галгофа или голгофа это что
ГОЛГОФА
Смотреть что такое «ГОЛГОФА» в других словарях:
ГОЛГОФА — (евр. gulgolta, от gulgoleth череп). Небольшая гора близ Иерусалима, на которой обыкновенно казнили преступников; здесь же быль распят Иис. Христос; вообще лобное место. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ГОЛГОФА — (греч. Γολγοθα, из арам. gulgaltâ, евр. gulgôlet; «череп»; ср. лат. calvarium, рус. Лобное место), в новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа (Матф. 27,33; Мк. 15, 22; Ио. 19, 17); расположено в районе пригородных садов и могил, к… … Энциклопедия мифологии
голгофа — хождение по мукам, страдание, крестный путь, мученичество Словарь русских синонимов. голгофа см. мученичество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ГОЛГОФА — холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово Голгофа употребляется как синоним мученичества и страданий ( взойти на Голгофу ) … Большой Энциклопедический словарь
Голгофа — Холм в окрестностях Иерусалима, где, как сказано в Библии (Евангелия), был распят Иисус Христос. Иносказательно: нравственные или физические страдания, мучительные испытания. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс» … Словарь крылатых слов и выражений
Голгофа — холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.
Голгофа — гора, на который был распят Христос. Она находилась тогдавне Иepycaлима, к СЗ от него, но ныне Г. в самом городе и вся обстроенасвященными зданиями. Еще в IV в. Здесь был построен храм св. Еленойматерью импер. Константина. Ныне на этом месте… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Как правильно пишется слово «Голгофа»
Источник: Орфографический академический ресурс «Академос» Института русского языка им. В.В. Виноградова РАН (словарная база 2020)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова нормандец (существительное):
Ассоциации к слову «голгофа»
Синонимы к слову «Голгофа»
Синонимы к слову «голгофа»
Предложения со словом «голгофа»
Цитаты из русской классики со словом «Голгофа»
Сочетаемость слова «голгофа»
Какой бывает «голгофа»
Значение слова «голгофа»
Голго́фа, или Кальва́рия (греч. Γολγόθα, Κρανίου Τοπος; ивр. גולגלתא, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; лат. Calvaria) — небольшая скала или холм, где по легенде, был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства. (Википедия)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «голгофа»
Голго́фа, или Кальва́рия (греч. Γολγόθα, Κρανίου Τοπος; ивр. גולגלתא, «лобное место» от арам. gûlgaltâ, букв. «череп»; лат. Calvaria) — небольшая скала или холм, где по легенде, был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.
Предложения со словом «голгофа»
Это была для польской столицы – горящей, изрытой, залитой кровью, но не покорившейся – первая голгофа из нескольких, которые война принесла на её древние улицы.
Победа союзников временно сделала ненужным это ужасное усилие четырёх лет боёв, жертвы наших погибших, голгофу выживших.
Это событие не оставляло никаких сомнений в дальнейшей судьбе адмирала, его неминуемой голгофе.
Голгофа
Смотреть что такое «Голгофа» в других словарях:
ГОЛГОФА — (евр. gulgolta, от gulgoleth череп). Небольшая гора близ Иерусалима, на которой обыкновенно казнили преступников; здесь же быль распят Иис. Христос; вообще лобное место. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н.,… … Словарь иностранных слов русского языка
ГОЛГОФА — (греч. Γολγοθα, из арам. gulgaltâ, евр. gulgôlet; «череп»; ср. лат. calvarium, рус. Лобное место), в новозаветном повествовании место распятия Иисуса Христа (Матф. 27,33; Мк. 15, 22; Ио. 19, 17); расположено в районе пригородных садов и могил, к… … Энциклопедия мифологии
голгофа — хождение по мукам, страдание, крестный путь, мученичество Словарь русских синонимов. голгофа см. мученичество Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова … Словарь синонимов
ГОЛГОФА — холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово Голгофа употребляется как синоним мученичества и страданий ( взойти на Голгофу ) … Большой Энциклопедический словарь
Голгофа — Холм в окрестностях Иерусалима, где, как сказано в Библии (Евангелия), был распят Иисус Христос. Иносказательно: нравственные или физические страдания, мучительные испытания. Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. М.: «Локид Пресс» … Словарь крылатых слов и выражений
Голгофа — холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук … Политология. Словарь.
ГОЛГОФА — ГОЛГОФА, ы, жен. (Г прописное) (книжн.). Место мучений, страданий [по названию холма близ Иерусалима, где, по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос]. Взойти на Голгофу (принять страдания, муки). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова
Голгофа — гора, на который был распят Христос. Она находилась тогдавне Иepycaлима, к СЗ от него, но ныне Г. в самом городе и вся обстроенасвященными зданиями. Еще в IV в. Здесь был построен храм св. Еленойматерью импер. Константина. Ныне на этом месте… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
ГОЛГОФА
Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ)
Прославление Креста. Оборотная сторона иконы «Спас Нерукотворный». 2-я пол. XII в. (ГТГ)
В НЗ говорится, что «место, где был распят Иисус, было недалеко от города» (Ин 19. 20; ср.: Евр 13. 12). Здесь «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин 19. 41). Эта гробница принадлежала прав. Иосифу Аримафейскому (Мф 27. 59-60). Возможно, Г. первоначально называли не только почитаемое место, где стоял Крест, на к-ром был распят Господь, но и весь скалистый участок за стеной Иерусалима. Совр. англ. исследовательница Дж. Тейлор полагает, что в процессе создания храма Гроба Господня произошел топонимический сдвиг: название обширного района, служившего местом казней, получило более конкретный смысл, закрепившись за небольшим скальным выступом внутри храма Гроба Господня. Именно здесь начиная с эпохи св. равноапостольных Константина и Елены указывает место Г. церковная традиция.
Совр. местонахождение комплекса храма Гроба Господня и Г. в центре Ст. города является результатом перепланировки Иерусалима в рим. эпоху: вскоре после распятия Спасителя Г. оказалась внутри городской стены, построенной Иродом Агриппой I (40-44). После разрушения Иерусалима имп. Титом в 70 г., а затем Адрианом в 135 г. новый рим. г. Элия Капитолина (Colonia Aelia Capitolina) был построен далее к северу, т. о. место Г. оказалось не просто в городе, а в центре его новой планировки.
Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция)
Местонахождение Голгофы в комплексе храма Гроба Господня в VI в. (Реконструкция)
При строительстве рим. города сад и прилегающие каменные гряды вновь засыпали большим слоем грунта, подняв уровень до первоначальной отметки склона и создав род искусственной платформы, на к-рой был возведен Капитолий. Согласно Евсевию Кесарийскому, находящаяся рядом с Г. гробница Спасителя была засыпана при строительстве языческого храма (Euseb. Vita Const. III 26). Блж. Иероним сообщает, что на месте распятия Спасителя при имп. Адриане была возведена статуя Венеры (Hieron. Ep. Paul. 58. 3 // PL. 22. Col. 581).
Раскопки фиксируют множество элементов, связанных с организацией теменоса Капитолия эпохи имп. Адриана, его сносом и возведением комплекса эпохи имп. Константина (Corbo. Vol. 1. P. 33-37; Vol. 2. Table 28; Vol. 3. Photos). Находки предметов, относящихся к языческим культам, позволяют локализовать на Г. небольшое святилище при храме Венеры: восточнее скалы Г. в строительной подсыпке найдена монета имп. Гелиогабала, небольшой алтарь для возлияний, головка жен. статуэтки из глины, глиняная рыбка и др.- эта засыпка, видимо, датируется временем уничтожения языческого святилища.
Г. была вновь откопана и стала объектом почитания при имп. Константине I Великом. Под контролем свт. Макария, еп. Иерусалимского, в 325 г. Капитолийский храм и теменос (священный участок) были снесены, их остатки удалены, а садовая терраса с памятниками евангельских событий архитектурно оформлена. В скальном участке склона с запада открылись 2 древние гробницы, а на юж. стороне над общей поверхностью выступила скала Г. Для того чтобы изолировать гробницу Христа, ее отделили от массива скалы с запада и севера, окружили ротондой храма Воскресения и построили рядом здание епископии Иерусалима; сохранившиеся возвышенности с востока и юга подтесали, создав род 4-сторонних пилонов (Corbo. Vol. 2. Fig. 41).
В результате общая топография этого участка при имп. Константине Великом существенно изменилась: Г. стала возвышаться одиноким утесом на фоне стен грандиозной базилики и была видна с юж. и вост. сторон трипортика (внутреннего двора базилики, с 3 сторон окруженного колоннадой). Базилика получила название Мартириум («место свидетельства»). Паломница Эгерия (кон. IV в.) пишет о «большой церкви, которая зовется Мартириум. потому что находится на Голгофе, то есть за Крестом, где пострадал Господь» (Eger. Itiner. 30. 1). Раскопки показали, что зап. стена юж. нефа Мартириума перекрывала прямой доступ к скале Г. Строители окружили свободно стоявшую Г. округлой или многоугольной в плане кладкой, по линии к-рой расположили ограду, покрытую золотом и серебром, упоминаемую паломниками (при этом использовали одну из стен эпохи имп. Адриана, к-рая обеспечивала устойчивость скалы). Согласно Иерусалимскому бревиарию (нач. VI в.), на вершине скалы был водружен золотой крест, украшенный драгоценными камнями (Brev. Hieros. 2), пожертвованный визант. имп. Феодосием II ок. 427 г. (Theoph. Chron. P. 86).
Подъем к вершине Г. осуществлялся по ступеням, возможно вытесанным в самой скале: Эгерия пишет о движении паломников «до Креста» и «после Креста»; ступени, ведущие наверх, упомянуты в VI в. Феодосием (ок. 530) (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7) и Паломником из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19). В. К. Корбо пишет, что при раскопках, предпринятых Иерусалимским Патриархатом в кон. ХХ в., в сев. части скалы открыты остатки ступеней вверх по склону, но время их появления неизвестно. Игум. Даниил отметил, что при имп. Константине IX Мономахе пол в верхней церкви Г. был вымощен прекрасным цветным мрамором; это в целом подтверждает Теодорих (1172); скорее всего подготовка под мощение XI в. сохранилась на сев. и зап. сторонах скалы Г. в виде платформы (или верха ступеней), мощенной мелким камнем; в ее край вмонтирован остаток столбика алтарной преграды, плиты к-рой могли помещаться в зазор края скалы; в верхнем из 2 сохранившихся слоев обмазки (белом и коричневом) заметно углубление гнезда колонки или пилястры.
До персид. завоевания 614 г. скала Г. находилась вне церковных сооружений. Она вошла в объем храма Гроба Господня при перестройке, предпринятой свт. Модестом (местоблюститель в 614-628, патриарх Иерусалимский в 630-634). Здесь была построена высокая и богато украшенная «церковь Голгофы», описанная Аркульфом (ок. 670) как 4-угольная, с вост. стороны она соединялась с Мартириумом (Adamn. De locis sanctis. V 1).
Православный престол над местом Распятия
Православный престол над местом Распятия
Археологические раскопки, проведенные с вост. стороны, показали, что при этом подлинная скала была накрыта архитектурным «футляром». Церковь эпохи свт. Модеста была круглой или многогранной; количество входов не установлено. Сохранились 4 пилястры (возможно, ранее VII в.), стоящие почти вплотную к скале, и помещение, возникшее к востоку от скалы. Над Г. был тогда же построен сводчатый 4-столпный киворий. Храм по площади был невелик (между пилястрами 3,5-4,5 м), но значителен по высоте (4 м над верхом скалы). Аркульф упоминает помещавшиеся здесь большой бронзовый хорос и огромный серебряный крест, к-рый стоял на 9-10 м выше мощения двора, и впечатление высоты усиливалось небольшим основанием (Ibid. V 1).
Католический придел «Пригвождение ко Кресту»
Католический придел «Пригвождение ко Кресту»
Исследования 1988 г., когда с вершины скалы была снята мраморная облицовка 1810 г., показали, что Г.- узкий выступ скалы, поднятый в высоту над окружающей поверхностью на неск. метров (12,75 м с востока, 8,97 м с севера, 5 м с запада), причем его верхушка заостренная. Скала состоит из известняка светлых оттенков с красными прожилками (с прослойками «царского камня»), средневек. паломники описывают их как следы крови Христовой, стекавшей со скалы на череп Адама. Значительная часть Г. стоит над выработанным карьером и почти пуста изнутри.
Часовня Главы Адамовой
Часовня Главы Адамовой
Часовня Главы Адамовой
Находится на нижнем уровне храма, под правосл. престолом Г. Согласно древней христ. традиции, Распятие Спасителя совершилось на месте погребения Адама. Это предание, к-рое прослеживается с кон. IV в., было известно уже Оригену (ок. 185-254) (Orig. Comm. In Matth. 27. 3 // GCS. Bd. 38. Tl. 2. S. 265. 3) и встречается у др. отцов Церкви. Так, Епифаний Кипрский (ок. 315-403) писал о том, что Христос омыл и очистил Своей кровью кости нашего праотца (Epiph. Adv. haer. 26. 5), об этом же упоминал блж. Иероним (Hieron. Ep. 46 (44) // PL. 22. Col. 484 sq.). Тогда же в иконографии появился сюжет «Воскрешение Адама» (Bagatti. 1977). Через стеклянное окно в глубине часовни видно расселину, по к-рой струя крови Христа достигла черепа Адама.
Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.)
Распятие Христа и двух разбойников. Миниатюра из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129д. Л. 45 об.)
В ранневизант. период постепенно дополнялись и разрабатывались элементы «сакральной топографии» участка Г. Идея о погребении Адама на Г. имела для христиан глубокий смысл: благодаря ей с комплексом Гроба Господня ассоциировались мн. мотивы ВЗ, в т. ч. жертвоприношение прав. Авраама. В VI в. сбоку, у подножия Г., был сложен из камней «алтарь Авраама», к-рый описывают Феодосий (Theodos. De situ Terrae Sanctae. 7), Паломник из Пьяченцы (Anton. Placent. Itinerarium. 19) и Аркульф (Adamn. De locis sanctis. V 1).
Иконография Г.
В иконописи и книжной миниатюре Г. изображается в соответствии с Евангелиями как небольшая гора с округлой или острой вершиной, венчаемая крестом (напр., Хлудовская Псалтирь, IX в.- ГИМ. Греч. 129 д. Л. 4, 19, 67, 86, 98 об.; Киевская Псалтирь, 1397 г.- РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 47 об.). Обычно форма горы близка к треугольной, иногда с выраженными ступенями на склонах или с лежащей под ней головой Адама (Хлудовская Псалтирь. Л. 72 об.), к-рая может изображаться в пещере-разломе (Киевская Псалтирь. Л. 36, 92 об., 101, 185). В случае, когда необходимо было изобразить 3 креста, Г. могла также иметь 3 вершины (Хлудовская Псалтирь. Л. 45 об.). В поздней иконографии Г. с адамовой головой часто служила символом смерти (напр., на надгробиях XVIII-XX вв.).
В соответствии с апокрифическими сказаниями об адамовой голове (кровь из ран Христа коснулась головы и омыла грех Адама) изображаются потоки крови, льющиеся на череп Адама (мозаика собора мон-ря Неа-Мони на о-ве Хиос, 1042-1056). Изображения Г. в визант. и древнерус. памятниках часто сопровождаются буквами, число к-рых может быть более 100. На рус. изображениях чаще др. встречаются М. Л. Р. Б., означающие «место лобное рай бысть».
В европ. живописи начиная с позднего средневековья распространяется изображение Г. как обширного скалистого пейзажа, позволяющего разместить многочисленных персонажей из композиции на сюжет о Страстях Господних.
Ист.: Itineraria et alia Geographica. Turnhout, 1965. (CCSL; T. 175).
Лит.: [Шик К.] Мнение Шика о Голгофе // СИППО. 1893. [Т. 4]. Авг. С. 392-401; Айналов Д. В. Голгофа и Крест на мозаике IV в. // Там же. 1894. [Т. 5]. Февр. С. 80-104; он же. Детали палестинской архитектуры и топографии на памятниках христ. искусства: Голгофская лестница и алтарь Авраама; Гроб Господень и Гефсиманский сад; Иерусалимский храм в мозаике S. Maria Maggiore в Риме // Там же. 1895. [Т. 6]. Июнь. С. 335-361; он же. Расположение главных зданий Константиновых построек по данным письменных источников // Там же. 1903. Т. 14. Ч. 2. № 2. С. 53-115; Jeremias J. Golgotha. Lpz., 1926; Lux V. Vorläufiger Bericht über die Ausgrabung unter der Erlöserkirche im Muristan in der Altstadt von Jerusalem in den Jahren 1970 and 1971 // ZDPV. 1972. Bd. 88. S. 185-201; Coüasnon Ch. The Church of the Holy Sepulchre. L., 1974; Kenyon K. Digging up Jerusalem. L., 1974; Hamrick E. W. The 3d Wall of Agrippa I // BiblArch. 1977. Vol. 40. P. 18-23; Corbo V. C. Il Santo Sepolcro di Gerusalemme. Jerusalem, 1981-1982. 3 vol. (SBF; 29); Gibson S., Taylor J. E. Beneath the Church of the Holy Sepulchre, Jerusalem: The Archaeology and Early History of Traditional Golgotha. L., 1994; Taylor J. E. Golgotha: A Reconsideration of the Evidence for the Sites of Jesus’ Crusification and Burial // NTS. 1998. Vol. 44. P. 180-203; Лисовой Н. Н. Приди и виждь: Свидетельства Бога на земле. М., 2000. С. 162-170; Rossbach H. Golgotha: Das vergessene christl. Hauptheiligtum. Oldenburg, 2002.
Значение слова голгофа
Политическая наука: Словарь-справочник
холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).
Культурология. Словарь-справочник
холм около Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Употребляется как синоним мученичества и страданий.
Архитектурный словарь
Ступенчатое основание рельефного креста на стене культовой постройки.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Фразеологический словарь русского языка
Библейская энциклопедия арх. Никифора
Православие. Словарь-справочник
гора, на которой был распят Иисус Христос. Служила у евреев обыкновенным местом казни преступников. По преданию, на Голгофе был погребен Адам. Она находилась тогда вне Иерусалима, сейчас оказалась в самом городе и вся застроена храмами. Еще в IV в. здесь был построен храм св. Еленой, а ныне на этом месте находится храм Гроба Господня.
В иконографии фоном для распятия обычно бывает стена Иерусалима, под Крестом – горка в виде обычных для русской иконописи уступов – лещадок. В горке пещера с костями и Адамовой головой. Иногда Голгофу изображают условно, в виде ступенек, которые сходятся под Крестом. Слово «Голгофа» употребляется иногда как символ подвижничества и нравственных страданий («взойти на Голгофу»).
Библейский Словарь к русской канонической Библии
Голг’офа (лоб, череп) ( Мат.27:33 ; Мар.15:22 ; Иоан.19:17 ) — место вне северной (древней) стены Иерусалима, куда был выведен для казни и где был распят на кресте Господь Иисус Христос. Люди не могут с определенностью указать это место. В северо-западной части Иерусалима находится церковь Гроба Господня, построенная в 335 ·г. царицей Еленой якобы над гробом, в котором был положен Господь. Но это место находится внутри стен, которые были и во времена Христа. Вне же стен по соседству с Дамасскими воротами находится небольшой скалистый холм до сих пор издали напоминающий верхнюю часть черепа, который и мог быть Голгофой. По преданию, в этом холме была пещера Иеремии, в которой пророк плакал о разрушении Иерусалима и где написал книгу Плач Иеремии.
Православный энциклопедический словарь
Православная энциклопедия
возвышенность неподалеку от Иерусалима, на которой был распят Господь (лобное место). Во времена Иисуса Христа она находилась неподалеку от городских ворот. В наши дни она оказалась в черте города, недалеко от западной окраины Иерусалима. Название горы «Голгофа» происходит от ее сходства с человеческим черепом. Кроме того, в результате казней здесь часто были видны черепа осужденных. По церковному преданию, на Голгофе был погребен Адам. Однако самым значимым для христиан всего мира стали события, происходившие на этом месте в связи с крестной смертью Спасителя. Всеми четырьмя евангелистами описаны страдания Господа, которого среди насмехающейся толпы вели на казнь. Здесь Господь, распятый на кресте, испытал страшные муки, а смерти его сопутствовали жуткие знамения. В час телесной смерти Господа тьма была по всей земле, а почва содрогалась, как бы сочувствуя страданиям Иисуса. С последним словом Сына Божия разодралась надвое завеса в иудейском храме, символизируя начало новой религиозной веры.
Вестминстерский словарь теологических терминов
♦ ( ENG Golgotha)
лобное место; расположенная в окрестностях Иерусалима похожая на череп гора, где был распят Иисус (Мк. 15:22; Ин. 19:17).
Энциклопедический словарь
холм в окрестностях Иерусалима, на котором, по христианскому преданию, был распят Иисус Христос. Слово «Голгофа» употребляется как синоним мученичества и страданий («взойти на Голгофу»).
Словарь Ожегова
ГОЛГОФА, ы, ж. (Г прописное) (книжн.). Место мучений, страданий [по названию холма близ Иерусалима, где, по христианскому вероучению, был распят Иисус Христос]. Взойти на Голгофу (принять страдания, муки).