что обеспечивает развитие готовности к саморазвитию личности ответ
Самотестироание «Готовность к саморазвитию»
Цель самотестирования – диагностировать готовность к саморазвитию по двум основным показателям:
1. Потребность знать самого себя (ГЗС – готовность знать себя: хочу знать себя).
2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС – готовность совершенствоваться, могу самосовершенствоваться).
Просмотр содержимого документа
«Самотестироание «Готовность к саморазвитию»»
«ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»
Цель – диагностировать готовность к саморазвитию по 2 основным показателям:
1. Потребность знать самого себя (ГЗС – готовность знать себя: хочу знать себя).
2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС – готовностьмогу самосовершенствоваться).
У меня появляется желание больше узнать о себе.
Я считаю, что мне нет необходимости в чем-то меняться.
Я уверен(а) в своих силах.
Я верю, что все задуманное мною осуществиться.
У меня нет желания знать свои положительные и отрицательные стороны.
В своих планах я чаще надеюсь на удачу, чем на себя.
Я хочу лучше и эффективнее работать.
Когда нужно, я умею заставить и изменить себя.
Мои неудачи во многом связаны с неумение это делать.
Меня интересует мнение других о моих качествах и возможностях.
Мне трудно самостоятельно добиться задуманного и воспитать себя.
В любом деле я не боюсь неудач и ошибок.
Мои способности и умения соответствуют требованиям моей профессии.
Обстоятельства сильнее меня, даже если я очень хочу что-то сделать.
Готовые ответы во время обработки не исправляйте. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение «ключа». Значение «ключа» по каждому утверждению:
1. (+); 2. (-); 3. (+); 4. (+); 5. (-); 6. (-); 7. (+); 8. (+); 9. (+); 10. (+); 11. (-); 12 (+); 13. (-); 14. (-).
Посчитайте количество совпадений, т.е. варианты, когда ваш ответ совпадает со значением «ключа». Если в ответе есть знак вопроса, то совпадения нет. Проверьте все ваши действия, чтобы не было ошибок.
Количество совпадений может изменяться от 0 до 14. Чтобы определить значение вашей готовности «хочу знать себя», требуется подсчитать количество совпадений только по утверждениям с номерами:1,2,5,7,9,10,13. Максимальное значение готовности знать себя (ГЗС) может быть равно 7 баллам.
Таким же образом вы определяете значение готовности «могу самосовершенствоваться» (ГМС), подсчитав количество совпадений по утверждениям: 3,4,6,8,11,12,14. Максимум 7 баллов.
Для сравнения результатов через месяц и более запишите в свою записную книжку результаты по «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться».
Полученные значения переносятся на график: по горизонтали слева направо от 1 до 7 откладывается значение ГЗС («хочу знать себя»), а по вертикали значение ГМС («могу самосовершенствоваться») переносится снизу вверх от 1 до 7. По двум координатам отмечаете на графике точку, которая «попадает» в один из квадратов:
«Попадание» в квадрат на графике – это одно из ваших состояний в настоящее время:
А – «могу самосовершенствоваться» (изменяться), но «не хочу знать себя»:
Ваше значение ГЗС («хочу знать себя») меньше, чем ГМС («могу самосовершенствоваться»), т.е. вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. Профессионализм в любой сфере достигается прежде всего через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А это, как вы понимаете, без самопознания невозможно.
Оба приведенных случая соотношения «готовности к саморазвитию» можно рассматривать и в тех ситуациях, когда значения ГЭС и ГМС меньше 4 баллов (квадрат В). При этом ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с «ключом». Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей. Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию. Через некоторое время, когда вы уже приложили к этому какие-то усилия, сделайте прилагаемое самотестирование еще раз. Сравните результаты. Несомненно, при желании вы сможете изменить положение к лучшему.
Б – «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться» (изменяться):
Вы – самоактуализирующаяся личность, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Вам свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям.
Вы легко переносите одиночество, проявляете независимость, отстаиваете свою точку зрения, свои принципы.
Вы способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Вам свойственно осознание и переживание системы представлений о самом себе, о присущих Вам социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.
Так держать!
В – «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться» (изменяться):
В настоящее время у Вас отсутствует желание знать себя, а, соответственно, и самосовершенствоваться. При этом Ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с ключом. Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей. Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к самопознанию и саморазвитию. Спустя некоторое время, когда Вы уже приложите к этому усилия, выполните самотестирование еще раз. Сравните результаты. Несомненно, при желании Вы сможете изменить положение к лучшему.
Г – «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать» (изменить):
Такое сочетание означает, что вы желаете знать больше о себе, но еще не владеете хорошо навыками самосовершенствования. Это похоже на басню про лисицу и виноград, когда его гроздь висела для лисицы слишком высоко. В басне Эзопа лиса, видя невозможность достать его, решила, что виноград еще зелен, и ушла… Трудности в самовоспитании не должны вызывать у вас такую реакцию: «не получатся, значит не буду делать». Посмотрите внимательно на утверждение по ГМС («могу самосовершенствоваться»), которые не совпали в ответах с «ключом». Анализ покажет, где и над чем предстоит вам поработать. В самосовершенствовании, если вы решились на это, нужно помнить слова Сенеки младшего: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать или все время пытаться это сделать. И успех будет за вами.
Источник: Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности» М.2003 год
Что обеспечивает развитие готовности к саморазвитию личности ответ
Инструментарий
Программы обучения
Как избавиться от обиды и научиться прощать
Методика проведения тренинга для женщин «Всегда папина девочка»
Тренинг «Эффективная самопрезентация и успех в публичных выступлениях»
Скоро
I Международная конференция «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике»
8-й Санкт-Петербургский зимний фестиваль практической психологии «Психотерапия как метафизика любви»
Всероссийский конгресс с международным участием «Психоневрология: век XIX — век XXI»
Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»
Человек саморазвивающийся
Автор
Что может побуждать человека к саморазвитию? Какие методики для диагностики готовности к саморазвитию используют психологи в своей работе? С какого возраста можно поддерживать стремление к развитию себя? Об этом и многом другом рассказала Нина Низовских в интерактивной лекции «Человек саморазвивающийся: концепции, диагностика, психотехники», которая состоялась на Санкт-Петербургском саммите психологов.
Нина Аркадьевна Низовских — доктор психологических наук, доцент кафедры психологии Вятского государственного университета (Киров), научный руководитель магистерской программы по психологии личности, главный редактор журнала «Вестник Вятского государственного университета».
«Саморазвитие — один из возможных вариантов развития человека в современном мире. Можно рассматривать саморазвитие как результат творческой самодеятельности личности, и также мы можем рассматривать его как специальную деятельность, направленную на создание в себе нового в соответствии с жизненными задачами.
Мотивация саморазвития
«Мотивы саморазвития можно объединить и представить в составе трех групп:
Идея смерти, как бы это ни парадоксально звучало, спасает человека к жизни, побуждает его к саморазвитию. Когда человек понимает, что время его жизни ограничено актом рождения и смертью, он, как пишет Ирвин Ялом, начинает подсчитывать свои сокровища и ценить каждый час и каждый день своей жизни, понимает, что нельзя упускать время. Я научилась о смерти говорить светло, потому что это естественный элемент нашей жизни.
Диагностика психологической готовности к саморазвитию
Готовность к саморазвитию — значимый личностный ресурс профессиональной эффективности. Это побуждает практиков обращаться к диагностике готовности к саморазвитию в различных обстоятельствах:
Сегодня известны следующие методики диагностики готовности к саморазвитию.
1. Тест «Готовность к саморазвитию» В.Л. Павлова выявляет два компонента саморазвития: самопознание и самосовершенствование. По итогам диагностики анализируются четыре типа готовности: тип «А» — «могу самосовершенствоваться, но не хочу знать себя»; тип «Б» — «хочу знать себя и могу самосовершенствоваться»; тип «В» — «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться»; тип «Г» — «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать».
2. Методика диагностики готовности к саморазвитию А.М. Прихожан выделяет направленность личности на саморазвитие. Предназначена для диагностики тенденции к саморазвитию у подростков.
3. Методика «Диагностика уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности» Л.Н. Бережновой позволяет выявить степень готовности к саморазвитию и провести самооценку личностных качеств, способствующих саморазвитию. Методика предназначена для самоисследования педагогов.
4. Диагностика уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию направлена на оценку уровня сформированности умений и навыков саморазвития; учитываются показатели мотивационного, когнитивного, нравственно-волевого, гностического, коммуникативного и организационного компонентов психологической готовности, а также способность к самоуправлению. Предназначена для диагностики педагогов.
5. Методика диагностики индивидуальных особенностей, препятствующих саморазвитию личности, В.Ю. Костенко направлена на выявление препятствий к саморазвитию, в качестве которых выступают такие личностные качества как эгоизм, ригидность и внутренняя несогласованность. Отличительной особенностью данной методики является то, что она стандартизирована, прошла психометрическую проверку.
Психологическое сопровождение саморазвития
Многие — от Петра Федоровича Каптерева до современных ученых — считают, что надо помогать человеку стать на путь саморазвития, чтобы он жил собственной жизнью. Когда нужно начинать содействовать саморазвитию? Виктор Иванович Слободчиков писал: «Длительный период дошкольного и школьного детства подлинным субъектом развития является со-бытийная общность ребенка и взрослого». Мы должны подводить тех, кто работает с детьми, к пониманию ответственности за то, как мы ведем себя по отношению к нашим детям, ученикам, студентам. Особенно чувствительным является маленький ребенок, когда он еще не знает, как его зовут, какой он, и это мы ему рассказываем, мы трактуем его поведение определенным образом. Галина Анатольевна Цукерман говорит: «Вопрос о сроках постановки задач саморазвития надо решать чрезвычайно осмотрительно и лучше «семь раз отмерить» с помощью всех известных периодизаций психического развития».
Уже на ступени младшего школьного возраста возможно ставить и решать задачу создания условий для превращения ребенка в субъекта, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.
И если учитель видит в ребенке личность и поддерживает его, тогда человек может почувствовать притягательную силу движения вперед, которое он сам может для себя избрать.
Переломным для саморазвития является подростковый возраст. Юношество — это ответственный период, центральной задачей становится личностное и профессиональное самоопределение. Саморазвитие может продолжаться на протяжении всей жизни человека.
Как мы можем судить, туда мы идем в саморазвитии или нет? Вопрос о направленности саморазвития очень важен, потому что саморазвиваться человек может и в асоциальном направлении, избирая для себя теневую сторону жизни. Конечно, мы не можем спасти человечество, поскольку добро и зло есть в природе человека, и каждый делает свой выбор. Мы можем только сеять «разумное, доброе, вечное» и уметь ответить себе на вопрос: а я в каком направлении двигаюсь в своем развитии?
Критерии прогрессивного развития личности (по Л.И. Анцыферовой):
Человек ответственен за пути, которые он выбирает, и если он выбрал развитие в том или ином направлении, то в других возможен регресс.
Один из ключевых вопросов психологии саморазвития — это вопрос о психотехнике саморазвития. Мало сказать человеку: «Развивайся, тебе это необходимо!» — важно показать ему, как он это может делать».
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Самотест «ГОТОВНОСТЬ К САМОРАЗВИТИЮ»
(Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности»
Испытуемым предлагается следующее задание. Прочитайте каждое утверждение в задании, напишите только его номер и оцените, насколько это утверждение верно для вас. Если верно, то напротив номера поставьте знак «+»; если неверно, то знак «-». Если не знаете, как ответить, поставьте знак «?». Последний ответ допускайте только в крайних случаях. Прочитайте еще раз инструкцию и начинайте работать.
Вопросы.
Обработка результатов.
Готовые ответы во время обработки не исправлять. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение «ключа».
Значение «ключа» по каждому утверждению:
1. (+); 2. (-); 3. (+); 4. (+); 5. (-); 6. (-);
7. (+); 8. (+); 9. (+); 10. (+); 11. (-); 12 (+);
13. (-); 14. (-).
Посчитайте количество совпадений, те. Варианты, когда ваш ответ совпадает со знаком «ключа». Если в ответе есть знак вопроса, то совпадения нет. Чтобы определить значение вашей готовности «хочу знать себя», требуется подсчитать количество совпадений только по утверждениям с номерами: 1,2,5,7,10,13.
Таким же образом вы определяете значение готовности «могу самосовершенствоваться», подсчитав количество совпадений по утверждениям: 3,4,6,8,11,12,14.
Для сравнения результатов через месяц и более запишите в свою записную книжку результаты по «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться».
Анализ результатов.
Полученные знания переносятся на график: по горизонтали откладывается значение ГЗС («хочу знать себя»), а по вертикали – значение ГМС («могу самосовершенствоваться»). По двум координатам отмечаете на графике точку, которая «попадает» в один из квадратов: А, Б, В, Г. «Попадание» в квадрат на графике – это одно из ваших состояний в настоящее время:
А – «могу самосовершенствоваться», но «не хочу знать себя»;
Б – «хочу знать себя» и «могу изменить»;
В – «не хочу знать себя» и «не хочу изменяться»;
Г – «хочу знать себя», но «не могу себя изменить»;
Интерпретация возможных сочетаний.
Первый случай (квадрат Г)
Такое сочетание означает, что вы желаете знать больше о себе, но еще не владеете хорошо навыками самосовершенствования. Это похоже на басню про лисицу в виноград, когда его гроздь висела для лисицы слишком высоко. В басне Эзопа лиса, видя невозможность достать его, решила, что виноград еще зелен, и ушла… Трудности в самовоспитании не должны вызывать у вас такую реакцию: «не получатся, значит не буду делать». Посмотрите внимательно на утверждение по ГМС («могу самосовершенствоваться»), которые не совпали в ответах с «ключом». Анализ покажет, где и над чем предстоит вам поработать. В самосовершенствовании, если вы решились на это, нужно помнить слова Сенеки младшего: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать или все время пытаться это сделать. И успех будет за вами.
Второй случай (квадрат А)
Ваше значение ГЗС («хочу знать себя») меньше, чем ГМС («могу самосовершенствоваться»), т.е. вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять о необходимости начинать в освоении профессии с себя. Профессионализм в любой сфере достигается прежде всего через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А это, как вы понимаете, без самопознания невозможно. Оба приведенных случая соотношения «готовности к саморазвитию» можно рассматривать и в тех ситуациях, когда значения ГЭС и ГМС меньше 4 баллов (квадрат В). При этом ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с «ключом». Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей. Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию. Через некоторое время, когда вы уже приложили к этому какие-то усилия, сделайте прилагаемый самотест еще раз. Сравните результаты. Несомненно, при желании вы сможете изменить положение к лучшему.
Тест «Готовность к саморазвитию»
Цель – диагностировать готовность к саморазвитию
по 2 основным показателям:
1. Потребность знать самого себя (ГЗС – готовность знать
себя: хочу знать себя).
2. Готовность самосовершенствоваться (ГМС – готовность могу
Инструкция.
Возьмите лист бумаги, напишите дату самотестирования.
Прочитайте каждое утверждение в задании, напишите только его номер
(данный ответ допускайте только в редких случаях).
Прочитайте еще раз инструкцию и начинайте работать.
Вопросы.
Обработка результатов.
Готовые ответы во время обработки не исправлять. Напротив каждого из 14 номеров задания поставьте значение «ключа».
Значение «ключа» по каждому утверждению:
1. (+); 2. (-); 3. (+); 4. (+); 5. (-); 6. (-); 7. (+); 8. (+); 9. (+); 10. (+); 11. (-); 12 (+); 13. (-); 14. (-).
Посчитайте количество совпадений, т.е. варианты, когда ваш ответ совпадает со значением «ключа». Если в ответе есть знак вопроса, то совпадения нет.
Проверьте все ваши действия, чтобы не было ошибок.
Количество совпадений может изменяться от 0 до 14. Чтобы определить значение вашей готовности «хочу знать себя», требуется подсчитать количество совпадений только по утверждениям с номерами: 1,2,5,7,9,10,13.
Максимальное значение готовности знать себя (ГЗС) может быть равно 7 баллам.
Таким же образом вы определяете значение готовности «могу самосовершенствоваться» (ГМС), подсчитав количество совпадений по утверждениям: 3,4,6,8,11,12,14. Максимум 7 баллов.
Для сравнения результатов через месяц и более запишите в свою записную книжку результаты по «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться».
Анализ результатов.
Полученные значения переносятся на график: по горизонтали с лево на право от 1 до 7 откладывается значение ГЗС («хочу знать себя»), а по вертикали значение ГМС («могу самосовершенствоваться») переносится с низу вверх от 1 до 7. По двум координатам отмечаете на графике точку, которая «попадает» в один из квадратов:
«Попадание» в квадрат на графике – это одно из ваших состояний в настоящее время:
А – «могу самосовершенствоваться» (изменяться), но «не хочу знать себя»:
Ваше значение ГЗС («хочу знать себя») меньше, чем ГМС («могу самосовершенствоваться»), т.е. вы имеете больше возможности к саморазвитию, чем желания познать себя. В этом случае надо поразмышлять о необходимости начинать в освоении профессии с себя. Профессионализм в любой сфере достигается прежде всего через нахождение своего индивидуального стиля деятельности. А это, как вы понимаете, без самопознания невозможно.
Соотношения «готовности к саморазвитию» можно рассматривать и в тех ситуациях, когда значения ГЭС и ГМС меньше 4 баллов (квадрат В). При этом ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с «ключом». Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей. Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к саморазвитию. Через некоторое время, когда вы уже приложили к этому какие-то усилия, сделайте прилагаемый самотест еще раз. Сравните результаты. Несомненно, при желании вы сможете изменить положение к лучшему.
Б – «хочу знать себя» и «могу самосовершенствоваться» (изменяться):
Вы – самоактуализирующаяся личность, для которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.
Вам свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям.
Вы легко переносите одиночество, проявляете независимость, отстаиваете свою точку зрения, свои принципы.
Вы способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.
Вам свойственно осознание и переживание системы представлений о самом себе, о присущих Вам социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, сущности.
Так держать!
В – «не хочу знать себя и не хочу самосовершенствоваться» (изменяться):
В настоящее время у Вас отсутствует желание знать себя, а, соответственно, и самосовершенствоваться.
При этом Ваш анализ должен быть направлен на те утверждения, которые не дали в ответах совпадений с ключом.
Внимательно понаблюдайте за собой, попросите об этом товарищей и друзей.
Постарайтесь понять, где больше трудностей, где большая преграда на пути к самопознанию и саморазвитию.
Спустя некоторое время, когда Вы уже приложите к этому усилия, выполните самотест еще раз.
Сравните результаты.
Несомненно, при желании Вы сможете изменить положение к лучшему.
Г – «хочу знать себя, но не могу себя самосовершенствовать» (изменить):
Такое сочетание означает, что вы желаете знать больше о себе, но еще не владеете хорошо навыками самосовершенствования. Это похоже на басню про лисицу и виноград, когда его гроздь висела для лисицы слишком высоко. В басне Эзопа лиса, видя невозможность достать его, решила, что виноград еще зелен, и ушла… Трудности в самовоспитании не должны вызывать у вас такую реакцию: «не получатся, значит не буду делать». Посмотрите внимательно на утверждение по ГМС («могу самосовершенствоваться»), которые не совпали в ответах с «ключом». Анализ покажет, где и над чем предстоит вам поработать. В самосовершенствовании, если вы решились на это, нужно помнить слова Сенеки младшего: «Свои способности человек может узнать, только попытавшись приложить их». Чтобы научиться плавать, надо по-настоящему плавать или все время пытаться это сделать. И успех будет за вами.
Источник: Т.А.Ратанова, Н.Ф. Шляхта «Психодиагностические методы изучения личности» М.2003 год
Доклад на тему «Использование методов, приёмов,способов обучения как условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию»
В данном докладе рассматриваются приёмы и методы,технологии, способствующие саморазвитию учащихся на уроках русского языка и литературы.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Использование методов, приёмов,способов обучения как условия для формирования у обучающихся готовности к саморазвитию»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Джанкоя Республики Крым « Школа – гимназия «№ 6»
Выступление на тему
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ»
Кобыш Светлана Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Школа – гимназия «№6»
Г. Джанкой Республика Крым
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ, СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ГОТОВНОСТИ К САМОРАЗВИТИЮ
Вопросы становления самоопределения и саморазвития человека находят отражение в Государственном образовательном стандарте Российской Федерации. Решение данной проблемы предполагает анализ содержания образования и систематизацию наработанный практического опыта.
Саморазвитие – это процесс всестороннего развития личности. Он выражается в самостоятельном изучении чего-либо и применении полученных знаний и умений на практике.
В современной жизни и в новых образовательных стандартах приоритетной становится проблема формирования человека, готового быть активным, творческим, умеющим принимать решения, реализовать свои планы. И главная цель учителя на уроке – способствовать саморазвитию личности, а значит научить детей самостоятельности, способности включаться в любую деятельность, творчески работать, мыслить, анализировать и делать выводы.
Технологии, способствующие саморазвитию учащихся: технология продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, групповая технология, технология проектной деятельности и технология дифференцированного обучения.
Все перечисленные выше технологии имеют общие положения и цели:
-повысить у обучающихся уровень мотивации к изучению русского языка и литературы;
-учить обучающихся самостоятельно овладевать конкретными знаниями, необходимыми для применения их в практической деятельности;
-сформировать у обучающихся практические навыки учащихся, необходимые для самостоятельного выполнения творческих заданий.
-развить мотивацию учащихся к познанию окружающего мира, освоению социокультурной среды;
-актуализировать предметные знания с целью решения личностно-значимых проблем на деятельностной основе;
-вырабатывать партнерские отношения между учащимися и педагогом.
Рассмотрим технологии, которые способствуют саморазвитию учащихся на уроке русского языка и литературы, а также остановимся на приемах и методах.
Технология продуктивного чтения.
Главная цель данной технологии заключается в обучении самостоятельно понимать текст.
Так, например, при чтении учебно-научного текста (теоретического материала) используются следующие приемы самостоятельной деятельности учащихся, под контролем учителя:
а) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.);
б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;
в) выделение ключевых слов;
г) выявление деталей текста;
д) составление на доске вопросного плана к тексту;
е) составление опорной схемы, выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей.
Удивляй! Ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное. Следовательно, учитель должен найти такой угол зрения, при котором обыденное становится удивительным.
Отсроченная отгадка В начале урока учитель задаёт загадку, (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…»
Оценка текста Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа: Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?
Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?
Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…?
Составь задание. Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Пометки на полях вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления. Знал – узнал больше – хочу знать.
Эта технология позволяет учащимся «открывать» для себя новое знание. Благодаря этой технологии можно научить учеников самостоятельно решать проблему. При проблемном введении материала методика постановки проблемы позволяет учащимся самим сформулировать вопрос для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания учащимися, и их деятельность в этом случае можно определить как творческую. Проблемные методы эффективнее традиционных, так как проблемная ситуация на этапе введения новых знаний на уроке гарантирует появление познавательной мотивации учащихся, а самостоятельный поиск решения приводит к пониманию материала большинством класса.
Проблемно-диалогическое обучение это обучение, которое обеспечивает творческое усвоение знаний учениками с помощью специально организованного учителем диалога. Здесь важно сформировать умение аргументировать свою точку зрения и научить принимать чужое мнение.
Групповое обучение (работа в парах, работа в малых группах) организую по следующей технологии: постановка проблемы, формирование микрогрупп (по 5-7 человек), распределение ролей в них, обсуждение проблемы в микрогруппах, представление результатов обсуждения перед всей учебной группой, продолжение обсуждения и подведение итогов. Плюс этой работы заключается в том, что более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища, в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Кроме того, все вовлечены в работу. Примеры такой работы на уроках русского языка: обсуждение текста, взятие интервью у одноклассника, анализ письменной работы партнёра, взаимоконтроль, взаимопроверка, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.
Технология проектной деятельности.
Метод проектов позволяет в полной мере реализовать принцип саморазвития, так как для педагога основным содержанием применения метода проектов является изменение учащегося (новые знания, умения, навыки, отношения), а для учащегося – самостоятельная реализация учебного проекта. Метод проектов ориентирован на творческую самореализацию личности учащегося путем развития его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей. В практике своей работы я придерживаюсь общепринятой технологии организации проектной деятельности: определение тематики проекта, выбор темы проекта, составление индивидуального графика работы над проектом, подбор и анализ литературных источников, обсуждение хода выполнения проекта, оформление проекта, предзащита в группе, доработка проекта, защита проекта, подведение итогов проекта.
Обычно учебный проект ориентирован на изучение законченной учебной темы или учебного раздела. Так, в процессе изучения тем по русскому языку 5-6 класса были выполнены проекты: «История слова», «Крылатые слова и выражения», «Имя числительное»; в процессе изучения тем в 7-8 классе – «В мире причастий», «Словосочетание», «Односоставные предложения», «В стране вводных слов».
Самое главное, что все этапы создания проекта выполняются учеником самостоятельно. Учитель лишь направляет его.
Технология дифференцированного обучения.
Дифференцированный подход к обучению играет большую роль в освоении знаний учащимися на уроках русского языка. Нет, и не может быть двух школьников, обладающих одинаковым набором способностей, умений, поведенческих реакций, мышления и т.д. Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многим факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности и физическим развитием.
Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не только от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников».
Работа с разноуровневыми заданиями создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ученика, так как в ее основе лежит принцип «все способны». Кроме того, ребенку предоставляется возможность личного саморазвития и интеллектуальной независимости.
Поводя итоги, можно сказать, что умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.
Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Правильно обучать юношество – это не значит вбивать в головы собранную из авторов смесь слов, фраз, изречений, мнений, а это значит – раскрывать способность понимать вещи, чтобы именно из этой способности, точно из живого источника, потекли ручейки, подобно тому, как из почек деревьев вырастают листья, плоды, а на следующий год из каждой почки вырастет целая новая ветка со своими листьями, цветами и плодами.