что обладает высшей юридической силой указ президента или постановление правительства
Что такое нормативный правовой акт
Что такое нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.
Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.
В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:
Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.
2. Международные договоры
Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)
По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.
Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.
ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.
Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.
Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.
4. Федеральные подзаконные правовые акты:
5. Конституции (уставы) субъектов Федерации
Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.
6. Законы субъектов Федерации
Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.
7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации
Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.
На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.
Что выше — указ президента или федеральный закон?
Начнем с главного — Конституция выше всех. В нашей иерархии нормативно-правовых актов ей не может противоречить ни один закон, в том числе и указ самого президента.
Считаются ли указы федеральными законами? Зачем они нужны? Какое место решения президента занимают в законодательстве РФ? Эти вопросы мы разберем в данном материале. Несмотря на то, что нормативно-правовые акты обладают разной юридической силой, их объединяет общая цель — обеспечение достойных условий для жизни и труда каждому жителю страны. Если вы знаете, что ваши права ограничивают, но не знаете, как грамотно отстоять свою позицию, пора обратиться за консультацией к юристу.
Зачем нужны указы президента?
Указ президента РФ — подзаконный правовой акт, издаваемый президентом в пределах его полномочий. Что означает «подзаконный»? Уточняющий. Указы президента вносят поправки, ликвидируют пробелы и дополняют другие акты, в том числе и федеральные. Приведем несколько примеров Указов президента:
Из примеров очевидно, что еще одно, ненормативное, предназначение указов — назначение на государственные должности, например, губернаторов и судей, награждение за выдающиеся заслуги или анонсирование изменений в составе органов власти. Все указы и другие действующие в РФ нормативно-правовые акты можно посмотреть на различных официальных правовых порталах.
Может ли указ противоречить федеральным законам или отменять их?
Нет. В иерархии законодательства нашей страны высшим авторитетом обладает Конституция. За ней следуют федеральные законы и только потом — указы главы государства. Федеральный уровень законодательства находится выше полномочий президента — значит, указы могут дополнять его, но не отменять.
Возможности президента ограничены — в первую очередь, Государственной Думой и Советом Федерации. Кажется, что указ, подписанный президентом, обладает наибольшим весом. Но, если вдуматься, президент подписывает нормативно-правовые акты и более высоких уровней. Юридическая сила акта определяется степенью участия в нем органов власти. Если в их создании участвовал Парламент, президент не может отменить их одним росчерком пера. В таких случаях глава государства либо использует свое право законодательной инициативы, либо обращается в Конституционный суд.
Источники:
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Приложение1
В сфере юридической деятельности и правовой информатизации широко применяется термин «правовая информация». К правовой информации относятся, прежде всего, правовые акты, а также вся информация, которая связана с правом: материалы подготовки законопроектов и других нормативных правовых актов, их обсуждения и принятия, учета и упорядочения, толкования и реализации правовых норм, изучения практики их применения. В правовую информацию включаются также материалы о правовом образовании и разработке научных концепций развития права.
Рассмотрим названные группы более подробно.
1. Официальная правовая информация
Официальная правовая информация, в свою очередь, подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.
1.1. Нормативная правовая информация
В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение (Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 11.11.96 N 781-II ГД).
Таким образом, норма права рассчитана не на какой-то конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств, определяемых каким-либо общим признаком, и тем самым норма права рассчитана на определенную категорию, вид общественных отношений. Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.
Норму права отличают от юридических предписаний ненормативного характера следующие конкретные признаки:
Оба признака правовой нормы следует брать в единстве, причем первый признак имеет основное значение, поскольку он прямо отражает направленность нормы на регулирование определенного вида отношений, установление меры поведения.
Норма права касается:
В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.
Законы РФ принимаются в виде:
Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.
Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В соответствии с Конституцией РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
1.2. Иная официальная правовая информация
К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести:
Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.
1.3. Формы правовых актов
Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания.
НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».
Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» (п. 1.5 Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит Постановлению Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» нормативные акты Банка России, затрагивающие права, свободы или обязанности граждан, подлежат регистрации в Минюсте РФ в порядке, установленном для регистрации нормативных правовых актов федеральных министерств и ведомств.
Минюст РФ в «Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 17.04.98 N 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания) не должны носить нормативный правовой характер.
Общие черты этих актов:
3. Неофициальная правовая информация
Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы:
Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
Статья 12. Соотношение юридической силы правовых актов области
1. Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению ко всем нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в области, не должны противоречить Уставу области. В случае противоречия между ними действует Устав области.
2. Законы области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Законодательного Собрания области, указам Губернатора области, постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действует закон области.
3. Указы Губернатора области имеют более высокую юридическую силу по отношению к постановлениям Правительства области, нормативным правовым актам иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области, иных органов государственной власти (должностных лиц) области. В случае противоречия между ними действуют указы Губернатора области.
4. Постановления Правительства области имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области. В случае противоречия между ними действуют постановления Правительства области.
5. Нормативные правовые акты Правительства области, министерств и иных органов (должностных лиц) исполнительной власти области могут быть отменены или действие их может быть приостановлено полностью или частично Губернатором области.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кто сильнее — Президент РФ или глава субъекта РФ? Стройка vs Пандемия COVID-19
В статье обсуждаются последние введенные в Москве и Московской области ограничения строительной деятельности.
Мне интересно Ваше мнение о том, противоречат ли последние акты глав субъектов РФ (о них речь в статье) указу Президента РФ от 02.04.2020 г. №239.
От решения данного вопроса будет зависеть, победила ли Пандемия COVID-19 стройку или нет.
Если кому не интересно, какая строительная деятельность сейчас разрешена, то возможно сразу перейти в конец статьи, где поднят проблемный вопрос о соотношения нормативно-правовых актов.
До 10.04.2020 все строители продолжали стройку и праздновали победу.
Однако, 10.04.2020 г. пандемия все-таки «победила» строительную отрасль в Москве и Московской области. Как показывает опыт, принятие ограничительных мер в регионах заимствуется у Московских коллег, поэтому зараза может переброситься и на другие регионы.
Москва
10.04.2020 г. принят Указ Мэра Москвы №42, запрещающий строительство в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г., за исключением:
1) строительства объектов медицинского назначения,
2) выполнения работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием объектов метрополитена, инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.
Указ сформулирован очень конкретно и его расширительное толкования видится невозможным.
Используемая ранее лазейка допустимости деятельности организаций непрерывного цикла закрыта Указом Мэра Москвы №42. В Указе упоминается закрытый перечень видов объектов с непрерывным циклом работ: метрополитен, инфраструктура наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов.
Информационные письмо Заместителя Мэра Москвы в Правительстве РФ Бочкарева А.Ю. от 03.04.2020 г., которым прикрывались все строители Москвы сейчас видится неактуальным.
Московская область
В Московской области произошла парадоксальная ситуация.
Вечером 10.04.2020 года от знакомых строителей я узнаю, что в Москве закрывают стройки и после чего нахожу свежий Указ Мэра Москвы от 10.04.2020.
Читаю в отдельных источниках новость о том, что в Московской области стройка тоже будет закрываться.
Однако, на сайте Правительства Московской области нашел совсем свежее Постановление Губернатора Московской области от 09.04.2020 №175-ПГ, в котором не упоминается запрет на строительство в Московской области.
В последующем оказалось, что 10.04.20 в 23 ч. 23 мин. (буквально на следующий день после публикации постановления от 09.04.2020 г.) на сайте Правительства Московской области опубликовано Постановление от 10.04.2020 г. №176-ПГ, которое вслед за г. Москва запретило строительство в Московской области в период с 13.04.2020 г. по 19.04.2020 г. (стр.13-14).
Перечень исключений и организаций, на которые запрет не устанавливается шире, чем в г. Москве. В Московской области допускается (подп.3 п.11 Постановления от 10.04.2020):1) строительство объектов медицинского назначения;2) выполнение работ непрерывного цикла, связанных со строительством и обслуживанием:а) инфраструктуры наземного общественного транспорта, железнодорожного транспорта и аэропортов;б) строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектовкапитального строительства в целях реализации национальных проектов;в) строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства с целью увеличения объемов производства продовольственной и сельскохозяйственной продукции; Мы видим, что в Московской области в отличие от Москвы разрешено строительство, связанное с реализацией национальных проектов, а также строительство объектов агропромышленного комплекса и сельского хозяйства. Также можно упомянуть, что ограничения не распространяется на организации, осуществляющие деятельность по капитальному строительству объектов обращения с отходами, а также объектов жизнеобеспечения коммунальной инфраструктуры, на которых обеспечено постоянное проживание работников, исключающее их свободное перемещение вне площадки строительства (подп.4 п.11 Постановления).
В соответствии со ст.72 Конституции РФ в сферу совместно ведения РФ и субъекта РФ входят: защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности. Если я правильно понимаю природу ограничительных мер, то они касаются как раз данной сферы совместно ведения. Действительно главы субъектов РФ вправе вводить ограничения в соответствии с ст.11 Федерального закона №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Но, реализуя свое полномочие, по смыслу ч.1 и ч.3 ст.22 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» глава субъекта РФ принимает свои законодательные акты, в том числе в соответствии с Указами Президента РФ и не могут им противоречит. Указ Президента РФ от 02.04.2020 г. №239 был принят в целях введения мер по ограничению распространения коронавирусной инфекции. Были установлены нерабочие дни и главам субъектов РФ даны поручения ввести ограничительные меры, но с учетом ограничений. В п.4 и п.5 Указа Президента РФ перечислены организации на которых Указ, а, следовательно, ограничительные меры не распространяются. Применительно к строительной отрасли нас интересует:1. Прямой запрет ограничивать деятельность непрерывно действующих организаций, к которым относятся многие строительные компании, согласно информационному письму заместителя Мэра Москвы от 03.04.2020 г.2. Прямой запрет ограничивать деятельность системообразующих предприятий без согласия Правительства РФ. В список системообразующих предприятий входят очень много строительных компаний, в том числе строящих жилье. Такой запрет затормозил строительство жилья. В московской области вероятно строительство жилья будет разрешено, т.к. это подпадает под национальные проекты, которые разрешено продолжить реализовывать.
Я не являюсь знатоком публичного права, и не претендую на абсолютную истину, но считаю, что Мэр Москвы и Губернатор Московской области: 1. Незаконно сузили список компаний с непрерывно действующим циклом работ, нарушив п.4 Указа Президента РФ.
Многие компании действительно очень сильно пострадают, т.к. потребуется нести дополнительные расходы с консервацией строительства и перебазированием рабочих.2. Незаконно не упомянули, что ограничения могут касаться системообразющие предприятия лишь в случае получения согласия Правительства РФ. Тем самым, нарушили п.5 Указа Президента РФ. Из буквального прочтения следует, что группа компаний ПИК (входит в список системообразующих предприятий) должна остановить стройку в Москве. Как мне кажется, нужно было ужесточить требования к соблюдению санитарных правил на строительных площадках и ужесточить контроль, за их соблюдением. Однако, возможно, эти меры вынуждены и разумны, т.к. пандемия не прекращается, а увеличивается. Главы субъектов РФ, вероятно, вынужденно вышли за свою компетенцию, но все же хочется, чтобы законодательная деятельность была предсказуемой. Уверен, что здесь много любителей публичного права и строительства. Поэтому хотелось бы узнать мнение коллег по данному вопросу.