экспонат номер главная мысль произведения

«Экспонат номер» Васильев, главная мысль, чему учит рассказ «Экспонат №»?

Главная мысль рассказа Васильева «Экспонат номер» какая?

Чему учит рассказ «Экспонат номер» Бориса Васильева?

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Рассказ можно даже считать небольшой повестью: он охватывает временной промежуток от начала войны до 80-х годов.

И все это время Анна Федотовна, главная героиня, живет воспоминаниями о погибшем в октябре 41-го сыне Игоре.

Он защищал Москву, и мать успела получить от него одно письмо, а еще одно от боевого друга, который сообщал ей о смерти Игоря. Мать перечитывала эти письма каждый день, они истрепались, и она убрала их в шкатулку. А сама читала уже копии.

И вот пионеры пришли и стали даже не просить, а требовать письма для школьного музея. Они искренне считали, что больше эти письма никому не нужны, ведь старушке осталось жить недолго. А они должны отчитаться, выполнить пионерское поручение.

Анна Федотовна ослепла со временем, и школьники после ее отказа отдать письма просто украли их из шкатулки.

Анна Федотовна умерла, потеряв последнюю память от сына. А письма в музее не выложили: экспонатов набралось слишком много, и их просто убрали в ящик.

Главная мысль рассказа заключается в том, что если хорошее дело превратить в обязанность «для галочки», никому от этого пользы не будет, а только вред. Автор хочет напомнить своим рассказом о человечности, умении понимать других людей, которое дано, к сожалению, не всем людям.

Хорошо, что Анна Федотовна жила хоть и без родных людей, но ее сосед по квартире, тоже воевавший и знавший Игоря, стал ей почти сыном, и его жена, дети и внучка тоже стали близкими, они относились к Анне Федотовне как к родной.

Разные люди есть в жизни, и душевные, и черствые. И совершая какие-то поступки, нужно всегда думать, проникнуты ли они добротой, душевностью, пониманием другого человека, чтобы ему было хорошо общаться с тобой.

Источник

Краткое содержание Б. Васильев «Экспонат номер»

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Рассказ «Экспонат №…» советского писателя Б.Л. Васильева был представлен на суд читателей в 1986 году, в третьем номере журнала «Юность». Произведение повествует о послевоенной жизни матери погибшего солдата, которая долгие годы живет памятью о сыне, не вернувшемся с войны. В данной работе будет представлено краткое содержание рассказа «Экспонат номер…», краткий пересказ.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Основные персонажи

Очень краткий пересказ

Анна Федотовна проводила на войну единственного сына Игоря, который погибает, провоевав всего полтора месяца, но успевает прислать матери письмо. Послание становится связующим звеном между матерью и погибшим сыном. Читая его ежедневно, мать как бы разговаривает с Игорем, он жив в ее сознании.

Интерес Анны Федотовны к жизни кроме письма сына поддерживается заботами о семье Володи, друга Игоря. Ближе этой семьи у одинокой женщины никого нет.

Одна из школ Москвы к 40-летию Победы организует музей. Пионеры посещают семьи фронтовиков, собирают экспонаты. Приходят к Анне Федотовны и просят отдать заветное письмо с фронта. Мать не соглашается. Пионеры крадут письмо. Потеряв связь с погибшим сыном, Анна Федотовна умирает.

Краткое содержание

«Экспонат №…» краткое содержание рассказа Б. Л. Васильева. Осень 1941-го года. Получив повестку, Игорь Силантьев собирается на войну. Приятель и сосед по коммуналке Володя, успевший повоевать и находящийся дома после ранения, советует, что взять в дорогу, как вести себя на фронте. Игоря провожает мать Анна Федотовна и все соседи. С войны Игорь присылает письмо, в котором рассказывает, как бьет врага, тревожится за мать, спрашивает о девушке Римме. Просит мать узнать у Риммы, не напишет ли она ему письмо.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Чуть позже Анна Федотовна получает еще одно послание с фронта. Пишет сержант Вадим Переплетчиков. Он сообщает, что Игорь геройски погиб. Три дня мать оплакивает сына. Потом получает похоронку и перестает плакать навсегда.

Всю войну Анна работает сцепщиком вагонов. Ежедневно перед сном перечитывает последние строки, написанные сыном, мысленно разговаривая с погибшим. После победы возвращается Володя и через некоторое время женится на Римме. Узнав об этом, Анна Федотовна беспочвенно упрекает Римму в неверности, говорит, что Игорь был в нее влюблен. Обижается на девушку, долго не разговаривает с молодоженами. Володя, чтобы хоть как-то примириться, обещает назвать первенца в честь погибшего товарища.

Идут годы. Письмо становится ветхим. Анна Федотовна перепечатывает его. Теперь она читает перед сном копию, а само письмо, как самое ценное, что осталось от сына, хранит в ящике комода. Коммуналку расселяют. Анна Федотовна не хочет покидать квартиру, где рос ее сын. Ей выделяют комнату, а всю остальную площадь отдают Володе, Римме и их детям. Одинокая женщина окончательно сближается с молодыми соседями. Все в доме знают, что бабушка каждый вечер перед сном читает письмо сына, и воспринимают это как должное. Никто не смеется над странностями Анны Федотовны. Однажды Анна случайно видит по телевизору хронику войны и узнает в одном из бойцов сына.

Пораженная увиденным, надеясь еще хоть раз взглянуть на Игорька, Анна Федотовна целыми днями не отходит от телевизора. Это пагубно сказываются на ее зрении. Врачи рекомендуют носить очки. Она их носит, но читать письмо уже не может. Теперь это делает подросшая Валя.

Дети Риммы и Володи вырастают. Андрей становится инженером-строителем, Валя поступает в мединститут. Она уже в третий раз перепечатывает заново письмо Игоря и продолжает читать его каждый вечер. Проходит еще несколько лет. Валентина безо всякого замужества рожает дочь Танечку. Бабушка Анна окончательно теряет зрение. В середине семидесятых умирает от застарелых боевых ран Володя.

В день восьмидесятилетия Анны Федотовны Римма собирает на юбилей всех бывших жителей коммуналки. Приходят те, кто в годы войны были детьми. Вспоминают военное детство. Игоря почти никто не помнит, но, по настоянию Риммы, говорят о нем много, стараясь порадовать юбиляршу. Анна Федотовна совершенно слепая, однако старается помогать близким. Наощупь готовит ужин, моет посуду. Письмо перед сном ей читает правнучка Танечка – последняя забота и радость в жизни.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Пионеры настаивают на передаче оригинала и, получив отказ, крадут его. Почувствовав сердцем, что письмо сына пропало, Анна Федотовна теряет интерес к жизни и умирает. Пионерам за активный поиск экспонатов выносят благодарность, но письмо, взятое ими нечестным способом, не выставляют в экспозицию музея: оно хранится в запасниках, его отправили в долгий ящик и забыли о нем…

Основная мысль произведения

Главная мысль рассказа заключается в том, что память не может быть формальной. Люди должны быть человечными, а не черствыми и бесчувственными. На примере пионеров, в содержании рассказа автор говорит о том, что нарочитая забота о человеке – это прикрытие равнодушия, что растет поколение черствых людей, готовых ради похвал и наград на подлость и воровство.

Источник

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Действующие лица

В произведении Бориса Васильева «Экспонат номер» фигурирует война. Именно этой тематики автор посвятил большинство своих творений. Рассказ несет в себе глубокий смысл

Сочинение раскрывает историю одиночество и грусти. Основа произведения заключается в обычной женщине, которая несколько раз перечитывала фронтовое письмо своего сына. Благодаря этому она продолжала жить с надеждой в сердце.

Автор передает мощные эмоции, когда использует кульминацию, где перестает «звучать письмо» и «говорит похоронка». Таким образом, Васильев дает понять, что такое родственная связь, и какую боль и страдание приносит потеря близкого человека.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Описание характеристики главной героини и коммунальной квартиры в рассказе считаются второстепенным сюжетом.

В тексте присутствуют как главные, так и второстепенные персонажи, вокруг которых происходят все действия, например:

Своим произведение автор хочет донести до читателей, что человечность и сопереживание являются главными качествами, которые должны присутствовать у человека.

Сюжетная линия

История начинается с того, что вся коммунальная квартира провожает Игорька на фронт. Это происходило 2 октября 1941 года. Сосед Володя был старше главного героя всего на несколько лет, но несмотря на это он успел поучаствовать в военных действиях и получил серьезное ранение. Он давал ценные советы и наставления молодому бойцу. Друг считал, что на войне нужно быть:

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Никто другой этого сделать не мог, так как Игорь воспитывался без отца. Единственным близким ему человеком являлась мать — Анна Федоровна. Провожая сына на войну, она сильно плакала и сжимала кулаки. Уходя, сын пообещал матери, что вернется, но не вернулся.

Несчастная старушка получила только одно письмо, в котором парень просил написать адрес девушки Риммы, их соседки. Он хотел быть как другие фронтовики и переписываться с девушкой, которая будет верно и преданно дожидаться его с фронта.

Вскоре мать получила второе письмо, но, к сожалению, не от сына, а от сержанта Вадима Переплетчикова. В письме он выразил свою сочувствие к матери погибшего Игорька. В течение нескольких дней Анна Федоровна находилась в панике, она постоянно кричала и не верила, что ее мальчика больше нет. Через неделю она получила похоронку и после этого навсегда перестала плакать.

До того как началась война, главная героиня работала счетоводом. Но когда она узнала, что на железной дороге не хватает рабочих рук, то добровольно устроилась сцепщиком вагонов. Она работала практически без отдыха, за это получала стандартный паек. Придя домой, она делилась с соседями едой, ведь их мужья ушли защищать родину, а детей надо было как-то кормить.

После войны

Из всех мужчин, которые проживали в коммунальной квартире, вернулся только один — Володя. Он женился на Римме. Анна Федоровна тяжело воспринимала это, так как считала девушку возлюбленной своего сыночка. Но когда у пары родились дети — сын Андрей и дочка Валя старушка подобрела и стала воспитывать их как родных внуков.

Анна Федоровна каждый вечер перечитывала письма от сына и сержанта. Бумага совсем истрепалась, и чтобы не испортилась совсем, она сделала копии и хранила их на тумбочке. Оригиналы старушка спрятала в сундучок, в котором сохранила личные вещи погибшего сына.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Шло время, квартиранты коммуналки менялись, на постоянном месте жительстве оставались только Анна Федоровна и Володя с женой и детьми. В конце 60-х годов Римма и супруг смогли полностью выкупить пятикомнатную квартиру.

Так как несчастную старушку они считали почти родной, то позволили ее остаться. Находясь на пенсии, она присматривала за детьми и занималась домом. Но даже спустя годы она не утратила свою привычку перечитывать письма далекого 41-го года.

Неугасающая надежда

В 1968 году по телевизору начали транслировать фильмы, посвященные победе. Анна Федоровна никогда не смотрела подобные программы. Однажды она все-таки взглянула на экран и увидела спину молодого бойца, ее Игорька. С тех самых пор она не отходила от телевизора и надеялась увидеть сына. Такие частые посиделки не прошли даром и отразились на ее зрении. Она еле передвигалась по дому и совсем не могла читать.

В то время Андрюша обзавелся семьей и съехал с квартиры, Владимир умер от фронтовых ран, а Валюша отучилась на врача и родила доченьку — Таню. Но выйти замуж ей так и не удалось. Когда девочка выросла и научилась читать, она перечитывала письма Анне Федоровне, которая окончательно ослепла. Она лишь представляла и вспоминала картинки из ее жизни.

Лишение частички прошлого

В 1985 году началась подготовка к празднованию Великой Победы. К старушке пришли пионеры и попросили показать фронтовые письма. Но после этого одна из девочек высоким тоном потребовала настоящие письма, чтобы сдать их в музей. Хозяйке не понравилась эта идея, и она прогнала детей. Вечером того же дня выяснилось, что письма были украдены. Анна Федоровна поняла, что это сделали недавно посетившие ее пионеры. В этот момент у нее в душе образовалась пустота, она чувствовала, что лишена единственной ниточки, которая связывала ее с сыном уже много лет.

Вскоре старушка умерла, а письма, которые она хранила долгие годы, так никто и не увидел, ведь им не хватило места в музее и их поместили в ящик с надписью «Экспонат номер».

Читая это произведение, сердце наполняется горестью и сожалением, о том, как мать переживала потерю частички само́й себя.

Источник

Смысл рассказа «Экспонат №…» Васильева Б.Л

Писатель Васильев Борис Львович известен не только как создатель повести «А зори здесь тихие…». В его списках значится и множество других произведений, достойных вашего внимания, одно из которых «Экспонат №…». Ироничное и, одновременно, трогательное, ёмко отображающее равнодушие и бессердечие человека, желающего получить для себя определённые привилегии, несмотря даже на то, что его поступки могли сильно ранить чью-то душу. Причём привилегии могут быть самыми разными, начиная крупной денежной суммой, заканчивая обычной похвалой.

Вопросы совести редко останавливают нас, когда дело касается чего-то лично важного. При этом в таких спорных вопросах морали и нравственности трудно найти концы. Трудно понять кто прав, кто виноват, ведь даже за самой красивой ширмой благости и добра могут скрываться причинённые кому-либо боль и страдания. И боль, причинённая лишь одному человеку, невыносима тем, что чувства одного сложно донести до остальных. Печаль, хранимая одиночкой, так и живёт, умирая вместе с ним.

В рассказе «Экспонат №…» речь ведётся о школьниках, укравших у пожилой женщины Анны Федотовны последнее воспоминание о её сыне — письмо с фронта, ради того, чтобы сдать его в школьный музей в качестве экспоната и получить долгожданную похвалу.

Игорь — сын Анны, худой и воспитанный паренёк, что ушёл воевать, будучи совсем молодым, и погиб почти сразу же. Увы, многих необученных новобранцев, которых отправляли на фронт, не успев толком обучить, ждала подобная участь.

Началось всё с того, что молодёжь пришла к матери Игоря, убеждая её в том, что письмо ей скоро не понадобится, ведь она старая женщина, которая и так скоро умрёт. Почему бы не пожертвовать его в школьный музей? Им нужно выполнить план. Анна, удивляясь их наглости, отказалась от предложения и прогнала настырных детей.

Однако уже вечером выяснилось, что письма нет. Пионеры, приходившие сегодня, их украли. После пропажи письма та последняя нить, что соединяла женщину со своим сыном, оборвалась. Последнее воспоминание о родном человеке, которого больше никогда не будет, бесследно исчезло. Письмо, служившее символом того, что он до сих пор с ней, что он рядом, несмотря на смерть…его нет.

Мать, что всю жизнь хранила его, в одночасье потеряла, потеряла из-за школьников, которые хотели блеснуть, выполнив данное им задание. Да, теперь они получат по заслугам. Их похвалят за хорошо проделанную работу, и никто никогда уже не узнает о том, что произошло на самом деле. Всё ведь хорошо, не правда ли?

Интересная ситуация, где добро и зло будто бы сплелись в один узел, и отделить одно от другого уже невозможно. Казалось бы, пионеры забрали письмо, совершенно не желая старушке ничего плохого. Что могли знать дети о жизни женщины? Всё тяготы, испытания, страдания, перенесённые ей — всё это скрыто и похоронено в её душе, разбираться в которой никому не надо. Да и зачем им вдаваться в эти подробности? Достаточно всего лишь знать, что нужно лично им, и что есть человек, у которого можно взять это нужное.

Но в этом и заключается проблема непонимания и равнодушного отношения, по вине которого беды не случаются по чьему-либо желанию. Всё неприятности по вине равнодушия случаются сами по себе, абсолютно не запланировано, зато случаются внезапно и имеют действительно тяжёлые последствия. Вопрос о том, что чувствовали они, воруя письмо, и предположили ли они, что своим поступком могли нанести неисправимый вред матери хозяина письма.

Узнав о том, что письмо пропало, Анна Федотовна чувствует, что потеряла смысл жизни, а рана, которая была получена ею когда-то при потере сына, снова открылась. Из-за полного отсутствия сил, открылась с двойной силой, и теперь она видит свой конец. В итоге женщина умирает. Умирает со слезами на глазах, от пустоты в души, от боли в сердце.

Даже не стоит надеяться на то, что подобные явления когда-либо прекратятся. Они были, есть и будут всегда, пока существуют несколько сторон со своими интересами и потребностями. Осуждать можно бесконечно долго и это будет справедливо, но за осуждением никогда не стоит забывать о собственном морально-нравственном климате. Возможно, и мы когда-то сделали нечто такое, что принесло огорчение, печаль либо безутешное горе в жизнь другого человека.

Источник

Краткое содержание «Экспонат №»

Всего получено оценок: 672.

О произведении

Рассказ «Экспонат №…» Бориса Васильева был написан в 1987 году. Это драматическое произведение повествует о тяжёлой утрате обычной советской женщины, сын которой не вернулся с фронта. Мать перечитывает письма от сына каждый вечер до тех пор, пока пионеры не забирают их без спроса для школьного музея.

В произведении поднимаются темы исторической памяти и детской жестокости.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Экспонат номер…» на нашем сайте. Пересказ пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 7 классе.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Главные герои

Другие персонажи

Краткое содержание

Анна Федотовна взяла за привычку каждый вечер перед сном читать письма от Игорька и сержанта Переплетчикова. Бумага уже совсем истрепалась, и женщина сделала копии, которые хранились в папке на тумбочке. Оригиналы же она спрятала в шкатулку, где хранились вещи погибшего сына.

Шло время, жители коммуналки менялись, и только жильцы двух комнат никуда не выезжали – это были Владимир с Риммой и детьми и Анна Федотовна. К началу 60-х семье удалось заполучить в свое владение всю пятикомнатную квартиру. Анна Федотовна, которую они искренне считали «своей», осталась жить вместе с ними. Будучи на пенсии, она помогала по хозяйству, приглядывала за детьми, но каждый вечер неизменно читала заветные письма, которые наполняли ее одинокую комнатку голосами из далекого сорок первого года.

В 1968 году, к юбилею Победы, по телевизору стали показывать художественные и документальные фильмы, приуроченные к этому событию. Анна Федотовна никогда их не смотрела. Лишь однажды она мельком взглянула на экран, где в одной из хроник заметила гибкую мальчишескую спину Игорька. С тех пор она целыми днями сидела у телевизора, надеясь еще раз увидеть сына. Это не прошло для женщины бесследно – зрение ее настолько ухудшилось, что даже в очках она могла с трудом ходить, о чтении же не могло быть и речи.

экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть фото экспонат номер главная мысль произведения. Смотреть картинку экспонат номер главная мысль произведения. Картинка про экспонат номер главная мысль произведения. Фото экспонат номер главная мысль произведения

Заключение

Рассказ Васильева учит тому, что самым важным качеством является человечность, умение сочувствовать и сопереживать ближнему, дарить любовь и добро.

После ознакомления с кратким пересказом «Экспонат номер» рекомендуем прочитать рассказ в полной версии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *