что нужно знать о библии
Православная Жизнь
Библия — удивительная книга хотя бы потому, что вот уже более 2000 лет является произведением, наиболее востребованным человечеством. Интерес к Священному Писанию не угасает безо всякой рекламы и никого из своих читателей оно не оставляет равнодушным.
В сегодняшнем ТОПе мы собрали для наших читателей 50 интересных фактов о Книге книг. Надеемся, что они будут для вас не только занимательными, но и полезными.
1. Библия не имеет названия
Слово «Библия» происходит от древнегреческого «βύβλος» — «папирус, книга». Подавляющее большинство книг имеет название: «Три товарища», «Повесть временных лет», «Одиссея». Но Библия в названии не нуждается. Все люди на земле просто говорят «книга» и их собеседники сразу понимают, что речь идёт о «Книге книг».
2. Самый большой тираж
По состоянию на 2013 год в мире издано уже более 6 000 000 Библий или отдельных библейских книг, что более чем в 6 раз превышает по количеству копий следующее по популярности издание. Ежесуточно в мире из под печатного станка выходят более 32 500 новых Библий.
3. Двигатель прогресса
Печатные станки были изобретены и совершенствовались в первую очередь ради издания Библии! В 1300 году стоимость рукописной книги равнялась стоимости замка. Печатаемые в 1500 году издания стоили, как упряжка породистых лошадей, а в 1700 — уже как пара хорошей обуви. Наконец, к 1900 году стоимость Библии достигла цены нескольких десятков яиц и Священное Писание стало доступно каждому.
4. «Коллектив авторов»
Над текстами Священного Писания с XV века до Рождества Христова по I век по Рождестве Христовом, то есть на протяжении 1600 лет, трудились более сорока человек многие из которых даже не знали друг друга. При этом в Библии нет очевидных противоречий или несоответствий.
5. Переводы
Библия полностью или частично переведена на 2377 языков и наречий, а полностью издана уже на 422 языках (по данным Германского Библейского общества на начало 2005 года).
Даже слепые могут читать Святую Книгу шрифтом Брайля на 84 языках, а для неграмотных и занятых людей выпускаются аудио-версии Библии.
6. «Сборник сказок»
Некоторые люди подвергают сомнению богодухновенность Священного Писания. Однако, Библия — это книга, созданная огромным количеством авторов, имевших обширнейший жизненный опыт в совершенно разных областях, так что она априори не может быть «Сборником глупых сказок».
Среди библейских писателей: цари (Соломон, Давид), пастух (Амос), врач (Лука), рыбаки (Петр и Иоанн), пророки (Моисей, Исаия, Даниил), полководец (Иисус Навин), ремесленник (апостол Павел), чиновник (апостол Матфей) и т.п. Некоторые из них были не евреями, а греками или даже римскими гражданами.
7. Мать Просвещения
Сегодня, доля грамотных и образованных людей среди христиан выше, чем среди атеистов и представителей других вероисповеданий. Для мужчин — эта доля 88% от общей численности, а для женщин — 81%.
Зачастую, ранее непросвещённые народы получали вместе с христианством собственную письменность, литературу и историю и связанный с ними резкий культурный подъём, что было связано с необходимостью овладения грамотой и получения хорошего образования для чтения Библии и понимания своей веры.
8. Пророчества
Тексты Ветхого Завета содержат пророчества, которые исполнялись сотни лет спустя. Пророчества есть и в Новом Завете и многие из них также уже исполнились в истории, что дополнительно указывает на богодухновенность Священного Писания.
9. Канонические и неканонические книги
Библия состоит из двух больших разделов: Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет содержит 39 канонических, то есть признанных Церковью, книг, а Новый Завет — 27. Ещё 11 книг Ветхого Завета в церковный канон не входят, но в славянской Библии присутствуют.
10. Главы и стихи
На главы Библию поделил Кентерберийский епископ Стефан Лэнгтон в XIII веке, а на стихи в XVI веке французский книгопечатник Роберт Этьенн, после чего Библия приобрела современный вид и удобство цитирования (книга:глава:стих).
11. Остро нужна
По сведениям правоохранителей, Библию даже воруют чаще других книг…
12. Удивительно точная книга
В 1947 году были обнаружены Кумранские свитки Библии, датируемые I веком. При сличении с Библиями X столетия учёные обнаружили, что а тысячу лет Библия не претерпела никаких серьезных изменений, которые бы влияли на ее содержание, в то время как многие другие произведения с течением времени при переписывании заметно менялись.
13. Дедушка человечества
Самый старый человек, описанный в Библии, — Мафусаил, который приходился праотцу Адаму прапрапрапраправнуком (8 колено). Он умер в возрасте 969 лет. Но в те времена большинство людей жило около 900 лет… Позже в человечестве «умножилось беззаконие» и Господь сократил людям жизнь до современных 80-120 лет.
14. Слова в Библии
Слова: «Не бойся» появляются в Библии 365 раз, по количеству дней в году. Слово «христианин» появляется только в 3 раза. В Еврейском тексте глагол «Бара» — «Творить из ничего» встречается три раза: при сотворении мира, сотворении живых существ (души живой) и сотворении человека.
15. Комментарии и цитаты
Священное Писание наиболее цитируемое и комментируемое произведение в мире. Только в Оксфордской библиотеке и на одно только 1-е Послание апостола Иоанна Богослова собрано такое количество работ, которые занимают помещение в 20 кв.м.
16. Время чтения
Чтобы прочитать Ветхий Завет, необходимо не менее 38 часов и 11 часов, чтобы прочитать Новый завет. То есть всю Библию возможно прочесть минимум за 49 часов, при условии, что человек не будет уставать.
17. Шотландский курьёз
Библия полностью не переведена на шотландский язык. Однако существует перевод на шотландский Нового Завета за авторством Уильяма Лоримера. Он примечателен тем, что речь сатаны передана обычным английским языком.
18. Библейские имена
Самое длинное имя из всех встречающихся в Библии — Магер-шелал-хаш-баз. Господь сказал пророку Исаии назвать этим именем своего сына, рожденного от пророчицы. Оно означает «быстрый в добыче» и «скорый в исполнении» (Ис. 8:3).
19. Царь и пророк Давид
Творец Псалтыри царь Давид был очень любим Богом. Хотя бы потому, что после имени Иисуса Христа его имя упоминается в библейских текстах чаще всего: 1118 раз.
20. Самая маленькая Библия
Самая маленькая Библия (Новый Завет) была напечатана в конце XIX века с помощью метода фотомеханического уменьшения. В результате книга получилась размером 1,9*1,6 см, и толщиной меньше 1 см. В обложку каждой Библии было вложено маленькое увеличительное стекло, чтобы читать текст.
21. Мусульмане
Основатель ислама Мухаммед был знаком с текстами Священного Писания и использовал их при написани Корана. Мусульмане почитают ветхозаветных праотцев и Иисуса Христа, которого они считают одним из пророков.
22. Клятва на Библии
Американская традиция клясться на Библии противоречит тексту Священного Писания: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5,33-37).
23. Самая дорогая Библия
24. Библейские цари
Дольше всех в Библии правил царь Манассия, который был на престоле 55 лет (4 Царств 21:1). Меньше всех правил Царь Замврий, который носил корону всего семь дней (3 Царств 16:15).
25. Братья и сестры Господа
В Евангелии упоминаются братья и сёстры Иисуса Христа. Но это не Его родные братья, а сыновья и дочери Иосифа Обручника от первого брака. Сам Иосиф был только названным мужем Богородицы и всю жизнь хранил её девство. А Братья Господни позже стали Его апостолами. Один из них, Иаков Брат Господень, возглавил первую христианскую общину в Иерусалиме.
Вторую часть «ТОП-50 интересных фактов о Библии» вы можете прочесть здесь.
Что необходимо знать о Библии.
Что такое Библия.
Кто ее написал.
Тимофея 3:16
«Все Писание богодухновеннои полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности».
Богодухновенно– это означает, что эта книга была написана людьми по вдохновению Духа Святого, то есть Бога, потому что Дух Святой – это третья Личность Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой). Людям, которые писали Библию, Бог дал мысли, которые они изложили на бумаге.
Библия состоит из 66 книг:
39 книг – Ветхий Завет:
· Пятикнижие Моисея или Тора (ее используют иудеи и мусульмане): Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие.
· 34 книги разного характера:
1-2 Паралипоменон, Ездра, Неемия, Есфирь.
Пророческие книги – Исаия, Иеремия, Плач Иеремии, Иезекииль,
Даниил, Осия, Иоиль, Амос, Авдий, Иона, Михей,
Наум, Аввакум, Софония, Аггей
27 книг – Новый Завет
· Евангелия: Матфея, Марка, Луки, Иоанна
· Книга Откровения – это видение о последнем времени, которое Бог дал апостолу Иоанну на острове Патмос
Что необходимо знать о Библии.
1. Библия является единственным, абсолютным и верным источником вероисповедания и фундаментом для христианства. Если вы хотите построить правильные отношения с Господом, вам важно доверять не человеку, не проповеднику, не религии, а Библии. Библия – это гарант построения наших правильных взаимоотношений с Богом.
Псалом 137:2
«Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего».
Важно понять, что Сам Бог считается с Писанием, которое Он превознес выше Себя.
Галатам 1:8-9
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема».
Тимофея 4:16
« Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя».
Иисус Навин 1:8-9
«Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.
Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».
Господь заповедал приемнику Моисея (Иисусу Навину), что Библия должна стать основным источником, откуда мы питаемся. Она должна стать главной настольной книгой нашей жизни, однако при этом мы должны развиваться и в других сферах.
Если вы постоянно будете изучать Библию, то:
1. Бог обещает, что вы будете успешны в путях вашей жизни. Это означает, что надо изучать то, что Библия говорит о каждой из сфер нашей жизни и стараться в точности это исполнять. Бог правее нас!
2. Бог обещает, что вы будете поступать благоразумно.
1. Логос (греч.) – это слово, носитель информации. Когда мы читаем Библию, то прежде всего воспринимаем ее как Логос, как слова Бога, как носитель информации.
2. Рема (греч.) – это живое, ожившее, глубоко понятое, актуальное Слово Божье.
Псалом 118:97-100
«Как люблю я закон Твой! Весь день размышляю о нем. Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною. Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих. Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню».
В этом отрывке Давид использует разные слова для обозначения Слова Божьего:
«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» – здесь слово имеет значение «логос».
Вас обидели: вы ранены, обижены или мучаетесь. Начинаете читать Библию и видите: «Прощайте, и будет вам прощено». Вы понимаете, что если сможете простить своего обидчика, то и сами можете рассчитывать на то, что вас простят.
Или читаете Библию в сумерках и вдруг визуально ощущаете свет, который, как будто, засиял внутри вас. Это что-то зацепило в Слове, осенило, обличило или вдохновило вас. Так Бог использует Писание, чтобы говорить с нами.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Я хочу изучать Библию. С чего начать?
Партнерский материал
Приблизительное время чтения: 4 мин.
Вы решили взяться за такое важное и сложное дело, как изучение Священного Писания. Скорее всего, сейчас вас переполняет не только желание познакомиться со Словом Божиим, но и различные вопросы и сомнения.
Мы решили разобрать некоторые из возможных на вашем пути трудностей и предложить способы их преодоления. В этом деле на помощь может прийти портал Экзегетъ.ру, главная задача которого заключается в том, чтобы познакомить со Священным Писанием максимальное количество людей. Само слово «экзегет» означает богослова, занимающегося разъяснением библейских текстов. Такое название выбрано неслучайно, ведь портал начал свою деятельность именно с публикации различных толкований Библии, а на сегодняшний день представляет собой самую большую базу справочных материалов в Рунете.
Итак, с какими же проблемами мы можем столкнуться при изучении Библии? И как их можно решить?
Не знаю, с чего начать
Перед началом любого дела больше всего нас пугает неизвестность. Как не потеряться в существующем массиве информации? Как разобраться, что и где искать? В такие моменты думаешь: «Как было бы здорово, если бы кто-то все продумал за тебя — отобрал материал, составил график, расписал задачи…»
Такие люди нашлись: создатели сайта Экзегетъ.ру подобрали девять планов чтения Священного Писания, которые отвечают целям и потребностям разных людей. Например, тем, кто только начинает свое знакомство с христианством, портал рекомендует план «Весь Новый Завет за год (каноническая последовательность)». Следуя ему, за год вы сможете постепенно освоить эту важную часть Библии. Более расширенный вариант включает в себя, помимо глав из Нового Завета, чтения из учительных книг Ветхого Завета.
Можно выбрать план, разработанный Оптинскими старцами и освоить Новый Завет за три месяца, читая ежедневно одну главу из Евангелия и несколько глав из Апостольских чтений.
Портал также предлагает несколько планов чтений, позволяющих освоить Библию целиком: за год или за три года в канонической последовательности.
Священное Писание представлено на сайте в нескольких переводах, из которых можно выбрать наиболее близкий и понятный. Каждая глава сопровождается аудиоверсией, соответствующей выбранному переводу.
При изучении Библии помогут и такие функции личного кабинета сайта, как «Закладки», «Заметки» и «Избранное», при помощи которых в любой момент можно будет выделить сложное место и вернуться к нужной главе.
Возможность пользоваться полным перечнем вышеперечисленных функций сайта есть у всех зарегистрированных пользователей.
Боюсь, что будет много непонятного
Безусловно, при чтении Библии могут возникнуть какие-то вопросы, требующие более подробного объяснения. Этого тоже не стоит бояться, ведь вы всегда можете обратиться к толкованиям, собранным на портале. Можно ознакомиться с объяснениями разных экзегетов на одну и ту же главу и даже на один и тот же стих. С 2010 года, когда сама идея создания подобного ресурса только возникла, до сегодняшнего дня на сайте было собрано и опубликовано больше 150 тысяч толкований. Каждый день эта база пополняется усилиями волонтеров и сотрудников.
В разделе «Экзегеты» толкования разделены уже по авторам: среди них как святые отцы Православной Церкви, так и современные богословы и исследователи. На странице каждого экзегета представлена информация и о самом толкователе.
Если же вам не хватает времени на глубокое изучение толкований и долгое чтение святых отцов, то помочь могут видео-толкования Библии. На портале представлены небольшие лекции на каждую главу Священного Писания. Их авторы — современные православные богословы и ученые: протоиерей Олег Стеняев, протоиерей Андрей Лоргус, богослов Сергей Худиев, профессор Андрей Десницкий и другие. Толкования в таком формате удобно смотреть и слушать по пути на работу или во время прогулки.
Еще одним инструментом, помогающим на пути к пониманию Священного Писания, станут словари, их на портале целых три: Библейская энциклопедия Брокгауза, Библейская энциклопедия архимандрита Никифора и греческо-русский Библейский словарь. Здесь вы за считанные минуты выясните, что значит то или иное непонятное слово, и узнаете историю того или иного человека, встретившегося в тексте Писания.
Мне сложно одному
Когда твое начинание никто не поддерживает, то действительно можно растерять весь запал и интерес, даже если это такое важное дело, как чтение Библии. Если вы чувствуете потребность изучать Писание не только онлайн, но и в реальной жизни, то можно присоединиться к одной из библейских групп в вашем городе. Подобные кружки не только помогут в чтении Библии, но и дадут возможность познакомиться и пообщаться с близкими по духу людьми. В такой группе всегда можно обратиться за советом к более знающему и опытному человеку.
На данный момент на портале Экзегет.ру собрана уникальная база православных кружков во многих городах России, а также Германии, Украины, Белоруссии, Израиля и Казахстана.
Мне хочется больше знать о связи библейской истории и мировой культуры
Изучение Священного Писания можно дополнить и расширить знакомством с библейскими местами и произведениями искусства на библейские сюжеты. В скором времени на портале появится раздел «Библейские карты», где на интерактивной карте будут отмечены географические объекты, встречающиеся в Священном Писании.
Кликнув по наименованию, вы сможете перейти к фрагменту текста, где то или иное место было упомянуто. Таким образом, можно не только разнообразить сам процесс изучения, но и глубже почувствовать связь библейских событий с настоящим.
В новом разделе «Библия в искусстве» будут представлены картины, иконы, музыкальные произведения, оперы, стихи, проза и литургические произведения, связанные со Священным Писанием. Так, начав изучения Библии, спустя некоторое время вы заметите, как значительно расширили и свои знания в сфере искусства.
В ближайшем будущем портал планирует также запустить мобильные приложения на iOS и Android, так что все функции и вся информация будут доступны вам в любой момент и в любом месте, даже там, где нет Интернета.
Начинать уже не так страшно?
На заставке: фото Владимира Ештокина
Методические основы изучения Св. Писания
По благословению архиепископа Костромского и Галичского Александра председателя Отдела по делам молодежи Московского Патриархата
Самосвидетельство Священного Писания
Историчность Библии
Библия создавалась в течение 1600 лет, со времен Моисея до конца 1 века н. э. Текст Нового Завета дошел до нас в исключительно благоприятном состоянии, разночтения составляют около 0,5 процента, что очень мало для древних текстов. Самые древние кодексы Нового Завета отстоят от оригинала на полвека – век. Что же касается Ветхого Завета, особые меры по работе со священными книгами в иудейской традиции также позволяют утверждать, что текст очень хорошо сохранился. Кроме того, Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета) становится авторитетным текстом уже в апостольский век. Не может быть и речи о том, что отдельные церковные деятели вносили поправки. За сохранность текста можно ручаться; это тот текст, который написан самими священными авторами.
Священное Писание отличается от других книг тем, что в нем можно выделить одну центральную тему — спасение в Господе нашем Иисусе Христе. Пророчества, которыми исполнен Ветхий Завет, действительно сбываются. Благодаря Библии были уточнены многие археологические и исторические данные. Авторы пишут о себе правду, какой бы горькой порой она ни казалась. Итак, Библия заслуживает доверия как исторический документ, как правдивый рассказ о жизни Церкви и как Слово Божие1.
Длительный период создания текстов, тот факт, что сначала они бытовали в устной традиции, подвергались редактированию, не должны нас смущать: в том, какой мы имеем сейчас Библию, можно поистине усматривать Промысл Божий.
Канон (официальный реестр) книг Священного Писания в принципе чужд Православию, ибо мы признаем, что и в писаниях святых Отцов действовал Тот же Дух, который наставлял на всякую истину и священных авторов Библии2. Однако для того, чтобы практически отличать книги подлинные и духоносные от всевозможных апокрифов, составлялись списки книг Священного Писания. Православная традиция, как и римско-католическая, признает 47 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета, причем в славянской и русской Библии есть некоторые добавления по сравнению с текстом Септуагинты (авторитетного перевода Ветхого Завета на древнегреческий язык, сделанного 70 толковниками); еврейский и протестантский канон в Ветхом Завете признает только 39 книг, оставляя вне канона книги Товита, Иудифи, Премудрости Соломона, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, пророка Варуха, 2‑ю книгу Ездры и две книги Маккавейские (в католичестве они получили название второканонических).
Священное Писание в ряду прочих церковных книг
Именно в Священном Писании мы находим самое ясное и точное изложение спасительных истин. Желающий войти в Царство Небесное прежде всего должен обратиться к Священному Писанию и из прочих книг именно Слово Божие избрать себе в качестве главного спутника и руководителя. Евангельское учение обращено ко всем людям без исключения и для всех удобно исполнимо.
Далее по степени учительного достоинства стоят святоотеческие творения. Их следует читать только в соответствии с избранным образом жизни (иноки — наставления инокам, миряне — святых Отцов, произнесших свои поучения для всего христианства) — так, чтобы прочитанное можно было применить в жизни; иначе в душе рождается бесплодная мечтательность, в сердце — смущение, а в поведении — неопределенность, тягостная и вредная для читающего и ближних его3.
Весьма полезны книги нравственного порядка — о борьбе со страстями и путях стяжания добродетели — т. е. о практической жизни во Христе4.
Современную церковную литературу нельзя приравнивать по значимости к поучениям святых Отцов и тем более к Священному Писанию, поскольку она еще не прошла рецепцию (принятие) соборным разумом Церкви. Среди таковой можно читать лишь книги, имеющие церковное благословение и служащие к угождению Божию5.
Без нужды и специального благословения духовника не следует читать книг полемических, т. к. они производят ненужные споры ( 2Тим.2:14-18 ), написаны часто в порыве страсти и несут в себе осуждение, не приличествующее христианину ( Мф.7:1 ). Православные христиане в отношении спорных вопросов должны ориентироваться не на книги полемические, часто сомнительного содержания, а на мнение священноначалия, выраженное в официальных церковных документах.
Еще строже и с большей осторожностью следует подходить к литературе светского характера.
Богодухновенность Священного Писания
Исключительное положение, которое занимает Священное Писание, объясняется тем, что оно является богодухновенной книгой.
Такое понимание богодухновенности позволяет выделять в Священном Писании то, что установлено на все времена (учение веры и правила нравственности), и то, что является установлением для конкретной ситуации (моменты, обусловленные национальными особенностями, географией и уровнем исторического развития).
Истина в Священном Писании
Истиной в Священном Писании признаются правила веры и нормы нравственной жизни. События церковно-политической жизни народа, вообще исторические факты имеют значение постольку, поскольку они значимы для истории нашего спасения.
Часто неверующие люди выискивают исторические противоречия в Священном Писании. Уместно спросить себя: стоит ли вступать с ними в прения, ведь еще апостол Павел предупреждал, что «злые люди будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим.3:13 ). Для себя же хорошо прочесть одно из популярных введений в Священном Писание, чтобы увидеть: история библейских исследований ХХ века наглядно продемонстрировала: то, что критическая наука ХIХ века считала вымыслом и исторической фальшивкой, нашло свое подтверждение.
Ученые полагают, что современная картина мира вполне соотносима с библейской; основные события священной истории находят все больше подтверждений. Только недобросовестная наука сегодня может настаивать на том, что Священное Писание — выдумка и миф.
Библия и жизнь в Церкви
Уделяя должное внимание Священному Писанию, не стоит забывать, что учение веры является лишь одной из четырех составляющих жизни Церкви, наравне с общением верующих между собой, Причастием и молитвой ( Деян.2:42 ).
Молитва и чтение
Вообще Священное Писание — это не просто литература. Святые Отцы, пастыри церковные и простые верующие — все единогласно свидетельствуют, что, читая Священное Писание, мы можем встретить Господа и познать Его благую волю о нас; некоторые же священные писатели (например, блаженный Иероним) рассматривают чтение Священного Писания как таинство, наравне с Евхаристией.
Словом Божиим, которое может просветить, исцелить и указать дорогу в жизнь вечную, Библия становится только тогда, когда происходит личная встреча с Богом. Это часто происходит на молитве — общественной и личной.
Еще в ветхозаветные времена перед чтением Торы (Пятикнижия Моисеева) читались особые благословения: 1) собственно на выполнение заповеди изучения Закона Божия; 2) с просьбой о том, чтобы изучение Писаний было приятным и вожделенным; 3) с благодарностью за избрание в удел Божий и дарование Торы.
Сегодня православные христиане имеют специальные канонические молитвы, которые читаются перед изучением Священного Писания и в которых содержится поистине целостное учение о чтении Слова Божия, например:
«Господи, Иисусе Христе, открой мои очи сердечныя, чтобы я, услышав Слово Твое, уразумел Оное и исполнил волю Твою. Не скрой от меня заповедей Твоих, но отверзи очи мои, чтобы я уразумел чудеса от закона Твоего. Скажи мне безвестное и тайное премудрости Твоей! На Тебя уповаю, Боже мой, и верую, что Ты просветишь ум мой и смысл светом разума Твоего, и что тогда я не только прочту написанное, но и исполню оное. Соделай, чтобы я не в грех себе жития святых и Слово Твое прочитал, но во обновление и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечной. Ибо Ты, Господи, — просвещение лежащих во тьме, и от Тебя есть всякое даяние благое и всякий дар совершенный».
Молиться необходимо не только перед началом, но и в процессе чтения Священного Писания. По образному выражению одного опытного ведущего, Слово Божие звучало до сотворения мира и продолжает звучать. Цель нашей молитвы перед чтением — войти в состояние слушания, настроиться на это звучание, на эту волну: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой» ( 1Цар.3:10 ). И результат чтения тоже должен выражаться прежде всего в молитве. При этом недостаточно лишь сборника молитвенных текстов, ибо чтение Священного Писания должно найти личный отклик в душе каждого верующего.
Цель чтения
Из общего языкознания известно, что в процессе коммуникации человек не только передает информацию, но и выражает свое эмоциональное состояние, побуждает к действию. Это справедливо и по отношению к Слову Божию. Оно не только передает нам какие-то знания, но и говорит об эмоциональном состоянии священных авторов, призывает нас к чему-то. Очень важно именно услышать призыв.
Цель чтения Библии — является встреча с Богом и подлинным человеком. Читая Священное Писание, мы должны стараться увидеть в нем тот идеал, к которому надо стремиться, и идеал этот — Сам Господь наш Иисус Христос. Не случайно святые Отцы, читая Ветхий Завет, усматривали в нем скрытые повествования о Христе (что получило название «чтения в христологическом ключе»).
При совместном чтении Священного Писания наши братья и сестры также раскрываются несколько иначе, чем это бывает в обычной жизни, ведь Слово Божие требует открытости сердца. И если мы внимательны, то увидим благодать, которая присуща каждому верующему, и сможем радоваться и благодарить. Мы также можем увидеть внутреннюю поврежденность и уязвимость, и это научит нас бережнее относиться к ближнему. Совместное чтение Священного Писания — один из лучших способов вступить в братские отношения в Боге.
Условия чтения
Первое условие — любовь к Богу и ближнему. Без веры и любви к Богу Библия останется «закрытой книгой», но к Богу нельзя приступать, имея что-то в сердце против ближнего.
Отсюда чистота души — второе требование к тем, кто берет в руки Слово Божие: человек, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкований, сколько очищением сердца от плотских пороков. Те, у кого душевные очи здоровы, не нуждаются в пособии толкователей7, поскольку в чистом человеке обитает Святой дух ( 1Кор.6:19 ), просвещающий человека в Слове Божием ( 2Тим.3:16 ).
Необходимо понимать, что главным истолкователем Священного Писания должен быть Дух Святой ( Ин.16:13 ). Именно Дух Святой посредством Священного Писания может показать нас себе самим в истинном свете и побудить к покаянию, очистить душу от греховных помыслов и сообщить нам мир, покой и радость о Господе8.
Наконец, смирение, сокрушение духа и готовность без ропота слышать и исполнять волю Господню, какой бы трудноисполнимой она ни казалась, — вот четвертое условие приступающему к чтению Евангелия ( Ис.66:2 ). Не все будет получаться сразу, но тот, кто хранит слово Божие в добром и чистом сердце и в терпении следует ему, обязательно принесет плод ( Лк.8:15 ).
Помощь комментариев
Удовлетворяем ли мы вышеперечисленным требованиям? Очевидно, нет, далеко не полностью. И потому мы нуждаемся в помощи, которую можем получить у более опытных в духовной жизни людей, у тех, кого Церковь называет святыми. Оставаясь открытыми для непосредственного действования Духа Божия в нас, нужно ориентироваться именно на их понимание Священного Писания, ведь через них, по свидетельству Церкви, говорит Святой Дух.
Человек, только пришедший к вере, должен сначала изучить православную церковную традицию, поэтому комментарии иных конфессий не для всех полезны, лишь духовно опытные люди могут пользоваться ими, отделяя истину от заблуждений; вообще, хорошо при выборе литературы на первых порах руководствоваться советом духовника.
Относительность научного знания принуждает к тому, чтобы с осторожностью относиться и к современным библейским научным исследованиям и переводам. К сожалению, далеко не все ученые являются верующими людьми.
Некоторые технические моменты чтения Слова Божия
Читать Священное Писание следует небольшими отрывками, с молитвой и размышлением. Впрочем, для преуспевших в этом святыми Отцами одобряется и практика чтения целыми книгами. Чтение должно быть регулярным и систематическим (последовательным), проходить в специально отведенное для этого время. Изучать Слово Божие следует постоянно, и никакое место не может служить тому препятствием ( Втор.6:6-9 )9. Впрочем, очень важно соблюдать тишину — прежде всего, внутреннюю, — ведь голос Бога подобен дуновению тихого ветра ( 3Цар.19:12 ). Полезно заучивать Слово Божие наизусть, особенно отрывки из Евангелия и Псалтири10.
Часто, читая некий текст, мы понимаем его не так, как его понимал автор. Это обусловлено индивидуальными моментами нашего восприятия, историческими и культурными традициями. Читая любой текст, мы как бы даем ему собственное толкование (даже не входя в детали). То же происходит и в процессе перевода. Поэтому важно пользоваться различными историко-филологическими комментариями и словарями, разными переводами, особенно освященными церковной традицией. Впрочем, не стоит придавать этим моментам первостепенного значения — можно «закопаться» в подробностях анализа и так и не дойти до смысла.
Важно замечать все детали повествования, будь то слово поучения или некоторое действие. Каждая буква Священного Писания может учить того, кто относится к Слову Божию с благоговейным вниманием11.
И в другом смысле следует бережно относиться к Слову Божию: нельзя вычитывать из него то, что нам хотелось бы услышать, замалчивая остальное (часто — для самооправдания). Это неверно с точки зрения христианской нравственности, и с точки зрения методологии: Библия — это не сборник разнородных стихов, каждый из которых самодостаточен, но целостное произведение, и потому правильно понять какое-то место можно только в контексте всего Писания (так называемом «широком контексте»).
Почти всегда для прояснения смысла текста требуется также обращение к ближайшему контексту, поэтому полезно по крайней мере просматривать предыдущее и последующее повествования читаемой книги.
Один из самых верных способов чтения Священного Писания — в связке с житиями святых. Подражая подвигам святых в меру наших сил, мы будем понемногу расти и в понимании Слова Божия.
Путь изучения Слова Божия
Святоотеческая традиция чтения Священного Писания предполагает, что мы читаем Слово Божие для того, чтобы встретиться с самим Господом нашим Иисусом Христом. Но это невозможно в том случае, если мы поверхностно относимся к Слову Божию, читаем только для того, чтобы прочесть определенный объем текста, не размышляя над ним. Впрочем, и излишнее размышление, рассудочность грозят иногда стать самодостаточными, а интеллектуальная работа может подменить живое общение с Богом. Вместо самокопания с целью самоисправления Отцы предлагают нам обратиться с горячей мольбой к Тому, Кто единственный может исправить наше сердце: «Стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ). Когда же происходит встреча, уже не нужен рассудок, уже не нужны даже слова молитвы, ибо мы получили то, к чему стремились — вошли в Присутствие Господне, где говорить может только Он. Эта традиция получила название lectio divina.
В эпоху схоластики в употребление вошел метод lectio cursiva, при котором чтение становится более интеллектуальным: ставятся вопросы, предлагаются решения, которые должны быть обоснованы авторитетными текстами. Такое чтение хорошо для научения, но мало что может дать для духовной жизни.
Индивидуальное, групповое и литургическое чтение Священного Писания.
Разные формы чтения Священного Писания имеют свои особенности, которые необходимо учитывать.
Домашнее уединенное чтение располагает к размышлению и молитве (применяется в основном метод lectio divina).
Изучение Священного Писания в библейских группах призван научить правильному чтению Священного Писания и выявить всю гамму заложенных в тексте смыслов для того, чтобы каждый участник мог вынести для себя какое-либо назидание (частично используется метод lectio cursiva).
При написании комментариев применяются особые формы работы с оригинальным текстом, по преимуществу используется метод lectio cursiva.
Чтение Священного Писания за богослужением и следующая за ним проповедь должны служить к созиданию общины: здесь пастырь должен верно преподать учение Церкви и призвать к изменениям в жизни каждого прихожанина и общины в целом (применение того или иного метода, их сочетание зависит непосредственно от проповедника).
История церковного толкования Священного Писания
Остановимся несколько подробнее на методах толкования Священного Писания.
Разница в толковании Священного Писания может быть настолько широкой, что в еврейской традиции говорится, что у Торы — семьдесят лиц12, т.е. семьдесят уровней смысла, по числу народов земли. Мы не сможем дать единственно верный смысл, и поиски такового неизбежно приведут к ереси (впрочем, следует отсекать то, что противоречит догматам Церкви).
Именно неисчерпаемая глубина смыслов Священного Писания обусловила то, что в истории Церкви существовали разные методы и даже школы толкования Слова Божия.
Конечно, проще всего видеть в библейском тексте только буквальный смысл. Так можно читать исторические книги Ветхого Завета, именно так нужно читать исторические повествования в Евангелиях и книгу Деяний.
Однако если так подойти, например, к Песни Песней, можно смутиться. На помощь приходит аллегория. В данной книге под Женихом будут понимать Бога, под невестой — Церковь или душу человеческую. Этот иудейский по происхождению метод используют святители Кирилл Александрийский, Григорий Нисский и другие.
Новое понимание Писаний пришло во времена Спасителя. Особенность толкований нашего Господа заключалась в том, что Он умел выделять существенное и учил руководствоваться не правилами в применении библейских норм морали, но духом любви. Священное Писание Господь наш изъяснил (истолковал) своей жизнью ( Ин.1:18 ). Именно опыт праведной жизни во Христе лучше всего помогает понять нам смысл Писания.
Для первых христиан было важно найти пророчества, которые подкрепляли бы нашу надежду и веру, пророчества не только словом, но и ситуацией. Так, иудейская Пасха предвосхищает христианскую, манна — Евхаристию, в повествовании об Адаме, Иосифе, Исааке или Моисее мы видим прообразы Христа, и т. д. Этот метод назывался теорией и был очень популярен среди толкователей.
Безусловно, стремление к праведности, очищению и возвышению души также нашло свое проявление. Появляются моральные толкования, образцом для которых всегда останутся творения отцов-аскетов.
Наконец, с расцветом монашеской мистики появляются толкования, которые прозревают в текстах глубокие вещи о Боге, Царстве Божием (святой Максим Исповедник). Этот метод получил название анагогии.
Впрочем, как замечает святитель Григорий Нисский, не стоит спорить о названиях методов, можно даже не знать их, важнее «держаться полезных разумений», т. е. понимать Священное Писание так, чтобы это приносило пользу душе. Важно также отметить, что святоотеческие толкования никогда не были произвольными фантазиями на тему библейского отрывка, но гармонично сочетали буквальный и духовный смысл; и иначе быть не могло, потому что настоящие толкования — это не рассудочные размышления, а то, что открывается в чтении с молитвой, в меру следования заповедям Христовым.
Уровни восприятия библейского текста
Итак, мы увидели, что текст Священного Писания можно по-разному прочесть и истолковать.
Поверхностного чтения, которое позволяет лишь проследить сюжетную линию, отнюдь не достаточно. В каждом отрывке следует попытаться увидеть проблему, рассмотреть, какое решение она получает здесь, а также и в широком контексте Библии, — следует размышлять над проблемой. Важно также, чтобы то, что мы восприняли, не осталось сухой суммой знаний, чтобы наше чтение поднялось над интеллектом, а истины веры коснулись нашего сердца.
Наконец, самое главное: посеянное в нашем сердце должно принести свои плоды — остается претворить в жизнь то, что нам открылось.
Ограничения толкования
Даже когда все правила толкования соблюдены, некоторые вопросы остаются не вполне понятными. Это не должно смущать нас. Смирение перед тайнами Божиими лучше бесплодных попыток прийти своим умом к тому, до чего мы еще не доросли. Такова позиция и святоотеческого богословия, и серьезных исследователей нашего времени13.
Следует помнить, что основные истины, нужные для спасения, просты, и требуют не интеллектуального постижения, а претворения в жизнь.
Впрочем, не следует смущаться тем, что что-то удержано от нашего разумения до времени, — в нужный момент Дух Святой обязательно напомнит нам о прочитанном. Это «вклад», который принесет пользу в свое время.
Плоды слушания и исполнения Слова Божия
Спаситель наш говорит:
«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня: ибо Я кроток и смирен сердцем; и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:28-30 ).
Всякого, кто слушает слова Его и исполняет их, Господь наш Иисус Христос уподобляет мужу благоразумному, чей дом построен на камне и не поколеблется вовек ( Мф.7:24-27 ). Такой человек освободится от страстей ( Ин.8:31-32 ), будет иметь радость ( Ин.15:10-11 ) и мир Христов ( Ин.16:33 ); Господь воскресит его в последний день ( Ин.6:40 ) и дарует в вечности наследие со святыми ( Деян.20:32 ).
Примечания:
1 Подробнее см.: Дж. Макдауэлл. Неоспоримые свидетельства (любое изд.)
Или приложения к книге прот. Александра Меня. Сын Человеческий (любое изд.)
12 Бамидбар рабба [комментарий на книгу Чисел] – 13:15.
Сборник материалов к 15-ти летию возрождения молодежного служения в Русской Православной Церкви и 5‑ти летию создания Отдела по делам молодежи Московского Патриархата. Отдел по делам молодежи Московского Патриархата. Издательство Крутицкого подворья. Москва. 2006.