что нужно знать об эндшпиле
Что надо знать об эндшпиле? Книга Юрия Авербаха
День добрый, дорогой друг!
Как говориться: конец – делу венец. Что надо знать об эндшпиле, чтобы разыгрывать его уверенно, не терять добытое преимущество, а наоборот, — приобретать? Об этом в книге Юрия Авербаха.
Наименование: Что надо знать об эндшпиле
Выход в печать: 1960 год, Физкультура и спорт
О чем эта книга?
Анализируя несложные окончания, читатель познакомится с характерными особенностями фигур и их взаимодействием, методами борьбы с фигурами соперника.
Автор поставил задачу познакомить начинающего шахматиста с основными теоретическими позициями, научить основным приемам игры в окончании, простейшим методам быстрой оценки позиции.
В конце книги даются типичные позиции, характерные для различных типов эндшпиля. Читатель увидит, как в таких окончаниях происходит реализация перевеса.
Книга рассчитана на широкую аудиторию ценителей шахмат.
Об авторе
Юрия Львовича Авербаха, старейшину гроссмейстерского цеха мы уже представляли не раз. Его имя широко известно в среде шахматистов и в дополнительных представлениях не нуждается.
Содержание
Брошюра состоит из 5 основных глав:
Брошюру Юрия Авербаха я бы назвал классическим учебным пособием для начинающего шахматиста, однако и для более искушённых она будет полезна.
Несмотря на прошедшие более полувека со дня ее появления, книгу можно смело брать и использовать в качестве начального учебника по эндшпилю.
Купить книгу на Оzоn
Скачать книгу в формате djvu
Благодарю за интерес к статье.
Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:
Конь. Фигура не дальнобойная. Обстреливает поля, находящиеся в сравнительной близости от него. Расположенный в центре доски, атакует одновременно восемь полей. По мере приближения к краю доски количество полей, которые конь может одновременно атаковать, или, как принято говорить, ударная сила коня уменьшается. Конь, расположенный в углу доски, может атаковать лишь два поля, иначе говоря ударная сила коня уменьшается в четыре раза. Ясно, что централизация позволяет коню полнее проявить его силу. Конь отличается от всех фигур правом перепрыгивать через фигуры и пешки. Поэтому его сила не уменьшается в закрытых позициях.
Любопытно следующее свойство коня: если, например, конь стоит на черном поле, то на любое другое черное поле конь попадает только в четное число ходов, а на поле белого цвета — только в нечетное.
Слон. Фигура дальнобойная. Ударная сила слона меняется от 13 полей в центре до 7 на краю доски. Централизация слона повышает его возможности. Благодаря своей дальнобойности он лучше коня справляется с игрой на двух флангах. Если сфера действия слона ограничена пешками, его сила падает. Слону нужны свободные диагонали.
Ладья. Фигура дальнобойная. С любого поля она обстреливает ровно 14 полей доски, следовательно, ее ударная сила не зависит от ее местонахождения. Для того чтобы ладье лучше проявить свою силу, ей нужен простор— открытые линии.
Ферзь. Фигура наибольшей дальнобойности. Ударная сила ферзя меняется от 27 в центре до 21 поля на краю доски. Централизация ферзя повышает его боевые качества. Ферзю для полного проявления своих сил также нужен простор.
Вот коротко все, что нужно знать об отдельных фигурах, перед тем как начать изучать эндшпиль.
Глава первая. МАТОВАНИЕ ОДИНОКОГО КОРОЛЯ
МАТ ФЕРЗЕМ
Матование ферзем одинокого короля противника является элементарной задачей.
Одним ферзем мат дать нельзя. Матование осуществляется объединенными усилиями короля и ферзя. В центре доски заматовать короля противника не удается. Для этого его нужно оттеснить на край доски. Оттеснение быстрее всего осуществляется совместным воздействием короля и ферзя.
Сначала введем в игру короля.
1. Kpb2 Kpd5 2. Крc3 Кре5 3. Фg6.
Ферзь входит в игру и резко сужает сферу действия короля противника.
3. Kpf4 4. Kpd4 Kpf3 5. Фg5 Kpf2 6. Фg4 Kpe1 7. Фg2.
Теперь, когда король противника отрезан на краю доски, до мата уже недалеко.
7. Kpd1 8. Kpd3 Kpc1 9. Фc2Х.
Обычно мат в подобных окончаниях достигается не позднее десятого хода.
Ход 7. Фg2 не был единственным. Белые могли сыграть 7. Кре3 Kpf1 8. Фg6 Kpe1 9. Фg1Х.
Однако, вместо 8. Фg6, грубой ошибкой было бы 8. Фg3. так как черному королю после этого хода некуда было бы пойти, возникала позиция пата, и партия закончилась бы вничью.
Подобную ошибку часто делают начинающие шахматисты. Поэтому иногда методисты рекомендуют другой, более простой способ матования, заключающийся в том, что оттеснение короля производится одним ферзем и, лишь отбросив короля противника на край доски, подводят на помощь своего короля. Например: 1. Фf5 (ферзь располагается на ход коня от короля противника).
1. Крс6 (1. Кре7 2. Фg6) 2. Фе5 Крb6 3. Фd5 Крс7 4. Фе6 Крb7 5. Фd6 Крс8 6. Фе7 Крb8 7. Крb2 Крс8 8. Крb3 Крb8 9. Крb4 Крс8 10. Крb5 Крb8 11. Крb6 Крс8 12. Фс7Х.
Конечно, этот способ более длинен, но при нем исключена возможность пата.
В качестве упражнения мы рекомендуем попробовать матовать одинокого короля при других позициях белых фигур. Определите, например, во сколько ходов дается мат, если в позиции на диаграмме № 1 ферзь белых был бы расположен на b2.
МАТ ЛАДЬЕЙ
И здесь нужно сначала осуществить оттеснение короля черных на край доски. Это достигается только объединенными действиями короля и ладьи.
1. Kpb2 Kpd4 2. Крс2 Кре4 3. Крc3 Кре5 4. Крс4 Кре4.
Такое противостояние королей позволяет дать шах ладьей и оттеснить короля черных. 5. Ле1+ Kpf5 6. Kpd4 Kpf4 7. Лf1+ Kpg5 8. Кре4 Kpg6 9. Кре5 Kpg5.
После 9. Kpg7 10. Кре6 Kpg8 11. Кре7 Kpg7 12. Лg1+ черный король также оттесняется на край доски.
10. Лg1+ Kph4 11. Kpf5 Kph3 12. Kpf4 Kph2 13. Лg3 Kph1 14. Kpf3 Kph2 15. Kpf2 Kph1 16. Лh3Х.
Для мата обычно требуется не более 16 ходов.
Попробуйте сами решить, во сколько ходов дается мат в следующей позиции: Kpf5, Ла1 — Kph4. Ход белых.
МАТ ДВУМЯ СЛОНАМИ
Для того чтобы дать мат двумя слонами, нужно оттеснить короля противника не только на край доски, но обязательно в какой-нибудь угол. Оттеснение достигается объединенными силами.
1. Kpf2 Kpd4 2. Cf3 Kpd3 3. Ce5 Kpd2 4. Ce4 Kpc1 5. Kpe3!
При оттеснении одинокого короля нужно внимательно следить за тем, чтобы у него были свободные поля для отступления, 5. Кре2?? вело к пату и ничьей.
5. Kpd1 6. Cb2 Kpe1 7. Сс2 Kpf1 8. Kpf3 Kpg1.
Или 8. Kpe1 9. Сc3+ Kpf1 10. Cd3+ Kpg1 11. Kpg3 Kph1 12. Cd2 Kpg1 13. Ce3+ Kph1 14. Ce4X.
9. Cf5 Kpf1 10. Cc3 Kpg1 11. Kpg3 Kpf1 12. Cd3+ Kpg1 13. Cd4+ Kph1 14. Ce4X.
Для упражнения попробуйте дать мат в следующей позиции:
Кра8, Сb1, Се5—Кре3. Сколько на это потребуется ходов?
МАТ СЛОНОМ И КОНЕМ
Матование слоном и конем гораздо сложнее предыдущих. Для того чтобы осуществить мат, требуется около 35 ходов. Поскольку предельно допускаемое для мата число ходов равно по существующим правилам 50, такие окончания требуют точной игры.
Здесь путь к победе состоит из трех этапов. Сперва одинокий король оттесняется на край доски, затем — в угол того цвета, которым владеет слон, и там уже дается мат.
Сначала рассмотрим, как происходит матование в углу.
Король черных загнан в нужный угол и не может выйти из него. Обратите внимание на то, как взаимодействуют фигуры между собой, дополняя друг друга. Конь отнимает черные поля с7 и b6, слон — белые поля a6 и с6, король — d8. Мат здесь дается не позднее 9-го хода.
Например: при ходе черных 1. Кра7 2. Kpd7 Крb7 3. Kpd8 Крb8 4. Сa6! Теперь сфера движения короля еще более ограничена. 4. Кра7 5. Сс8 Крb8 6. Кb4 Кра7 7. Крс7 Кра8 8. Сb7+ Кра7 9. Кс6Х. Мат одинокому королю можно дать только в углу того цвета, которым владеет слон. Конечно, слабейшая сторона, отступая, стремится попасть в другой, безопасный, угол.
Поэтому очень важно знать, как «перегонять» короля из угла в угол.
Вот характерная позиция.
1. Kf7+ Kpg8 2. Cf5 Kpf8 3. Ch7 Kpe8 4. Ke5 Kpd8!
Наиболее активный способ защиты. Черные мечтают прорваться королем в угол a1.
После 4. Kpf8 5. Kd7+ Кре8 6. Кре6 Kpd8 7. Cd3 Крс7 (К тому же приводит 7. Кре8 8. Cb5 Kpd8 9. Кb6 Крс7 10. Kd5+) 8. Сb5 Kpd8 9. Кb6 Крс7 10. Kd5+ Kpd8 11. Kpf7 Крс8 12. Кре7 Крb8 13. Kpd7. Белые дают мат так, как уже рассмотрено.
5. Кре6 Крс7 6. Kd7! Крb7 7. Cd3! (Тот же ответ последовал и на 6. Крc6) 7. Крc6 8. Сa6 Крс7 9. Cb5 Kpd8 10. Кb6 Крс7 11. Kd5+.
Что нужно знать об эндшпиле
Что нужно знать об эндшпиле
Государственное издательство «Физкультура и спорт»
БИБЛИОТЕЧКА НАЧИНАЮЩЕГО ШАХМАТИСТА
Брошюра международного гроссмейстера Ю. Авербаха «Что нужно знать об эндшпиле» входит в «Библиотечку начинающего шахматиста», в которой в текущем году издаются также следующие названия: И. Бондаревский «Комбинации в миттельшпиле», И. Кан «Защита», А. Суэтин «Как играть дебют» и Б. Вайнштейн «Комбинации и ловушки в дебюте».
«Правильно разыграть эндшпиль — это значит осуществить максимальную активизацию и обеспечить четкое взаимодействие своих боевых сил»,— говорит гроссмейстер Ю. Авербах. Его брошюра должна помочь начинающему шахматисту в овладении необходимыми теоретическими сведениями в области эндшпиля.
В процессе борьбы, проходящей на шахматной доске, силы сторон заметно истощаются, позиция упрощается, и игра переходит в последнюю, решающую, стадию — эндшпиль. На этом этапе перед играющим обычно стоит одна из трех задач. Он должен либо реализовать достигнутое им в предыдущей борьбе преимущество и добиться победы, либо точной защитой нейтрализовать перевес противника и свести партию вничью.
Либо, наконец, не получив перевеса в середине игры, можно попытаться добиться преимущества здесь.
Эндшпиль начинается тогда, когда на доске остается сравнительно небольшое количество фигур и прямые атаки на короля с характерными для середины игры комбинационными осложнениями, за редким исключением, невозможны. Заключительная стадия шахматной партии имеет свои характерные особенности, которые по сравнению с серединой игры меняют сущность подхода к позиции и значение действующих на доске сил.
Первым важным моментом, отличающим эндшпиль от других стадий, является активное участие короля в игре. Король, всю партию «отсиживающийся» за пешечными бастионами в собственном лагере, теперь сам становится активной, атакующей фигурой и изо всех сил старается принять участие в борьбе. Он нападает на фигуры и пешки противника и часто сам первый врывается к нему в лагерь.
В эндшпиле на доске остается сравнительно мало фигур, но относительная ценность их значительно возрастает. Чтобы добиться успеха, важно суметь максимально активизировать фигуры, организовать взаимодействие как между фигурами, так и между фигурами и пешками. Правильно разыграть эндшпиль — это значит осуществить максимальную активизацию и обеспечить четкое взаимодействие своих боевых сил.
В эндшпиле, за редким исключением, даже при большом материальном перевесе мат королю противника сразу дать не удается: не хватает боевых сил. Чтобы создать достаточный материальный перевес, нужно провести одну или несколько пешек в ферзи. Значит, роль пешек здесь значительно возрастает, так как каждая «ничтожная» пешка при удаче может стать могучей фигурой — ферзем. Проведение пешек в ферзи является одной из стратегических задач эндшпиля.
Эндшпиль с малым количеством фигур и пешек сравнительно легче поддается изучению, чем остальные стадии. За прошедшие столетия развития шахматной теории досконально проанализированы и опубликованы в литературе десятки эндшпильных позиций. В этих позициях найдены лучшие методы атаки и защиты и определены конечные результаты при правильной игре с обеих сторон. Более того, для многих окончаний установлены типичные приемы игры, разработаны вспомогательные методы, позволяющие быстро и точно разобраться в позиции. Подобные исследованные окончания называются теоретическими. При разыгрывании этих окончаний, зачастую очень нелегких, на первый план выступает точное знание, и партия оканчивается заранее известным и неизбежным результатом.
Эндшпиль не сразу становится теоретическим, но сейчас даже для сложных позиций разработаны типичные приемы, найдены лучшие методы. Задача в сложном эндшпиле обычно состоит в том, чтобы свести игру к таким, уже изученным, позициям.
Изучение шахмат следует начинать с разбора простых позиций с небольшим количеством боевых сил. Именно этими качествами, как правило, обладает эндшпиль. Анализируя несложные окончания с самым различным соотношением сил, начинающий может познакомиться с характерными особенностями отдельных фигур, механизмом их борьбы друг с другом. «Прочувствовав» свойства отдельных фигур, легче понять схемы их взаимодействия. Поэтому изучение простейших окончаний должно предшествовать анализу дебютов и середины игры.
Перед автором брошюры стоит задача познакомить читателя с основными теоретическими позициями, научить важнейшим стратегическим приемам, простейшим методам быстрой оценки позиции. Кроме этого, в конце книги читатель найдет некоторые типичные позиции, характерные для различных видов окончаний, и увидит, как в этих окончаниях происходит реализация преимущества.
Брошюра состоит из следующих основных глав: в первой главе, рассчитанной на самого неискушенного читателя, рассматривается матование одинокого короля.
Во второй главе рассматривается борьба различных фигур друг против друга, показываются лучшие планы с обеих сторон, устанавливается, какой перевес в силах является решающим.
В третьей главе рассматривается борьба отдельных фигур против пешки, показываются типичные методы игры.
Четвертая глава посвящена проведению пешки в ферзи при различных фигурах. Показано, когда оно удается, когда нет, какие факторы способствуют, а какие препятствуют продвижению пешки.
Наконец в пятой главе рассмотрены основные типичные позиции, характерные для различного рода окончаний. Здесь показывается, как осуществляется реализация материального или позиционного преимущества при различных фигурах.
Во всех позициях считается, что очередь хода за белыми, если только на этот счет нет специальных указаний.
В брошюре часто употребляется термин «сильнейшая сторона». Во избежание недоразумений мы объясняем, что это та сторона, которая имеет материальный или позиционный перевес.
Брошюра предназначена для самых широких кругов шахматистов, желающих совершенствоваться в области шахматного искусства.
Мы исходим из того, что читатель знаком с шахматной нотацией, этой азбукой, без которой невозможно читать шахматную литературу.
О всех замечаниях и недостатках просим сообщать по адресу: Москва, М. Гнездниковский пер., 3, издательство «Физкультура и спорт».
В окончании сила отдельной фигуры выступает более рельефно, чем в других стадиях. Поэтому
Эндшпильная техника
Эндшпиль – заключительная часть шахматной партии. Основное отличие эндшиля от миттельшпиля – небольшое число фигур. Как правило большая часть фигур разменяна, часто сохраняется материальное равенство.
Для тех, кто делает в шахматах первые шаги не всегда понятно для чего нужно уделять пристальное внимание именно эндшпильным позициям. Почти все партии новичков заканчиваются быстрым матом или переходом в эндшпиль с огромным материальным неравенством (например, совсем не редкость, когда у одного из игроков почти полный стартовый набор фигур, а у другого «голый» король). В такой ситуации на первый план выходят совсем другие навыки:
1) сбивать фигуры соперника, добиваясь материального перевеса и не «зевать» свои;
2) атаковать короля соперника и ставить ему мат;
3) умение сносно разыгрывать дебют (развить свои фигуры и спрятать своего короля в безопасное место);
4) умение защищаться от атак соперника и не получать быстрый мат.
Таким образом, в большинстве случаев, прежде чем заниматься эндшпилем необходимо разобраться с основами в предшествующих стадиях партии (дебют, миттельшпиль).
Если у Вас еще нет шахматного разряда, то в эндпильной технике Вам нужно обязательно изучить следующее:
1) Технические окончания. Как ставить мат одинокому королю (двумя ферзями, ферзем и ладьей, двумя ладьями, ферзем и королем, ладьей и королем);
2) Простые пешечные окончания. Как провести свою пешку (пешка против короля, правило квадрата, король с пешкой против короля).
Для тех, кто уже имеет разряд все совсем по-другому. Чем сильнее Вы играете, тем большее значение играет Ваша техника эндшипиля. Почему так происходит? Есть следующие причины перехода в эндшпиль:
1) Равные силы соперников. Если силы соперников примерно равны, то часто атакующие усилия одной стороны уравновешиваются защитными действиями другой. Быстро выиграть не получается, партия переходит в эндшпиль. Именно в эндшпиле очень часто решается судьба таких партий.
2) Переход из дебюта в эндшпиль. Часто бывает так, что определенные дебютные варианты очень хорошо исследованы и более того дают определенные преимущества игроку А, соответственно игрок Б должен стараться избегать таких позиций. Одним из таких преимуществ может быть лучший для игрока А эндшпиль. Поэтому естестсвенно, что А должен уметь играть эндшпиль, чтобы реализовать свой перевес. Особенно часто так действуют опытные шахматисты с новичками. Они переходят в эндшпильную позицию с равным материалом, но благодаря своей высокой эндпильной технике могут легко добиваться победы.
В данном случае важно не только обладать высокой техникой эндщпиля для реализации перевеса, но и знать хорошо дебютную теорию, для получения выгодных для себя позиций и недопущения попаданий в плохие эндшпиля.
3) Переход в лучший эндшпиль. Очень часто отличным способом реализации перевеса является переход в эндшпиль. Как и в переходе в эндшпиль из дебюта требуется хорошая техника эндшпиля для достижения победы. Например, достаточно рано шахматист узнает, что при материальном перевесе нужно менять фигуры. Это может привести его в эндшпиль. В более сложном случае перевес может носить не материальный, а позиционный характер (например, сдвоенные пешки, слабые поля, «плохой» слон и т.д.). Одним из способов реализации подобного позиционного перевеса может быть переход в лучший эндшпиль.
4) Переход в эндшпиль с лучшими шансами или в игровой эндшпиль. Иногда сильные шахматисты намеренно или под влиянием обстоятельств переход в эндшпиль, где не все так прозрачно. Шансы сторон в таких позициях могут быть примерно равны (игровой эндшпиль) или быть лучше у одной из сторон. В данном случае именно эндшпильная техника соперников определяет результат партии.
Если приведенные выше причины Вас не убедили, то рано или поздно играя в турнире Вы можете оказаться в ситуации, когда Вы будете терять очки именно из-за недостаточных знаний эндшпильных позиций и техники эндшпиля. При возникновении подобной ситуации Ваш тренер обязан обратить Ваше внимание на допущенные ошибки, а Вам следует уделить эндшпилю больше времени.
Для начинающих подойдет книга Ю. Авербаха «Что нужно знать об эндшпиле?», а затем следует обязательно изучить книгу М.И. Шерешевского «Стратегия эндшпиля». Если у Вас II разряд или выше, то эти книги нужно обязательно изучить.
Основные принципы эндшпиля:
1) Мышление схемами. Хороший подход к стратегическим окончаниям — думать сначала схемами, а потом уже считать конкретику. Сначала нужно понять, чего вы хотите добиться в глобальном смысле, а далее уже перейти к отдельным ходам.
2) Активная роль короля. В дебюте и миттельшпиле главная задача – безопасность короля. В эндшпиле с уменьшением числа фигур угроза мата сильно снижается и король должен принимать активное участие в борьбе, съедая пешки соперника и поддерживая в атаке другие фигуры.
3) Возрастание значения пешек. Главная цель эндшпиля обычно не поставить мат (технические окончания), а провести пешку в ферзи. Именно это определяет возрастание роли пешек. Даже миниальный материальный перевес в эндшпильной стадиии может иметь решающее значение. Лишняя пешка у одного из игроков может часто приводить к победе. Также очень важным является наличие у игроков проходных пешек и пешечного большинства на одном флангов.
4) Максимальная активная фигур и их координация. Правильно разыграть эндшпиль значит обеспечить наиболее полное использование возможностей своих фигур и их наилучшее взаимодействие.
5) Предупреждение контригры соперника. Лишенный контригры соперник станет более вялым и его намного легче победить.
6) Не спешить. Очень часто многие новички по инерции играют в эндшпиле очень быстро, позиция кажется им простой, фигур мало, а значит по их мнению можно не думать, а играть быстро. Обычно это приводит к печальным последствиям.
При переходе в эндшпиль старайтесь всегда делать следующее:
А) 1-2 минуты просто обдумайте ситуацию, найдите свои сильные и слабые стороны, затем проделайте то же самое за соперника.
Б) Найдите для своих фигур оптимальные позиции, то же проделайте для соперника.
В) Отыщите план, которые позволит улучшить положение Ваших фигур, а в идеале разместить их на оптимальные позиции. Желательно, не допустить усиления фигур соперника.
Г) Отыскав план очень важно постараться не допустить контригры соперника, во многих случаях хорошим решением является неспешное выполнение своего плана при нейтрализации планов соперника.
Д) Не спешите! Дайте сопернику осознать всю тяжесть своей позиции. Это часто приведет к невынужденным ошибкам. Многие сильные шахматисты игруют на победу даже теоретически ничейные позиции с помощью принципа «Не спещить». Переходите к решительным действиям в самый удобный для себя момент.
Если Вы уже изучили книгу «Стратегия эндшпиля» и Вам хочется более глубоких знаний, то есть огромное количество других книг по эндшпилям. Самый лучший способ улучшить свою технику эндшпиля — играть все эндшпиля на победу, до конца, не соглашаясь на ничью ни при каких обстоятельствах, а затем тщательно разбирать свои партии с тренером, выявляя допущенные ошибки.
Эндшпиль
Э́ндшпиль (от нем. Endspiel — «конец игры») — заключительная часть шахматной партии. Провести границу, отделяющую середину игры от эндшпиля, возможно не всегда. Обычно игра переходит в эндшпиль, когда разменяно большинство фигур и нет характерных для середины игры угроз королям. Отсутствие на доске ферзей не является обязательным признаком эндшпиля (см., например Ферзевые окончания). Окончания со стратегическим планом — организовать атаку на короля и завершить её матом, за редким исключением элементарны (см. Технические окончания). Чаще всего в эндшпиле возникает иная стратегическая цель — провести пешку в ферзи, чтобы получить необходимый для выигрыша материальный перевес.
Для эндшпиля характерны следующие основные особенности. Король в эндшпиле — фигура активная. Не опасаясь, как правило, угрозы мата, он может покинуть укрытие и принять участие в борьбе наравне с другими фигурами; он способен атаковать фигуры и пешки соперника и первым вторгаться в неприятельский лагерь.
При малом числе фигур на доске в эндшпиле возрастает ценность каждой из них. В середине игры создание решающего перевеса сил на каком-либо участке доски часто является достаточным для выигрыша; правильно разыграть эндшпиль — значит обеспечить максимальную активность и чёткое взаимодействие фигур.
Стратегическая цель эндшпиля — проведение одной из пешек в ферзи — определяет возрастающую роль пешек.
Если в середине игры перевес одного из партнёров в 1 пешку обычно решающей роли не играет, то в эндшпиле он во многих случаях достаточен для выигрыша.
В середине игры план часто определяется не только особенностями позиции, но и стилем игры соперников, психологическим расчётом и т. п. В окончании приходится избирать путь, характерный для того или иного типа эндшпиля, поскольку только он ведёт к достижению цели.
В эндшпиле стратегия (выбор правильного плана) во многом определяется такими особенностями позиции, как материальное преимущество, наличие проходных пешек или возможность их образования, дефекты в пешечной структуре, степень активности фигур, включая короля и др. Поскольку степень активности фигур в значительной мере зависит от пешечного расположения, возрастает роль согласованности расположения фигур и пешек: пешки не должны мешать действию фигур. Активизируя свои фигуры, нужно одновременно теснить фигуры соперника, ограничивать их подвижность. В эндшпиле особое значение приобретает наличие пешечной слабости: фигуры, вынужденные их защищать, становятся пассивными и теряют в силе. Итогом правильной стратегии в эндшпиле нередко оказывается достижение позиций цугцванга.
Поскольку в эндшпиле фигур и пешек меньше, чем в середине игры, он легче поддаётся классификации и изучению. Развитие шахмат сопровождалось анализом множества позиций эндшпиля: в них найдены лучшие планы игры сторон, точно установлен конечный результат. Таким образом, в эндшпиле возрастает роль знаний, то есть теории. По существу многие теоретические позиции эндшпиля представляют собой логические задачи, часто имеющие единственное решение. Для лучшей ориентации в многочисленных позициях эндшпиля разработана их классификация в зависимости от количества и качества имеющихся сил. См. Пешечные окончания, Коневые окончания, Смешанные окончания, Слон против коня, Ладья против лёгкой фигуры, Ферзь против ладьи, Ферзь против лёгкой фигуры, Тяжелофигурные окончания, Ладейные окончания, Оппозиция.
Теория эндшпиля насчитывает более чем тысячелетнюю историю (первые позиции эндшпиля достались шахматам в наследство от шатранджа, например позиция, проанализированная Зайрабом Катаем), изучено и опубликовано множество позиций из практических партий и анализов, положивших начало теории эндшпиля. В этих позициях установлены наиболее эффективные методы атаки и защиты, определены конечные результаты при правильной игре с обеих сторон. Число исследованных окончаний, получивших название «теоретические», постоянно возрастает. На их основе выявляются общие приёмы игры в различных типах эндшпиля, характерные методы атаки, защиты, элементарные правила, помогающие быстро оценить тот или иной эндшпиль. Для определенных типов окончаний выделяют также типичные позиции, знание которых помогает шахматистам-практикам изучать эндшпиль.
Среди многочисленных исследователей теории эндшпиля выделяются Д. Понциани, Эрколе дель Рио, А. Сальвио, Й. Клинг, Б. Горвиц, Б. Гурецкий-Корниц, Л. Чентурини, 3. Тарраш, М. Карштедт, Ф. Дюран, К. Сальвиоли, Т. Лаза, Ф. Амелунг. Особая заслуга принадлежит Ф. А. Филидору, исследование которого «Анализ шахматной игры» (2 издание, 1777) во многом определил дальнейшее развитие теории эндшпиля. Классический труд И. Бергера (1890) «Теория и практика эндшпиля» — один из первых крупных трудов, целиком посвященных окончаниям, не утратил значения и для современной шахматной теории. В дальнейшем ценные монографии, посвященные эндшпилю, опубликовали А. Шерон, Р. Файн, М. Эйве, М. Черняк, С. Гавликовский, Э. Паоли, Г. Штальберг, Э. Меднис. Продолжение разработки теории эндшпиля осуществляется в начатом редакцией «Информатора» издание «Энциклопедия эндшпиля»: 1-й том (1982) целиком посвящен пешечным окончаниям, 2-й (1985) — ладейным, 3-й (1987).
Ценный вклад в исследования эндшпиля внесли русские и особенно советские шахматисты: А. Петров, К. Яниш, С. Урусов, М. Чигорин, Н. Григорьев, В. Раузер, В. Чеховер, Г. Каспарян, И. Майзелис, Н. Копаев, И. Рабинович, М. Ботвинник, Г. Левенфиш, В. Смыслов, П. Керес, Ю. Авербах, В. Созин, Г. Лисицын, Р. Холмов, М. Дворецкий, В. Хенкин. В середине 1950-х годов вышел коллективный труд в 3 томах «Шахматные окончания», который по охвату материала (около 3 тысяч примеров) и широте анализа превосходил все предыдущие работы по эндшпилю. 2-е исправленное и дополненное издание в 5 томах закончено в 1984.
Теорию эндшпиля значительно обогатили советские и зарубежные шахматные композиторы, которые представили в своих произведениях различные эндшпильные идеи в художественной форме (этюды А. Троицкого, Л. Куббеля, братьев В. и М. Платовых, А. Ринка, братьев К. и Я. Бетиньшей, Г. Матисона, Р. Рети, В. Кошека, В. Гальберштадта, Й. Моравеца, Ф. Прокопа, Ц. Дедрле, Л. Прокеша, О. Дураса, Р. Фонтаны, А. Шерона, М. Либуркина, А. Гурвича, В. Чеховера, Н. Копаева, Г. Каспаряна, Г. Заходякина, В. Брона, М. Зинара, Г. Надареишвили, Д. Гургенидзе). Среди выдающихся шахматистов прошлого мастерством разыгрывания окончаний, в первую очередь, отличались Эм. Ласкер, А. Алехин, А. Рубинштейн, Г. Мароци и особенно X. Р. Капабланка; среди современных — М. Ботвинник, В. Смыслов, Р. Фишер, А. Карпов.