что нужно знать старшему кассиру

Как бизнесу работать с наличными и не попасть на штрафы

Что такое кассовая дисциплина и как с ней работают

Кассовая дисциплина — это порядок работы с наличными, установленный Банком России.

Ее должны соблюдать все компании и предприниматели — иначе налоговики могут оштрафовать. Расскажу, что нужно знать о кассовой дисциплине, чтобы не попасть на штрафы.

Зачем нужна кассовая дисциплина

Обычно под кассой имеют в виду аппарат, который выдает чек. Но есть еще одно понятие — касса организации, или операционная касса.

Касса организации — это все операции компании с наличными, которые подтверждены документами. Например: выдать работникам зарплату, передать выручку инкассаторам, принять оплату от покупателя.

Кассовую дисциплину обязаны соблюдать все организации, у которых в обороте есть наличка: магазины, кафе, автозаправки. Если компания со всеми расплачивается исключительно безналом, ее это не касается.

Обычно работник, который выдает и принимает деньги — это кассир. Еще с кассовыми документами работает бухгалтер, а некоторые из них подписывает руководитель. В розничной торговле может быть продавец-кассир, а еще — бухгалтер-кассир. В этих должностях функции совмещаются. В маленькой организации все кассовые документы может вести один человек, сам руководитель.

Кассовые документы подтверждают движение денег по кассе. Если документов нет или они оформлены неправильно — невозможно установить, сколько денег должно быть у организации. Еще кассовые документы могут потребовать при налоговой проверке. За несоблюдение кассовой дисциплины могут выписать штраф.

ИП ведут кассу в упрощенном порядке. Для них обязательны только документы на выдачу зарплаты работникам наличными. Еще ИП должны соблюдать лимит расчета наличными и тратить наличную выручку только на разрешенные цели. Все остальное касается только организаций.

Где хранить наличные, каждая организация и предприниматель решают сами. Как правило, это сейф или ящик контрольно-кассовой техники, ККТ. Важно, чтобы место могло закрываться на ключ — на случай если кассиру нужно куда-то отойти. Но государство место хранения наличных денег не регулирует. Руководитель компании или ИП решают сами, как хранить наличные.

Как победить выгорание

Какие документы нужны для работы с наличными

Все действия с наличными подтверждают кассовыми документами. Всего их пять:

Обязательные из них первые три. Платежная ведомость и книга учета кассиром принятых денежных средств оформляются только в некоторых случаях. Расскажу подробно о каждом кассовом документе.

Ордеры оформляют и в электронном виде — но тогда у бухгалтера и кассира должны быть электронные подписи.

Приходный кассовый ордер оформляют либо по данным чеков, выбитых за смену, либо по отчету о закрытии смены — его выдает кассовый аппарат в конце рабочего дня. Организация или ИП сами решают, как им удобнее: заполнять отдельный ордер на каждый чек или делать один ПКО по всей выручке за смену. Отдельные ордеры на каждый чек могут быть удобны, например, для автомагазинов или в оптовой торговле. Вторым способом пользуется большая часть торговых точек, особенно магазины и кафе, где большой поток клиентов.

Расходный кассовый ордер. РКО тоже оформляет бухгалтер, но уже когда нужно выдать наличные. Например, зарплату сотрудникам, деньги на оплату коммунальных услуг или покупку воды в офис.

В расходном кассовом ордере указывают его номер, дату, паспортные данные получателя денег, сумму цифрами и прописью.

Кассовая книга. В нее вносят все движения по кассе за день и за определенный период — месяц, квартал, год. Записи делают по каждому приходному и расходному ордеру.

11 марта бухгалтер магазина снял в банке 80 000 Р на зарплаты и выдал их работникам. В этот день в кассовой книге будет две записи — одна о поступлении наличных из банка, вторая о выдаче зарплаты.

Больше движений по кассе организации за этот месяц не было, поэтому в кассовой книге за март будет два листа — за 4 и 11 марта.

Расчетно-платежная ведомость. Ее оформляют, когда выдают работникам зарплату наличными. На общую сумму, указанную в расчетно-платежной ведомости, оформляют один расходный кассовый ордер. Если сотрудников мало, вместо ведомости можно сделать расходные кассовые ордера на каждого.

В расчетно-платежной ведомости указывают:

В ведомости обязательно пишут общую сумму выдачи и срок, за который зарплату должны выдать из кассы.

Еще есть платежная ведомость. В отличие от расчетно-платежной, в ней только суммы к выдаче по каждому работнику, а начисления — в отдельной расчетной ведомости.

Бланк платежной ведомостиPDF, 67,9 КБ

Какие ведомости использовать, решает организация — кому как удобнее.

Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств. Ее заполняют, если у компании или ИП несколько кассиров и они передают друг другу деньги. Например, мелкие купюры на размен в магазине. Кассиры при этом могут работать в разных местах — один в офисе, другой в магазине, третий на складе. Если кассиров несколько, один назначается старшим. Если кассир один, то книга не нужна.

Какие правила нужно знать при работе с документами

Кассовые документы оформляют, если в течение дня были операции с наличными, если нет — не нужно. Вот еще несколько основных правил.

Можно купить кассовую книгу или оформлять ее — в электронном виде с КЭП и без нее. Кому как удобно. Если компания ведет кассовую книгу на компьютере, в конце дня листы кассовой книги распечатывают в двух экземплярах и подписывают.

Важный момент: если в компании нет электронного документооборота, но она ведет учет в системах вроде 1С, СБИС и «Контур-эльба», то все бумаги надо распечатывать и подписывать вручную.

При электронном документообороте кассиры и бухгалтеры обмениваются документами в защищенном сервисе и используют электронную подпись, поэтому дублировать их на бумаге не нужно.

В документах не должно быть исправлений. Если допустили ошибку, придется составлять заново, в том числе и в электронном виде.

Хранить все кассовые документы надо минимум 5 лет. Исключение — документы на выплату зарплаты, их хранят 6 лет, а если на работников не ведутся лицевые счета — 50 или 75 лет. Сроки отсчитываются после окончания года, в котором составлены документы. Например, для бумаг, оформленных в 2020 году, срок хранения начинается с 1 января 2021 года.

В конце рабочего дня кассир считает деньги в кассе и проверяет с записями кассовых документов — совпадают ли суммы. Составлять кассовые документы — функция бухгалтера, принимать и выдавать деньги — кассира. Но на практике один работник может совмещать функции. Например, бухгалтер-кассир может заниматься оформлением документов, приемом и выдачей наличных. А продавец в магазине часто принимает наличные, то есть выполняет функцию кассира.

В супермаркете работает кассир. Он принимает наличные, пробивает чеки и в конце дня снимает отчет о закрытии смены. Затем деньги он сдает главному кассиру. Бухгалтер делает приходный кассовый ордер на сумму принятых от кассира денег.

Иногда на кассира возлагается часть обязанностей бухгалтера — самостоятельно составлять некоторые приходные и расходные документы. Вот как тогда будут выглядеть его действия.

Кассир Анна проработала смену и стала снимать кассу — то есть считать выручку и формировать отчет о закрытии смены с кассового аппарата. Согласно должностной инструкции, Анна самостоятельно оформляет приходный кассовый ордер на выручку. Под конец дня у нее есть: составленный ею ПКО на наличную выручку в сумме 43 980 Р и два расходных ордера — на выдачу 3000 Р работнику под отчет и на сдачу наличных 40 000 Р в банк.

Как принимать наличные

Деньги принимает кассир. Он пересчитывает и проверяет платежеспособность банкнот. При этом у покупателя должна быть возможность наблюдать за действиями кассира. Кассир обязан принимать деньги даже с небольшими повреждениями, например надорванные купюры.

В конце смены кассир формирует с помощью кассового аппарата отчет о закрытии смены и сдает деньги главному кассиру. Если по инструкции кассир сам составляет приходные и расходные документы, он оформляет приходный кассовый ордер на выручку, а также другие поступления в его кассу, и потом передает кассовые документы бухгалтеру.

Есть ситуации, когда кассиру нужно принять в кассу наличные по ПКО, который составил бухгалтер. Тогда кассир проверяет подписи на документе и совпадает ли сумма наличных с той, что указана в ордере. Потом подписывает ордер, отрывает от него квитанцию и выдает вносителю денег.

Как выдавать деньги

В течение дня кассир может выдавать наличные поставщикам, подрядчикам и работникам компании. На каждую выдачу денег из кассы бухгалтер оформляет расходный кассовый ордер. А если выдают зарплату, то — расчетно-платежную или платежную ведомость и к ней — единый расходный кассовый ордер. Кассир заполняет расходный кассовый ордер и пробивает чек, если по закону это необходимо — например, при возврате товара.

Кассир готовит деньги к выдаче и передает получателю расходный ордер — для подписи. Затем кассир пересчитывает деньги так, чтобы можно было наблюдать за его действиями, и отдает их получателю.

Из кассы можно выдавать только целые платежеспособные банкноты. Купюры с повреждениями выдавать нельзя — их сдают в банк.

Получатель может пересчитать деньги только перед кассой, иначе кассир не примет претензии по сумме. После выдачи наличных кассир подписывает РКО.

Зарплату, стипендию и другие выплаты работникам могут выдавать не только по расходным кассовым ордерам, но и по ведомостям — расчетно-платежным или платежным.

На что можно выдавать деньги из кассы. Наличные, полученные в виде выручки за проданные товары, работы, услуги выдают только на конкретные цели:

На другие цели выдавать деньги, поступившие в виде выручки, нельзя. Например, заем для другой организации можно перечислить по безналу или сходить в банк и взять там наличные. Это должны делать все организации, кроме ломбардов, микрофинансовых организаций, потребительских кооперативов — у них другой порядок выдачи займов.

Если деньги поступили в кассу из банка — их можно тратить на любые нужды организации, без ограничения целей.

Если деньги не поступили в качестве выручки и не получены из банка — тратить их нельзя, их нужно сдать в банк.

Лимит остатка кассы

Кроме правил по приему, выдаче и хранению наличных есть еще одно — по соблюдению лимита остатка кассы.

Лимит остатка кассы — это максимальная сумма, которую можно хранить в кассе на конец рабочего дня. Если организация или ИП превысит лимит, ее могут оштрафовать.

Лимит обязаны устанавливать и соблюдать только средние и крупные предприятия. ИП и малый бизнес — по желанию. Делают это для безопасности, чтобы в кассе под конец дня не оставалось слишком много наличных.

Компании, которые считаются малым бизнесом, занесены в реестр ФНС

Новые организации тоже должны устанавливать лимит остатка кассы. Так как исходить им не из чего, они берут предполагаемые суммы. Например, только что открытый магазин посуды тоже должен считать лимит остатка кассы по поступлению денег. Основатель магазина предполагает, что его выручка будет около 50 000 Р в день — эту сумму компания и должна взять в качестве основы расчета.

Если организация должна установить лимит, но не сделала этого, то лимит считается равным нулю. То есть любая сумма в кассе на конец дня будет нарушением.

Есть исключение: сверх лимита в кассе можно хранить деньги в дни выплаты зарплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций. Важно — срок выдачи зарплаты не должен превышать пяти рабочих дней, включая день получения наличных из банка.

Расчет лимита кассы по поступлению денег. Формула расчета лимита выглядит так:

Выручка от продажи / расчетный период × период между днями сдачи наличных в банк

Расчетный период — это число дней, за которые мы берем данные по выручке. Чем период больше, тем надежнее расчет. Расчетный период можно выбрать любой, но не более 92 дней. Например, можно взять период 7 дней, 14 дней, 60 дней. Лучше включать в расчетный период те недели или месяцы, в которые было наиболее характерное, обычное поступление денег. Так лимит будет проще соблюдать.

Период между днями сдачи наличных в банк можно взять не больше 7 дней. Если в населенном пункте банка нет, то — до 14 дней.

Расчет лимита кассы по объему выдачи денег считают так:

Объем выданных денег (кроме зарплаты) / расчетный период × период между днями получения наличных в банке

Расчетный период также можно выбрать любой, но не более 92 дней, а период между днями получения наличных в банке аналогично предыдущей формуле — до 7 или 14 дней.

Организация рассчитывает лимит кассы по объему выдачи денег. За расчетный период она взяла 92 дня, период между днями получения наличных в банке установила максимальный — 7 дней.

Как рассчитываться наличными

Лимит расчета наличными — это максимальная сумма, которую можно передать во время расчетов с партнерами — другими юрлицами и ИП.

Лимит для всех одинаковый — 100 000 Р по каждому договору.

Это правило касается не только крупного и среднего бизнеса, но и всех остальных — организаций малого бизнеса и ИП.

Это правило ввели, чтобы фирмы и ИП меньше рассчитывались наличными, а больше безналом. Налоговой легче контролировать безнал и следить за тем, как организации платят налоги.

максимальная сумма оплаты наличными для компаний и ИП

Если у договора кончился срок действия, но расчеты по нему еще не завершены, лимит сохраняется.

Если разбить один большой договор на несколько маленьких ради соблюдения лимита, налоговая может посчитать такое деление намеренным, объединить договоры и оштрафовать за превышение лимита. Так делать не стоит.

Что делать компаниям с несколькими кассами

У организации или ИП может быть несколько мест, где ведутся расчеты. Например, это может быть несколько магазинов торговой сети или разные платежные терминалы в одном кафе.

Деньги, которые получили в каждом месте, в конце дня нужно сдать либо в кассу организации или ИП — это называется главной кассой, либо в банк. Если деньги сдаются в главную кассу, дальше их передают в банк.

Главная касса принимает деньги в той сумме, которая указана в фискальном отчете — его выдает кассовый аппарат в конце смены. Не меньше и не больше — иначе это нарушение кассовой дисциплины.

После того как деньги сданы в главную кассу или банк, в кассовом аппарате можно открывать новую смену, если это нужно. Так бывает, например, когда рабочий день в главной кассе короче, чем в других местах. В этом случае остаток в кассе магазина, кафе или торговой точки, даже оставшийся на ночь, может быть равен сумме пробитых чеков новой смены. Давайте разберем на примере.

Главная касса организации работает с 8:00 до 16:00, а магазин — с 10:00 до 18:00. Кассир в магазине один. В 16:00 часов он закрывает смену и сдает деньги вместе с фискальным отчетом в главную кассу. После этого кассир открывает новую смену и продолжает работать до закрытия магазина. Сумма, которая поступит за этот период, остается в магазине на ночь.

На следующий день, в 10:00 кассир продолжает смену и снова закрывает ее в 16:00. Тогда в отчете о закрытии смены отразится выручка с 16:00 до 18:00 за вчерашний день и с 10:00 до 16:00 за текущий.

Закрыть любую смену надо не позднее 24 часов после открытия. Смен за день может быть несколько, но так как кассир отвечает за деньги, которые поступили в его смену, закрывать должен тот сотрудник, кто открыл. Это возможно, если ежедневно работает один и тот же кассир.

Если кассиры меняются, тот, кто закончил работу, должен закрыть смену и передать остаток другому кассиру или старшему кассиру под подпись в своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств, о которой мы сказали выше. У каждого кассира своя книга учета.

Например, у организации есть офис и ресторан. В офисе находится главная касса, в ресторане работает администратор, который выполняет функции кассира.

Главная касса в офисе работает до 18:00, а ресторан — до 23:00. Согласно приказу руководителя, в 17:00 ресторан сдает наличную выручку в главную кассу.

Администраторов два: один утром с 10:00 до 17:00, второй — вечером с 17:00 до 23:00 часов. Первый администратор открывает смену ККТ в 10:00, пробивает чеки до 17:00, после чего закрывает смену и сдает выручку в главную кассу. В своей книге учета принятых и выданных кассиром денежных средств он делает две записи — поступление выручки и сдача старшему кассиру.

Второй администратор открывает новую смену в 17:00, пробивает все чеки от клиентов ресторана и закрывает смену в 23:00. После этого он может либо сдать деньги в главную кассу в 23:00, либо до начала следующей смены. Еще один вариант — сдать деньги в банк, например через банкомат с функцией приема наличных, инкассаторский терминал или вызвать инкассаторов.

После того как кассу сдали в главную кассу или банк, остаток средств во всех торговых точках организации не должен превышать установленного лимита остатка кассы. Излишек нужно сдавать в банк через инкассаторов или самостоятельно. Если денег на конец дня будет больше лимита — это нарушение кассовой дисциплины. Это не касается малого бизнеса, если он сам не установил себе лимит остатка кассы.

Как быть с обособленными подразделениями

Обособленное подразделение — это часть организации, которая работает в другом месте — например, филиал или представительство компании, дополнительные офисы.

Обособленные подразделения сами оформляют кассовые ордеры и ведут кассовую книгу. Исключение — если по завершении дня они сдают все деньги в головную организацию.

Копию листов кассовой книги они передают головному подразделению в порядке, установленным им. Например, раз в неделю через систему электронного документооборота. Подразделение также может не вести книгу, если в конце дня сдает все наличные в главную кассу.

Подразделение обязано установить и соблюдать лимит остатка кассы, если самостоятельно сдает наличные в банк. Если подразделения сдают деньги в главную кассу, то лимит для каждого подразделения не устанавливают.

Какие есть штрафы, если нарушить кассовую дисциплину

Проверяет кассовую дисциплину и штрафует налоговая инспекция. Нарушениями считается, если:

Отдельные штрафы есть за неприменение кассового аппарата (непробитие кассового чека):

За повторную продажу товаров без кассы наказывают — при условии, что сумма расчетов — 1 млн рублей и более. Налоговики могут приостановить деятельность компании или ИП до 90 суток, а должностных лиц (руководитель, главный бухгалтер) — дисквалифицировать на срок от одного года до двух лет.

Источник

Должностная инструкция по специальности «Кассир-операционист»

Вы можете скачать должностную инструкцию кассира-операциониста бесплатно. Должностные обязанности кассира-операциониста

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

утверждать должностную инструкцию)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

КАССИРА-ОПЕРАЦИОНИСТА

1. Общие положения

1.1.Настоящая должностная инструкция устанавливает права, ответственность и должностные обязанности кассира-операциониста _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2.На должность кассира-операциониста принимается лицо с начальным профессиональным образованием (требований к стажу работы нет) или средним (полным) общим образованием и специальной подготовкой по установленной программе (требований к стажу работы нет).

1.3.Кассир-операционист принимается на должность и увольняется с нее по приказу руководителя организации.

1.4.Кассир должен знать:

-нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы по ведению кассовых операций;

-формы кассовых и банковских документов;

-правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг;

-порядок оформления приходных и расходных документов;

-лимиты остатков кассовой наличности, установленной для предприятия, правила обеспечения их сохранности;

-порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности;

-основы организации труда;

-правила эксплуатации вычислительной техники;

-основы законодательства о труде;

-правила внутреннего трудового распорядка;

-правила и нормы охраны труда.

2. Должностные обязанности

2.1.Осуществлять операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность.

2.2.Обслуживать клиентов по счетам, вкладам, переводам, банковским картам.

2.3.Вести валютно-обменные операции.

2.4.Осуществлять расчеты с клиентами, продажу банковских продуктов.

2.5.Вести на основе приходных и расходных документов кассовую книгу, сверять фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком.

2.6.Составлять описи ветхих купюр, а также соответствующие документы с целью замены на новые.

2.7.Составлять кассовую отчетность.

3. Права

3.1.На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2.Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

3.3.Вносить на рассмотрение руководства предложения по усовершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными данной должностной инструкцией.

3.4.В рамках своей компетенции сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить свои предложения по их устранению.

3.5.Получать от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

3.6.Требовать от руководства учреждения помощи в выполнении своих должностных обязанностей и осуществлении прав.

3.7.Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8.Иные права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Кассир-операционист ответственен за:

4.1.Невыполнение или недолжное выполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией в определенных действующим трудовым законодательством РФ рамках.

4.2.Причинение материального ущерба работодателю в определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ рамках.

4.3.Правовые нарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ рамках.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

Источник

Как контролировать кассира в розничном магазине

Кассиры часто исполняют обязанности директора магазина (особенно если у вас небольшой магазин в одном из регионов России). Если вы хотите превратить свой магазин в прибыльный, то вам необходимо контролировать кассира. А это значит проводить проверки кассовых операций и кассовых документов, товарных чеков, вести учет денежных средств, выручки и остатки на складе.

Почему контроль кассовых операций необходим

Если кассир ворует, он может стать причиной закрытия магазина.

Что воруют

1. Кассиры крадут наличную выручку. Кража денежных средств — это самое распространенный и простой вариант. И даже при том, что воровские схемы уже давно известны, воровство денег продолжается.

Один из примеров: продавец Григорий в свою смену делает выручку 100 000 ₽. Он в сговоре со своим родственником и просит его покупать товар на 2 000 ₽. Вечером родственник “возвращает” покупку, точнее просто упаковку под видом полноценного товара. Григорий оформляет возврат. 2000 ₽ изымает из кассы и делится с сообщником.

2. Также кассиры воруют товар.

Например: Продавец Екатерина незаконно вынесла из магазина около 20 пачек бумаги, которую должна была продавать. Выносила она ее понемногу каждый день, без проводки по кассе. Потери обнаружились не сразу. Екатерина к тому моменту уже уволилась.

Другой пример: Игорь продавал стройматериалы. Когда у него дома случился ремонт, Игорь договорился с поставщиком, чтобы тот отгрузил бракованный материал. В результате он списал товар — забрал его себе.

Как понять, что у вас воруют

Есть недостачи денежных средств в кассе — когда в конце рабочей смены получается нехватка денег в кассе и несоответствие продаж через кассу и реальных.

У вас появились отрицательные остатки.

Плохие результаты инвентаризации и появление пересортицы тоже могут быть результатом нечестных действий. Пересортица товаров – это избыток одного вида товара в категории при одновременном недостатке другого вида товара в этой же категории.

Были операции по аннулированию чека или отмене товарных позиций, редактирование чека.

Вы увидели, что некоторые чеки долго не закрываются.

Продавец чаще других продавцов применяют скидки. Или проводит скидки, которые вы не согласовывали ранее.

Есть операции по отмене чека или удалению несколько позиций в чеке.

Зафиксировано открытие денежного ящика без закрытия в конце смены и печати чека.

Нарушение периодичности выписки кассовых чеков.

Например, Григорий за весь день продал товара на 30 000 ₽. А в конце рабочей смены написал в отчете, что выручил 25 000 ₽. Куда исчезли 5000? Это большой вопрос — и вполне вероятно, что кассир украл часть выручки из кассового терминала.

Конечно, это грубо и условно. Возможно, что у появления разницы есть разумное объяснение. Надо разбираться в ситуации вместе с Григорием и директором магазина, и стоит рассчитывать на ответственность работника.

Если вы заподозрили кражу, то вот типовые схемы воровства кассиров.

Какие существуют схемы воровства в магазине

Существует 10 основных типов схем (в реальности возможно множество их вариаций). Особенно они актуальны тогда, когда в магазине возможны наличный и безналичный способы расчета с покупателем.

Кассир взял деньги за товары, выдал сдачу и не закрыл чек (под выдуманным предлогом отказался его выдать). Покупатель уходит. Кассир аннулирует чек и забирает деньги себе.

Проведены операции по отмене чека, а при пересменке не сходится сумма денег в кассе. Если у кассира отмен достаточно много, следует проводить проверку. Скорее всего вы недосчитаетесь товара при инвентаризации. Появлявятся отрицательные остатки.

Кассир оформил фиктивный возврат, которого на самом деле не было, а деньги “вернул” к себе в карман. В этой махинации у кассира может быть даже реальный сообщник, который покупает и возвращает товар (или пустую упаковку от него, как в примере выше).

Есть кассовые операции по возврату товара и выдачи денег из кассы. При инвентаризации недосчитываетесь товара на складе. Появятся отрицательные остатки

При продаже дорогого товара кассир берет деньги наличными, а по кассе проводит дешевый товар. Разницу в стоимости продавец забирает себе.

Плохие результаты ревизии и инвентаризации, есть пересортица.

Кассир затягивает с выдачей чека в кассе. Покупатель уходит, не дождавшись. Кассир удаляет самый дорогой товар или даже несколько товаров и присваивает деньги за них.

Частые операции по удалению товара в чеке, при пересменке у вас не сходится количество денег в кассе и количество проданного товара. Недосчитываетесь товара при инвентаризации. Возникают отрицательные остатки

Кассир указал в чеке скидку. А по факту продал без скидки и разницу в цене забрал себе. Чек в этом случае тоже не выдавался, иначе бы покупатель заметил разницу. Или имела место отмена чека без скидки, а следом выбит чек со скидкой.

Сообщник кассира (под видом покупателя) клеит на упаковку весового товара штрих-код от более легкого и дешевого товара, и кассир «не видит» подмены.

Еще вариант, Кассир заранее напечатал штрих-код для весового товара и приклеил на руку. При продаже он сделал вид, что сканирует штрих-код на упаковке, а на самом деле подставляет к сканеру руку.

При пересменке не сходится сумма денег в кассе.

Кассир указал неверные тип товара, вес, количество товара в упаковке. По факту продал йогурт, а в чеке указал газированную воду. То есть продал на сумму больше, в чеке пробил меньше, а разницу — украл.

Открыл чек и продавал товар нескольким клиентам по одному открытому чеку. Чек покупателям не выдавался и продажи в кассе не фиксировались. А все деньги от покупателей кассир присваивал себе.

Длительное время открытого чека. При инвентаризации вы недосчитываетесь товара, а при пересменке результаты ревизии покажут нехватку товара или денег.

Продал упаковку товара, но отсканировал только единицу. Например, взял деньги за упаковку йогурта, по кассе провел одну бутылку. Опять же разницу забрал себе.

Украл часть выручки.

(возможно, это была просто халатность, но это не точно).

Кассовая лента “внезапно” кончилась. Кассир организует оперативный перезапуск кассового аппарата, из-за чего данные о продаже потерялись. Кассир заводит новый чек с указанием меньшей стоимости, чем была раньше, а продает по старой цене и забирает себе разницу.

При проверке ККТ недостачи, зафиксированы операции по перезапуску кассы. При инвентаризации вы недосчитываетесь товара, а при пересменке результаты ревизии покажут нехватку товара или денег. Могут быть и отрицательные остатки.

Кассир договорился с поставщиком — последний привез скоропортящийся товар (или бракованный). Кассир списал часть товара и использовал его по своему усмотрению.

Обычно кассир в сговоре с одним-двумя поставщиками. Поэтому частоту списания следует проверить по кассиру и найти связь с этими поставщиками. Если она есть, затевайте проверку.

Мы показали основные примеры мошенничества кассиров. Наверняка, их существует больше. Тем не менее своевременный контроль и правильно подобранные методики помогут выявить и их.

Говорят: “не пойман — не вор”. Но если известны схемы воровства, то поймать вора становится проще.

Конечно, такие проблемы на кассе легко предупредить — с помощью дополнительного контроля.

Как предотвратить

Вы знаете, как контролировать действия кассиров, старших кассиров и других сотрудников магазина? Вот 8 видов мер.

В должностных инструкциях обязательно должна быть предусмотрена личная материальная ответственность за недостачу.

Коллективная материальная ответственность.

Если ответственность продавца-кассира за товар будет материальной, то воровать он будет не так нагло и меньше.

Инвентаризации (ревизии) — когда кассовые операции проверяются, количество складского остатка сравнивается с продажами через кассу. То есть недостачи денежных сумм определяются математически.

Если вы ведете учетов товаров вручную, инвентариация, особенно частая, становится проблемой. При этом не исключены ошибки в расчетах. При плохих результатах проверки, приходится вновь и вновь перепроверять. Поэтому предприниматели все чаще от тетрадного учета и учетах в таблицах Excel уходят в сторону специальных программ по товарному учету.

Инвентаризация наиболее эффективна тогда, когда проводится внезапно.

В товароучетной программе МТС, например, можно проводить инвентаризацию по группам товаров. Это значит, что группу вы можете сформировать, например по категории (молоко). Если хотите проверить не замешан ли кассир в сговоре с поставщиком, выгружайте остатки по конкретному поставщику в этом магазине. Вам останется только провести фактический подсчет. Но с таким небольшим списком к проверке это можно сделать минут за 15. Даже магазин закрывать не понадобится.

Видеокамеры. Они снимут на видео факт кражи — и съемка станет почти неоспоримым доказательством при разбирательстве. Логика простая: если кассир чувствует себя “в зоне слежения видеокамеры”, то кассир обязан вести себя честно.

Найм охранников — их присутствие будет препятствовать махинациям кассиров.

Контроль кассовых операций. Касса должна не просто фиксировать кассовые операции, но формировать отчет для владельца. Так вы увидите отмены чека, возвраты, удаленные товары, историю по перезапускам кассы. Отлично, если на кассе вы можете настроить запрет по удалению позиций из чека.

“Умные” кассы для автоматизации торговли и проверка ККТ в магазине на сомнительные операции.

В кассах МТС, например, кассиры авторизуются в начале смены, а кассовая программа ведет запись кассовых операций. Поэтому распознать “опасные” действия конкретных кассиров совсем не трудно. Современная касса фиксирует результаты деятельности: выручка, сколько наличкой, сколько по эквайрингу, сколько денег выдано, на какую сумму были возвраты, отмены операций. А владелец бизнеса может все это видеть в личном кабинете кассового сервиса даже со смартфона.

В купе с товароучетной программой достаточно просто разобраться в причинах недостач и расхождениях в остатках.

3. Вести товарный учет, желательно не вручную, а подключить к онлайн-кассе специальную программу. Она будет вести учет продаж, выдач денег и поступлений. Вам не придется считать на калькуляторе сколько чего продано и на какую сумму, вычислять остатки товаров и сумму выручки. Такая информация пригодится и вашему главному бухгалтеру.

Картина «пришло-ушло-осталось» с товароучетной программой станет максимально прозрачной. Свалить свои махинации на недобросовестного поставщика и ошибки в ваших расчетах у кассира уже не получится.

Предприниматели, которые подключили к онлайн-кассам товароучетную систему МТС, отмечают снижение недостач практически до нуля. Радуют и результаты инвентаризаций.

Подключить товароучетную систему МТС вы можете к своей онлайн-кассе. Оставьте заявку, наш специалист проконсультирует вас.

Даже простое внедрение такой системы контроля кассовых операций, ведения бухгалтерского и управленческого учетов в магазине дисциплинирует сотрудников.

Вот несколько историй о предпринимательской борьбе с воровством с помощью умной МТС Кассы.

Истории предпринимателей

Магазины, как на ладони. А кассира я все-таки уволил.

Много путешествую. Контролирую всю торговлю с телефона

«У меня несколько бизнесов, я много работаю, путешествую и практически всегда нахожусь вне дома. Скачал приложение «МТС Касса. Мой бизнес», чтобы контролировать и оперативно управлять. Это приложение связано с моими кассами в точках. Через него видно, например, время открытия и закрытия смен, какая выручка по каждой, сколько наличных. В личном кабинете кассового сервиса вижу все продажи и даже отчеты. Пока все нравится».

В пандемию перешла на продажи в интернет. Даже кассу не пришлось покупать

«У меня небольшой офлайн магазин, мы специализируемся на продаже оборудования для геймеров. В период пандемии продажа в интернет стала актуальной, как никогда. Мне пришлось дополнительно начать торговлю онлайн. МТС Касса помогла мне : сделали сайт, настроили прием платежей. Кстати, даже дополнительную кассу не покупала. Сайт подключили к кассе в магазине. В итоге одна касса справляется со всеми расчетами. Удобно».

Учет товаров в тетради треш, а чем проще excel, я так и не поняла

«Я недавно открыла два небольших магазина на пару с сестрой. Не ожидала, что столько законов придумали на одного предпринимателя. Мы в итоге попросили помощи у знакомого отца, который давно занимается торговлей. Тем более все продавцы у нас наемные и хочешь-не хочешь контролировать надо. Ничего не хочу сказать плохого, но вести в тетрадях записи прихода товара, продажи, расходов и потом все вручную сводить. Это жесть!! Я так протянула полгода.

Какие выводы я сделала: в причинах недостачи я толком так и не разобралась. Я не уверена, что правильно считаю прибыль. Правильно ли у нас все с ассортиментом? откуда взялись отрицательные остатки? Попробовала перенести все в Excel. Работы и бессонных ночей меньше не стало. Картина не прояснилась. В общем мой вам совет, подключайте товароучетную программу сразу. Тем более в МТС Кассе она уже есть. Все как на ладони!. Абсолютно все, что мне надо, видно в личном кабинете. Недостач больше нет.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Что сделал кассирКак вести контроль кассира и на что обратить внимание