что нужно знать о библии

Православная Жизнь

Библия — удивительная книга хотя бы потому, что вот уже более 2000 лет является произведением, наиболее востребованным человечеством. Интерес к Священному Писанию не угасает безо всякой рекламы и никого из своих читателей оно не оставляет равнодушным.

В сегодняшнем ТОПе мы собрали для наших читателей 50 интересных фактов о Книге книг. Надеемся, что они будут для вас не только занимательными, но и полезными.

1. Библия не имеет названия

Слово «Библия» происходит от древнегреческого «βύβλος» — «папирус, книга». Подавляющее большинство книг имеет название: «Три товарища», «Повесть временных лет», «Одиссея». Но Библия в названии не нуждается. Все люди на земле просто говорят «книга» и их собеседники сразу понимают, что речь идёт о «Книге книг».

2. Самый большой тираж

По состоянию на 2013 год в мире издано уже более 6 000 000 Библий или отдельных библейских книг, что более чем в 6 раз превышает по количеству копий следующее по популярности издание. Ежесуточно в мире из под печатного станка выходят более 32 500 новых Библий.

3. Двигатель прогресса

Печатные станки были изобретены и совершенствовались в первую очередь ради издания Библии! В 1300 году стоимость рукописной книги равнялась стоимости замка. Печатаемые в 1500 году издания стоили, как упряжка породистых лошадей, а в 1700 — уже как пара хорошей обуви. Наконец, к 1900 году стоимость Библии достигла цены нескольких десятков яиц и Священное Писание стало доступно каждому.

4. «Коллектив авторов»

Над текстами Священного Писания с XV века до Рождества Христова по I век по Рождестве Христовом, то есть на протяжении 1600 лет, трудились более сорока человек многие из которых даже не знали друг друга. При этом в Библии нет очевидных противоречий или несоответствий.

5. Переводы

Библия полностью или частично переведена на 2377 языков и наречий, а полностью издана уже на 422 языках (по данным Германского Библейского общества на начало 2005 года).

Даже слепые могут читать Святую Книгу шрифтом Брайля на 84 языках, а для неграмотных и занятых людей выпускаются аудио-версии Библии.

6. «Сборник сказок»

Некоторые люди подвергают сомнению богодухновенность Священного Писания. Однако, Библия — это книга, созданная огромным количеством авторов, имевших обширнейший жизненный опыт в совершенно разных областях, так что она априори не может быть «Сборником глупых сказок».

Среди библейских писателей: цари (Соломон, Давид), пастух (Амос), врач (Лука), рыбаки (Петр и Иоанн), пророки (Моисей, Исаия, Даниил), полководец (Иисус Навин), ремесленник (апостол Павел), чиновник (апостол Матфей) и т.п. Некоторые из них были не евреями, а греками или даже римскими гражданами.

7. Мать Просвещения

Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.

Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём, что было связано с необходимостью овладения грамотой и получения хорошего образования для чтения Библии и понимания своей веры.

8. Пророчества

Тексты Ветхого Завета содержат пророчества, которые исполнялись сотни лет спустя. Пророчества есть и в Новом Завете и многие из них также уже исполнились в истории, что дополнительно указывает на богодухновенность Священного Писания.

9. Канонические и неканонические книги

Библия состоит из двух больших разделов: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет содержит 39 канонических, то есть признанных Церковью, книг, а Новый Завет — 27. Ещё 11 книг Ветхого Завета в церковный канон не входят, но в славянской Библии присутствуют.

10. Главы и стихи

На главы Библию поделил Кентерберийский епископ Стефан Лэнгтон в XIII веке, а на стихи в XVI веке французский книгопечатник Роберт Этьенн, после чего Библия приобрела современный вид и удобство цитирования (книга:глава:стих).

11. Остро нужна

По сведениям правоохранителей, Библию даже воруют чаще других книг…

12. Удивительно точная книга

В 1947 году были обнаружены Кумранские свитки Библии, датируемые I веком. При сличении с Библиями X столетия учёные обнаружили, что а тысячу лет Библия не претерпела никаких серьезных изменений, которые бы влияли на ее содержание, в то время как многие другие произведения с течением времени при переписывании заметно менялись.

13. Дедушка человечества

Самый старый человек, описанный в Библии, — Мафусаил, который приходился праотцу Адаму прапрапрапраправнуком (8 колено). Он умер в возрасте 969 лет. Но в те времена большинство людей жило около 900 лет… Позже в человечестве «умножилось беззаконие» и Господь сократил людям жизнь до современных 80-120 лет.

14. Слова в Библии

Слова: «Не бойся» появляются в Библии 365 раз, по количеству дней в году. Слово «христианин» появляется только в 3 раза. В Еврейском тексте глагол «Бара» — «Творить из ничего» встречается три раза: при сотворении мира, сотворении живых существ (души живой) и сотворении человека.

15. Комментарии и цитаты

Священное Писание наиболее цитируемое и комментируемое произведение в мире. Только в Оксфордской библиотеке и на одно только 1-е Послание апостола Иоанна Богослова собрано такое количество работ, которые занимают помещение в 20 кв.м.

16. Время чтения

Чтобы прочитать Ветхий Завет, необходимо не менее 38 часов и 11 часов, чтобы прочитать Новый завет. То есть всю Библию возможно прочесть минимум за 49 часов, при условии, что человек не будет уставать.

17. Шотландский курьёз

Библия полностью не переведена на шотландский язык. Однако существует перевод на шотландский Нового Завета за авторством Уильяма Лоримера. Он примечателен тем, что речь сатаны передана обычным английским языком.

18. Библейские имена

Самое длинное имя из всех встречающихся в Библии — Магер-шелал-хаш-баз. Господь сказал пророку Исаии назвать этим именем своего сына, рожденного от пророчицы. Оно означает «быстрый в добыче» и «скорый в исполнении» (Ис. 8:3).

19. Царь и пророк Давид

Творец Псалтыри царь Давид был очень любим Богом. Хотя бы потому, что после имени Иисуса Христа его имя упоминается в библейских текстах чаще всего: 1118 раз.

20. Самая маленькая Библия

Самая маленькая Библия (Новый Завет) была напечатана в конце XIX века с помощью метода фотомеханического уменьшения. В результате книга получилась размером 1,9*1,6 см, и толщиной меньше 1 см. В обложку каждой Библии было вложено маленькое увеличительное стекло, чтобы читать текст.

21. Мусульмане

Основатель ислама Мухаммед был знаком с текстами Священного Писания и использовал их при написани Корана. Мусульмане почитают ветхозаветных праотцев и Иисуса Христа, которого они считают одним из пророков.

22. Клятва на Библии

Американская традиция клясться на Библии противоречит тексту Священного Писания: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5,33-37).

23. Самая дорогая Библия

24. Библейские цари

Дольше всех в Библии правил царь Манассия, который был на престоле 55 лет (4 Царств 21:1). Меньше всех правил Царь Замврий, который носил корону всего семь дней (3 Царств 16:15).

25. Братья и сестры Господа

В Евангелии упоминаются братья и сёстры Иисуса Христа. Но это не Его родные братья, а сыновья и дочери Иосифа Обручника от первого брака. Сам Иосиф был только названным мужем Богородицы и всю жизнь хранил её девство. А Братья Господни позже стали Его апостолами. Один из них, Иаков Брат Господень, возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.

Вторую часть «ТОП-50 интересных фактов о Библии» вы можете прочесть здесь.

Источник

Что необходимо знать о Библии.

Что такое Библия.

Кто ее написал.

Тимофея 3:16

«Все Писание богодухновеннои полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».

Богодухновенно– это означает, что эта книга была написана людьми по вдохновению Духа Святого, то есть Бога, потому что Дух Святой – это третья Личность Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Людям, которые писали Библию, Бог дал мысли, которые они изложили на бумаге.

Библия состоит из 66 книг:

39 книг – Ветхий Завет:

· Пятикнижие Моисея или Тора (ее используют иудеи и мусульмане): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.

· 34 книги разного характера:

1-2 Паралипоменон, Ездра, Неемия, Есфирь.

Пророческие книги – Исаия, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль,

Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей,

Наум, Аввакум, Софония, Аггей

27 книг – Новый Завет

· Евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна

· Книга Откровения – это видение о последнем времени, которое Бог дал апостолу Иоанну на острове Патмос

Что необходимо знать о Библии.

1. Библия является единственным, абсолютным и верным источником вероисповедания и фундаментом для христианства. Если вы хотите построить правильные отношения с Господом, вам важно доверять не человеку, не проповеднику, не религии, а Библии. Библия – это гарант построения наших правильных взаимоотношений с Богом.

Псалом 137:2

«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».

Важно понять, что Сам Бог считается с Писанием, которое Он превознес выше Себя.

Галатам 1:8-9

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».

Тимофея 4:16

« Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».

Иисус Навин 1:8-9

«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.

Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».

Господь заповедал приемнику Моисея (Иисусу Навину), что Библия должна стать основным источником, откуда мы питаемся. Она должна стать главной настольной книгой нашей жизни, однако при этом мы должны развиваться и в других сферах.

Если вы постоянно будете изучать Библию, то:

1. Бог обещает, что вы будете успешны в путях вашей жизни. Это означает, что надо изучать то, что Библия говорит о каждой из сфер нашей жизни и стараться в точности это исполнять. Бог правее нас!

2. Бог обещает, что вы будете поступать благоразумно.

1. Логос (греч.) – это слово, носитель информации. Когда мы читаем Библию, то прежде всего воспринимаем ее как Логос, как слова Бога, как носитель информации.

2. Рема (греч.) – это живое, ожившее, глубоко понятое, актуальное Слово Божье.

Псалом 118:97-100

«Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню».

В этом отрывке Давид использует разные слова для обозначения Слова Божьего:

«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» – здесь слово имеет значение «логос».

Вас обидели: вы ранены, обижены или мучаетесь. Начинаете читать Библию и видите: «Прощайте, и будет вам прощено». Вы понимаете, что если сможете простить своего обидчика, то и сами можете рассчитывать на то, что вас простят.

Или читаете Библию в сумерках и вдруг визуально ощущаете свет, который, как будто, засиял внутри вас. Это что-то зацепило в Слове, осенило, обличило или вдохновило вас. Так Бог использует Писание, чтобы говорить с нами.

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Я хочу изучать Библию. С чего начать?

Партнерский материал

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Вы решили взяться за такое важное и сложное дело, как изучение Священного Писания. Скорее всего, сейчас вас переполняет не только желание познакомиться со Словом Божиим, но и различные вопросы и сомнения.

Мы решили разобрать некоторые из возможных на вашем пути трудностей и предложить способы их преодоления. В этом деле на помощь может прийти портал Экзегетъ.ру, главная задача которого заключается в том, чтобы познакомить со Священным Писанием максимальное количество людей. Само слово «экзегет» означает богослова, занимающегося разъяснением библейских текстов. Такое название выбрано неслучайно, ведь портал начал свою деятельность именно с публикации различных толкований Библии, а на сегодняшний день представляет собой самую большую базу справочных материалов в Рунете.

Итак, с какими же проблемами мы можем столкнуться при изучении Библии? И как их можно решить?

Не знаю, с чего начать

Перед началом любого дела больше всего нас пугает неизвестность. Как не потеряться в существующем массиве информации? Как разобраться, что и где искать? В такие моменты думаешь: «Как было бы здорово, если бы кто-то все продумал за тебя — отобрал материал, составил график, расписал задачи…»

Такие люди нашлись: создатели сайта Экзегетъ.ру подобрали девять планов чтения Священного Писания, которые отвечают целям и потребностям разных людей. Например, тем, кто только начинает свое знакомство с христианством, портал рекомендует план «Весь Новый Завет за год (каноническая последовательность)». Следуя ему, за год вы сможете постепенно освоить эту важную часть Библии. Более расширенный вариант включает в себя, помимо глав из Нового Завета, чтения из учительных книг Ветхого Завета.

что нужно знать о библии. Смотреть фото что нужно знать о библии. Смотреть картинку что нужно знать о библии. Картинка про что нужно знать о библии. Фото что нужно знать о библии

Можно выбрать план, разработанный Оптинскими старцами и освоить Новый Завет за три месяца, читая ежедневно одну главу из Евангелия и несколько глав из Апостольских чтений.

Портал также предлагает несколько планов чтений, позволяющих освоить Библию целиком: за год или за три года в канонической последовательности.

Священное Писание представлено на сайте в нескольких переводах, из которых можно выбрать наиболее близкий и понятный. Каждая глава сопровождается аудиоверсией, соответствующей выбранному переводу.

что нужно знать о библии. Смотреть фото что нужно знать о библии. Смотреть картинку что нужно знать о библии. Картинка про что нужно знать о библии. Фото что нужно знать о библии

При изучении Библии помогут и такие функции личного кабинета сайта, как «Закладки», «Заметки» и «Избранное», при помощи которых в любой момент можно будет выделить сложное место и вернуться к нужной главе.

Возможность пользоваться полным перечнем вышеперечисленных функций сайта есть у всех зарегистрированных пользователей.

Боюсь, что будет много непонятного

Безусловно, при чтении Библии могут возникнуть какие-то вопросы, требующие более подробного объяснения. Этого тоже не стоит бояться, ведь вы всегда можете обратиться к толкованиям, собранным на портале. Можно ознакомиться с объяснениями разных экзегетов на одну и ту же главу и даже на один и тот же стих. С 2010 года, когда сама идея создания подобного ресурса только возникла, до сегодняшнего дня на сайте было собрано и опубликовано больше 150 тысяч толкований. Каждый день эта база пополняется усилиями волонтеров и сотрудников.

В разделе «Экзегеты» толкования разделены уже по авторам: среди них как святые отцы Православной Церкви, так и современные богословы и исследователи. На странице каждого экзегета представлена информация и о самом толкователе.

Если же вам не хватает времени на глубокое изучение толкований и долгое чтение святых отцов, то помочь могут видео-толкования Библии. На портале представлены небольшие лекции на каждую главу Священного Писания. Их авторы — современные православные богословы и ученые: протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Андрей Лоргус, богослов Сергей Худиев, профессор Андрей Десницкий и другие. Толкования в таком формате удобно смотреть и слушать по пути на работу или во время прогулки.

что нужно знать о библии. Смотреть фото что нужно знать о библии. Смотреть картинку что нужно знать о библии. Картинка про что нужно знать о библии. Фото что нужно знать о библии

Еще одним инструментом, помогающим на пути к пониманию Священного Писания, станут словари, их на портале целых три: Библейская энциклопедия Брокгауза, Библейская энциклопедия архимандрита Никифора и греческо-русский Библейский словарь. Здесь вы за считанные минуты выясните, что значит то или иное непонятное слово, и узнаете историю того или иного человека, встретившегося в тексте Писания.

Мне сложно одному

Когда твое начинание никто не поддерживает, то действительно можно растерять весь запал и интерес, даже если это такое важное дело, как чтение Библии. Если вы чувствуете потребность изучать Писание не только онлайн, но и в реальной жизни, то можно присоединиться к одной из библейских групп в вашем городе. Подобные кружки не только помогут в чтении Библии, но и дадут возможность познакомиться и пообщаться с близкими по духу людьми. В такой группе всегда можно обратиться за советом к более знающему и опытному человеку.

На данный момент на портале Экзегет.ру собрана уникальная база православных кружков во многих городах России, а также Германии, Украины, Белоруссии, Израиля и Казахстана.

что нужно знать о библии. Смотреть фото что нужно знать о библии. Смотреть картинку что нужно знать о библии. Картинка про что нужно знать о библии. Фото что нужно знать о библии

Мне хочется больше знать о связи библейской истории и мировой культуры

Изучение Священного Писания можно дополнить и расширить знакомством с библейскими местами и произведениями искусства на библейские сюжеты. В скором времени на портале появится раздел «Библейские карты», где на интерактивной карте будут отмечены географические объекты, встречающиеся в Священном Писании.

Кликнув по наименованию, вы сможете перейти к фрагменту текста, где то или иное место было упомянуто. Таким образом, можно не только разнообразить сам процесс изучения, но и глубже почувствовать связь библейских событий с настоящим.

В новом разделе «Библия в искусстве» будут представлены картины, иконы, музыкальные произведения, оперы, стихи, проза и литургические произведения, связанные со Священным Писанием. Так, начав изучения Библии, спустя некоторое время вы заметите, как значительно расширили и свои знания в сфере искусства.

В ближайшем будущем портал планирует также запустить мобильные приложения на iOS и Android, так что все функции и вся информация будут доступны вам в любой момент и в любом месте, даже там, где нет Интернета.

Начинать уже не так страшно?

На заставке: фото Владимира Ештокина

Источник

Методические основы изучения Св. Писания

По бла­го­сло­ве­нию архи­епи­скопа Костром­ского и Галич­ского Алек­сандра пред­се­да­теля Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата

Само­сви­де­тель­ство Свя­щен­ного Писа­ния

Исто­рич­ность Библии

Библия созда­ва­лась в тече­ние 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исклю­чи­тельно бла­го­при­ят­ном состо­я­нии, раз­но­чте­ния состав­ляют около 0,5 про­цента, что очень мало для древ­них тек­стов. Самые древ­ние кодексы Нового Завета отстоят от ори­ги­нала на пол­века – век. Что же каса­ется Вет­хого Завета, особые меры по работе со свя­щен­ными кни­гами в иудей­ской тра­ди­ции также поз­во­ляют утвер­ждать, что текст очень хорошо сохра­нился. Кроме того, Сеп­ту­а­гинта (гре­че­ский пере­вод Вет­хого Завета) ста­но­вится авто­ри­тет­ным тек­стом уже в апо­столь­ский век. Не может быть и речи о том, что отдель­ные цер­ков­ные дея­тели вно­сили поправки. За сохран­ность текста можно ручаться; это тот текст, кото­рый напи­сан самими свя­щен­ными авто­рами.

Свя­щен­ное Писа­ние отли­ча­ется от других книг тем, что в нем можно выде­лить одну цен­траль­ную тему — спа­се­ние в Гос­поде нашем Иисусе Христе. Про­ро­че­ства, кото­рыми испол­нен Ветхий Завет, дей­стви­тельно сбы­ва­ются. Бла­го­даря Библии были уточ­нены многие архео­ло­ги­че­ские и исто­ри­че­ские данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горь­кой порой она ни каза­лась. Итак, Библия заслу­жи­вает дове­рия как исто­ри­че­ский доку­мент, как прав­ди­вый рас­сказ о жизни Церкви и как Слово Божие1.

Дли­тель­ный период созда­ния тек­стов, тот факт, что сна­чала они быто­вали в устной тра­ди­ции, под­вер­га­лись редак­ти­ро­ва­нию, не должны нас сму­щать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поис­тине усмат­ри­вать Про­мысл Божий.

Канон (офи­ци­аль­ный реестр) книг Свя­щен­ного Писа­ния в прин­ципе чужд Пра­во­сла­вию, ибо мы при­знаем, что и в писа­ниях святых Отцов дей­ство­вал Тот же Дух, кото­рый настав­лял на всякую истину и свя­щен­ных авто­ров Библии2. Однако для того, чтобы прак­ти­че­ски отли­чать книги под­лин­ные и духо­нос­ные от все­воз­мож­ных апо­кри­фов, состав­ля­лись списки книг Свя­щен­ного Писа­ния. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция, как и римско-като­ли­че­ская, при­знает 47 книг Вет­хого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в сла­вян­ской и рус­ской Библии есть неко­то­рые добав­ле­ния по срав­не­нию с тек­стом Сеп­ту­а­гинты (авто­ри­тет­ного пере­вода Вет­хого Завета на древ­не­гре­че­ский язык, сде­лан­ного 70 тол­ков­ни­ками); еврей­ский и про­те­стант­ский канон в Ветхом Завете при­знает только 39 книг, остав­ляя вне канона книги Товита, Иудифи, Пре­муд­ро­сти Соло­мона, Пре­муд­ро­сти Иисуса, сына Сира­хова, про­рока Варуха, 2‑ю книгу Ездры и две книги Мак­ка­вей­ские (в като­ли­че­стве они полу­чили назва­ние вто­ро­ка­но­ни­че­ских).

Свя­щен­ное Писа­ние в ряду прочих цер­ков­ных книг

Именно в Свя­щен­ном Писа­нии мы нахо­дим самое ясное и точное изло­же­ние спа­си­тель­ных истин. Жела­ю­щий войти в Цар­ство Небес­ное прежде всего должен обра­титься к Свя­щен­ному Писа­нию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в каче­стве глав­ного спут­ника и руко­во­ди­теля. Еван­гель­ское учение обра­щено ко всем людям без исклю­че­ния и для всех удобно испол­нимо.

Далее по сте­пени учи­тель­ного досто­ин­ства стоят свя­то­оте­че­ские тво­ре­ния. Их сле­дует читать только в соот­вет­ствии с избран­ным обра­зом жизни (иноки — настав­ле­ния инокам, миряне — святых Отцов, про­из­нес­ших свои поуче­ния для всего хри­сти­ан­ства) — так, чтобы про­чи­тан­ное можно было при­ме­нить в жизни; иначе в душе рож­да­ется бес­плод­ная меч­та­тель­ность, в сердце — сму­ще­ние, а в пове­де­нии — неопре­де­лен­ность, тягост­ная и вред­ная для чита­ю­щего и ближ­них его3.

Весьма полезны книги нрав­ствен­ного порядка — о борьбе со стра­стями и путях стя­жа­ния доб­ро­де­тели — т. е. о прак­ти­че­ской жизни во Христе4.

Совре­мен­ную цер­ков­ную лите­ра­туру нельзя при­рав­ни­вать по зна­чи­мо­сти к поуче­ниям святых Отцов и тем более к Свя­щен­ному Писа­нию, поскольку она еще не прошла рецеп­цию (при­ня­тие) собор­ным разу­мом Церкви. Среди тако­вой можно читать лишь книги, име­ю­щие цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние и слу­жа­щие к уго­жде­нию Божию5.

Без нужды и спе­ци­аль­ного бла­го­сло­ве­ния духов­ника не сле­дует читать книг поле­ми­че­ских, т. к. они про­из­во­дят ненуж­ные споры ( 2Тим.2:14-18 ), напи­саны часто в порыве стра­сти и несут в себе осуж­де­ние, не при­ли­че­ству­ю­щее хри­сти­а­нину ( Мф.7:1 ). Пра­во­слав­ные хри­сти­ане в отно­ше­нии спор­ных вопро­сов должны ори­ен­ти­ро­ваться не на книги поле­ми­че­ские, часто сомни­тель­ного содер­жа­ния, а на мнение свя­щен­но­на­ча­лия, выра­жен­ное в офи­ци­аль­ных цер­ков­ных доку­мен­тах.

Еще строже и с боль­шей осто­рож­но­стью сле­дует под­хо­дить к лите­ра­туре свет­ского харак­тера.

Бого­дух­но­вен­ность Свя­щен­ного Писа­ния

Исклю­чи­тель­ное поло­же­ние, кото­рое зани­мает Свя­щен­ное Писа­ние, объ­яс­ня­ется тем, что оно явля­ется бого­дух­но­вен­ной книгой.

Такое пони­ма­ние бого­дух­но­вен­но­сти поз­во­ляет выде­лять в Свя­щен­ном Писа­нии то, что уста­нов­лено на все вре­мена (учение веры и пра­вила нрав­ствен­но­сти), и то, что явля­ется уста­нов­ле­нием для кон­крет­ной ситу­а­ции (моменты, обу­слов­лен­ные наци­о­наль­ными осо­бен­но­стями, гео­гра­фией и уров­нем исто­ри­че­ского раз­ви­тия).

Истина в Свя­щен­ном Писа­нии

Исти­ной в Свя­щен­ном Писа­нии при­зна­ются пра­вила веры и нормы нрав­ствен­ной жизни. Собы­тия цер­ковно-поли­ти­че­ской жизни народа, вообще исто­ри­че­ские факты имеют зна­че­ние постольку, поскольку они зна­чимы для исто­рии нашего спа­се­ния.

Часто неве­ру­ю­щие люди выис­ки­вают исто­ри­че­ские про­ти­во­ре­чия в Свя­щен­ном Писа­нии. Уместно спро­сить себя: стоит ли всту­пать с ними в прения, ведь еще апо­стол Павел пре­ду­пре­ждал, что «злые люди будут пре­успе­вать во зле, вводя в заблуж­де­ние и заблуж­да­ясь» ( 2Тим.3:13 ). Для себя же хорошо про­честь одно из попу­ляр­ных вве­де­ний в Свя­щен­ном Писа­ние, чтобы уви­деть: исто­рия биб­лей­ских иссле­до­ва­ний ХХ века наглядно про­де­мон­стри­ро­вала: то, что кри­ти­че­ская наука ХIХ века счи­тала вымыс­лом и исто­ри­че­ской фаль­шив­кой, нашло свое под­твер­жде­ние.

Ученые пола­гают, что совре­мен­ная кар­тина мира вполне соот­но­сима с биб­лей­ской; основ­ные собы­тия свя­щен­ной исто­рии нахо­дят все больше под­твер­жде­ний. Только недоб­ро­со­вест­ная наука сего­дня может наста­и­вать на том, что Свя­щен­ное Писа­ние — выдумка и миф.

Библия и жизнь в Церкви

Уделяя долж­ное вни­ма­ние Свя­щен­ному Писа­нию, не стоит забы­вать, что учение веры явля­ется лишь одной из четы­рех состав­ля­ю­щих жизни Церкви, наравне с обще­нием веру­ю­щих между собой, При­ча­стием и молит­вой ( Деян.2:42 ).

Молитва и чтение

Вообще Свя­щен­ное Писа­ние — это не просто лите­ра­тура. Святые Отцы, пас­тыри цер­ков­ные и про­стые веру­ю­щие — все еди­но­гласно сви­де­тель­ствуют, что, читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы можем встре­тить Гос­пода и познать Его благую волю о нас; неко­то­рые же свя­щен­ные писа­тели (напри­мер, бла­жен­ный Иеро­ним) рас­смат­ри­вают чтение Свя­щен­ного Писа­ния как таин­ство, наравне с Евха­ри­стией.

Словом Божиим, кото­рое может про­све­тить, исце­лить и ука­зать дорогу в жизнь вечную, Библия ста­но­вится только тогда, когда про­ис­хо­дит личная встреча с Богом. Это часто про­ис­хо­дит на молитве — обще­ствен­ной и личной.

Еще в вет­хо­за­вет­ные вре­мена перед чте­нием Торы (Пяти­кни­жия Мои­се­ева) чита­лись особые бла­го­сло­ве­ния: 1) соб­ственно на выпол­не­ние запо­веди изу­че­ния Закона Божия; 2) с прось­бой о том, чтобы изу­че­ние Писа­ний было при­ят­ным и вожде­лен­ным; 3) с бла­го­дар­но­стью за избра­ние в удел Божий и даро­ва­ние Торы.

Сего­дня пра­во­слав­ные хри­сти­ане имеют спе­ци­аль­ные кано­ни­че­ские молитвы, кото­рые чита­ются перед изу­че­нием Свя­щен­ного Писа­ния и в кото­рых содер­жится поис­тине целост­ное учение о чтении Слова Божия, напри­мер:

«Гос­поди, Иисусе Христе, открой мои очи сер­деч­ныя, чтобы я, услы­шав Слово Твое, ура­зу­мел Оное и испол­нил волю Твою. Не скрой от меня запо­ве­дей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я ура­зу­мел чудеса от закона Твоего. Скажи мне без­вест­ное и тайное пре­муд­ро­сти Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты про­све­тишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту напи­сан­ное, но и исполню оное. Соде­лай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое про­чи­тал, но во обнов­ле­ние и про­све­ще­ние, и в свя­тыню, и в спа­се­ние души, и в насле­дие жизни вечной. Ибо Ты, Гос­поди, — про­све­ще­ние лежа­щих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совер­шен­ный».

Молиться необ­хо­димо не только перед нача­лом, но и в про­цессе чтения Свя­щен­ного Писа­ния. По образ­ному выра­же­нию одного опыт­ного веду­щего, Слово Божие зву­чало до сотво­ре­ния мира и про­дол­жает зву­чать. Цель нашей молитвы перед чте­нием — войти в состо­я­ние слу­ша­ния, настро­иться на это зву­ча­ние, на эту волну: «Говори, Гос­поди, ибо слышит раб Твой» ( 1Цар.3:10 ). И резуль­тат чтения тоже должен выра­жаться прежде всего в молитве. При этом недо­ста­точно лишь сбор­ника молит­вен­ных тек­стов, ибо чтение Свя­щен­ного Писа­ния должно найти личный отклик в душе каж­дого веру­ю­щего.

Цель чтения

Из общего язы­ко­зна­ния известно, что в про­цессе ком­му­ни­ка­ции чело­век не только пере­дает инфор­ма­цию, но и выра­жает свое эмо­ци­о­наль­ное состо­я­ние, побуж­дает к дей­ствию. Это спра­вед­ливо и по отно­ше­нию к Слову Божию. Оно не только пере­дает нам какие-то знания, но и гово­рит об эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии свя­щен­ных авто­ров, при­зы­вает нас к чему-то. Очень важно именно услы­шать призыв.

Цель чтения Библии — явля­ется встреча с Богом и под­лин­ным чело­ве­ком. Читая Свя­щен­ное Писа­ние, мы должны ста­раться уви­деть в нем тот идеал, к кото­рому надо стре­миться, и идеал этот — Сам Гос­подь наш Иисус Хри­стос. Не слу­чайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усмат­ри­вали в нем скры­тые повест­во­ва­ния о Христе (что полу­чило назва­ние «чтения в хри­сто­ло­ги­че­ском ключе»).

При сов­мест­ном чтении Свя­щен­ного Писа­ния наши братья и сестры также рас­кры­ва­ются несколько иначе, чем это бывает в обыч­ной жизни, ведь Слово Божие тре­бует откры­то­сти сердца. И если мы вни­ма­тельны, то увидим бла­го­дать, кото­рая при­суща каж­дому веру­ю­щему, и сможем радо­ваться и бла­го­да­рить. Мы также можем уви­деть внут­рен­нюю повре­жден­ность и уяз­ви­мость, и это научит нас береж­нее отно­ситься к ближ­нему. Сов­мест­ное чтение Свя­щен­ного Писа­ния — один из лучших спо­со­бов всту­пить в брат­ские отно­ше­ния в Боге.

Усло­вия чтения

Первое усло­вие — любовь к Богу и ближ­нему. Без веры и любви к Богу Библия оста­нется «закры­той книгой», но к Богу нельзя при­сту­пать, имея что-то в сердце против ближ­него.

Отсюда чистота души — второе тре­бо­ва­ние к тем, кто берет в руки Слово Божие: чело­век, жела­ю­щий пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние, должен зани­маться не столько чте­нием тол­ко­ва­ний, сколько очи­ще­нием сердца от плот­ских поро­ков. Те, у кого душев­ные очи здо­ровы, не нуж­да­ются в посо­бии тол­ко­ва­те­лей7, поскольку в чистом чело­веке оби­тает Святой дух ( 1Кор.6:19 ), про­све­ща­ю­щий чело­века в Слове Божием ( 2Тим.3:16 ).

Необ­хо­димо пони­мать, что глав­ным истол­ко­ва­те­лем Свя­щен­ного Писа­ния должен быть Дух Святой ( Ин.16:13 ). Именно Дух Святой посред­ством Свя­щен­ного Писа­ния может пока­зать нас себе самим в истин­ном свете и побу­дить к пока­я­нию, очи­стить душу от гре­хов­ных помыс­лов и сооб­щить нам мир, покой и радость о Гос­поде8.

Нако­нец, сми­ре­ние, сокру­ше­ние духа и готов­ность без ропота слы­шать и испол­нять волю Гос­подню, какой бы труд­но­ис­пол­ни­мой она ни каза­лась, — вот чет­вер­тое усло­вие при­сту­па­ю­щему к чтению Еван­ге­лия ( Ис.66:2 ). Не все будет полу­чаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в тер­пе­нии сле­дует ему, обя­за­тельно при­не­сет плод ( Лк.8:15 ).

Помощь ком­мен­та­риев

Удо­вле­тво­ряем ли мы выше­пе­ре­чис­лен­ным тре­бо­ва­ниям? Оче­видно, нет, далеко не пол­но­стью. И потому мы нуж­да­емся в помощи, кото­рую можем полу­чить у более опыт­ных в духов­ной жизни людей, у тех, кого Цер­ковь назы­вает свя­тыми. Оста­ва­ясь откры­тыми для непо­сред­ствен­ного дей­ство­ва­ния Духа Божия в нас, нужно ори­ен­ти­ро­ваться именно на их пони­ма­ние Свя­щен­ного Писа­ния, ведь через них, по сви­де­тель­ству Церкви, гово­рит Святой Дух.

Чело­век, только при­шед­ший к вере, должен сна­чала изу­чить пра­во­слав­ную цер­ков­ную тра­ди­цию, поэтому ком­мен­та­рии иных кон­фес­сий не для всех полезны, лишь духовно опыт­ные люди могут поль­зо­ваться ими, отде­ляя истину от заблуж­де­ний; вообще, хорошо при выборе лите­ра­туры на первых порах руко­вод­ство­ваться сове­том духов­ника.

Отно­си­тель­ность науч­ного знания при­нуж­дает к тому, чтобы с осто­рож­но­стью отно­ситься и к совре­мен­ным биб­лей­ским науч­ным иссле­до­ва­ниям и пере­во­дам. К сожа­ле­нию, далеко не все ученые явля­ются веру­ю­щими людьми.

Неко­то­рые тех­ни­че­ские моменты чтения Слова Божия

Читать Свя­щен­ное Писа­ние сле­дует неболь­шими отрыв­ками, с молит­вой и раз­мыш­ле­нием. Впро­чем, для пре­успев­ших в этом свя­тыми Отцами одоб­ря­ется и прак­тика чтения целыми кни­гами. Чтение должно быть регу­ляр­ным и систе­ма­ти­че­ским (после­до­ва­тель­ным), про­хо­дить в спе­ци­ально отве­ден­ное для этого время. Изу­чать Слово Божие сле­дует посто­янно, и ника­кое место не может слу­жить тому пре­пят­ствием ( Втор.6:6-9 )9. Впро­чем, очень важно соблю­дать тишину — прежде всего, внут­рен­нюю, — ведь голос Бога подо­бен дуно­ве­нию тихого ветра ( 3Цар.19:12 ). Полезно заучи­вать Слово Божие наизусть, осо­бенно отрывки из Еван­ге­лия и Псал­тири10.

Часто, читая некий текст, мы пони­маем его не так, как его пони­мал автор. Это обу­слов­лено инди­ви­ду­аль­ными момен­тами нашего вос­при­я­тия, исто­ри­че­скими и куль­тур­ными тра­ди­ци­ями. Читая любой текст, мы как бы даем ему соб­ствен­ное тол­ко­ва­ние (даже не входя в детали). То же про­ис­хо­дит и в про­цессе пере­вода. Поэтому важно поль­зо­ваться раз­лич­ными исто­рико-фило­ло­ги­че­скими ком­мен­та­ри­ями и сло­ва­рями, раз­ными пере­во­дами, осо­бенно освя­щен­ными цер­ков­ной тра­ди­цией. Впро­чем, не стоит при­да­вать этим момен­там пер­во­сте­пен­ного зна­че­ния — можно «зако­паться» в подроб­но­стях ана­лиза и так и не дойти до смысла.

Важно заме­чать все детали повест­во­ва­ния, будь то слово поуче­ния или неко­то­рое дей­ствие. Каждая буква Свя­щен­ного Писа­ния может учить того, кто отно­сится к Слову Божию с бла­го­го­вей­ным вни­ма­нием11.

И в другом смысле сле­дует бережно отно­ситься к Слову Божию: нельзя вычи­ты­вать из него то, что нам хоте­лось бы услы­шать, замал­чи­вая осталь­ное (часто — для само­оправ­да­ния). Это неверно с точки зрения хри­сти­ан­ской нрав­ствен­но­сти, и с точки зрения мето­до­ло­гии: Библия — это не сбор­ник раз­но­род­ных стихов, каждый из кото­рых само­до­ста­то­чен, но целост­ное про­из­ве­де­ние, и потому пра­вильно понять какое-то место можно только в кон­тек­сте всего Писа­ния (так назы­ва­е­мом «широ­ком кон­тек­сте»).

Почти всегда для про­яс­не­ния смысла текста тре­бу­ется также обра­ще­ние к бли­жай­шему кон­тек­сту, поэтому полезно по край­ней мере про­смат­ри­вать преды­ду­щее и после­ду­ю­щее повест­во­ва­ния чита­е­мой книги.

Один из самых верных спо­со­бов чтения Свя­щен­ного Писа­ния — в связке с жити­ями святых. Под­ра­жая подви­гам святых в меру наших сил, мы будем поне­многу расти и в пони­ма­нии Слова Божия.

Путь изу­че­ния Слова Божия

Свя­то­оте­че­ская тра­ди­ция чтения Свя­щен­ного Писа­ния пред­по­ла­гает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встре­титься с самим Гос­по­дом нашим Иису­сом Хри­стом. Но это невоз­можно в том случае, если мы поверх­ностно отно­симся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы про­честь опре­де­лен­ный объем текста, не раз­мыш­ляя над ним. Впро­чем, и излиш­нее раз­мыш­ле­ние, рас­су­доч­ность грозят иногда стать само­до­ста­точ­ными, а интел­лек­ту­аль­ная работа может под­ме­нить живое обще­ние с Богом. Вместо само­ко­па­ния с целью само­ис­прав­ле­ния Отцы пред­ла­гают нам обра­титься с горя­чей моль­бой к Тому, Кто един­ствен­ный может испра­вить наше сердце: «Сту­чите, и отво­рят вам» ( Мф. 7:7 ). Когда же про­ис­хо­дит встреча, уже не нужен рас­су­док, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы полу­чили то, к чему стре­ми­лись — вошли в При­сут­ствие Гос­подне, где гово­рить может только Он. Эта тра­ди­ция полу­чила назва­ние lectio divina.

В эпоху схо­ла­стики в упо­треб­ле­ние вошел метод lectio cursiva, при кото­ром чтение ста­но­вится более интел­лек­ту­аль­ным: ста­вятся вопросы, пред­ла­га­ются реше­ния, кото­рые должны быть обос­но­ваны авто­ри­тет­ными тек­стами. Такое чтение хорошо для науче­ния, но мало что может дать для духов­ной жизни.

Инди­ви­ду­аль­ное, груп­по­вое и литур­ги­че­ское чтение Свя­щен­ного Писа­ния.

Разные формы чтения Свя­щен­ного Писа­ния имеют свои осо­бен­но­сти, кото­рые необ­хо­димо учи­ты­вать.

Домаш­нее уеди­нен­ное чтение рас­по­ла­гает к раз­мыш­ле­нию и молитве (при­ме­ня­ется в основ­ном метод lectio divina).

Изу­че­ние Свя­щен­ного Писа­ния в биб­лей­ских груп­пах при­зван научить пра­виль­ному чтению Свя­щен­ного Писа­ния и выявить всю гамму зало­жен­ных в тексте смыс­лов для того, чтобы каждый участ­ник мог выне­сти для себя какое-либо нази­да­ние (частично исполь­зу­ется метод lectio cursiva).

При напи­са­нии ком­мен­та­риев при­ме­ня­ются особые формы работы с ори­ги­наль­ным тек­стом, по пре­иму­ще­ству исполь­зу­ется метод lectio cursiva.

Чтение Свя­щен­ного Писа­ния за бого­слу­же­нием и сле­ду­ю­щая за ним про­по­ведь должны слу­жить к сози­да­нию общины: здесь пас­тырь должен верно пре­по­дать учение Церкви и при­звать к изме­не­ниям в жизни каж­дого при­хо­жа­нина и общины в целом (при­ме­не­ние того или иного метода, их соче­та­ние зави­сит непо­сред­ственно от про­по­вед­ника).

Исто­рия цер­ков­ного тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния

Оста­но­вимся несколько подроб­нее на мето­дах тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния.

Раз­ница в тол­ко­ва­нии Свя­щен­ного Писа­ния может быть настолько широ­кой, что в еврей­ской тра­ди­ции гово­рится, что у Торы — семь­де­сят лиц12, т.е. семь­де­сят уров­ней смысла, по числу наро­дов земли. Мы не сможем дать един­ственно верный смысл, и поиски тако­вого неиз­бежно при­ве­дут к ереси (впро­чем, сле­дует отсе­кать то, что про­ти­во­ре­чит дог­ма­там Церкви).

Именно неис­чер­па­е­мая глу­бина смыс­лов Свя­щен­ного Писа­ния обу­сло­вила то, что в исто­рии Церкви суще­ство­вали разные методы и даже школы тол­ко­ва­ния Слова Божия.

Конечно, проще всего видеть в биб­лей­ском тексте только бук­валь­ный смысл. Так можно читать исто­ри­че­ские книги Вет­хого Завета, именно так нужно читать исто­ри­че­ские повест­во­ва­ния в Еван­ге­лиях и книгу Деяний.

Однако если так подойти, напри­мер, к Песни Песней, можно сму­титься. На помощь при­хо­дит алле­го­рия. В данной книге под Жени­хом будут пони­мать Бога, под неве­стой — Цер­ковь или душу чело­ве­че­скую. Этот иудей­ский по про­ис­хож­де­нию метод исполь­зуют свя­ти­тели Кирилл Алек­сан­дрий­ский, Гри­го­рий Нис­ский и другие.

Новое пони­ма­ние Писа­ний пришло во вре­мена Спа­си­теля. Осо­бен­ность тол­ко­ва­ний нашего Гос­пода заклю­ча­лась в том, что Он умел выде­лять суще­ствен­ное и учил руко­вод­ство­ваться не пра­ви­лами в при­ме­не­нии биб­лей­ских норм морали, но духом любви. Свя­щен­ное Писа­ние Гос­подь наш изъ­яс­нил (истол­ко­вал) своей жизнью ( Ин.1:18 ). Именно опыт пра­вед­ной жизни во Христе лучше всего помо­гает понять нам смысл Писа­ния.

Для первых хри­стиан было важно найти про­ро­че­ства, кото­рые под­креп­ляли бы нашу надежду и веру, про­ро­че­ства не только словом, но и ситу­а­цией. Так, иудей­ская Пасха пред­вос­хи­щает хри­сти­ан­скую, манна — Евха­ри­стию, в повест­во­ва­нии об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим про­об­разы Христа, и т. д. Этот метод назы­вался тео­рией и был очень попу­ля­рен среди тол­ко­ва­те­лей.

Без­условно, стрем­ле­ние к пра­вед­но­сти, очи­ще­нию и воз­вы­ше­нию души также нашло свое про­яв­ле­ние. Появ­ля­ются мораль­ные тол­ко­ва­ния, образ­цом для кото­рых всегда оста­нутся тво­ре­ния отцов-аске­тов.

Нако­нец, с рас­цве­том мона­ше­ской мистики появ­ля­ются тол­ко­ва­ния, кото­рые про­зре­вают в текстах глу­бо­кие вещи о Боге, Цар­стве Божием (святой Максим Испо­вед­ник). Этот метод полу­чил назва­ние ана­го­гии.

Впро­чем, как заме­чает свя­ти­тель Гри­го­рий Нис­ский, не стоит спо­рить о назва­ниях мето­дов, можно даже не знать их, важнее «дер­жаться полез­ных разу­ме­ний», т. е. пони­мать Свя­щен­ное Писа­ние так, чтобы это при­но­сило пользу душе. Важно также отме­тить, что свя­то­оте­че­ские тол­ко­ва­ния нико­гда не были про­из­воль­ными фан­та­зи­ями на тему биб­лей­ского отрывка, но гар­мо­нично соче­тали бук­валь­ный и духов­ный смысл; и иначе быть не могло, потому что насто­я­щие тол­ко­ва­ния — это не рас­су­доч­ные раз­мыш­ле­ния, а то, что откры­ва­ется в чтении с молит­вой, в меру сле­до­ва­ния запо­ве­дям Хри­сто­вым.

Уровни вос­при­я­тия биб­лей­ского текста

Итак, мы уви­дели, что текст Свя­щен­ного Писа­ния можно по-раз­ному про­честь и истол­ко­вать.

Поверх­ност­ного чтения, кото­рое поз­во­ляет лишь про­сле­дить сюжет­ную линию, отнюдь не доста­точно. В каждом отрывке сле­дует попы­таться уви­деть про­блему, рас­смот­реть, какое реше­ние она полу­чает здесь, а также и в широ­ком кон­тек­сте Библии, — сле­дует раз­мыш­лять над про­бле­мой. Важно также, чтобы то, что мы вос­при­няли, не оста­лось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение под­ня­лось над интел­лек­том, а истины веры кос­ну­лись нашего сердца.

Нако­нец, самое глав­ное: посе­ян­ное в нашем сердце должно при­не­сти свои плоды — оста­ется пре­тво­рить в жизнь то, что нам откры­лось.

Огра­ни­че­ния тол­ко­ва­ния

Даже когда все пра­вила тол­ко­ва­ния соблю­дены, неко­то­рые вопросы оста­ются не вполне понят­ными. Это не должно сму­щать нас. Сми­ре­ние перед тай­нами Божи­ими лучше бес­плод­ных попы­ток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова пози­ция и свя­то­оте­че­ского бого­сло­вия, и серьез­ных иссле­до­ва­те­лей нашего вре­мени13.

Сле­дует пом­нить, что основ­ные истины, нужные для спа­се­ния, просты, и тре­буют не интел­лек­ту­аль­ного пости­же­ния, а пре­тво­ре­ния в жизнь.

Впро­чем, не сле­дует сму­щаться тем, что что-то удер­жано от нашего разу­ме­ния до вре­мени, — в нужный момент Дух Святой обя­за­тельно напом­нит нам о про­чи­тан­ном. Это «вклад», кото­рый при­не­сет пользу в свое время.

Плоды слу­ша­ния и испол­не­ния Слова Божия

Спа­си­тель наш гово­рит:

«При­дите ко Мне, все труж­да­ю­щи­еся и обре­ме­нен­ные, и Я успо­кою вас. Возь­мите иго Мое на себя, и научи­тесь от Меня: ибо Я кроток и смирен серд­цем; и най­дете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).

Вся­кого, кто слу­шает слова Его и испол­няет их, Гос­подь наш Иисус Хри­стос упо­доб­ляет мужу бла­го­ра­зум­ному, чей дом построен на камне и не поко­леб­лется вовек ( Мф.7:24-27 ). Такой чело­век осво­бо­дится от стра­стей ( Ин.8:31-32 ), будет иметь радость ( Ин.15:10-11 ) и мир Хри­стов ( Ин.16:33 ); Гос­подь вос­кре­сит его в послед­ний день ( Ин.6:40 ) и дарует в веч­но­сти насле­дие со свя­тыми ( Деян.20:32 ).

При­ме­ча­ния:

1 Подроб­нее см.: Дж. Мак­дау­элл. Неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства (любое изд.)
Или при­ло­же­ния к книге прот. Алек­сандра Меня. Сын Чело­ве­че­ский (любое изд.)

12 Бамид­бар рабба [ком­мен­та­рий на книгу Чисел] – 13:15.

Сбор­ник мате­ри­а­лов к 15-ти летию воз­рож­де­ния моло­деж­ного слу­же­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и 5‑ти летию созда­ния Отдела по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Отдел по делам моло­дежи Мос­ков­ского Пат­ри­ар­хата. Изда­тель­ство Кру­тиц­кого подво­рья. Москва. 2006.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *