что нужно знать seo специалисту
Что должен знать и уметь SEO-специалист
Вы сделали сайт, потратили на него деньги и время: написали тексты, добавили фотографии. А клиентов нет или мало.
Спокойно, не стоит паниковать! Вам поможет SEO-специалист. Его задача – сделать так, чтобы сайт попал на первую страницу выдачи поиска и закрепился там надолго.
Задачи SEO-специалиста
Метод продвижения сайта зависит от того, что нужно клиенту. Например, он хочет увеличить трафик. Что делает для этого SEO-специалист?
Проводит внутреннюю оптимизацию. Это значит, что он подстраивает сайт под требования поисковых систем, а их много. Например, он составляет список ключевых слов, группирует и распределяет фразы по страницам, прописывает метатеги страниц или адаптирует URL-адреса страниц под требование поисковиков и формирует ЧПУ – человекопонятные урлы. Адрес http://site.ru/blog/seo-specialist считается человекопонятным урлом, а http://example.com/index.php?page=name – нет.
Работает над поисковым продвижением. Его задача – добиться, чтобы сайт вышел в топ и появился в поиске по разным запросам пользователей. Для этого SEO-специалист разбирается, как улучшить поведенческие факторы и коммерческие, проверяет работоспособность сайта с помощью сервисов Яндекс.Вебмастер и Гугл для веб-мастеров, находит ресурсы для размещения внешних ссылок на сайт. Он же составляет отчетность по SEO-данным: например, собирает статистику по количеству посетителей и просмотренных страниц в определенный период, числу достижений целей или позициям сайта по ключевым фразам.
Настраивает несложные рекламные кампании в Яндекс.Директе и Гугл Эдс. Это не обязательная задача для оптимизатора, но она дает ему преимущество перед коллегами, потому что клиенты часто заказывают услугу поискового продвижения вместе с контекстной рекламой.
Что должен уметь SEO-специалист
Основные инструменты, которыми должен уметь пользоваться SEO-специалист:
Микроразметка страниц Schema.org и Open Graph. Поисковая система берет из нее нужные данные, например содержимое страницы, адреса и телефоны компании, контактные данные сотрудников, и отображает их в результатах поиска:
Вот так микроразметка выглядит в поиске
Приемы ускорения индексации сайта. Это работа с файлами, заголовками и каноническими адресами страниц. Разберем основные элементы сайта, которые анализируются на этом этапе:
Файл robots.txt. В нем оптимизатор указывает, какие страницы будут индексироваться, а какие нет. Например, запретит вход в административную панель сайта, чтобы на нее не могли попасть злоумышленники.
Файл Sitemap.xml. В нем прописываются все ссылки на сайте, которые должна проиндексировать поисковая система. Если этот файл есть, сайт быстрее проиндексируют поисковые роботы.
Заголовки Last-Modified. Они нужны, чтобы браузер или поисковая система знали, когда страница изменялась в последний раз. Его правильная настройка ускоряет загрузку сайта.
Канонические адреса страниц rel=”canonical”. С их помощью исключается дублирование контента, из-за которого сайт может терять позиции в поисковиках.
Алгоритмы поисковых роботов. Зная их требования, SEO-специалист с самого начала может корректно настроить сайт и верно оценить динамику его продвижения. Например, Яндекс индексирует веб-ресурс постранично, а Гугл – целиком. В индекс американского поисковика новые страницы попадают за 2-3 дня, а в российский – через 2 недели и больше.
Сервисы Яндекс.Вебмастер и Google Search Console. Они нужны для сбора статистики, анализа и управления сайтом. Например, в Вебмастере можно добавлять уникальные тексты, а в Search Console – узнать о проблемах с индексированием и отображением сайта на мобильных устройствах.
Принципы работы с системами веб-аналитики. Основные системы – Яндекс.Метрика и Google Analytics. Они помогают анализировать работу с сайтом и определять дальнейшую стратегию его продвижения. Например, аналитика подскажет, почему пользователи быстро уходят с сайта, на каком этапе заказа товаров они бросают корзину или какие статьи в блоге чаще всего читают. В результате оптимизатор может устранить выявленные ошибки и скорректировать стратегию продвижения.
Формирование и анализ поисковых сниппетов. Сниппет – это информационный блок в поисковой выдаче. Хороший сниппет позволяет понять, соответствует ли страница запросу, даже без ее открытия:
Вот так выглядят сниппеты в поисковой выдаче Яндекса
Знание факторов ранжирования. Это показатели, определяющие положение сайта в поисковой выдаче. Без их учета SEO-специалист не сможет ни гарантировать, ни показать минимальный эффект от продвижения. Основные факторы делятся на поведенческие, контентные, ссылочные и технические.
Элементы поисковой выдачи с расширенными ответами на поисковые запросы. Это колдунщики Яндекса и виджеты Гугла.
Пример колдунщика в поисковой выдаче Яндекса
Навыки SEO-специалиста
Все навыки специалистов по поисковому продвижению можно разделить на профессиональные – hard skills и личностные – soft skills, которые одинаково важны в работе.
Hard skills
Знать требования и условия Яндекса и Гугла по продвижению. Что можно делать, а что нет. Понимать разницу между двумя поисковиками и делать так, чтобы сайт одновременно нравился и одному поисковику, и другому.
Быть в курсе тенденций поискового продвижения. Правила и алгоритмы постоянно меняются. Если вовремя не отследить изменения, можно потерять позиции сайта.
Знать особенности внешней и внутренней оптимизации. У каждой поисковой системы они свои. Если их не учитывать, то сайт будет плохо ранжироваться.
Правильно расставлять ссылки внутри сайта. Это называется перелинковка – статьи на сайте связывают между собой при помощи ссылок. Человек, читая одну статью, может перейти на другую. Это улучшает поведенческие факторы и увеличивает доверие поисковиков к сайту.
Наращивать число полезных ссылок на сайт. Чем больше ресурсов будет ссылаться на сайт, тем лучше для продвижения.
Уметь писать тексты. Умение самому написать грамотный текст – преимущество.
Знать методы оптимизации. Различать белые, серые и черные методы оптимизации и понимать, что из них можно и что нельзя применять.
Уметь организовать в единую систему сервисы для работы. Яндекс.Вебмастер и Гугл для веб-мастеров – для диагностики ошибок и отслеживания статистики поисковых запросов, Яндекс.Директ и Гугл Эдс – для создания контекстной рекламы, Яндекс.Метрика и Гугл Аналитикс – для аналитики.
Уметь работать с нативными сервисами по сбору ключевых слов. Это Вордстат Яндекса и Планировщик ключевых слов Гугла, а также специализированные программы типа Кей Коллектор или Букварикс.
Понимать основы юзабилити. Это нужно для того, чтобы оценивать удобство сайта для посетителей, находить проблемы и понимать, какие изменения нужны в структуре.
Soft skills
Ответственность, коммуникативность и заточенность на результат должны быть у любого работающего человека. Что же касается специалиста по поисковому продвижению сайтов, в багаж его личностных навыков должны входить:
Логическое и критическое мышление. Специалист постоянно следит, какие инструменты работают лучше, а какие – хуже, оперативно внедряет одни и избавляется от других.
Маркетинговое видение задач по SEO. Специалист должен не просто продвигать сайт в топ выдачи, а выявлять и улучшать коммерческие факторы ранжирования, подмечать приемы конкурентов, понимать целевую аудиторию сайта.
Личный и групповой тайм-менеджмент. Способность организовать свое рабочее время и досуг и способы взаимодействия с проектной группой, работающей с сайтом: с копирайтерами, SMM- и PPC-специалистами.
Аналитический склад ума. Колоссальная часть работы оптимизатора сайтов заключается в анализе огромных потоков данных. В них нужно находить закономерности и внедрять в работу.
Гибкость ума и жизненный кругозор. Умение отказаться от того, что работало раньше, например от ссылочных бирж, и обучиться новому.
Дополнительно специалист по поисковому продвижению должен разбираться в системах управления сайтами Битрикс, WordPress, OpenCart, Joomla! и других. Часто в своей работе он самостоятельно переносит на сайт тексты или вносит в них исправления.
Кроме того, он обязан иметь представление об интернет-маркетинге в целом, понимать принципы привлечения трафика из разных каналов и механизмы повышения конверсии. Сегодня редко SEO заказывают в чистом виде: клиенты просят решить задачи по копирайтингу, редактуре или SMM.
Где получить знания по SEO
Существует три основных способа научиться поисковому продвижению:
Учиться самостоятельно
Плюс: бесплатно, можно самому определять длительность и интенсивность занятий.
Как стать SEO-специалистом с нуля
SEO — Search Engine Optimization, поисковая оптимизация — влияет на бизнес в целом: на репутацию бренда, узнаваемость в сети, качество трафика, продажи — и имеет долгосрочный эффект от использования.
SEO-специалист отвечает за продвижение сайта в поисковых системах. Чем выше позиция сайта в результатах поиска, тем больше заинтересованных посетителей переходит на него — и бизнес получает новых клиентов.
Разбираемся, чем занимается SEO-специалист, какие навыки и качества нужны, кто может им стать. Также даём пошаговый план погружения в профессию.
Аспирант направления «Маркетинг» в Нетологии
В материале
Как работает поисковая оптимизация
В основе профессии SEO-специалиста лежит понимание сути работы поисковых систем и алгоритмов ранжирования — давайте кратко остановимся на этом.
История SEO берёт своё начало в 1997 году, когда Ларри Пейдж и Сергей Брин создали поисковую систему Google, а Илья Сегалович и Аркадий Волож — Yandex. Среди других поисковых систем можно отметить также Baidu, Bing, Yahoo!. На международном рынке лидером остаётся Google, на российском ― Яндекс, на китайском ― Baidu.
Любая поисковая система ― это совокупность определённых алгоритмов и компьютерных программ с целью предоставить пользователю информацию по его запросу.
В упрощённом виде принцип работы поисковой системы выглядит так:
В интернете «гуляют» роботы поисковых систем ― «пауки», «краулеры». Они переходят от страницы к странице, сканируют и добавляют их копии в базу данных поисковой системы. Далее в базе данных страницы индексируются: анализируется их содержимое с последующим включением в индекс — поисковую выдачу.
Индексация происходит следующим образом:
Из проиндексированных страниц формируется поисковая выдача, которую видит пользователь в ответ на введённый поисковый запрос.
На этапе формирования выдачи поисковой системе необходимо определить, какие страницы в каком порядке будут показываться пользователю. Для этого нужны алгоритмы ранжирования ― способы, при помощи которых определяется ценность той или иной страницы. Чем выше ценность страницы, тем выше она будет показываться в поисковой выдаче.
Направления SEO-оптимизации
Чтобы лучше понимать, что включает в себя SEO-оптимизация, стоит разобраться в основных направлениях SEO — внутренней оптимизации (on-page optimization) и внешней оптимизации (off-page optimization).
Внутренняя оптимизация ― это работы, которые проводятся непосредственно на сайте и связаны с изменением его структуры, контента, технической составляющей.
Внешняя оптимизация повышает рейтинг сайта путём взаимодействия со сторонними сервисами и площадками.
Ключевая разница между этими двумя направлениями отражена в этой таблице:
Рассмотрим основные SEO-направления поподробнее.
Внутренняя оптимизация
Состоит из следующих поднаправлений:
Техническая оптимизация
Представляет собой выявление и исправление технических ошибок на сайте, которые препятствуют корректному отображению сайта в поисковых системах. Соответственно наличие большого количества ошибок напрямую влияет на позиции сайта в результатах поисковой выдачи.
Техническая оптимизация включает в себя большой пласт работ, включая улучшение скорости загрузки сайта, адаптацию сайта под мобильные устройства, настройку индексации, работу с редиректами.
Работа с семантикой
Семантика в SEO (ключевые слова, или ключевики) ― это запросы, с которыми пользователи обращаются в поисковую систему, чтобы найти на них ответ.
Семантическое ядро сайта ― это список ключевых слов, которые относятся к тематике продвигаемого ресурса и наиболее точно характеризуют вид деятельности и предлагаемые товары и услуги.
Ключевые слова группируются по определённым признакам и распределяются по страницам сайта. Процесс группировки ключевых слов называется «кластеризация».
Наряду с технической оптимизацией семантическое ядро играет ключевую роль в продвижении сайта, поскольку на его основе формируются остальные планы работ по оптимизации.
От семантики зависит:
Соответственно грамотный сбор и кластеризация семантического ядра лежат в основе успешного продвижения любого сайта.
Оптимизация структуры сайта
Правильно выстроенная структура сайта — один из важных факторов в SEO-продвижении. Это важно как в рамках работы поисковых роботов в процессе индексации, так и для посетителей сайта. Если человеку понятно, где что находится на сайте, а также удобно им пользоваться, он проведёт больше времени на ресурсе, что положительно скажется на продвижении сайта.
Эффективная структура сайта логична, лаконична и понятна пользователям, выстраивается на базе собранной семантики и покрывает всё семантическое ядро.
Не следует забывать об уровнях вложенности ― ко всем важным страницам пользователь должен добраться максимум в три клика.
Для оптимизации структуры сайта следует обратить особое внимание на внутреннюю перелинковку ― связывание страниц сайта между собой при помощи ссылок.
Существуют различные схемы внутренних перелинковок. Выбор той или иной схемы зависит от типа ресурса — к примеру, интернет-магазин, сайт услуг, информационный сайт — и целей продвижения.
Примеры элементов внутренней перелинковки:
Оптимизация контента на сайте
Согласно заявления Google, контент — один из трёх факторов, которые формируют рейтинг сайта.
Качественный контент создаётся с учётом потребностей поисковых роботов, но в первую очередь ― для людей. Контент включает в себя всё, чем наполняется сайт: текст, картинки, видео и аудио, анимация, другие форматы.
В данном разделе будем преимущественно говорить о тексте.
Конечно, при создании контента необходимо ориентироваться на собранную семантику, однако ключевые слова не являются единственным мерилом успешности в продвижении.
В первую очередь ключевые слова помогают поисковым роботам в определении тематики контента и его соответствии тем или иным поисковым запросам. Помимо ключевых слов для поисковой системы имеют значение микроразметка, title, заголовки h1-h6, списки и другие SEO-теги.
В остальном качество контента определяется людьми. Написанный текст должен вызывать у читателей эмоцию, доверие, а также желание поделиться им с другими.
Основные требования, которым должен соответствовать качественный контент:
Оптимизация юзабилити
Юзабилити сайта ― удобство использования веб-ресурса посетителями.
Важно не только нахождение пользователя на сайте, но и то, каким образом он взаимодействует с ним, как долго останется на нём и получит ли ответ на свой запрос.
Юзабилити формируют следующие элементы:
SEO-специалисты часто недооценивают роль юзабилити в продвижении сайта. Однако данная составляющая напрямую влияет на поведенческие факторы, которые в свою очередь являются фактором ранжирования. Поэтому стоит направлять усилия на создание удобных сайтов с логичной навигацией и полезным контентом.
Оптимизация коммерческих факторов
Коммерческие факторы — это те характеристики, которые делают сайт удобным для оформления заказа и формируют доверие покупателей к сайту в целом.
Коммерческих факторов много, из них можно выделить следующие ключевые:
Внешняя оптимизация сайта
Представляет собой комплекс действий, направленных на увеличение позиций сайта в поисковой выдаче путём получения ссылок на продвигаемый ресурс с других сайтов ― блогов, форумов, СМИ, других интернет-площадок — и тем самым формируя ссылочный профиль сайта.
В идеальном представлении поисковой системы владельцы сайта ссылаются друг на друга, предоставляя пользователям интересную и полезную, по их мнению, информацию с других ресурсов.
Эти ссылки — рекомендация для пользователя и сигнал для поисковой системы, что сайт, на который ссылаются, имеет определённую пользу и его следует учитывать при ранжировании.
Чем больше авторитетных ресурсов ссылается на сайт, тем больше доверия он заслуживает — и тем выше он отображается в выдаче.
Чтобы перевести эти сигналы в математическую плоскость и дать возможность алгоритму корректно оценить рейтинг сайта на основании внешних ссылок, ввели понятие веса ссылки. Каждой ссылке поисковая система присваивает вес ― показатель значимости, который зависит от различных факторов, но в первую очередь от авторитетности ресурса, на котором она размещена.
Сайт-донор — ресурс, на котором размещена ссылка, — передаёт часть своего веса сайту-акцептору — ресурсу, на который ссылаются, — что в свою очередь учитывается поисковой системой при ранжировании.
Процесс наращивания ссылочного профиля сайта называется линкбилдинг. Этим направлением занимаются как широкопрофильные специалисты, так и узконаправленные ― линкбилдеры.
Итак, мы рассмотрели, как работает поисковая оптимизация, — переходим к разбору профессии SEO-специалиста и перечню шагов, которые помогут стать таким специалистом с нуля.
Методы линкбилдинга
SEO-специалист: чем занимается, сколько зарабатывает
SEO-специалист занимается продвижением сайтов в поисковых системах и выводит их в лидеры поисковой выдачи по соответствующим запросам.
Разновидности названий таких специалистов — сеошник, SEO-оптимизатор, специалист по продвижению в поисковых системах, специалист по поисковому продвижению сайтов.
К преимуществам профессии можно отнести:
Навыки и качества, которыми должен обладать SEO-специалист
Специалист по поисковому продвижению сайтов выполняет следующие задачи:
К личностным качествам сеошника можно отнести следующие:
SEO-специалистом может стать любой человек — вне зависимости от образования или профессии. На SEO-оптимизаторов переучиваются веб-мастера, SEO-копирайтеры и такие, не связанные с IT-сферой специалисты, как юристы, бухгалтера, учителя, филологи и другие.
Зарплаты SEO-специалистов
Доход отличается в зависимости от уровня специалиста, региона и направления, в котором занят SEO-специалист.
Помощник SEO-специалиста может получать в месяц от 25 до 40 тысяч рублей.
SEO-специалист — от 50 до 120 тысяч рублей в зависимости от количества успешных проектов. Зарплата может состоять из оклада и бонусов за выполненные KPI.
Руководитель SEO-отдела может получать от 80 до 200 тысяч рублей в зависимости от количества человек в отделе. Зарплата также состоит из оклада и бонусов за выполненные отделом KPI.
Подробнее о зарплатах SEO-специалистов можно почитать тут, а о зарплатах линкбилдеров — здесь.
Что должен уметь SEO-специалист: обязанности, навыки, стоимость услуг
Если ваш сайт никак не выйдет в топ, на него идет мало трафика, да и заявок от пользователей недостаточно — вам явно нужны услуги SEO-специалиста.
Кто такой SEO-специалист
SEO-специалист — это человек, который продвигает сайты в поисковых системах. Результатом продвижения может быть:
Это если кратко и технически. Но одного технического продвижения недостаточно. Нельзя ориентироваться только на поисковые системы и забывать про пользователей — тех самых, которые пройдут на сайт, чтобы ознакомиться с вашим бизнесом и совершить целевое действие. А значит, хороший SEO-специалист по продвижению сайтов должен работать и для тех, и для других.
Как отличить хорошего специалиста от… не очень хорошего
Итак, можно сделать вывод, что хороший SEO-специалист — всегда немного больше, чем обычный «сеошник». Это и интернет-маркетолог, и копирайтер, и продажник. Он владеет всеми профессиональными навыками и инструментами SEO, при этом делает сайты удобными для пользователей. Комбо!
Должностные обязанности SEO-специалиста
Пример отчета по позициям
В этом и заключается работа SEO-специалиста. Теперь посмотрим, какими конкретно навыками он должен обладать, чтобы все это делать.
Навыки специалиста по SEO-продвижению
Мы разделим их на обязательные профессиональные (hard skills) и личностные (soft skills).
Профессиональные навыки, или Hard skills
Хороший специалист выглядит примерно так
Личные качества, или Soft skills
Зарплата SEO-специалиста
Стоимость услуг SEO-специалиста зависит от многих факторов. Кроме тех навыков, о которых мы уже упомянули, зарплата рассчитывается, исходя из следующих параметров.
Формат сотрудничества. Если вы берете человека в штат и назначаете ему оклад — это одно. Если находите частного SEO-специалиста — другое: можно договориться и на почасовую оплату, и на фиксированную сумму в месяц.
На «Яндекс.Услугах» можно найти недорогих специалистов
Стоимость часа работы SEO-специалиста также зависит от множества факторов и составляет от 500 до 2000 рублей в час.
Если выбираете услуги SEO-агентства, в стоимость закладываются работа целой команды специалистов, гарантии результата и работа по четким KPI. Продвижение сайта от частного SEO-специалиста зачастую не обещает таких результатов, как агентство.
Опыт работы. Новичок может получать немного, от 20-30 тысяч рублей в регионах. В вакансиях помощника SEO-специалиста оплата и того меньше. У специалиста уровня «миддл» это уже 40-50 тысяч и более, у «сеньора» — от 70 тысяч и до бесконечности.
От 120 000 на руки — вполне реально
Регион. Рядовой специалист со средним спектром обязанностей может получать в условной Казани от 25 000 до 50 000 рублей:
Стандартные требования к специалисту
Оплата услуг SEO-специалиста в Москве уже совсем другая:
Квалификация. В российских вузах профессии SEO-специалиста не обучают. А значит, подтвердить квалификацию дипломом не получится. Большинство отечественных специалистов — самоучки, которые вошли в профессию с нуля и достигли определенного мастерства за годы работы.
Пожалуй, единственная возможность подтвердить квалификацию — это сертификаты. Google и «Яндекс» сертифицируют специалистов по умению работать с «Яндекс.Метрикой» и Google Analytics. Известные агентства тоже выдают сертификаты: Calltouch, например, сертифицирует знания в сферах коллтрекинга и сквозной аналитики.
Сертификаты агентства «Кокос»
Надеемся, этот материал был вам полезным. Удачи в поисках хорошего специалиста!