галы что за народ сейчас
Галлы – народ, покорённый не мечом, но словом
Галлы были ярким и знаменитым кельтским племенем. Начиная с V века до нашей эры они населяли обширные территории Европы, занимали земли современной Франции. Тем не менее, исторической родиной галлов являлись Британские острова, где они стали настоящими хозяевами.
Увы, господство галльских завоевателей не длилось долго – до I века до нашей эры. Их вытесняет могущественный народ, создавший самое великое государство того времени – римляне, силе которых кельтам противопоставить было нечего. Почему же сегодня мы говорим о галлах лишь в прошедшем времени? О каких галльских обычаях сохранилась информация в старинных источниках?
Народ великих воинов
Галлы – не просто один из кельтских народов, а, по сути, сами кельты. Отделять галлов от кельтов, на мой взгляд, не совсем верно. Дело в том, что впервые название «кельтои» использует античный историк Геродот.
Однако в III веке до нашей эры у Иеронима Кардийского встречается другой термин. В своих трудах он называет кельтские племена, что захватили немалую часть европейских земель, словом «галата». Именно это определение в дальнейшем и стали использовать римляне, до нас же дошёл их вариант названия галлов.
Карта Галльских племен / © Homoatrox / wikimedia.org
«Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой — аквитаны, в третьей — те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем — галлами»
Цезарь, “Записки о галльской войне”
Когда же появились галльские племена? Интересно, что изначально родиной этого народа стала не Ирландия или Британия, как многие предполагают, а окрестности Рейна и Верхнего Дуная.
Историки предполагают, что галлы начали процесс своего формирования как народа около VII века до нашей эры. Вскоре у племён возникла необходимость поиска новых территорий, ведь численность народа увеличивалась.
Галльские воины среднего Латинского периода 3-го-2-го века до нашей эры / © Ангус МакБрайд
Галлы отправились на запад, где сразу же заняли французские земли. Во многом успешные завоевательные походы галлов были обусловлены их воинственным нравом, противостоять которому не могли местные народы.
Как указывается в римских источниках, галлы часто применяли тактику внезапного нападения. С детства они учились маскировке, а постоянное проживание в лесах превратило их в истинных «детей природы», которые с лёгкостью прятались и бесшумно передвигались под укрытием деревьев.
Римляне не прощают дерзости
В конце IV веке до нашей эры галльские войска переходят под командование вождя Бренна. На это же время приходится и расцвет галльской власти в Европе, культурный и социальный подъём народа.
Мне кажется, сами условия способствовали тому, что галлы решили попробовать свои силы с более серьёзным противником – Римской империей. В 390 году под предводительством Бренна племена атакуют Рим, намереваясь захватить город, однако это дерзкое вторжение оборачивается провалом.
Но если в противостоянии с римлянами всё прошло далеко не так гладко, как рассчитывали галлы, то другие народы считали их непобедимыми племенами. Известно, что галльские воины часто поступали в качестве наёмников. Особенно часто к их услугам прибегал Карфаген, который долгое время конфликтовал с Римом. Тем не менее, излишняя самоуверенность превращалась в гибельное качество галлов.
«Бренн и его часть трофеев» (1893)
Художник: Поль Жамен
Местонахождение: частная коллекция
Как думаете, могли бы римляне простить кельтам вторжение на их территорию? Без сомнения, нет. Именно это мы и видим, открывая новую страницу истории. Во второй половине III века до нашей эры галльские земли приходят в упадок, который во многом был обусловлен наступлением легионеров на кельтские территории.
Галльские наемники в Египте, первая половина III века до нашей эры / © Ангус МакБрайд
Культура сильнее меча
Несмотря на войны, самым серьёзным ударом для галлов оказалось мягкое воздействие на их быт и культурные аспекты. Юлий Цезарь приказывает постепенно романизировать галльские территории, что приводит к исчезновению галлов как народа. Конечно, противодействие римской политике продолжалось, однако отдельные бунты и вспышки недовольства не могли изменить ситуации.
Я уверена, что никакие войны и противостояния, даже истребление не остановило бы галлов, однако именно замена языка, вытеснение знаний о предках положили конец некогда великому народу.
Утерянные верования галлов
Исторические источники сохранили немало сведений о традициях галлов и, надо признать, они вызывают неподдельный интерес у всех, кому небезразлично прошлое. Необыкновенно самобытными были верования этого народа.
Сама природа для галлов уже считалась предметом поклонения. Они обожествляли деревья и водоёмы, что помогали людям жить. Немало галльских преданий рассказывает об источниках, что были скрыты в непроходимых чащах, а потому считались священными.
В галльском обществе особым почитанием пользовались жрецы-друиды. Они считались людьми, наделёнными тайными знаниями, провидцами и лекарями. Предсказывать будущее друиды могли с помощью растения омелы.
Памятник Верцингеториксу на месте битвы
Автор фото © Myrabella
Местонахождение: Ализ-Сент-Рен, Франция
Кстати, до сих пор в поверьях многих народов Европы этот цветок считается волшебным. У галлов были распространены жертвоприношения. Как писали римские историки, порой в жертву божествам приносили даже людей, однако такое всё же случалось крайне редко.
Увы, загадочная и порой странная культура кельтов так и смогла противостоять обычаям более могущественных народов. Галлы оказались поверженными – пусть не физически, но духовно, однако это не меняло исход. Мне бы хотелось, чтобы их история заставила задуматься многих людей. Она наглядно показывает, что без культуры народ не становится сильнее или слабее – он просто исчезает.
Галлы, готы и гунны: Краткий путеводитель по народам, перекроившим когда-то Европу
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Галлы
— Красили волосы, носили широкие клетчатые брюки, фасонили по полной.
— Латынь и галльский были похожи больше, чем можно представить.
— Из-за этого Цезарю приходилось писать приказы на греческом, когда он боялся, что галлы могут увидеть послание.
— Оставили после себя много керамики и «рыжеволосые гены» в Греции и Турции.
— Чеканили собственные монеты.
— До появления денег стоимость всего на свете рассчитывали в рабынях.
— Могли дать в долг под обещание вернуть на том свете.
— Любили делать всё красиво. Терпеть не могли симметрию.
— Создали древнейшие в Европе соляные копи. И вообще соли у них было завались. По тем временам это было шикарно.
— Славились изысканной кухней.
— Первые европейцы, разъезжавшие на двухколёсных повозках.
— Думали, что камень годится только на скульптуры, а дома строили деревянные.
— Оставили множество каменных быков и каменных мужчин с двумя лицами.
— Ремесленники и кузнецы выдавали товары, качеством не уступающие римским, греческим и египетским. Галлы ковали железо, дули стекло, в общем, умели буквально всё.
— Римляне считали, что галлы ужасно галдят и очень вспыльчивы.
— Только галльская женщина могла усмирить галльского мужчину.
— Кстати, римляне считали, что галльские женщин ещё страшнее в драке и в бою, чем их мужчины, и предостерегали друг друга сражаться с галлами, когда к тем на помощь пришли жёны.
— Галлы считали женщин более справедливыми, беспристрастными и рассудительными, и женщины постоянно высказывались на общих собраниях. Существовали женщины-правительницы и женщины-судьи.
— Клали в могилы колесо.
Гунны
— Атилла — их вождь.
— Кочевали по степям, которые потом станут монгольскими.
— Были смесью восточноазиатов и центральноазиатов.
— Образовали державу от Манчжурии до Памира.
— Любимое оружие: дальнобойный лук для стрельбы из седла.
— Набегали на Китай.
— Когда Китай мощно набежал в ответ, гунны были разбиты на четыре части, и одна из них двинулась к Волге. Это положило начало Великому переселению народов.
— Дань гуннам едой и воинами платили булгары и предки славян.
— Чингисхан считал себя преемником правителей гуннов.
— Разграбили Грецию, Италию и половину Галлии (то есть — галлов).
— Хоронили вождей в просторных гробницах.
— Избегали входить в дома, потому что те казались им похожими на гробницы.
— Но стали строить немного при Атилле.
— Жили в кибитках.
— Держали женщин в жалком положении. Атилла даже не знал, кто из жён его отца — его мать.
— Мужчины гуннов почти весь день проводили верхом, даже ели, дремали и справляли нужду с лошадиной спины.
— Любили сырое мясо и выпивку.
— Возили с собой серебряных идолов.
— В знак траура наносили себе раны.
— Наводили ужас, которого не смогли навести готы (хотя иногда старались).
Текст: Лилит Мазикина.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Галлы (племена)
Галлы — племена кельтской группы, обитавшие на территории Галлии (нынешней Франции, Бельгии, части Швейцарии и Северной Италии) с железного века до римского периода. Они говорили на одном из континентальных кельтских языков — галльском. Часть французской историографии считает галлов предками современных французов. [1]
Содержание
Название
В исторических источниках существует определенная путаница с соотношением понятий кельты и галлы. По всей видимости, это вызвано различием в самоназвании варварских племён, живших к северу от ведущих античных цивилизаций и их римским названием.
Впервые упоминание кельтских племен встречается у Гекатея [2] и Геродота, [3] который обзначил их словом keltoi. Впоследствии это обозначение используется всеми греческими авторами вплоть до III в. до н. э. как единственное наименование кельтов. [4]
В III в. до н. э. Иероним Кардийский впервые употребил слово galata, обозначая кельтов, вторгнувшихся в Македонию, Грецию и Малую Азию. Так же они названы и в эпитафии на могиле молодого афинянина Кидия, погибшего в борьбе с галатами у Дельф в 279 г. до н. э. [4] Применяет его и Полибий в своей «Всеобщей истории». [5] С этого момента в греческих источниках начинается путаница при употреблении терминов keltoi и galata. Например, Диодор Сицилийский называл кельтов keltoi, а племена, жившие за Рейном galata, а Дион Кассий, наоборот, помещал keltoi на правом берегу Рейна, а galata — на левом. [4] В то же время, тот же Диодор Сицилийский считал, что названия gаlli и gаlataе относятся к тому же народу, который называется keltoi (по латыни cеltaе) и считал название keltoi более правильным. [5] Цезарь и Павсаний так же считали, что это самоназвание кельтов. [4]
Римляне же всех континентальных кельтов обозначали единым словом galli, а для островных кельтов, напротив, никогда этот термин не использовали, обозначая их терминами brettanoi, brittani, brittones. [6] Т. Пауэлл заметил, что использования слова кельты относительно доримского населения Британских островов началось с середины XVIII века в результате развития романтизма. [7]
А. Юбер считал, что keltoi, galatai и galli являются разными формами одного и того же слова, записанного с ошибкой и в разной транскрипции. [8]
Наконец, ряд историков считает, что этноним кельты обозначает совокупность этносов, в то время как другие этнонимы: галлы, валлийцы, бретонцы, галаты, гэлы представляют собой обозначения разных народов. [9]
Что касается термина галло-римляне, то, по всей видимости обозначает галлов, потерявших свои языковые, этнические и религиозные особенности в результате прогрессивной ассимиляции и античной романизации. [9]
Этимология
По другой версии французское слово «Галлия» (фр. Gaule ) пришло в язык не из латинского, а из германского наречия и восходит к древнему германскому слову «walha» (мн. ч. от walh), которое можно перевести, как «чужестранец» и которым германцы обозначали народы, говорящие на негерманских языках (то есть в равной степени кельтов и римлян). Основой для таких выводов служит то, что при заимствовании французским языком слов германского происхождения буква «w» начинала произноситься как «г» (например, «война»: герм. werra => фр. guerre ), а буквосочетание «al» перед согласными, как правило, трансформируется в дифтонг «au» (например, «лошадь»: фр. cheval во мн. ч. фр. chevaux ).
История
Галльская культура развилась как часть культуры кельтской культуры в I тысячелетие до нашей эры. По одной из гипотез носителями культуры погребальных полей (ок. 1300 до н. э. — 750 г. до н. э.) были кельты, [12] представляющие собой одну из ветвей праиндоевропейцев. Появление обработки железа привело к развитию гальштатской культуры и, возможно, протокельсткого языка в VIII веке до н. э. Примерно в V веке до н. э. гальштатскую культуру сменила латенская культура. Примерно в это же время греческие, финикийские и этрусские колонии в Европе начали оказывать сильное влияние на галлов.
Ранее считалось, что предки кельтов пришли в Центральную Европу из Причерноморья, однако в последнее время историки склоняются к гипотезе автохтонного происхождения кельтов в районе между Средним Рейном и Средним Дунаем около VII века до н. э. В VI веке до н. э. племена кельтов переместились на запад, заселив территорию современной Франции, Испании, Британии. Кельты поселившиеся на территории современной Франции получили римское название галлы, а населённые ими земли стали называться Галлией. В IV веке до н. э. началась экспансия галлов на восток. Галлы под руководством вождя Бренна разграбили города этруссков в долине реки По (около 397 года до н. э.), а затем в 390 году до н. э. предприняли неудачную попытку захватить Рим. [13]
Другая ветвь галлов, выселившись в Герцинские горы, захватила Богемию и, воспользовавшись уходом армии Александра Македонского на восток, подчинила себе бассейн Среднего Дуная. Впоследствии, воспользовавшись ослаблением Македонии после войны диадохов, галлы в 279 году до н. э. разгромили войско Птолемея Керавна и разграбили Древнюю Грецию. Получив приглашение царя Вифинии Никомеда I галлы переправились в Малую Азию, они, получив название галаты, образовали здесь собственное государство — Галатию. Примерно в это же время кельты заселили Ирландию. [13]
Во II веке до н. э. галлы начали терпеть поражения от своих соседей. Началось всё с нападения оксибиев и децеатов на союзницу римлян — греческую колонию Мессалию. После нападения на Мессалию племени салиев римляне в 125—123 годах до н. э. разбили салиев, а также их союзников аллоброгов. Римляне установили союзнические отношения с эдуями вместе с которыми вели войны против арвернов и аллоброгов. [14] В 121 году до н. э. римские войска оккупировали Южную Францию, создав на этих землях провинцию Нарбонская Галлия. Примерно в это же время германские племена кимвров и тевтонов разорили Галлию, причём некоторые галльские племена приняли участие в поражении консула Цепиона. В 60-50 годах до н. э. царь даков Буребиста изгнал кельтов из Центральной Европы, а германский вождь Ариовист вытеснил их из Германии. [13]
И, наконец, в 59 — 51 годах до н. э. в результате Галльской войны Гай Юлий Цезарь завоевал всю Галлию.
Галлия не сразу вся была обращена в римскую провинцию. Некоторые племена, составлявшие около трети Галлии, получили права римских союзников (foederati) или просто людей свободных (liberi), и только остальная часть стала подвластной римскому наместнику. Финансовая и военная повинности для Галлии были относительно нетяжелы: страна должна была уплачивать ежегодно, по распоряжению Цезаря, 40 миллионов сестерций различных налогов. Военная повинность, не определенная точно, вызывала нередко жалобы со стороны галлов, но зато она же открывала им доступ в ряды римских граждан. Переход галлов в римское гражданство начался ещё со времени Юлия Цезаря, но особенно сильно со времени Веспасиана. Все население Галлии, как и других провинций, получило гражданское полноправие лишь в 212 году эдиктом императора Каракалла. [14] Галлы получили название галло-римлян, то есть галлов, живущих по римскому законодательству. [13]
В 258 году, в условиях тяжёлого внешнего и внутреннего положения Римской империи, Галлия, Британия и Испания отделились от Рима и создали своё сепаратное государство со столицами в Кёльне и Трире, которое просуществовало 15 лет. Его последний правитель Тетрик, не способный справиться с солдатскими мятежами и начавшимся восстанием багаудов, сдался императору Аврелиану, и Галлия вновь была воссоединена с Римской империей.
Галльским называли язык кельтов, на котором они говорили на территории Галлии, до распространения там народной латыни в конце существования Римской империи. Согласно «Запискам о Галльской войне» Юлия Цезаря галльский язык, наряду с аквитанским и белгским, являлся одним из трёх языков, распространенных в Галлии. [16] В Нарбонской Галлии, которая к моменту завоеваний Цезаря уже была римской провинцией, латинский язык был распространён на протяжении, по меньшей мере, уже целого века. Галльский язык, наряду с кельтиберским, лепонтским и галатским относится к континентальным кельтским языкам. Лепонтский и галатский языки иногда считают диалектами галльского. Галльский язык считается P-кельтским языком.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать
Краткий путеводитель по народам, перекроившим когда-то Европу.
Галлы
Женщины галлов играли заметную роль и в обществе, и во внешней политике.
— Красили волосы, носили широкие клетчатые брюки, фасонили по полной.
— Латынь и галльский были похожи больше, чем можно представить.
— Из-за этого Цезарю приходилось писать приказы на греческом, когда он боялся, что галлы могут увидеть послание.
— Оставили после себя много керамики и «рыжеволосые гены» в Греции и Турции.
— Чеканили собственные монеты.
— До появления денег стоимость всего на свете рассчитывали в рабынях.
— Могли дать в долг под обещание вернуть на том свете.
— Любили делать всё красиво. Терпеть не могли симметрию.
— Создали древнейшие в Европе соляные копи. И вообще соли у них было завались. По тем временам это было шикарно.
— Славились изысканной кухней.
— Первые европейцы, разъезжавшие на двухколёсных повозках.
— Думали, что камень годится только на скульптуры, а дома строили деревянные.
— Оставили множество каменных быков и каменных мужчин с двумя лицами.
— Ремесленники и кузнецы выдавали товары, качеством не уступающие римским, греческим и египетским. Галлы ковали железо, дули стекло, в общем, умели буквально всё.
— Римляне считали, что галлы ужасно галдят и очень вспыльчивы.
— Только галльская женщина могла усмирить галльского мужчину.
— Кстати, римляне считали, что галльские женщин ещё страшнее в драке и в бою, чем их мужчины, и предостерегали друг друга сражаться с галлами, когда к тем на помощь пришли жёны.
— Галлы считали женщин более справедливыми, беспристрастными и рассудительными, и женщины постоянно высказывались на общих собраниях. Существовали женщины-правительницы и женщины-судьи.
— Клали в могилы колесо.
Готы тоже много воевали с римлянами.
Гунны тоже были на *г*, но радикально отличались от галлов и готов.
Гунны
— Атилла — их вождь.
— Кочевали по степям, которые потом станут монгольскими.
— Были смесью восточноазиатов и центральноазиатов.
— Образовали державу от Манчжурии до Памира.
— Любимое оружие: дальнобойный лук для стрельбы из седла.
— Набегали на Китай.
— Когда Китай мощно набежал в ответ, гунны были разбиты на четыре части, и одна из них двинулась к Волге. Это положило начало Великому переселению народов.
— Дань гуннам едой и воинами платили булгары и предки славян.
— Чингисхан считал себя преемником правителей гуннов.
— Разграбили Грецию, Италию и половину Галлии (то есть — галлов).
— Хоронили вождей в просторных гробницах.
— Избегали входить в дома, потому что те казались им похожими на гробницы.
— Но стали строить немного при Атилле.
— Жили в кибитках.
— Держали женщин в жалком положении. Атилла даже не знал, кто из жён его отца — его мать.
— Мужчины гуннов почти весь день проводили верхом, даже ели, дремали и справляли нужду с лошадиной спины.
— Любили сырое мясо и выпивку.
— Возили с собой серебряных идолов.
— В знак траура наносили себе раны.
— Наводили ужас, которого не смогли навести готы (хотя иногда старались).
Этруски, кельты и галлы – один народ
История славян, пожалуй, самая запутанная на сегодняшний день. По причине того, что единый когда-то народ разделили на много разных народов (на бумаге), назвали их разными именами, раскидали по разным частям света и разным временам. И вот попробуй, собери сейчас это все в обратном порядке? Так чтобы картинка опять сложилась. Ломать, ведь, не строить. А строить из обломков нелегко.
Расселение кельтов в Европе
В цикле статей «Тартария – это Скифия» я разбиралась со славянами, проживавшими на территории Азии. Где именно они проживали и как назывались. Сейчас хочу попробовать разобраться с Европой. Начну, пожалуй, с кельтов. Современные историки отнесли их в глубокую древность.
Современная карта распространения кельтов ранее и сейчас.
В эту территорию не вошли славянские племена, которые назывались по-другому: венеды, лужичане, этруски, македонцы, иллирийцы, даки, фраки, трояны и другие.
Кельты в свою очередь тоже назывались разными именами. Еще одна современная карта с указаниями названий кельтов:
Распространение кельтов в Европе в период их цивилизации (3 век до н.э.)
Кельтиберы жили в современной Испании. Галлы – в современной Франции. Британы – в Великобритании. Панноны – в Паннонии (или Иллирии, современных Венгрии, восточной Австрии, юго-западной Словакии, северной Словении, северной Хорватии, северо-восточной Сербии, северной Боснии и Герцеговины). Цизальпины означает «по эту сторону Альп». Были еще и трансальпины, т.е. «по ту сторону Альп», на схеме они не обозначены.
Посмотрим, что пишет о кельтах-галлах российская универсальная энциклопедия 19-го века («Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знания под редакцией С.Н.Южакова»), издававшаяся по образцу немецкого словаря Мейера в 20-и томах в 1900-1907гг.:
«Галлия (Gallia), страна галлов, главного кельтского народа древности, обнимала приблизительно современную Францию, Бельгию, части Голландии и Германии (к западу от Рейна), большую часть Швейцарии, а с IV в. до Р. Хр. также современную Верхнюю Италию до Рубикона, куда переселились галльские народности. Последняя называлась Gallia cisalpina, т. е. Галлией по эту сторону Альп, в отличие от Gallia transalpina, расположенной по другую сторону Альп. Основательно Галлия обследована впервые Юлием Цезарем. Но главным образом изучение страны относится к тому времени, когда Галлия, тесно связанная с римской империей, служила для пропуска многочисленных войск, направлявшихся в Британию или Германию.
Gallia transalpina (также Gallia ulterior, Gallia propria или Gallia broccata, по причине широких панталон и Gallia comata по причине длинных волос на голове ее жителей)»
«Галлией римляне называли территорию, на которой в основном жили кельты (лат. Галлы). Цезарь называет помимо них Белгов и Аквитанийцев (Бельги и Аквитаны), но не называет Лигуров и Иберов, потому что они жили в уже римской части Галлии.»
Далее из российской энциклопедии 19-го века, упомянутой выше:
«Торговые сношения были облегчены, благодаря сооруженным римлянами дорогам. Их было главным образом три; все они вели через Альпы в Верхнюю Италию и служили для сообщения с Римом. Первая вела вдоль побережья Лигурии, через Nicaea (Ниццу) в Aquaу Sextiae: вторая, более удобная, сооруженная при Августе, вела от Augusta Taurinorum (Турин) через Коттские Альпы к Brigantio (Бриансон); третья, более трудная, от Augusta Praetoria (Аоста) через Грайские Альпы (Малый С. Бернард) в Lugdunum (Лион).»
Более подробно о населении Галлии из энциклопедии:
«Народонаселение Галлии распадалось на 2 больших класса: более древних коренных жителей и переселившихся впоследствии кельтов. К первым относятся: аквитанцы иберийского племени, населявшие юго-западную часть страны, (как их остатки рассматриваются современные баски), сордоны, также иберийского племени в современному денартам. Восточнее Пиренеев. Наконец лигурийцы, населявшие Севенны и побережье к востоку от устья Роны, вплоть до границы с Этрурией.»
«Английское слово elf взято из древнеанглийского слова, чаще всего засвидетельствованного как ælf. Основными германскими родственниками средневековья являются древнескандинавский альфр, множественное число альфар и древнегерманский алп, множественное число альп, элпи (рядом с женской эльбой). Эти слова должны быть из общего германского языка, языка предков английского, немецкого и скандинавского языков: общие германские формы должны были быть ɑlβi-z и ɑlβɑ-z. Германское ɑlβi-z
ɑlβɑ-z обычно считается родственным латинскому albus (‘(матовый) белый’), древнеирландскому ailbhín (‘стадо’); Албанскому эльб («ячмень»); и германскому слову для «лебедя», так же как и современное исландское слово álpt. Все они происходят из индоевропейской базы albh- и, кажется, связаны идеей белизны. Немецкое слово, по-видимому, первоначально означало «белый человек», возможно, как эвфемизм.» Источник
Т.е. «эльф» раньше означало «белый человек». Альпы, очевидно – белые горы, а Эльб-рус – белая вершина? Эльфы упоминаются в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Наряду с асами и ванами. Например, упоминание о них я нашла в книге «Norse mythology»
У меня не создалось впечатление, что в этой книге описывались мифические существа, но, скорее всего, реально существующие в то время, возможно, имеющие другой смысл. Значения слова «иберы» мне не удалось найти, кроме того, что оно возможно связано с медведями (по-английски медведь –bear).
Имена кельтских народов
Кельтиберами называли кельтов, проживающих на территории испанской Иберии:
«Кельтиберы были группой кельтов или кельтских народов, населявших центрально-восточный Пиренейский полуостров в последние века до нашей эры. Они были явно упомянуты как кельты несколькими классическими авторами (например, Страбоном). Эти племена говорили на кельтиберийском языке и писали им, адаптируя иберийский алфавит. Многочисленные обнаруженные надписи, некоторые из которых были обширными, позволили ученым классифицировать кельтиберийский язык как кельтский, один из испано-кельтских (также известных как иберийский кельтский), на которых говорили в до-римской и ранней римской Иберии. Археологически многие элементы связывают кельтиберов с кельтами в Центральной Европе, но также демонстрируют большие различия как с культурой Гальштата, так и с культурой Ля Тена.»
Об алфавитах кельтов, иберов и кельтиберов я писала в предыдущей статье. Все они похожи между собой. Кроме всех этих галлов, кельтиберов, белхов и других разновидностей кельтов, внутри самих кельтов было много разных названий. Из энциклопедии:
Всего насчитывалось 64 народности, или разновидности кельтов, проживающих на территории Галлии. Так выглядела Галлия во времена Юлия Цезаря:
Карта Галлии согласно Густаву Дройсену, из описаний Юлия Цезаря. Источник
Культура или лучше сказать политическое устройство кельтского государства:
«К у л ь ту р а. Древнее государственное устройство Галлии было аристократическим. Весь народ распадался на множество отдельных племен, волостей или кланов; во главе их стояли предводители, избиравшиеся из аристократии и находившейся, поэтому, от нее в зависимости. Власть этих вождей не была наследственной. Кроме того, она была ограничена влиянием могущественной и политически влиятельной касты жрецов-друидов.
В особо важных случаях происходили общие собрания нескольких племен, где дела решались по большинству голосов. Мелкие племена часто состояли как бы под протекторатом более могущественных, каковыми были, например, битуриги, аллоброги, арверны и эдуи.»
По таким же принципам, по-моему, жили и восточные славяне. В наше время друиды более ассоциируются с Англией. Но из описания следует, что друиды были везде, где жили кельты и галлы, Описание внешности кельтов-галлов:
«Галлы отличались большим ростом, были белокожи, имели светло-русые или рыжеватые волоса. Женщины были очень красивы и пользовались большим почетом. Своеобразное отличие одежды галлов составляли шаровары (brассас), кроме того они носили камзолы с длинными рукавами и короткие плащи из овечьей шерсти. Они очень любили украшения, золотые цепи, кольца и ожерелья. Жилища их круглые дома с остроконечными крышами, а домашняя утварь отличалась простотой; пища состояла главным образ, из мяса и молока, реже из хлеба; спали обыкновенно на земле. По характеру, галлы были горды, вспыльчивы, непостоянны, очень любопытны и падки до новостей, но вместе с тем обладали рыцарской отвагой, что признавал даже их враг Катон.»
Кельто-галльский язык
«Галльский язык принадлежал к группе кельтских языков и родственен германскому, латинскому, греческому, славянскому и другим индо-европейским. Поэтическое и ораторское искусство удержалось в Галлии дольше даже, чем в Риме, но свой язык галлы скоро заменили языком покорителей.»
Словосочетание «индо-европейский» появилось совсем недавно, скорее всего все в том же 19-м веке. И пришло оно на смену, видимо, ставшему неудобным словосочетанию «индоарийский», которым, в свою очередь, заменили слово «арийский». Видимо, для того, чтобы менять историю не сразу и не круто, а плавно и постепенно. Об этом подробнее в статье «Тартария — это Скифия. Часть 6»
Очень тяжело поверить в утверждение, что, несмотря на свое развитое поэтическое и ораторское искусство, а значит, развитую речь и развитый язык, кельто-галлы легко согласились на замену своего родного языка на чужой. Понятно, что смена языка произошла, но объяснение этого факта выглядит не убедительным.
О родственности кельтов и галлов пишет и чешский славист Павел Йозеф Шафарик (1795-1861), чью книгу «Славянские древности» я недавно с огромной радостью обнаружила на русском языке. Все 5 томов, кому интересно, читать не перечитать.
Не первый раз уже приходится слышать, что какой-то великий и сильный народ вдруг бесследно исчезает с лица земли, замещаясь другим великим и сильным народом, которой вскоре так же бесследно исчезает вслед за первым. Подтверждением этому удивительному феномену могут служить, например, скифы и тартары.
Родство кельтов, немцев, готов и славян
Шафарик пишет также о родстве кельтов и бриттов. И очень много о родстве кельтов, немцев и славян:
«Такое очевидное и огромное сравненіе и сходство въ образованіи личныхъ именъ у Славянъ, Немцевъ и Кельтовъ, никакъ не могло были, деломъ слепаго случая; оно должно быть итогомъ долговременнаго соседства и обосторонняго общенія этихъ народовъ между собою.» Том 1.1. стр 98
«Миѳологія или баснословіе древнихъ Кельтовъ, Немцевъ, Литовцевъ и Славянъ имеетъ чрезвычайно много общаго одна съ другой.» Том 1.1. стр. 101
А также о родстве с готами (хотя немцев и готов Шафарик считает разными именами одного народа):
Надо заметить, что такое подразделение на десятников, сотников и тысячников было не только у европейцев, но и у азиатов. Марко Поло, описывая Тартарскую армию, пишет об этом:
«Когда один из великих тартарских вождей отправляется в экспедицию, он ставит себя во главе армии на сто тысяч лошадей и организует их следующим образом.
Подробнее об организации тартарской армии в моей статье «Неизвестная Тартария. Часть 4». Рассказывая о таком устройстве армии тартар, Марко Поло почему-то не упоминает, что точно такое устройство было во всех армиях Европы.
Родство кельтов, этрусков и финикийцев
Еще один источник 19-го века, книга ирландского герольда и антиквара английского происхождения Уильяма Бетхэма William Betham (1779–1853) «Этрурия-Кельтика: этрусская литература и изученные древности» утверждает, что не только галлы и кельты были одним народом, но и этруски тоже. Также Бетхем считает их одним народом с финикийцами. Об этом родстве пишут и другие авторы. Ранее территория, впоследствии названная Финикией, называлась Ханааном и жили там ханаанцы или филистимляне. Об этих филистинянах я писала в статье «Великаны острова Пасхи». Вот отрывок оттуда:
«Упомянутый здесь Голиаф – представитель древнего народа, который назывался филистимлянами. Они населяли приморскую часть современного Израиля, которая ранее называлась земля Ханаан, или Земля Обетованная. О происхождении филистимлян нет единого мнения. Библия выводит их потомками Хама. Часть современных учёных отождествляет филистимлян с пеласгами, т.е. праславянами по Г.С.Гриневичу. Его схема: пеласги = этруски = славянское племя (расены), то есть праславяне.»
Вот что пишет о филистимлянах-финикийцах писатель Юрий Петухов в своей книге «Первоистоки Русов», главе «Филистимляне-пеласги и финикийцы-венеды»:
«Что касается филистимлян (на иврите – «пелиштим», на «древнегреческом» – «пеласги», на языке русов – «беласки, беляски», то есть «белые», отсюда и Палестина = «Бело-стан», «стан белых, русов», и Пелопоннес = «Белый остров»), то практически никто в научном мире не отрицает их принадлежность к индоевропейцам (то есть к русам). Но вот финикийцев (как изобретателей алфавитного письма) ни историки романо-германской школы, ни библеисты уступать не желают, всеми доступными средствами и методами записывая их в семитический этнос.»
«Происхождение большинства систем алфавитного письма можно проследить до финикийского алфавита, включая греческий, этрусский, латинский, арабский и иврит, а также рукописи Индии и Восточной Азии.
Латинский, или римский, алфавит был первоначально адаптирован из этрусского алфавита в 7 веке до нашей эры для написания латыни. С тех пор он имел много разных форм и был адаптирован для написания многих других языков.»
Под многими другими языками здесь, прежде всего, имеются в виду современные европейские языки: французский, итальянский, испанский, английский и другие. Пеласгов упоминают и Википедии, называя их негреческим населением Греции. Согласно Геродоту Греция ранее называлась Пеласгия. Но Грецией эта страна стала называться относительно недавно. Так на карте Фра Мауро (1459г) еще нет этого называния, а также на карте Урбана Монте (1590г.) Хотя там присутствуют названия : Корсика, Сицилия, Крит, Италия, Албания, Македония, Афины, Кроация, Болгария, Унгария. На карте Урбана Монте дополнительно Румыния и Фракия.
Этрусско-финикийская мифология
Уильям Бетхэм утверждает, что вся греческая и далее римская мифология была списана с финикийской, и соответственно с этрусской мифологии. Но сделали они это с большими искажениями:
«Комментаторы Sanconiathon, а также космогонии и теогонии древних, по большей части, считают, что божественные существа были обожествленными царями или героями, и стремились обнаружить их среди лиц и персонажей священного писания. В этом исследовании было потрачено много жизней, и к предмету были применены огромные исследования и обучение без какого-либо удовлетворительного результата. Разум, просматривая учёные произведения Гейла, Гудвина, Камберленда, Фабера и других выдающихся ученых, не удовлетворен ни одним из их предположений, а скорее склоняется к выводу, что после всего их труда субъект все еще остается темным и нерешенным. Причина этого очевидна; эти образованные и превосходные авторы хотели разгадать тайну, в которую вовлечен этот предмет; они стремились обнаружить это через греческую и римскую литературу, темную и непроницаемую среду. Греки и римляне ничего не знали о происхождении этих тайн, видя их в замаскированной и изуродованной форме. Когда финикийцы впервые посетили греков, последние считали их божествами и высшими существами. Ничто не прояснит этот предмет, кроме знания финикийского языка, с помощью которого мы можем получить значение имен людей и вещей, данных этим народом. Было сказано, что этот язык был ивритом или имел сильную близость к нему; но лучшие гебраисты проверили это без успеха, потому что результаты не просветили мир. Несколько существующих переводов на иврите едва ли подтверждаются их авторами. Если бы иврит и финикийский были родственными языками, родство было бы ощутимым и универсальным, не ограничиваясь несколькими словами или предложениями. Еврейский язык был сохранен без изменений с величайшей заботой, и поэтому должен быть найден идентичным, если вообще родственный финикийскому. Келто-этрусский имеет не только родство, но его сходство почти повсеместно применимо к каждой финикийской и этрусской надписи, к которой он был применен, и, следовательно, является истинным ключом, каждое подразделение которого подходит подопечным, и открывает долгое скрытое сокровище на наш взгляд.»
Об упомянутом здесь Sanconiathon автор далее пишет:
Евсевий Кесарийский (ок. между 260 и 265 — 339/340гг.) — римский историк, отец церковной истории.
Уильям Бетхэм сообщает, что римляне заимствовали у этрусков не только мифологию, но и их достижения в различных областях знаний:
«Они (имеются в виду ученые, исследователи – прим. мое) также жалуются на то, что Плиний и другие римские писатели, стремящиеся возвышать Рим за счет истины, избегают всякого упоминания об инструкциях, полученных от этрусков, и придают грекам всю заслугу их продвижения в цивилизации.»
О близости финикийского и кельтского языков говорится также в книге «Пантография; содержащая точные копии всех известных алфавитов в мире»:
«Генерал Валианси в своем эссе о древности этого языка дал полный сравнительный словарь ирландских и пунических-мальтийских слов с их значениями: также сравнительное склонение существительного каждого языка того же значения; и он определенно придерживается мнения, что оно происходит от финикийского через пунический или карфагенский язык; что при сопоставлении этого языка с кельтским, пуническим, финикийским и ивритом появится самая сильная близость (нет, идеальная идентичность в очень многих словах); и поэтому его можно считать пуническо-кельтским соединением.»
Хотя здесь автор и ставит иврит в один ряд с финикийским и кельтским языками, выше мы уже разобрали, что этот факт не был подтверждён специалистами по еврейским языкам.
Самоназвания разных народов
Родство кельто-этрусков с гиперборейцами
«Общеизвестно, что знаменитый храм Додона был обязан своим происхождением Пеласгам в период, предшествующий Троянской войне; многие авторы представляют его как существующий во времена Девкалио и даже Инаха. Некоторые фиксируют его местонахождение в Эпире другие в Фессалии. «Вероятность состоит в том, что было более одного или даже двух храмов или оракулов».
«По словам Геродота, Додона была первым местом в Греции, куда отправлялись пожертвования Гиперборейцев; они прибыли туда с Адриатического моря и оттуда перешли в Малийский залив».
«Павсаний говорит нам, что в Эпире было несколько объектов, достойных восхищения, но особенно храм Юпитера в Додоне и пророческий дуб».
Итак, многие достижения, приписываемые древним грекам, были на самом деле ДО греческими, и принадлежали пеласгам, т.е. славянам. Обратив внимание на слово «пожертвование», я подумала о том, что «жертвоприношение» могло стать следствием неправильного перевода с древних языков на более современные. Например, английское слово «offerings», примененное в данном случае, переводится на русский язык так же как «предложение; подношение; дар; дарение; ассортимент; поднесение; рыночное изделие». Т.е. «жертвоприношения» вполне могли быть на самом деле дарами или подарками, не имеющими ничего общего с убийством.
«Эти факты демонстрируют аналогию, которая сама по себе заслуживает глубокого рассмотрения, и наводит на мысль, что между этими гиперборейскими жителями Великого Севера и финикийскими додонянами существовала близость происхождения и вероисповедания, а также привычек.
Все мы знаем, почитание, в котором дуб был проведен среди кельтских жителей Галлии и Британских островов. Эти кельтские друиды были финикийского происхождения. Должны ли мы удивляться этой аналогии или быть высмеянными, потому что мы ищем объяснение важности слов «Додона Самофракийская» и других, на языке, на котором говорили друиды? Греки не дают ни малейшего ключа к удовлетворительному объяснению.
Сакральный характер дуба среди кельтцев хорошо известен, и характер тайн друидов соответствует тому, что мы знаем об оракулах Додоны. Поэтому мы можем ожидать найти объяснение этого имени на кельтском языке»
И далее он делает вывод, что слово «Додона» означает «решение судьбы». В наше время Додон является довольно распространенной русской фамилией. Есть несколько версий происхождения такой фамилии в русском языке. Одна из них:
«Основой фамилии Додон послужило мирское имя Додон. Нецерковное имя Додон, скорее всего, было заимствовано из очень популярной в старину «Повести о Бове Королевиче», одним из героев которой является царь Додон.
Менее вероятной представляется версия, согласно которой, Додон — это личное прозвище, которое во владимирских говорах обычно давали неуклюжему, неловкому, а в сибирских — низкорослому человеку, со временем получил фамилию Додон.» Источник
Говорят, что А.С. Пушкин тоже почерпнул свое вдохновение из «Повести о Бове Королевиче», назвав героя сказки «Золотой петушок» царем Додоном. Еще один царь Додон является героем сказки А. М. Ремизова «Царь Додон» ( «Заветные сказы», 1921г.) Сам же Бова Королевич или Бова Гвидонович считается французского (или, вернее сказать, галльского?) происхождения.
Галло-кельты или кельто-галлы жили не только в Западной Европе. И вероятнее всего, не так давно, как это утверждает официальная история. Но об этом в следующей статье.
В оформлении статьи использован фрагмент изображения Пергамского алтаря.
В современной интерпретации считается, что на нем изображена битва богов с гигантами. Но Универсальная Российская энциклопедия 19-го века утверждала, что пергамская школа прославляла в скульптуре победы пергамских царей над галлами:
Современные источники утверждают, что Пергам был столицей Пергамского царства, которое располагалось в Малой Азии. Но уже много раз цитированный мной прежде М. Бодран «Geographie ordine litterarum disposite», 1682г. не подтверждает эту информацию. Он упоминает несколько городов с таким названием: в Трое, в Лидии, во Фракии, в Мизии. И еще Пергантиум в Галлии. Это все были славянские государства, а значит, они же галльские. В связи с этим нелогично звучит, что галлы изображали чьи-то победы над самими собой, применяя при этом изображения мифических ныне существ. Изображение существ с человеческими телами и рыбьим (или змеиными?) хвостами вместо ног было характерно для этрусков, как впрочем, и для скифов тоже.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.