гаис эра глонасс что это
Что такое ЭРА-ГЛОНАСС. Объясняем простыми словами
ЭРА-ГЛОНАСС — первая в мире национальная система экстренного реагирования при ДТП, работает в России с 2017 года.
Экстренные службы получают информацию о происшествии благодаря установленному в автомобиле устройству — абонентскому терминалу ЭРА-ГЛОНАСС. Он похож на мобильный телефон с одним запрограммированным номером. Устройство подключено к датчикам в автомобиле и соединено с тревожной кнопкой. Её можно нажать самому, или она сработает автоматически при серьёзном ДТП.
Сигнал, который транслирует транспортное средство, содержит:
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. Чтобы это проверить, оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Основная задача системы — сократить время поступления информации о ДТП и ускорить оказание первой помощи. Для пострадавших очень важно правило «золотого часа»: если помощь оказывается в течение первого часа после травмы, это обеспечивает самый высокий уровень выживаемости.
С 2017 года все выпускаемые в России транспортные средства для использования на территории страны должны быть оборудованы системой ЭРА-ГЛОНАСС. Первым автомобилем, которому в обязательном порядке установили систему, стала Lada Vesta.
С 1 сентября 2021 года ЭРА-ГЛОНАСС стала обязательной и для транспортных средств категорий М2 и М3 (более восьми посадочных мест) и категории N, которые используются для перевозки опасных грузов.
Пример употребления на «Секрете»
«Компания решила не устанавливать систему ЭРА-ГЛОНАСС в ряд своих автомобилей из-за экономической нецелесообразности».
(Из новости о том, что BMW сократит модельный ряд из-за внедрения системы ЭРА-ГЛОНАСС).
Аббревиатура ЭРА расшифровывается как «экстренное реагирование при авариях», а вторая часть ГЛОНАСС — сокращение от «глобальная навигационная спутниковая система».
Проблема
Нюансы
Согласно техрегламенту Таможенного союза, все ввозимые в Россию подержанные машины также должны оснащаться системой ЭРА-ГЛОНАСС. Из-за этого на Дальнем Востоке выросли цены на б/у машины из соседней Японии — установить экстренную кнопку стоит от 30 000 до 70 000 рублей. Однако жителям Дальневосточного федерального округа разрешили временно не ставить эту систему — «амнистия» на праворульные машины продлится до 3 декабря 2022 года.
SOS, я забыл ключ: на что способна ЭРА-ГЛОНАСС
Кому рассказать о сбитом лосе, как принять роды оператору и как выбраться с парковки, если вы — девятилетний мальчик. За пять лет функционирования ЭРА-ГЛОНАСС общее количество вызовов, обработанных системой, превысило 7 млн, однако не всегда о кнопке SOS в автомобиле вспоминали в случае аварии. Подробности — в материале «Известий».
Вызовов — на миллионы
За пять лет функционирования ЭРА-ГЛОНАСС общее количество вызовов, обработанных системой, превысило 7 млн. Из них около 100 тыс. потребовали вызова экстренных служб. Причем более половины вызовов были совершены в автоматическом режиме, когда автомобиль был сильно поврежден, а находившиеся в нем люди из-за травм или шока не могли вызвать помощь самостоятельно.
«Известия» уже рассказывали о том, как тревожная кнопка спасла одного водителя в горах Дагестана, а другому помогла скрыться от разбойников. В этот раз в пресс-службе АО «Глонасс» решили рассказать о необычных и просто забавных случаях.
Сбежавший лось
Ежегодно операторы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» принимают десятки вызовов из-за столкновений автомобилей с лосями. Чаще всего подобные ДТП случаются с конца весны до начала осени, когда животные активно мигрируют. Звери передвигаются так быстро, что водитель может не успеть отреагировать, особенно в темное время суток.
Один из таких вызовов автоматически пришел в контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС» из Удмуртии. От столкновения с лосем у автомобиля было разбито стекло, погнуты крыша и капот. Водителя, однако, больше расстроило то, что он насмерть сбил животное. И как выяснилось, он ошибался.
Пока виновник происшествия горевал и жаловался оператору про свою недостаточно быструю реакцию, лось поднялся на ноги и стремительно скрылся в лесной чаще.
Роды онлайн
Операторам контакт-центра довелось принимать роды в прямом эфире. История произошла в конце лета в Республике Мордовия, причем оператор сразу не мог понять, в чем дело, — сначала мужчина и женщина что-то громко говорили наперебой, потом раздались крики и, наконец, детский плач.
Выяснилось, что семья ехала в роддом, находившийся примерно в 50 километрах, но роды начались стремительно, прямо в машине.
Операторы нашли больницу ближайшего поселка, до которого оставалось ехать менее 5 км, и оставались на связи, успокаивая новоиспеченных родителей. Кроме того, они предупредили медперсонал больницы и попросили подготовиться к встрече новорожденного.
Мальчик потерялся
«Здравствуйте, мне нужна помощь!» — плачущий детский голос позвонил в контакт-центр из Новосибирска. В ходе разговора оператор выяснил, что ничего страшного не произошло: девятилетний мальчик оказался заперт на парковке. Отец отправил его с ключами от машины забрать забытый пакет, но забыл дать ему ключ-карту от паркинга. Мобильного телефона у паренька с собой не было. Поразмыслив, мальчик решил нажать кнопку SOS в машине и попросить помощи через контакт-центр «ЭРА-ГЛОНАСС».
Оператор перевел вызов на экстренный номер 112. Там пришлось уточнить местоположение машины — согласно GPS-координатам, она стояла не в паркинге, а на соседней улице, — и, наконец, дозвонились до родителей.
«Да, возможно, кто-то скажет, что в этой истории не было риска для жизни и здоровья парня, что зря беспокоились, минут через 20 за ним бы всё равно вернулись взрослые. Но ведь все мы хотим, чтобы наши дети как можно меньше переживали и расстраивались», — рассказали в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
Средство от бессонницы
Системы экстренного реагирования не всегда используют только в случае аварии. Американские владельцы Cadillac и Chevrolet часто звонят оператору фирменной джиэмовской системы OnStar просто поболтать, когда понимают, что могут уснуть в дальней дороге. Кроме того, они могут позвонить в экстренную службу, если заблудятся. В этом случае на штатную навигацию будет загружен маршрут к цели.
Дорогая безопасность
Количество автомобилей, оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, к настоящему моменту превысило 6 млн, ежедневно их число прирастает на 4–5 тыс. В то же время требование установить обязательную систему экстренного реагирования во все новые машины сократило модельные ряды, так как сертификация новинок на российском рынке требует проведения отдельных краш-тестов и увеличивает цену автомобиля.
«Из минусов ЭРА-ГЛОНАСС — она чересчур дорогая. В частности, из-за завышенных с точки зрения специалистов расценок за проведение испытаний. Как говорят специалисты, это добавило к цене автомобиля в среднем 100 тыс. рублей», — рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто.
Из-за усложнений требований и методик испытаний об уменьшении сроков говорить не приходится совсем, рассказали в пресс-службе «ММС РУС», официального импортера Mitsubishi.
«Если брать полностью новый автомобиль, в том числе новый тип установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, то потребуется приблизительно 5–6 месяцев на испытания и сертификацию только этой системы. Если имеется система, уже испытанная ранее для других автомобилей, можно сэкономить около месяца. Затем — около 3–4 месяцев на сертификацию автомобиля», — рассказал представитель Mitsubishi. Примерно тот же срок назвали и в Chery — 6–8 месяцев.
Неполное покрытие
«Говорить, что система себя оправдала, рано. Потенциальные возможности у нее хорошие, но она пока не полностью покрывает территорию России. Да и количества центров оперативного реагирования не хватает», — рассказал «Известиям» Игорь Моржаретто.
И действительно, на той территории, где 112 не работает, операторам ЭРА-ГЛОНАСС приходится звонить в дежурную часть МВД по стандартным каналам связи, то есть просто по телефону.
«Это может вызывать задержки в передаче вызова. Также в этом случае передать координаты экстренным службам не представляется возможным. После получения вызова, согласно действующим регламентам МВД, оператор экстренных служб обязан уточнить местоположение и все детали происшествия», — рассказали в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
На сегодня в России постоянное автоматизированное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой-112 обеспечено уже в 54 субъектах РФ, при этом в 13 — в текущем году. Ожидается, что до конца 2020 года количество таких субъектов увеличится до 60.
«ЭРА-ГЛОНАСС передает пакет сообщений, координаты. Представьте, что мы операторы и звоним в экстренную службу. Столько-то градусов северной широты, сколько-то долготы. А если это в районе 175-го километра трассы «Урал», — задался вопросом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, система всё еще работает в начальной фазе.
Комиссары с европротоколом
Тем не менее ЭРА-ГЛОНАСС совершенствуется. Например, у нее появится возможность направлять карточку вызова не только в экстренные оперативные службы, но и параллельно — оператору платной дороги. На платных дорогах есть аварийные комиссары, которые могут прибыть на место ДТП раньше, оказать помощь пострадавшим и выставить ограждение.
Со следующего года автомобилисты смогут воспользоваться системой ЭРА-ГЛОНАСС при оформлении ДТП по европротоколу. Водителям не нужно будет фотографировать повреждения машин, так как данные будут поступать страховщикам автоматически.
Как устроена и работает система ЭРА-ГЛОНАСС
Данная статья подготовлена, чтобы ответить на часто задаваемые вопросы наших клиентов: что такое ЭРА-ГЛОНАСС на автомобиле и как она работает?
Государственная система ЭРА-ГЛОНАСС была разработана для того, чтобы экстренные службы получили возможность максимально быстро реагировать на автомобильные аварии и другие происшествия. Благодаря внедрению этой системы, врачи, пожарные или спасатели стали значительно быстрее получать информацию об инциденте и прибывать на место ДТП, что позволило снизить уровень смертности и травматизма.
По какому принципу работает ЭРА-ГЛОНАСС?
За информирование экстренных служб о происшествии отвечает установленное в автомобиле устройство – абонентский терминал ЭРА-ГЛОНАСС. По сути, это сотовый телефон с одним запрограммированным номером, который подключён к датчикам в автомобиле и соединен с «тревожной кнопкой»:
Важно! Срабатывание датчиков для передачи сигнала не обязательно. При необходимости эту операцию можно выполнить вручную, путем нажатия тревожной кнопки.
Если в зоне ДТП активно покрытие сразу нескольких мобильных операторов, то сигнал будет передан по наиболее устойчивому каналу.
Сигнал, который поступает от транспортного средства, попавшего в ДТП, содержит:
Сигнал поступает в колл-центр системы ЭРА-ГЛОНАСС, где попадает к оператору для отсева ложных вызовов и ошибочных срабатываний. С этой целью оператор предпринимает попытку связаться с автомобилем в голосовом режиме.
Если ответ отсутствует или водитель либо пассажиры обращаются с просьбой о помощи, то информация от оператора поступает в единый центр координации экстренных служб. В едином центре определяют, кого именно направить на место аварии, а также осуществляют координацию для более эффективной совместной работы экипажей скорой помощи, пожарных, спасателей и т.д.
Использование ЭРА-ГЛОНАСС для автомобилиста является полностью бесплатным. Работа всех экстренных служб, выезжающих на место ДТП, оплачивается государством.
Комплектация абонентского терминала
Комплектация терминалов ЭРА-ГЛОНАСС определяется техническими регламентами, принятыми в таможенном союзе. Согласно требованиям этих регламентов, в комплект устройства должны входить:
Также терминал комплектуется аккумулятором, обеспечивающим его автономную работу, и антенной, отвечающей за прием и передачу информации.
Размещение элементов в автомобиле определяется производителем.
Если терминал выпускается в качестве отдельного устройства, предназначенного для монтажа на авто, находящееся в эксплуатации, то основные компоненты могут собираться в едином корпусе.
Обязательная установка ЭРА-ГЛОНАСС
Основной документ, который устанавливает требования к оснащению авто терминалами ЭРА-ГЛОНАСС – техрегламент Таможенного союза ТР ТС 018/2011, определяющий критерии безопасности колесных транспортных средств. Согласно требованиям этого документа, с 01.01.2017 система ЭРА-ГЛОНАСС должна устанавливаться на выпускаемые в обращение в РФ транспортные средства категорий:
Требования к оборудованию автомобилей системой ЭРА-ГЛОНАСС
Эти требования касаются автомобилей:
Исключение делается для ТС, которые пересекают границу РФ для нахождения на территории страны в течение срока, не превышающего 6 месяцев.
Сложности с ввозом и эксплуатацией ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
Законодательный запрет на ввоз автомобилей, не оснащенных терминалами ЭРА-ГЛОНАСС, отсутствует. Ограничения носят иной характер:
При покупке за рубежом автомобиля без терминала ЭРА-ГЛОНАСС его приходится транспортировать на автоэвакуаторе. Эксплуатировать такой автомобиль нельзя до установки на него модуля информирования экстренных служб.
Оборудование б/у автомобиля терминалом ЭРА-ГЛОНАСС
В начале 2017 года в связи с вступлением в действие новых нормативных требований ситуация с ввозом подержанных автомобилей существенно осложнилась. В регионах, активно импортирующих авто (например, в Приморье), в таможенных терминалах скопилось более полутора тысяч автомобилей.
В марте 2017 года по инициативе АО «Глонасс» была разработана упрощенная схема оборудования б/у автомобилей таможенными терминалами. Согласно этой схеме:
Официальный интернет-сайт системы ЭРА-ГЛОНАСС содержит всю информацию, необходимую для подготовки к оборудованию ТС модулем экстренного информирования. Так, перед покупкой абонентного терминала владелец авто может ознакомиться со списком производителей, продукция которых прошла сертификацию.
Большая часть компаний представляет Российскую Федерацию, но есть в списке сертифицированных производителей и предприятия с зарубежными партнерами.
Необходимость СБКТС для получения паспорта транспортного средства
Для получения СБКТС официальному автоимпортеру необходимо обратиться в сертифицированную лабораторию для проведения тестов и определения надёжности всех систем автомобиля (в том числе установленного терминала ЭРА-ГЛОНАСС и датчиков ДТП).
Если же автовладелец приобретет подержанный автомобиль, то для получения СБКТС он должен предоставить в лабораторию такие документы:
Свидетельство БКТС выдается на основании этих документов, без прохождения краш-тестов.
Целесообразность покупки за рубежом ТС без ЭРА-ГЛОНАСС
На сегодняшний день ситуация с оформлением подержанных автомобилей и установкой на них терминалов службы экстренного оповещения изменилась в лучшую сторону. Появилась возможность достаточно быстро и при относительно небольших затратах оборудовать ввезенную иномарку системой ЭРА-ГЛОНАСС с тревожной кнопкой.
Таким образом, если в вашем регионе есть организация, обладающая всеми необходимыми разрешениями для установки абонентских терминалов и их регистрации, вы можете планировать покупку подержанного авто за рубежом. Оборудовать его системой информирования службы спасения можно будет сразу после ввоза на территорию РФ.
Из первых уст: отвечаем на все вопросы о системе ЭРА-ГЛОНАСС
Как работает система ЭРА-ГЛОНАСС? Вызовет ли она помощь при отсутствии сотовой сети? Как устроен модуль для установки в автомобиль? Каковы перспективы развития системы? На вопросы «Колеса.Ру» отвечают Михаил Евгеньевич Кораблев, директор и генеральный конструктор проекта «ЭРА-ГЛОНАСС» в АО «ГЛОНАСС», и Артем Михайлович Климовский, директор службы по взаимодействию с автопроизводителями АО «ГЛОНАСС».
К: Работает ли система, если нет сотовой связи?
А.К.: Давайте сначала я покажу вам, что представляет собой комплект ЭРА-ГЛОНАСС. Это готовый к установке набор, в который входит модем, навигационный чипсет, динамик, микрофон, антенны и так называемый БИП — блок интерфейса пользователя с двумя основными кнопками. Первая кнопка — это кнопка SOS, вторая включает режим самодиагностики (запуск данного режима может быть реализован другим способом), потому что автопроизводитель должен иметь возможность проверять работоспособность устройства в рамках периодического техосмотра.
Само устройство сначала испытывается как компонент транспортного средства: устанавливается на стенд, подтверждаются его функциональные свойства, соответствие протоколам, стойкость к механическим и климатическим воздействиям, в том числе пылевлагозащищенность.
После этого устройство ставится на машину и испытывается в составе транспортного средства. Проверяется качество звука в кабине транспортного средства: принципиально важно, чтобы оператор четко слышал пострадавшего, чтобы не было эха, чтобы речь была понятна и разборчива. Это ведь не мобильный телефон: в качестве источника звука, как правило, используется штатная аудиосистема, так что совместная работа динамиков и микрофона требует проверки.
К: Понятно. А скажите пожалуйста, если система должна срабатывать при критической ситуации, например, при ударе — значит, должны быть определенные датчики. Где они расположены? Внутри корпуса?
А.К.: Критериями срабатывания системы в автоматическом режиме являются нагрузки, возникающие при условиях, соответствующих 94 и 95 правилам автомобильной безопасности ООН, а также – с 1 января 2017 года – и при опрокидывании транспортного средства. С технической точки зрения нет ограничения по реализации. Но в подавляющем большинстве случаев автопроизводители, устанавливая устройство вызова экстренных оперативных служб в качестве штатного оборудования и подключая его к другим бортовым системам автомобиля, используют в качестве триггера срабатывания блок управления подушками безопасности, и это совершенно правильно и логично. Когда с блока идет сигнал на подрыв пиропатрона, одновременно совершается и экстренный вызов.
Снятие координат и их передача происходят только в момент совершения экстренного вызова. Ни о каком постоянном слежении за транспортным средством речь идти не может.
К: А если кто-то, например, владелец транспортной или таксомоторной компании, как раз и хочет отслеживать положение своих автомобилей? Может он использовать для этого уже установленную аппаратуру ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Действительно, само «железо» практически идентично с предназначенными для такой работы трекерами. Но порядок работы устройства описан в стандарте, где четко зафиксировано, что устройство предназначено для срабатывания в экстренных ситуациях. В ходе повседневной эксплуатации оно находится в спящем режиме. Ближайшим аналогом является авиарежим в вашем телефоне: устройство работает, но радиопередающая часть полностью отключена.
Что происходит в случае ДТП или нажатия тревожной кнопки? Устройство просыпается, регистрируется в сети — а мы являемся виртуальным оператором мобильной сети и в устройстве стоит SIM-чип с нашим профилем – совершает звонок 112 с выставленным ecall-флагом, обеспечивающим приоритизацию этого звонка. Оператор принимает звонок, выясняет все детали и в случае подтверждения происшествия передает информацию в службы экстренного реагирования. Устройство же остается в зарегистрированном состоянии еще в течении одного часа: это указано в стандарте, устанавливающем общие технические требования к устройству. В течение этого часа есть возможность повторно связаться с пострадавшим и уточнить детали происшествия. Но через час устройство само дерегистрируется из сети и «засыпает».
К: А где установлена антенна спутниковой навигации?
А.К.: Прибор ведь работает не сам по себе, а в составе оборудования автомобиля. Антенна ГЛОНАСС-GPS может быть установлена где угодно, и автопроизводители лучше нас знают, куда ее монтировать. Она может быть размещена в «плавничке» на крыше, или под радиопрозрачной передней панелью под лобовым стеклом, или еще где-то… Этот вопрос мы никак не регламентируем. Более того, если автомобиль уже имеет собственную навигационную систему, то прибор может получать координаты от нее. Но в любом случае, совместная работа всех блоков будет проверяться в ходе сертификации.
К.: И все же, давайте вернемся к вопросу, который был задан в начале разговора. Что будет, если ДТП произойдет в месте, где покрытия сотовой сетью просто нет? У нас в стране таких мест хватает, и их протяженность может составлять сотни километров…
А.К.: Мы используем для передачи данных каналы сотовой связи операторов «большой тройки». Если нет сети ни одного из операторов — вызов не пройдет. Устройство просто запишет события ДТП в энергонезависимой памяти и передаст информацию при первой же возможности, когда доступность сети будет восстановлена. Это если говорить сугубо о функциональности устройства. Михаил Евгеньевич, но это уже ваш вопрос.
М.К.: Да, мы серьезно занимались проработкой этого вопроса. На сегодня пользователи могут выбрать и добровольно подключить спутниковый модем. Мы отработали сопряжение с двумя системами, Global Star, оператором которой является «Ростелеком», и системой «Гонец», которая сейчас находится на стадии доразвертывания, провели все тесты.
Но нужно учесть, что в целях уменьшения стоимости мы использовали симплексный модем – то есть, аппаратура передает данные только в одну сторону, и отфильтровать вызовы (ложные – прим. ред.) невозможно. Поэтому, нажимая на кнопку, человек, установивший такой прибор, должен понимать, что экстренные службы прибудут по координатам вызова. Дороги общего пользования у нас на 100% покрыты системами GlobalStar и «Гонец».
Основным документом, определяющим работу системы, является «Регламент по безопасности колесных транспортных средств». Он принят всеми странами Таможенного Союза, но для России с ее территориями сотовая связь не может являться основной. Однако страны Таможенного союза принципиально отказались от использования спутниковых каналов связи в качестве основных, и спутниковый модем остался только в качестве опционного устройства. Тем не менее, технология отработана, у терминала есть порт для подключения модема, стоимость которого не превышает 6 000 рублей. Именно высокая стоимость делает невозможным использование двухсторонней связи, но, согласитесь, 5-6 тысяч рублей — не слишком высокая цена за безопасность, если вам много приходится ездить по местам, удаленным от цивилизации и покрытия сотовыми сетями.
А.К.: Если вы работаете, например, в горнодобывающей промышленности и покупаете автомобили для работы в условиях Крайнего Севера, то есть смысл оснастить весь парк такой аппаратурой.
К: Кто приезжает к человеку, если он, к примеру, остался без бензина на загородной трассе зимой? Как быстро? Или это передается в МЧС, и может приехать полиция, пожарные?
А.К.: Возьмем пример: «Заглохла машина, кончился бензин, я замерзаю». Угроза жизни и здоровью есть? Есть. Был такой случай в Кемеровской области, и «Колеса» об этом писали. Человек нажал на кнопку, сказал, что его мобильный телефон не ловит сеть, автомобиль заглох, а за бортом — минус 30. Мы вызвали службу экстренного реагирования, ему помогли.
Также был вызов от человека, который заблудился и застрял. Он решил срезать дорогу между селами в Ярославской области, по подсказке навигатора съехал с асфальтовой дороги, заехал в лес, ехал-ехал, явно переоценил проходимость своего седана, и когда понял, что дорога ведет в никуда, начал разворачиваться и увяз поперек колеи. Топливо заканчивалось, связаться он ни с кем не мог, и тогда нажал на кнопку: бензин на исходе, темнеет, выбраться сам не может, при этом находится неизвестно где. Мы отправили карточку вызова в экстренные службы, и в течение часа его нашли. Причем наш оператор даже запросил повторную передачу координат, потому что картинка на экране была такая: зеленый массив леса, а в нем точка. На этот вызов выезжал наряд местной полиции.
М.К.: Есть зона действия базового функционала — это службы спасения, а есть дополнительные сервисы. Если у вас кончился бензин или вы пробили колесо, вы можете сделать вызов, и мы перенаправим его сервис-провайдерам, оказывающим такие услуги. Они отзваниваются операторам сети ЭРА-ГЛОНАСС (потому что в конкретном месте может не работать тот или иной оператор обычной сотовой сети), совершают обратный вызов, уточняют, какая именно помощь требуется, и к вам выезжает либо эвакуатор, либо техничка с аккумулятором, либо автомобиль с топливом в канистрах – в зависимости от того, что необходимо.
Отстраивая коммерческую составляющую системы ЭРА-ГЛОНАСС, мы в основном опираемся на возможности сервис-провайдеров. С некоторыми из действующих в России крупных компаний уже подписаны партнерские соглашения.
К.: А сколько на сегодня в России автомобилей, оборудованных системой ЭРА-ГЛОНАСС?
А.К.: Около 270 000, и я могу назвать количество с точностью до единиц, но это не имеет особого смысла, потому что их число увеличивается каждый день. С 1 января 2017 г. количество выросло уже на 110 тысяч единиц.
К: Всех интересует ситуация с ввозом подержанных иномарок. Введение системы в действие вызвало в ряде регионов, в частности, на Дальнем Востоке и в Калининграде, реальную социальную напряженность. Можно ли купить блок ЭРА-ГЛОНАСС и поставить его на автомобиль? Нужно ли получить СБКТС в аккредитованной лаборатории? Обязательно ли для этого проводить краш-тесты? Как лаборатория определяет эту «необходимость», прописанную в ТР ТС 018/2011 («О безопасности колёсных транспортных средств»)? Были ли уже прецеденты с самостоятельно установленными блоками ЭРА-ГЛОНАСС?
М.К.: ЭРА-ГЛОНАСС является одной из систем безопасности автомобиля. А раз это система безопасности, она должна быть сертифицирована. Для этого она должна пройти определенные испытания: удары, перевороты и так далее. Этой процедуры не избежать. Но если мы убираем автоматический режим срабатывания и оставляем только функцию вызова экстренных служб, то эта проблема частично снимается. Этот вопрос мы сейчас очень активно прорабатываем и надеемся, что все необходимые решения органов государственной власти будут приняты в ближайшее время. Основную работу ведет Минпромторг России, но все должно быть согласовано и с другими федеральными органами исполнительной власти, должны быть получены необходимые заключения экспертных организаций. Сами приборы уже есть.
К: Но будет ли это означать, что автомобили, оснащенные таким «усеченным» вариантом устройства, не попадают под действие запретительного закона?
М.К.: Мы надеемся, что все будет именно так. Предложения, которые мы представили в Минпромторг, направлены именно на это: дать возможность установить устройства ЭРА-ГЛОНАСС всем, кто эксплуатирует неновые автомобили, но хочет повысить свою безопасность.
А.К.: Да, хочу дополнить. К нам обращается, например, очень много таксомоторных компаний, которые говорят: у нас есть парк машин, и мы хотим оснастить их вашим оборудованием, повысить безопасность пассажиров и получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке. Есть логистические компании, которые говорят: мы занимаемся перевозками, в том числе опасных грузов, и хотим поставить аппаратуру, чтобы повысить безопасность своих водителей.
К: То есть, таким компаниям, у которых есть парки автомобилей, не имеющие изначально установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, не надо будет проводить краш-тесты?
А.К.: Мы стараемся сделать все, чтобы этого избежать. Конечное решение, разумеется, будет принимать регулятор, но все документы мы готовим именно в этом ключе.
К: Можно ли считать, что введение ЭРА-ГЛОНАСС отчасти преследует своей целью блокирование ввоза подержанных иномарок на территорию России?
М.К.: Такой цели у нас не было никогда. В Федеральном законе о ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» (Федеральный закон от 28.12.2013 N 395-ФЗ «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» – прим. авт.), статье 5, четко прописано назначение системы.
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) Статья 5. Назначение и структура системы
Система предназначена для:
К: То, что главное назначение системы — обеспечение безопасности, уже понятно. Но в какую сторону будет развиваться система, будут ли появляться какие-то дополнительные сервисы?
А.К.: Программа делового партнерства уже запущена, и по мере роста парка оснащенных системой автомобилей будет расти и число сервис-партнеров. Одновременно к нам есть много обращений со стороны автопрома. У нас был открытый диалог, проходило много конференций и круглых столов, согласительных совещаний, где мы обсуждали конкретные требования.
Сейчас все требования гармонизированы со стоимостью самого устройства и найден разумный компромисс. Все зависит от объема выпуска. Стоимость варьируется в пределах 4-8 тысяч рублей при штатном оснащении и, конечно, зависит от объемов заказов. Но теперь, когда эта часть пути пройдена, автопром подошел к идее, что на производимых ими автомобилях уже стоит устройство, в котором есть навигационно-связной модуль. Этот модуль можно использовать для каких-либо дополнительных сервисов.
Например, недавно к нам обратилась компания, производящая массовый на российском рынке автомобиль (не буду ее называть), и предложила использовать наше устройство для удаленного управления системами автомобиля. То есть, используя специальное приложение iOS или Android, владелец может удаленно завести двигатель, включить в салоне климат-контроль, открыть дверь или багажник. Вот производитель и говорит: ваша SIM-карта уже есть, модем есть, энергопотребление мы просчитали. Давайте мы ваш модуль немного доработаем в части программного обеспечения и будем его использовать для такого рода сервисов. Мы, естественно, не против.
Или вопрос об информировании потребителя. Любой производитель проводит сервисные акции. Как это сейчас работает? Сотрудники «садятся на телефон» и начинают обзванивать клиентов, сообщая, что им предлагается заехать в сервисный центр для бесплатной диагностики или замены того или иного узла или детали. Но автомобили перепродаются на вторичном рынке, и производитель не всегда может найти нового владельца. Так вот, производители спрашивают, можно ли через наш модем передать СМС, которое выведет на дисплей сообщение «Уважаемый владелец, на вашу машину открыта сервисная кампания, посетите, пожалуйста, дилерский центр». Для этого устройство периодически должно на минуту выходить из спящего режима, чтобы дать возможность принять «висящее» для него сообщение.
В принципе, некоторые марки уже апробировали такого рода сервисы в ЕС и США. В некоторых странах при помощи кнопки вызова помощи на дороге можно, например, заказать билеты в театр, на поезд, на самолет, забронировать гостиницу. Есть всевозможные решения, связанные с раздачей Wi-Fi в салоне. ЭРА-ГЛОНАСС уникальна тем, что мы начали все с чистого листа, и это, в первую очередь, сеть связи, поэтому в части создания дополнительных сервисов для удобства водителей и пассажиров фантазировать можно очень много.
У логистических компаний другие вопросы: они хотят знать, где находится груз, и спрашивают, можно ли сделать на нашей платформе трекеры. Скоро у нас появится платформа АСМ ЭРА. Но это мы говорим уже о некоторых надстройках и коммерческих сервисах. Еще раз обращаем внимание: в базовой ЭРА-ГЛОНАСС ничего этого нет, а есть только функционал, обеспечивающий получение экстренной помощи на дороге.
К: Сейчас 9 из 10 автолюбителей считают, что ЭРА-ГЛОНАСС и система спутниковой навигации ГЛОНАСС — это одно и то же. Это так?
А.К.: Конечно же нет. Для системы ЭРА-ГЛОНАСС система спутниковой навигации ГЛОНАСС является просто источником сигнала. У спутниковой группировки ГЛОНАСС есть так называемая закрытая часть, а есть открытый гражданский сигнал. Мы — такой же потребитель гражданского сигнала, как и все остальные, как и человек с приемником ГЛОНАСС в своем мобильном телефоне.
К: А на каком уровне происходит принятие решения, какая именно служба будет выезжать на вызов?
А.К.: У нас есть два пути. По технологическому проекту система ЭРА-ГЛОНАСС должна быть сопряжена с Системой 112, но она пока развернута не во всех регионах. Там, где она еще не развернута, мы сопряжены с дежурными частями МВД РФ регионального уровня.
Система 112 должна объединять все службы экстренного реагирования. В отработке приходящего от нас сигнала, будут задействованы пять служб: Служба скорой медицинской помощи, Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях, Служба пожарной охраны, Служба полиции, Служба ГИБДД. Решение о привлечении конкретных служб принимает Система 112. Они получают нашу карточку вызова, которая содержит довольно подробную информацию: координаты, тип транспортного средства. То есть, в Системе 112 знают, автобус это или легковой автомобиль. Также есть информация о количестве пассажиров, типе используемого топлива; марка, модель, цвет и госномер транспортного средства. Там, где нет Системы 112, решение принимается в дежурных частях МВД РФ.
К.: Касательно платных сервисов: как будет осуществляться оплата, через вас или с каждым провайдером услуг отдельно? Или это еще не прорабатывалось?
А.К.: Прорабатывалось. С каждым из сервис-провайдеров работа ведется индивидуально. Кто-то говорит, что будет работать с клиентом напрямую. Кто-то предлагает работать через нас в порядке корпоративной подписки. Все очень индивидуально, нельзя сказать, что бизнес-цепочка имеет вот такой и только такой вид. Например, если автомобилист из Москвы, имеющий подписку на местные сервисы, уедет куда-то в регион, где такой службы нет, но есть своя, то мы его свяжем с местной службой, и он будет работать напрямую.
К: А сколько уже принято реальных сигналов и сделано «боевых» выездов?
А.К.: По последней информации — 601 (по состоянию на 11.00 22.02.2017 – прим. авт.). И я хотел бы акцентировать внимание на том, что система позволяет вызвать помощь не только тогда, когда она нужна непосредственно вам. В Федеральном законе есть формулировка «о дорожно-транспортных и об иных происшествиях на автомобильных дорогах». Поэтому, если вы увидели, как кого-то грабят, вы видите пожар, еще что-то, что может угрожать жизни и здоровью людей, во всех таких случаях можно обращаться к соответствующим службам путем нажатия на легкодоступную кнопку.