Читайте, и фея абсента к вам придет, даже если вы не пьете. Иллюстрация из книги
Новая книга поэта и режиссера Светланы Астрецовой – это сборник стихотворений, прозаических миниатюр и авторской графики. Астрецова умеет создавать причудливые миры на грани реальности и фантазии в самых разных сферах: будь то кино, изобразительное искусство или магическое пространство поэзии. Широкой публике она известна как режиссер документальных фильмов «Вертинский. Одинокий странник», «Купец на все времена. Виртуальный музей Сергея Дягилева», «Класс» (история Академии русского балета). «Зеркальный лабиринт» – вторая книга Светланы Астрецовой. Первый поэтический сборник автора – «По направлению к готике» – увидел свет в 2015 году. В «Зеркальном лабиринте» готические мотивы уступают место эстетике модерна, а жаркое, порой обжигающее дыхание современности соседствует с отражением прекрасных и трагических образов Серебряного века. Заслуживает внимание и необычное оформление книги: фантазийные и сюрреалистические иллюстрации выполнены самой Светланой Астрецовой в стилистике ар-деко и завораживают не меньше поэзии.
Книга обладает свойством, не так уж часто встречающимся в современной поэзии: она, подобно лабиринту, вовлекает в себя читающего. Лев Толстой считал это свойство главным в искусстве и называл его способностью заражать, что звучит сейчас настораживающе и даже угрожающе. Светлана Астрецова остро чувствует это свойство и даже пытается приуменьшить его, называя свою книгу случайной: «Вторую книгу я стала писать случайно, во время эпидемии, когда вся внешняя жизнь остановилась, а мир, и так ограниченный тремя измерениями, сжался до крохотного пространства в четырех стенах». Но из этого сжатия и возникло пространство «Зеркального лабиринта», как у Лейбница сверхэлементарная частица монада – зеркало Вселенной, а у Пушкина в «Пире во время чумы» «бессмертья, может быть, залог». Но у Пастернака Серебряный век продолжился «на пире Платона во время чумы», а в «Зеркальном лабиринте» надгробье Пастернака открывает перспективу, распространяющуюся на всю книгу. «У самой дороги под синими соснами/ Огромные крылья смежают два ангела./ Становится к вечеру пепельно-розовым/ Простое надгробие белого мрамора». Так в книге обнаруживается пепельно-розовый свет, свет вечерней или утренней зари, но что поделаешь, это свет самоизоляции: «Дни – провалы в глазницах трупа,/ Цвет заката окрас павлина/ Превосходит. И, как гомункул,/ Я в стекло заточен безвинно». Самоизоляция отличается от романтического одиночества и от модернистической замкнутости. Наоборот, одинок тот, кто вне самоизоляции, предоставлен самому себе. Возникает солидарность в самоизоляции, своеобразная жутковатая культура, и книга Астрецовой едва ли не первый опыт обследования, поэтического освоения этой культуры, в которой неожиданно оживают архаические предания, древние поверья и чаяния: «Горожане не безоружны,/ И распятия в изголовьях,/ Словно шпаги. Уходит глубже/ Мир в поверья средневековья». В новейшем искусстве кино распознается алхимия:
Колдую в келье над ретортой
Я методично, как алхимик.
Мой замысел, пока что
Появится на свет. Дав имя,
Рассудок, мускулы и кожу,
Я окружу его ландшафтом.
И правда обратится ложью,
И ложь легко сойдет за правду.
Фрагменты снов, обид,
Обмана, вымысла и были…
Я, словно врач, сшиваю ткани
И оживляю тело фильма.
Такая интимность с читателем достигается через артистизм. Артистизм – это не просто мастерство, это искусство не только привлекать, но вовлекать в свои пределы или в свою беспредельность. Так вовлекает Астрецова в свою книгу художественные переводы стихотворений Жана Кокто, автора, действительно ей близкого, владевшего, как и она сама, искусством поэзии, графики и кино. Отсюда же прозаические миниатюры и поэтические притчи, отчасти напоминающие знаменитые сказки Оскара Уайльда, – вроде бы проза, но что же тогда поэзия? И все это в бесконечном пространстве коридоров и комнат «Зеркального лабиринта»:
Глеб Шульпяков. Белый человек: избранные и новые стихотворения.
– М.: Время, 2021. – 100 с. (Поэтическая библиотека). ISBN 978-5-9691-2071
Сборник включает избранные стихотворения из более ранних книг поэта, прозаика, переводчика, заместителя главного редактора журнала «Новая Юность» Глеба Шульпякова «Щелчок», «Желудь», «Письма Якубу», «Саметь», а также написанные совсем недавно. В каждом поэте живут «черный человек» и «белый человек», и только один из них пишет стихи: «январский вечер, синий снег/ по снегу белый человек,/ когда отбросит тень свою,/ скользнет как бабочка в раю –/ и моего окна проем,/ и неба край, и дворник в нем,/ его лопата в облаках/ и треугольник молока –/ всё вдруг качнется, оживет/ начнет колоть по крышам лед/ он заискрится, захрустит –/ по снегу бабочка скользит».
Марис Берзиньш. Вкус свинца / Пер. с лат. Ю. Касянича.
– СПб.: Алетейя, 2020. – 370 c. (Библиотека современной латышской литературы). ISBN 978-5-00165-124-6
Первый роман латышского писателя и драматурга Мариса Берзиньша, переведенный на русский язык. Написанный в 2015 году, он получил несколько премий, в том числе премию Балтийской ассамблеи. В книге описаны события периода нацистской оккупации в Латвии, одной из главных стала тема национальной принадлежности. Живой и непредвзятый рассказ ведется от имени простого латышского парня, особо не утруждающего себя размышлениями о политике и духовных ценностях. Но есть закавыка: из-за фимоза он вынужден сделать обрезание, и это по понятным причинам трагически влияет на его судьбу. Легкий водевильный стиль, заданный в начале, в итоге перерастает в трагедию. Ситуация начала Второй мировой войны, немецкой оккупации дана взвешенно, без перекосов, а воссозданию атмосферы эпохи способствуют документальные вставки – фрагменты газетных статей, выдержки из документов, стихи того времени (также в переводе Юрия Касянича).
Елена Груздева. Болонка, сдохни! Эссе о психоанализе, театре и кино.
– [б.м.]: Литературное бюро Натальи Рубановой / Издательские решения, 2021. – 164 с. ISBN 978-5-0053-3565-4
Публицист и психоаналитик, участник международных театральных проектов, прозаик Елена Груздева рассказывает о субъекте психоанализа то, что известно только практикующим специалистам. Груздева реконструирует истории героинь классической литературы (так, ее «пациентками» становятся шекспировская Офелия и Хлоя из романа Бориса Виана «Пена дней») и персонажей документальной оперы «ПЕНИТА. Опера», чьи прототипы – женщины, приговоренные к пожизненному заключению. В заглавном эссе «Болонка, сдохни!» на примере популярного в 1980-е британского сериала «Вдовы» и его одноименного ремейка автор анализирует представительниц второй волны феминизма и показывает, что с подобными героинями происходит сегодня. Хотя в фокусе исследования – женский субъект, книга не относится к фем-литературе.
Евгений Ямбург. Коронация всея Руси. Разговор, склоняющий к благоразумию.
– М.: Бослен, 2021. – 192 с. ISBN 978-5-91187-374-5
Книгу заслуженного учителя РФ, доктора педагогических наук, академика РАО, директора московского Центра образования № 109, более известного как «Школа Ямбурга» составили статьи, написанные в «коронном две тысячи двадцатом». Это размышления о школьном (и не только) образовании в меняющемся мире и о самом мире… «Пандемия обнажила реальную картину мира в целом и образования в частности. Как тут не вспомнить нашего великого афориста В.С. Черномырдина: «Никогда такого не было, и вот опять», – рассуждает Евгений Александрович. – Было, и еще как было. Будущее подступало давно и было неотвратимо. Разумеется, приобретенный в последние месяцы опыт нуждается в серьезном, глубоком научном обобщении. Книга на это не претендует. Она лишь рисует мозаичную картину, отражающую состояние школы в эпоху пандемии. Но с чего-то надо начинать».
Радислав Лапушин. Роса на траве: Слово у Чехова / Пер. с англ. Р. Лапушина.
– СПб.: Academic Studies Press / Библиороссика, 2021. – 256 c. (Современная западная русистика = Contemporary Western Rusistika). ISBN 978-1-6446955-3-1 (Academic Studies Press) ISBN 978-5-6045354-6-2 (Библиороссика).
«Придет время, когда поймут как следует и то, что это был не только «несравненный» художник, не только изумительный мастер слова, но и несравненный поэт. » – такое бунинское высказывание о Чехове выбрал эпиграфом к своему исследованию поэт, литературовед, кандидат филологических наук Радислав Лапушин. Книга посвящена поэтическому началу чеховской прозы и драматургии, а фундаментальным свойством поэтики Антона Павловича автор полагает «промежуточность», то есть «неустанное динамическое колебание между противоположными текстовыми полюсами (семантическими, тематическими, метафизическими). Промежуточность у Чехова – часть его художественного замысла и осознанная эстетическая цель». Подробнее – в частях и главах «Среди оттенков смысла: малый контекст», «Образ – мотив – мир» и др.
Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию
Книги, упомянутые в номере
Герт ван Истендал. Бельгийский лабиринт (15)
Елена Катишонок. Детский альбом. Дневник старородящей матери Ирины Лакшиной (9)
Максим Лаврентьев. «Весь я не умру…» Предчувствия и пророчества русских поэтов (9)
Майкл Поллан. В защиту еды: Манифест едока (9)
Андрей Клепаков. Приманка (14)
Андрей Полонский. Коробка передач (9)
Поэты Латинской Америки и России на XI Международном фестивале «Биеннале поэтов в Москве» (9)
Алексей Тарханов. До востребования, Париж (9)
Алексей Филатов. Ловушки и иллюзии мозга (15)
Елена Черникова. По следам кисти: Эссе (15)
Игорь Шестков. Дорогая буква Ю (13)
Игорь Шестков. Покажи мне дорогу в ад: Рассказы и повести (13)
Игорь Шестков. Сад наслаждений (13)
Игорь Шестков. Фабрика ужаса: Страшные рассказы (13)
Игорь Шестков. Шарманщик с улицы Архимеда (13)
Книги, присланные в редакцию
Мария Бобылева, Юлия Подлубнова. Поэтика феминизма. – М.: АСТ, 2021. – 240 с. (Лучшие медиакниги).
Дилетант, № 67. Специальный проект «Мой район». Покровское-Стрешнево. – М., 2020. – 96 с.
Наталья Иртенина. Легенда о Кудеяре: Роман-сказка. – М.: Снежный Ком М, 2021. – 256 с. (Бастион).
Елена Катишонок. Джек, который построил дом: Роман. – М.: Время, 2021. – 544 с. (Самое время!).
Елена Катишонок. Детский альбом. Дневник старородящей матери Ирины Лакшиной. – М.: Время, 2021. – 288 с. (Самое время!).
Григорий Крылов. «С тихой вечностью связан…»: Сборник стихотворений. – Ростов н/Д: Фолиант, 2019. – 40 с.
Михаил Кудрявцев. Потроха банкира. – М.: Зебра Е, 2021. – 352 с.
Евгений Обухов. Поворот на Закидоновку: Рассказы. Миниатюры. Пародии. – Смоленск, 2017. – 728 с.
Популярная механика. Русское издание. – Октябрь 2021. № 61 (221). – М.: Премиум Паблишинг, 2021. – 122 с.
Поэты Латинской Америки и России на XI международном фестивале «Биеннале поэтов в Москве» / Сост. Н. Николаева, А. Орлицкая. – М.: Культурная инициатива, изд-во «Литературный музей», 2019. – 360 с.
Ричард Уилмер Роуэн. Три тысячелетия секретных служб мира. Заказчики и исполнители тайных миссий и операций / Пер. с англ. О.И. Лапиковой. – М.: Центрполиграф, 2021. – 624 с.
Алексей Тарханов. До востребования, Париж. – М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2021. – 448 с. (Русский iностранец).
Рэйчел Хиллер. Бодрые. Как помочь детям выспаться / Пер. с англ. О. Чумичевой; науч. ред. Ю. Гусева. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 224 с.
Елена Черникова. По следам кисти: Эссе. – [б.м.]: Литературное бюро Натальи Рубановой / Издательские решения, 2021. – 248 с.
Георгий Чернявский, Лариса Дубова. Русский Голливуд. Выходцы из российского пространства и их потомки на «фабрике грез». – М.: Молодая гвардия, 2021. – 464 с. (Жизнь замечательных людей).
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Барометр, компас и маршрутизатор литературного пространства
Не такие уж мы и расслабленные, даже за праздничным столом думаем о газете: Андрей Щербак-Жуков, Алиса Ганиева, Ольга Рычкова, Евгений Лесин и Елена Семенова. Фото Александра Анашкина
Этот номер «НГ‑EL» является тысячным. То есть отмечаем всем книжным приложением юбилей. По этому случаю решили обратиться к постоянным авторам, бывшим сотрудникам приложения с условным вопросом: «Какова роль «НГ‑EL» в вашей жизни?»
Некоторые из авторов, правда, как нам кажется, нас перехваливают. Это смущает, хотя и радует. Но мы решили оставить как есть.
Владимир Березин, писатель, публицист, ex‑сотрудник «Ex libris»:
Первый свой текст в газетах я увидел под плашкой «Ex libris» – еще не приложении, а всего лишь колонке на странице «Независимой газеты». Потом я начал работать там и под конец даже некоторое время рулил этим изданием. Начальство, впрочем, меня не любило, хоть то и дело сменялось. Когда меня выгоняли, я спросил, каков повод (о причинах – с немного политическим привкусом – я догадывался). Тогдашний директор сказал мне, что я не поздоровался с ним в магазине. Так или иначе, это было веселое время, и за эти несколько лет я прочитал множество книг – не без пользы для себя. Время это было не слишком трезвое, и его дух точно описал граф Игнатьев в своих воспоминаниях о генерале Драгомирове: «Драгомиров, запамятовав день 30 августа – именин царя, спохватился лишь 3 сентября и, чтобы выйти из положения, сочинил такой текст: «Третий день пьем здоровье вашего величества. Драгомиров», – на что Александр III, сам, как известно, любивший выпить, все же ответил: «Пора и кончить. Александр». Хорошо помнить остроумие Драгомирова, но куда важнее не забывать ответ Государя.
Сергей Бирюков, поэт, литературовед, президент Международной Академии Зауми Галле, Германия:
«Экслибрис» – это рентгеновский аппарат, который просвечивает литературный процесс насквозь. Это барометр, стрелки которого указывают, в какой точке литпространства атмосфера подвержена перепадам. Это компас. Это маршрутизатор. Во всяком случае, уже в ночь со среды на четверг набираю exlibris – ага, вышел, значит, все в порядке, литература еще жива!
Михаил Бойко, публицист, прозаик, ex‑сотрудник «Ex libris»:
«Экслибрис» – чудесная литературная оранжерея. С удовольствием вспоминаю годы работы в этом издании, замечательную творческую атмосферу, прекрасных коллег. Нынешнему «Экслибрису» вредит какая‑то… расслабленность, что ли. Мне кажется, что он мог бы быть чем‑то большим, чем есть сейчас.
Андрей Бычков, писатель, сценарист, лауреат премии «НГ» «Нонконформизм»:
Деградация и симуляция художественных ценностей сегодня – фундаментальнейшая из проблем. Литературные олигархи душат свободу высказывания изо всех сил. Литературное тело они нашпиговывают откровенными протезами. Мертвящие премиальные игрища и издательская политика подменяют собой живой литературный процесс. Но нонконформистский дух жив! И у нас еще есть свой живой орган для высказываний. Это наш любимый «Экслибрис»! Да здравствует «Экслибрис»!
Александр Васькин, писатель, москвовед:
Поздравляю редакцию с юбилейным номером и хочу признаться, что «Ex libris» остался для меня той единственной бумажной газетой, которую я продолжаю покупать каждый четверг в киоске. Что ни говори, а приятно развернуть свежий номер, увидеть в нем знакомые и новые имена поэтов, прозаиков, литераторов, критиков. Я не перестаю удивляться завидной работоспособности и высокому профессионализму редакции – ведь каждый номер представляет собою, по сути, интереснейшую панораму литературной жизни России, в которой представлены самые разные стили и направления. Здесь и обзор книжных новинок, и свежие рецензии, и даже стихи и проза. Приятно, что находится место и краеведческой полосе, ведомой Андреем Мирошкиным. В общем, молодцы!
Александр Вознесенский, поэт, редактор, журналист, ex‑сотрудник «Ex libris»:
Тысячный номер. Наверное, все дело в том, что, изменяясь внешне, да и то не сильно, внутренне – это все та же живая, веселая и весьма работоспособная редакция. Что было и в «наши годы». Главное, чтоб еще и книг побольше выходило – новых и желательно интересных.
Алина Витухновская, поэтесса, лауреат премии «НГ» «Нонконформизм»:
«Независимая газета» – это газета, неразрывно связанная с новейшей историей России. Сейчас выходит 1000-й номер ее легендарного приложения «Ex libris». К слову, во времена кризисов 1995–2005 годов одиозный олигарх Борис Березовский финансово помог газете восстановить прежние объемы и начать выпуск «Ex libris». В 2009 году «Независимой газетой» и ее литературным приложением «НГ-Ex libris» была учреждена легендарная премия «Нонконформизм». Она была вне устоявшихся тусовочных правил и увековечила немало талантливых имен. В 2010 году я первой получила эту премию из рук Константина Ремчукова в номинации «Нонконформизм‑судьба» – за бесстрашие и твердость в отстаивании своих идей. Я благодарна «НГ-Ex libris» – этому воистину культурному оазису в унылом постсоветском мире. Спасибо за труд ответственному редактору Евгению Лесину, тянущему на себе этот непомерный, но великий груз русской литературы.
Марианна Власова, критик:
Для меня «Ex libris» – проводник в мир литературы – современной, актуальной, которая не столько движет массы, сколько волнует души. Именно с этого книжного приложения началось мое возвращение к поэзии и прозе после декретного забытья. И по сути, «Ex libris», как зеркало, отражает мою личную историю взаимоотношений с литературой. А еще «Ex libris» – это команда безумцев, увлеченных поисками интересных книг, событий и персон для своих читателей.
Лауреаты премии «Нонконформизм» Юрий Мамлеев и Игорь Яркевич. Фото Екатерины Богдановой
Александр Гальпер, поэт, писатель Нью‑Йорк:
В современном мире грань между графоманией и талантом стерлась. Каждый может выпустить книги за свой счет или опубликоваться для всеобщего прочтения в интернете. А в случае автора увезенного в 18 лет в далекую англоязычную Америку все еще запутанней. Нет русских изданий, критиков, редакторов. Можно ли верить мнению 2–3 друзей? Поэтому мне было очень психологически важно опубликоваться в «НГ‑Ex libris» – книжном приложении к официальной российской московской газете с заслуженной высокой репутацией. Именно с этого момента я стал ощущать себя настоящим литератором.
Данила Давыдов, поэт, прозаик, публицист:
Я присутствовал при смерти «Книжного обозрения», был, что называется, прям у одра. При рождении «НГ-Ex libris» я не присутствовал, но видел, как младенчика, так сказать, предъявили народу – первые самые три или четыре выпуска приложения презентовали в Эссе‑клубе Рустама Рахматуллина, если я правильно помню, Александр Гаврилов, Наталия Бабинцева и Глеб Шульпяков. Даты и точные обстоятельства можно уточнить хотя бы по бюллетеню «Литературная жизнь Москвы». С тех пор я с разной степенью интенсивности следил за «EL‑НГ», а при нынешней редакции (в практически ином составе) начал и печататься здесь, чему несказанно рад, намереваюсь продолжить это, если не погонят прочь, и надеюсь не хоронить никогда еще одно книжное газетное издание («КО» хватило в этом смысле за глаза). Короче, ура.
Григорий Заславский, театральный критик, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИСа:
Говоря об «Ex libris», неизбежно приходишь к старинному парадоксу о том, что было раньше – курица или яйцо.
Мне же интересно, что там нового появилось на книжных прилавках, что почитать и для этого беру в руки «Ex libris», то есть ни я, ни многие другие хорошие люди не имеют другой возможности узнать про хорошую книжку, минуя книжное приложение «Независимой газеты», сегодня – единственное издание, пишущее регулярно о книгах.
А оно, в свою очередь, нуждается в новых интересных книжках, хотя временами чудесным образом прекрасно обходится и старыми изданиями, а также юбилеями русских и зарубежных классиков.
Как бы то ни было, а без «Ex libris» и его прекрасных авторов и организаторов книжных побед – от Игоря Зотова, через Викторию Шохину к сегодняшним мэтрам – Лесину, Щербаку‑Жукову, Ганиевой, Рычковой и всех‑всех‑всех не выплыть мне было бы в книжном море.
Игорь Клех, прозаик, эссеист:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах отечественной словесности, – ты один мне поддержка и опора, «Еx libris – НГ»! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы подобное приложение по четвергам к «Независимой газете» не было дано великому народу.
Нина Краснова, поэтесса, публицист:
«Экслибрис – НГ» – это моя любимая газета, она значит для меня больше, чем все прочие газеты, вместе взятые, которые продаются в киосках. Без нее нельзя представить себе наш литературный мир с его литературным процессом. На страницах «Экслибриса» выступают самые интересные современные поэты и прозаики, анонсируются самые лучшие книги, сообщаются самые главные литературные новости. Причем все материалы, даже и очень серьезные, преподносятся в свободной, неофициозной манере, с некоторым приколом и юмором, как и иллюстрации к ним, в том числе и репродукции картин русских и зарубежных художников.
Я всегда жду каждый очередной номер «Экслибриса». И не только с удовольствием читаю его, но и с удовольствием печатаюсь там, со своими статьями о литературных вечерах, как летописец литературной жизни (чаще всего – под псевдонимом Николай Фонарёв, который стал моим двойником и «забирает себе львиную долю моей славы»). Появляются в «Экслибрисе» и интервью со мной, и мои стихи и частушки, и отрывки из моих книг (например, из трилогии «Золотой самородок…» о юбиляре текущего года Анатолии Шамардине, певце, филологе, полиглоте, солисте Утесовского оркестра), и мои рецензии на книги (например, на «Толковый словарь» Игоря Волгина).
Я не представляю себе не только нашего литературного мира, но и своей жизни без «Экслибриса». Там работает слаженная команда талантливейших ребят, «экслибристов» (или «экслибрисовцев»), моих собратьев по перу, моих друзей – поэт Евгений Лесин, его правая рука – поэт Андрей Щербак‑Жуков, мои и наши сестры по перу – Елена Семенова, Ольга Рычкова, Алиса Ганиева. Я говорю: «Экслибрис» – подразумеваю Лесина и Щербака‑Жукова с их командой. Я говорю: Лесин и Щербак‑Жуков – подразумеваю «Экслибрис». Который и поздравляю сегодня с чудесным праздником – с 1000‑м номером газеты, желая «Экслибрису», как и главному редактору «НГ» Константину Ремчукову, быть всегда, работать во славу нашей словесности, не останавливаться на достигнутом, выпускать новые и новые тысячи номеров!
Постоянный автор «НГ» и финалист премии «Нонконформизм» Игорь Шумейко. Фото Валерии Буровой
Максим Лаврентьев, поэт, писатель, литературовед:
Так получилось, что уже несколько лет я периодически читаю только одну эту литературную газету, в которой иногда и публикуюсь. Читаю, разумеется, не свои публикации, а в основном статьи в рубрике «Кафедра», интервью, иной раз весьма любопытные, ну и, конечно, «Пять книг недели», откуда черпаю информацию о достойных внимания новинках. Кто‑то, возможно, скажет, что у редакции своеобразный вкус. Пусть так, но его совершенно точно можно назвать независимым. Тут мы совпадаем настолько, что я тоже чувствую себя в некотором роде экслибрисовцем. Однако неповторимое лицо газеты – заслуга прежде всего редакторского коллектива, сложившегося прочно и практически не меняющегося уже более десяти лет. Вот это культурное явление – редакцию любимого еженедельника – я и поздравляю с началом второго тысячелетия выпусков. Дай Бог не последнего.
Виктор Леонидов, поэт, литературовед, музыкант:
«Экслибрис «НГ» играет в моей жизни огромную роль. Я могу ориентироваться в море информации о вышедших книгах, я, хотя и занимаюсь историей литературы, все равно узнаю со страниц любимого еженедельника о замечательных писателях и поэтах, которые были мне не известны. «Экслибрис» всегда отмечает только очень достойные издания, книги высокого уровня. И, конечно, я благодарен «Экслибрису» за то, что могу на его страницах высказывать свое мнение об изданиях, которые кажутся мне достойными и важными. С юбилеем!
Александр Люсый, культуролог, доктор филологических наук, профессор Института кино и телевидения (ГИТР):
Кто‑то любит лобио, но все мы вышли из‑под «Экслибриса» подлобия.
Четверг – экслибрисный день. Он начинается в среду. Сразу после 00 часов на сайте еженедельника уже можно ознакомиться, что день грядущий нам готовит. «Рыба!» – как любил резюмировать автор «Игры в классики», чемпион парижской подземки по игре в домино Хулио Кортасар, немедленно выпив.
Не скрою, что когда я заглядываю в рубрики еженедельника «Литературная жизнь», «У нас», или «Пятерочку», или рецензионный отдел, я первым делом уточняю свое возможное присутствие там в качестве персонажа (иногда – неожиданное) или автора. Если таковое не обнаруживается, я вступаю, как установили величайшие умы человечества, в состояние высшего, незаинтересованного удовольствия знакомства со всеми материалами подряд, поверх рубрик.
Не так давно после растворения «Книжного обозрения» (исторически сам «Экслибрис» вышел в какой‑то мере оттуда) мы вступили в эпоху однополярного мира единственной газетной книжной карты. Наверное, это трудно – быть единственными, но я верю, что экипаж еженедельника преодолеет и эти испытания текущих звездных войн.
Андрей Мартынов, историк:
Многолетнее, начавшееся еще при Игоре Зотове, сотрудничество с «НГ‑Ex libris» для меня чрезвычайно важно. Оно дает возможность мне (как и всем читателям «НГ‑EL») быть в курсе появившихся новинок («Пять книг недели», именуемое на внутриредакционном жаргоне «пятикнижием», а также расположившийся на последней странице раздел «Книги, упомянутые в номере и присланные в редакцию»). Также позволяет лучше ориентироваться в культурной жизни столицы, ее литературных процессах («У нас», «Литературная жизнь»). Не менее познавательно и чтение самого приложения, так как мне всегда интересны мнения, рекомендации и оценки книг (особенно разделы «Филология» и «Non‑fiction»), написанные как сотрудниками газеты, так и приглашенными экспертами, которые я высоко ценю и которым верю.
Всегда рад открытиям для себя новых писателей и ученых, которые происходят в процессе чтения «НГ‑EL».
Впрочем, с не меньшим нетерпением жду публикуемые препринты («Накануне») и аналитические статьи («Кафедра»), некоторые из которых не постыдились бы напечатать и академические журналы.
Андрей Мирошкин, критик, эссеист:
Для меня «НГ Ex libris» – замечательная площадка, куда можно предложить тексты в разных форматах, в том числе и нетрадиционных для газет. Каждому материалу здесь найдется место, а пестрота жанров и рубрик отлично передает всю палитру современной литературы (да и культуры в целом). В редакции работают профессионалы высшей пробы. Кроме того, для меня эта газета – возможность оперативно узнать мнения писателей и критиков о новых книгах, познакомиться с историческими фактами и новостями литературной жизни. Не пропускаю также публикаций стихов и прозы, обращаю внимание на оформление полос. Фирменные черты этой газеты – талант, парадокс и нонконформизм. И это прекрасно.
Игорь Михайлов, прозаик, заместитель главного редактора журнала «Юность»:
Сколько себя помню, столько был и «Ex libris». Это как чашка ароматного кофе, поэзия Тракля по утру или шарф «Зоркого» на шее Лесина. Лесин, как и весь «Ex libris», зорко высматривает самые любопытные новинки в книжном океане. Он всегда на посту. Он всегда есть, был и будет. Да здравствует независимость в отдельно взятой комнате на Мясницкой и все его присные. Последнее незалежное книжное обозрение и обострение.
Вячеслав Огрызко, публицист, главный редактор еженедельника «Литературная Россия»:
У меня сложилось такое впечатление, что нынешние чиновники, видимо с пеленок прирученные к гаджетам, страшно ненавидят книгу и литературу. Ведь не случайно год от года сужается поле книжных и литературных изданий. Уже успели кануть в лету газета «Книжное обозрение», журналы «Детская литература». «Литературное обозрение», «Студенческий меридиан». Давно не видать бумажных версий журналов «Октябрь» и «Арион»…
Почему‑то перестали уважать книгу и флагманы отечественной бумажной прессы. Еще несколько лет назад о книгах регулярно писали газеты «Коммерсантъ», «Известия», «Новая газета»… А теперь там если что‑то раз в квартал и мелькнет о литературе, то только в скандальном духе. Ну, может, еще появится отклик на новое произведение супермодного сочинителя Пелевина.
А ведь народ не перестал читать. Загляните хотя бы в магазин «Библио‑глобус». Там всегда – и днем, и вечером – толпы охочих до книг людей. Повалил народ и в библиотеки. Скоро не успеешь до девяти утра добраться до Ленинки, будешь полдня ждать своей очереди, чтобы попасть в читальный зал.
И только начальство, похоже, наловчилось пересчитывать лишь денежные купюры. Как в этой ситуации держится и выплывает «Экслибрис», не знаю. Но главное – он продолжает выходить и всех нас радовать, а по нынешним временам уже одно это – подвиг.
Ведущие церемонии вручения премии «Нонконформизм» Андрей Щербак-Жуков (слева) и Алиса Ганиева (справа) поздравляют Наталью Рубанову, а Андрей Бычков им помогает. Фото Павла Сарычева
Валерия Пустовая, критик:
Что хорошо в этой газете – любая книга, даже самая строгая, рискует здесь быть проиллюстрированной, крупно и цветно. Что хорошо в рецензиях – любая рискует здесь обратиться в притчу, шутку, трибуну, скандал, исповедь и даже обратно в рецензию. Будучи начинающим читателем «Ex libris» и современной литературы, я особенно ценила авторские рубрики. Помню «Свежую кровь» Сергея Шаргунова, люблю панорамный «Стиль жизни». Мне нравится, что здесь нет границ между жанрами, запретных тем и фигур умолчания. Все на виду и иногда навыворот, как в карнавале, – от газеты ощущение праздничной литературной монстрации, в которой где шутка, там и соль жизни.
Мария Ремизова, критик, ex‑сотрудник «Независимой газеты»:
Ну, вообще‑то, я бы сформулировала иначе: моя роль в жизни «Экслибриса». Сейчас уже, наверно, никто и не помнит, но «Экслибрис» начинался с полосы – одной полосы в неделю на 7‑й странице «Независимой газеты», и над ней в этот день вместо шапки «Культура» стояла шапка «Ex libris». И полосу эту с самого первого дня делала я. Где‑то через год «Ex libris» стал отдельной газетой со своим отделом и своим главредом. В общем, будете делать скульптурную группу отцов‑основателей, так я там как бы в первом ряду. А было весело, да.
Наталья Рубанова, прозаик, поэт, критик, лауреат премии «НГ» «Нонконформизм»:
«Экслибрис» – одно из тех редких СМИ, с которыми не только интересно, но и приятно работать, а работаем мы с 2006‑го. Почему? За все эти годы были опубликованы важные для меня материалы, которые в силу ряда причин едва ли смогли бы увидеть свет где‑то еще. Например, наше интервью с «грозой» литбездарей – критиком Виктором Топоровым. Или мое эссе о книге Ольги Татариновой «Spring.doc»: их обоих уж нет на свете, но тексты‑то остались. Стихотворения. Рубрика «Главкнига». Да много чего.
Наше сотрудничество с «Экслибрисом» объясняется еще и тем, что вход даже в так называемую либеральную прессу, как ни крути у виска, осуществляется чаще всего по негласным «стайным» литспецпропускам («свой»-«чужой», «их»-«наш») – в «Экслибрис» же мне не понадобилось заглядывать с помощью блатного джокера, имитируя цыганочку с выходом: не умею, да и уметь не хочу. Во всяком случае, в моем варианте все решило когда‑то качество текста, ну а то, с кем ты пил чай или напитки покрепче, большой роли не сыграло. «Экслибрис» напечатал и легкомысленные мои вирши, и вполне себе серьезные эссе с рецензиями, и часть цикла интервью, по которому новая книга плачет, и чуть‑чуть, на кончике ножа, прозы.
Именно «Независимая газета» учредила премию «Нонконформизм», которой однажды были удостоены и мои тексты. Именно благодаря этой премии (ну и Премии журнала «Юность») роман «Сперматозоиды» вышел в одном из московских издательств – вышел в серии, ныне почившей: «Лауреаты литературных премий». Не секрет, что издатели с холодным носом реагируют в пресловутую кали‑югу лишь на авторские «погоны» или медийность: если нет ни того ни другого у тебя, а уж если ты еще и не блогер какой‑нибудь, – то нет у тебя и текста в виде книги: фига в столе одна. Так что «Нонконформизм» оказался и в практическом смысле полезным: благодаря ему роман мой стал книгой, ну а самой премии хватило на короткую поездку в Италию – безделица, но приятно.
Многое хорошее здесь и сейчас в литературе схлопывается – в уходящем году было заявлено в том числе о временном приостановлении работы премии «Нонконформизм», которую жюрили сотрудники «Экслибриса». Пожелать ли газете возрождения премии, где одним из лауреатов был в том числе Юрий Мамлеев? Разумеется. Ну и много авторов: прекрасных да разных. А еще – многие лета! И пусть нам пишется.
Владимир Соловьев, писатель, политолог Нью‑Йорк:
О чем глубоко сожалею, что узнал о существовании «Экслибриса» с таким опозданием – когда стал его автором пять лет назад и в параллель внимательным, пристальным читателем. Подчеркиваю – через океан. Оставаясь в Америке русским писателем, я выпал из гнезда родной литературы. В этом одиноком существовании есть немалые преимущества, но литературный процесс протекает все‑таки в метрополии даже в такие антилитературные времена, как сталинские, хотя непредставим теперь уже без зарубежников. Благодаря этой высокопрофессиональной, талантливой, поверх барьеров газете я больше не чувствую разницы и различия между здешней и тамошней русской словесностью. Это единство нашей литературы можно определить блестящей формулой средневекового философа Николая Кузанца: центр ее повсюду, поверхность нигде.
Александр Тимофеевский, поэт, писатель, сценарист, переводчик, лауреат премии «НГ» «Нонконформизм»:
Спешу поздравить «Ex libris «НГ» с юбилеем и объясниться в любви к нему.
Мне нравится его стиль.
Мне милы и симпатичны люди, которые работают в его редакции.
Мне по душе то, что они говорят и пишут.
Мне всегда интересны фигуранты их статей.
Я считаю, что никто честнее и лучше «Ex libris» не рассказывает о том, что творится в нашей литературе.
Вообще, достаточно просто сказать – люблю!
Высокая любовь не требует доказательств.
Александр Хорт, писатель, драматург, пародист:
Для меня «Ex libris» означает, что каждый четверг, отложив все неотложные дела, сажусь за штудирование свежего номера. В первую очередь инспектирую рубрику «Книги, упомянутые в номере», затем – «Книги, присланные в редакцию». Если вижу, что по недосмотру редакции затесались материалы, к которым имею кой‑какое отношение, то кайфую, наслаждаюсь медленным чтением газеты, некоторые материалы, сами понимаете какие, перечитываю по нескольку раз. Если таковые по мистическим причинам отсутствуют, то подобные, явно неудачные номера все равно с интересом читаю от первой буквы до последней точки. Ну а затем жду следующего четверга, переживая, когда какой‑то выпадает на 1 января или 1 мая.
Сергей Шаргунов, писатель, главный редактор журнала «Юность», ex‑сотрудник «Ex libris»:
Эх, «Экслибрис»! Ты всегда со мной. Из написанного для тебя можно собрать том. А еще полоса «Свежая кровь», где впервые ярко и яро выступали новые авторы. Посиделки, возлияния, передовицы, рецензии, проза, стихи, даже детский угол. В редакции на стене годами висит одна моя несбывшаяся сверстанная простыня. И она зовет и манит – вернуться. Как прекрасно иногда завернуть сюда, возникнуть из темени и снегопада с позвякивающей поклажей и обнять всех.
Ян Шенкман, поэт, журналист, критик, ex‑сотрудник «Ex libris»:
Бывает, что эпоха требует музыки, так было в шестидесятые, а бывает, что слов. Мне повезло. Я работал в «Экслибрисе» в годы, когда интерес к литературе был максимальный. Такого не было в девяностые, и сейчас уже тоже не так. А тогда, занимаясь литературной журналистикой, ты автоматически оказывался в центре событий и даже в центре мира в каком‑то смысле. Все самое интересное происходило именно в той области, о которой я писал. Это уникальный опыт. За него – спасибо «Экслибрису»!
Сергей Шулаков, журналист, критик:
Нечасто испытываешь ощущение столь полноценного восторга. Может быть, в детстве, когда получаешь в подарок огромную глянцевую коробку с гэдээровской железной дорогой. Посотрудничать с литературным приложением к «Независимой газете» – «НГ‑Ex libris» – пригласила Алиса Ганиева, и эйфорическое состояние, оживившее несколько притупившееся с годами восприятие действительности, было вызвано фактом удвоения приза. Открывалась возможность поработать в наиболее компетентном и влиятельном издании независимой литературной журналистики, а в редакторы судьба, не поскупившись, назначила самую красивую и проницательную девушку литературной Москвы. Со временем сотрудничество не превратилось в рутину: никакое другое издание не высказывается смелее, никто не мыслит так весело и остроумно, как коллектив «Ex libris» во главе с Евгением Лесиным, героически выстраивающим адекватную линию из творений отчаявшихся, капризных авторов. Литературная журналистика ныне подверглась разрушительному влиянию времени, и лишь «Ex libris» пылает в этом мраке неугасимым углем, из коего ее очистительное пламя возгорится вновь. Все мы будем счастливы при этом присутствовать и будем со снисходительной гордостью говорить коллегам, что работали в «Ex libris» в темные века.
Глеб Шульпяков, поэт, писатель, переводчик, ex‑сотрудник «Ex libris»:
Придумывать и делать «Экслибрис» – можно только благодарить судьбу за такой подарок. Тебе 30 лет, ты в команде единомышленников, перед тобой восемь полос «делай‑что‑хочешь» и громадная аудитория читателей, которые бегут за газетой по четвергам до завтрака. Вторая половина 90-х – начало 2000-х – вообще было лучшим временем и в литературе, и в книгоиздании (тогда эти понятиями были отчасти синонимами). Это был настоящий бум. Потом все это понемногу выродилось – коммерциализировалось, огламурилось. Книги превратились в йогурты, а писатели в персонажей. Писать о них стало неинтересно. Из литературы ушел нерв времени, и мы всей командой ушли из газеты. Вовремя уйти – тоже великое дело, между прочим.
Игорь Шумейко, писатель, поэт, публицист:
Для меня «НГ‑Ex libris» – еженедельная порция хорошего чтения, возможность выражения собственных эссеистических наклонностей. Давно заметил: знакомцы‑литераторы, ex‑друзья, разнесенные далеко политическими бурями (выражаясь скромнее: сквозняками), следят за книгами, другими признаками жизни друг друга – заглядывая в «НГ‑Ex libris». Некий, порой кажется бутылочно‑океанный, способ подать знак о себе. Все те же мы: нам целый мир чужбина, Отечество нам…
Приложение, которое максимально соответствует заявленному титульной латынью стилю газеты: Sine ira et studio. Кажется, единственное внесезонное приложение. Эта литературная адденда отстраняет, успокаивает как (редкие) походы в библиотеку. Особенно рубрики «Кафедра», «Накануне», «Поэзия».
Михаил Эпштейн, философ, литературовед, Атланта:
«Экслибрис» сыграл важную роль в моей работе. Около 40–50 моих статей, начиная с ранних 1990‑х были впервые опубликованы в «Независимой», из них большая часть – именно в «Экслибрисе». Это прямая возможность выйти к своей референтной группе читателей – литературного и даже более широкого, гуманитарного, общекультурного профиля. А тем самым выйти за пределы академической, например филологической, специализации – но вместе с тем не впасть в публицистику на злобу дня. На самом деле такой срединный профиль не так часто встречается в современных периодических изданиях – и поэтому он для меня особенно ценен: говорить не для всех и не для узкопосвященных, а для читателя, соизмеряющего себя с движениями современной мысли и культуры. Спасибо «Экслибрису»!
Андрей Юрков, писатель, публицист, ученый‑химик:
Мое убеждение, что таланты, гении и просто отмеченные свыше люди живут во все времена (и в наше время тоже), только современники их часто не замечают. А «Eх libris» последовательно развивает эту тему.
А еще мне кажется, что над современными «официальными» литературными изданиями отчасти тяготит наследие советского литературоведения, чего «Eх libris» почти лишен. Писать надо интересно! И это можно делать! Ведь столько занятного вокруг!
Игорь Яркевич, писатель, лауреат премии «НГ» «Нонконформизм»:
Роль «Экслибриса» в моей жизни – очень большая. Поскольку так получилось, что я в «НГ» печатаюсь с 93‑го года. То есть даже до собственно «Экслибриса». Насколько я понимаю, сейчас у меня идет третий период в творчестве. Первый был связан с 90‑ми годами. Второй – с переломом 90‑х и нулевых. С концом тысячелетия и началом нового тысячелетия. А третий идет сейчас. Этот период условно можно назвать так – антипатриотический. Ну, или антидуховноскрепный. И все эти периоды – так уж вышло – все связаны с «Экслибрисом».
А теперь и у вас тысячный номер, и вы тоже вошли в новую тысячу.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.