гагаузы что за народ
Загадочные гагаузы: откуда они появились в Молдове
Кто такие гагаузы и откуда они взялись в Молдове – над этим вопросом историки бьются не одно столетие. Потомки печенегов и огузов, отуреченные христиане – как их только не называют. Догадки порождают множество стереотипов: что гагаузы ночуют в степи, ездят только на лошадях и кочуют с места на место. Но так ли это на самом деле?
В молдавские края гагаузы переселились в XVIII веке, по одной из версии, из Болгарии. Говорят, им так полюбилась буджакская степь, что они отказались кочевать дальше. Сегодня гагаузы являются одним из многочисленных народов Молдовы, живут отдельной автономией на юге страны и соблюдают традиции. А их у гагаузов много.
Например, одним из важнейших обрядов является свадьба. Основные торжества проходили в доме невесты. К замужеству ее готовили старшие женщины: наряжали, заплетали косу, складывали приданое. А вот свадебное платье шили родственники жениха. Кстати, замуж выдавали не в белом, а ярком зеленом платье. Кроме фаты голову молодой украшали геранью. Причем, цветок выращивала сама невеста, он считался символом красоты и чистоты. Нарядившись, она пускалась с гостями в пляс. Ведь чаще всего это было ее последнее вольное гуляние, которое обычно длилось три дня.
Гагаузские женщины – те еще модницы. Без бус и в поле не выходили работать. По женскому наряду можно было даже узнать судьбу: замужем ли женщина, сколько детей растит. Незамужние девушки в красивых платьях выходили на свадебный смотр. Если кавалер снимал с головы цветок, то считай, что сделал предложение. Но последнее слово всегда оставалось за родителями невесты.
В ярких нарядах буквально отражается природа буджаксой степи: голубые реки, зеленые рощи. Ткани окрашивали натуральными красителями.
«Зеленый цвет символизировал плодородие, поэтому платье у невесты было такого цвета. Это говорило о том, что будущая жена будет хорошо смотреть за своими детьми, будет их воспитывать и будет потрясающей хозяйкой», – говорит Ирина Сары, руководитель гагаузского ансамбля.
Кухня – пожалуй, единственное место, где женщина испокон веков чувствовала себя полноправной хозяйкой. Ведь в семье гагаузов строгий патриархат сохраняется до сих пор. В старину за софрой – круглым столиком – у каждого было свое место. Накормить большую семью было непростой задачей. Блюда готовила на скорую руку.
Согласно древним документам, основу гагаузского языка составляют тюркские слова. Однако существует и другая версия – что гагаузы зародились в Европе.
«Образ жизни нашего народа и облик нашего народа далек от азиатских тюркских кочевых народов и от кочевников», – считает Мария Капаклы, гид Национального гагаузского историко-этнографического музея.
Если о происхождении гагаузов еще ведутся споры, то их кочевое прошлое бесспорно. О нем красноречиво говорят предметы быта. Например, посуду делали прочную, но легкую. Деревянные ложки и тарелки спокойно помещались в походном мешке. А еще с собой всегда брали сосуд – сусак, в нем могло храниться вино или молоко. Сусак делали из особого вида тыквы, ее еще называли бутылочной. Когда плод созревал, его подвязывали таким образом, чтобы у кувшина вытягивались ручка или горлышко. Посуда получалась очень легкая, поэтому в далеких странствиях была незаменимой вещью.
В старину гагаузы содержали не только коз и овец, но и лошадей. Последние считались главным достоянием кочевника. Без коня гагауз не считался гагаузом. В XVIII веке гагаузы верхом прокладывали путь к лучшим землям. В селах и сегодня можно встретить конную упряжку. Хотя современные гагаузы давно освоили автомобили, но по-прежнему свято чтут грациозную лошадь. У гагаузов есть даже поверие: кто не ездил на лошади, тот всю жизнь ходил пешком.
Гагаузы
Гагаузы: православные тюрки
Гагаузы – народ тюркского происхождения и православной веры, который исторически проживал на территории области Буджак, поделённой ныне между Молдовой и Украиной.
Этноним гагаузы
Сами себя гагаузы называют Gagauzlar. По одной из версий, это искажённое тюркское слово «гёк-огуз», что означает «синие» или «небесные» огузы.
Впрочем, у самих гагаузов популярна версия, согласно которой их этноним образовался от слияния слов «гага» («клюв» или «нос») и «уз» («прямой»). Дескать, сколько этот нос или клюв ни гни, он всё равно остаётся прямой. Так и гагаузы: всегда идут своим путём.
В России и Средней Азии гагаузы также часто называют себя болгарами.
Внешность гагаузов
На вид гагаузы мало отличаются от болгар, молдаван, южных украинцев, хотя иногда похожи на татар или турков. Они выраженные европеоиды, генетически имеют много общего с македонцами и сербами.
Всероссийская перепись населения 2010 года насчитала в России 13690 гагаузов, которые в основном компактно проживают в Прохладненском районе Кабардино-Балкарии.
2,5 тысячи гагаузов живут в Тюменской области (в том числе1,6 тысячи – в Ханты-Мансийском автономном округе и 0,8 тысячи – в Ямало-Ненецком).
В Московской области насчитывается 1,5 тысячи гагаузов, в Москве – 1,2 тысячи.
Всего в мире живёт 250 000 гагаузов.
Исторически гагаузы живут в области Буджак на юге Молдовы, где им предоставлена автономия в виде территориального образования Гагаузия – Гагауз-Ери со столицей в городе Комрат. По переписи населения 2004 года, в Молдове насчитывалось 147,7 гагаузов, в том числе 128,6 тысячи – в Гагаузии.
На Украине насчитывается более 30 тысяч гагаузов, из них более 27 тысяч проживают в Одесской области. Гагаузы живут также в Турции, Греции, Румынии, Болгарии, Казахстане, Узбекистане, Туркмении, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Грузии, США, Канаде и Бразилии.
Язык гагаузов
Гагаузский язык относится к огузской подгруппе юго-западной ветви тюркских языков. Он близок турецкому языку и южному диалекту крымско-татарского, но в отличие от турков гагаузы вместо звука «ğ» используют «g», что сближает гагаузский язык с тувинским.
Существуют центральный (чадырлунгско-комратский) и южный (вулканештский) диалекты гагаузского языка. Южный – более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков.
До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. 30 июля 1957 года указом Президиума Верховного Совета Молдавской ССР была введена гагаузская письменность на основе русской графики. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей.
Религия гагаузов
Большая часть гагаузов исповедует православие.
Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами – то есть, обожествляли Тенгри – небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века.
Некоторая часть гагаузов, «гаджа́лы», представляют из себя особую этнорелигиозную группу, которая исповедует ислам суннитского толка.
Болгарский историк Г. Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше – 21.
В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами, которые говорят на турецком языке. В российской тюркологии преобладает гипотеза о происхождении гагаузов от обращённых в христианство тюркоязычных кочевников южно-русских степей – булгар, печенегов, половцев, огузов и торков.
В Турции считается, что гагаузы произошли от тюрок-сельджуков, которые переселились на Балканы из Малой Азии в XIII веке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки – что от греков.
В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен.
По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н.э. и подчинялись Хазарскому каганату.
Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее.
В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии. Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство.
Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. В XIII веке оно называлось «Добружанское княжество» или «Узи эйялет». Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру.
В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет (с 1769 по 1854 годы) и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону.
Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан.
В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.
В 1918-1940 годах Бессарабия находилась в составе Румынии. После Второй Мировой войны гагаузские земли вошли в состав Молдавской советской социалистической республики СССР.
В 1988 году гагаузские активисты основали движение «Гагауз Халкы» («Гагаузский народ»), и решили создать в Молдове гагаузскую автономию со столицей в городе Комрат. В августе 1990 года в Комрате было объявлено о создании Гагаузской республики, но правительство Молдовы аннулировало эту декларацию. Это побудило гагаузский народ активно противодействовать кишинёвским властям. В итоге в 1994 году парламент Республики Молдова принял закон об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери). В её состав вошли 3 города и 27 сел.
Традиции гагаузов
Календарная обрядность гагаузов сохранила следы тюркской кочевнической традиции, а также переняла общебалканские мотивы. Например, у них есть Волчьи праздники (Джанавар Йортулары), открывающие зимний цикл обрядов (с середины ноября).
Древний культ волка силён у гагаузов до сих пор. На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного.
Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям. Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа.
Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами. Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу.
В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу.
В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая – обряд вызывания дождя с Пипирудой.
В обряде «Пипируда» («бабочка») участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев. После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками.
В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением (фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе). В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха.
На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку. Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора.
На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет. А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин – например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.
У женщин не было права наследовать собственность родителей. После смерти мужа вдова получала одну четвёртую его имущества. У повторно вышедшей замуж вдовы было больше прав на наследство. К тому же, если с первым мужем женщина не имела возможности развестись, то от второго могла уйти по собственному желанию.
Беременность и роды считались у гагаузов нечистым делом. В течение сорока дней после рождения ребёнка женщина не имела права ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить её.
Жилище и одежда гагаузов
Традиционное жилище гагаузов – это состоящий из трёх помещений дом («бююк», «евь») с завалинкой («приспа») и верандой на деревянных или кирпичных столбах вдоль стены, которая обращена на улицу. К дому обычно пристраивалась кухня и другие хозяйственные помещения.
Комнаты гагаузы украшали коврами с вытканными красными розами в обрамлении зелёных листьев на чёрном фоне, ткаными половиками и вышитыми полотенцами.
Гагаузские женщины носили туникообразную рубаху и безрукавное платье с широким шерстяным красным поясом, а поверх повязывали передник. На голову они повязывали плотный чёрный платок («чемьберь») поверх тонкого белого платка («мода»).
Зимой женщины надевали платье с рукавами, суконную кофту и овчинную безрукавку («жугрантлы минтанка») с кожаной аппликацией.
Женщины также носили большое количество украшений, в том числе ожерелье из золотых монет («лифт»), чтобы продемонстрировать богатство родителей или мужа.
Гагаузские мужчины носили подпоясанную широким красным поясом рубаху и широкие суконные штаны. Летом – суконную шляпу, зимой – меховой колпак. Чабаны также носили меховые штаны («мешин»), безрукавку-минтанку и короткую куртку, украшенную цветной строчкой («кюрк»).
Занятия и ремёсла, кухня гагаузов
К началу XX века гагаузы в основном занимались скотоводством и земледелием, в том числе виноградарством. У них было развито ткачество из шерсти и шёлка, изготовление ковров.
Пища гагаузов хранит память об их прошлой кочевой жизни, если судить по тому, какими способами они обрабатывают молоко, хранят мясо творог и брынзу (в шкуре или в сосудах из тыквы – сусаках).
Они также готовят фаршированные бараниной со специями желудки («каурма»).
По праздникам на столе у гагаузов обязательно присутствует холодец («пача»), а для жертвоприношений они варят «курбан» – пшеничную кашу.
Есть у гагаузов и свой традиционный йогурт – «йуурт». Это кисломолочный продукт, для приготовления которого они кипятили молоко, а потом добавляли сметану и давали этой смеси скиснуть, а чтобы она не испортилась, клали в кувшин серебряную монетку.
Главный напиток гагаузов – красное вино.
Фольклор гагаузов
Свадебные песни гагаузов, как и у славян, печальные: в них воспевается горечь расставания невесты с родным домом.
В гагаузском фольклоре много легенд о лушницах, которые предсказывают судьбу ребёнка, и волшебных сказок, в которых живёт древний культ волка.
В народной музыке преобладает одноголосие, свойственное для музыкальной культуры тюрков.
Вокальная культура гагаузов представляет два стиля: «турку» (лирические, эпические, свадебные, сиротские песни, баллады, плачи) и «маани» (частушки).
Гагаузские танцы: «Аар ойун», «Фырли кундак», «Кадынжа». Обрядовые мелодии: «Пернеля» (пастушеская), «Гелин хавасы» (мелодия невесты), «Аламак авасы» (плач).
Народные инструменты: свирель, кауш (3-струнный смычковый наподобие болгарской гадулки), кобза, кавал, гайда, скрипка, различные идиофоны.
Народы и религии мира: Энциклопедия / Гл. ред. В.А. Тишков. Редкол.: О.Ю.Артемова, С.А.Арутюнов, А.Н.Кожановский, В.М.Макаревич (зам. гл. ред.), В.А.Попов, П.И.Пучков (зам. гл. ред.), Г.Ю.Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998, — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Гагаузы — таинственный народ, почитающий волка
Гагаузы — один из самых загадочных народов мира, поскольку вопрос его происхождения до сих пор остается открытым. В культуре гагаузов соединились христианские и языческие верования. Уходящий корнями в древность культ почитания волка сохраняется до сих пор: на флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова, символизирующая независимость, собственный путь и духовную связь с предками.
Название
Существует ряд версий, объясняющих происхождение названия народа. Достоверность того или иного варианта точно установить нельзя, поскольку каждый из них связан с историей происхождения народа, остающейся тайной до сих пор.
Где живут
Первые достоверные сведения свидетельствуют о расселении гагаузов на территории Балканского полуострова, на территории современных Румынии и Болгарии, в историческом регионе Добруджа. В конце XVIII — первой половине XIX веков, в связи с непрекращающейся войной между Османской и Российской империями на территории Балкан, а также царящей на Балканском полуострове анархией, начался процесс миграции гагаузов.
В этот период российские власти предложили жителям региона переселиться на необжитые территории Бессарабии: исторической области между реками Дунай, Днестр, Прут и Черным морем, располагавшейся на юго-востоке Европы. Сегодня территории разделены между двумя государствами:
Историческая территория проживания гагаузов на Балканском полуострове разделена между Румынией и Болгарией. Оставшиеся в регионе представители народности довольно быстро ассимилировались, в большинстве утратив национальную самоидентификацию.
Численность
Численность гагаузов в мире составляет порядка 250 000 человек. Большая часть, согласно информации 2004 г., проживает в Молдавии — 147 500 человек. Среди них:
Значительное число гагаузов проживает на территориях других государств:
Незначительные диаспоры и отдельные представители народности живут в Канаде, Бразилии, США, Грузии, Эстонии, Туркмении, Латвии, Белоруссии, Узбекистане.
Гагаузский язык относят к числу тюркских, причисляется к огузской группе. Гагаузский похож на турецкий язык, имеет сходство с крымско-татарским. Семантика, грамматика, лексика имеют значительные отличия. Важным выступает факт заимствования в гагаузском ряда элементов других тюркоязычных народов. Яркий пример сближения с тувинским языком — использование двойной гласной вместо типично турецкого звука ğ.
История
Тайна происхождения гагаузов до сегодняшнего дня продолжает волновать исследователей по всему миру. На сегодняшний день насчитывается более двадцати версий. Наиболее популярными являются следующие:
Внешность
Внешне гагаузы похожи на соседские народы: болгар, молдаван, румын, глобально относятся к европеоидной расе. Анализ особенностей внешности показывает, что гагаузы занимают срединное положение среди перечисленных народов, вобрав ряд отличительных характеристик каждого. В среде гагаузов встречаются разные типы внешности, сближающие представителей этноса с тюркскими или балканскими народами. Генетически гагаузы обнаруживают наибольшее сходство с болгарами, турками, македонцами и сербами.
К отличительным особенностям внешности относят:
Одежда
Традиционный повседневный женский костюм — длиннополая просторная рубаха. Поверх надевали платье без рукавов летом, с рукавами зимой. Дополняли наряд передником, вокруг талии повязывали пояс красного цвета. Голову покрывали белым платком, поверх крепили платок большего размера черного цвета. Зимой носили платье с рукавами, поверх надевали кофту из сукна и безрукавку из овчины. Обязательный элемент любого наряда — лифт, нагрудное украшение из золотых монет. Чем богаче семья женщины, тем больше лифтов она носила.
Повседневный мужской наряд — просторные штаны и рубаха, подпоясанная красным кушаком. Летом в качестве головного убора служила короткополая шляпа из сукна, зимой — меховой колпак. Для тепла на выпасе скота надевали штаны из овчины мехом внутрь, укороченную куртку, украшенную строчкой черного или красного цвета.
Семейный уклад
Беременность и рождение детей воспринимали, как нечистые процессы. В течение сорока дней после родов женщине запрещалось ступать на землю босыми ногами, чтобы не осквернить ее. По истечении сорока дней после родов молодой матери разрешали выходить из комнаты, сразу же погружали в привычные дела. В связи с тем, что уход за ребенком матерям приходилось совмещать с хозяйственными делами и полевыми работами, наблюдался высокий уровень младенческой смертности. Женщину, вышедшую замуж и вступившую в связь с мужем, также воспринимали нечистой. Например, запрещали ходить на родник за водой, пока не посетит церковь впервые после свадьбы.
Детей с детства воспитывали в строгости, проявление к ним чувств родителями на людях запрещалось. В связи с этим ближайшими людьми для малышей становились дедушка с бабушкой, которым позволялось проявлять ласку. С наступлением подросткового возраста дети могли свободно общаться с матерью, просить у нее совета. Отец не общался по душам с детьми до момента создания ими собственной семьи. В случае, если ребенку надо было обсудить какой-то вопрос с папой, посредником выступала мать.
Со взрослением детей статус невестки в доме менялся. Сразу после прихода в семью мужа девушка теряла собственное имя, ее называли «gelin», что означала «пришлая». Невестка находилась в полном подчинении у родственников супруга, выполняла наиболее сложные хозяйственные дела, работала в поле. Чем старше становились дети, тем более уважаемой становилась их мать.
Религия
Гагаузы исповедуют христианство, смешавшееся в сознании народа с древними языческими верованиями. День святого Николая считался мужским праздником: гагаузы собирались в гостях у именинников и устраивали шумное застолье. В этот день обязательными на столе считались рыбные блюда: заливное и пшеничная каша с рыбой, считавшиеся своеобразным жертвоприношением святому. Накануне мужчины обряжались в женские наряды, обмазывались сажей, ходили по домам. Визиты воспринимались благосклонно: считалось, они приносят удачу. В канун Дня святого Андрея дома оберегали от чертей и нечистых сил, обмазывая косяки чесноком, натирая пахучей приправой руки и лицо.
Особое значение до сих пор занимает культ волка, возможно, некогда бывшего тотемным животным предков гагаузов. Голова животного изображена на первом флаге независимой Гагаузии. Раньше охранительным талисманом считался амулет из волчьего зуба, сегодня многие представители народности носят подвески с изображением священного животного.
С культом волка связан волчий праздник, длившийся целую неделю и выпадавший на конец осени — начало зимы. Он связан с промысловыми особенностями жизни народа: в этот период овец уводили с пастбищ и загоняли в стойла, что привлекало волков ближе к селениям. Чтобы защититься от хищников, в течение недели выполняли особые ритуалы:
Интересно, что со временем волчий праздник влился в христианский календарь: он должен был выпадать на 3 дня перед рождественским постом, и на 3 дня после его начала.
Традиции
У гагаузов существовали следующие варианты вступления в брак:
Сбегание и похищение осуждались обществом. Существовали вариации обрядов: похищение с согласия девушки и фиктивное похищение, о котором знали родные молодоженов с обеих сторон. Несмотря на неодобрение обществом подобных способов заключения брака, они позволяли сэкономить на проведении свадебного торжества.
Традиционный способ создания семьи — сговор между родителями. Молодые люди присматривали невест на общественных гуляньях и молодежных посиделках. О сделанном выборе будущий жених сообщал своим родственникам, после чего те проводили «расследование», касавшееся благосостояния семьи, выяснения состояния здоровья предполагаемой невесты.
Если старшее поколение одобряло сделанный выбор, к родителям невесты отправляли сватов, в роли которых выступали красноречивые мужчины и женщины. На сватовство обычно отправлялись поздно вечером или рано утром, чтобы избежать позора в случае отказа. Вопрос о сватовстве обсуждали иносказательно, заводив разговор о продаже индюшонка или другого домашнего животного. С первого раза ответ получали редко, однако в случае положительного решения, приступали к вопросу обсуждения «выкупа» за невесту и размера ее приданого. В качестве подтверждения намерений сватам давали платье девушки: по его меркам сторона мужа шила свадебный наряд. Отказывали сватам тоже деликатно: сообщали, что приданое еще не собрано, или невеста не вошла в нужный возраст.
В день свадьбы в домах молодоженов собирались родственники, отмечавшие торжество по отдельности. К обеду за невестой приезжал свадебный поезд с женихом, его друзьями и родными. Обязательные элементы этого этапа — обрядовые песни-прощания с домом со стороны невесты, а также выкуп женихом приданого. После «кортеж» отправлялся в дом жениха, в него включался обоз с приданым.
В доме жениха устраивали свадебный пир, где присутствовали и молодожены. Считалось, что это последний праздник, на котором от души сможет погулять невеста. Второй день начинался с унизительного для молодой жены обряда. В комнату к молодым заходила родственница со стороны мужа, призванная убедиться в невинности невестки. Под дверью оставался стоять дядя жениха с ружьем и плеткой. Если невинность подтверждалась, окрестности оглашал выстрел. Если невеста имела добрачные связи, плетку передавали мужу, который с ее помощью выбивал из жены признание, кто причастен к ее позору. В случае, когда связь до брака была с нынешним женихом, обоих, вместо лошадей, впрягали в повозку, заставляя совершить круг позора по деревне.
Доказавших свою невинность девушек выводили во двор, где продолжали гулянья и пир. На девушку надевали красное платье, гостям подавали подкрашенную в красный цвет водку. Рубаху, свидетельствовавшую о честности девушки, клали поверх сита и выставляли на всеобщее обозрение. Сегодня унизительные обряды ушли в прошлое, однако сохранился обряд подачи на свадьбах красной водки. Обычно ее разливают по стопкам в конце торжества и продают желающим за деньги — в семейную кассу молодоженов.
Основу рациона гагаузов составляли молочные, мучные и мясные блюда. Традиционное блюдо — лепешка гезлеме, выпекаемая на сковородке садж, широко распространенной в Турции. Особенность лепешки — начинка, обязательно включающая сыр, обычно брынзу. Распространенный вариант — гезлеме с нууром, творогом из овечьего молока. По желанию добавляются и другие компоненты: зелень, шпинат, яйцо, фарш, картофель. Похожее блюдо — слоеный пирог с творогом кывырма.
Поскольку основным занятием гагаузов было скотоводство, особое разнообразие имеют блюда на основе молока. Внимания заслуживает йуурт — аутентичный кисломолочный продукт, похожий на натуральный йогурт без добавок. Для приготовления молоко кипятили, затем добавляли ложку сметаны, давали скиснуть и выносили на холод. Для обеззараживания в кувшин с заготовкой обязательно кидали серебряную монету.