что нужно знать по пожарной безопасности на предприятии
Что надо знать бизнесу о пожарной безопасности и чего ждать от пожарного инспектора
Кого касается пожарная безопасность?
Законодательством установлен круг лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (далее-ПБ). Это руководители организаций и должностные лица, лица, назначенные ответственными за обеспечение ПБ, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.
Таких ответственных должностных лиц (не считая граждан и рядовых работников) в экономике и социальной сфере около 4 миллионов человек. Не со всеми из перечисленных лиц контактируют пожарные инспектора. Но ПБ, в той или иной форме, касается всех 4 миллионов. Возникает вопрос: понимают ли все они, как соблюдать требования ПБ? Что конкретно надо делать?
Чего бизнес не понимает?
Ответственные должностные лица не понимают, что система ПБ представляет собой совокупность сложных противопожарных мероприятий: инженерно-технических, архитектурно-конструктивных, объемно-планировочных систем и средств, а также организационных методов управления противопожарным поведением людей.
ПБ является «круглосуточной» и «круглогодичной» системой. Даже на небольшом предприятии или в организации она состоит как минимум из 1200–1700 параметров. Соответственно мест и участков, где должны соблюдаться и где могут быть нарушены требования ПБ, — несколько тысяч.
Должностные лица не понимают, что для соблюдения требований ПБ им необходимо:
И многие другие работы: планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление.
Почему бизнес этого не понимает?
Первая причина. Государство не обеспечило ответственных должностных лиц стандартами и инструкциями: как эффективно и правильно выстроить противопожарную работу? Они путаются в море условий, запретов, ограничений. И не знают, с чего начинать, что является главным, что является критерием их деятельности.
Вторая причина. Если в соответствии с действующим законодательством ответственные должностные лица обязаны выявлять нарушения требований ПБ, то пожарный инспектор должен контролировать именно «выявление ими нарушений». Вместо этого пожарный инспектор сам выявляет нарушения. Этим самым он запутал должностных лиц, что от них требуется: самим выявлять нарушения или ждать, что это сделает инспектор при очередной проверке? Ответственные за ПБ лица «ждут» пожарного инспектора. И ничего не предпринимают для соблюдения требований ПБ.
Методы работы пожарного инспектора дезориентируют руководителей хозяйствующих субъектов: «Что конкретно надо делать по предупреждению пожаров и надо ли делать что-либо вообще?».
Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
Дезориентируя руководителей хозяйствующих субъектов «что конкретно надо делать. », инспектор им непонятен. Кроме этого, он использует непонятную и запутанную систему требований ПБ. Запутанную до такой степени, что в ней не могут разобраться даже пожарные специалисты. Вот их мнение:
«. совершенно нелогичной представляется ситуация, когда мощнейшие проектные институты с огромным штатом высококвалифицированных специалистов самого разного профиля способны грамотно проектировать любые уникальные объекты, но не способны обосновать принятые противопожарные мероприятия. »;
«На каком языке это написано? Отдельные перлы нужно прочитать по 6 раз, чтобы, читая седьмой раз, понять, что все равно ничего не поймешь!»
«Постоянно слышу одну и ту же фразу: «Сейчас специалист по пожарной безопасности нам это переведет»;
«Государственный пожарный надзор для меня уже давно не инструмент для достижения каких-либо целей, а скорее обезьяна с гранатой — иногда рванет там, где надо, а в основном рвет во вред нашему горемычному государству».
Непонятна логика инспектора, при которой ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от пожара, ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от штрафа. Получается замкнутый круг: не обеспечил ПБ — пожар, штраф, обеспечил ПБ — пожар, штраф.
Инспектор непонятен еще и потому, что налагает на собственника штраф, чтобы тот сохранял от пожара имущество, ему же и принадлежащее, как будто он сам этого не хочет. Непонятно, почему пожарный инспектор применяет двойное наказание: за одно и то же нарушение требований ПБ наказывает и руководителя, и юридическое лицо?
Инспектор непредсказуем. Зная сотни и тысячи требований ПБ, он сам не понимает, как их осуществить на практике. И требует от руководителя нести личную ответственность за работы, которые непосредственно не относятся к компетенции руководителя, а являются обязанностями других работников организации. Руководитель лично должен:
Разве за это должен лично отвечать руководитель? Ясно, что нет. Но руководитель читает предписание пожарного инспектора и не может понять: «Что от меня хотят? Если я должен лично отвечать за „систему“, которая обеспечивает соблюдение всех требований ПБ, то это правильно. А если я должен лично отвечать за исправность клапана мусоропровода, то правительство, по-прежнему, не только кошмарит бизнес, но и перешло к мордованию руководителей».
Непредсказуем еще потому, что при каждой новой проверке предлагает все новые и новые мероприятия, цели которых непонятны. И список таких непонятностей и непредсказуемостей можно продолжать.
Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
Чтобы не было пожара, необходимо, чтобы инспектор понимал полную картину положения дел. На самом деле выявленные инспектором нарушения — это далеко не полная картина противопожарного состояния, это менее 20 % нарушений от фактически имеющихся. Мало того что не полная картина, да еще к этому не проверяется техническая эффективность тех мер, которые предлагаются для устранения этих менее 20 % несоответствий. Очевидно, что деятельности пожарного инспектора недостаточно для того, чтобы не было пожара.
Вот поэтому в предписании пожарный инспектор пишет одно, а страна горит от другого. Если так, то и штраф бессмысленный, потому что накладывается «за одно, а горит от другого». Поэтому-то мы и говорим: «Пожарный инспектор думает, что он приходит «чтобы не было пожара». А на самом деле он приходит, чтобы написать оторванное от жизни предписание и для галочки оштрафовать. Вот мнения пожарных инспекторов и предпринимателей:
• «Вообще никак наличие органов пожарного надзора на количестве пожаров не отражается»;
• «Сейчас ИП и юрлица выполняют требования предписаний не для того, чтобы от пожаров спастись, а для того, чтобы от пожарных инспекторов спастись.
Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
Проблема в том, что пожарный инспектор требует применять экономически не обоснованные противопожарные системы и средства „где надо и где не надо“. Стоимость этих систем и средств не по карману российскому бизнесу и бюджету. Размер затрат на ПБ уже достигает 10 % стоимости гражданских зданий и 15 % стоимости промышленных и высотных зданий. Плюс немалые управленческие и эксплуатационные расходы. В целом затраты на ПБ страны достигли сотен миллиардов долларов, являются одними из самых высоких среди развитых стран. Власть все наращивает и наращивает непомерные и неэффективные затраты на ПБ. Вот мнения специалистов:
• „Пожнадзор“: в мозгах прописано это — только противопожарные мероприятия, требующие значительных материальных, денежных и физических затрат»;
• «А у меня в районе наш доблестный пожарный надзор нагнул муниципальный детский центр в общей сложности более чем на 600 тысяч рублей. И все это при наличии исправной пожарной автоматики»;
• «В большинстве случаев эти меры просто памятник неадекватности потраченных финансовых средств»;
• «Главная задача — кого-нибудь нагнуть на выполнение противопожарных работ и услуг в аффилированной компании или выполнить „политический“ заказ».
От неподъемной стоимости невозможно выполнить дорогостоящие предписания, что влечет бессмысленные и огромные штрафы: на граждан до 5000 рублей; на должностных лиц до 30000 рублей; на ИП до 50000 рублей; на юридических лиц — до 500 000 рублей. При пожаре до 1 миллиона рублей; приостановление на срок до 90 суток деятельности юридических лиц и ИП.
Появилась новая форма наказания инспектором: «Не нравится — идите в суд».
Вне зависимости от результата рассмотрения дела судом соответствующие необоснованные расходы на участие — это уже наказание. Потому что, чтобы чего-то добиться, надо «ходить по судам». А это огромные управленческие затраты.
Все эти бессмысленные расходы и бессмысленные штрафы — это выбрасывание денег на ветер. «На ветер» еще хуже, чем налоговый инспектор отбирает деньги в бюджет.
Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
«Один на один» означает, что инспектор не разъясняет, не консультирует, не предлагает приемлемое, не дает достаточный срок, он превращен в буквоеда. «Один на один» означает, что суд не поможет. Судья руководствуется той же непонятной и запутанной системой требований ПБ, что и инспектор.
«Один на один» во взаимоотношениях со страховыми компаниями означает, что они не помощники предпринимателю. Страховые компании осуществляют страхование с любыми нарушениями требований ПБ. После пожара: «В возмещении убытков вам отказываем. Вы нарушили требования ПБ», которые страховщики до пожара видели «своими глазами».
«Один на один» в контексте расследования пожаров означает, что никакой адвокат не поможет. Картину пожара фиксируют правоохранительные органы. Они часто в качестве причины пожара выдвигают мало доказанные условия возникновения огня, потому что в большинстве случаев причину их возникновения точно установить невозможно, а у следствия задача — найти и причину пожара и виновника. Но дело рассматривается исходя из того, как предварительное расследование зафиксирует картину пожара.
В рамках составленных документов работает адвокат. А поскольку в стране отсутствует экспертный бизнес, который тут же, по следам пожара, фиксирует альтернативное (от следователя) мнение по «картине» пожара и дает свою оценку причины пожара, то адвокату не к кому обратиться за альтернативным мнением.
Будущее пожарного надзора
Как складывается судьба государственного надзора контроля за соблюдением требований ПБ? Государственный надзор на стадии проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений (зона ответственности Ростехнадзора) усиливается. Т.е. количество проверок и количество принятых мер, в том числе штрафов, увеличивается.
Государственный контроль на стадии эксплуатации зданий и сооружений, контроль за организациями (зона ответственности органов Госпожнадзора МЧС РФ).
Здесь МЧС РФ внесло предложение не осуществлять контроль за небольшими организациями, если они продекларируют свою безопасность. По остальным объектам надзор МЧС РФ по-прежнему останется жестким.
Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Пожарных норм и правил так много, что их знать предпринимателю практически невозможно. «. Тогда что надо делать? Опыт показывает, что эту работу надо поручать специалистам ПБ. Сегодня на рынке много предложений по экспертным услугам в области ПБ. Первую группу экспертных услуг составляют предложения по оценке соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудиту ПБ).
Эти предложения о том, что экспертная организация показывает хозяйствующему субъекту, какие имеются у него несоответствия. Но проблема в том, что такая оценка способна показать только часть из имеющихся несоответствий и только на определенный момент времени. Через какой-то период времени она «устареет». И главное — она не является механизмом, который меняет состояние, не устраняет недостатков. Такой услуги недостаточно для соблюдения всех установленных требований ПБ.
Вторая группа экспертных услуг — это осуществление «пожарно-профилактической работы» (далее — ППР).
Когда специалист ПБ, за руководителя, выполняет его функции: формирует проекты противопожарных инструкций и приказов, осуществляет контроль за соблюдением требований ПБ, обосновывает выделение финансовых средств и т. п. За исключением «непередаваемых начальственных» функций: утверждение руководителем инструкций и приказов, принятие решений по результатам контроля за соблюдением требований ПБ, выделение руководителем финансовых средств и т. п.
Разумеется, ППР выполняет и задачи предыдущей услуги — оценки соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудита ПБ).
Имеется два варианта получения ППР
Первый — когда хозяйствующий субъект берет в качестве работника соответствующего специалиста. В одних случаях ППР выполняет специально освобожденный работник. Но тут есть проблемы. Специалист уволился — ищи нового. В других случаях такие работы выполняют специалисты, совмещая несколько функций.
Например, инженер по охране труда выполняет и работы по пожарной профилактике. Или руководитель службы безопасности осуществляет противопожарные контрольные меры.
При совместительстве, как правило, — хороший специалист в вопросах охраны труда или в вопросах охранной безопасности, но недостаточно квалифицированный в противопожарных вопросах. У многих организаций объем ППР составляет менее ежедневной восьмичасовой занятости. Но специалисты предлагают себя на полный рабочий день — то есть опасность переплаты незаработанного.
Второй вариант получения ППР.
Когда с экспертной организацией заключается договор на аутсорсинг (аренду) специалиста ПБ. Более выгодно взять в аренду специалиста, чем содержать соответствующего работника в штате. Потому что:
Другими словами, экспертная организация берет на себя выполнение всех обязанностей руководителя. Она выступает скорой пожарной помощью, консультантом, круглосуточным помощником, защитником от бюрократии чиновников, исключая ситуацию «один на один с инспектором».
Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
В связи с отсутствием общероссийских стандартов по технологии проведения ППР, хозяйствующий субъект издает приказ, который выделит (отделит, обособит) от других функций управления организацией функцию «Пожарно-профилактическая работа». Выделение ППР в самостоятельную функцию позволяет увидеть ее предмет. Это дает возможность передавать выполнение профилактических работ по приказу своему работнику или по договору арендованному специалисту (экспертной организации).
Вот что надо включить в приказ:
Пожарно-профилактическая работа — это управленческие работы, направленные на организацию соблюдения структурными подразделениями, службами и должностными лицами требований пожарной безопасности.
Лица, выполняющие пожарно-профилактическую работу, — должностные лица, структурные подразделения или экспертные организации должны знать:
Это минимально необходимый объем работ, который приглашенные специалисты ПБ разовьют и расширят (планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление и др.).
Рекомендуем заключать договор и на то, что экспертная организация «тут же», по следам пожара, осуществит техническое исследование и установление причин его возникновения. Осталось пригласить специалиста в качестве своего работника или экспертную организацию. Обсудить эти функции в качестве обязанностей, договориться о цене и заключить договор.
По мнению специалистов в западных экономиках, например в США, после пожара 44 % предприятий не могут возобновить свою деятельность и исчезают с рынка, 28 % предприятий восстанавливаются лишь в течение трех лет, и только 23 % продолжают функционировать непосредственно после пожара.
Желаем вам не гореть!
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Противопожарные инструктажи — неотъемлемая часть соблюдения правил техники безопасности и охраны труда в организации. Законодательство обязывает работодателей обучать своих сотрудников правилам пожарной безопасности (ПБ), проводя соответствующие инструктажи. Подробности мы собрали в этой статье.
Основные положения
Ответственность за организацию противопожарных инструктажей несет руководитель или собственник организации: именно это лицо должно обеспечить своих работников знаниями в области пожарной безопасности. Инструктаж может проводиться лично руководителем или же ответственными лицами, обученными и назначенными приказом руководителя. Инструктаж проводится в утвержденном законом порядке, учитывая при этом специфику организации. Подробно нормы пожарной безопасности утверждены в приказе МЧС № 645 от 12.12.2007 (ред. От 22.06.2010).
Необходимо иметь в виду, что работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарных инструктажей, обязаны пройти обучение пожарно-техническому минимуму.
Что входит в противопожарный инструктаж:
— Ознакомление работников с основными требованиями пожарной безопасности;
— Изучение работниками пожарной опасности используемых в производстве технологических процессов;
— Обучение работников правилам пользования средствами противопожарной защиты;
— Обучение работников действиям, предпринимаемым при возникновении пожара.
Кроме того, в рамках противопожарного инструктажа работники должны быть ознакомлены и с правилами надлежащего содержания территории, зданий и помещений организации, с эвакуационными путями и процессом эвакуации людей, с правилами использования открытого огня при работах, а также с правилами вызова пожарной охраны и тем, как следует применять средства пожаротушения и пожарную автоматику.
Важно, чтобы в инструктажах учитывалась специфика организации и чтобы полученные знания регулярно проверялись. Особенно пристальное внимание должно уделяться практической составляющей обучения. Именно это дает сотрудникам возможность грамотно повести себя в чрезвычайной ситуации и быстро предпринять необходимые действия.
Виды инструктажей по пожарной безопасности
Нормы ПБ разделяют противопожарные инструктажи на несколько видов:
— первичный на рабочем месте
Обратите внимание, что для фиксирования проведения инструктажей компания обязана вести журналы учета проведения инструктажей по ПБ. Согласно пунктам 9 и 10 Норм ПБ, туда вносятся соответствующие записи, подтвержденные подписями инструктируемого и инструктирующего. Помочь с оформлением документации по охране труда могут наши специалисты.
Вводный инструктаж должен проводиться со всеми без исключения принимаемыми на работу сотрудниками, несмотря на их образование и опыт работы. Также вводный инструктаж проводится с командированными в организацию работниками, с лицами, прибывшими на производственную практику или обучение, и с прочими лицами по решению работодателя.
Вводный инструктаж проводит руководитель или работник, назначенный ответственным за ПБ. Законодательство устанавливает правило, по которому вводный инструктаж должен проводиться в оборудованном помещении по программе, утвержденной приказом, а также инструктаж должен сопровождаться практической тренировкой.
Первичный инструктаж на рабочем месте также проводится со всеми вновь принятыми сотрудниками; с теми, кого перевели из одного подразделения компании в другое; с выполняющими новую для них работу; с сезонными работниками; а также со специалистами строительного профиля, выполняющими строительно-монтажные или иные работы на территории компании.
Такой инструктаж проводится лицами, ответственными за ПБ в структурных подразделениях, опять же — по утвержденным программам. Первичный инструктаж осуществляется индивидуально с каждым сотрудником, но может проводиться и с группами лиц, если они работают на однотипном оборудовании.
Повторный инструктаж проводится для всех сотрудников организации тем же лицом, что и вводный. Такой инструктаж необходим для проверки и обновления знаний правил, норм, стандартов и инструкций по пожарной безопасности.
Внеплановый инструктаж проводится, если:
— Были введены новые правила, нормы и инструкции по ПБ или же в них были внесены какие-либо изменения;
— Изменились факторы, влияющие на противопожарное состояние объекта. Например, был изменен технологических процесс производства или произошла модернизация оборудования;
— Сотрудниками были нарушены правила ПБ, что привело к пожару;
— На аналогичных производствах произошли аварии/пожары.
Также внеплановый инструктаж проводится для сотрудников, у которых случился длительный перерыв в работе (более 30 календарных дней для обычных работ и более 6 дней для работ с дополнительными требованиями).
Внеплановый инструктаж проводится лицом, назначенным приказом руководителя ответственным за ПБ в организации.
Целевой инструктаж необходим при:
— разовых работах повышенной пожароопасности;
— ликвидации последствий аварий;
— осуществлении работ с оформлением наряда-допуска, огневых работ во взрывоопасных производствах;
— проведении экскурсий, организации массовых мероприятий с обучающимися и другими лицами (заседаний, собраний с количеством участников от 50 и более человек).
Сроки проведения инструктажей
Образование в области безопасности труда должно быть систематическим и регулярным. Для этого нормами установлена периодичность проведения противопожарных инструктажей.
Повторные инструктажи по пожарной безопасности должны проводиться с периодичностью 1 раз в год для обычных организаций и 2 раза в год для предприятий, которые относятся к объектам с пожароопасным технологическим процессом/производством.
Для остальных видов инструктажей периодичность должна основываться на практических соображениях и здравом смысле. Например, очевидно, что вводный инструктаж осуществляется перед началом работы нового сотрудника, а внеплановый — при наступлении вышеупомянутых случаев.
Ответственность за отсутствие проведения инструктажей
Нарушение правил пожарной безопасности, согласно статье 20.4 КоАП РФ, влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа от 2 000 рублей для граждан и до 200 000 рублей для юридических лиц.
Непроведение инструктажей и/или отсутствие журнала учета их проведения хоть и не является грубым нарушением, однако влечет за собой дополнительные тщательные проверки госорганами, что зачастую приводит к выявлениям дополнительных нарушений, а значит — и к большим штрафам.
Не уверены, что в вашей компании все в порядке с охраной труда и техникой безопасности на производстве и в офисах? Запишитесь на консультацию к нашим специалистам: Мы обеспечим аудит охраны труда, проконсультируем по инструктажам и поможем привести документацию к нужному виду.
Пожарная безопасность: три популярных вопроса работодателей
эксперт по охране труда, научный сотрудник ВНИИ труда Минтруда России
Зачастую пожарной безопасностью в организации занимаются не профессионалы, а работники, на которых возложили эти обязанности. Поэтому возникает множество вопросов, например, как провести обучение и противопожарный инструктаж. Разберемся с экспертом
1. Кого можно назначить ответственным за пожарную безопасность?
Согласно Правилам противопожарного режима в РФ (Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479) работодатель вправе возложить ответственность за пожарную безопасность на отдельного сотрудника организации, который по своей должности и характеру работы отвечает за охрану труда.
Если в компании нет такого сотрудника и штатным расписанием не предусмотрена отдельная штатная единица, вы можете поручить эти обязанности любому сотруднику, включая руководителя организации. Для этого организуйте обучение сотрудника безопасности в специализированном учебном центре.
2. Сколько людей могут одновременно находиться на объекте защиты?
В Правилах противопожарного режима в РФ, утвержденных Постановлением № 1479, сказано, что организация обязана внести в инструкцию о мерах пожарной безопасности порядок содержания территории и зданий, мероприятия по обеспечению пожарной безопасности технологических процессов, порядок и нормы хранения и транспортировки пожаровзрывоопасных веществ и материалов и многое другое. Кроме прочего, в инструкции обязательно должно быть отражено допустимое количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты.
Этот показатель чаще всего уже обозначен в проектных документах на объект. Если такой информации нет, предельное количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте защиты, можно посчитать самостоятельно. В основе расчета должна лежать информация о количестве эвакуационных выходов. В СанПине 1.13130.2020 заложено требование в помещениях с одним выходом не допускать скопления в 50 и более человек. Если помещение находится на цокольном и подвальных этажах — не более 15 человек одновременно.
Если нет нормативных требований о максимальном количестве людей, считайте следующим образом: не менее 1 кв. м на одного человека. Используйте также результаты оценки пожарного риска, если она проводилась ранее.
Образец инструкции о мерах пожарной безопасности при проведении огневых работ можете скачать в конце статьи.
3. Как и когда проводить инструктаж по противопожарной безопасности?
Все сотрудники компании должны в обязательном порядке прослушать вводный инструктаж при приеме на работу. Периодичность, с которой работодатель проводит первичный и повторный противопожарные инструктажи, зависит от профиля организации.
Инструктажи может проводить специалист по противопожарной безопасности, если такой есть в штате, или сотрудник, на которого руководство возложило эту обязанность.
Кроме того, в обязанности руководителя входит организация обучения сотрудников пожарно-техническому минимуму. Программы обучения стандартизированы, их должен утвердить территориальный орган МЧС России (Приказ МЧС России от 12.12.2007 № 645). Существует определенная периодичность обучения. Обучение по программам пожарно-технического минимума проходят руководители, специалисты и работники организаций, которые:
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Инструкция о мерах пожарной безопасности при огневых работах 740.4 КБ