что нужно знать торговому представителю на собеседовании
Собеседование торгового представителя
Популярность профессии торгового представителя растет всё больше и больше, ведь сфера продаж – одна из самых актуальных, постоянно действующих и прибыльных в жизни общества.
Современные условия рынка создают высокую конкуренцию среди торговых фирм, что, в свою очередь, вызывает высокую заинтересованность работодателей в грамотных, креативных и эффективных сотрудниках.
Торговый представитель – лицо компании, поэтому отбирать кандидатов будут внимательно. Важное качество торгпреда – это умение продавать и общаться (находить общий язык) с людьми, поэтому к предстоящему собеседованию необходимо подготовиться!
Как подготовится к собеседованию
Понимание логики работодателя – ключ к успеху прохождения собеседования. Здесь также действует принцип продаж, ставящий на первое место потребности клиента. Понимая, что необходимо вашему работодателю, останется только отвечать на заданные вопросы с учетом этих потребностей.
По-настоящему заинтересованный соискатель обязательно узнает всю информацию о фирме работодателя, чтобы не попасть в просак на собеседовании. Например, вместо ручки, вам предложат продать что-то из ассортимента фирмы.
Если вы не знаете приблизительного ассортимента, с которым будете работать, то у работодателя сформируется мнение о том, что в деятельности фирмы вы не заинтересованы, да и работать, по большому счету вам все равно где – лишь бы платили. А подобное отношение работника к делу не нравится ни одному начальнику, это важно понимать.
Презентация себя при приеме на работу
Почему же самопрезентация так важна для торгового представителя? Всё очень просто! Потому что его приоритетной функцией являются продажи. Именно на ваше умение правильно подавать себя, выгодно показывать свои даже незначительные преимущества будет обращать внимание работодатель на протяжении всего интервью.
Даже кандидат без опыта работы в соответствующей сфере имеет высокие шансы на получение должности, если продемонстрирует умение превращать маленькие преимущества (или даже недостатки) в большие достоинства.
Важно быстро и умело давать достойные ответы на любые вопросы рекрутера. У вас нет опыта работы торговым представителем, но вы знакомы с работой психолога, пекаря, инженера, охранника (нужное подчеркнуть)? Так это же здорово! Сможете перенести имеющийся опыт в сферу продаж, лучше ориентируетесь в потребностях клиентов, имеющих отношения к вышеуказанным рабочим группам.
Не теряйтесь, с увлечением отвечайте на поставленные вопросы и помните о своей цели: получить должность. Ваше рвение будет оценено по достоинству, ведь заинтересованность в работе крайне важна для работодателя.
Вопросы на собеседовании торговому представителю
Будьте готовы к тест-драйву ваших способностей прямо во время собеседования. Чтобы убедиться в вашей оригинальности, знаниях специфики продаж и способности продавать всё что угодно, вас могут попросить что-то продать прямо сейчас. Например, вот эту обычную синюю ручку. И тут большинство кандидатов совершают первую ошибку, начиная увлеченно рассказывать о достоинствах ручки, какая же она восхитительная, многофункциональная, а главное – доступная.
Рекрутер может достать другое перо и мрачно улыбнувшись продемонстрировать его обескураженному соискателю. Но и здесь не нужно теряться! Достаточно с улыбкой заметить (наконец-то) потребности клиента и сказать:
Ваше перо – аксессуар успешного человека, который произведет должное впечатление при встречах с крупными клиентами и на высокоуровневой конференции. Однако, имея такой солидный еженедельник, думаю, Вам приходиться много писать в течение дня. Возьмите эту запасную ручку, которой можно пользоваться в рабочем порядке и пощадите дорогое перо.
Для успешной продажи необходимо знать потребность клиента, а не приступать сразу же к демонстрации выгодных качеств товара. Выделять преимущества товара нужно уже тогда, когда вы знакомы с потребностями клиента.
Запомните: в начале – выгода клиента, после – формирование предложения на основе потребности.
Заезженные рекламные лозунги по типу «вы все еще» не вызовут у покупателя ничего, кроме раздражения. И, между прочим, ручка действительно важный аксессуар делового человека. Поэтому, будьте добры, позаботьтесь о наличии презентабельной ручки, которая обязательно вам пригодиться при заполнении документов на собеседовании (и не забудьте потом захватить эту же счастливую ручку чтобы с гордостью заполнить ею документы о приеме на работу).
Подводя итоги
Резюмируя, ответим на вопрос, что же должен знать кандидат при прохождении собеседования на должность торгового представителя
Как пройти собеседование на торгового представителя, чтобы иметь шансы на успех
Вопрос о том, как пройти собеседование на торгового представителя, актуален неспроста. Из всех кандидатов, претендующих на должность, лишь малый процент успешно проходит интервью с потенциальным работодателем. Основная проблема заключается в неумении презентовать самого себя.
Как обернуть минусы в плюсы
Почему так важно для торгового представителя правильно подать свою персону? Потому что его основная функция – это продажи. И практически все внимание рекрутера направленно именно на это качество соискателя.
Вопрос, как успешно пройти собеседование на торгового представителя, особенно волнует не имеющих опыт соискателей. Но работодателя больше волнует не стаж, а умение превращать даже маленькие зацепки в целые достоинства:
Главное, чтобы кандидат на должность не терялся на собеседовании, всегда имел достойный ответ. Он должен бороться за место всеми средствами. Рекрутер обязательно это оценит.
Неизменная ода о ручке
Этим старым приемом грешат на собеседовании практически все работодатели, чтобы посмотреть на степень оригинальности кандидата и понимания им сути продаж. Соискатели делают одну и ту же ошибку, начиная презентацию непосредственно с предмета, и вдохновенно рассказывают о том, какая же она замечательная, эта простая ручка всего за 25 рублей.
В этом месте рекрутер может прервать оратора, вытащить из кармана дорогущее перо и молча его продемонстрировать. Большинство кандидатов теряется, не зная, что сказать. А всего то и требовалось, что улыбнуться, сделать комплимент владельцу дорогой ручки и вежливо заметить: «Да, с таким аксессуаром не стыдно показаться на любой конференции или встрече с VIP-клиентом. Наверное, жаль использовать его для рутинных заметок. Возьмите запасную ручку, простую, которую будет не жаль эксплуатировать нещадно».
Опытный торговый представитель никогда не начнет предлагать товар сразу. Сначала он выяснить потребность покупателя, задаст пару наводящих вопросов: «У вас солидный ежедневник. Вы много пишете?». Потому, задаваясь вопросом, как пройти собеседование торговым представителем успешно, выучите аксиому: сначала – выгода для клиента, потом – предложение товара.
Никогда не используйте избитые приемы. Вопросы в стиле «Вы все еще пользуетесь…?» набили оскомину так же непоправимо, как и неестественная «улыбка счастья», будто приклеенная к лицу торгового представителя. Будьте естественны и оригинальны.
Кстати, если вы сами пришли, не имея в кармане «представительной» ручки (а она вам точно понадобится заполнять анкету), вы имеет мало шансов, чтобы устроиться на хорошо оплачиваемую работу.
Предупрежден – значит вооружен
Тест с ручкой применяется не всегда. Предлагают продать и что-нибудь из ассортимента компании. Вы будете иметь огромное преимущество перед конкурентами, если удосужитесь узнать перечень ключевых единиц продукции и подготовить небольшие презентации на каждую из них.
Предвидеть все невозможно. Но главные сомнения разрешить реально. Как должен себя вести торговый представитель на собеседовании? Какие вопросы могут ему задавать? На что будут обращать особое внимание?
Чтобы быть готовым к любым неожиданностям, изучите «противника» с тыла. Почитайте инструкции для проведения собеседования с торговым агентом. Поставьте себя на место работодателя и постарайтесь увидеть свою кандидатуру его глазами.
Рекрутеру на заметку
К соискателю на торговые вакансии предъявляют особые требования. Продавец – это посредническое звено между покупателем и товаром. Он должен достойно олицетворять фирму, быть порядочным и честным.
Для некоторых руководителей задача найти подходящих перспективных сотрудников кажется затруднительной. На самом деле нет ничего сложного, если придерживаться определенных правил о том, как провести собеседование с торговым представителем.
Мотивация кандидата
Разобравшись с «темным прошлым» соискателя, пора поинтересоваться причинами соискателя обратиться именно в вашу компанию. Если в ответах будет звучать «хороший коллектив», «интересный товар» или «ваш офис находится за углом моего дома», собеседование на должность торгового представителя можно смело считать оконченным. Человек не понимает сущности и структуры работы, при которой главная мотивация – это уровень зарплаты.
Если кандидат заверяет, что готов работать «в полную силу», еще раз переспросите о прошлом опыте. Что мешало выкладываться полностью раньше? Иногда кандидаты нелогично начинают юлить и ссылаться на внеурочные часы работы или заоблачные планы.
Большинство компаний ставят адекватные цели перед своими сотрудниками. Пришлось поработать в выходной? Скорее всего, человек не справлялся со своими обязанностями в положенные часы. В этом случае будет уместен тест на быстроту мышления (любой стандартный вопросник).
Продай-ка мне…
Главное, что должен знать торговый представитель на собеседовании, – это технология продаж. Подготовьте тест для демонстрации навыков. Можно взять старый прием с ручкой. Несмотря на то, что собеседник вполне может ожидать такой поворот событий, для вас главным будет увидеть, насколько эта речь оригинальна и не похожа на все предыдущие.
Но лучше все-таки взять несколько характеристик из того конкретного товара, который предлагает компания своим клиентам. Этот способ поможет вам выявить две вещи:
Требования к поведению и внешнему виду
Проводя собеседование торгового представителя, отметьте соблюдение им общепринятых норм этикета:
В одежде не должно быть двух крайностей: скучный деловой костюм или спортивные штаны. Оба варианта вызывают недоверие у клиентов. Торговому представителю приходится общаться самыми разными категориями людей. Желательно, чтобы он выглядел «своим» как среди простых продавцов, так и в общении с владельцами магазинов. Классические джинсы и однотонная рубашка – один из идеальных вариантов.
Манеры соискателя не должны вызывать неприязни. Общее мнение о человеке складывается по его поведению во время разговора:
Грамотность проверяется «на слух» и по заполненной анкете. Кандидат на должность торгового представителя должен излагать свои мысли логично, структурировано, избегать употребления слов-паразитов, владеть правилами орфографии и пунктуации хотя бы на уровне школьной программы.
Главные моменты
Итак, что должен знать о собеседовании торговый представитель и его работодатель:
Как проводится собеседование на должность торгового представителя
Собеседование – это первое, что должен пройти соискатель на должность торгового представителя. Прошли те времена, когда при приеме на работу было достаточно лишь одного диплома. Сейчас кандидатов на должность проверяют всеми возможными способами. Даже такая несложная профессия, как торговый представитель, требует наличия определенного комплекса знаний и умений. Чтобы выявить профессиональный уровень кандидата, проводят собеседование на должность торгового представителя.
Прежде всего, торговый представитель должен хорошо выглядеть
Многие соискатели даже не представляют, что у них будут спрашивать на собеседовании, и стараются предугадать вопросы, которые им могут задать. Это неправильный подход. Знания, конечно нужны, но все же главное – это ваши умения. А что важно для торгового представителя? Умение продавать. И в первую очередь вы должны, образно говоря, уметь «продать» себя, преподнести в выгодном свете свою кандидатуру.
Какие вопросы ждут кандидата?
Когда вы приходите на собеседование, вы в первую очередь должны показать себя с выгодной стороны. Прежде всего, торговый представитель должен хорошо выглядеть. Ведь именно первое впечатление оставляет после себя наиболее сильное ощущение. Здесь важно все: свежий вид, опрятность, деловой стиль одежды, уверенное поведение. И неважно, что собеседование продлится 5 или 15 минут. Ведь может быть, что это и есть ваш первый тест.
Чтобы облегчить себе предстоящее собеседование, надо представить себе, что должен уметь делать торговый представитель, и правильно ответить на вопросы. Следует разбить его в своем воображении на несколько пунктов.
Вообще должность торгового представителя требует от соискателя находчивости, даже актерского дарования. Вопросы могут быть самыми неожиданными, и на них надо найти точный и быстрый ответ. И если он даже окажется неправильным, то за вас сыграют уверенность и умение общаться. Только не надо путать уверенность с самоуверенностью.
Советов о том, как пройти собеседование, чтобы стать торговым представителем, можно дать очень много. Но на самом деле все может обойтись парой-другой вроде бы ничего не значащих вопросов. Например, о том, какую вы ожидаете зарплату или есть ли у вас еще вопросы, – эти моменты могут решить вашу судьбу уже на первых шагах.
На вопрос о зарплате завышайте сумму процентов на 20-30. Просите больше, дадут меньше, но вы покажете, что ваша самооценка на уровне. Главное, чтобы она соответствовала истине. А если у вас нет вопросов, то значит, вы не амбициозны. Здоровый карьеризм еще никому не помешал. И разве вам не интересны ступени карьерного роста или повышение зарплаты за высокое качество работы?
Не надо механически и заученно отвечать на стандартные вопросы. Постарайтесь найти неординарные ответы и решения. Даже получив в ответ, что вам перезвонят, не отчаивайтесь. Может, вам и отказали, а может, это продолжение теста. В этом случае тот, кто не будет ждать, а перезвонит сам, займет место торгового представителя.
Как провести собеседование с соискателем на должность
Если перед кандидатом в торговые представители стоит задача пройти собеседование и поступить на работу, то наниматель преследует совсем другие цели.
Как из множества кандидатов, которые претендуют на эту должность, найти именно того, который принесет фирме наибольшую выгоду? Для этого и придумано собеседование.
Прежде всего, работодатель не должен останавливаться на резюме соискателя. Конечно, данные о предыдущих местах работы важны. Но важнее то, почему он ушел оттуда. Важны сроки и стаж работы. То, что пишет кандидат сам о себе, имеет субъективный характер и не всегда отражает истинное положение дел.
Собеседование проводится с целью выявить уровень подготовки соискателя
Поэтому в первую очередь определяем наличие тех качеств, которые необходимы именно для данной работы. Несомненно, кандидат должен быть работоспособен, инициативен и честен. Он должен быть общителен, уметь работать в команде, быстро находить нестандартные решения в самых простых ситуациях. И конечно, у него должны быть способности к обучению. Немаловажное значение играет способность соискателя видеть свою конечную цель, его стремление сделать карьеру.
Это простые советы, как провести собеседование с торговым представителем. При этом надо помнить, что если провести эту процедуру формально, не обращая внимания на личные качества кандидата, то можно получить в свой штат послушного, но безынициативного работника.
Profmcg.ru
Заметки работника FMCG о карьере, продажах и работе с ритейлом
Как пройти собеседование торгового представителя
Как пройти собеседование на должность торгового представителя / мерчандайзера, какие вопросы задают на собеседовании и как подготовиться к собеседованию?
Основное правило торгового представителя звучит так: провалить подготовку, значит подготовиться к провалу. Именно поэтому, основная часть статьи будет уделена именно подготовке к прохождению собеседования.
Подготовка к собеседованию, это пять последовательных шагов:
Шаг первый: Составление резюме
Если Вы уже работали торговым представителем либо мерчандайзером, но не знаете как правильно составить резюме, рекомендую обратиться к своей должностной инструкции. Обычно, в должностной инструкции, прописывается исчерпывающий перечень Ваших обязанностей, который можно смело включать в резюме. Сам шаблон резюме можно легко найти в интернете.
Если Вы работали в другой сфере, при составлении резюме, делайте упор на те навыки, которые понадобятся в работе торговым представителем, т.е. общение с клиентами, решение сложных, не стандартных ситуаций, совершение сделок, ведение переговоров, преодоление возражений и т.д.
Шаг второй: Подготовка к рассказу о себе
Этот шаг необходим, чтобы Ваш рассказ звучал уверенно. Прочтите составленное резюме. Запомните детали: цифры, даты, названия.
Мысленно расскажите себе о своем опыте работы: когда/куда пришел, чем занимался, чего достиг, когда ушел, почему. Повторите упражнение два – три раза так, чтобы рассказ получался спокойным и уверенным.
Шаг третий: Подготовка к ответам на вопросы
Теперь, когда Вы можете подробно рассказать о своем опыте работы, необходимо подготовиться к ответу на вопросы, которые обязательно возникнут. Для этого берем список вопросов к собеседованию, и подробно отвечаем на каждый вопрос. Повторяем это упражнение два – три раза, пока ответы не будут звучать уверенно.
Шаг четвертый: продажа
Очень вероятно, что на собеседовании Вас попросят продать что – либо сотруднику, который будет проводить собеседование. Это нужно чтобы проверить, как вы поведете себя во время реального общения с клиентом, а так же оценить ваши возможности быстро и адекватно реагировать на ситуацию.
Рекомендую разделить продажу на несколько этапов:
Как создать потребность в товаре у покупателя:
Прием первый. Если вы продаете ручку, убедитесь, что за столом нет других ручек. Протяните оппоненту лист бумаги и попросите поставить автограф. Теперь ему нужна ручка!
Прием второй. Возьмите две ручки, положите их на столе перед оппонентом. Задайте наводящие вопросы (пример ниже). Уберите вторую ручку так, чтобы ее не было видно. Сообщите, что теперь продаете ручку лежащую на столе, а вторую продать не готовы, т.к. она для более взыскательных потребителей. Если оппонента зацепит, он будет вынужден убеждать вас, что он более взыскателен, т.е. из покупателя (кого нужно убеждать) он становится продавцом (кто убеждает). Хорошо, пусть теперь он убеждает вас, что ему действительно нужна ручка!
Наводящие вопросы (примеры):
Как у Вас продаются ручки (еженедельники, калькуляторы)?
-Отлично/хорошо/плохо!
Как продаются ручки стоимостью от 10 до 15 рублей?
— Отлично/хорошо/плохо!
Кто, в основном, покупает данный продукт?
— Студенты!
-Другими словами ручки ценой от 10 до 15 рублей продаются у Вас отлично/хорошо/плохо (Отлично: приносит основной доход, Хорошо: пользуется у Вас определенным спросом, Плохо, продается не так хорошо, как вам бы хотелось)? И основными покупателями данной продукции являются студенты? Это так?
-ДА!
-И Вы хотите увеличить продажи данной продукции в Вашем магазине?
-Да!
-Именно по этому я хочу предложить Вам продукцию нашего предприятия в ценовой категории от 10 до 15 руб./шт., которая непременно заинтересует как студентов так и работников ближайших офисов, позволит Вам расширить ассортимент и привлечь новых покупателей.
Расскажите о товаре и почему его нужно купить
Здесь мы выдаем все, что было придумано ранее о преимуществах товара. Что это уникальный и качественный товар, что он лучше конкурентов и все покупатели хотят его купить и т.д.
Преодолейте возражения
Пример наиболее распространенных возражений:
-ВАШ продукт не будет продаваться!
Это единственное что Вас смущает? (что для Вас наиболее важно?)
-Да!
Я Вас понимаю. Продукт новый и риск существует. Но мы предлагаем не только продукцию нашего предприятия, но и качественный сервис по продвижению продукта:
благодаря нашей рекламной поддержке (плакат, наклейка на кассу) внимание покупателя будет обращено на наш продукт; я буду еженедельно посещать Вашу торговую точку, контролировать сроки продаваемой продукции и составлять рекомендованный заказ; так же мы гарантируем Вам 100% возврат продукции.
-Нет места на витрине!
Это единственное что Вас смущает?
-Да!
Согласен, в Вашем магазине не так много места. А если я покажу Вам место, где мы сможем разместить товар, мы сделаем заказ?
— ДА.
Вот небольшое видео о том, как продавать ручку на собеседовании:
И последний этап подготовки: репетиция собеседования
После того как вы самостоятельно проработаете все указанные шаги, вам потребуется помощь друга. Разыграйте ситуацию, где ваш друг проводит собеседование, а вы устраиваетесь на работу. Собеседование нужно разделить на четыре части:
Пройдя все этапы подготовки, вероятность того, что Вы попадете на работу возрастет многократно.
Терпения и удачи на новом месте работы!
Как пройти собеседование торгового представителя : 2 комментария
Здравствуйте,мне на собеседовании на вакансии торгового агента поставили задачу-попасть в закрытый дом,хозяева которого уехали далеко и им не позвонить,ключей нет,дверь входная железная,окна-стеклопакеты.
Идеальный торговый представитель. Каким он должен быть?
Автор: Евгений Кладченко, Аналитик отдела АБП
Торговый представитель (далее — ТП) стал неотъемлемой частью большинства компаний, занимающихся продажами и на данный момент эта тема весьма актуальна.
Инструменты торгового представителя
Основные требования к ТП:
1. Знание товарного ассортимента.
ТП необходимо знать товарный ассортимент своей компании, сроки и условия хранения, обладать информацией об особенностях их использования и эксплутации.
2. Планирование работы на территории.
ТП надо знать все торговые точки, расположенные на его территории. Информация обо всех торговых точках необходимо своевременно заноситься в базу и содержать актуальную на текущий момент информацию.
ТП следует выполнять посещения торговых точек по маршрутному листу. Маршрутный лист необходимо составлять, учитывая оптимальный путь. Также необходимо заранее учитывать такие факторы как час пик и наличие парковочных мест.
3. Подготовка к работе.
ТП следует заранее подготовить все необходимые для работы документы (бланки, договоры, сертификаты, прайс-листы) и рабочие инструменты (каталог, ноутбук, планшет или смартфон).
Также необходимо иметь при необходимости достаточное количество для размещения в торговой точке POS-материалов.
Личные качества ТП:
1. Организованность.
ТП необходимо иметь опрятный внешний вид и носить утвержденную в компании форму (при наличии таковой). Также необходимо четко следовать регламентам и стандартам компании и соблюдать корпоративную этику.
2. Организация времени.
ТП должен быть пунктуальным, никогда не опаздывать и выполнять всю работу вовремя. Необходимо заранее организовывать время работы. Это позволить существенно сэкономить время.
3. Самоанализ и самообучение.
ТП должен адекватно давать оценку своей работе. Необходимо уделять внимания самообучения, повышать качество своей работы и профессиональные навыки.
Посещение торговой точки.
Перед посещением:
1. Планирование.
Чтобы существенно повысить свою производительность, ТП необходимо заблаговременно планировать рабочий день. При этом план необходимо составлять в соответствии с маршрутом, а также задачами и целями, которые были поставлены супервайзером. ТП должен заранее продумать все возможные проблемы и пути их решения, которые могут возникнуть во время работы с тем или иным клиентом.
2. Подготовка.
Перед посещением ТП обязан подготовить все необходимые инструменты (каталог, ноутбук, планшет или смартфон).
Во время посещения:
1. Остатки товара.
ТП должен уметь сходу уметь оценить ситуацию в торговой точке, оперативно заполнять необходимую информацию и проверять остатки товара, как в торговом зале, так и на складе.
2. Выяснение потребностей клиента.
ТП должен уметь максимально быстро выяснять потребности клиента и максимально комфортно выстраивать с ним диалог.
3. Презентация.
ТП должен уметь презентовать клиенту максимально подходящий его потребностям товар, его преимущества, выгоду и уникальные свойства. Также необходимо грамотно использовать необходимые в данный момент инструменты для визуальной презентации (каталог, ноутбук, планшет или смартфон).
4. Работа с возражениями.
ТП должен быть внимательным, не перебивать клиента и не спорить с ним. Необходимо уметь работать с возражениями и соответствующим образом преодолевать их.
5. Работа с наличием.
ТП должен заранее предугадать какое количество товара необходимо заказать, учитывая остатки. Для этого используются различные формулы и расчеты. Также при расчетах необходимо учитывать сезонность и другие показатели, которые могут влиять на спрос товара.
6. Дебиторская задолженность клиентов.
ТП должен отслеживать дебиторскую задолженность по клиентам. При фиксации случаев отсутствия оплаты, необходимо вовремя информировать начальство. Также в обязанности ТП может входить инкассация клиента и сдача денег в кассу.
7. Мерчендайзинг.
ТП должен владеть искусством мерчендайзинга. Это позволит максимально выгодно повысить интерес к продукции компании и повысить продажи.
8. Коммуникация с клиентом.
ТП должен поддерживать хорошие отношения с клиентами. Необходимо чтобы торговый представитель знал клиента и наоборот.
По завершению посещения:
1. Анализ.
ТП должен проводить контроль своей работы. На основании это информации, можно оценить, были ли достигнуты запланированные цели и задачи. В случае их не достижения необходимо определить возможные причины, которые могли этому препятствовать. Также эта информация позволит понять, на что необходимо уделить внимание во время самообучения.
2. Отчетность.
ТП следует заполнять всю необходимую информацию во время посещения торговой точки. Собранную информацию можно использовать как дополнительный инструмент для проведения анализа.