экспонат номер основная мысль
Смысл рассказа «Экспонат №…» Васильева Б.Л
Писатель Васильев Борис Львович известен не только как создатель повести «А зори здесь тихие…». В его списках значится и множество других произведений, достойных вашего внимания, одно из которых «Экспонат №…». Ироничное и, одновременно, трогательное, ёмко отображающее равнодушие и бессердечие человека, желающего получить для себя определённые привилегии, несмотря даже на то, что его поступки могли сильно ранить чью-то душу. Причём привилегии могут быть самыми разными, начиная крупной денежной суммой, заканчивая обычной похвалой.
Вопросы совести редко останавливают нас, когда дело касается чего-то лично важного. При этом в таких спорных вопросах морали и нравственности трудно найти концы. Трудно понять кто прав, кто виноват, ведь даже за самой красивой ширмой благости и добра могут скрываться причинённые кому-либо боль и страдания. И боль, причинённая лишь одному человеку, невыносима тем, что чувства одного сложно донести до остальных. Печаль, хранимая одиночкой, так и живёт, умирая вместе с ним.
В рассказе «Экспонат №…» речь ведётся о школьниках, укравших у пожилой женщины Анны Федотовны последнее воспоминание о её сыне — письмо с фронта, ради того, чтобы сдать его в школьный музей в качестве экспоната и получить долгожданную похвалу.
Игорь — сын Анны, худой и воспитанный паренёк, что ушёл воевать, будучи совсем молодым, и погиб почти сразу же. Увы, многих необученных новобранцев, которых отправляли на фронт, не успев толком обучить, ждала подобная участь.
Началось всё с того, что молодёжь пришла к матери Игоря, убеждая её в том, что письмо ей скоро не понадобится, ведь она старая женщина, которая и так скоро умрёт. Почему бы не пожертвовать его в школьный музей? Им нужно выполнить план. Анна, удивляясь их наглости, отказалась от предложения и прогнала настырных детей.
Однако уже вечером выяснилось, что письма нет. Пионеры, приходившие сегодня, их украли. После пропажи письма та последняя нить, что соединяла женщину со своим сыном, оборвалась. Последнее воспоминание о родном человеке, которого больше никогда не будет, бесследно исчезло. Письмо, служившее символом того, что он до сих пор с ней, что он рядом, несмотря на смерть…его нет.
Мать, что всю жизнь хранила его, в одночасье потеряла, потеряла из-за школьников, которые хотели блеснуть, выполнив данное им задание. Да, теперь они получат по заслугам. Их похвалят за хорошо проделанную работу, и никто никогда уже не узнает о том, что произошло на самом деле. Всё ведь хорошо, не правда ли?
Интересная ситуация, где добро и зло будто бы сплелись в один узел, и отделить одно от другого уже невозможно. Казалось бы, пионеры забрали письмо, совершенно не желая старушке ничего плохого. Что могли знать дети о жизни женщины? Всё тяготы, испытания, страдания, перенесённые ей — всё это скрыто и похоронено в её душе, разбираться в которой никому не надо. Да и зачем им вдаваться в эти подробности? Достаточно всего лишь знать, что нужно лично им, и что есть человек, у которого можно взять это нужное.
Но в этом и заключается проблема непонимания и равнодушного отношения, по вине которого беды не случаются по чьему-либо желанию. Всё неприятности по вине равнодушия случаются сами по себе, абсолютно не запланировано, зато случаются внезапно и имеют действительно тяжёлые последствия. Вопрос о том, что чувствовали они, воруя письмо, и предположили ли они, что своим поступком могли нанести неисправимый вред матери хозяина письма.
Узнав о том, что письмо пропало, Анна Федотовна чувствует, что потеряла смысл жизни, а рана, которая была получена ею когда-то при потере сына, снова открылась. Из-за полного отсутствия сил, открылась с двойной силой, и теперь она видит свой конец. В итоге женщина умирает. Умирает со слезами на глазах, от пустоты в души, от боли в сердце.
Даже не стоит надеяться на то, что подобные явления когда-либо прекратятся. Они были, есть и будут всегда, пока существуют несколько сторон со своими интересами и потребностями. Осуждать можно бесконечно долго и это будет справедливо, но за осуждением никогда не стоит забывать о собственном морально-нравственном климате. Возможно, и мы когда-то сделали нечто такое, что принесло огорчение, печаль либо безутешное горе в жизнь другого человека.
Васильев «Экспонат №»: главные герои и главная мысль, что писать?
Главные герои рассказа Бориса Васильева «Экспонат №»:
Главная мысль рассказа в том, что память не может быть формальной. Что люди должны быть человечными, и не должны быть черствыми и бесчувственными. Что равнодушие иногда проявляется в создании видимости заботы о других людях.
Борис Васильев написал такие произведения, как «Иванов катер», «А зори здесь тихие. «, «В списках не значится», «Завтра была война», «Великолепная шестерка» и мн.мн.др.
Борис Львович так же писал сценарии для КВН. Они были изданы отдельной книгой.
Сегодня Борис Васильев умер, ему было 88 лет.
вот что первое на ум пришло
Этот молодой человек и есть сын Риты Осяниной, которого вырастил старшина Федот Ефграфович,которому Рита перед смертью сказала о сынишке и маме.
Все мы помним замечательный фильм по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие», который не оставил равнодушным ни одного телезрителя, который этот фильм видел. Но не только нам, людям, жившим в Советском Союзе была интересна эта повесть, эта тема.
Очень полюбили этот фильм китайцы. Да так, что решили сами взяться за его экранизацию.
Снимали очень тщательно, старались. В ролях российские актёры. Подробнее.
А отзывы разные. От очень позитивных до критических, мол, не могли люди другой народности отразить все тонкости русской души. Но все сходятся во мнении, что работа была сделана старательно, от души.
Несомненно в названии рассказа Васильева «Экспонат №» скрыта и ирония и горькая усмешка. Ведь такое название получило в школьном музее столь дорогое для главной героини, Анне Федоровне, единственное письмо ее сына. Для равнодушных и бессердечных пионеров, это письмо ничего не значило, только возможную похвалу за выполнение плана на добрые поступки.
Но добро не может твориться по плану. Нет плана на память о погибших героях. Это невозможная, абсурдная ситуация. И дети, которые украли письмо у старушки, потому что той все равно умирать, поступили очень плохо.
И писатель возмущается, тем, что сокровище для матери, стало экспонатом, который даже не выставили в музее.
Образ Игоря в рассказе создается на редких фразах, отрывках из письма, воспоминаний матери. Этот молодой парень очень рано погиб на войне, и потому автор не показывает нам его реальный образ, а пытается передать ощущение его незримого присутствия рядом. Игорь словно со стороны смотрит на современную жизнь, он присутствует в воспоминаниях матери.
«Экспонат номер» Васильев, главная мысль, чему учит рассказ «Экспонат №»?
Главная мысль рассказа Васильева «Экспонат номер» какая?
Чему учит рассказ «Экспонат номер» Бориса Васильева?
Рассказ можно даже считать небольшой повестью: он охватывает временной промежуток от начала войны до 80-х годов.
И все это время Анна Федотовна, главная героиня, живет воспоминаниями о погибшем в октябре 41-го сыне Игоре.
Он защищал Москву, и мать успела получить от него одно письмо, а еще одно от боевого друга, который сообщал ей о смерти Игоря. Мать перечитывала эти письма каждый день, они истрепались, и она убрала их в шкатулку. А сама читала уже копии.
И вот пионеры пришли и стали даже не просить, а требовать письма для школьного музея. Они искренне считали, что больше эти письма никому не нужны, ведь старушке осталось жить недолго. А они должны отчитаться, выполнить пионерское поручение.
Анна Федотовна ослепла со временем, и школьники после ее отказа отдать письма просто украли их из шкатулки.
Анна Федотовна умерла, потеряв последнюю память от сына. А письма в музее не выложили: экспонатов набралось слишком много, и их просто убрали в ящик.
Главная мысль рассказа заключается в том, что если хорошее дело превратить в обязанность «для галочки», никому от этого пользы не будет, а только вред. Автор хочет напомнить своим рассказом о человечности, умении понимать других людей, которое дано, к сожалению, не всем людям.
Хорошо, что Анна Федотовна жила хоть и без родных людей, но ее сосед по квартире, тоже воевавший и знавший Игоря, стал ей почти сыном, и его жена, дети и внучка тоже стали близкими, они относились к Анне Федотовне как к родной.
Разные люди есть в жизни, и душевные, и черствые. И совершая какие-то поступки, нужно всегда думать, проникнуты ли они добротой, душевностью, пониманием другого человека, чтобы ему было хорошо общаться с тобой.
Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»
Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.
Основные персонажи
Очень краткий пересказ
Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.
Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.
Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.
Краткое содержание
«Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.
Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.
Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.
Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.
Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.
Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.
В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.
Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…
Основная мысль произведения
Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.
Анализ произведения Экспонат номер Васильева
Рассказ Васильева предлагает историю одинокой женщины, которая всю жизнь читала фронтовое письмо сына. Благодаря этому она хранила память о нем, продолжала жить.
Автор зарождает довольно мощные эмоции, особенно в кульминации, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка» эта картина ясно понимается и ощущается, хотя, по сути, речь о нематериальных субстанциях и пространстве сознания.
Также меня особенно впечатлило понимание ребенка как буквально собственной части. Безусловно, главная героиня, утратив молодого сына, становится в каком-то смысле калекой, без важной части своего тела.
Эта мысль вполне соответствует содержанию, ведь письмо тут выступает и как своеобразный протез или искусственный орган, который ставят человеку, но также и порождает нечто наподобие фантомных болей. Например, она сначала протестует против замужества Риммы, при этом данный факт как таковой не затрагивает ее лично и ее дальнейшую судьбу. Таким образом, автор создает ясное понимание неразрывной связи родства, дает возможность увидеть эту боль утраты, понять фактически обнаженное страдание как таковое.
Тем не менее, на мой взгляд, все эти детали, также как описание биографии главной героини, истории коммунальной квартиры, являются второстепенными. Мне кажется, все-таки именно кульминация является основным в этом рассказе и не только в связи с эмоциональным накалом, некоторой оригинальностью сюжетного хода и, по сути, шокирующим содержанием. Наверное, речь совсем не о том, чтобы дать сильные эмоции или чувство негодования, все эти переживания появляются как побочный эффект.
В действительности Васильев, как мне кажется, хотел изобразить нечто действительно омерзительное и глупое, своеобразную противоположность чему-то действительно ценному и, возможно, даже святому. Кстати говоря, ведь чтение письма действительно стало своеобразной религией для героини. Здесь могут быть разные воззрения с точки зрения традиционной веры и устоев, но разве для матери не являются главной религией ее дети, разве не за этим появляются матери на свет?
То есть мне хочется сказать, что, действительно, мы можем рассмотреть поведение этой женщины и как неподобающее с точки зрения классической религии или просто как глупую привязанность и есть куча разных доводов, чтобы опорочить такой уклад. Но ведь ее жизнь на самом деле была наполнена попыткой сохранить нечто действительно святое и ценное и каким бы субъективным оно не было, на самом деле такая святость и есть самая настоящая. В свою очередь пионеры, которые украли письмо и в частности девочка, которая больше всех обижала героиню, представляют собой как бы ужасающую силу глупости, людей без ценностей и содержания.
Какая у них цель? Партия (пионерская ячейка) сказала нужно сделать так-то и в этом содержание души таких людей. Возможно, конечно, не следует говорить так категорично и для них есть тоже что-то святое, возможно они просто глупы и не понимают своих действий, но, так или иначе, они стали проводниками той силы отврательности и мерзости, которая разрушает в этом мире нечто настоящее.
На мой взгляд, автор хотел указать именно на наличие подобных людей и сил, тенденций, если угодно. И дело здесь даже не в судьбе отдельной героини, но в наличии подобной возможности как таковой, возможности такого пренебрежительного отношению к другому человеку, к миру других людей. После прочтения понимаешь, что хрупок человек, подобно крыльям бабочки, как трагична порой его судьба и дело достойного – следить за собой, пытаться для всех и повсюду уберечь эти крылья.