гаишники не догнали что будет
Что будет если ушёл от погони дпс (в итоге не поймали), но увидели номер (записав на видео регистратор), что грозит, какие последствия и какой будет штраф.
Ответы на вопрос:
Не выполнения законных требований полиции, ГИБДД.
КоАП РФ Статья 12.25. Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства
(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 N 4-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 13.07.2015 N 248-ФЗ, от 27.06.2018 N 154-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 N 116-ФЗ, от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 23.04.2018 N 92-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 196-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(часть 3 введена Федеральным законом от 11.07.2011 N 207-ФЗ)
Что бывает, когда пытаешься убежать от ДПС
Дело было в начале октября этого года. Управление ГИБДД пригласило меня в рейд, который проходил в городе Конаково Тверской области. Ранее там участились случаи пьяной езды и прочие нарушения. Было решено провести там масштабное профилактическое мероприятие.
7 октября в Конаково для проверки водителей были привлечены дополнительные экипажи ГИБДД, прибывшие из Твери. Автоинспекторы останавливали практически каждый въезжающий или выезжающий из города автомобиль. У водителей проверялись документы, в случае грубых нарушений ПДД составлялись административные материалы. Практически все водители спокойно отнеслись к внезапной «облаве» и подчинялись требованиям инспекторов. Но нашелся и такой, который решил не подчиняться.
Непонятно зачем, один из водителей решил докопаться до меня, настоятельно рекомендуя не снимать его. В принципе, если бы он не обратил на себя внимание, я бы его, наверное, и не заметил. Мужчина грубил, угрожая сломать камеру, при этом закрываясь солнцезащитным козырьком сидя в салоне. Позже меня к машине подозвали сами автоинспекторы – водитель категорически не хотел подписывать административный материал за перевозку ребенка без детского кресла, нужна была видеофиксация момента. Не очень понял, зачем нужно было устраивать препирательства с гаишниками, ну да ладно. На его совести.
Гораздо «веселее» повел себя водитель зеленой Kia Sephia, проезжавший мимо патрулей. На взмах жезла инспектора водитель отреагировал неадекватно – нажал на газ и промчался мимо сотрудников ДПС без остановки. Трое инспекторов и я прыгнули в патрульку и помчались за ним. Госномер и марку машины тут же передали всем работающим по мероприятию экипажам, началась погоня.
Kia уходила в сторону трассы М10 «Россия». Поначалу мы думали, что упустили ее в плотном потоке машин, но через пару километров увидели – легковушка валялась в канаве. Водитель, уходя от погони на большой скорости, не вписался в поворот. Kia упала в кювет и повисла брюхом на плите. Водитель и пассажиры выскочили из машины и бросились врассыпную.
Вылетевшую в кювет легковушку заметили проезжавшие мимо сотрудники МЧС. Они не смогли проехать мимо аварии и остановились для помощи людям. Благодаря их действиям одного из убегавших удалось задержать. Через считанные секунды на место прибыли и мы с инспекторами. Гаишники бросились догонять беглецов и вскоре настигли одного из них. Еще одного – водителя Kia – пришлось искать подольше.
Задержанные – граждане одной из азиатских республик. Почему они не остановились на требование инспектора мужчины толком пояснить не смогли. Сказали лишь, что «испугались». Кто был за рулем иномарки они, якобы, тоже не знают. Однако чуть позже на вопрос автоинспектора они ответили, что водителя зовут Азиз. Задержанных доставили в отдел полиции для дальнейшего разбирательства. Брошенная легковушка осталась в кювете дожидаться своего хозяина.
В тот день оформили массу материалов. В основном – за тонировку, перевозку детей без кресел, езду без страховки и прочее. Попался и один водитель в алкогольном.
Закончив рейд, мы с экипажем поехали обратно в Тверь. По пути, в районе Новомелково, заметили стоявший на трассе М10, практически в полосе, автомобиль ВАЗ 2105. Впереди нас ехал грузовик, водитель которого едва не снес стоявшую на аварийке легковушку. Инспектор, который был за рулем, дальним светом, «крякалкой» и маяками привлек внимание дальнобойщика – тот буквально в последний момент успел отрулить от «пятерки». Еще бы немного и он бы снес ей левый борт.
В Жигули сидел молодой парень. Он объяснил, что у него кончился бензин и ему пришлось встать прямо на трассе. Гаишники обозначили место остановки конусами, поставили патрульку позади него, включив проблесковые маяки и остановили проезжавший мимо эвакуатор. «Пятерку» погрузили на него и отвезли до ближайшей АЗС – водитель был весьма благодарен.
Водитель не остановился по требованию сотрудника ГИБДД – какая ответственность?
Обязанность любого законопослушного водителя – остановиться по сигналу автоинспектора. Однако, на дорогах бывает всякое. Порой водители просто не видят, что сотрудник ГИБДД сигнализирует им об остановке. Или опасаются за свою жизнь, если ситуация возникает в безлюдном месте на неосвещенном участке трассы. За не остановку по требованию госавтоинспектора грозит штраф, а при попытке скрыться от погони ДПС – арест или обязательные работы. Однако, санкций можно избежать. И в статье мы расскажем, в каких случаях это возможно, а в каких нет, а также как общаться с догнавшими вас полицейскими. Статья будет полезна как начинающим, так и опытным водителям.
Что грозит в 2021 году, если не остановиться по требованию инспектора ГИБДД?
Невыполнение законного требования госавтоинспектора влечёт за собой одно из наказаний в рамках КоАП РФ. Каким оно будет? Это зависит от характерных особенностей нарушения, а также поведения самого водителя.
Если вы не остановились после взмаха жезлом инспектора ДПС, то в 2021 году вам грозит:
Вместе с тем водитель сильно рискует получить и дополнительное наказание. Например, за езду в пьяном виде, за отсутствие полиса ОСАГО или за управление автомобилем будучи лишенным прав. Но это скорее частности.
О том, от чего зависит то или иное наказание, если вы проигнорировали требование ДПС остановиться – мы подробно расскажем ниже.
Если не заметил случайно?
Первая ситуация, в которой может оказаться даже самый опытный водитель – банально не заметил жеста инспектора ГИБДД. Причин этому может быть несколько. Например, вы отвлеклись на помеху справа или не заметили инспектора ДПС в потоке грузовых машин.
При этом, пункт 6.11 ПДД предписывает полицейским останавливать автомобили с помощью жезла, диска с красным световозвращателем, через громкоговоритель, наконец – рукой. То есть, если вам махали жезлом в кромешной тьме, то вы вряд ли заметили бы инспектора ДПС, а значит сделали это ненамеренно, не по злому умыслу.
В пользу водителя есть замечательная статья 1.5 КоАП РФ о презумпции невиновности – суть её в том, что любые неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя. А сомнения – это то, что вы якобы намеренно проигнорировали требование сотрудника ДПС остановиться. Доказать данный факт попросту нереально. Поэтому на практике возможно следующее:
Скорее всего, вас накажут по ч. 2 ст. 12.25 КоАП РФ, где предусмотрен штраф 500-800 рублей. Но есть шанс избежать ответственности и отделаться предупреждением. Что для этого нужно?
На практике сильно помогает запись видеорегистратора. Предложите сотруднику ГИБДД вместе с вами её посмотреть. Конечно, в том случае, если вы действительно не заметили экипаж ДПС, а не просто проехали мимо в надежде, что за вами никто не погонится. Например, если не увидели автоинспектора из-за припаркованных на дороге автомобилей (что будет видно в записи). Или указать, что на улице ночь, на полицейском не было одежды со светоотражающими элементами, а в его руках отсутствовал светящийся жезл. Наконец, предложите инспектору посмотреть весь ваш путь от дома/работы до места, где вас пытались остановить, а вы проехали.
Всё это смягчающие обстоятельства в пользу водителя. И если у инспекторов будет хорошее настроение, а вы всем видом покажете, что действительно не заметили требований об остановке случайно – то есть шанс вообще избежать штрафа по 12.25.2 Кодекса, а отделаться предупреждением. Но нет гарантий, что снисхождение будет на практике, в отдельно взятом случае.
Если я проехал, а полицейские не начали погоню
Вторая ситуация, когда вас пытались остановить, но вы не подчинились. При этом сзади вы не слышите воя сирены и не видите сигналов проблесковых маячков – погони за вами нет.
Означает ли это, что вам повезло и сотрудникам ГИБДД попросту не до вас? Вовсе нет! Пытавшийся остановить вас инспектор мог вполне передать ориентировку вашего автомобиля в дежурную часть. Или связаться по рации с другим экипажем ДПС. В таком случае вас могут начать разыскивать, а при удобном случае задержать. И тогда выпишут штраф от 500 до 800 рублей по ч. 2 ст. 12.25 КоАП.
Еще одна ситуация, когда погони может и не быть – когда вас пытались остановить где-нибудь на трассе отнюдь не полицейские. А, например, грабители или мошенники. Их целью является вымогание денег у доверчивых водителей, или, что еще хуже – но здесь даже не будем развивать тему.
Если идёт погоня, а водитель не останавливается
На практике экипаж ДПС обычно пускается в погоню. Поскольку за рулём автомобиля может оказаться угонщик, злостный должник или водитель, которого ранее лишили водительских прав. И законная обязанность инспекторов ГИБДД – вычислять таких нарушителей и ловить их на дороге.
За мотоциклами обычно в погоню не едут, поскольку шансов догнать скоростной байк на полицейской машине не так уж много. Зато рисков спровоцировать ДТП с участием мотоцикла – хоть отбавляй.
Если за вами началась погоня, а вы и не думаете остановиться – это уже квалифицируется как неповиновение законному требованию сотрудников полиции (в нашем случае – ДПС).
За уход от погони, если вас поймают, грозит ответственность по ч. 2 ст. 19.3 КоАП:
Обращаем ваше внимание, что в феврале 2021 года в статью 19.3 Кодекса были внесены изменения. Раньше штраф составлял от 500 до 1 000 рублей, а в 2021 году он гораздо выше.
Если удалось скрыться от инспекторов ДПС
Обольщаться не стоит.
Таким образом, гарантии, что вас всё же не привлекут к ответственности за неподчинение требованиям сотрудников ДПС выполнить остановку – отсутствуют.
Что будет с машиной, если я ее брошу, а сам убегу?
Некоторые водители, уходя от погони, решают бросить автомобиль и сбежать. Возникает логичный вопрос, что будет с их автомобилем? Чтобы понять это, рассмотрим два варианта развития событий:
Отправленную на штрафстоянку машину вам придётся забирать самостоятельно. При этом нужно будет оплатить услуги эвакуатора и спецстоянки.
Какие действия полицейских незаконны?
В обсуждениях действий сотрудников ГИБДД уже сломано немало копий. Зачастую, автоинспекторы действительно применяют к водителям то, что по закону им запрещено.
Рассмотрим, что законно, а что незаконно после остановки автомобиля:
Желательно, по возможности, фиксировать на камеру все действия сотрудников ДПС, чтобы в случае нарушений ваших прав суметь обжаловать эти действия в суде.
В какие сроки могут привлечь к ответственности?
Срок возбуждения дел об административных правонарушениях различаются. Но это тот период, в течение которого ГИБДД или суд должны вынести постановление с одним из видов наказания.
Итак, если вы скрылись от ДПС, конкретные сроки привлечения к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ будут следующими:
Некоторые водители максимально оттягивают сроки, не появляясь на глазах полицейских. Или намеренно затягивают с получением писем от ГИБДД и суда. Иногда это может сработать, и административная ответственность «сгорит».
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Игра в четыре руки, или Засада на. «гаишников» Версия для печати
Сайт БК55 вышел на большую дорогу. А как еще ловить «гаишников»? Только на живца!
Спецбригада сайта БК55 в составе двух журналистов и фотографа вышла на федеральную трассу Омск-Новосибирск — в засаду на «засаду» ГИБДД. Поскольку, как было известно, «нести вахту» инспектора начинали с 9 утра, мы подтянулись ближе к 10 — пусть немного разгуляются. Увы, нас ждало глубокое разочарование — дорога была девственно пуста, ни намека на машины ГИБДД. Разве что муляж…
В кафе, где нам, как и обещали, предоставили столик, пояснили, что вчера ударно трудились аж 2 экипажа, по обе стороны дороги, а сегодня что-то пусто. Может, тоже погода нашептала? Или кто-то другой? А не спеть ли мне песню… Мы таки решили подождать: а что, а вдруг?
Чтобы время зря не терять, решили побеседовать с водителями большегрузов. Традиционно разделившись «мальчики налево, девочки направо», приступили к опросу.
Четверо водителей за соседним столиком:
— Ой, не надо портить нам аппетит!
— Да не вопрос, приятного.
Николай, Нижний Новгород:
— Да кто меня остановит! Я здесь с 1986 года езжу, у меня везде друзья. А вы что, писать об этом собрались? А толку?
— Не скажите, после наших публикаций была проверка от областного УМВД, штрафстоянку левую прикрыли…
— И чего? Как трясли водил, так и трясут. Может, только ваших омских поменьше…
Водитель из Татарстана не представился и был немногословен:
— Нормально проехал, без приключений.
Сергей из Новосибирска:
— Да, видел я их вчера на трассе, тормозили всех подряд.
— Да я с пустым контейнером ехал, не тормознули. Видно, не заинтересовал или на глазок определили, что денег нет. Повезло, в общем.
Но о том, что тормозят и деньги трясут, слышал, многие говорили. Тут ваша область впереди планеты всей.
Анатолий, тоже из Новосибирска:
— Если честно, меня первый раз в командировку послали, поэтому пока ничего сказать не могу. Но где-то в километре-полутора и сейчас гаишники стоят, машут всем подряд, как заведенные. Я с пустым кузовом шел, как-то пропустили.
Ещё пять разных водителей, чьи машины в том числе стояли на стоянке с другой стороны дороги, ответили, что они с таким не сталкивались и коллеги им тоже на это не жаловались.
Ага, а вот насчёт стоящих в километре-полутора интересно! Значит, они просто поменяли дислокацию. Посовещавшись, решили прокатиться до места: вдруг удастся поймать на «горяченьком»?
Двинули! Проехать, правда, пришлось километров шесть, благо наш водитель знал их «рыбную» точку — на перекрестке, недалеко от заправки «Росойл» — есть и такие.
Уже издалека заметили, что «в полном разгаре страда деревенская»: по обочинам дороги стояли большегрузы, и шла активная проверка.
Пока документов. Присмотрелись-определились и разбежались: каждый к «своему» инспектору.
Ловись, ловись рыбка… лучше большая
На одной стороне дороги не сразу, когда мы присмотрелись, состоялся такой диалог:
«Это наш маршрутный участок патрулирования. Останавливаем всех подряд. Не только дальнобойщиков. Вы вообще кто?»
«Новостной портал БК55»
«В информационный отдел обращайтесь».
«А как вас зовут и вашу должность можно узнать?»,
«Ещё раз говорю, в информационный отдел. Когда вы ко мне обращаетесь, я вам не обязан говорить — ни представляться, ни удостоверение показывать».
После нескольких же уточняющих вопросов инспектор решил перейти в наступление.
— Лейтенант полиции Дербенёв. Будьте любезны, ваши документы. Нет-нет, удостоверение личности.
— Это и есть удостоверение личности.
— А что же вы нарушаете ПДД? Двигаетесь как пешеход.
— Я за вами двигаюсь.
— Как должен пешеход двигаться? Во встречном направлении к транспортным средствам. Я сотрудник полиции. Инспектор дорожно-патрульной службы. Давайте ваше удостоверение, пойдёмте составим материал.
Тем временем
Второй инспектор всё это время трудился через дорогу, перетряхивая документы у большегруза с прицепом с казахстанскими номерами.
Оно и понятно, сколько уже писали про «левые» казахстанские продукты и товары без документов. Но когда он выдернул водителя из кабины и они скрылись за грузовиком, пришлось перебежать дорогу: вдруг там очередной «техосмотр»? И, видимо, не ошиблась. Заглянув за кабину, увидела, как «гаишник» энергично тычет под днище машины, водитель обреченно кивает. Подошла, представилась, предъявила журналистское удостоверение:
— Добрый день, по какому поводу вы остановили водителя? Какие к нему есть замечания, претензии?
Инспектор, с виду не старше 22-23 лет, хоть и выглядел слегка ошеломленно-растерянным, но был неприступен, как телезвезда:
— Почему без комментариев? Вам есть что скрывать? Если у вас плановая проверка, вы свободно можете об этом сказать, разве нет? Вы же не просто так остановили машину? У вас был какой-то повод для досмотра? Поделитесь, наши читатели должны знать своих героев.
Судьба «героя» инспектору, видимо, не улыбалась. Он резво рванул вдоль машины, и ответ из-за плеча прозвучал несколько невнятно:
— У нас есть специальный человек… он занимается… дает…
Всё так же, на ходу, бросил водителю:
— Ладно, всё, давай езжай.
Тот радостно бросился к кабине.
Я едва успела спросить:
— У инспектора были к вам какие-то вопросы или претензии?
В ответ торопливо-облегченно:
— Нет-нет, всё нормально. Спасибо-о-о!
Гарун бежал быстрее лани…
Я догнала лейтенанта, который стремительно, почти бегом удалялся к припаркованной служебной машине.
— Под «специальным человеком» вы подразумевали пресс-службу? Мы обязательно с ней свяжемся. А пока, может, всё-таки расскажете, что у вас сегодня за проверка?
— Нет-нет, не могу давать комментарии. Есть специальный человек, который…
Который что? Нет внятного ответа. Наш диалог, чем дальше, тем больше напоминал какой-то театр абсурда. Продолжаю на бегу:
— Видите ли, у нас редакционное задание, тоже что-то вроде проверки работы сотрудников ГИБДД. Поэтому если у вас плановые мероприятия, почему бы не рассказать об этом?
— Это информация только для служебного пользования!
— Серьёзно?! Ну хорошо. Тогда не могли бы вы представиться? Я вам, например, представилась и показала свое удостоверение.
— Не могу, сначала я должен дойти до машины.
— У вас что, удостоверение не с собой?
— Тогда почему вы не можете его показать?
— Потому, что я иду в автомобиль для служебного выполнения дел. Выполню, тогда.
— А, выйдете и покажете?
— Нет, почему, щас всё сделаю и покажу.
— Ладно, хорошо, не вопрос.
Он освобождённо нырнул в салон машины, а к нам резво рванул его старший товарищ. Он сразу выбрал тактику: лучшая защита — это нападение — с ходу пресек попытку молодого предъявить свое удостоверение и скомандовал:
— Оформляй на них административное нарушение правил пешеходов. Сгреб и передал ему наши журналистские удостоверения. Тот сговорчиво нырнул в машину, а нам прочитали лекцию, что пешеход по обочине должен двигаться навстречу, а не по движению. Из этой же лекции:
— Мы не обязаны представляться. Удостоверение предъявляется только в том случае, если я к вам обратился, а не наоборот. Говорил он громко, четко, напористо, сразу чувствовалось, что боец опытный. Практически все наши вопросы старательно игнорировал, озаботившись: на каком основании мы задаем вопросы? Редакционное задание? Это ему не указ, а наши удостоверения филькина грамота, поскольку печать там «какой-то частной конторы». Водители жалуются? Пусть подают жалобы согласно закона в установленном порядке. И сыпал этими законами, как горохом из дырявого мешка:
«Жалуются, что очень быстро приезжает эвакуатор и отвозит машины на штрафстоянку…»
«Все жалобы принимаются не в вашей какой там уж организации, а есть у нас контролирующие органы, есть управление ГАИ, пусть обращаются туда со всеми жалобами. Будет дан ответ всем этим гражданам. Говорят, что мы выискиваем неисправности? Да пускай они всё что угодно говорят. Эвакуатор? Есть статьи ПДД, плюс пункт 227.12 и 227.13 КоАП, почитайте. Там всё сказано. Если водители говорят. Я вам обязан говорить? Я обязан указать на статью КоАП».
Меня отвлек звонок на мобильный, и я вернулась к «шапочному разбору»: удостоверения вернули с напутствием, что пока ограничатся замечанием, но впредь чтобы не нарушали, а то… На том и разошлись.
Одно душу грело — водителей отпустили. Правда, когда мы отъезжали, они остановили очередную пару машин.
На обратном пути наш водитель рассказал, что плотно общается с дальнобойщиками. Те жалуются, что
после обращения никого не наказали и «гайцы» от этой безнаказанности «совсем обнаглели, прессуют водителей очень жестко».
Заодно, по пути, показал нам еще несколько общеизвестных «рыбно-гаишных» мест: по дороге на Черлакскую оптовку и недалеко от железнодорожного переезда телевизионный-Порт-Артур. Там, не смотря на скверную погоду, и впрямь дежурили по одному-два экипажа.
Охота пуще неволи?
В такой ситуации мы решили позвонить и водителю-активисту Александру Росину, который в феврале был главным «застрельщиком» возмущения водителей и предпринимателей, которых «игры в эвакуацию» уже совсем утомили.
«Начальник ГИБДД Сергей Бородин вернулся обратно — на время проверки его убирали в УМВД. Соответственно, проверки ГИБДД вернулись, они проходят везде по городу. Омских водителей тоже останавливают. Для примера: повсюду в городке Нефтяников, в том числе на улицах Доковской и Комбинатской, повсюду в Порт-Артуре. Штрафная стоянка работает там же, на Волгоградской, плюс ещё одна — на 2-й Солнечной», — рассказал он.
Проверка СКР закончилась — фактов коррупции она не обнаружила, добавил Александр. Проблема в том, что непосредственно факты передачи денег Бородину не были установлены. На время ревизии в областном УМВД он поработал заместителем начальника штаба по тылу. Должность высокая, это говорит о чьём-то покровительстве, считает активист. Ход делу же с эвакуацией не дают, потому что если начать серьёзное уголовное разбирательство, то, вполне возможно, он «сдаст» как раз тех своих покровителей… Теперь Росин надеется, что ситуации поможет личный приём у одного из чинов областного УМВД, которого он сейчас добивается. Об успехах он позже обещал рассказать.
Ранее БК55 уже выяснял, что
используемые эвакуаторы через вторые руки принадлежат самому Бородину. Хотя документальных подтверждений этому пока нет.
«Закончилась ли проверка на эту тему? Не знаем ни про какие проверки. Все транспортные средства, которые следуют по федеральным трассам, проверяются по максимуму», — реагировал на трассе на соответствующий вопрос лейтенант Дербенёв.
Неиссякаемый поток машин продолжает катить по федеральной трассе. Потенциальные жертвы или нарушители?
Конечно, факты — упрямая вещь, но остается надежда, что большинство сотрудников ГИБДД всё-таки стоит на страже интересов водителей и пешеходов, а не своих карманов.