуатации.
Автостоянки с хозяйственным обслуживанием обычно используются владельцами автомобилей только в нерабочие дни. Такие автостоянки строят специальные фирмы, сдающие места в аренду. Стояночные места здесь закрепляются за владельцами автомобилей на срок аренды машино-места. Обычно это многоэтажные автостоянки и эксплуатируются они на основе полного хозяйственного обслуживания, включая охрану и уборку помещений.
Среди кратковременных могут быть выделены автостоянки, размещенные на общегородских территориях, и стоянки на участках крупных предприятий.
Кратковременные, специально организованные автостоянки общего пользования строятся, в основном, как открытые охраняемые площадки (рис.1.4).
Размещение автомобилей на этих стоянках в одном уровне ведет к нерациональному расходу городской территории.
Кроме открытых плоскостных автостоянок могут быть:
— подземные в подвалах общественных зданий;
— встроенные в подходах к городским мостам и другим дорожно-транспортным сооружениям;
— подземные под городскими площадями, бульварами и улицами;
— надземные и полуподземные, многоярусные на обособленных участках.
По внутренней планировке гаражи и автостоянки могут быть:
— манежного типа с открытыми местами хранения автомобилей, расположенными в едином зальном помещении или площадке;
По характеру ограждающих конструкций гаражи и автостоянки могут быть:
— со стеновым ограждением;
По характеру инженерного оборудования гаражи и автостоянки могут быть отапливаемые и неотапливаемые, с естественной или принудительной вентиляцией.
В зависимости от архитектурно-планировочного решения автостоянки могут быть отдельно размещенными, решенные в виде отдельных сооружений, а также встроенными в объем другого здания или пристроенного к нему, где это допускается по нормам (приложение 4).
Все вышеперечисленные классификационные признаки во многом связаны между собой. Выбор того или иного типа сооружения зависит от конкретных условий. Решающим при выборе типа будет назначение и место расположения данного объекта в городской среде.
1.4. Принципы функционально-планировочной организации,
объемно-планировочных и архитектурных решений
гаражей и автостоянок
Опыт проектирования гаражей для общественного и стоянок для индивидуального автопарка показывает большое разнообразие планировочных решений, основных строительных параметров, т.е. ширины стоянок и внутренних проездов, размеров сеток колонн, высот этажей или ярусов, а также различный подход к определению расчетных габаритов и расчетной маневренности автомобилей.
Объемно-планировочные решения здания зависят не только от выбора способа передвижения автомобиля по этажам, но и от способа их расстановки в стоянке, а также от марки расчетного автомобиля. Функциональные параметры машино-места стоянок и проездов между ними зависят от размеров и маневренности автомобилей наиболее распространенных марок в стране.
В нашей стране отечественные автомобили массового производства отнесены к трем классам [23]:
— особо малый: «Ока», «Запорожец», «Таврия»;
— малый: «Москвич», «Жигули», «Лада», «Нива»;
Габаритные параметры отечественных легковых автомобилей приведены в приложении 9 [14].
Минимальные размеры стоянок и проездов между ними, а также их размеры, обеспечивающие удобное маневрирование при заезде передним и задним ходом приведены на рис.1.5 и 1.6, а также в приложениях 6 и 7 [20,23].
Параметры планировочного элемента гаража или автостоянки в большой степени зависят от способа расстановки автомобилей.
Расстановка автомобилей в автостоянках различается:
Рис.1.7. Габариты эталонных легковых автомобилей и условия их расстановки при различных сетках опор:
автомобиль (Зап. Европа);
Почти во всех типах автостоянок для автомобилей индивидуального пользования требуется независимый выезд, поэтому многорядная расстановка автомобилей применяется очень редко. Она возможна в гаражах-складах, гаражах-ломбардах.
Размещение автомобилей в обособленных помещениях-боксах внутри автостоянки приводит к увеличению площади стоянки на 30-35% по сравнению с размещением стоянок в манеже.
Односторонняя расстановка автомобилей относительно внутреннего проезда менее экономична по сравнению с двусторонней и применяется в крайнем случае, при ширине помещения, исключающей двустороннюю расстановку автомобилей.
Прямоугольная расстановка автомобилей относительно осевой линии внутреннего проезда обеспечивает маневр автомобиля при заезде и выезде в любом направлении в равных условиях. Косоугольная расстановка облегчает маневр только в одном направлении и практически исключает проведение маневра в противоположном направлении. К тому же, косоугольная расстановка ведет, даже при сокращении ширины проезда, к увеличению общей площади стоянки на 5-10% за счет увеличения шага автомобилей в ряду и наличия неиспользуемых треугольных участков площади пола.
В целом, учитывая специфические условия хранения легкового автопарка индивидуального пользования, для автостоянок с постоянным хранением автомобилей наиболее целесообразным является однорядная, двусторонняя, прямоугольная расстановка автомобилей в манеже, а для автостоянок кратковременного хранения наиболее удобным для пользователей может оказаться косоугольная двусторонняя расстановка.
Рис.1.9. Принцип формирования каталога архитектурно-строительных решений гаражей и автостоянок
Метод определения требуемой ширины стоянки с учетом нормативных габаритов приближения автомобилей на стоянке и при маневрировании приведен на рис.1.8, где даны расчетные данные ширины стоянки с учетом установки автомобиля малого класса на стояночное место задним ходом. Нормы расстояний между легковыми автомобилями и элементами строительных конструкций в гаражах-стоянках приведены в приложении 8 [23]. При всем многообразии факторов, влияющих на выбор оптимального объемно-планировочного решения гаража или автостоянки для конкретной площадки, остается первоначальная элементная база, которая позволяет унифицировать планировочные решения этих сооружений. Массовое строительство отдельных видов стояночных гаражей требует типизации проектных и конструктивных решений. Решая этот вопрос в соответствии с единой модульной системой в строительстве, необходимо прежде всего разработать номенклатуру типов автостоянок для массового строительства. Эта номенклатура должна быть достаточно широкой и гибкой для удовлетворения градостроительных требований с учетом факторов размещения гаражей и автостоянок. В то же время она должна быть основана на стабильных конструктивно-планировочных единицах, учитывающих требования технологии хранения автомобиля, а также класс автомобильного парка. Принцип формирования каталога архитектурно-строительных решений на основе вышеизложенных условий и требований приведен на рис.1.9 [20]. Основным методом проектирования, особенно при создании номенклатуры гаражей и автостоянок для массового строительства, следует признать метод проектирования на основе объемно- планировочных элементов, составленный на базе оптимальных конструктивных параметров с учетом функциональных требований размещения автомобилей. Пример сравнительного анализа использования площади стоянок и выбора оптимальных конструктивных параметров приведен на рис.1.10. Планировочный элемент сооружения, основанный на функционально-планировочной организации стоянки, является основной базой, на которой создается объемно-планировочный элемент, учитывающий оптимальные высотные габариты автомобиля и строительные конструкции. В объемно-планировочной структуре рампового гаража или автостоянки основными функциональными конструктивно-планировочными элементами являются: стоянка, рампа и лестничная клетка с лифтовой шахтой. Блокирование этих элементов позволяет получить блок-элементы, из которых создаются блок-секции. Этажность и плановые размеры блок-секций ограничиваются нормативными противопожарными требованиями. Принцип формирования объемно-планировочных решений и объемно-планировочных элементов гаражей и автостоянок приведен на рис.1.11 и 1.12. Такая структурная схема организации объемно-пространственного решения здания может быть достаточно легко переведена на формальный язык ЭВМ. На базе элементных блоков с помощью ЭВМ можно создавать разнообразные объемно-пространственные композиции гаражей и автостоянок под заданные расчетные марки автомобилей. Кроме того, используя ЭВМ, можно проверить экономичность расстановки автомобилей в манеже при разных способах расстановки, разных шагах и пролетах несущих конструкций и т.д. Формирование объемно-планировочных элементов производится на основе оптимальных планировочных элементов (ПЭ) с учетом высоты блока (этажа), которая складывается из минимальной высоты стоянки и высоты конструкции перекрытия, зависящих от пролета и шага несущих конструкций. На рис.1.11 показаны возможности формирования объемно-планировочных элементов (ОПЭ) на основе выбранных оптимальных параметров зоны стоянки, элементов пандусов, лестничных клеток. Каждый из этих элементов может существовать в памяти ЭВМ в виде самостоятельного объемного блока с переменными параметрами в зависимости от марок автомобилей, высоты этажа и т.д. На базе блоков ОПЭ формируются планировочные укрупненные блоки, затем составляются планировочные блок-элементы и создаются блок-секции. Блок-секция набирается из различных типов планировочных блок-элементов: блок-стоянок разной вместимости, блок-рамп и блок-лестничных клеток. По заданной вместимости и этажности гаража или автостоянки путем подбора различных типов планировочных блок-элементов с помощью ЭВМ очень быстро можно сформировать объемно-планировочное решение с учетом размеров и конфигурации участка, отведенного для строительства объекта. Используя различные приемы компоновки стоянок и пандусов, их различные типы и сочетания, можно найти интересные объемно-планировочные решения здания стоянки. На выбор объемно-планировочного решения в значительной степени могут оказать влияние размеры участка, окружающая застройка и рельеф местности. Критериями художественно-эстетических качеств этого сооружения будут служить: — соответствие принципиальной архитектурно-пространственной схемы и габаритов объекта существующему или проектируемому городскому и природному окружению; — обеспечение композиционной целостности, пропорциональности, уравновешенности его частей, а также соответствие архитектурно-тектонической схемы образной характеристике объекта; — обеспечение соразмерности проектируемого объекта масштабу человека за счет использования малых архитектурных форм, благоустройства и озеленения, а также средств технической эстетики и декоративного искусства.
Рис.1.12. Принцип формирования объемно-планировочных решений гаражей и автостоянок Гараж подземный сооружение типа а что этоДата введения 2017-05-08 ПредисловиеСведения о своде правил 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство» 3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) 5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 113.13330.2012 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей» Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных ВведениеРабота выполнена авторским коллективом АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архит. Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко). Изменение N 1 подготовлено авторским коллективом: АО «ЦНИИПромзданий» (д-р техн. наук В.В.Гранев, канд. архитектуры Д.К.Лейкина, канд. техн. наук Т.Е.Стороженко, А.Е.Иванов). 1 Область применения1.1 Настоящий свод правил распространяется на проектирование зданий, сооружений, площадок и помещений, предназначенных для стоянки (хранения) автомобилей, микроавтобусов и других мототранспортных средств. 1.2 Настоящий свод правил не распространяется на гаражи, предназначенные для текущего ремонта (ТР) и технического обслуживания (ТО) автомобилей, а также на стоянки автомобилей, использующихся для перевозки взрывчатых, ядовитых и радиоактивных веществ, стоянки автомобилей пожарной, медицинской, аварийной служб. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы: ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны ГОСТ 14254-2015 (IEC 60529:2013) Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP) ГОСТ 29322-2014 (IEC 60038:2009) Напряжения стандартные ГОСТ Р 50571.3-2009 (МЭК 60364-4-41:2005) Электроустановки низковольтные. Часть 4-41. Требования для обеспечения безопасности. Защита от поражения электрическим током ГОСТ Р 51631-2008 (ЕН 81-70:2003) Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования ГОСТ Р 52382-2010 (ЕН 81-72:2003) Лифты пассажирские. Лифты для пожарных ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности ГОСТ Р 53771-2010 (ИСО 4190-2:2001) Лифты грузовые. Основные параметры и размеры ГОСТ Р ИСО 6469-1-2016 Транспорт дорожный на электрической тяге. Требования безопасности. Часть 1. Системы хранения энергии аккумуляторные бортовые ГОСТ Р МЭК 61851-1-2013 Система токопроводящей зарядки электромобилей. Часть 1. Общие требования ГОСТ Р МЭК 62196-1-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 1. Общие требования ГОСТ Р МЭК 62196-2-2013 Вилки, штепсельные розетки, соединители и вводы для транспортных средств. Кондуктивная зарядка для электромобилей. Часть 2. Требования размерной совместимости и взаимозаменяемости для штыревых разъемов и арматуры сети переменного тока СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы (с изменением N 1) СП 2.13130.2012 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты (с изменением N 1) СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям (с изменением N 1) СП 14.13330.2014 «СНиП II-7-81* Строительство в сейсмических районах» (с изменением N 1) СП 18.13330.2011 «СНиП II-89-80* Генеральные планы промышленных предприятий» СП 30.13330.2012 «СНиП 2.04.01-85* Внутренний водопровод и канализация зданий» СП 32.13330.2012 «СНиП 2.04.03-85 Канализация. Наружные сети и сооружения» (с изменением N 1) СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» СП 43.13330.2012 «СНиП 2.09.03-85 Сооружения промышленных предприятий» СП 51.13330.2011 «СНиП 23-03-2003 Защита от шума» СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение» СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные» СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-99 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (с изменением N 1) СП 60.13330.2012 «СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха» СП 104.13330.2011 «СНиП 2.06.15-85 Инженерная защита территории от затопления и подтопления» СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1) СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СанПиН 2.1.4.1074-01 Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов 3 Термины и определенияВ настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 внешний радиус: Наименьший радиус закругления (кривой) по кромке проезжей части (с правой стороны от водителя), обеспечивающий беспрепятственный проезд поворота. 3.2 въездная и выездная полосы: Габариты проезда в пределах проезжей части полосы движения автомобиля. 3.3 гараж: Здание и сооружение, помещение для стоянки (хранения) ремонта и технического обслуживания автомобилей, мотоциклов и других транспортных средств; может быть как частью жилого дома (встроенно-пристроенные гаражи), так и отдельным строением. 3.3а зарядные устройства (станции, колонки) для транспортных средств с электродвигателями: Оборудование источника питания от сети, выполняющее необходимые функции для зарядки батареи электромобиля. 3.3б колесоотбойные устройства: Ограждающие устройства, закрепленные на поверхности дорожного полотна или пола, предназначенные для ограничения движения колес автомобиля. 3.3а, 3.3б. (Введены дополнительно, Изм. N 1). 3.4 механизированная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, в которой транспортирование автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляют с помощью механизированных устройств (без участия водителей). 3.4а многорядная парковка автомобилей: Парковка, при которой машины устанавливаются одна за другой и выезд второй машины возможен только после выезда впереди стоящей. 3.4б мощности зарядки электромобилей: 3.4а, 3.4б. (Введены дополнительно, Изм. N 1). 3.5 наземная стоянка автомобилей закрытого типа: Стоянка автомобилей с наружными ограждающими конструкциями. 3.7 обвалованная стоянка автомобилей: Наземная или заглубленная стоянка автомобилей с обвалованными грунтом более 50% наружными ограждающими конструкциями, выступающими выше уровня земли. 3.8 пандус: Наклонная конструкция, предназначенная для въезда (выезда) автомобилей в одноэтажных (надземных, подземных) стоянках автомобилей. 3.9 плавучие стоянки автомобилей (дебаркадерные стоянки автомобилей): Плавучая пристань, причальное сооружение в виде судна или понтона, стационарно установленное (в речном порту) и предназначенное для стоянки легковых автомобилей. 3.10 плоскостная открытая стоянка автомобилей: Специальная площадка (без устройства фундаментов) для открытого или закрытого (в отдельных боксах или металлических тентах) хранения автомобилей и других индивидуальных мототранспортных средств в одном уровне. 3.11 подземная стоянка автомобилей: Стоянка автомобилей, все этажи которой при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений. Гараж подземный сооружение типа а что этоВСТРОЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ АВТОСТОЯНКИ Требования пожарной безопасности Embedded underground parkings. Fire safety requirements Дата введения 2013-02-25 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Сведения о своде правил 1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России) 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 274 «Пожарная безопасность» 4 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 г. 1 Область примененияНастоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов. При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности. 2 Нормативные ссылкиВ настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил: ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности СП 1.13130.2009. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 2.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности СП 4.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования СП 6.13130.2009* Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности СП 7.13130.2009* Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности 3 Термины и определенияВ настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1 стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей. 3.2 подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений. 3.3 автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли. 3.4 механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей. 3.5 автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств. 3.6 встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения, и выделенная противопожарными преградами. 4 Размещение встроенных подземных автостоянокПодземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б. Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности. В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев. В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности. При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI 45. 5. Объемно-планировочные и конструктивные решения 5.1 Общие требования5.1.1 Парковка автомобилей может осуществляться: 5.1.2 В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня. 5.1.4 Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается. 5.2 Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой5.2.1 Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей. 5.2.2 Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа. В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа. 5.2.3 Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается. Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI 120. 5.2.4 Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. 5.2.5 Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI 60. 5.2.6 В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов. При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке. 5.2.7 Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается. 5.2.8 В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы. Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI 45 и соответствующим заполнением проемов. Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается. 5.2.9 Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки. 5.2.10 В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки, необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт. 5.2.11 В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296. 5.2.12 Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты. 5.2.13 Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы «для транспортирования пожарных подразделений», оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.
|