что нужно знать начинающему маркетологу
Что нужно знать начинающему интернет-маркетологу?
Кто такой интернет-маркетолог?
Помните, раньше были обычные маркетологи? Эти люди занимались продвижением компании. Они проводили анализы, строили стратегии, выпускали буклетики, устраивали различные мероприятия и т.д.
Не пугайтесь. Они есть и сейчас.
Но на рынке появились и их братья — интернет-маркетологи. Люди, которые продвигают бренд в интернете. Например, есть какая-то компания N. Чтобы о ней узнали клиенты, ей нужно выйти в онлайн и помахать всем ручкой. Со всех сторон. Эту обязанность владелец перекладывает на интернет-маркетолога.
Чем занимается интернет-маркетолог?
Если вам интересна эта профессия, давайте в ней подробнее разбираться. Что вы должны уметь, если захотите работать интернет-маркетологом?
Например, мы можете поставить перед собой такие цели:
Сколько зарабатывает интернет-маркетолог?
Один из самых интересных подпунктов статьи. Предлагаю рассмотреть два варианта.
Первый: вы — начинающий интернет-маркетолог в Москве. На какую зарплату можете рассчитывать?
Второй: вы — опытный интернет-маркетолог. Какие зарплатные горы гарантирует вам HeadHunter?
Резюмирую: никаких зарплат в 20-30 тысяч рублей нет. Минимум — от 40. Впечатляет?
Если боитесь брать на себя такую ответственность, начните с малого:
Где можно учиться на интернет-маркетолога?
Вы же не ждете, что здесь будет анонс других курсов? Мы приглашаем на курсы TeachLine. На нашем курсе «Интернет-маркетолог» вы научитесь всем азам профессии. Будем изучать бизнес-аналитику, SEO, контент-маркетинг, рекламу, работу с сайтом, веб-дизайн и т.д.. В общем, все то, о чем в этой статье говорили. И даже больше!
2020 год стал прорывным в онлайне. Внешний мир закрылся — и все пошли в интернет. Бренды начали бороться за клиентов. А специалистов, которые в этом деле компаниям помогут, не хватает. Приведу личный пример. Мне постоянно пишут знакомые с вопросом: «Посоветуй интернет-маркетолога. Может, есть кто на примете». А я размахиваю руками и говорю, что все мои друзья уже у кого-то работают. Услышьте меня еще раз: «Специалистов не хватает». И вам нужно занять это место как можно скорее.
Что должен знать и делать интернет‑маркетолог: навыки и требования
редактор Контур.Школы, эксперт в области интернет‑маркетинга
Разбираем, кто такой интернет-маркетолог: чем он занимается в компании, какими компетенциями обладает. Кому подойдет профессия и как ее освоить.
Кто такой интернет-маркетолог и чем он занимается
Чтобы компания получала прибыль от производимого товара, о его свойствах и характеристиках нужно рассказать потенциальным покупателям. Именно с этой задачей работает маркетолог – сотрудник, который генерирует входящий поток клиентов.
Интернет-маркетолог – специалист, который продвигает бренд в сети, с помощью различных методов и инструментов.
Чтобы эффективно рекламировать продукт, специалисту по интернет-маркетингу нужно исследовать рынок, анализировать конкурентов, понимать портреты целевой аудитории своего товара.
Кому подойдет профессия интернет-маркетолога
Интернет-маркетолог работает как с цифрами (ведет статистику, рассчитывает конверсии и ROI), так и с текстами (составляет рекламные объявления и контент для продвижения).
Вы сможете стать интернет-маркетологом, если:
Что должен знать и уметь маркетолог?
Сегодня работодатели ищут в команды универсальных « бойцов » – сотрудников, которые своими компетенциями решат сразу несколько задач. Разберем, какие знания, умения и навыки помогают интернет-маркетологу быть востребованным специалистом с высокой зарплатой.
1. Выстраивание маркетинговой стратегии
Самая « далеко смотрящая » компетенция из нижеперечисленных. Нужна, чтобы:
Есть отечественные и зарубежные техники и инструменты (SWOT-анализ, ABC-анализ, форсайт-мышление, матрица BCG и др.) для построения стратегии, которая приведет бизнес к успеху. Разбираем их на курсе “Стратегический маркетинг”.
2. Определение целевой аудитории и ее потребностей
Вы сможете в нескольких коротких сообщениях донести до клиента выгоду от сотрудничества с вами, зная, кто входит в целевую аудиторию, с какими « болями » сталкиваются эти люди, для решения какого рода проблем чаще покупают товар или услугу, как ваш продукт улучшает им жизнь,
После этого вы сможете выделить часто повторяющиеся типы клиентов и сделать приоритет на них.
Наглядно сегментировать аудиторию помогают карты персонажей, в которых выделяются особенности каждого типа клиентов. Вы сможете правильно расставить акценты контента и рекламы.
Пример карты, созданной в XMind
3. Создание продающего лендинга
Грамотно составленная посадочная страница позволяет пользователям больше узнать о продукте. Вы пошагово рассказываете, что это за продукт, какие он решает проблемы, как им пользоваться, на каких условиях и в какие сроки можно его получить.
Пользуетесь вы при этом конструктором сайтов (например, Тильда или WordPress) или составляете ТЗ программистам – не имеет значения. В любом случае вы пишете контент и определяете, какая информация и в каком порядке будет представлена.
Составляющие лендинга:
Лендинг – упаковка продукта, поэтому маркетолог должен знать, что конкретно написать в каждом разделе и какими визуальными элементами наполнить. Часто от этого напрямую зависит конверсия в заявку и будущая прибыль компании.
4. Контекстная реклама
Вечером вы искали домик для празднования нового года с друзьями, а утром браузер пестрит баннерами с арендой помещений – можно сделать вывод, что где-то хорошо работают маркетологи.
Под контекстной рекламой понимают объявления, которые показываются пользователям исходя из поисковых запросов, интересов или поведения в сети. Основная масса работы ведется в сервисах Яндекс.Директ и Google Реклама.
В обоих сервисах можно запустить рекламу на поиске, рекламу в контекстно-медийной сети (Гугл) или рекламной сети Яндекса (соответственно, Яндекс), баннерную и видеорекламу, рекламу приложений.
При создании рекламной кампании ы выбираете способ оплаты: переходы на сайт, количество показов или просмотров видео.
Советы для тех, кто только начал работать с этими площадками:
5. Контент-маркетинг – строим доверительные отношения с покупателем
Здесь нет ограничений в количестве символов, формате видео и картинок. Нужно рассказывать о продукте/своей сфере деятельности так, чтобы пользователи захотели подписаться на обновления и читать статьи постоянно.
В каких случаях стоит использовать контент-маркетинг:
Контент-маркетинг может быть полезен для поисковой оптимизации – сайт будет чаще появляться в выдаче, вырастет количество лидов.
Как создавать уникальный и интересный контент, разбираем на курсе «Копирайтер и коммерческий редактор».
6. SMM и ведение соцсетей
Чтобы понять важность этого инструмента, достаточно взять в руки телефон и открыть статистику по экранному времени и часто используемым приложениям.
Что писать в корпоративном аккаунте, как общаться с подписчиками, в каких конкретно соцсетях найти ЦА – все это может быть задачей интернет-маркетолога.
У каждой соцсети сегодня есть своя рекламная платформа + MyTarget. Некоторые принципы работы пересекаются (цель РК, форматы объявлений), другие остаются уникальными для площадок.
Плюсы SMM как инструмента:
Есть чем дополнить? Пишите в комментарии!
7. Web-аналитика
Откуда пришел пользователь, что делал на сайте, какие страницы смотрел, какой отрывок текста внимательно читал, на какой Call-to-action обратил внимание – это важные знания специалиста по интернет-маркетингу.
Ведение аналитики помогает понять, какие источники рекламы принесли много конверсий, а какие стали неудачным экспериментом.
8. Составление семантического ядра и основы SEO
Поисковая оптимизация работает со средне- и низкочастотными запросами и показывает пользователю не те страницы, за которые заплатили рекламодатели, а те, которые точнее отвечают на запрос пользователя. Задачу часто отдают на аутсорс, потому что закупка ссылочной массы, отслеживание поисковых алгоритмов и реакция на их изменения, аудит сайта на ошибки – весьма трудозатратный процесс.
Зная хотя бы основы SEO, вы:
Это поможет сайту попасть в поисковую выдачу.
Главное преимущество SEO: вы один раз размещаете контент, после этого он индексируется поисковыми системами и в течение остальной жизни сайта приносит трафик.
9. Email-маркетинг
Продвижение продукта с помощью электронных писем. Цели рассылок могут быть разными: познакомить с брендом, рассказать о новинке, анонсировать мероприятие, повысить лояльность к продукту. Построение и оформление email зависит от того, какую именно задачу вы хотите решить.
Плюсы email-маркетинга:
В шпаргалке мы собрали список программ, которые пригодятся интернет-маркетологу в работе.
В конце статьи есть шпаргалка
Карьера и заработная плата интернет-маркетолога
По данным hh.ru зарплатная вилка интернет-маркетолога в Москве – 70-300 тысяч рублей, в регионах чуть меньше (например, минимум для Екатеринбурга – 45 тыс. руб.).
Заработная плата директора по маркетингу в Москве – от 150 000 до 300 000 рублей.
Будущее профессии интернет-маркетолога
У сферы интернет-маркетинга большое будущее. Наряду с тем, как совершенствуются действующие площадки, регулярно появляются новые способы продвижения и площадки для размещения рекламы. Интернет-маркетологу нужно быть гибким и не бояться пробовать новое. В этом случае больше вероятность, что очередная ваша гипотеза сработает, выручка бизнеса взлетит, а компания выйдет на новый уровень.
По данным Википедии TikTok запущен в 2018 году, а в сентябре 2021 года его ежемесячная аудитория превысила 1 млрд человек. Для ряда бизнесов эта площадка стала прибыльным вариантом рекламы.
Как стать хорошим интернет-маркетологом
Главный совет, который можно дать всем, кто хочет заняться интернет-маркетингом: осваивайте теорию и сразу отрабатывайте ее на практике.
Сфера быстро развивается. Если изучить основы, а практику отложить на потом, то интерфейсы, логика работы алгоритмов, да и сами инструменты рекламы могут сильно измениться, и полученные знания окажутся неактуальны.
На курсе Интернет-маркетолог в Контур.Школе слушатели могут отработать каждую пройденную тему на практике. Вот пример домашнего задания после урока «Тексты объявлений в Яндекс.Директе»:
Советы для начинающих маркетологов
Интернет-маркетинг — широкая сфера деятельности, которая позволяет выбрать более интересные области развития, совершенствовать компетенции и привлекать внимание аудитории к своему продукту.
Хотите подробнее узнать о формате обучения в Контур Школе? Проходите бесплатный курс по интернет-маркетингу. Разберете основы, познакомитесь с преподавателями, лично убедитесь в удобстве обучения на нашей площадке.
Желаем успехов в самосовершенствовании, карьерного роста и кратного увеличения зарплат!
Шпаргалка
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
Список полезных сервисов для работы маркетолога 152.2 КБ
Чему меня научили 18 лет в маркетинге: советы начинающим специалистам
Касякин Александр, директор по развитию ООО НЭЛИТ-СК, специально для блога Нетологии написал колонку о том, что такое маркетинг на самом деле — из реального опыта.
Статья в первую очередь предназначена тем, кто делает первые шаги в этом увлекательном, непростом мире маркетинга. Ни в коем случае не претендую на роль гуру или пророка, глаголящего истину в последней инстанции. Просто делюсь своим практическим опытом работы, ошибками, возможно, находками.
Что такое маркетинг на самом деле
Примерно лет 20 тому назад в нашей стране стала зарождаться, а к настоящему времени более или менее оформилась такая профессия, как маркетолог. Маркет — рынок, логос — наука, учение. Маркетолог — «изучающий рынок».
Зачастую те специалисты, которых сейчас называют маркетологами, таковыми не являются по сути выполняемой работы. У нас вообще произошла какая-то подмена понятий.
Человек, чья профессиональная обязанность — выписывать счета на оплату, проверять оплату счетов, формировать документы для отгрузки или отпуска товара покупателю, почему-то называется «менеджер по продаже». Пардон, господа, какой это менеджер? Чем этот «менеджер» управляет?
Так и с «маркетологами». Молодые мальчишки и девчонки, пишущие статьи в блоги или социальные сети, покупающие или продающие клики и переходы Яндекс.Директ, размещающие заказы на печать рекламных материалов в прессе или на билбордах, почему-то называются маркетологами или менеджерами отдела маркетинга. Маркетолог в первую очередь — это специалист, занимающийся изучением рынка, знающий рынок, знающий тенденции рынка, умеющий найти свой путь в той рыночной нише, в которой он работает или продвигает продукт. А менеджер отдела маркетинга — это управляющий отделом, управляющий каким-либо бизнес-процессом.
Несомненно, блоги, социальные сети, Яндекс.Директ, Google Adwords, билборды, выставки — все это очень важно! И этими направлениями должны заниматься специалисты, понимающие, что они делают и для чего. Но у меня не всегда получается назвать этих специалистов действительно маркетологами.
Так кто же такой маркетолог, что это за фигура, какую позицию в корпоративной иерархии он должен занимать (и на самом деле занимает), зачем он нужен вообще?
Определений маркетинга много. Мой же опыт говорит, что маркетинг — важнейшая составляющая успеха компании на рынке.
Кто такой настоящий маркетолог
Маркетинг — это прежде всего знание и понимание того сегмента рынка, на котором работает компания, или на котором она продвигает продуктовую линейку. Это знание конкурентов сверху, из более высокого ценового сегмента. Это знание конкурентов снизу, из более низкого ценового сегмента. Это знание, как я их называю, «конкурентов сбоку», т. е. тех, кто работает в той же ценовой нише. Причём знание — это не просто знание перечня торговых марок или названий корпораций. Это знание их методов продвижения продукта, знание их ценовой политики, знание их политики продвижения продукта. Это в том числе знание преимуществ и недостатков конкурирующих и замещающих продуктов.
Есть много разных механизмов, помогающих структурировать таковое знание. Простейшим и доступнейшим лично для меня пока что остаётся SWOT-анализ: простейшая 2-мерная матрица 2 х 2, где каждый квадрант определяет strengths — сильные стороны продукта или компании, weaknesses — слабые стороны продукта или компании, opportunities — возможности компании или продукта, threats — угрозы. Первые два квадранта — факторы внутренней среды, вторые — внешней. Об этом много где написано, не буду занимать время описанием известного и разжёванного.
Таким образом, человек, который занимается маркетингом, — это специалист, в профессиональные обязанности которого входит знание рыночного окружения, тенденций и умение анализировать собранную информацию. А для чего этот анализ нужен? Для чего знать, что происходит на рынке? Для чего знать конкурентов со всех сторон, ведь ваша компания производит такой важный и нужный продукт! Только вот с продажами как-то не ладится…
Чтобы продукт продавался, он должен быть востребован, на него должен быть спрос. Желательно, постоянно высокий. Хороший продукт продаёт себя сам.
Анализ продуктов конкурентов, анализ замещающих продуктов, плюс анализ потребностей целевой аудитории (ЦА) в сумме дают набор востребованных потребительских качеств продукта. Остаётся только понять: будут ли этот продукт покупать в действительности? Как это сделать?
Понимание позиции компании или продукта на рынке — вот ключ к успеху. Зная, где вы находитесь, и зная ваши цели, вы можете построить маршрут, по которому вам предстоит пройти, чтобы достичь поставленных целей. И это понимание даёт не кто иной, как маркетолог. Правда для этого компания должна понимать и знать, что она делает и зачем.
К сожалению, далеко не всегда руководство компании вообще задаётся вопросом: что делает компания, для кого она это делает, как сделать так, чтобы компания стабильно росла? И здесь мы подходим к реалиям нашего рынка, когда единственным маркетологом в компании является её владелец или руководитель, который вместо того, чтобы заниматься стратегическим планированием, отладкой бизнес-процессов, занимается несвойственными руководителю функциями рыночного аналитика, дизайнера продукта, менеджера продукта и не понимает, почему его персонал все делает не так, как оно должно быть.
Все дело в том, что внутренние связи в компании — это тоже дело маркетолога, т. к. неотлаженный механизм не может работать хорошо, не может выдавать стабильно позитивный результат.
Из всего этого следует, что маркетолог — ключевая фигура в компании. И от того, понимает ли это руководство компании или нет, зависит успех.
В наших реалиях зачастую маркетолог — это нахлебник, который не пойми чем занимается, требует каких-то денег на маркетинговую активность, на рекламу, а о выхлопе не говорит. Вот так воспринимается маркетолог фактически в 90% российских частных предприятиях, где он вообще есть. А там, где его нет в штате, всё равно этой работой приходится кому-то заниматься, при этом зачастую в отдел маркетинга набираются «девочки», единственной задачей которых является техническая организация выступлений, конференций, публикаций, поддержка и наполнение сайта, и никакого творчества.
Понятное дело, что ни о каком рыночном позиционировании в этом случае речи нет. И спроси руководителя такой компании: «А чем ваша компания отличается от такой же, находящейся в соседнем здании?», он и не знает, что сказать. Потому что по факту — ничем. И единственным критерием выбора такой компании может быть только цена. А покупателю далеко не всегда нужна низкая цена. Низкая цена, конечно же, душу греет, как же: сэкономил! А во что обходится такая экономия?
В результате на рынке огромная серая масса одинаковых компаний типа «купи-продай», «стройзаготмонтажсбытснабконтора» и т. д. Поэтому мы видим рекламные вывески, где зубное протезирование соседствует с услугами починки обуви.
Что важно сделать в первую очередь: план действий для молодых специалистов
Если вы действительно уверены, что хотите заниматься маркетингом, вот небольшой и не полный перечень действий в порядке, который в общем случае довольно корректный:
Зафиксируйте все это на бумаге. Рассчитайте потребность в маркетинговом бюджете. Составьте приблизительный график платежей подрядчикам (дизайн-бюро, агентства, СМИ и прочие носители, сайт или лендинг).
А теперь действуйте!
Всё, перечисленное выше, — далеко не полный спектр того, что нужно сделать. И не надо всё это воспринимать, как отдельные пункты из списка дел «to do». Многие перечисленные действия весьма тесно связаны одно с другим. Разделение порой условно. Ну как можно определить ЦА для продукта, если не определить его концепцию? Равно, как и невозможно определить концепцию продукта без определения ЦА, состава потребительских качеств, важных для ЦА.
Ну и самое важное, найдите «вишенку на торте» — найдите ту изюминку, ту приманку, на которую вы будете ловить потребителя. Она должна быть вкусная, желанная. Обладание этой вишенкой должно дарить потенциальному покупателю несравненное удовольствие или удовлетворение. Поверьте, опыт показывает, что эта «вишенка» есть у каждого продукта. Даже, казалось бы, откуда она возьмётся на рынке В2В? Но она и там есть! Я это знаю! Искусство маркетолога и состоит в том, чтобы её увидеть, а потом преподнести так, чтобы все ахнули.
Рынок В2С. Продажа укрытий-тентов для автотранспорта. Производитель-разработчик попросил что-то сделать для увеличения продаж.
На момент обращения в отделе продаж работало пять девушек, в неделю продавалось максимум пять укрытий. Завод изготавливал 10−15 укрытий в день. Необходимо было ликвидировать этот разрыв.
Что сделали? Так как на тот момент времени я делал только первые шаги в маркетинге, то способностей хватило на сбор ассоциаций, которые вызывала демонстрация фотографий этого укрытия. В качестве фокус-группы выступили как раз девушки-продавщицы. В результате исследования, продолжавшегося минут 40, первая ассоциация — «гроб», вторая ассоциация — «бегемот». Понятно, что первую ассоциацию использовать в рекламной кампании было невозможно. Поэтому стали работать со второй ассоциацией. Методом мозгового штурма, в тот же день, родилась квази-торговая марка «Сторожевые бегемоты».
В качестве канала распространения была выбрана массовая расклейка объявлений формата А4 по подъездам и столбам (тогда в Москве ещё не боролись активно с несанкционированной расклейкой и законодательно она не была запрещена).
На объявлении 30% площади занимало фото продукта и надпись «СТОРОЖЕВЫЕ БЕГЕМОТЫ». Был изготовлен первый тираж листовок в 1500 штук. Треть из них были расклеены по ближайшим к точке продажи жилым домам. Остальная тысяча была равномерно «размазана» по всей оставшейся Москве. Через неделю фирма стала продавать по 15 укрытий в день! Завод стал не успевать изготавливать эти укрытия.
Это был коллективный труд ребят, с которыми я тогда работал в одном рекламном агентстве. Чистого времени на разработку концепции акции, её подготовку, дизайн листовки ушло примерно 16 часов — 2 рабочих дня.
Правильно созданная концепция существующего продукта, правильно созданная идеология существующего продукта позволили в конечном итоге добиться такого потрясающего результата.
За 18 лет работы в маркетинге было много всего. Были удачи. Было непонимание. Было откровенное сопротивление. Надо верить в себя, следовать простым советам и постоянно анализировать происходящее. И успех к вам придёт.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.
Что должен знать и уметь хороший маркетолог
Есть и такие специалисты. Хотя большинство профи сосредотачиваются на определенном аспекте работы маркетолога и вкладываются в свое развитие на конкретном участке.
Есть примерный список вещей, которые профессиональный диджитал-маркетолог должен понимать на уровне пользования инструментом и оценки эффективности. Маркетологи, занимающиеся только раскруткой оффлайн, этими инструментами не пользуются, но остались ли сейчас такие мастодонты?
Итак, обычно маркетолог знает, как работают эти инструменты.
Яндекс.Директ или Google AdWords — настройка рекламных кампаний и оценка эффективности.
Контекстную рекламу используют практически все бизнесы, поэтому маркетологу придется ее настраивать и следить, чтобы бюджеты не утекали в никуда.
Таргетированная реклама (GA, YM, MyTarget) — настройка таргетированной рекламы в соцсетях.
С таргетингом разобраться проще, но здесь маркетологу потребуется подключить свою креативность, чтобы создавать завлекающие рекламные материалы. Работу со статистикой кликов, показов и расходом бюджета тоже нужно делать и понимать.
Блоггинг и контент-маркетинг — работа с лидерами мнений, инфлюэнсерами и СМИ.
Работать с блогерами, то есть находить их, предлагать им размещать рекламу, участвовать в подготовке контента, оценивать результативность и проводить долгосрочные кампании — одна из относительно новых задач маркетолога. Нужно быть в курсе трендов, знать, что сейчас на хайпе, поддерживать контакты с инфлюэнсерами.
SMM — ведение сообществ, пабликов, личных страниц с привлечением подписчиков, комьюнити-менеджментом и вовлечением.
Разработать SMM стратегию, выставить задачи и kpi — задача маркетолога. также он может на стратегическом уровне заниматься созданием вокруг бренда или продукта комьюнити.
Верстка сайтов, лендингов, рассылок, блогов — постановка задач сторонним или штатным специалистам.
Маркетолог должен разбираться в устройстве популярных движков сайтов, трезво оценивать их возможности и ограничения, чтобы четко ставить задачи и определять сроки исполнителям. Порой и самому потребуется быстро сверстать пару лендингов на Тильде, чтобы проверить гипотезы.
SEO — иметь представление о том, как сайты продвигаются в поисковиках белыми и серыми методами.
Даже если SEO для компании делает сторонний подрядчик, маркетолог должен быть включенным в работу, ведь SEO — часть общего плана продвижения, а не отдельная история.
Веб-аналитика — умение настраивать цели и делать выводы из статистики.
Google Tag Manager — работа с тегами.
Не нужно знать код или ждать программиста, чтобы размещать на сайте счетчики. Для этого есть Google Tag Manager, и маркетологу проще разобраться с ним, чем каждый раз подключать специалиста.
Настройка e-mail рассылок — организация цепочек писем.
Написать продающий текст письма, сверстать письмо на HTML, запустить автоматическую цепочку и проанализировать эффективность рассылки — типичные задачи e-mail маркетолога.
Что должен уметь маркетолог
Вот вкратце то, что должен знать интернет-маркетолог. А что он должен уметь делать своими руками и головой?
Креативить
Работать с сайтом
Маркетолог не должен уметь программировать и верстать сайты. Но знать, чего сайту не хватает и давать задачи программистам, дизайнерам, контент-менеджерам — должен. Проверить, стоят ли на сайтах счетчики и метрики, правильно ли они настроены, все ли в порядке с формами захвата, удобно ли пользоваться сайтом, в том числе и с мобильных устройств — все это маркетолог может делать.
Сквозная аналитика
Настраивать контекстную и тартегированную рекламу
Маркетолог широкого профиля самостоятельно организует рекламные кампании в поисковых системах Яндекс и Google, РСЯ и социальных сетях. Если в компании есть таргетолог/контекстолог или соответствующий подрядчик — штатный маркетолог может лишь корректировать эти процессы.
Пользоваться данными CRM
В CRM системах есть масса полезных данных для продвижения. Изучать клиентов и «лидов», собирать информацию для статистики и рекламных кампаний, получать инсайты — маркетологу очень полезно работать в CRM.
Сотрудничать с блогерами и интернет СМИ
Современный контент — это блогеры: ютуберы, инстаграмщицы… Маркетолог держит руку на пульсе и знает, к каким блогерам можно пойти с продвигаемым продуктом, а где будет лишь «слив» рекламного бюджета.
Он ведет базу блогеров-партнеров и оценивает эффективность рекламных интеграций. Не забывает маркетолог и «большие» СМИ: профильные сайты, отраслевые онлайн журналы, бумажные издания. Он знает, к кому обратиться и как опубликовать полезную статью бесплатно или выпустить нативный оплаченный материал.
Продвигать бизнес в социальных сетях
SMM — самая актуальная площадка для работы маркетолога. Сегодня люди хотят общаться с брендами, хотят поддерживать отношения, а перед покупкой познакомиться с ценностями и позицией компании. Для создания лояльного бренду сообщества сегодня лучше всего использовать социальные сети. Маркетолог знает, кто его аудитория в соцсетях и как до них достучаться.
Пользоваться десятками программ, сервисов и приложений
Маркетолог наших дней владеет сотней программ, которые автоматизируют и улучшают его работу. Trello для постановки задач команде. Яндекс.Метрика и Google Analytics для рекламных кампаний. Tilda для быстрой верстки промо-страниц. XMIND для стратегий. Prezi как замена Powerpoint. MailChimp для рассылок. Facebook, Instagram для постов и сторис и так далее…
Личностные характеристики маркетолога
Маркетологом может быть всякий. Но есть перечень личностных черт, с которыми работать маркетологом проще и интереснее, а успех придет быстрее.
Аналитический склад ума
Цифры, анализ, и снова цифры. Маркетолог просчитывает на несколько ходов вперед. Он умело оперирует цифрами, строит графики и диаграммы, формируя стратегию на основе больших данных. Маркетолог — хладнокровный аналитик. Но никакая программа никогда не заменит его, потому что не менее, чем математические способности, в маркетинге важны интуиция и творческий подход.
Внимательность и дотошность
Где плохой маркетолог скажет «и так сойдет», хороший маркетолог проверит данные еще раз. Информация — источник побед и поражений в маркетинге. К данным стоит относиться уважительно, проверять и перепроверять вводные, чтобы подготовить максимально реалистичные гипотезы с прогнозируемым результатом. Маркетолог говорит «мы получим 100-200 лидов» только тогда, когда уверен в этом.
Организованность и стремление к лидерству
Как вы уже видите из статьи, маркетолог часто выступает лидером маркетинговой команды: формирует общие задачи, выстраивает стратегию продвижения, собирает лучших специалистов и контролирует закрытие задач. Для всего этого нужно и самому быть крайне организованным человеком, и обладать несомненными лидерскими навыками.
Любопытство и широкий кругозор
Замкнутый на своих интересах человек вряд ли станет хорошим маркетологом, ведь для получения инсайтов нужно искренне интересоваться проблемами и потребностями целевой аудитории. Нельзя изучать то, что тебе безразлично. Маркетолог обычно дружелюбен и коммуникабелен, увлекается самыми разными вещами, следит за трендами, интересуется всем вокруг.
Стрессоустойчивость
Работа в маркетинге связана с людьми, а это обилие эмоций, частые конфликты, постоянные перемены. Тренды и запросы аудитории меняются стремительно. Сегодня в Instagram популярны только отретушированные глянцевые картинки, а завтра в тренде домашние фото и лонгриды. Нужно быстро перестраиваться, «ловить волну» и философски относиться к своим ошибкам.
Психологическая грамотность и эмпатичность
Изучив теорию психологии (которая тесно связана с маркетингом), специалист может узнать больше из количественных и качественных данных и сформировать лучшую стратегию продвижения. Понимая людей, вы можете формировать у них отношение к вашему продукту, «давить» на «боли» и адекватно отвечать на потребности, явные и скрытые.
Писательский и ораторские навыки
А также навык деловой переписки. Умение донести до аудитории свои мысли на бумаге, на экране и со сцены — один из полезных маркетологу навыков. Маркетолог много общается с покупателями, партнерами, клиентами, сотрудниками, подрядчиками и руководством.
Стремление к саморазвитию
Маркетолог всегда стремится повысить свое мастерство, узнать новые методы продвижения, опробовать новые инструменты. Маркетолог всегда хочет быть впереди, ему интересны эксперименты и развитие. Сложно представить маркетолога, который настроил рекламную кампанию и на этом успокоился.
Должностные обязанности интернет-маркетолога
Как же маркетологи применяют эти знания и личностные качества в обычной работе? Есть более-менее общий перечень должностных обязанностей, которые выполняет маркетолог.
Анализирует рынок
Любая работа начинается с анализа ситуации. Маркетолог всегда начинает кампанию с анализа сегмента рынка и продуктов конкурентов. Но аналитика нужна не только под конкретные задачи. Маркетолог тщательно отслеживает любые «дуновения» в своем сегменте, чтобы не пропустить устойчивые тренды, рекламные кампании конкурентов, новые продукты. Маркетолог — разведчик, который мониторит любые новости и ищет информацию, способную помочь вывести компанию в лидеры.
Также в аналитику включают социологические опросы, фокус-группы, контентные исследования, весь инструментарий социологов на службе маркетинга. Конечно, маркетолог не просто собирает информацию. Он делает выводы и строит стратегию продвижения, беря на себя ответственность за верное прочтение «знаков» рынка.
Изучает целевую аудиторию
Маркетолог работает для клиентов, пытаясь понять: что нужно этим людям, что ими движет, что пугает и что мотивирует. Для этого он много с ними общается: через изучение в интернете или напрямую на фокус-группах и глубинных интервью. В диалогах могут рождаться самые удивительные инсайты (открытия). Но и постоянное изучение источников в сети дает пищу для размышлений.
«Подглядывает» за конкурентами
Конкуренты часто дают здравые идеи продвижения. Также можно учиться у коллег и как не нужно делать. В общем, чужие ошибки и удачи служат отличной базой для собственных прорывных стратегий и генерации новых маркетинговых фишек. Конкурентной «разведкой» можно заниматься тайно или явно. Главное — не заимствовать идеи, а творчески перерабатывать активности конкурентов и быть на шаг впереди.
Привлекает новых клиентов и удерживает старых
Собственно, маркетолог занимается тем, что привлекает «лиды», которые отдел продаж превращает в клиентов. Также маркетолог создает активности для старых клиентов, удерживая их, формируя лояльность и делая их по возможности «клиентами на всю жизнь».
Чтобы найти новых клиентов, маркетолог выходит на новые рынки сбыта, ищет новые каналы продвижения. Он идет за клиентами туда, где они обитают. И старается говорить с ними на одном языке.
Разрабатывает новые продукты и офферы
Маркетолог смотрит в будущее и предугадывает, какой продукт будет продаваться как свежий айфон. Именно маркетологи придумали газировку без сахара, каршеринг и наносить шампунь дважды. Все успешные стартапщики, бизнесмены, владельцы сервисов — в первую очередь гениальные маркетологи.
Выделиться на перенасыщенном рынке, предложив уникальный сервис или супервыгодное предложение («оффер») — задача маркетолога экстра-класса.
Думает про деньги: влияет на ценовую политику и формирует рекламный бюджет
Опытный специалист сам формирует бюджет рекламной кампании, занимается скидками и в целом ценообразованием, работает с другими задачами в области финансов.
Как оценить компетентность маркетолога при найме на работу или в проект
В первую очередь маркетолог должен обладать подтвержденными навыками в области задач, которые ему придется выполнять именно в вашей компании. Таргетинг, SMM, работа с блогерами — совершенно разные вещи, и опытный таргетолог не сможет сходу раскрутить сообщество во Вконтакте.
Произнесите волшебное слово «кейсы». Профессиональный маркетолог обязательно продемонстрирует свои успешные проекты, на которых очевидным образом проявились его компетенции. Конверсии, лиды, подписчики, позиции в поисковиках, переходы с нативной рекламы — это все можно показать будущему клиенту или работодателю на встрече.
Конкретизируйте: как именно были достигнуты эти результаты? Как удалось добиться такого CTR, как вышли на такую конверсию? Попросите маркетолога примерить свои знания к вашему продукту: как бы он продвигал его?
Хотя маркетинг не равно продажи, эти процессы неотделимы друг от друга. Поэтому методы работы отдела продаж тоже входят в список того, что должен знать интернет-маркетолог. Маркетолог и продажник работают в паре, и маркетолог напрямую влияет на результаты продавцов, а значит, и всего бизнеса. В то же время не стоит «вешать» на маркетолога ошибки или нерасторопность отдела продаж.
Если маркетолог — частный специалист, то скорее всего он занимается продвижением личного бренда. Логично, что мы можем оценить его успехи в продвижении себя: прокачанность личного аккаунта, экспертные публикации, выступления на профильных конференциях, отзывы и награды. Сюда же можно добавить членство в гильдиях маркетологов. Если специалист работает всегда под крылом компаний, то он может и не иметь раскрученный личный бренд. Тогда за него все скажут резюме и рекомендации. Крутые специалисты еще и обучают, ведут курсы, пишут книги.
Заключение
Мы много сказали о том, что должен знать маркетолог. Профессия сложная, динамичная и требует самых разных навыков, которые нужно постоянно совершенствовать. Маркетолог — разносторонняя личность, всегда готовая узнать больше и стать лучше. Он любит людей и искренне интересуется их проблемами и желаниями. Маркетолог умеет делать руками множество вещей и умело применяет диджитал-инструменты, но всегда смотрит на задачу стратегически.