что нужно знать программисту javascript
10 вещей, которые стоит знать каждому JavaScript-разработчику
Недавно на Reddit появился вопрос о том, какие 10 вещей должен знать каждый, кто претендует на должность серьезного JavaScript разработчика.
Мы публикуем перевод лучшего ответа, автор которого привел емкую и краткую подборку первостепенных знаний JavaScript-разработчика.
Память
Если вы не имеете представления об использовании памяти, можете считать, что вы не владеете языком по-настоящему. Это самый важный пункт, на который нельзя не обратить особое внимание.
Архитектура
Вам не обязательно быть экспертом в этом деле, но если вы не в состоянии сложить кусочки паззла в единое целое, не нагромождая множество тяжеловесных слоев из всевозможных инструментов, то вы просто самозванец. Никого не впечатлит, если вы ожидаете, что IDE сделает за вас всю грязную работу.
Обычно разработчики бегут от использования DOM, прячась за слоями абстракции и другим никому не нужным фарсом. QuerySelector-ы — хорошая штука, но они более чем две тысячи раз медленнее стандартных методов DOM. Эти методы очень просты, но требуют осторожного обращения.
Node.js
Если вы претендуете на звание серьезного разработчика, то должны иметь четкое представление о работе с файловой системой.
Синхронизация и асинхронные операции’
События, таймеры, запросы асинхронны и существуют одновременно и в Node, и в браузере. Вы должны понимать принцип работы с коллбэками и промисами.
Удобство
Взаимодействие с элементами интерфейса, реализуемое стандартными средствами JavaScript, может накладывать определенные ограничения. Серьезный разработчик должен быть знаком с WCAG 2.0 и знать, как работать в рамках его рекомендаций.
Безопасность
Вам следует иметь по крайней мере минимальное представление о приватности, нарушениях безопасности и контроле над ней. Не обязательно быть сертифицированным специалистом по безопасности информационных систем, достаточно следовать общепринятым рекомендациям и избегать очевидных ошибок. Если вы не способны на это, вам определенно не стоит считать себя профессионалом.
Структуры данных
Вы должны понимать, как наиболее рационально организуются данные, предоставляя максимально быструю работу с ними без ущерба для чистоты кода. Этим вещам учат со школьной скамьи, закладывая фундамент, подкрепляемый реальным опытом на протяжении всей дальнейшей карьеры разработчика.
Представление и семантика
Вам определенно необходимо иметь базовое понимание того, как правильно организовать визуальное представление контента, видимого пользователем. Этот навык приобретается с опытом. Вы можете считать, что нет ничего проще HTML и CSS, но уверяю вас, вы заблуждаетесь.
Знать, как избежать говнокода
Многие разработчики нуждаются в многолетнем опыте, прежде чем смогут чувствовать себя уверенно. А некоторые пытаются подделать это чувство уверенности. Не будьте самозванцем, потому что всем это видно. Уповая на кучу абстракций, инструментов, IDE, компиляторов и прочей мишуры, вы лишь потопите в них свое приложение и доставите множество хлопот своим коллегам. Если вы не уверены в себе, будьте по крайней мере честны перед самим собой и постарайтесь найти хорошего ментора или примите участие в разработке проекта с открытым исходным кодом в свободное от работы время.
10 вещей, которые надо знать, чтобы стать мастером JavaScript
Jan 10, 2019 · 5 min read
Полагаю, вы веб-разработчик. Надеюсь, ваши дела идут хорошо, у вас отличная работа, возможно вы работаете на себя или в качестве фрилансера. Будущее этой сферы выглядит многообещающе. Может быть, вы только начинаете свою карьеру разработчика, а может быть, вы работаете уже многие годы. Какими бы навыками JavaScript вы ни обладали, всегда полезно освежить некоторые знания или изучить что-то новое. Ниже представлены 10 вещей, которые вы обязательно должны знать, чтобы считаться мастером JavaScript.
1. Поток команд
Пожалуй, это базовый пункт в э том списке. И один из важнейших, может быть, даже и самый важный. Если вы не знаете, как работает код, вам придется очень тяжело.Поэтому знание базового потока команд просто необходимо.
2. Устранение ошибок
Это заняло у меня немало времени. Не важно, работаете вы с front-end или back-end, первый год работы вы всегда будете пользоваться console.log или console.error для “устранения” ошибок. Для того, чтобы писать качественные приложения, вам нужно избавиться от этой привычки, и вместо использования ленивых логов устранять ошибки правильно. Разберитесь, как написать свой собственный конструктор Error, как правильно находить ошибки, а также как показывать пользователю, в чем проблема.
3. Модели данных
Постоянно просматривая ваш код, вы должны решать, когда стоит объединить определённые блоки информации, а когда этого делать не нужно. Это применимо не только к созданию моделей данных, но также функций, параметров, объектов или переменных. Например:
4. Асинхронность
Это очень важный аспект JavaScript. Вызываете ли вы данные из back-end или асинхронно выполняете запросы в сам back-end, в любом случае вы столкнетесь с асинхронностью и связанными с ней проблемами. Если вы не знаете, что такое асинхронность, вы столкнетесь со странной ошибкой, которую будете пытаться решить пару часов. Если вы знаете, что это, но не знаете, что с этим делать, вы попадете в ад обратных вызовов. Лучше в ваших приложениях использовать промисы и/или async await.
5. Управление DOM
6. Node.js / Express
Даже front-end разработчики должны знать азы node.js. Хорошо, если вы также будете знать, как запустить простой сервер Express, добавить новые маршруты или изменить существующие. JavaScript хорошо подходит для написания скриптов, которые помогут в автоматизации выполнения задач. Таким образом, зная, как читать файлы и работать с путями к файлу и буферами, вы получите набор инструментов для создания чего угодно.
7. Функциональный подход
Спорам между любителями функционального и объектно-ориентированного программирования нет конца. С помощью обоих подходов вы можете достичь одних и тех же целей. А JavaScript всё упрощает, так как объединяет оба этих подхода. Библиотеки вроде lodash предоставляют вам отличный набор средств для создания приложений при помощи функционального подхода. Сейчас вам даже не придется использовать какие-то внешние библиотеки. Многие наиболее важные функции были внедрены в официальных версиях JavaScript. Вам обязательно нужно научиться использовать map `reduce` filter `forEach` и `find`.
8. Объектно-ориентированный подход
Вам также стоит познакомиться и с объектно-ориентированным JavaScript, если вы хотите полностью освоить его. Долгое время в работе я пренебрегал этой частью, и всегда находил обходные пути. Но иногда действительно стоит применять объекты/классы и экземпляры, чтобы использовать определенные функции. Классы широко используются в React, MobX и пользовательских конструкторах.
9. Front-end фреймворк
React.js, Angular и Vue.js составляют “большое трио”. Если сейчас поискать вакансии, практически в каждой из них будет требоваться знания чего-то из этого. Несмотря на то, что они быстро изменяются, важно понимать основную суть этих библиотек и фреймворков, чтобы понимать, как работают приложения. К тому же, с их помощью легче писать приложения. Если вы ещё не выбрали, что изучать, я советую React.js. Последние пару лет я работаю с этой библиотекой, и ни разу не пожалел об этом.
10. Объединение / транспиляция
К сожалению, это большая часть разработки приложений. С одной стороны, мне не стоит говорить “к сожалению”, потому что здорово иметь возможность писать код, используя все новые функции. С другой стороны, я так говорю, потому что всегда нужно помнить о том, что существуют старые браузеры, которые эти функции не поддерживают. Поэтому нам приходится транспилировать наш код, чтобы он обрабатывался старыми браузерами. Если вы работает с node.js, то прибегаете к транспиляции реже. Для транспиляции обычно используют babel.js, изучите его. Для объединения кода и связи всех частей между собой существует пара способов. Раньше наиболее распространенным был Webpack. Но некоторое время назад откуда ни возьмись появился parcel, на данный момент мне он нравится больше. Пусть он и не идеален, но он эффективнее и проще в настройке, чем Webpack.
Бонус: Регулярные выражения
Это не относится конкретно к JavaScript, но всё же очень полезно, хоть и сложно. Изучение синтаксиса регулярных выражений, определённо, займет у вас некоторое время, а запомнить все варианты просто невозможно.
Тестирование
Тестирование — это действительно очень важная часть разработки приложений, в том числе и в JavaScript. При написание кода, прежде чем запустить функцию, вы (в идеале) должны провести тестирование, пусть даже и ручное. Лучше будет применять автоматическое тестирование. Существуют разные типы тестов: модульное, сквозное, нагрузочное тестирование, проверки безопасности и front-end (например, подключен компонент или нет). Также есть множество различных тестовых сред: enzyme, jasmine, mocha, chai, и т.д. Сейчас мне больше всего нравится ava.js, советую изучить её, если вы до этого не работали с автоматическим тестированием.
Надеюсь, вы итак уже знаете всё, о чем я написал. Если нет, поработайте над этим и постарайтесь стать мастером JavaScript! Это действительно стоит того. Помните, что в программировании самое главное — это практика. Поэтому если вы не знакомы с какими-то из описанных тем, или знакомы только в теории, восполните пробелы. Это пригодится вам в будущем.
Руководство по JavaScript, часть 1: первая программа, особенности языка, стандарты
Недавно мы провели опрос, посвящённый целесообразности перевода этого руководства по JavaScript. Как оказалось, около 90% проголосовавших отнеслись к данной идее положительно. Поэтому сегодня публикуем первую часть перевода.
Это руководство, по замыслу автора, рассчитано на тех, кто уже немного знаком JavaScript и хочет привести свои знания в порядок а также узнать о языке что-то новое. Мы решили немного расширить аудиторию этого материала, включить в неё тех, кто совершенно ничего не знает о JS, и начать его с написания нескольких вариантов «Hello, world!».
Hello, world!
Программа, которую по традиции называют «Hello, world!», очень проста. Она выводит куда-либо фразу «Hello, world!», или другую подобную, средствами некоего языка.
JavaScript — это язык, программы на котором можно выполнять в разных средах. В нашем случае речь идёт о браузерах и о серверной платформе Node.js. Если до сих пор вы не написали ни строчки кода на JS и читаете этот текст в браузере, на настольном компьютере, это значит, что вы буквально в считанных секундах от своей первой JavaScript-программы.
Этот текст можно ввести с клавиатуры, можно скопировать и вставить его в консоль. Результат будет одним и тем же, но, если вы учитесь программировать, рекомендуется вводить тексты программ самостоятельно, а не копировать их.
Первая программа в консоли браузера — вывод сообщения в консоль
Ещё один вариант браузерного «Hello, world!» заключается в выводе окна с сообщением. Делается это так:
Вот результат выполнения этой программы.
Вывод сообщения в окне
Обратите внимание на то, что панель инструментов разработчика расположена теперь в нижней части экрана. Менять её расположение можно, воспользовавшись меню с тремя точками в её заголовке и выбирая соответствующую пиктограмму. Там же можно найти и кнопку для закрытия этой панели.
Инструменты разработчика, и, в том числе, консоль, имеются и в других браузерах. Консоль хороша тем, что она, когда вы пользуетесь браузером, всегда под рукой.
12 концепций JavaScript, о которых нужно знать
JavaScript — это сложный язык. Если вы, на любом уровне, занимаетесь JavaScript-разработкой, это значит, что вам жизненно необходимо понимать базовые концепции этого языка. В материале, перевод которого мы сегодня публикуем, рассмотрены 12 важнейших концепций JavaScript. Конечно, JavaScript-разработчику нужно знать гораздо больше, но без того, о чём мы будем сегодня говорить, ему точно не обойтись.
1. Переменные, хранящие значения и ссылки
Понимание того, как именно в JavaScript назначаются значения переменных крайне важно для тех, кто хочет писать правильно работающий код. Непонимание этого механизма ведёт к написанию программ, в которых значения переменных могут непреднамеренно меняться.
Теперь рассмотрим пример работы с объектами.
2. Замыкания
Это был очень простой пример. Если же рассмотреть нечто, более близкое к реальному миру, то можно представить себе, например, функцию для подключения к некоему API (назовём её apiConnect() ), которой, при первом её вызове, передаётся ключ доступа к API. Эта функция, в свою очередь, возвращает объект, содержащий несколько методов, которые пользуются переданным apiConnect() ключом доступа к API. При этом ключ хранится в замыкании и при вызове этих методов упоминать его больше не требуется.
3. Деструктурирующее присваивание
Если вы до сих пор не пользовались деструктурирующим присваиванием в JavaScript, то это пора исправить. Деструктурирующее присваивание представляет собой распространённый способ извлечения свойств объектов с использованием аккуратной синтаксической конструкции языка.
Если извлечённым свойствам нужно присвоить имена, отличающиеся от тех, которые они имеют в объекте, можно поступить так:
4. Оператор spread
5. Оператор rest
Оператор rest позволяет преобразовывать любое количество аргументов, переданных функции, в массив.
6. Методы массивов
Методы массивов часто дают разработчику удобные инструменты, позволяющие красиво решать самые разные задачи по преобразованию данных. Я иногда отвечаю на вопросы на StackOverflow. Среди них часто попадаются такие, которые посвящены чему-то вроде тех или иным способов работы с массивами объектов. Именно в таких ситуациях методы массивов особенно полезны.
Здесь мы рассмотрим несколько таких методов, объединённых по принципу их схожести друг с другом. Надо отметить, что тут я расскажу далеко не обо всех методах массивов. Найти их полный список можно на MDN (кстати, это — мой любимый справочник по JavaScript).
▍Методы map(), filter() и reduce()
Метод map() возвращает новый массив, содержащий трансформированные значения обрабатываемого массива. То, как именно они будут трансформированы, задаётся в передаваемой этому методу функции.
Метод reduce() возвращает некое значение, представляющее собой результат обработки всех элементов массива.
▍Методы find(), findIndex() и indexOf()
Метод find() возвращает первый элемент массива, соответствующий заданному критерию. Этот метод, найдя первый подходящий элемент, не продолжает поиск по массиву.
▍Методы push(), pop(), shift() и unshift()
Метод push() позволяет добавлять элементы в конец массива. Он модифицирует массив, и, после завершения работы, возвращает элемент, добавленный в массив.
Метод pop() удаляет из массива последний элемент. Он модифицирует массив и возвращает удалённый из него элемент.
Метод shift() удаляет из массива первый элемент и возвращает его. Он тоже модифицирует массив, для которого его вызывают.
Метод unshift() добавляет один или большее количество элементов в начало массива. Он, опять же, модифицирует массив. При этом, в отличие от трёх других рассмотренных здесь методов, он возвращает новую длину массива.
▍Методы slice() и splice()
Эти методы используются для модификации массива или для возврата некоей части массива.
Метод splice() меняет содержимое массива, удаляя существующие элементы или заменяя их на другие элементы. Он умеет и добавлять в массив новые элементы. Этот метод модифицирует массив.
Метод slice() возвращает неглубокую копию массива, содержащую его элементы, начиная с заданной начальной позиции и заканчивая позицией, предшествующей заданной конечной позиции. Если при его вызове задана только начальная позиция, то он вернёт весь массив, начиная с этой позиции. Этот метод не модифицирует массив. Он лишь возвращает описанную при его вызове часть этого массива.
▍Метод sort()
Метод sort() выполняет сортировку массива в соответствии с условием, заданным переданной ему функцией. Эта функция принимает два элемента массива (например, они могут быть представлены в виде параметров a и b ), и, сравнивая их, возвращает, в том случае, если элементы менять местами не надо, 0, если a нужно поставить по меньшему индексу, чем b — отрицательное число, а если b нужно поставить по меньшему индексу, чем a — положительное число.
Если вы не можете, впервые ознакомившись с этими методами, их запомнить — ничего страшного. Самое главное это то, что вы теперь знаете о том, что умеют стандартные методы массивов. Поэтому, если вы и не можете сходу вспомнить особенности того или иного метода, то, что вы о нём знаете, позволит вам быстро найти то, что нужно, в документации.
7. Генераторы
Вот генератор, рассчитанный на возврат ограниченного числа значений:
А вот генератор, рассчитанный на возврат бесконечного количества значений посредством цикла.
8. Операторы проверки равенства (==) и строгого равенства (===) значений
9. Сравнение объектов
Мне периодически приходится видеть, как новички в JS-программировании совершают одну и ту же ошибку. Они пытаются напрямую сравнивать объекты. Переменные, в которых «хранятся» объекты, содержат в себе ссылки на них, а не сами эти объекты.
Так, например, в следующем примере объекты выглядят одинаково, но при их прямом сравнении нам сообщают о том, что объекты это разные, так как каждая из переменных содержит ссылку на собственный объект и эти ссылки друг другу не равны.
При этом в следующем примере оказывается, что joe1 равно joe2 так как обе переменные хранят ссылку на один и тот же объект.
Один из методов настоящего сравнения объектов заключается в их предварительном преобразовании в формат JSON-строк. Правда, у такого подхода есть одна проблема, которая заключается в том, что в полученном строковом представлении объекта не гарантируется определённый порядок следования его свойств. Более надёжный способ сравнения объектов заключается в использовании специальной библиотеки, содержащей средства для глубокого сравнения объектов (например — это метод isEqual() библиотеки lodash).
Для того чтобы лучше разобраться с тонкостями сравнения объектов и осознать возможные последствия записи в разные переменные ссылок на одни и те же объекты, взгляните на первую концепцию JS, рассмотренную в этом материале.
10. Функции обратного вызова
Функции обратного вызова — это довольно простая концепция JavaScript, с которой у новичков иногда возникают сложности. Рассмотрим следующий пример. Здесь функция console.log (именно так — без скобок) передаётся функции myFunc() в качестве функции обратного вызова. Эта функция устанавливает таймер, по срабатыванию которого вызывается console.log() и переданная функции myFunc() строка выводится в консоль.
11. Промисы
12. Конструкция async/await
Итоги
Если то, о чём мы здесь говорили, было вам до этого незнакомо, то вы, скорее всего, хотя бы немного, но выросли над собой, прочитав эту статью. Если же вы не нашли тут ничего нового, тогда хочется надеяться, что этот материал дал вам возможность попрактиковаться и укрепить ваши знания JavaScript.
Уважаемые читатели! Какие ещё концепции JavaScript вы добавили бы в эту статью?
Основы JavaScript для начинающих разработчиков
Материал, перевод которого мы сегодня публикуем, посвящён основам JavaScript и предназначен для начинающих программистов. Его можно рассматривать и как небольшой справочник по базовым конструкциям JS. Здесь мы, в частности, поговорим о системе типов данных, о переменных, о массивах, о функциях, о прототипах объектов, и о некоторых других особенностях языка.
Примитивные типы данных
▍Числа
Арифметические операции JS работают вполне привычным образом, но надо обратить внимание на то, что оператор + может выполнять и сложение чисел, и конкатенацию строк.
▍Строки
Строки, как и другие примитивные значения, иммутабельны. Например, метод concat() не модифицирует существующую строку, а создаёт новую.
▍Логические значения
Объекты
Объекты — это динамические структуры, состоящие из пар ключ-значение. Значения могут иметь примитивные типы данных, могут быть объектами или функциями.
Объекты проще всего создавать, используя синтаксис объектных литералов:
Свойства объекта можно, в любое время, читать, добавлять, редактировать и удалять. Вот как это делается:
Объекты в языке реализованы в виде хэш-таблиц. Простую хэш-таблицу можно создать, используя команду Object.create(null) :
Для перебора всех свойств объекта можно воспользоваться командой Object.keys() :
▍Сравнение значений примитивных типов и объектов
При практической работе с примитивными значениями можно, как уже было сказано, воспринимать их как объекты, у которых есть свойства и методы, хотя объектами они не являются. Примитивные значения иммутабельны, внутренняя структура объектов может меняться.
Переменные
Если переменная объявлена за пределами какой-либо функции, её область видимости является глобальной.
Массивы
Методы массивов позволяют легко реализовывать такие структуры данных, как стеки и очереди:
Функции
Функции в JavaScript являются объектами. Функции можно назначать переменным, хранить в объектах или массивах, передавать в виде аргументов другим функциям и возвращать из других функций.
Существует три способа объявления функций:
▍Классическое объявление функции
При таком подходе к объявлению функций действуют следующие правила:
▍Функциональные выражения
При использовании функциональных выражений нужно учитывать следующее:
▍Стрелочные функции
▍Способы вызова функций
Функции можно вызывать различными способами.