что такое номенклатурный номер товара
Discovered
О финансах и не только…
Номенклатурный номер
Номенклатурный номер — постоянное цифровое, буквенное или буквенно-цифровое обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень.
Под номенклатурой понимается систематизированный перечень наименований товарно-материальных ценностей (ТМЦ) с указанием их отличительных признаков (единиц измерения, артикулов, сортов, марок, типоразмеров и т.п.). Если в номенклатуре указаны учетные цены, она обычно называется номенклатура-ценник.
Номенклатурный номер ТМЦ может иметь следующую структуру:
В каждом документе по движению ТМЦ указываются не только наименования ценностей, но и их номенклатурные номера, что позволяет уменьшить число ошибок как в складском, так и в бухгалтерском учете.
Номенклатура-ценник — номенклатурный реестр, содержащий перечень наименований материалов, используемых на предприятии, их номенклатурный номер в зависимости от вида, сорта, марки или размера, кроме того, в номенклатуре-ценнике обязательно указываются:
Номенклатурный номер присваивается конкретному виду (или части вида) материала. Он призван нести в себе необходимую информацию о материале. С помощью номенклатурного номера легко найти нужный материал среди всей материальной массы. Под одним номенклатурным номером может учитываться множество материалов с неким одинаковым набором параметров. При единичном учете, как частном случае, каждому материалу соответствует один (уникальный) номенклатурный номер.
В книгах складского учета на каждый номенклатурный номер открывается лицевой счет. Лицевые счета нумеруются в том же порядке, что и карточки. Для каждого лицевого счета выделяется страница (лист) или необходимое количество листов. В каждом лицевом счете предусматриваются и заполняются реквизиты, указанные в карточках складского учета.
НОМЕР НОМЕНКЛАТУРНЫЙ
Смотреть что такое «НОМЕР НОМЕНКЛАТУРНЫЙ» в других словарях:
Номер Номенклатурный — постоянное обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
НОМЕР, НОМЕНКЛАТУРНЫЙ — условный номер материала во внутризаводском бухгалтерском учете … Большой экономический словарь
Номенклатурный Номер — См. Номер номенклатурный Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
НОМЕНКЛАТУРНЫЙ НОМЕР — постоянное цифровое, буквенное или буквенно цифровое обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь
номенклатурный список (админ.-хоз. деятельность в спорте) — номенклатурный список Каталог, представляющий все товары, необходимые для проведения Игр. Он содержит наименование товара, его описание и номер. [Департамент лингвистических услуг Оргкомитета «Сочи 2014». Глоссарий терминов] EN stock… … Справочник технического переводчика
НОМЕНКЛАТУРНЫЙ НОМЕР — постоянное цифровое, буквенное или буквенно цифровое обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень … Энциклопедический словарь экономики и права
номенклатурный номер — постоянное цифровое, буквенное или буквенно цифровое обозначение, присвоенное каждому наименованию материала, продукции, товара, под которым они внесены в номенклатурный перечень … Словарь экономических терминов
Федеральный номенклатурный номер предмета снабжения — Федеральный номенклатурный номер предмета снабжения; ФНН: учетный номер, присвоенный предмету снабжения, включенному в Федеральный каталог продукции. Источник: КАТАЛОГИЗАЦИЯ ПРОДУКЦИИ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ … Официальная терминология
НОМЕНКЛАТУРА-ЦЕННИК — номенклатурный реестр, содержащий перечень наименований материалов, используемых на предприятии, их номенклатурный номер в зависимости от вида, сорта, марки или размера, кроме того, в номенклатуре ценнике обязательно указываются: наименование по… … Большой бухгалтерский словарь
Карточка складского учета — отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы… … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Код товара в накладной ТОРГ-12
Где в ТОРГ-12 нужно указывать код товара и что он означает
Код товара — это последовательность цифр и иных символов, позволяющая распознать определенный товар.
На рисунке ниже показано местоположение этого реквизита:
Можно сделать вывод о необязательности указания данного кода в накладной. Но претензии контролирующих органов возможны.
Что скажут налоговики, если код товара отсутствует
У контролеров могут возникнуть претензии — по их мнению, в унифицированном документе не может быть незаполненных строк и граф. Иначе он перестает считаться полноценным первичным документом.
Однако не все компании готовы идти в суд и спорить с контролерами. Чтобы снизить риск возникновения претензий у налоговиков, можно воспользоваться их же разъяснениями. Правда, они не касаются напрямую ТОРГ-12, а связаны с заполнением УПД (универсального передаточного документа). Тем не менее для ТОРГ-12 эти разъяснения тоже подходят, так как УПД объединяет информацию из ТОРГ-12 и счета-фактуры.
Подробнее об УПД вы можете узнать здесь.
Правила заполнения ТОРГ-12 разъяснили эксперты КонсультантПлюс:
Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.
Как, по мнению ФНС России, можно заполнить в первичном документе реквизит «Код товара» и как судьи решают этот вопрос, смотрите на схеме:
Налогоплательщик самостоятельно может определить порядок заполнения кода товаров в накладной ТОРГ-12. Учитывая, что большинство компаний и ИП используют автоматизированные учетные бухгалтерские программы, сложностей с кодировкой возникать не должно — в такой программе, при отсутствии специальной товарной кодировки, код товара присваивается автоматически при занесении товара в справочник.
Как должен выглядеть код и откуда его взять
Отсутствие каких-либо нормативных требований в отношении вида кода товара для ТОРГ-12 позволяет сделать вывод о том, что этот реквизит может содержать в своем составе и буквы, и цифры. В его составе могут быть и разделительные знаки (тире, точки и др.) Возьмем для наглядности в качестве кода товара его артикул.
Как может выглядеть код товара (товарный артикул)? Например, так: РА42108, 456rr892.1, 18976-09 и т. д. Всё зависит от принятой поставщиком товара (или его производителем) системы кодировки.
В качестве кода товара для указания в ТОРГ-12 могут также применяться коды из Общероссийского классификатора продукции по видам деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утв. приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст. Например:
Об электронном формате ТОРГ-12 рассказано в этой публикации.
Что делать, если в ТОРГ-12 нашли ошибку? Изучите мнение экспертов КонсультантПлюс, получив пробный бесплатный доступ к системе К+.
Итоги
Заполнять или нет графу с кодом товара в накладной ТОРГ-12, решает самостоятельно каждый налогоплательщик. Пояснения о том, как ее заполнить, в законодательстве отсутствуют. Но оставлять ее незаполненной тоже рискованно — налоговики могут не признать такой документ в качестве первичного учетного документа. Чтобы избежать претензий контролеров можно проставить в ней артикул или иной код, разработанный самим налогоплательщиком.
При приобретении различных товарно-материальных ценностей принятие их к учету осуществляется по обобщенным группам, например, хозтовары, канцтовары, бытовая химия, а не по отдельно взятому наименованию (ручки, карандаши и т.д). Не нарушается ли в этом случае законодательство?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По нашему мнению, организация имеет право применять в целях учета поступления материально-производственных запасов свою внутреннюю номенклатуру, если такой порядок заЫкреплен соответствующими внутренними распорядительными документами (учетной политикой, приложениями к ней и прочее). Это не приведет к негативным налоговым последствиям при соблюдении всех законодательно установленных требований к содержанию первичных документов и полноте их заполнения.
Обоснование вывода:
Согласно п. 3 Методических указаний организации самостоятельно разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием МПЗ. В частности, в указанных документах могут устанавливаться порядок оформления (составления) первичных документов по приему, отпуску (расходованию) и перемещению МПЗ, а также правила документооборота.
Причем единица бухгалтерского учета МПЗ выбирается организацией самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера МПЗ, порядка их приобретения и использования единицей МПЗ может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п. (п. 3 ПБУ 5/01).
Унифицированные формы по учету материалов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1997 N 71а. Среди них для учета материалов, поступающих от поставщиков, предназначен приходный ордер (форма М-4).
Причем форма М-4 составляется на основании документов, полученных от поставщика, и в нее переносятся данные, позволяющие установить однозначное соответствие между наименованием и номенклатурой единиц внутреннего учета МПЗ с наименованием и номенклатурой единиц учета поставщика товара, такие как наименование поставщика, а также номер сопроводительного документа.
Следует заметить, что использование товарной накладной (форма ТОРГ-12) поставщика в качестве приходного ордера составляет частный случай, предусмотренный абзацем 4 п. 49 Методических указаний.
Отвечая на вопросы о праве организации приходовать МПЗ по названию, отличающемуся от входных документов, или насколько «законно» применение внутренней номенклатуры для учета приобретенных МПЗ, необходимо напомнить, что существуют случаи, когда законодательство напрямую диктует обязанность такого «перехода».
Например, при поступлении МПЗ по импорту организация обязана заменить наименования иностранного поставщика на эквиваленты, используемые в соответствующей отрасли Российской Федерации, так как в соответствии с п. 9 Закона 129-ФЗ документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке.
В ином случае (в случае неотфактурованных поставок, которыми считаются МПЗ, поступившие в организацию, на которые отсутствуют расчетные документы (п. 36 Методических организаций)) организация, приняв меры по установлению поставщика (если он неизвестен) и получению от него расчетных документов (п. 38 Методических организаций), обязана своевременно оприходовать поступившие материалы (п. 48 Методических организаций).
В данной ситуации МПЗ приходуют по счетам учета в зависимости от назначения принимаемых материальных ценностей (п. 39 Методических организаций). После получения расчетных документов по неотфактурованным поставкам в зависимости от срока, прошедшего от момента постановки на учет МПЗ, в учет вносятся уточнения; одновременно уточняются расчеты с поставщиком (п. 40, п. 41 Методических организаций).
Устанавливая внутренними положениями, инструкциями, иными организационно-распорядительными документами систему наименований МПЗ, их номенклатуру и единицы учета, предприятие организует надлежащий учет и контроль, защищая его от неприятных ситуаций, когда в документах, поступающих от нескольких поставщиков, одни и те же (по назначению, физико-химической характеристике и прочим существенным для целей применения параметрам) МПЗ различаются номенклатурой и частично наименованием.
ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Данный классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для структуризации информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций (абзац 4 введения ОКП).
Также считаем, что основу номенклатуры МПЗ небольшой организации целесообразно базировать на номенклатуре основных поставщиков.
Иными словами, законодательство предоставляет хозяйствующему субъекту широкие полномочия по организации учета и внутреннего контроля за поступлением, хранением, внутренним перемещением и расходованием МПЗ предприятия. Однако основные положения учета МПЗ (включая системы применяемой номенклатуры, наименований и единиц учета) следует закрепить в учетной политике.
Таким образом, мы полагаем, что включение товарно-материальных ценностей, имеющих различных производителей и, соответственно, различные товарные марки, в однородную группу МПЗ, идентифицируемую наименованием и номенклатурным номером, установленными внутренними документами организации, допустимо, если не противоречит основным задачам учета МПЗ, которыми (согласно п. 6 Методических указаний) являются:
а) формирование фактической себестоимости запасов;
б) правильное и своевременное документальное оформление операций и обеспечение достоверных данных по заготовлению, поступлению и отпуску запасов;
в) контроль за сохранностью запасов в местах их хранения (эксплуатации) и на всех этапах их движения;
г) контроль за соблюдением установленных организацией норм запасов, обеспечивающих бесперебойный выпуск продукции, выполнение работ и оказание услуг;
д) своевременное выявление ненужных и излишних запасов с целью их возможной продажи или выявления иных возможностей вовлечения их в оборот;
е) проведение анализа эффективности использования запасов.
Остановимся также на рисках возможных претензий со стороны контролирующих органов.
Следование правилам ведения бухгалтерского учета никогда не несло в себе налоговых рисков. Риски налоговых споров (например, обоснованность признания в учете расходов на МПЗ или правомерность предъявления к вычету НДС, уплаченный поставщикам) связаны, как правило, с качеством расчетных документов, полученных от поставщиков, так как в организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (п. 55 Методических указаний). Организация устанавливает порядок приемки, регистрации, проверки, акцептования и прохождения расчетных документов на поступающие материалы с учетом условий поставок, транспортировки (доставки до организации (п. 44 Методических указаний).
При приемке материалы подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия ассортименту, количеству и качеству, указанным в расчетных и сопроводительных документах (п. 48 Методических указаний).
Обратим Ваше внимание также на то, что учет МПЗ по обобщенным группам наименований должен быть организован таким образом, чтобы при необходимости организация могла убедительно обосновать экономическую целесообразность расходования данных активов.
С примером подобного спора можно ознакомиться по постановлению ФАС Волго-Вятского округа от 12.10.2005 N А79-4532/2005. Оценив представленные расчетные документы поставщика (счета-фактуры и накладные), судьи посчитали недоказанным приобретение конкретного товара и его оплаты, включая налог на добавленную стоимость, и, как следствие, о неправомерности налогового вычета, а также об уменьшении расходной части при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В заключение еще раз отметим, что порядок учета МПЗ в организации, регламентированный Методическими указаниями, должен соответствовать всем требованиям ведения соответствующих регистров бухгалтерского учета, содержащихся в Законе 129-ФЗ. При соблюдении всех указанных выше требований организация, по нашему мнению, успешно сможет отстаивать свою позицию при возникновении разногласий с контролирующими органами.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина
Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
Компания «Гарант», г.Москва
Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральные номенклатурные номера предметов снабжения. Правила присвоения
Обозначение: | Р 50.5.005-2002 |
Название рус.: | Каталогизация продукции для федеральных государственных нужд. Федеральные номенклатурные номера предметов снабжения. Правила присвоения |
Статус: | действует |
Дата актуализации текста: | 05.05.2017 |
Дата добавления в базу: | 01.09.2013 |
Дата введения в действие: | 01.01.2003 |
Утвержден: | 18.04.2002 Госстандарт России (Russian Federation Gosstandart 157-ст) |
Опубликован: | ИПК Издательство стандартов (2002 г. ) |
Ссылки для скачивания: |