В отличие от многих других музыкальных инструментов у роялей и пианино довольно короткий срок службы. Поэтому год выпуска инструмента является здесь одним из основных определяющих факторов. Год выпуска на самом инструменте почти никогда не проставляется. Определить его можно или по документам на инструмент (паспорт, чек магазина и т. п.) или по серийному номеру, используя, в частности, таблицу 04.
Чем интенсивнее эксплуатируется инструмент, тем меньше его ресурс. Никогда не покупайте фортепиано (особенно пианино) у профессиональных музыкантов, тем более у пианистов. Многие пианино не предназначены для профессионального использования (если говорить строго — в профессиональных целях уже давно используются только рояли). Самым лучшим является покупка инструмента у людей, которые по тем или иным причинам вообще не играли на своём пианино.
Существует распространённое заблуждение, что если инструмент использовался в «качестве мебели», т. е. на нём почти не играли, то его музыкальные качества сильно утрачиваются. Действительно утрачиваются, но временно. После проведения настройки, регулировки механики и других необходимых работ за два-три месяца (максимум полгода) инструмент вновь обретает «прежнюю форму». А вот ресурс у такого инструмента намного больше, чем у фортепиано, которое постоянно эксплуатировалось.
В таблице 04 приведены рекомендуемые фирмы и серийные номера, по которым Вы можете самостоятельно установить год выпуска инструмента.
В первой строке таблицы 04 проставлены года выпуска от 1960 по 1995. Под каждым годом столбец с серийными номерами, соответствующими этому году. Например, инструмент Petrof № 333990 выпущен в 1980 году, а Zimmermann № 280500 выпущен в 1975 году и т. п.
Фирмы в таблице 04 расположены от самой лучшей (August Forster) до самой скромной из рекомендуемых марок (Geyer). Однако обязательно следует учитывать также и модель пианино. В ряде случаев лучшая модель фирмы, которая расположена ниже по таблице, может быть превосходней некоторых моделей фирмы, расположенной по таблице выше.
Некоторые серийные номера в таблице 04 выделены серым цветом. Соответствующие им инструменты рекомендуется по возможности не рассматривать. Конечно, возможны и исключения. Например, может быть, что довольно старый инструмент окажется в очень хорошем состоянии. Но подобные случаи — большая редкость.
Раздел №2. Таблица 04 (таблица серийных номеров рекомендуемых фирм для покупки подержанного пианино в Москве).
Фирма / Год выпуска
Примечания
1.1
August Forster (Август Фёрстер), Лёбау, Саксония, Германия.
Столбец для чешских инстру-ментов.
Особенно ценятся инструменты с увеличенным наклоном струны.
1.2
Bluthner (Блютнер), Лейпциг, Германия.
Значительно уступает «Bluthner».
2.2
Weinbach (Вайнбах), Чехия, производство на ф-ме «Petrof».
Уровень «Petrof», но марка менее известна.
3.1
R o sler (Рёслер), Чешка-Липа, Чехия, (производство роялей на ф-ме «Petrof»).
Чуть хуже «Petrof».
3.2
Scholze (Шольце), Вальнсдорф-Георгсвальде, Чехия.
Чуть хуже «Petrof».
4.1
Ronisch (Рёниш), Лейпциг, Германия.
Не реко-мендуются чешские инстру-менты с номерами выше, чем в этом столбце.
Модель высотой 115 см имеет увеличенный наклон струны
4.2
Zimmermann (Циммерманн), Лейпциг, Германия.
Заметно уступает «Petrof».
5.1
Wagner (Вагнер), Лейпциг, теперь фабрика в Лейцене, Германия.
Есть модели с увеличенным наклоном струны.
5.2
Geyer (Гейер), Айзенберг, Германия.
Самая низкая из рекомендуемых марок.
В начало .
Раздел №3. Т аблица 05 (таблица приоритетов для пианино с учётом моделей).
увеличенный наклон струны, удлинённая пилотная механика, в более ранний период выпускалась модель 130см имеющая обычный наклон струны.
model 116 Super
увеличенный наклон струны, до примерно 1980 года модель называлась «model Super» и имела высоту 117-118см. Позднее и по сегодняшний день к названию модели прибавляется заглавная буква, означающая дизайн корпуса (например, model 116 Super D, model 116 Super C и т. д.)
109см
увеличенный наклон струны, сегодня эта модель уже не выпускается
все модели, начиная с самой высокой (130см)
Barock (131см)
удлинённая пилотная механика
126см
удлинённая пилотная механика
модели с высотами: 117см (Poloship), 116см, 115см
разница по высоте обусловлена дизайном корпуса, с музыкальной точки зрения модели равноценны.
9.
Petrof / Weinbach
114K
р азница по высоте обусловлена дизайном корпуса, с музыкальной точки зрения модели равноценны.
Petrof / Weinbach
113-112cм
Ronisch
115см
увеличенный наклон струны
Rosler
ниже 112см в порядке убывания высоты
в большинстве случаев я не рекомендую, если конечно позволяет бюджет, приобретать чешские пианино ниже 112-110см, а немецкие — ниже 110-108см.
ниже 115см в порядке убывания высоты
ниже 115см в порядке убывания высоты
все модели, начиная с самой высокой
примерно с 1980 года — увеличенный наклон струны, но реализация здесь такой конструкции оставляет желать лучшего. впрочем, в целом, довольно неплохие инструменты.
Чем пианино выше, тем модель лучше (данное правило нельзя применять к пианино с увеличенным наклоном струны, если только не сравниваются такие пианино между собой). Разница по высоте всего в 5см считается значительной. В некоторых случаях разница по высоте обусловлена дизайном корпуса. Музыкальная часть у таких пианино одинаковая и с музыкальной точки зрения такие модели равноценны.
Конструкция пианино с увеличенным наклоном струны была разработана фирмой «August Forster». Здесь концертная (большая) мензура достигается не высотой (как обычно), а, собственно, увеличением наклона струны. Пианино с такой конструкцией, при прочих равных условиях, имеют высоту меньше, а звучат лучше и по классу выше, чем более высокие пианино с обычной конструкцией. К сожалению, этот важный момент многие даже не знают.
Фирмы в таблице 04 условно разбиты на 5-ть групп. В каждой группе по 2-ве фирмы. Разница в классе между фирмами одной группы несущественна (кроме 1-ой группы). Разница в классе между фирмами разных групп более значительна.
Самая большая разница в классе — между 1-ой и 2-ой группой.
В 1-ой группе, пианино August Forster заметно превосходят пианино Bluthner.
Разница в классе между 2-ой и 3-ей группой не велика, а между 3-ей и 4-ой группой уже более значительна. Но инструменты Ronisch высотой 115см, пожалуй, составляют исключение. Эти пианино имеют увеличенный наклон струны. И за счёт такой конструкции эту модель фирмы «Ronisch» можно отнести к 3-ей и даже ко 2-ой группе. Очень редко встречаются пианино «Ronisch» высотой 126см, которые ещё лучше, чем Ronisch 115см. В подавляющем большинстве пианино Ronisch и Zimmermann имеют высоту от 107см до 110см. Из этих моделей чаще чуть лучше звучит Zimmermann.
Инструменты с увеличенным наклоном струны встречаются также у «Wagner» и «Geyer». Но реализация в этих пианино великолепной идеи конструкции фирмы «August Forster» оставляет желать лучшего.
Во 2-ой группе таблицы 04 предстпвлены Petrof и Weinbach. Отличаются эти марки сегодня только названием. Фирму Petrof основал Антон Петров в 1864 году. В 1884 году Иржков открыл на фирме Petrof производство и своих инструментов под маркой Weinbach. В социалистической Чехословакии производство было национализировано. Но чисто традиционно сохранили две марки — Petrof и Weinbach. Однако, марка Petrof более известна, поэтому при прочих равных условиях лучше приобрести Petrof — легче будет потом продать при смене инструмента…
Нередко приходиться слышать, что и две других чешских марки, Rosler и Scholze, производятся на фирме Petrof. Но, конечно же, это не так. Rosler производит на фирме Petrof только рояли, а Scholze и вовсе не имеет к Petrof никакого отношения. Пианино Rosler и Scholze — это совершенно другие инструменты, чем Petrof / Weinbach.
В таблице 05 приведены те же фирмы, что и в таблице 04, но уже с учётом моделей.
Кроме фирмы и модели следует учитывать также год выпуска пианино (это очень важный фактор) и, конечно же, состояние инструмента. А также индивидуальные особенности инструмента. Повторю здесь ещё раз, два совершенно одинаковых (по фирме, по модели, по году выпуска и по состоянию) инструмента могут совершенно по разному звучать.
Таким образом, при покупке подержанного пианино следует учесть:
Выберите интересующую Вас марку и введите фабричный номер инструмента. Программа найдёт в базе ближайшие два паспорта с меньшим и бо́льшим номерами и, исходя из их дат выпуска, рассчитает приблизительную дату производства и возраст запрашиваемого инструмента.
Даты в Определителе выводятся в формате ГГГГ.ММ.ДД. Если в паспорте указан только год и месяц выпуска, то вместо последних двух цифр будет показано «XX».
Обращайте внимание на информацию о паспортах с соседними номерами. Чем меньше интервал между их датами, тем точнее датировка запрашиваемого инструмента. Фабрики с течением времени могли как наращивать, так и сокращать производство, поэтому большой интервал между датами соседних номеров может свидетельствовать о существенной погрешности в определении даты выпуска инструмента с введённым номером.
Если введённый номер окажется меньше самого маленького из базы данных, то будет показана паспортная информация без определения даты выпуска запрашиваемого инструмента:
Такой же результат будет, если введённый номер окажется больше самого большого из базы данных:
В Определитель занесены и те марки, по которым пока есть данные всего одного паспорта, поскольку даже такая информация может оказаться полезной пользователю.
У калужской фабрики «Аккорд» менялась нумерация. В Определителе эта фирма разделена на четыре потока:
Омская фабрика пианино «Иртыш» начинала заново нумерацию своих инструментов два раза. В Определителе эта фирма разделена на три потока:
По всей видимости фабрики в Тбилиси и Ереване начали свою нумерацию заново при переходе со старых артикулов (102, 104) на новые, приблизительно в 1969-70 годах.
При определении года выпуска роялей «Красный Октябрь» могут возникнуть проблемы. Иногда эти советские инструменты вдруг имеют неожиданно большой номер, шестизначный, начинающийся на 8 или 9. Статистики по этим необычным номерам роялей у нас, к сожалению, пока нет.
Отечественные инструменты до 1917 года выпускались без паспортов. Иногда у хозяев сохраняются старинные оригинальные документы о покупке пианино или рояля, но по ним датировать инструмент нельзя, так как он мог быть куплен после пары (или даже больше) лет хранения на складе. Более точная датировка возможна по надписям, оставленным мастерами фабрики внутри инструмента (чаще всего на клавише):
Пока такой собранной информации у нас мало. Надеемся на постепенное пополнение базы данных.
Если у Вас есть своя информация по паспортам отечественных инструментов, то Вы можете поделиться ею в группах в ВКонтакте, Facebook, в Одноклассниках, Livejournal и Мой Мир. Все группы называются одинаково: «Атлас номеров советских (российских) фортепиано». Также фотографии страниц паспортов с номером инструмента и датой выпуска можно отправить при помощи формы ниже:
База данных паспортов отечественных фортепиано может пополниться с Вашей помощью. С каждым обновлением Определителя датировка инструментов становится точнее.
Вы можете скачать и установить на свой смартфон Android свежую версию приложения «Определитель возраста фортепиано» (последнее обновление от 18 июля 2021 года).
За сколько можно продать старинное немецкое пианино?
Этот вопрос настолько частый, что мы решили посвятить ему отдельную небольшую статью.
Сначала кратко, но поэтапно обозначим, что нужно выяснить, а затем разберем каждый пункт немного подробнее.
1. Не отечественного ли производства ваше фортепиано с явно немецким названием? (Такие марки как F. Muhlbach, C. M. Schroder, Diederichs freres, J.Becker и некоторые другие). 2. Какого типа у пианино механика: «старая» или «современная»? 3. Входит ли марка вашего фортепиано в мировой топ лидеров?
Итак, по первому пункту:
Не всегда старинное пианино с немецким названием в реальности им является. Часто встречаются и отечественные производители дореволюционного периода. Кто-то скажет, что они были очень хорошими, кто-то возразит. Не суть важно, в принципе. Отметим главное – мы бы не взяли. Подобные нам фирмы не возьмут тоже и даже бесплатно. Причина проста – вкладывать немалые суммы в профессиональные реставрации имеет смысл только в импортные фортепиано, причем мировых лидеров.
Потому будьте осторожны при выборе пианино. С завидным постоянством на различных рекламных интернет-площадках типа www.avito.ru можно встретить объявление о продаже «уникального немецкого пианино или рояля», которое в реальности является отечественным. Полбеды, когда сами люди по незнанию размещают такие объявления, но нередко этим грешат и настройщики, желающие подработать не совсем, а точнее совсем нечестным путем. Они не могут не знать об истинном происхождении данного фортепиано.
Вот основные имена отечественных производителей, которые на сегодняшний день встречаются достаточно часто: F. Muhlbach (Ф. Мюльбах) C. M. Schroder (Шрёдер) Diederichs freres (Браться Дидерикс) J.Becker (Бейкер) R. Rathke Offenbacher и некоторые другие.
Всё это, конечно, поставщики Его (и прочих) императорских величеств, множество медалей и различных эффектных надписей внутри инструмента, но что касается нас – спасибо, не надо. На нас подобный маркетинг прошлого не действует. Кстати, если вы посмотрите на раму старого пианино одного из мировых лидеров С. Bechstein (Бехштейн), то там все предельно просто и аскетично – лейбл, номер и марка.
И всё! Фирма всё сказала безупречным качеством, а не надписями!
Теперь переходим к старинным реально немецким инструментам.
Сразу же выделим две группы, на которые можно условно разделить все пианино.
Со «старой» механикой (верхнедемпферной, если по-умному, то есть с верхней системой глушения струн).
С «современной» механикой. ( Нижнедемпферная система. Это тоже по-умному, но можно без потерь сразу забыть такие мудрености ).
Как определить, какая механика у вашего инструмента?
Достаточно просто. Откройте самую верхнюю крышку пианино и посмотрите на молоточки, которые ударяют по струнам при нажатии клавиш. Если вы видите их полный ряд (слева направо), значит это «современная» механика, переход на которую у всех фабрик-производителей происходил на рубеже XIX-XX веков.
Если же над линией молотков имеется дополнительная специальная надстройка – очень жаль, но данный инструмент можно оставить как воспоминание о великом историческом прошлом, любоваться на него, но вот покупать однозначно не стоит. И бесплатно брать с профессиональной точки зрения тоже не нужно. «Старая» система механики колоссально уступает в техническом плане «современной». На эту тему у нас есть отдельная статья.
Теперь, если у вас старинное немецкое фортепиано с «современной» механикой, то чтобы выяснить его истинную ценность, осталось совсем чуть-чуть.
Вот примерный перечень фортепиано мировых производителей, которые и по сегодняшний день вызывают искреннее восхищение:
Steinway & Sons C. Bechstein Julius Blüthner August Förster Ed.Seiler и некоторые другие.
Все остальные марки представляют интерес постольку-поскольку либо не представляют вовсе. Отметим, что среди приказавших долго жить марок можно встретить очень достойные экземпляры, в принципе, никому не уступающие. Но коммерческий вопрос – он всегда особенный. При равном выборе покупатель предпочтет то, что на слуху и чье имя не вызывает никаких сомнений.
Напоследок, не желая огорчить владельцев достойных фортепиано ( с «современной» механикой, мировая марка ), скажем, что и продать дорого такой инструмент тоже не получится. Причины просты:
1. Всегда достаточно предложений на приемлемой цене (к примеру, C. Bechstein, Ed. Seiler, Bluthner и подобные можно купить от 20 до 90 тысяч рублей).
2. Очень дорогой ремонт, если делать по-настоящему профессионально, а не когда некий настройщик что-то там клепает у себя дома из подручных материалов. Чтобы отреставрировать до идеального состояния старинное немецкое пианино, используя родные комплектующие, а не китайские аналоги, приглашая мастеров высокого уровня, чтобы вернуть его истинное звучание, а не навести внешне-внутренний визуальных лоск, придется потратить от трехсот до пятисот тысяч рублей, а то и больше.
Поэтому и появляется вполне разумная цена за прекрасно отреставрированный старинный немецкий инструмент 500 – 700 тысяч. Если же использовать китайские аналоги в материалах, обойтись мастерами уровня фабрики «Заря» или некогда мебельного комбината «Лира», то реставрированное пианино может выйти и гораздо дешевле. Соответственным выйдет и его качество.
Итак, резюмировав всё вышеизложенное, можно кратко повторить:
У вас старинное немецкое пианино, которые вы желаете продать.
1. Выясняем, не отечественный ли это инструмент.
2. Какого типа у него механика: «старая» или «современная».
3. Входит ли ваш инструмент в число мировых лидеров.
Стоить упомянуть, что, хотя и очень редко, но все-таки можно встретить старинное пианино с «современной» механикой, но так называемую прямострунку. От такого фортепиано тоже стоит сразу отказаться. В двух словах, это когда струны басового регистра наложены не под углом и чуть выше относительно струн голосового и верхнего регистров, а целиком весь комплект струн расположен вертикально и параллельно. В этом случае все-таки лучше проконсультироваться со специалистом, точно ли это прямострунка. Если у вас такого специалиста нет, напишите нам, мы скажем, какое фото прислать, после чего ответим, что это за фортепиано.
Фото так называемой прямострунки ниже:
Если у вас старинный немецкий инструмент с «современной» механикой и является мировым брендом, продать вы его можете примерно от 40 до 100 тысяч, как повезет. Продажа может легко занять и несколько месяцев, что для фортепиано считается достаточно быстро. Владельцы магазинов порой говорят своим коллегам: «Что-то этот инструмент застоялся, странно, очень достойное пианино», это означает, что стоит оно на продаже больше полугода.
Иногда, крайне редко, кому-то удается продать старинное немецкое пианино без реставрации дорого. Но это не статистика, а лишь по незнанию покупателя, либо в силу непорядочности тайно финансово заинтересованного персонажа в лице настройщика-консультанта.
К разочарованию некоторых лиц, скажем, что большой ценности старинное пианино до реставрации даже известного мирового бренда не представляет, и как антиквариат тоже. Мы это отметили лишь потому, что время от времени кто-то пытается утверждать, что его столетний немецкий инструмент стоит миллионы (желая добавить: «Не рублей!«), искренне обижаясь, как мы этого не понимаем. Но к их полному огорчению, этого не понимают и прямые покупатели.