что нужно знать о музыке
Теория музыки
В рубрике «Теория музыки», вы узнаете, что это такое, для чего нужно и кому необходимо. Также ниже будут идти отдельные бесплатные уроки как для начинающих чайников, так и для профи. Там мы подробно будем раскрывать теоретические вопросы данной темы.
Что такое теория музыки
Вот лишь некоторые дисциплины (разделы теории музыки):
Еще сюда входят дополнительные курсы по теории музыкального содержания, современной композиции, музыкальной текстологии и многое другое.
Несмотря на то, что сейчас очень много информации, у многих все равно сидит каша в голове из обрывков каких-то знаний. В итоге, некоторым людям кажется, что это все очень легко. Ведь они вроде бы и понимают информацию, но применить не могут. Поэтому им кажется, что это легко.
Кому-то наоборот, кажется, что очень сложно. Как правило, они открывают классические учебники по теории музыки и думают — «Зачем мне это все нужно, что это такое и как я могу применить на практике?»
У нас много учебников по теории музыки. Многим из них уже по 50 лет. При этом они не теряют своей актуальности потому что они рассчитаны на классическую школу.
То, что мы изучаем сейчас, у нас даже нет такого количества жанров, как в классической музыке. У нас нет чего-то глобального сейчас. Мы не пишем оперы, симфонии и так далее.
Поэтому теория музыки — это основная база, которую еще никто не отменял. Там все очень грамотно написано и систематизировано.
Но если вы занимаетесь современной музыкой, вам все же придется изучить эту базу и начать двигаться дальше.
Почему важно знать музыкальную теорию
Музыкальную теорию нужно обязательно знать всем, кто занимается музыкой. И не важно, вокалисты, гитаристы или барабанщики! Все, кто играет на каких-то инструментах, поет, сочиняет песни обязательно нужно знать основную базу.
К сожалению, очень часто можно слышать от многих музыкантов, что они снимают партии на слух. Поэтому им не нужно знать ноты, интервалы и тому подобное.
Попадаются и барабанщики, которые играют уже более пяти лет и за все это время не выучили нот. Мало того, что не выучили, так они даже и не собираются этого делать. Они считают, что это вовсе не обязательно.
В классическом исполнении нотный материал называют нотным текстом. Слово «текст» стоит тут не случайно. Ведь по сути нотный текст- это тоже самое, что книги, учебники с обычным печатным текстом. И чтение с листа называют потому что это действительно, очень похоже на простое чтение.
Когда ты знаешь ноты и умеешь играть, фактически, это становится очень легко. Ты можешь даже, не проигрывая услышать то, что написано.
С учетом того, что ноты называют текстом, представьте, что вы учитесь в общеобразовательной школе и не умеете читать. То есть, не знаете букв.
Бесспорно, вы сможете чему-то научиться. Например, посмотреть различные обучающие видео. Но читать вы все равно не умеете.
И многому вы все равно не научитесь, пока не сможете нормально читать. Ведь в таком случае большой пласт человеческих знаний для вас просто будет не доступен.
Тоже самое относится и к музыке. Особенно когда вы не знаете теории хотя бы каких-то элементарных вещей. Здесь будет абсолютно тоже самое, что и в вышеприведенном примере.
Что важно в теории музыки для начинающих и профи
Теперь я скажу то, что нужно знать в теории музыки для начинающих и профи. Тем, кто занимается вокалом, играет на музыкальных инструментах и тем, кто пишет музыку. Очень часто спрашивают — «А что мне нужно знать, что почитать и так далее?»
Давайте начнем с вокалиста.
Я выше говорил, что знание нот — это грубо говоря, знание букв. Но вы должны понимать, что знать только буквы для вас будет недостаточно. Нужно научиться эти буквы складывать в слоги, после чего складывать в слова. Только тогда у вас будет полноценная картина.
После того, как вы будете знать музыкальную нотацию, вы должны переходить к изучению интервалов. Для вокалистов это самое главное!
Ясно же, что вы как вокалист, не будете петь аккордами и так далее. Поэтому стадию интервалов вы должны овладеть в совершенстве.
Знаете, люди, которые поют и не знают интервалов (например, не могут прописать себе бэк-вокал) будут всегда идти в слепую. Это все равно, что плыть в океане без карты и компаса.
В общем, интервалы очень важны! В них сразу проигрываем, поем.
Помимо гармонической составляющей (то что мы подразумеваем высотой звука, ноты), в музыке есть вторая очень важная ветка. Это временная составляющая. Это то, что называют длительностями.
В разные времена были больше тенденции. Например, где-то в гармонической составляющей в эпоху романтизма появлялись новые гармонии. Очень часто экспериментировали в этом направлении.
Сейчас такое время, когда в современной музыке очень важна ритмическая составляющая.
Самый элементарный пример, это когда придумали брейкдаун на нулях. Многие считают, что это приметив. Но на самом деле это гениально потому что никто не придумал ничего нового!
Наоборот, убрали лишнее и из средств остался только ритм. Там гармонии нет. Там фактически, только одна нота. Там остается только одно измерение и это ритм.
На самом деле это тоже очень важно и им нужно владеть в совершенстве. И вокалистом это нужно это понимать. Ведь они тоже поют под метроном (чаще всего записываются).
Для инструменталистов это еще важнее. А для барабанщиков это совсем супер важно потому что у них фактически, есть условная высота ноты.
Естественно, у барабанов есть высота звука. Они все отличаются по звуку и так далее. Но в целом, минимум гармонических средств у барабанщика, но при этом больше ритмических.
Теория музыки для композитора
Теперь поговорим про теорию музыки для композитора. Очень часто спрашивают о том, что мне нужно знать, чтобы начать писать музыку. Как, с чего начинать и так далее.
Давайте опять вернемся к музыкальной теории для чайников. Представим, что вы не просто ее знаете, а можете свободно применять.
В таком случае вы в полном объеме овладеваете игрой на инструменте. То есть вы сможете сразу свободно что-нибудь сыграть.
Для этого вам не нужно будет репетировать, долго сидеть и настраиваться. То есть вы играете уже совершенно свободно.
Тоже самое в плане теоретических знаний и применения, это касается и композитора. То есть как минимум, он должен уметь свободно сыграть цепочку аккордов. Только в таком случае у него появится нормальный инструмент для написания музыки.
После того, когда вы изучите теорию музыки в таком достаточном объеме, нужно сделать следующее. Если вы хотите написать свою песню, то открываете какой-нибудь понравившейся пример и затем анализируете его.
Например, проанализировать форму самой песни (куплет, припев). То есть вы сначала разбираете ее на составляющие и создаете некую форму. После этого анализируете сколько квадратов. Классически, припев идет четыре квадрата. Это четыре музыкальные фразы или четыре строчки текста.
Вот все это вы анализируете более подробно. Например, где-то там есть переходы, где-то может быть модуляция и так далее. В итоге вы уже запасаетесь такими инструментами, из которых потом будете лепить свою песню.
После этого анализируйте гармонию.
Ведь есть много шедевров, в которых два аккорда и две ноты на вокале. Но в итоге выглядит все это гениально. Вот в этом и заключается композиторское мастерство.
Чего не хватает тем, кто пишет музыку?
В принципе, не сложно придумать вокальную мелодию. Но чтобы это звучало, должна быть так называемая аранжировка. А это как раз-таки большой набор средств, которые можно грамотно применять.
Конечно же, сегодня нужно обладать своим музыкальным вкусом и талантом. Ведь композиторство — это творческий процесс. К нему можно подойти только с умом и фантазией.
В современной музыке в отличие от классической нет никаких рамок. Фактически, вы можете делать все что душе угодно.
Но в тоже время вы должны понимать, что многие хотят что-то придумать такое, чего еще не было. Например, я сделаю так, как не надо делать потому что до этого еще никто не делал. И тем самым придумаю что-то новое.
Скажу, что вы так ничего нового не придумаете!
До вас так не делали не потому что они до этого не додумались, а потому что это просто не звучит. Поэтому старайтесь получать знания, применять их грамотно и слушать много разной музыки.
Напоследок перед изучением
Теперь вы знаете, что такое теория музыки и почему она так важна для всех, кто занимается таким искусством.
Возможно вы недавно начали работать в музыкальных редакторах и теперь хотите побольше узнать о том, как организованна музыка.
Может быть вы звукорежиссер и много лет занимаетесь записью и микшированием звука. А теперь хотите повысить свою музыкальную грамотность.
А может вы композитор и хотите разнообразить свои аранжировки. Может вы хотите научиться читать и писать партитуру. Или же просто хотите освежить в памяти материал, который проходили в музыкальной школе.
Вне зависимости от вышеперечисленного, для вас мы рассмотрим все азы музыкальной теории от А до Я. Ниже идут бесплатные уроки в виде статей. Они дадут вам ту необходимую базу знаний, который должен владеть каждый.
Сказать спасибо кнопками ниже:
Что такое звук
В этом материале мы более подробно рассмотрим, что такое звук, его скорость, громкость и другие важные определения. Также поговорим про частоту, высоту и ноты.
Что такое ноты
Вы узнаете, что такое ноты и для чего они необходимы в музыке. Рассмотрим все их названия и назначения.
Нотный стан
Нотный стан представляет собой систему из пяти линеек, где записывается вся музыка. Покажу, как на нем нужно располагать ноты и музыкальные ключи.
Музыкальный ключ
Рассказываю, что такое музыкальный ключ и каких видов он бывает. Будут определения и примеры использования каждого типа ключа в музыке.
Музыкальный интервал
Вы узнаете, что такое музыкальный интервал и как правильно нужно с ним работать. Разберем все виды и характеристики. Также дам много полезных советов по работе со всеми интервалами.
muzrock.com © 2021
Копирование материалов с этого сайта строго запрещено!
Уроки и статьи про создание музыки и звукозапись
Политика конфиденциальности Ι Пользовательское соглашение
Теория музыки: курс музыкальной грамотности
Дорогие друзья! Перед вами краткий курс по основам теории музыки и музыкальной грамотности. Сам факт того, что вы заглянули на эту страничку, говорит о том, что вы уже задумывались о необходимости получить какие-то базовые знания по теоретическим основам музыки.
Возможно, ваше музыкальное или вокальное мастерство вышло на тот уровень, когда одной интуиции и движения на ощупь уже недостаточно. Возможно, вы хотели заняться теорией музыки раньше, но не нашли курс, где бы компактно было изложено самое необходимое. А может, вы уже пытались вникнуть в хитросплетения теории музыки, однако посчитали, что это слишком сложно для вас.
Наш курс решает все эти задачи. Вы получите только то, что реально можно применить на практике, хотите ли вы научиться самостоятельно разбирать по нотам пьесы для фортепиано или подбирать мелодии на гитаре, намерены петь в хоре или даже написать песню.
Перед вами курс музыкальной грамотности, позволяющий освоить базовые понятия. Так сказать, элементарная теория музыки «без воды». Вообще, теории музыки не стоит бояться, потому что она написана музыкантами для музыкантов. Это язык, на котором музыканты говорят друг с другом. Знание основ теории музыки открывает широчайшее поле для музыкальных экспериментов и позволяет воплотить творческие идеи и эскизы в настоящую мелодию, которая будет радовать слушателей. Поэтому стоит открыть для себя эти возможности!
Содержание:
Теория музыки и элементарная музыкальная грамотность помогут конвертировать эмоции в музыку и поделиться своим богатым внутренним миром с окружающими. И, как знать, быть может, именно вы и именно сегодня делаете свой первый шаг на пути к большой популярности. А через каких-нибудь 10 лет уже другие начинающие музыканты будут стремиться заполучить ноты вашей песни или аккорды вашей гитарной композиции, чтобы воссоздать и повторить созданное вами музыкальное произведение.
Цели и задачи курса
Цели и задачи курса, в целом, ясны из названия. Однако стоит уточнить ряд моментов, чтобы было понятно, что подразумевается под музыкальной грамотностью.
Зачем нужен наш курс:
Научиться читать ноты – запись на нотном стане является распространенным форматом для многих жанров музыкальных произведений и единственным доступным вариантом знакомства с классической музыкой. Научившись читать «с листа» вы заметно расширите свои возможности как музыканта и вокалиста.
Как видите, теория музыки полезна всем, кто желает петь или играть на музыкальном инструменте хотя бы на любительском уровне. И всем, кто хоть как-то соприкасается с волшебным миром звуков. Изучайте теорию музыки, и вы услышите намного больше!
Что такое теория музыки?
Теория музыки изучает основы и принципы построения музыкальных произведений, закономерности формирования музыкальных – певческих и инструментальных – звукосочетаний. В рамках теории музыки изучается нотная грамота, которая является, по сути, аналогом алфавита для любого языка. Поскольку словосочетание «язык музыки» является устойчивым и часто применяемым, такая аналогия выглядит полностью логичной.
Кроме того, «Теория музыки» – это одна из специальных дисциплин в учебных заведениях музыкального профиля. Теория музыки тесно взаимосвязана с такими понятиями и дисциплинами как полифония, гармония, сольфеджио, инструментоведение, т.е. подробное изучение конструкции и звучания музыкальных инструментов, их классификация по разным системообразующим признакам.
Кому нужна теория музыки?
Выше мы уже начали говорить о том, что теория музыки полезна достаточно широкому кругу людей, кто, так или иначе, соприкасается с музыкой. На самом деле, этот круг заметно шире. Но, начнем по порядку.
Кому нужна теория музыки:
1 | Профессиональные певцы и музыканты. |
2 | Музыканты-любители. |
3 | Кавер-исполнители. |
4 | Участники музыкальных групп. |
5 | Любители петь. |
6 | Участники музыкальных и вокальных конкурсов. |
7 | Композиторы и сочинители музыки. |
8 | Саунд-продюсеры и саунд-дизайнеры. |
9 | Звукорежиссеры. |
10 | Все, кто желает гармонично развиваться. |
Давно известно, что музыка развивает память, кругозор и мелкую моторику пальцев рук у тех, кто играет хотя бы на одном музыкальном инструменте. Изучение теории музыки, в придачу к этому, поможет развить аналитические способности и способность к генерированию новых идей.
Понимание основ теории музыки всегда стимулирует к написанию собственных мелодий и импровизаций, и наводит на новые мысли относительно улучшения техники игры и приемов исполнительского мастерства. Думается, это вполне достаточный стимул, чтобы с энтузиазмом взяться за изучение теории музыки.
Как освоить теорию музыки?
В эпоху доступности практически любой информации многое из того, зачем раньше приходилось посещать музыкальную школу или брать частные уроки, можно освоить самостоятельно. Современные методики позволяют это сделать намного быстрее, чем за 5-7 лет музыкальной школы. Именно для этого разработан и наш курс по основам теории музыки.
Этот курс даст основы знаний как начинающим музыкантам, так и тем, кто уже попробовал свои силы на музыкальном или вокальном поприще и желает развиваться дальше. Уроки составлены таким образом, чтобы материал был понятен абсолютно всем, в том числе людям, никогда ранее не интересовавшимся теоретическими основами музыки.
Наш курс ни в коем случае не замена профессионального музыкального образования, однако это очень действенный первый шаг в освоении теории музыки. Если возникнет потребность в более глубоких знаниях по какой-либо теме, можно воспользоваться списком дополнительной литературы. В списке есть дополнительные материалы по всем затронутым программой курса темам.
Уроки и структура курса
Чтобы вам было проще овладеть элементами музыкальной грамотности, но при этом не перегружать восприятие информацией, которая мало востребована в прикладном плане, мы структурировали весь доступный материал по теории музыки так, чтобы сосредоточиться преимущественно на полезных в практической деятельности аспектах.
Мы рекомендуем изучать материал последовательно, не пропуская уроки даже в случае, когда тема кажется вам хорошо знакомой. Прочитайте урок с целью убедиться, что вы не пропустили ничего, когда обращались к данной теме ранее.
Урок 1. Свойства звука
Цель данного урока – понять физические свойства звука, разобраться, чем отличается музыкальный звук от любого другого. Кроме того, нужно понять, что такое октава, получить представление о нотно-октавной системе, ступенях звукоряда, тонах, полутонах. Это все напрямую связано со свойствами звука и последующими темами курса.
Урок 2. Нотная грамота
Данный урок имеет целью познакомить вас с нотной грамотой «с нуля», дать представление о нотах, паузах, знаках альтерации и их расположении на нотном стане. Это нужно, чтобы вы могли в будущем самостоятельно разбирать ноты, записанные на нотном стане, и ориентироваться в табах и аккордах, если вам попадется аккордовая запись мелодии либо табулатура.
Урок 3. Гармония в музыке
Цель данного урока – разобраться, что такое гармония в музыке, изучить ее основные составляющие и понять, как использовать их на практике. В уроке дается представление об интервалах, ладах, тональностях, что вплотную приближает вас к навыкам самостоятельного подбора мелодий, в том числе на слух.
Урок 4. Полифония и сведение музыки
Целью данного урока является понять, что такое музыкальная полифония, многозвучие и многоголосие, как на их основе формируется мелодия и каковы основные приемы и принципы соединения мелодических линий в полифонических мелодиях. Эти знания полезны для записи и сведения голоса и музыкальных инструментов для получения готового аудиотрека.
Урок 5. Развитие музыкального слуха
Цель урока – понять, что такое музыкальный слух и как его развивать, что такое сольфеджио и как оно поможет развитию музыкального слуха. Вы получите конкретные инструменты и рекомендации, как проверить свой музыкальный слух, и конкретные упражнения для тренировки музыкального слуха.
Урок 6. Музыкальные инструменты
Цель урока – дать представление о наиболее популярных музыкальных инструментах, рассказать об отличиях инструментов, которые традиционно путают, как, например, пианино и фортепиано. Кроме того, в этом уроке вы найдете ссылки на книги, обучающие видеоматериалы и курсы по музыке, которые облегчат вам освоение музыкального инструмента.
Как проходить курс?
Как было сказано выше, уроки курса следует проходить последовательно, не пропуская ни один из них и обращая внимание на иллюстрации и пояснения к иллюстрированному материалу. Картинки визуализируют те нюансы, которые сложно воспринимать, просто читая текст.
Если вам что-либо непонятно, перечитайте урок еще раз. Для более надежного закрепления материала в памяти рекомендуется по окончании курса еще раз вернуться к наиболее сложным для вас темам. После того как вы освоите материал в целом, вам будет проще понять роль различных составных частей курса.
Дополнительные материалы
Для наилучшего усвоения материала и более удобного поиска более подробной информации по вопросам, которые вы хотели бы изучить глубже, мы подготовили для вас список дополнительных материалов.
Книги по развитию музыкальной грамотности и музыкального слуха:
Статьи и курсы по основам музыкальной грамотности:
И напоследок немного дополнительной мотивации, чтобы приступить к изучению курса было проще.
Цитаты известных людей о музыке
И в заключение вводного урока мы хотим подарить вам немного вдохновения. Для этого мы подобрали цитаты великих людей о музыке. Надеемся, они вас вдохновят на то, чтобы ближе познакомиться с этим волшебным миром музыки!
Музыка воодушевляет весь мир и снабжает душу крыльями. Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон
Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души. И раз музыка обладает такими свойствами, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи.
Аристотель
Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить.
Иоганн Гете
Иоганн Себастьян Бах
Музыка не имеет отечества, отечество ее вся Вселенная.
Фредерик Шопен
Музыка – единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нем душа говорит с душою.
Бертольд Ауэрбах
Слова иногда нуждаются в музыке, но музыка не нуждается ни в чем.
Эдвард Григ
Любой, кто хочет быть настоящим музыкантом, должен иметь возможность настроить музыкальное меню.
Рихард Штраус
Любите и изучайте великое искусство музыки. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.
Дмитрий Шостакович
В музыке, как в шахматах, ферзь (мелодия) обладает наибольшей силой, но решающее значение имеет король (гармония).
Роберт Шуман
Музыка – это стенография чувств.
Лев Толстой
Одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия.
Александр Пушкин
Музыка, не упоминая ни о чем, может сказать все.
Илья Эренбург
Музыка – самое безмолвное искусство.
Пьер Реверди
Там, где слова бессильны, является во всеоружии своем более красноречивый язык – музыка.
Петр Чайковский
Мы желаем успеха всем, кто приступает к работе над этим курсом. И точно знаем, что для всех, кто пройдет его до конца, откроются новые возможности и новые грани собственного таланта!