в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

Методологические основы юридической психологии

в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

Юридическая психология — это научная дисциплина, в центре внимания которой находятся проблемы согласования человека и права как элементов единой системы. Успешному развитию юридической психологии способствует системный подход.

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами пра­ва, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обу­словлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, которые под­чиняются определенным правилам. Эти правила, обязательные для какого-то кон­кретного множества людей, называются нормами поведения, которые устанавлива­ются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регу­лируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы рас­хода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регу­лируют человеческие действия в отношениях между людьми и включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким обра­зом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юриди­ческая психология исследует человека в правонарушителе, свидетеле, потерпевшем и т. п.

Для юридической психологии характерно системное исследование процесса дея­тельности во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм. Толь­ко системный метод позволяет достаточно глубоко проанализировать взаимодействие этих структур и выявить основные психологические закономерности такого взаимо­действия, дать достаточно полное описание процесса с учетом всех его элементов.

Для юридической психологии продуктивно применение одного из принципов си­стемного анализа — иерархии систем, — суть которого заключается в том, что любая система рассматривается как часть другой, более широкой системы, а ее элементы — как самостоятельные системы. Этот принцип позволяет, с одной стороны, акценти­ровать внимание на многоуровневой организации изучаемой действительности, а с другой стороны, представляет возможность сосредоточить исследование на опреде­ленном качественно своеобразном явлении.

Представляет интерес высказывание М. Ф. Орзиха: «»Поведенческая» проблема­тика правоведения должна разрабатываться в свете теории социально-правовой ак­тивности личности. Это обеспечивает возможность не только определения действен­ности правовых средств, степени достижения целей законодателя, но дает более полное представление о личности как деятеле, субъекте правовой деятельности, о ме­ханизме правового воздействия на личность, социальном и личностном потенциале права и эффективности его социального действия на различных стадиях развертыва­ния правовой активности (в процессе принятия решения, осуществления правового действия, его правовой оценки). На этой основе возможно теоретическое и конкрет­но-социологическое изучение интенсивности правовой деятельности личности, опре­деление ее меры, степени в условиях демократического политико-правового режима, разработка рекомендаций по интенсификации этой деятельности» (Орзих М. Ф., 1975. С. 48).

Функция и назначение отдельных частей могут быть поняты только в контексте целого. Психология пошла преимущественно по пути дифференциации целого, ана­лиза частей и их связей друг с другом.

Объектом изучения юридической психологии и психологии юридического труда является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник право­отношений. В этом аспекте человека изучают юриспруденция, философия, психоло­гия и ряд других наук. Задача юридической психологии — в первую очередь исследо­вать и установить психологические закономерности деятельности и личности человека в области правового регулирования и разработать практические рекомен­дации по повышению эффективности правоприменительной деятельности

в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

Одним из методологических принципов юридической психологии является лич­ностный подход. Юридическая психология всегда имеет объектом исследования лич­ность, поскольку именно к ней адресована система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются зна­чимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной дея­тельности, при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т. д.

Одна из важных задач юридической психологии — выделение внутренних лич­ностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними фак­торами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, т. е. выделе­ние криминогенных личностных качеств и предпосылок.

В этой связи особую ценность приобретает развитие ведущей в отечественной на­уке общепсихологической теории деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.).

Деятельность — одна из основных психологических категорий. Однако общепри­знанного ее определения не существует.

С. Л. Рубинштейн отмечает органическую связь между деятельностью и сознани­ем человека. По его мнению, деятельность — это «процесс, посредством которого ре­ализуется то или иное отношение человека к окружающему его миру — другим лю­дям, к задачам, которые ставит перед ним жизнь» (Рубинштейн С. Л., 1957. С. 256).

Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и сред­ства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению опреде­ленной цели и который сам выступает в качестве отдаленно высшей цели, и, наконец, результат деятельности. Личность человека характеризуется прежде всего теми ос­новными, кардинальными целями, которые являются смыслом жизни человека и дви­жущими силами его деятельности, поведения. Основные цели интегрируют личность. Известно, что еще У. Джемс определил личность как «борца за цели». Личность, действительно, реально существует лишь в процессе достижения целей, выработки пла­нов деятельности, поисков способов их осуществления, оценки результатов и т. п. Перефразируя известное положение С. Л. Рубинштейна, можно сказать, что основ­ным способом существования личности является процесс, деятельность.

А. Н. Леонтьев считал, что содержание деятельности — это «единица жизни, опо­средованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что ориентирует субъекта в предметном мире» (Леонтьев А. Н., 1972).

К. К. Платонов дает следующее определение: «Человеческая деятельность или, что является синонимом, сознательная деятельность — это такая форма взаимосвязи со средой, в которой человек осуществляет сознательно поставленную цель. Структу­ра любой деятельности может быть уложена в такую общую схему: цель—мотив—спо­соб—результат» (Платонов К. К., 1972. С. 150-151).

Исследование сложной, многоцелевой интеллектуальной деятельности (напри­мер, юридической) возможно только с включением в процесс исследования самого деятеля, его личности, и результаты таких исследований дают возможность решить наиболее актуальные вопросы системы психологии юридического труда. На первоначальном этапе таких исследований важно сосредоточить внимание на наиболее типических сторонах правоохранительной деятельности. Познание психологических закономерностей деятельности этой профессии создает предпосылки для выявления закономерностей, характерных для юридической деятельности вообще и правоохра­нительной деятельности в частности.

Примером реализации системного метода в психологии юридического труда мо­жет служить профессиограмма, которая представляет собой сложную иерархическую структуру. Каждая из шести сторон профессиограммы отражает, во-первых, опреде­ленный цикл профессиональной деятельности, а во-вторых, в ней реализуются лич­ностные качества, навыки, умения, а также знания, которые обеспечивают профессио­нальный успех на этом уровне деятельности (Васильев В. Л., 2000).

Исследование интегральной индивидуальности (например, личности следовате­ля) осуществляется на основе системного подхода. Одно из главных методологиче­ских требований этого подхода заключается в том, что характеристика системы в це­лом требует иных понятий, чем характеристика отдельных иерархических уровней. Системный подход требует установления многомерных связей между множеством различных показателей, а кривые регрессии (корреляции) отражают связи лишь меж­ду двумя параметрами. В этой связи представляет интерес высказывание В. С. Мер­лина, что «если психолог выжал из человека сто графиков, это отнюдь не значит, что он познал его индивидуальность» (Мерлин В. С., 1978. С. 17).

На следующем этапе психологического исследования правоохранительной дея­тельности основной целью должен быть переход от анализа отдельных сторон этой деятельности к построению системы, которая отражала бы все стороны деятельности в их динамике и иерархической зависимости. Дополняя системно-структурный под­ход принципом иерархии, мы разделяем точку зрения К. К. Платонова, который рас­сматривает все психические феномены как ступени иерархической лестницы, у ко­торой низшие структуры подчинены (субординированы) высшим, а высшие, включая в себя низшие и опираясь на них, не сводятся к их сумме, так как переходы от ступени к ступени осуществляются как скачки на основе появления новых системных качеств. Окончательной целью такого исследования должно быть построение динамической иерархической системы «личность-деятельность», например «личность следовате­ля — следственная деятельность».

Психические состояния так же, как и устойчивые особенности характера и лично­сти потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологическим и психофизиологическим законам. Специфи­ка предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих со­стояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств лично­сти правонарушителей.

Следователь, производя предварительное следствие, и суд, разбирая дело в судеб­ном заседании, выясняют сложные переплетения человеческих взаимоотношений, порой трудно поддающиеся учету психологические качества людей, мотивы, по кото­рым человек совершил преступление. Так, в делах об убийстве, о доведении до само­убийства, об умышленном нанесении тяжких телесных повреждений, о хулиганстве, о кражах рассматриваются, по существу, психологические вопросы — корысти и мес­ти, коварства и жестокости, любви и ревности и др. При этом судьи, прокуроры, сле­дователи, работники органов дознания имеют дело не только с преступниками, но и с самыми различными людьми, выступающими в качестве свидетелей, потерпевших, экспертов, понятых. Личность каждого из них сложилась в определенных условиях общественной жизни, индивидуален стиль их мышления, неодинаковы их характе­ры, своеобразны их отношения к самим себе, к окружающему миру.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам воз­можность лучше понять свою жизнь и более сознательно строить ее. Судья и следо­ватель, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительных коло­ний должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, что значение психологической на­уки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто признан воздействовать на них, воспитывать их. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучаю­щая такие процессы, как ощущение и восприятие, память и мышление, чувства и воля, свойства личности с такими индивидуальными особенностями, как темперамент, ха­рактер, склонности, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

Источник

В чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

Юридическая психология включает в себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равной мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в сфере правового регулирования.

Являясь активным членом общества, человек совершает поступки, действия, которые подчиняются определенным правилам. Правила, обязательные для какого-то конкретного множества (массы) людей, называются нормами поведения, которые устанавливаются самими людьми в интересах либо всего общества, либо отдельных групп и классов.

Все нормы поведения обычно делят на технические и социальные. Первые регулируют деятельность человека по использованию природных ресурсов (нормы расхода топлива, электроэнергии, воды и т. п.) и орудий труда. Социальные нормы регулируют человеческие действия в отношениях между людьми.

Социальные нормы включают в себя обычаи, мораль и право. Все социальные нормы, исходя из принятых в обществе оценок, требуют либо воздержания от определенных поступков, либо совершения каких-то активных действий.

Методологическая особенность юридической психологии состоит в том, что центр тяжести в познании переносится на личность как субъект деятельности. Таким образом, если право в первую очередь выделяет в человеке правонарушителя, то юридическая психология исследует человека в правонарушителе, в свидетеле, потерпевшем и т. п.

Психическое состояние так же, как и устойчивые особенности характера и личности потерпевшего, правонарушителя, свидетеля, развиваются и протекают не иначе, как подчиняясь общепсихологлческим и психофизиологическим законам. Специфика предмета юридической психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их правового значения в процессе установления истины, в поисках научно обоснованных методов снижения возможности нарушения правовых норм путем психологической коррекции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

Точное представление о том, почему мы поступаем так, а не иначе, дает нам возможность лучше понять свою жизнь и более сознательно властвовать над нею. Судья и следователь, прокурор и защитник, администратор и воспитатель исправительных колоний должны быть вооружены психологическими знаниями, позволяющими правильно ориентироваться в сложных и запутанных отношениях и конфликтах, в которых им приходится разбираться. Бесспорно, что значение психологической науки необходимо каждому, кто имеет дело с людьми, кто признан воздействовать на них, воспитывать их. Наука о психической жизни и деятельности человека, изучающая такие процессы, как ощущение и восприятие, запоминание и мышление, чувства и воля, свойства личности с индивидуальными особенностями, как темперамент, характер, возраст, склонности, не может не иметь самого прямого отношения к раскрытию и расследованию преступлений, рассмотрению дел в суде.

В значительной степени задачи юридической психологии определяются потребностями в совершенствовании практической деятельности органов правосудия.

Работники следствия и суда, повседневно сталкиваясь с разнообразными проявлениями психики подследственного, потерпевшего, свидетеля, конечно, стараются разобраться в сложностях их душевного мира с тем, чтобы правильно понять его и должным образом оценить. Особенность самой профессии следователя, прокурора и судьи состоит з том, что она постепенно формирует определенные знания о человеческой психике, заставляя оперировать положениями так называемой практической психологии и быть в какой-то мере осведомленными в этой области. Однако объем и качество таких знаний, преимущественно интуитивных, не могут выйти за рамки индивидуального опыта и личных данных того или иного работника. Кроме того, такие эмпирические знания о душевном мире человека, приобретаемые от случая к случаю, бессистемны, и поэтому они не могут удовлетворять все возрастающие требования жизни. Для наиболее объективного и квалифицированного решения множества вопросов, постоянно возникающих перед судебно-следственными работниками, наряду с юридической и общей эрудицией, профессиональным опытом, требуются также и обширные психологические знания.

Занимаясь исследованием теневых сторон жизни, иногда в самых отталкивающих ее проявлениях, следователь, судья должны уметь сохранить личную невосприимчивость (иммунитет) к отрицательным влияниям и избежать нежелательного искажения личности, так называемой профессиональной деформации (подозрительность, самоуверенность, обвинительный уклон и т. п.).

Особенности труда этих работников делают необходимой морально-психологическую закалку, ибо они связаны со значительным напряжением умственных и моральных сил.

Юристам необходимо уметь рационально распределять свои силы и способности, чтобы сохранить результативность труда на протяжении всего рабочего дня, владеть профессиональными психологическими качествами, чтобы при наименьшей затрате нервной энергии получать оптимальные доказательственные данные. В последовательном развитии таких профессиональных качеств, как гибкость ума и характера, острая наблюдательность и цепкая память, самообладание и выдержка, принципиальность и справедливость, организованность и самостоятельность, большое значение имеют рекомендации психологической науки, которая указывает верные пути и средства их формирования. Наряду с этим дальнейшее повышение эффективности труда судебно-следственных работников требует всесторонней, глубокой разработки психологических основ криминалистической тактики, а также психологии других участников уголовного судопроизводства (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и др.). Психологическая компетентность судебно-следственных работников помогает «предотвратить чреватые иногда тяжелыми последствиями ошибки, которые могут возникнуть при суждении о человеческих поступках вследствие недоучета психологических моментов». 1

Методологическую основу юридической психологии составляет системно-структурный анализ процесса деятельности, который рассматривается во взаимосвязи со структурой личности и системой правовых норм.

Таким образом, в центре внимания этой науки находятся психологические проблемы согласования человека и права как элементов одной системы.

Исследуя проблему предмета и системы юридической психологии, автор исходит из принципиального положения, что психологические закономерности в области правоприменительной деятельности делятся на две большие категории: деятельность правопослушную и деятельность, связанную с теми или иными правонарушениями.

Этими методологическими предпосылками, а также принципом иерархии определяется построение системы юридической психологии, в которой последовательно анализируются психологические закономерности в сфере правопослушного поведения и в сфере социальной патологии (см. схему).

В общей части юридической психологии излагаются предмет, система, история, методы, связь с другими научными дисциплинами, а также основы общей и социальной психологии. В специальном разделе рассказывается о закономерностях правопослушного поведения, правовом сознании и интуиции личности, их роли в формировании иммунитета личности к криминогенной ситуации.

в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Смотреть картинку в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Картинка про в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ. Фото в чем состоит методологическая особенность юридической психологии выберите один ответ

Особенная часть юридической психологии, которую часто называют судебной психологией, состоит из следующих разделов: криминальная психология, психология потерпевшего, психология правонарушений несовершеннолетних, следственная психология, психология судебного процесса, судебно-психологическая экспертиза и исправительно-трудовая психология.

Наряду с развитием криминальной психологии, психологии потерпевшего, следственной психологии и других дисциплин, входящих в структуру особенной части юридической психологии, за последние годы в нашей стране получили развитие исследования психологии юридического труда, в частности отдельных его сторон, профессиограмм юридических профессий, профессионального отбора и профессиональной ориентации в области юриспруденции.

Изучение генезиса правонарушений характеризуется различными подходами к этим явлениям в зависимости от научной дисциплины, поскольку структура конкретного правонарушения может быть проанализирована с разных точек зрения. Юридический подход характеризует его как деяние, состоящее из четырех элементов: объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Для криминологии, социологии и психологии более продуктивен динамичный, генетический подход, позволяющий изучить поведение человека в развитии.

Аналогичные задачи («по другую сторону барьера») в криминогенной ситуации ставит и должна решать психология потерпевшего.

Психология потерпевшего изучает факторы формирования личности потерпевшего, его поведение в генезисе преступления, а также разрабатывает практические рекомендации по методике допроса потерпевшего и воспитания у людей морально-волевых качеств, которые обеспечивали бы защиту от преступного посягательства. Психология потерпевшего тесно связана с уголовным правом, криминологией, социальной психологией и психологией личности.

Психологические исследования личности потерпевшего и его деятельности представляются весьма актуальными, так как способствуют решению целого ряда вопросов: более правильной квалификации преступлений, изучению их причин и условий, более всестороннему расследованию уголовных дел, обнаружению новых доказательств и т.д.

Проблема включает в себя следующие аспекты: методы исследования личности потерпевшего, изучение поведения потерпевшего непосредственно перед событием преступления, в момент события преступления, после него и, наконец, в стадии предварительного следствия.

Сложная проблема формирования преступного умысла может быть достаточно глубоко исследована в первую очередь в рамках криминальной психологии и психологии потерпевшего.

В особом разделе криминальная психология исследует психологические аспекты неосторожной преступности, в том числе бытовую и профессиональную неосторожность.

В подавляющем большинстве случаев в число подростков-правонарушителей попадают те, у которых не сложились отношения в школьном коллективе.

Таким образом, юридическая психология исследует антисоциальное поведение несовершеннолетнего и влияние на него факторов внешней микросреды, а также особенности личности подростка, которые обусловливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи», и разрабатывает рекомендации, направленные на профилактику детской и юношеской преступности.

Можно выделить по крайней мере два направления такой реконструкции: реконструкцию самого события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Окончательной целью такой реконструкции является получение исчерпывающих сведений об объекте и объективной стороне состава преступления.

Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследует закономерности психической деятельности всех лиц, участвующих в рассмотрении уголовного дела в суде, а также воспитательное воздействие судебного процесса и приговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющего на судебный процесс, и др. С этим разделом тесно связаны науки: уголовное право, уголовный процесс, социальная психология, судебная этика.

Психологический анализ судебного процесса дает возможность разработать рекомендации, направленные на повышение эффективности правосудия, культуры процесса, максимального воспитательного воздействия на всех его участников.

Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде, динамику личности осужденного, факторы, влияющие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а также разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Исправительно-трудовая психология тесно связана с исправительно-трудовым правом, педагогикой, психологией труда и социальной психологией.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей пхихологии. Изд.2-е. М., 1946.С.26.

2 Познышев С.В. Криминальная психология. М. 1926. С. 9.

3 См.: Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.1977.С. 14.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *