что нужно знать начинающему менеджеру по туризму
Все о профессии менеджера по туризму: от получения специальности до карьерных перспектив
Только за первые три квартала 2019 года россияне совершили более 37 миллионов зарубежных поездок, что почти на 7% больше, чем за тот же период 2018 года. Рынок внутреннего туризма также растет. Большинство туристов предпочитают организовывать свой отдых через турагентства, поэтому профессия менеджера по туризму становится все более востребованной.
В чем заключается работа менеджера по туризму?
Менеджер по туризму – сотрудник туристического агентства или частный специалист, который занимается подготовкой и обеспечением отдыха клиентов. Он может работать только по одному направлению туризма (региону, стране) или по нескольким.
Менеджер по туризму помогает клиентам подбирать и оформлять пакетные туры и приобретать отдельные туристические услуги (бронировать билеты на самолеты и поезда, номера в гостиницах, получать визы, покупать страховые продукты и т. д.). Он оказывает туристам информационную и иную помощь на протяжении всего отдыха, в том числе в чрезвычайных ситуациях (например, когда нужно получить медицинскую помощь в другой стране по туристической страховке). Поэтому специалисту нужно постоянно быть на связи не только с отдыхающими, но и с и представителями отелей и компаний-перевозчиков, гидами-экскурсоводами и другими специалистами, занятыми в сфере туристических услуг.
Работа менеджера по туризму связана с взаимодействием с людьми в режиме 24/7, так как отдыхающие в других городах и странах из-за разницы во времени могут писать или звонить и ночью, и в выходные. Нередко возникают стрессовые и конфликтные ситуации. Но и плюсов у профессии немало. Менеджеры турагентств регулярно ездят в бесплатные промо-туры для знакомства с направлением, которое будут продавать клиентам, с новыми отелями, экскурсиями. Они получают внутрикорпоративные скидки на отдых, могут подбирать лучшие предложения туроператоров для себя, своих близких. Менеджеру по туризму легко набрать базу клиентов, потому что большинство людей ездят в отпуск регулярно и советуют хорошего специалиста родственникам, друзьям, коллегам. Немаловажным плюсом профессии является и возможность работать удаленно, из дома – как частным турагентом, так и сотрудником туристической компании.
Какими профессиональными компетенциями должен обладать менеджер по туризму?
Где учиться на менеджера по туризму и за сколько можно получить образование?
Если у вас есть любое высшее или среднее профессиональное образование или вы учитесь на старших курсах, вы можете поступить на менеджера по туризму в Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Уральский институт повышения квалификации и переподготовки». Обучение ведется по программе профессиональной переподготовки. Вы получите новую квалификацию всего за 6 месяцев:
Квалификация: Менеджер по организации и предоставлению туристских услуг
Что должен знать менеджер по туризму
Что должен знать менеджер по туризму
Итак, мы определились с тем, что знание туризма, знание материальной части необходимы, но какие именно знания необходимы? Как понять, в чем именно в туризме разбирается менеджер? Какие основные точки для контроля у вас есть (табл. 4)?
Таблица 4. Что должен знать менеджер по туризму
Как вы видите, мы разбили основные знания, необходимые менеджеру, на две группы. Жирным шрифтом мы пометили те области, которые узнать за короткий промежуток практически невозможно. Их менеджеру как раз нужно иметь уже на этапе собеседования. Научить отельной базе, научить особенностям стран, основным туристическим направлениям, сезонности, несезонности и другим достаточно глобальным материям за короткий промежуток времени практически невозможно. Во всяком случае, мы в своей практике еще не встречали такого метода, хотя его готовим сейчас и, возможно, скоро анонсируем. Но об этом пойдет речь позже.
То же самое – очень сложно научить менеджера психологии продаж и техникам продаж за короткий промежуток времени. Именно продажи, навык продаж, то, на что стоит обращать внимание, на сам подход к продажам и знание отельной базы, – это очень долгосрочные материи. Поэтому им обучить за короткое время практически нереально. Обычным шрифтом указаны те области, которым научить вполне реально и за короткий срок, но если менеджер гордится знанием поисковой программы, тем, что он, например, отлично разбирается в документации, но не знает сами страны, не умеет продавать – это не лучшее приобретение. В то же время если человек отлично продает и разбирается в странах, часто сам путешествовал и не знает какой-то программы, методов бронирования или каких-то юридических вопросов, это не значит, что он вам не подходит. Эти темы можно освоить недели за две, если плотно этим заниматься. Давайте пройдемся по пунктам. Отношения «туроператор – турагент». Чтобы разобраться в них, кроме какой-то вводной лекции человек, опытный в туризме, может изучить договоры с основными туроператорами. Какие там прописаны права туроператора, какие права и обязанности турагента. Посмотреть аналогичные вещи в Законе о туристической деятельности, посмотреть договор, который принят в агентстве с клиентом. Уже исходя из этого можно понять, кто за что отвечает и кто что должен делать.
Программ, широко распространенных в турбизнесе, не так много: система поиска туров, системы бронирования туроператоров, их можно освоить за два-три часа. Программы, в которых оформляются документы, немножко сложнее, но, учитывая, что менеджеру там придется делать только базовые вещи, такие как заполнение данных клиента и печать договоров, путевки и т. д., это тоже осваивается достаточно быстро.
Способы бронирования. Конечно, еще есть ситуации, когда для этого используется факс или электронная почта, но сейчас большая часть туроператоров переходит на бронирование-оиНие. И здесь есть такая тонкость, что у каждого оператора online немножко отличается. И систему бронирования нужно изучать, но освоив три-четыре системы основных туроператоров, ваш менеджер сможет вполне полноценно работать.
Вопросы, касающиеся оформления документов. У вас должны быть четкие инструкции. В какой момент бронировать тур, ни в коем случае не бронировать тур без предоплаты. Что обязательно нужно внести в договор, потому что часто бывает так, что в стандартном договоре есть пункты для заполнения и менеджер может торопиться и какие-то вещи не заполнять. У вас должно быть четко прописано, что в договоре все пустые места должны быть обязательно заполнены, причем опять же наша практика показывает, что не просто заполнена, а заполнена в двух экземплярах одинаково: и в экземпляре клиента, и в экземпляре, который остается в туристической компании. Очень важно знать штрафы и санкции, например, в случае отказа клиента от тура. Это все, как правило, прописывается в договорах, на сайтах операторов, и это несложно изучить. Необходимо разбираться в правилах подачи претензий и в том, как дальше поступать с этой претензией (о работе с претензиями мы расскажем в следующих главах).
Различные документы, например подтверждение тура, которое приходит от туроператора. Бывают ситуации, когда там встречаются какие-то ошибки. Поэтому обязательно нужно все проверять. Тот ли рейс, тот ли аэропорт, тот ли отель. Это будет для менеджера неким упражнением на внимательность. Если она есть, то, значит, человек с этим легко разберется.
Естественно, менеджер должен знать и хорошо представлять, в какой момент выдаются документы туристу, что должно входить в комплект этих документов, когда мы получаем их от туроператора, какие документы нужно подписать при выдаче документов. Все эти вещи за неделю-две плотной работы можно освоить в отличие от знания стран и отельной базы, к сожалению. Приоритетом для вас должно быть то, что менеджер, когда вы берете его на работу, нормально знает страны и отели. Причем, в принципе, если вы, конечно, берете не суперпрофи, будет хорошо, если человек знает, что называется, от и до хотя бы пару стран, оптимально – это на летний сезон Турция, на зимний сезон – Египет. Если человек работал гидом и в одной и в другой стране, он, естественно, уже имеет неплохое представление и он может вам подойти, чтобы дальше по ходу дела вы с ним могли, так сказать, подтягивать другие страны и научить его тому, что он не знает о работе турагента. А вот если человек не знает стран и не знает, не понимает и не любит психологию продаж, с таким менеджером вам не по пути.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Урок 3 Знать хоть что-то о своем клиенте так же важно, как знать о своей продукции все
Урок 3 Знать хоть что-то о своем клиенте так же важно, как знать о своей продукции все Возьмем, например, политических деятелей. Любой политический деятель будет поддерживать ваше предложение лишь до тех пор, пока оно популярно в политическом отношении или сулит
Покупка автомобиля в кредит: это должен знать каждый
Покупка автомобиля в кредит: это должен знать каждый Для многих россиян покупка автомобиля в кредит — единственный шанс осуществить свою заветную мечту и стать наконец-то автовладельцем. Однако в своем стремлении реализовать задуманное не стоит забывать о том, что на
6.5. «Кризис двух месяцев»: это должен знать каждый
6.5. «Кризис двух месяцев»: это должен знать каждый Большинство семей, как и большинство людей, переживают в своем развитии ряд объективно обусловленных кризисов, связанных с накоплением опыта и переходом в качественно новое состояние; наиболее известен из них так
138. Каким должен быть менеджер по продажам? Должен ли менеджер по продажам быть маркетером?
138. Каким должен быть менеджер по продажам? Должен ли менеджер по продажам быть маркетером? Вопрос, для ответа на который написаны тысячи книг! Менеджер по продажам должен знать продукт, верить в него, знать своего клиента, его бизнес (это важно!), он должен знать психологию,
140. Кто должен искать клиентов? Кто лучше знает клиентов компании – маркетер или менеджер по продажам?
140. Кто должен искать клиентов? Кто лучше знает клиентов компании – маркетер или менеджер по продажам? Поиск клиентов – это задача и для менеджера по маркетингу, и для менеджера по продажам. Но в распоряжении маркетера гораздо больший инструментарий и больший бюджет для
Что должен знать HR-специалист о новых технологиях
Что должен знать HR-специалист о новых технологиях Для того чтобы участвовать в обсуждении стратегических вопросов, связанных с развитием технологий, вместе с руководством компании, а также понимать, как они будут влиять на основные целевые группы, и должным образом
Что должен знать HR-специалист об экономических и юридических аспектах
Что должен знать HR-специалист об экономических и юридических аспектах Для того чтобы участвовать в обсуждении экономических и правовых вопросов, HR-руководитель должен быть в курсе современных тенденций и знать, где можно получить соответствующую свежую информацию.
Что должен знать HR-специалист о демографических характеристиках трудовых ресурсов
Что должен знать HR-специалист о демографических характеристиках трудовых ресурсов Для того чтобы участвовать в обсуждении вопросов, связанных с человеческим капиталом, HR-руководитель должен быть в курсе современных тенденций и знать, где можно получить
Введение. Что должен делать менеджер?
Введение. Что должен делать менеджер? Развивать сотрудников компании. Помогать им расти. Это как правильно питаться или делать зарядку.Вы знаете, что это правильно. Что вы должны это делать. Но если вы похожи на большинство современных менеджеров, то не делаете этого или
Не знать – значит знать нечто очень важное
Не знать – значит знать нечто очень важное Если Производитель чего-то не знает, он чувствует себя крайне неуютно. На собрании, не понимая, что будет дальше, он требует: «Доктор Адизес, скажите прямо, к чему вы клоните?» Ответ: «Не знаю. Скоро выясним. Я не хочу опережать
Не знать – значит знать нечто весьма важное
Не знать – значит знать нечто весьма важное Если P чего-то не знает, ему становится не по себе. Когда я занимаюсь коучингом Производителей, они часто спрашивают: «Доктор Адизес, куда вы нас ведете?» – и приходят в замешательство, когда я говорю: «Не знаю, пока я лишь зондирую
Варианты расчета заработной платы менеджера по туризму
Варианты расчета заработной платы менеджера по туризму Тур считается проданным при 100 %-ной его оплате.1. Беспроцентная система: оклад 22 000-30 000 руб.2. Оклад + проценты:• Оклад 10 000-15 000 руб. + 10 % от проданных менеджером туров.• Оклад 15 000 + 10 % после реализации туров более чем
Урок 3 Знать что-нибудь о своем клиенте так же важно, как знать все о своем товаре
Урок 3 Знать что-нибудь о своем клиенте так же важно, как знать все о своем товаре Возьмем, к примеру, политиков. Политик будет поддерживать ваше предложение лишь в той мере, в какой оно политически популярно или сулит особенно большие выгоды.Это вовсе не означает,
Четыре ключевых фактора успешности менеджера по туризму
Четыре ключевых фактора успешности менеджера по туризму Рассмотрим структурно то, что действительно влияет на продажи каждого конкретного сотрудника. Как с помощью правильного подбора сотрудников, системы мотивации, обучения или необучения повлиять на успех в
Как новичку стать успешным турагентом?
В июне тысячи студентов-выпусников профильных туристических вузов по всей стране получают долгожданные дипломы — учеба завершена, пришло время начать профессиональный путь. Среди разнообразия туристических профессий одна из наиболее популярных — менеджер по туризму. RTourNews.ru решил помочь начинающим специалистам и рассказать, как достигнуть вершин в турбизнесе и стать успешным турагентом.
Вы удивитесь, но найти работу менеджера по туризму не так-то просто. Как правило, в турфирмах требуют от соискателей опыта работы, но где его взять, если работодатели один за другим отказывают? Если есть необходимые задатки, а самое главное желание, для начала можно попробовать устроиться помощником менеджера. Да, придется какое-то время поработать «на подхвате», но зато можно получить столь необходимый опыт. Во многих турагентствах в начале высокого сезона предпочитают взять в штат одного-двух молодых сотрудников на перспективу. Многие нынешние успешные турагенты пришли в профессию именно так.
Бесконечные поиски работы уже позади. Вас, наконец, приняли в штат. Что дальше? Как разобраться в этом туризме, о котором так мечтал, но на самом деле не имеешь реального представления, куда ты попал. Мечты и реальная жизнь далеки друг от друга. Многих привлекает туристический бизнес по причине известного заблуждения, что рабочие будни менеджера состоят из постоянных поездок по миру. Да, менеджеры по туризму посещают рекламные туры, участвуют в туристических выставках, но это их работа. Попробуйте посмотреть двадцать, а то и больше отелей в день, та еще в невыносимую жару! Это Вам не лежать под пальмой с коктейлем в руке.
Часть новичков уходят с туризма после первого месяца работы. Одни говорят, что это не их хлеб. Другие, что не выдерживают сумасшедшего темпа туризма, нервы сдают, мозги кипят. И это хорошо, происходит естественный отбор. Слабые уходят, остаются только те, кому туризм интересен и эта работа его призвание.
Простые, но важные советы для начинающего менеджера по туризму.
Учиться, учиться и еще раз учиться! Какое бы у Вас не было высшее образование, профильное или нет, Вам придется учиться. Впитывайте всю важную и необходимую информацию для работы. Учитесь у менеджеров компании, руководства, иностранных партнеров. Особенно Вам повезет, если вы попадете в дружный коллектив, где все друг друга поддерживают, а не готовы съесть. Повышайте свой профессиональный уровень: читайте журналы, книги, статьи на туристическую тематику, сидите на туристических сайтах.
Рекламные туры нужны как воздух, тем менеджерам, которые работают на отправку туристов за границу. Часто менеджеров не отпускают в рекламные туры или не хотят отправлять бесплатно. В последнем случае – отправляйтесь в рабочую поездку за свои деньги. В части туркомпаний сотрудников наоборот отправляют в рекламники несколько раз в год чуть ли не принудительно, часто оплачивают при этом половину стоимости тура. Куда бы Вы ни устроились, запомните, если не ездить в fam-трипы и не смотреть объекты, которые Вы продаете, то в итоге сложится такая ситуация, что Ваши туристы будут знать в несколько раз больше, чем Вы.
Посещайте разные туристические тренинги, семинары, выставки, воркшопы. Путешествуйте самостоятельно. «Обрастайте» туристами. Главный пункт, без которого невозможен туристический бизнес, это туристы. Сразу они не упадут Вам с неба, как манна небесная. Работайте с базой туристов компании, а со временем будут появляться новые, которые начнут приходить именно к Вам. Ищите и привлекайте их сами.
Качества и знания, которые помогут в работе начинающему менеджеру по туризму
Менеджер по туризму — это тонкий психолог. Он должен уметь хорошо разбираться в людях. Часто турист сам не знает, чего хочет: «Хочу туда, не знаю куда». Задача менеджера выяснять потребность туриста и предложить именно то, что ему нужно на данный момент, учитывая его возможности.
Кроме того, работать в индустрии туризма сможет только коммуникабельный человек. Менеджер по туризму работает с большим потоком людей. Каждый турист будет требовать максимум внимания и задавать море вопросов. Ваша задача — это найти подход ко всем. Сделать все возможное, чтобы как можно больше туристов стали постоянными.
Знание иностранных языков. Это не значит, что Вы должны быть полиглотом, но знать как минимум английский язык на разговорном уровне обязаны. А иначе, как вы будете вести переписку или переговоры с иностранными партнерами.
И последний совет: учитесь слушать своих туристов, будьте терпимы к ним и внимательны ко всем деталям!
Работа в туристической отрасли: с чего начать?
Факторы успеха
Для карьерного роста есть определенные базовые правила, универсальные независимо от того, в какой отрасли бизнеса они применяются.
Основное правило — это формула «Динамика + Интеллект». Чем больше человек активен, настойчив, целеустремлен, тем больше у него шансов с помощью своей энергии добиться успеха и преодолеть свои слабости. Второе качество, которое по большей части врожденное, — это интеллект, который как раз и управляет этой энергией. Таким образом, грамотно направленная энергия позволяет достичь гораздо большего эффекта, чем какая-то хаотичная активность. Помимо этого важно уметь строить отношения со своим окружением, вследствие чего нужно обладать высокими коммуникативными навыками, а также иметь запас знаний в своей сфере работы.
Примерно такие же качества востребованны в потенциальном сотруднике компании, работающей в туристическом бизнесе.
Любой человек, приходящий в туристическую компанию, который искренне увлечен своим делом, путешествиями, приключениями и все свои силы отдает этому, выглядит более выигрышно для работодателя и имеет гораздо больше шансов добиться успеха в этой профессионально отрасли.
Туризм это сфера, очень плотно контактирующая с людьми, так как нужно сформировывать интересные маршруты, а это делается в тесном взаимодействии с клиентом, зарубежными компаниями и принимающей стороной. Нужно суметь убедить потенциального клиента и партнеров в своем решении, довести до логического завершения свою деятельность — продать путешествие. Поэтому очень важным качеством является свойство убеждения, аргументированное обоснование своей позиции. Клиент и партнеры должны понимать, что предложение, сформированное сотрудником, выгодно не только вашей компании, но и им. Поэтому еще один фактор успеха для построения карьеры в туристической компании — быть эффективным коммуникатором.
Также для создания и продажи качественного туристического продукта важно обладать хорошим уровнем образования и общей эрудицией. Это позволит создать запоминающийся и увлекательный маршрут, оригинальную программу с посещением интересных мест.
Работодатель обязательно оценит соискателя на должность, если кандидат прекрасно знает «материал», если он был в тех местах, которые он продает или очень хорошо информирован о них, и если он сможет ярко и красочно рассказать об этом. Первый ознакомительный рассказ о путешествии клиенту очень сильно влияет на последующую продажу тура.
Существует еще одно специальное качество, необходимое в туристической сфере, — это знание иностранных языков. Крупные туроператоры, специализирующиеся на разных направлениях, работают напрямую с зарубежными поставщиками, поэтому требуется хорошее знание как минимум английского языка, так как на нем говорит весь мир. Дополнительным плюсом будет владение испанским языком, так как он второй по распространенности (за исключением китайского).
В какие компании трудоустраиваться?
Перед построением карьеры в туристическом бизнесе нужно четко понять структуру отрасли, которая делится на туроператоров и агентов-дистрибьюторов.
Преимущество туроператора заключается в том, что он сам занимается разработкой, и для претендента может быть интересным именно это направление деятельности, поскольку оно связанно с созданием туров и путешествий. В компании-туроператоре больше возможностей построить интересную карьеру.
В отличие от туроператоров, агенты занимаются исключительно продажей продукта. Однако для молодых специалистов, делающих первые шаги построения карьеры, целесообразно поработать у агентов, так как у них больше предложений на рынке и можно получить стартовый опыт, который пригодится для поиска работы в крупных сложившихся компаниях.
Где искать работу?
Помимо отлаженных способов поиска вакансий через профильные разделы объявлений, также хорошо работают личные рекомендации и знакомства.
Существуют специализированные компании по подбору туристического персонала, но если говорить о них, то для начинающих специалистов сложно найти работу таким образом, поскольку претендентов много, внимание им уделяется незначительное и поэтому, скорее всего, ваше резюме просто не заметят.
Эффективнее использовать для рассылки мотивационные письма потенциальным работодателям напрямую. Для поиска нужных контактов можно использовать отраслевые выставки, справочники туристических союзов и ассоциаций, профессиональные форумы и социальные сети. Кроме того, очень результативным методом может быть заведение знакомств на всевозможных туристических мероприятиях, например на фотовыставках и конференциях: очень часто их посещают руководители среднего звена и топ-менеджеры. Вполне вероятно, что в дальнейшем, благодаря этим знакомствам, вам предложат хорошую должность.
Если вы определились с компанией и вас пригласили на собеседование, то нужно помнить о следующем моменте. Мало просто обладать вышеперечисленными качествами, их нужно суметь еще правильно продемонстрировать, чтобы у работодателя не сложилось представление о вас как о человеке навязчивом или наоборот замкнутом. Однако если вы действительно увлечены путешествиями, то с этим проблем быть не должно.
Об авторе:
Вячеслав Красько — профессиональный финансист, занимал руководящие должности в банках, работал финансовым директором в структурах Олега Дерипаски и Романа Абрамовича. В 2006 году был включен в список самых успешных молодых людей в мире бизнеса в возрасте до 33 лет («33 перца», журнал «Финанс»). В настоящее время Вячеслав Красько — владелец туроператора экзотических путешествий «Год Весны».
Вячеслав путешественник, член союза кругосветчиков России. Совершил кругосветное путешествие в 2010–2011 году. Создатель проекта «Год весны» и автор одноименной книги, выходящей в издательстве «Постум» в июне 2012 года.
Как стать успешным менеджером по туризму с нуля. Пособие для новичков от профессионала
Туристический бизнес в наше время развивается с фантастической скоростью. Сегодня можно посетить любую страну мира и не думать о документальной волоките, за вас все сделают туристические агентства, а точнее специально обученные люди — менеджеры по туризму. Многих соискателей привлекает данная должность, весь это возможность выполнять очень интересную и активную работу. Но новичку очень сложно устроиться в турагентство, одного желания здесь мало, практически везде требуется опыт работы.
Поэтому Reconomica решила узнать, как человеку стать менеджером по туризму, если очень хочется, а опыта ноль. Для этого просто нужно найти человека, которому удалось пройти этот тернистый путь и добиться успехов в данной сфере. И мы, конечно же, нашли! Сегодня у нас в гостях Юлия из г. Киров. Эта девушка пробивалась в мир туризма с особой упертостью и совсем без опыта работы, но все же она достигла своей цели — стала не только ведущим менеджером по туризму, но и открыла собственное туристическое агентство. А как у нее это получилось, читайте ниже.
Коротко об авторе. Почему туризм?
Перетягина Юлия Сергеевна, 35 лет. Окончила государственный педагогический университет по специальности педагог начальных классов с дополнительной специальностью “учитель иностранного языка“. Успешно окончив университет, устроилась на работу преподавателем английского языка в учебный центр. Отработав один учебный год, я решила, что быть учителем — не моё. Стала задумываться о смежной профессии, чтобы образование пригодилось, но вариантов не было.
Как-то раз на моём уроке английского была тема: «Для чего я изучаю иностранный язык», и одна ученица сказала фразу, которая стала толчком в дальнейшем выборе моей профессии, а именно, что ей нужен английский язык, чтобы работать в турагентстве, ездить по разным странам, общаться с иностранцами, вести переговоры.
В этот момент я подумала, а почему нет? Это очень интересная и увлекательная работа. И я решила попробовать себя в этой сфере, абсолютно не имея навыков и представления о работе.
Менеджер по туризму — очень интересная и увлекательная работа.
Поиски работы
После принятия решения о смене сферы деятельности я доработала до конца учебного года и не стала продлевать контракт на следующий год. Начались поиски работы в агентстве.
Если просмотреть вакансии менеджеров по туризму, то почти везде отдаётся предпочтение менеджерам с опытом работы от одного года, но несомненным плюсом было, что никто не просил профильное образование по данной специальности.
Это дало мне надежду, что я смогу найти работу в этой сфере, даже без опыта. Тем более гуманитарное образование и знание иностранного языка были несомненными моими преимуществами. Так мне казалось.
Скажу сразу, что работая менеджером по туризму, достаточно базовых знаний английского языка для правильного прочтения названий отеля и более лёгкой ориентации в терминах.
Первое собеседование я с треском провалила. Владельцы агентства готовы были взять новичка, устроив импровизированный экзамен по странам массового посещения, который я не смогла осилить, даже с учетом небольшой подготовки.
Еще пара агентств так же дали свой отказ, отдав предпочтение людям с опытом. Когда я уже начала отчаиваться, одно из крупных популярных агентств нашего города пригласили меня на испытательный срок. Счастью не было предела! Брали меня на работу без договора, без официального оформления и уточнения об оплате труда. Но я все равно была рада, так как решила, что научусь всему и буду иметь хотя бы небольшой опыт в этой сфере, даже если не пройду испытательный срок.
Фото из рекламного тура по российскому югу.
Обучение на новой работе
Радость была недолгой. Владелец агентства ждал, что действующий менеджер меня быстро всему научит, а делать этого менеджер не спешил. Мне разрешалось сидеть с ноутбуком и развлекать гостей офиса, которые ждали своей очереди на оформление путевки. Мне показали основы подбора туров через поисковую систему, то есть пока клиент ждал своей очереди, я могла немного сориентировать его в ценах по запросу.
Когда клиентов было немного, я стояла рядом с менеджером и тщательно старалась запомнить и даже записать его действия. Менеджер был очень опытный, с ходу определял желания и возможности клиентов и всегда находил нужные отели по адекватной стоимости.
Наблюдая за его работой, я уже имела представление о деятельности турагентств, запоминала названия хороших отелей, имела представление о заполнении документов и бланков строгой отчетности.
В голове уже был план работы:
Первые брони
Первая моя бронь была на экскурсионную программу в Санкт-Петербург. Основной менеджер был занят, а клиент не мог ждать, поэтому наконец-то разрешили мне сделать подбор и бронирование тура.
Туры по России самые легкие по подбору и оформлению. Я все оформила, приняла полную оплату, забронировала турпакет у туроператора и в этот же день уже получила подтверждение. Была просто счастлива, очень мне это все понравилось, поняла в очередной раз, что не зря сюда пришла.
Надо сказать, что моя первая бронь состоялась примерно через месяц работы в этом агентстве. После этой удачной заявки мне разрешили бронировать путевки по России. Все еще не доверяя делать брони за рубеж.
Туры по России самые легкие по подбору и оформлению.
Хождение по агентствам в поисках лучшего варианта
Как-то у нас состоялся разговор с менеджером, который сказал, что пока меня не оформят официально, он ничему меня учить не будет. Далее я уже поняла, что оформлять меня вообще не собирались. Поговорив с директором, мы пришли к обоюдному мнению, что пора расстаться.
Мне дали расчет, минимальную оплату, чуть больше 6 000 рублей, но я и этому была рада. Получив бесценный опыт, я стала дальше искать место работы.
В следующем агентстве меня сразу же взяли на работу. Было небольшое собеседование, на котором я ответила на все вопросы и была достаточно уверена в себе. Но отработала я там совсем недолго, зарплата была сдельная, а туристов и, соответственно, заявок не было вообще. Просидев месяц и забронировав всего пару заявок, я ушла уже по собственному желанию.
Летние месяцы самые напряженные — все едут к морю!
А вот в следующем агентстве я уже задержалась надолго. Опять же успешно и с первого раза пройдя собеседование, я стала одним из главных менеджеров. Я успешно бронировала туры любой сложности, составляла индивидуальные пакеты, без проблем продавала популярные направления. В итоге на базе этого агентства я стала вести курсы подготовки менеджеров по туризму (плюсом к основной работе).
Соответственно, и зарплата моя стала мне очень нравится, буквально за два-три месяца работы я вышла на зарплату 25 000-30 000 рублей, что для нашего города является доходом выше среднего. В зимние месяцы выходило немного меньше – 18 000-20 000 рублей, что тоже было довольно хорошо.
Все это не далось мне просто так. Получив основу знаний в первом агентстве, дома я постоянно занималась самообучением, читала форумы, информацию по странам, учила отельную базу, смотрела вебинары и посещала все презентации туроператоров. Я никогда не пожалела о своем выборе.
Необходимые знания и навыки для успешного менеджера по туризму
Плюсы и минусы в работе
Плюсы:
Минусы:
Глядя на плюсы и минусы, каждый человек может для себя решить подходит ли ему эта должность.
Менеджер по туризму – это не профессия, это образ жизни. Звонки от клиентов и туроператоров могут быть вне рабочего времени, когда вы на отдыхе, на даче, ночью. Всегда нужно быть на связи, возможны экстренные случаи, когда необходима ваша помощь.
Опыт, конечно, имеет большое значение в этой сфере деятельности, но если задаться целью, то можно очень быстро обучиться всему и стать очень успешным менеджером, даже не имея огромного опыта и профильного образования.
Проработав несколько лет в агентстве, я решилась на открытие своего. Но это уже совсем другая история, которую вы можете почитать здесь!