что нужно знать ответственному за пожарную безопасность
Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность
Гендиректор компании отвечает за всё, что в ней происходит. Чтобы охватить множество направлений, он набирает штат помощников, между которыми распределяет сферы надзора. Должностная инструкция ответственного за пожарную безопасность (ДИ ОПБ) – одна из форм передачи полномочий нанимателем работнику для профилактики и исключения возгораний на производственных объектах. Такая обязанность гендиректора вытекает из ст. 37 закона №69-ФЗ от 21.12.1994 о пожбезопасности. ДИ разрабатывается кадровой службой предприятия при участии инженера по ОТ и ТБ, издаётся отдельным руководством или включается в трудовой контракт со специалистом.
Образец должностной инструкции ответственного за пожарную безопасность
Памятка разработана на основе Правил противопожарного режима РФ, изложенных в постановлении Прав-ва №390 от 25.04.2012.
Общие положения
Назначение на должность ОПБ закрепляется приказом гендиректора. Перед вступлением в права претендент проходит обучение и сдаёт экзамен в объёме пожарно-технических нормативов. Подчиняется непосредственно руководителю вверенного ему объекта.
В процессе работы выполняет требования инструкции и документов о защите от огня, противодействии возгораниям. Специалист несёт личную ответственность за возникновение пожара на вверенном ему участке. На время отпуска, болезни ОПБ приказом назначается иной замещающий его сотрудник, соответствующий установленным требованиям.
Обязанности отв. лица
Основные функции специалиста: организация, руководство, контроль. Последняя задача заключается в надзоре за выполнением сотрудниками и посетителями компании противопожарного режима, соблюдением правил обращения с огнеопасными предметами. Первые две – организация обучения служащих правилам безопасного обращения с огнём и руководство практическими действиями персонала в направлении обеспечения противопожарного режима на объектах предприятия. Другие обязанности:
До приезда пожарного подразделения руководить тушением огня, удалив и опасной зоны посторонних работников. Привлекать сотрудников к спасению имущества фирмы.
Права ОПБ
Полномочия ответственного за пожбезопасность: отзывать от исполнения обязанностей лиц, не аттестованных и не умеющих пользоваться огнетушителями, инструментами для ликвидации возгораний. Представлять директору злостных нарушителей для наказания, активных помощников – к поощрению.
Специалист вправе пользоваться информацией о пожарной безопасности, поступающей от надзорных органов и по линии МЧС. Он может приостановить работы, если они производятся в нарушение правил.
Ответственность должностного сотрудника
В зависимости от тяжести проступка применяются меры дисциплинарного воздействия, наказания административные. Уголовное дело возбуждается, если нарушения привели гибели людей.
ОПБ отвечает за невыполнение предусмотренных должностной инструкцией обязанностей, нормативов и правил пожарной безопасности. Неиспользование прав, предоставленных ему по должности, наказуемо.
Комментарии к содержанию памятки
Специфика работы организаций разная, но требования по огнезащите построек и обращению с воспламеняющимися веществами едины. Это делает возможным применение универсальной формы документа, в которую вписывают название фирмы, отражают в ней специфику конкретного производства. Подобно иным ДИ, руководства для сотрудников, ответственных за состояние пожарной безопасности, учитывают подчинённость вышестоящему начальнику, замещение на период отсутствия ОПБ. Указываются действия кандидата до вступления в должность, в ходе исполнения полномочий, при возникновении пожароопасных ситуаций. Подробно излагаются основные обязанности, права сотрудника, обозначается ответственность за недобросовестное отношение к порученной работе.
Составные части руководства
Важный элемент инструкции – распоряжение о назначении ответственного лица. В нём указываются границы контролируемой сотрудником территории, перечисляются здания, сооружения, объекты социальной сферы. Структура памятки для ответственного за пожарную безопасность:
Нижняя часть последнего листа отводится для подписей разработчиков инструкции и назначенного на должность ОПБ специалиста. Разделов в ДИ может быть и больше, если это необходимо.
Кстати говоря! Должностная инструкция не нужна, если обязанности лица, ответственного за пожарную безопасность, включены в подписанный с ним трудовой договор.
Трудовые качества назначаемого инженера
Вложить в инструкцию полный перечень требований к специалисту, назначаемому на пост, как и перечислить весь комплекс обязанностей, невозможно. Поэтому предпочтение отдают грамотным, инициативным сотрудникам, имеющим опыт управления коллективом. Характеристика претендента на должность:
Специалист должен разбираться в технической документации, оформлять отчёты, представлять директору результаты анализа защищённости объектов от возгорания.
К сведению! Перечисленные характеристики сотрудника ОПБ соответствуют стандарту на специалиста по противопожарной профилактике – приказ №814н Минтруда от 28.10.2014 г.
Обязательства для работника пожарной безопасности
Должностная инструкция учитывает нормы профессионального регламента. На их основе формируются действия, направленные на профилактическую огнезащиту в компании. Часто включаемые в инструкцию обязательства:
Порядок заполнения вакансии ОПБ: определить специалиста, обучить, издать приказ об утверждении в должности, ознакомить с ДИ под роспись.
Важно! Работа с документами – ещё одна составляющая в обязанностях ответственного за пожбезопасность: разработка и анализ выполнения мероприятий, выявление причин появления огня, составление схем эвакуации, инструкций по безопасности отдельных объектов.
Права специалиста и меры наказания
Руководитель предприятия, подписывая приказ о назначении специалиста ОПБ, делегирует ему часть своих полномочий. Это помогает сотруднику, ответственному за безопасность, исполнять возложенные на него обязанности. Он вправе применять к нарушителям противопожарного режима санкции принуждения: отстранять от работы, прекращать трудовой процесс, ходатайствовать о наказании потенциального поджигателя. Недобросовестное выполнение обязанностей должностным лицом влечёт применение к нему дисциплинарных санкций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ.
Внимание! Нарушения, которые привели к тяжёлым последствиям, наказываются в административном или уголовном порядке.
Должностной инструкции присваивается учётный номер, она утверждается директором в двух экземплярах, один из них выдаётся под роспись на руки ОПБ. Другой – хранится в кадровом отделе 50 лет. Действительность ДИ продлевается каждые 12 месяцев.
Путеводитель по пожарной безопасности для специалиста по охране труда
специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Как назначить ответственного, обучить сотрудников, составить декларацию и оформить нужные документы. Читайте и скачивайте в статье «Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации»
В статье расскажем:
1. Кто занимается пожарной безопасностью
Руководители организаций непосредственно отвечают за руководство пожарной безопасностью и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Это указано в статье 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
Работодатель вправе решить самостоятельно:
Вводить отдельную должность или возложить обязанности по пожарной безопасности на другого работника? Это должен решить руководитель организации.
Вариант 1. Работодатель решил создать подразделение по пожарной безопасности
Действия и требования
Необходимо ввести в штатное расписание должности руководителя и специалистов по противопожарной профилактике, а также разработать и утвердить положение о подразделении. Такие работники должны соответствовать профессиональному стандарту «Специалист по противопожарной профилактике», утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.10.2014 № 814н, в части требований к квалификации.
Вариант 2. Работодатель решил назначить ответственного по пожарной безопасности
Действия и требования
Если руководитель организации считает целесообразным создавать службу (отдел, группу, любое другое подразделение) по пожарной безопасности, он может назначить ответственного за пожарную безопасность. Функции по пожарной безопасности можно возложить на любого сотрудника организации, в том числе и специалиста по охране труда.
Рекомендуем направить такого специалиста на обучение по пожарно-техническому минимуму для лиц, ответственных за пожарную безопасность и проведение противопожарного инструктажа, чтобы приобрести соответствующую подготовку в области пожарной безопасности.
2. Как и где обучать сотрудников по пожарной безопасности
Обучение пожарно-техническому минимуму проводят как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства:
Обучение в учебном центре в обязательном порядке проходят:
Лицам, успешно прошедшим проверку знаний, выдается квалификационное удостоверение по форме, приведенной в приложении № 5 к Методическим рекомендациям по организации обучения руководителей и работников организаций.
3. Какие документы по пожарной безопасности должны быть в организации
Конкретный перечень документов по организации пожарной безопасности, который должен быть у каждого работодателя, зависит от отраслевой направленности деятельности организации. Специфика деятельности предприятия при разработке обязательных документов проявляется в подготовке отдельных положений и актов.
Скачайте «Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации» в конце статьи — здесь вы найдете рекомендации по оформлению документов.
В конце статьи есть шпаргалка
Что учесть при разработке документов по пожарной безопасности
При составлении в организации конкретного перечня документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации и разработки документов учитывайте содержание проверочных листов МЧС России. Каждый проверочный лист МЧС России включает контроль наличия на объектах защиты пакета локальных нормативных актов, требования к ведению которых указаны в правилах противопожарного режима и в правилах по пожарной безопасности.
От того, как задокументирован любой факт работы по противопожарной профилактике, зависит не только результат проверки МЧС России, но и пожарная безопасность в организации в целом.
В каждой организации должен быть приказом назначен работник, ответственный за обеспечение пожарной безопасности, который должен вести и хранить локальные нормативные акты, своевременно их актуализировать и предъявлять проверяющим органам.
При проверках со стороны МЧС России инспектор будет контролировать, как выполняются в том числе мероприятия:
При ведении документации по пожарной безопасности учитывайте эти основные мероприятия.
Помните, вы обязаны вести локальные нормативные акты, наличие которых предусмотрено нормативными правовыми актами. Требовать документы, наличие которых предусмотрено методическими рекомендациями или ГОСТами, инспектор МЧС России не вправе.
4. Как составить декларацию о пожарной безопасности
Новая форма заявления и декларации о пожарной безопасности утверждена Приказом МЧС России от 16.03.2020 № 171.
Решение о регистрации декларации (об отказе в этом) принимается в течение 5 рабочих дней. Не позднее 3 рабочих дней зарегистрированная декларация либо уведомление об отказе направляются заявителю. Госпошлина и иная плата не взимаются. Декларацию нужно заверить печатью организации только в том случае, если она есть на предприятии и указана в уставных документах.
Что делать работодателям, у которых декларация по пожарной безопасности составлена по старой форме
Если изменений в содержащихся в декларации сведениях не произошло, декларацию заново составлять не требуется.
Потребуется составить новую декларацию, если сменился владелец предприятия или его конструктивное или функциональное назначение, если произвели капитальный ремонт, реконструкцию здания или сооружения или техническое перевооружение производства. В таких случаях потребуется заполнить заявление и декларацию по формам, приведенным в Приказе МЧС России от 16.03.2020 № 171.
Уточненную декларацию подают так же, как и декларацию, подаваемую впервые. Процедура подачи декларации бесплатна для заявителя.
Как подать декларацию по пожарной безопасности
Декларацию по пожарной безопасности подают в территориальное подразделение МЧС России в двух экземплярах. К декларации по пожарной безопасности прилагают:
Декларацию необходимо подать в течение одного года с момента ввода объекта в эксплуатацию. Ее можно составить самим, а можно заказать подрядной организации. Но подписывать и ставить печать (при наличии) будет владелец объекта.
Можно представить заявление, декларацию и приложения лично, почтой или через единый портал госуслуг.
Если в декларацию потребуется внести изменения, необходимо подать заявление на корректировку (уточнение) и саму декларацию в двух экземплярах.
Чтобы на ЕПГУ заявление приняли, его нужно подписать простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации_Контур.Школа 793.5 КБ
Вопросы пожарной безопасности в организации. Про документы, ответственных, проверки, штрафы и обучение
юрист, эксперт по охране и экономике труда, руководитель направления «Охрана труда» в Контур.Школе
Ответим на вопросы участников вебинаров Контур.Школы
Каждый месяц в Контур.Школе проходят вебинары для специалистов по охране труда. Эксперты рассказывают о требованиях закона, позициях контролирующих органов, делятся примерами из личной практики по вопросам охраны труда и смежных отраслей.
В статье разберем 5 популярных вопросов, которые поступают от участников вебинаров по пожарной безопасности. Вы узнаете:
1. Кто и на какие объекты обязан разработать декларацию пожарной безопасности, если помещение в аренде
Декларация пожарной безопасности составляется:
Если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ конкретный объект недвижимости требует проведения экспертизы проектной документации, то он попадает и под декларирование.
Декларацию разрабатывает и представляет собственник объекта защиты или лицо, владеющее им:
Если объект находится в аренде, разрабатывать и подавать декларацию должен тот, на кого — собственника здания или арендатора — возложена эта обязанность.
2. Проводить ли тренировки персонала по эвакуации людей при пожаре на микропредприятии
Если в штате организации меньше 50 сотрудников, то проводить тренировки по эвакуации людей при пожаре не нужно.
3. Кого назначить ответственным за пожарную безопасность
Назначить ответственным за пожарную безопасность можно любого сотрудника, который прошел обучение ПТМ с отрывом от производства (п. 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства от 25.04.2012 № 390). Каких-либо специальных требований к уровню образования ответственного лица в законодательстве по пожарной безопасности не установлено.
4. Какое обучение проводить для сотрудников по пожарной безопасности
Комментирует Марина Шобохонова, лектор курсов по пожарной безопасности:
1. Обязательны для всех работников организации вводный инструктаж при приеме на работу, а затем первичный и повторный противопожарные инструктажи с периодичностью, которая зависит от специфики деятельности организации.
2. Обязанность руководителя организации — организовать обучение работников пожарно-техническому минимуму по программам обучения пожарно-техническому минимуму, которые согласованы с территориальными органами МЧС России (п. 53 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645).
3. Руководители, специалисты и работники организаций, которые не связаны с взрывопожароопасным производством, проходят обучение по программам пожарно-технического минимума для руководителей и специалистов в течение месяца после приема на работу, далее — не реже одного раза в три года.
4. Руководители, специалисты и работники организаций, которые связаны с взрывопожароопасным производством, проходят обучение раз в год по программам пожарно-технического минимума для руководителей и специалистов (п. 32 Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций», утвержденных Приказом МЧС России от 12.12.2007 № 645).
Обучение пожарно-техническому минимуму проводят как с отрывом от производства, так и без отрыва от производства: с отрывом от производства означает обучение в учебном центре как очно, так и дистанционно.
Обучение в учебном центре в обязательном порядке проходят:
5. Какие документы по пожарной безопасности разработать в организации
«Конкретный перечень документов по организации пожарной безопасности, который должен быть у каждого работодателя, зависит от отраслевой направленности деятельности организации. Специфика деятельности предприятия при разработке обязательных документов проявляется в подготовке отдельных положений и актов.
При составлении перечня документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации и разработки документов учитывайте содержание проверочных листов МЧС России. Каждый проверочный лист МЧС России включает контроль наличия на объектах защиты пакета локальных нормативных актов. Требования к их ведению указаны в правилах противопожарного режима и в правилах по пожарной безопасности.
От того, как задокументирован любой факт работы по противопожарной профилактике, зависит не только результат проверки МЧС России, но и пожарная безопасность в организации в целом.
При проверках со стороны МЧС России инспектор будет контролировать, как выполняются в том числе мероприятия:
6. Как и когда проводится проверка пожарной безопасности
Как подготовиться к встрече с пожарным инспектором, какие документы подготовить и как безболезненно пройти эту процедуру — комментирует Кристина Евглевская, ведущая вебинара «Как подготовиться к проверке пожарной безопасности. Алгоритм действий»:
Скачайте примерный перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации в шпаргалке к статье.
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Перечень документации по пожарной безопасности с учетом отраслевой специфики организации_Контур.Школа 793.5 КБ
Что надо знать бизнесу о пожарной безопасности и чего ждать от пожарного инспектора
Кого касается пожарная безопасность?
Законодательством установлен круг лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (далее-ПБ). Это руководители организаций и должностные лица, лица, назначенные ответственными за обеспечение ПБ, собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, руководители федеральных органов исполнительной власти и руководители органов местного самоуправления.
Таких ответственных должностных лиц (не считая граждан и рядовых работников) в экономике и социальной сфере около 4 миллионов человек. Не со всеми из перечисленных лиц контактируют пожарные инспектора. Но ПБ, в той или иной форме, касается всех 4 миллионов. Возникает вопрос: понимают ли все они, как соблюдать требования ПБ? Что конкретно надо делать?
Чего бизнес не понимает?
Ответственные должностные лица не понимают, что система ПБ представляет собой совокупность сложных противопожарных мероприятий: инженерно-технических, архитектурно-конструктивных, объемно-планировочных систем и средств, а также организационных методов управления противопожарным поведением людей.
ПБ является «круглосуточной» и «круглогодичной» системой. Даже на небольшом предприятии или в организации она состоит как минимум из 1200–1700 параметров. Соответственно мест и участков, где должны соблюдаться и где могут быть нарушены требования ПБ, — несколько тысяч.
Должностные лица не понимают, что для соблюдения требований ПБ им необходимо:
И многие другие работы: планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление.
Почему бизнес этого не понимает?
Первая причина. Государство не обеспечило ответственных должностных лиц стандартами и инструкциями: как эффективно и правильно выстроить противопожарную работу? Они путаются в море условий, запретов, ограничений. И не знают, с чего начинать, что является главным, что является критерием их деятельности.
Вторая причина. Если в соответствии с действующим законодательством ответственные должностные лица обязаны выявлять нарушения требований ПБ, то пожарный инспектор должен контролировать именно «выявление ими нарушений». Вместо этого пожарный инспектор сам выявляет нарушения. Этим самым он запутал должностных лиц, что от них требуется: самим выявлять нарушения или ждать, что это сделает инспектор при очередной проверке? Ответственные за ПБ лица «ждут» пожарного инспектора. И ничего не предпринимают для соблюдения требований ПБ.
Методы работы пожарного инспектора дезориентируют руководителей хозяйствующих субъектов: «Что конкретно надо делать по предупреждению пожаров и надо ли делать что-либо вообще?».
Почему пожарный инспектор непонятный и непредсказуемый?
Дезориентируя руководителей хозяйствующих субъектов «что конкретно надо делать. », инспектор им непонятен. Кроме этого, он использует непонятную и запутанную систему требований ПБ. Запутанную до такой степени, что в ней не могут разобраться даже пожарные специалисты. Вот их мнение:
«. совершенно нелогичной представляется ситуация, когда мощнейшие проектные институты с огромным штатом высококвалифицированных специалистов самого разного профиля способны грамотно проектировать любые уникальные объекты, но не способны обосновать принятые противопожарные мероприятия. »;
«На каком языке это написано? Отдельные перлы нужно прочитать по 6 раз, чтобы, читая седьмой раз, понять, что все равно ничего не поймешь!»
«Постоянно слышу одну и ту же фразу: «Сейчас специалист по пожарной безопасности нам это переведет»;
«Государственный пожарный надзор для меня уже давно не инструмент для достижения каких-либо целей, а скорее обезьяна с гранатой — иногда рванет там, где надо, а в основном рвет во вред нашему горемычному государству».
Непонятна логика инспектора, при которой ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от пожара, ПБ «по закону» может быть обеспечена, но это не защитит от штрафа. Получается замкнутый круг: не обеспечил ПБ — пожар, штраф, обеспечил ПБ — пожар, штраф.
Инспектор непонятен еще и потому, что налагает на собственника штраф, чтобы тот сохранял от пожара имущество, ему же и принадлежащее, как будто он сам этого не хочет. Непонятно, почему пожарный инспектор применяет двойное наказание: за одно и то же нарушение требований ПБ наказывает и руководителя, и юридическое лицо?
Инспектор непредсказуем. Зная сотни и тысячи требований ПБ, он сам не понимает, как их осуществить на практике. И требует от руководителя нести личную ответственность за работы, которые непосредственно не относятся к компетенции руководителя, а являются обязанностями других работников организации. Руководитель лично должен:
Разве за это должен лично отвечать руководитель? Ясно, что нет. Но руководитель читает предписание пожарного инспектора и не может понять: «Что от меня хотят? Если я должен лично отвечать за „систему“, которая обеспечивает соблюдение всех требований ПБ, то это правильно. А если я должен лично отвечать за исправность клапана мусоропровода, то правительство, по-прежнему, не только кошмарит бизнес, но и перешло к мордованию руководителей».
Непредсказуем еще потому, что при каждой новой проверке предлагает все новые и новые мероприятия, цели которых непонятны. И список таких непонятностей и непредсказуемостей можно продолжать.
Действительно ли, что пожарный инспектор приходит для того, чтобы не было пожара?
Чтобы не было пожара, необходимо, чтобы инспектор понимал полную картину положения дел. На самом деле выявленные инспектором нарушения — это далеко не полная картина противопожарного состояния, это менее 20 % нарушений от фактически имеющихся. Мало того что не полная картина, да еще к этому не проверяется техническая эффективность тех мер, которые предлагаются для устранения этих менее 20 % несоответствий. Очевидно, что деятельности пожарного инспектора недостаточно для того, чтобы не было пожара.
Вот поэтому в предписании пожарный инспектор пишет одно, а страна горит от другого. Если так, то и штраф бессмысленный, потому что накладывается «за одно, а горит от другого». Поэтому-то мы и говорим: «Пожарный инспектор думает, что он приходит «чтобы не было пожара». А на самом деле он приходит, чтобы написать оторванное от жизни предписание и для галочки оштрафовать. Вот мнения пожарных инспекторов и предпринимателей:
• «Вообще никак наличие органов пожарного надзора на количестве пожаров не отражается»;
• «Сейчас ИП и юрлица выполняют требования предписаний не для того, чтобы от пожаров спастись, а для того, чтобы от пожарных инспекторов спастись.
Действительно ли, что пожарный инспектор в отличие, например, от налогового инспектора, ничего не отбирает?
Проблема в том, что пожарный инспектор требует применять экономически не обоснованные противопожарные системы и средства „где надо и где не надо“. Стоимость этих систем и средств не по карману российскому бизнесу и бюджету. Размер затрат на ПБ уже достигает 10 % стоимости гражданских зданий и 15 % стоимости промышленных и высотных зданий. Плюс немалые управленческие и эксплуатационные расходы. В целом затраты на ПБ страны достигли сотен миллиардов долларов, являются одними из самых высоких среди развитых стран. Власть все наращивает и наращивает непомерные и неэффективные затраты на ПБ. Вот мнения специалистов:
• „Пожнадзор“: в мозгах прописано это — только противопожарные мероприятия, требующие значительных материальных, денежных и физических затрат»;
• «А у меня в районе наш доблестный пожарный надзор нагнул муниципальный детский центр в общей сложности более чем на 600 тысяч рублей. И все это при наличии исправной пожарной автоматики»;
• «В большинстве случаев эти меры просто памятник неадекватности потраченных финансовых средств»;
• «Главная задача — кого-нибудь нагнуть на выполнение противопожарных работ и услуг в аффилированной компании или выполнить „политический“ заказ».
От неподъемной стоимости невозможно выполнить дорогостоящие предписания, что влечет бессмысленные и огромные штрафы: на граждан до 5000 рублей; на должностных лиц до 30000 рублей; на ИП до 50000 рублей; на юридических лиц — до 500 000 рублей. При пожаре до 1 миллиона рублей; приостановление на срок до 90 суток деятельности юридических лиц и ИП.
Появилась новая форма наказания инспектором: «Не нравится — идите в суд».
Вне зависимости от результата рассмотрения дела судом соответствующие необоснованные расходы на участие — это уже наказание. Потому что, чтобы чего-то добиться, надо «ходить по судам». А это огромные управленческие затраты.
Все эти бессмысленные расходы и бессмысленные штрафы — это выбрасывание денег на ветер. «На ветер» еще хуже, чем налоговый инспектор отбирает деньги в бюджет.
Что означает «один на один с проблемами пожарной безопасности, пожарами и пожарным инспектором?»
«Один на один» означает, что инспектор не разъясняет, не консультирует, не предлагает приемлемое, не дает достаточный срок, он превращен в буквоеда. «Один на один» означает, что суд не поможет. Судья руководствуется той же непонятной и запутанной системой требований ПБ, что и инспектор.
«Один на один» во взаимоотношениях со страховыми компаниями означает, что они не помощники предпринимателю. Страховые компании осуществляют страхование с любыми нарушениями требований ПБ. После пожара: «В возмещении убытков вам отказываем. Вы нарушили требования ПБ», которые страховщики до пожара видели «своими глазами».
«Один на один» в контексте расследования пожаров означает, что никакой адвокат не поможет. Картину пожара фиксируют правоохранительные органы. Они часто в качестве причины пожара выдвигают мало доказанные условия возникновения огня, потому что в большинстве случаев причину их возникновения точно установить невозможно, а у следствия задача — найти и причину пожара и виновника. Но дело рассматривается исходя из того, как предварительное расследование зафиксирует картину пожара.
В рамках составленных документов работает адвокат. А поскольку в стране отсутствует экспертный бизнес, который тут же, по следам пожара, фиксирует альтернативное (от следователя) мнение по «картине» пожара и дает свою оценку причины пожара, то адвокату не к кому обратиться за альтернативным мнением.
Будущее пожарного надзора
Как складывается судьба государственного надзора контроля за соблюдением требований ПБ? Государственный надзор на стадии проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений (зона ответственности Ростехнадзора) усиливается. Т.е. количество проверок и количество принятых мер, в том числе штрафов, увеличивается.
Государственный контроль на стадии эксплуатации зданий и сооружений, контроль за организациями (зона ответственности органов Госпожнадзора МЧС РФ).
Здесь МЧС РФ внесло предложение не осуществлять контроль за небольшими организациями, если они продекларируют свою безопасность. По остальным объектам надзор МЧС РФ по-прежнему останется жестким.
Что предпринимателю делать для соблюдения требований ПБ?
Пожарных норм и правил так много, что их знать предпринимателю практически невозможно. «. Тогда что надо делать? Опыт показывает, что эту работу надо поручать специалистам ПБ. Сегодня на рынке много предложений по экспертным услугам в области ПБ. Первую группу экспертных услуг составляют предложения по оценке соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудиту ПБ).
Эти предложения о том, что экспертная организация показывает хозяйствующему субъекту, какие имеются у него несоответствия. Но проблема в том, что такая оценка способна показать только часть из имеющихся несоответствий и только на определенный момент времени. Через какой-то период времени она «устареет». И главное — она не является механизмом, который меняет состояние, не устраняет недостатков. Такой услуги недостаточно для соблюдения всех установленных требований ПБ.
Вторая группа экспертных услуг — это осуществление «пожарно-профилактической работы» (далее — ППР).
Когда специалист ПБ, за руководителя, выполняет его функции: формирует проекты противопожарных инструкций и приказов, осуществляет контроль за соблюдением требований ПБ, обосновывает выделение финансовых средств и т. п. За исключением «непередаваемых начальственных» функций: утверждение руководителем инструкций и приказов, принятие решений по результатам контроля за соблюдением требований ПБ, выделение руководителем финансовых средств и т. п.
Разумеется, ППР выполняет и задачи предыдущей услуги — оценки соответствия предприятий и организаций требованиям ПБ (аудита ПБ).
Имеется два варианта получения ППР
Первый — когда хозяйствующий субъект берет в качестве работника соответствующего специалиста. В одних случаях ППР выполняет специально освобожденный работник. Но тут есть проблемы. Специалист уволился — ищи нового. В других случаях такие работы выполняют специалисты, совмещая несколько функций.
Например, инженер по охране труда выполняет и работы по пожарной профилактике. Или руководитель службы безопасности осуществляет противопожарные контрольные меры.
При совместительстве, как правило, — хороший специалист в вопросах охраны труда или в вопросах охранной безопасности, но недостаточно квалифицированный в противопожарных вопросах. У многих организаций объем ППР составляет менее ежедневной восьмичасовой занятости. Но специалисты предлагают себя на полный рабочий день — то есть опасность переплаты незаработанного.
Второй вариант получения ППР.
Когда с экспертной организацией заключается договор на аутсорсинг (аренду) специалиста ПБ. Более выгодно взять в аренду специалиста, чем содержать соответствующего работника в штате. Потому что:
Другими словами, экспертная организация берет на себя выполнение всех обязанностей руководителя. Она выступает скорой пожарной помощью, консультантом, круглосуточным помощником, защитником от бюрократии чиновников, исключая ситуацию «один на один с инспектором».
Что конкретно надо сделать для получения услуги ППР?
В связи с отсутствием общероссийских стандартов по технологии проведения ППР, хозяйствующий субъект издает приказ, который выделит (отделит, обособит) от других функций управления организацией функцию «Пожарно-профилактическая работа». Выделение ППР в самостоятельную функцию позволяет увидеть ее предмет. Это дает возможность передавать выполнение профилактических работ по приказу своему работнику или по договору арендованному специалисту (экспертной организации).
Вот что надо включить в приказ:
Пожарно-профилактическая работа — это управленческие работы, направленные на организацию соблюдения структурными подразделениями, службами и должностными лицами требований пожарной безопасности.
Лица, выполняющие пожарно-профилактическую работу, — должностные лица, структурные подразделения или экспертные организации должны знать:
Это минимально необходимый объем работ, который приглашенные специалисты ПБ разовьют и расширят (планирование, финансирование, материальное обеспечение, обучение, оперативное управление и др.).
Рекомендуем заключать договор и на то, что экспертная организация «тут же», по следам пожара, осуществит техническое исследование и установление причин его возникновения. Осталось пригласить специалиста в качестве своего работника или экспертную организацию. Обсудить эти функции в качестве обязанностей, договориться о цене и заключить договор.
По мнению специалистов в западных экономиках, например в США, после пожара 44 % предприятий не могут возобновить свою деятельность и исчезают с рынка, 28 % предприятий восстанавливаются лишь в течение трех лет, и только 23 % продолжают функционировать непосредственно после пожара.
Желаем вам не гореть!
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.