что нужно знать работнику банка
Что нужно знать для работы в банке
Банковским работникам не нужно обладать знаниями иностранных языков или иметь диплом об окончании самого лучшего учебного заведения. Им просто необходимо иметь правильную мотивацию.
Профессиональные качества у сотрудника банка определяются поэтапно, в процессе работы. Сначала он должен отправиться в отдел кадров, чтобы заполнить там анкету и пройти собеседование с руководителем. После этого, с помощью компьютерной техники в тестовой организации начинают оценивать личные характеристики кандидата.
В результате этой простой процедуры делают соответствующие выводы: подходит ли этот человек для работы в данном банковском учреждении. Затем данного претендента проверяют на наличие судимостей. При этом проводится проверка не только по отношению к нему одному, а проверяют всех его близких родственников.
Идеальный банковский работник обязательно должен брать во внимание не только интересы постоянных и внутренних клиентов, но также и внешних. Он должен осуществлять организационные процедуры совместной работы между банком и потребителем, чтобы была получена обоюдная прибыль. Таким образом, данный сотрудник должен быть в образе посредника, который может заключать сделки от лица банка с клиентами. Он в обязательном порядке все время должен увеличивать свой показатель профессионализма. Иметь амбиции и добрый настрой, а также проявлять инициативу. Он должен быть конструктивным, систематичным и уметь хорошо работать в коллективе.
У подобного работника должны быть следующие качества: целеустремленность, бесконфликтность, коммуникабельность. У него должна быть активная жизненная позиция, которая выявляется возможностью получения желаемых результатов. Работоспособность, профессиональные навыки, инициативность, отстаивание собственного мнения, умение справляться в стрессовых ситуациях, способность к обучению, а также применение новых сведений являются тоже очень важными качествами сотрудника банка.
Профессия – банковский служащий
Профессия – банковский служащий
Онлайн-интервью с заместителем директора офиса российского банка С.Д. Аветисян
КонсультантПлюс: Как начинался ваш профессиональный путь в качестве сотрудника банка? Где учились, как строилась карьера? Почему вы сделали выбор в пользу этой профессии?
Так я из телефонного центра перебралась в офис и работаю по сей день в офисе с клиентами. Сейчас занимаю должность заместителя директора офиса лидирующего банка России.
КонсультантПлюс: Как обычно проходит ваш рабочий день? Что входит в ваши обязанности? Что вам особенно нравится в вашей работе?
С.Д. Аветисян: Утром я прихожу на работу с хорошим настроением, чтобы заряжать им своих коллег и подчиненных. Это очень важно. Начинается день всегда с планерки, на которой мы обозначаем цели и задачи на день, отмечаем успешные и западающие зоны, обсуждаем какие-то сложные кейсы с целью предупреждения ошибок в работе, желаем друг другу удачного дня и расходимся по своим рабочим местам.
Есть и другие задачи. Например, обучение сотрудников. Информационные потоки настолько многочисленны и хаотичны в нашей работе, что постоянно приходится контролировать знания и умения сотрудников, учить грамотно применять их на практике.
КонсультантПлюс: Поделитесь, пожалуйста, интересным случаем из вашей работы, которым по-настоящему гордитесь.
С.Д. Аветисян: Наверное, поделюсь историей карьерного роста одного из своих подчиненных. Когда я только стала заместителем, в моем офисе был один сотрудник, который считал себя уже полностью готовым к позиции заместителя, он, мягко говоря, был в недоумении, что заместителем назначили внешнего кандидата, а не его. Отказывался от поручений, не выполнял поставленные задачи и оказывал негативное влияние на своих коллег. Когда директор приняла решение его уволить, я попросила время, чтобы найти с ним общий язык. После этого началось самое интересное: мы с ним договорились о честном соревновании с выгодными для него последствиями. Этот человек был очень непунктуальным, невнимательным и необязательным. В течение месяца он показал себя с противоположной стороны и честно выиграл в игре. Далее мы его рекомендовали заместителем в другой офис. И только будучи заместителем он узнал, что это я отстояла его перед директором. Для него это было очень важно, я получила прекрасное отношение и квалифицированного специалиста. Это очень кратко, но сама история его подготовки к новой должности тоже была очень интересной и необычной.
КонсультантПлюс: Пожалуйста, охарактеризуйте, кто такой банковский служащий: каково его предназначение, на стыке каких областей знаний находится эта профессия?
С.Д. Аветисян: Кто такой банковский служащий? Слуга народа, призванный обеспечивать финансовое благополучие каждого клиента. Каждый день мы используем знания по экономике, юриспруденции, философии, логике, риторике, менеджменту, психологии, аудиту, бухгалтерии, математике. Я вам честно скажу, не важных знаний не бывает. Создать первое и самое главное впечатление можно только один раз, а люди-то разные: с одним об экономике говоришь, с другим об истории, с третьим об искусстве. Много всего нужно знать, да и процесс получения знаний непрерывный, мы продолжаем учиться, у нас есть домашние задания, своевременность решения которых крайне важна для обеспечения бесперебойной работы банка и для удовлетворения наших клиентов. К примеру, я не смогу спокойно отдыхать, понимая, что один из моих клиентов не смог решить какую-то проблему, находясь за границей, я могу поучаствовать в решении, растревожив своих коллег и в офисе, и в других подразделениях, и даже специалистов других организаций. А у него проблема может быть на несколько миллионов, и замедление может привести к срыву сделки. В своем офисе, без преувеличения, я и банкир, и юрист, и менеджер, и архитектор, и преподаватель, и психолог, и финансист, и аналитик, и еще по мере необходимости любой другой специалист.
КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими качествами, знаниями и навыками должен обладать банковский служащий, чтобы состояться в профессии? Расскажите, какова процедура отбора на эту должность? Какой опыт работы должен быть у претендента?
На собеседовании мне важно видеть честность, целеустремленность, коммуникабельность, азарт, неподдельный глубокий интерес к работе и к конкретным задачам, уважительное отношение к людям, клиентоориентированность, последовательность.
КонсультантПлюс: Насколько сегодня молодые люди заинтересованы в данной профессии, ощущаете ли вы серьезную конкуренцию и переизбыток кадров в данной области?
КонсультантПлюс: Как вы думаете, могут ли на эту должность претендовать выпускники экономических вузов, не имея серьезного опыта работы? С какой должности они чаще всего начинают работать и сколько нужно времени, чтобы получить повышение по службе?
С.Д. Аветисян: Я юрист в своем офисе (для себя, для своих подчиненных, для клиентов), поэтому постоянно приходится следить и за изменениями в банковском законодательстве, гражданском, административном. На сложные вопросы ответы, конечно, ищу в КонсультантПлюс. Умение быстро и эффективно пользоваться этой системой позволит в дальнейшем экономить время, а это крайне важно в работе, с тайм-менеджментом всегда проблем больше всего. И зачастую ответы и решения требуются в считанные секунды, минуты, тут уж не двойка на зачете грозит, а огромные финансовые потери.
КонсультантПлюс: Что бы вы могли посоветовать студентам, которые хотели бы в будущем работать в банке: чему им уделять особое внимание в период обучения, на кого ориентироваться, к чему быть готовыми и как построить успешную карьеру в этой сфере?
Специалист банковского дела: особенности профессии, обязанности, требования, где учиться
Содержание:
Сложно встретить россиянина, который не хотел бы работать в банке. Но реализовать такое стремление удается далеко не всем. Обязательным условием для этого становится получение профессии специалиста в банковском деле. Даже окончание среднего специального учебного заведения практически гарантирует беспроблемное трудоустройство. А при наличии высшего образования открываются серьезные перспективы – как в плане заработка, так и карьеры.
Должностные обязанности
Банковский сектор выступает важной частью экономики. Характерной для России особенностью становится серьезное участие в нем государства. Это повышает статус профессии и минимизирует любые сопутствующие риски.
Важной особенностью специалистов банковского дела становится разнообразие выполняемых функций. Работники банка могут занимать следующие должности с абсолютно разным набором обязанностей:
Приведенный список далеко не исчерпывает перечень необходимых для эффективной работы банка специалистов. Поэтому обучение банковскому делу предусматривает не только базовую подготовку по общим теоретическим вопросам, но и изучение узкоспециализированных учебных дисциплин.
Требования к специалисту
Главным требованием к сотруднику банка, независимо от занимаемой должности, становится умение работать с информацией, прежде всего числовыми данными. Другими немаловажными условиями для успешной работы становятся следующие профессиональные навыки:
На первый взгляд, приведенный список требований традиционен и применим к любой профессии. На практике отсутствие любого из перечисленных выше навыков негативно влияет на эффективность работы банковского сотрудника.
Порядок обучения
Для получения базовой подготовки по специальности «Банковское дело» достаточно закончить колледж. Сегодня в России работает немало ссузов, предоставляющих такую возможность. Поступление в колледж происходит после 9 или 11 класса, причем без экзаменов, то есть по среднему баллу аттестата. Другим важным плюсом такого подхода к получению профессии становится возможность официального трудоустройства уже в 18–19 лет. Это открывает серьезные карьерные перспективы, а также дает возможность начать полностью самостоятельную жизнь.
При выборе колледжа следует учитывать множество критериев – от стоимости обучения до престижности ссуза. В числе немаловажных и желательных параметров – работа при вузе. В этом случае у абитуриента появляется несколько дополнительных преимуществ. Например, более высокий уровень подготовки, которая ведется преподавателями института. Или льготы при поступлении в вуз.
Тем более сегодня многие самые престижные столичные университеты и институты имеют собственные колледжи, например, КМЭПТ при ИМЭС. Также возможно обучение дистанционно, что делает поступление еще более доступным. Главное – серьезно и ответственно подойти к выбору среднего специального учебного заведения, так как качественное образование выступает одним из обязательных требований для успешной последующей работы по профессии.
Возможности трудоустройства, плюсы и минусы профессии
Не следует думать, что специалист в банковском деле обязан работать в банке. Универсальность и разносторонность профессии позволяют трудоустроиться в самых разных местах. В числе самых типичных:
Огромные возможности в плане трудоустройства – одно из главных достоинств профессии банкира. Другими плюсами такого выбора становятся:
Основным недостатком профессии выступает высокий уровень ответственности. Он тем выше, чем выше занимаемая специалистом должность. Также в качестве минуса следует отметить серьезную конкуренцию, характерную как для банковской сферы в целом, так и для работы внутри конкретной организации.
Как я устроился на первую официальную работу в банк, а потом никак не мог уволиться
Я студент юрфака, полтора месяца назад я работал в банке — не буду говорить, в каком. К слову, это была моя первая официальная работа на позиции менеджера. Но фактически выполнял функции курьера, который встречается с клиентами и заполняет документы.
Я сразу понял, что что-то здесь не так, когда мой рабочий день выходил свыше 10+ часов. К тому же, он мог начаться как в 10.00, так и в 12.00, график ненормированный, все зависит от времени встречи и как долго добираться до места. Я быстро понял что это явно не мое. Не то чтобы я не люблю работать, но я не видел смысла выполнять рутинную работу с фактической зарплатой в день 1000 рублей (30 000 рублей в месяц до вычета налогов), при этом нужно еще и поесть в течение дня на сумму около 200-350 рублей.
В первый раз, когда я сообщил о намерении уйти, меня уверили что «ситуация сложная, дальше все будет хорошо». Однако, смотря на своих коллег, которые работали около или даже больше года, я понял что ничего не изменится, да и к чему ждать?
По закону я мог уйти за 3 дня (ч. 4 ст. 71 ТК РФ: если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня), однако было две проблемы:
Мне сразу дали понять что мне нужно будет отработать две недели, чего я очень не хотел чисто из принципа. Когда я сказал что хочу уйти через 3 дня, как по закону, на меня дружно «обиделись и надули губки»: «мы с тобой как человеком, а ты?» и так далее. К слову, в тот день я ушел с работы примерно в 21.00, а это была пятница. В конце рабочего дня, независимо где ты находишься, ты должен вернуться в банк и заняться документами — отсканировать, поставить печати и прочее.
Вариантов оказалось немного:
Я отработал две недели в обычном режиме, за пару дней до ухода мне дали заявление об увольнении, я подписал. В последний день получил трудовую книжку, и на карту упала зарплата.
На этом история закончилась, но теперь боюсь представить, что меня ждет в других компаниях. Закончу свой рассказ постаревшим мемом 2007 года: «Работать в нашем банке — большая честь».
Читатели пишут. Здесь делятся опытом и рассказывают свои финансовые истории
Записки банковского сотрудника: за что я люблю свою работу
У многих банки ассоциируются с деньгами, кредитами и вкладами. Для кого-то это возможности, для других – комфорт, для третьих – обязательства. Предлагаю посмотреть на банк моими глазами: рассказываю о плюсах и минусах своей работы.
Какие ассоциации возникают у вас со словом «банк»? Для меня это интересные задачи, стимул для развития, дружба, взаимовыручка, команда единомышленников, профессионализм и знания которых восхищают и мотивируют.
Это целый мир, неотъемлемая часть моей жизни. Почти десять лет я работаю в банковской сфере, и в этой статье расскажу об этом подробнее.
Работа в контакт-центре
Мой путь начинался с работы в контакт-центре крупного федерального банка. Работу нашла по объявлению в качестве временного варианта, но в итоге задержалась на должности специалиста отдела телемаркетинга почти на год. За это время я приобрела бесценный опыт и знания, которые стали толчком для моего дальнейшего развития.
Какие навыки и качества развивает работа в call-центре
Согласитесь, способность сохранять хладнокровие в любой непонятной ситуации – один из важнейших навыков для человека, вне зависимости от сферы деятельности.
Бывает, звонят с предложением от какой-нибудь организации, а в ответ на возражение озвучивают стандартную фразу, не вникая в смысл сказанного вами. Скорее всего, на линии новичок, ведь гуру телемаркетинга знают, как важно слышать клиента – только так можно понять его потребности и подобрать подходящее предложение, невзирая на первую реакцию.
Этому обучают на тренингах, этому учишься сам в процессе работы. Весь трудовой процесс строится на переговорах с клиентами. Их много, они разные, и к каждому нужно найти подход.
Полученными знаниями пользуюсь по сей день – и в жизни, и в работе.
Так я объединила комплекс разных навыков: быстро читать, анализировать, находить информацию, вычленять из объемных текстов нужные фрагменты и т.д.
Когда я работала на Горячей линии, телекоммуникационные системы были далеки от идеала – часто соединение с собеседником происходило секунд за 30 до того, как на экране появлялась карточка с данными клиента. А ведь первое, что было необходимо – убедиться, что это именно он. Приходилось проявлять находчивость, чтобы диалог не закончился, толком и не начавшись.
Иногда после такого зависания оказывалось, что у клиента редкие или нетипичные для твоего региона проживания имя и отчество. Например, однажды я разговаривала с Ракетой Герóиновной.
Алгоритм был примерно такой: начинаешь разговор, не зная, как обращаться к клиенту –> читаешь ФИО –> судорожно соображаешь, куда поставить ударение и т. д.
В связи с этим случались курьезы. Сидящая за соседним столом коллега случайно назвала Валерия Рафиковича, действующего клиента банка, Валерием Раковичем. От растерянности она засмеялась и не нашла ничего лучшего, как сбросить звонок. Ситуация, конечно, неловкая: человеку позвонили, исковеркали отчество, посмеялись и отключились.
Валерий Рафикович, если вдруг вы это читаете, знайте: Оксане было очень стыдно!
Плюсы
Помимо получения целого арсенала знаний и опыта, существует еще несколько плюсов работы в контакт-центре, характерных и для других подразделений банка:
Еще один плюс работы с клиентами по телефону – отсутствие строгого дресс-кода. Практически для всех специалистов, за исключением сотрудников отделений банка, допустим стиль кэжуал.
Минусы
Из минусов я бы выделила, в основном, моменты, к которым просто нужно привыкнуть:
Самоконтроль и дисциплина – маст-хэв для сотрудника call-центра.
О смене деятельности заставили задуматься проблемы со здоровьем (от длительных разговоров начал пропадать голос). Далеко ходить не пришлось – на внутреннем портале банка я нашла идеальную для себя вакансию скриптолога.
Отличный вариант купить жилье с низкой процентной ставкой и минимальными переплатами – оформить ипотеку в Совкомбанке. Банк поможет воспользоваться государственными программами – субсидиями на покупку строящегося жилья, маткапиталом для первоначального взноса, дает кредит пенсионерам и тем, кто только недавно начал официально работать. Заполните заявку на ипотеку с низким процентом, и специалист подробно расскажет вам об условиях.
Кто такой скриптолог
Скриптолог – это специалист по разработке сценариев разговоров, которые включают алгоритмы и речевые модули.
Несмотря на несоответствие требованиям (я – экономист, а не филолог), все-таки решила выполнить тестовое задание. Предыдущий опыт в молодежной журналистике, навыки, полученные в контакт-центре, и, конечно, находчивость и смекалка помогли мне успешно справиться с редактурой предложенных текстов и структурированием информации.
В итоге меня приняли. За годы работы из-под моего пера вышли сотни скриптов для специалистов, письменных ответов на жалобы и претензии клиентов, более тысячи вариантов ответов на вопросы и возражения клиентов.
Вспоминаю это время с огромной теплотой. Тогда я нашла свое призвание, единомышленников, ресурсы для личного и профессионального роста.
Особенности работы скриптологом
Если вы не любите работать с текстом, то эта работа точно вам не подходит.
Важно понимать, о чем пишешь, поэтому все новые процедуры работы с клиентами запускаются с твоим участием. Чувствуешь себя звеном цепи, частью команды, работающей на общий результат.
Плоды труда скриптолога – это инструменты для сотрудников, работающих с клиентами напрямую. Если скрипты неинформативны, сложны для понимания, неубедительны, это скажется на финансовых показателях всего банка.
Если что-то меняется в законодательстве или продуктах банка, скриптолог должен быстро оценить, как это может отразиться на материалах для сотрудников, и оперативно внести необходимые корректировки.
Работа в отделе маркетинга
Не буду вдаваться в подробности своего перехода в отдел маркетинга, скажу лишь, что со временем это позволило мне дважды шагнуть вверх по карьерной лестнице, а также развить навыки создания рекламных текстов и качества отличного менеджера.
Ни одна кампания в дистанционных каналах (телемаркетинг, рассылка email, информирование в интернет-банке или платежных терминалах) не запускалась без моего участия. В составе команды я занималась проработкой организационных вопросов и подготовкой носителей.
Эмоциональная нагрузка, высокие темпы работы, взаимодействие с десятками людей каждый день – это интересно, но в то же время изматывает. А если добавить к перечисленному регулярные переработки до глубокой ночи, станет понятно, почему это осталось в прошлом.
Плюсы и минусы работы в Совкомбанке
На протяжении рассказа я не упоминала банки, в которых работала. Считаю это неэтичным и не имеющим значения. На данный момент я работаю старшим копирайтером, пишу статьи и обзоры для блога Совкомбанка.
Плюсы моей работы
Существенный минус в моей текущей работе только один, и он абсолютно субъективен – это оторванность от процессов. Я привыкла к постоянным переговорам, движению, и мне немного этого не хватает. С другой стороны, можно с головой погрузиться в каждую задачу, практически не отвлекаясь на другие вопросы, – это уже плюс.
Если вам приглянулась какая-то вакансия в Совкомбанке – дерзайте. Здесь ценят и уважают сотрудников, и мы по-настоящему гордимся своей работой.