что нужно знать когда устраиваешься на работу в первый раз
12 советов тем, кто устраивается на работу первый раз
Сценариев устройства на первую работу может быть два: очень удачный, но маловероятный, или обычный, то есть сопряженный со всеми трудностями и препятствиями — с рассылкой резюме по множеству адресов с незначительным числом ответов, отнюдь не проходные, как казалось бы, интервью, и ожидание ответа с предложением, которое может и не поступить вовсе.
Многие выпускники чувствуют себя так, будто устройство на работу — это вопрос выбора между жизнью и смертью. Хотя любая работа окажет влияние на их карьеру, им следует помнить, что первая работа — это стартовая площадка. Шансы таковы, что это будет далеко не идеальное место и, тем более, совсем не то, о чем мечтал соискатель. Однако оно может обеспечить основу для удовлетворительной карьеры.
Дабы избежать неверного шага и попадания не на свое место, предлагаем 12 советов по поиску работы, которыми не мешало бы воспользоваться, прежде чем вы согласитесь прийти на свое первое рабочее место.
1. Взвесьте варианты с начальной зарплатой. Выберите для себя область, где вы хотели бы трудиться, и изучите рынок труда в этом секторе. Для этого используйте соответствующие интернет-сайты, где можно найти информацию о средней оплате труда. Затем прикиньте, будет ли хватать предлагаемого заработка, чтобы оплачивать поступающие счета.
2. Ознакомьтесь со всем предлагаемым пакетом выплат. Зарплата — это лишь часть всего компенсационного пакета. Так что лучше оценить весь пакет: предлагает ли компания страховку? Какой продолжительности у сотрудников отпуск и т. д.?
3. Призадумайтесь о качестве компании. Содержание работы и качество организации должны ставиться во главу угла. В конце концов, речь идет о том, что вы подыскиваете работу, которая предоставит вам большее число вариантов для продвижения и выбора следующего шага. Поэтому, прежде чем сказать «да», сравните условия работы и уровень культуры организации, возможности для продвижения вперед и уровни компенсации.
4. Удовлетворение работой важнее, чем зарплата. Внимательнее присмотритесь к такому вопросу, как удовлетворение от работы. Для этого нужно взвесить свои способности и наслаждение, которое вы получаете, используя их, с теми качествами, которые вы хотели бы приобрести, и с тем вознаграждением, которое имеет для вас значение.
5. Оцените фирменную марку нанимателя. Заботятся ли в компании о способных работниках? Занимается ли компания развитием трудовых ресурсов? Какие действуют системы поощрения? Поощряют ли работников участвовать в выработке решений? Все эти вопросы — ключевые индикаторы, указывающие на марку работодателя и на то, инвестирует ли компания в такой капитал, как люди.
6. Избегайте подсказок. Не слушайте других, кто говорит вам, чего вы сами должны хотеть. Прежде, чем согласиться на работу, удостоверьтесь, что это именно то, чего вам хочется, а не то, чего хотели бы ваши родители, друзья или наставник в колледже.
9. Месторасположение работы. Что важнее для вас: иметь хорошую работу в отличном месте, или же великолепную работу в месте, которое не выглядит столь заманчиво? Если местоположение, культура производства и стиль жизни для вас важны, то присмотритесь к другому варианту работы, если место ее расположения для вас значит больше.
10. Отдавайте отчет себе, что собственно ищете. Несмотря на то, что вы затратили много времени и усилий, не говоря о средствах, чтобы получить ученую степень или звание, слишком многие из нас так и не знают, что делать после окончания вуза, надеясь, что по ходу разберутся в этом. Не нужно стараться запланировать всю свою предстоящую жизнь, но по крайней мере надо иметь представление о том, что вы хотите делать, чтобы не тратить впустую время и энергию, пытаясь устраиваться на работу, которая вам не нужна.
11. Правильно оценивайте значение связей. Если для сферы недвижимости важен лозунг — место, место, место, то для карьерного роста важно понятие связей. Большинство вакансий заполняются благодаря слову и перекрестным ссылкам, так что поддерживайте полезные контакты.
12. Поиск работы — работа сама по себе. Чтобы найти работу иногда требуются месяцы.
В большинстве случаев студенты думают, что, заявив о готовности согласиться на любую работу в любой компании, их шансы возрастают. В реальности это бьет по ним, поскольку работодатели стремятся нанимать тех, кто знает, чего хочет, понимает, какой вклад вносит, и кто проявляет интерес как к занимаемой должности, так и организации в целом.
Как устроиться на работу, чтобы потом ее не потерять. Советует Роструд
Роструд периодически публикует доклады с ответами на важные вопросы о работниках, работодателях и законах. Он выбирает важное и пытается коротко и понятно объяснять людям, как их должны принимать на работу, когда могут уволить и сколько должны платить по закону. На днях вышел второй доклад в этом году: там о приеме на работу, документах и оформлении.
Если устраиваетесь на работу и хотите разобраться со своими правами, вот главное из этого документа.
Что нужно знать о приеме на работу
Основные моменты такие:
С какого возраста можно работать
На официальную работу можно устроиться с 16 лет. Но есть исключения, когда придется подождать.
Только с 18 лет можно работать:
Где работать до 16 лет
Если ребенку еще не исполнилось 16, по закону есть несколько вариантов для официального трудоустройства:
Где нельзя работать женщинам
Женщинам запрещены некоторые виды работ. То есть их не возьмут туда по трудовому договору в любом возрасте, даже если женщина попросит. Вот какие виды работ запрещены:
Если работодатель отказывается принять женщину на такую работу, этот отказ законный — требовать и жаловаться бесполезно. Например, женщина не может корчевать пни, варить сталь, водить электричку или управлять плавучим краном. Для запрещенных женщинам профессий есть целый список.
Какие документы нужны при приеме на работу
Обязательные документы такие:
Например, иностранцам придется принести разрешение на работу, патент, вид на жительство и полис. Мужчинам — военный билет. Врачу и стюардессе — диплом или свидетельство о квалификации. Детский тренер и охранник должны показать справку об отсутствии судимости, повар — санкнижку, а для работы на Крайнем Севере нужно пройти медосмотр.
Разберитесь, какие документы по закону можно требовать для вашей должности. Иногда работодатели требуют лишнее. Роструд напомнил им, что так нельзя. Если вас обижают на работе, вы можете пожаловаться — хотя бы через интернет.
Как оформляют на работу
Если вы работаете официально, должны быть такие документы:
Иногда работодатель просит написать заявление и говорит: все, вы приняты — работайте. Это вообще ничего не значит. Официально можно устроиться и без заявления — это как раз необязательный документ.
Но если нет записи в трудовой книжке, вы не подписали трудовой договор и вам не показали приказ под подпись — тут что-то не так.
Испытательный срок
На работу можно устроиться и без испытательного срока. Если в трудовом договоре про это ничего не написано — значит, его нет. В этом случае вам не могут через месяц сказать, что вы не прошли испытательный срок и уволены.
На испытательный срок должны согласиться обе стороны: работодатель и работник. Это фиксируют в договоре или отдельным соглашением.
Кому нельзя установить испытательный срок:
Если в трудовом договоре есть условие об испытательном сроке, он не может быть бесконечным. Дни болезни в этот срок не засчитываются.
Ограничения по испытательному сроку такие:
Если испытательный срок закончился, а вас не уволили, считается, что вы его прошли. Продлить испытательный срок нельзя.
Если выяснится, что работник плохо справляется, его можно уволить хоть через неделю. Условие об испытательном сроке позволяет так сделать. Для этого нужно письменно предупредить его за три дня, объяснить причины, оформить приказ и внести запись в трудовую книжку. Зарплату тоже нужно заплатить — с учетом компенсации за отпуск. Если всего этого нет — вы приняты. Теперь уволить вас будет сложнее.
Если на работу берут госслужащего
Когда компания принимает на работу бывшего госслужащего, об этом нужно сообщить на его прежнюю работу. Например, если бывшего пристава берут юристом или налогового инспектора — бухгалтером.
Сообщать нужно, только если такого человека принимают на работу в течение двух лет после увольнения с госслужбы. Приняли — и в течение 10 дней нужно направить уведомление туда, где он раньше работал: такой-то ваш бывший сотрудник теперь работает у нас.
Если не сообщить или опоздать, придется платить огромный штраф — от 100 000 до 500 000 рублей. И директору добавят сверху. Это на самом деле проверяют, там все серьезно — следите, кого берете на работу. Многие уже поплатились.
Нужна ли справка об отсутствии судимости, если человек устраивается в школу, но не учителем?
Да, нужна. Все работники, которые устраиваются в образовательные учреждения кем угодно — слесарь, уборщица, медсестра, повар детского лагеря или видеооператор, — должны принести такую справку.
Ее можно получить на сайте госуслуг. Это бесплатно. Справка действует даже без синей печати, ходить никуда не нужно: заказали, распечатали — и ее обязаны принять.
Первое собеседование: как не облажаться
Успех — это прийти на собеседование
Как бы это не казалось странным, но да, на собеседования надо ходить. Если соискатель не пришел на встречу или опоздал — это минус в карму. Повторно такого кандидата никто не захочет приглашать даже на другие вакансии.
Если вы опаздываете или хотите перенести встречу, обязательно предупредите об этом рекрутера. Лучше передоговориться о дате встречи, чем испортить отношения.
Заранее подготовиться к вопросам
Почему канализационные люки круглые? Если бы вы были дорожным знаком, то каким именно? Почему мы не должны брать вас на работу? Как определить высоту слона с помощью булавки? Почему никто не видел детей голубей?
Нестандартные вопросы нужны, чтобы определить, как вы справляетесь с неожиданной и стрессовой ситуацией. Тут главное то, как вы себя проявите, а не сам ответ. Поэтому держитесь ровно. Такие вопросы задают кандидатам редко, обычно спрашивают о ваших успехах и достижениях. Цель — узнать о вас больше информации.
Мы уже писали про 20 вопросов, которые вам могут задать на собеседовании. Вот самые популярные из них:
1. «Расскажите о себе». Вас об этом попросят, поэтому будьте готовы рассказать основные моменты своей биографии. Воспользуйтесь простой формулой «настоящее — прошлое — будущее». Сначала рассказываете о том, кем являетесь на данный момент, чем занимаетесь, что умеете. Затем говорите о том, что привело вас к текущему положению: совокупность навыков и опыта. В конце рассказываете о своих планах и перспективах.
2. «Назовите ваши сильные стороны». Здесь важно не просто перечислить ваши лучшие качества, но и привести пример, как они помогли достичь определенных целей и успехов в работе.
3. «Назовите ваши слабые стороны». Позиционируйте свои слабые стороны как точки роста: расскажите о том, как планируете работать над недостатками, что уже удалось исправить.
4. «Почему вы хотите работать именно у нас?» Здесь можно продемонстрировать степень подготовки к собеседованию, уровень знаний о компании, заинтересованность в работе. Если вам не удалось найти достаточно информации, не стесняйтесь задавать вопросы работодателю.
Быть полезным, а не с опытом
Ошибка новичка — рассказывать о достижениях. Хвастаться о навыках и опыте. Восхвалять свой успех. Не надо так, Карл.
Включите внутренний фильтр «сначала польза, потом достижения». Суть в том, что вашему собеседнику не важно, какие у вас заслуги. Он хочет понять, как вы можете решить рабочие задачи. Поэтому говорите о том, чем можете быть полезным на новом рабочем месте.
Плохо | Хорошо |
— Знаю фотошоп и html. | — Могу нарисовать сайт и сверстать его сам, нанимать фрилансера не нужно. |
— Закончила иняз на отлично. | — Могу перевести рабочую документацию или провести встречу с иностранными делегатами. Помогу организовать синхронный перевод. |
— Уверенный пользователь экселя. | — Могу собрать математическую модель в экселе. Если потребуется, настрою макросы. |
Быть на одной волне
Очень важно соответствовать духу компании. Много кандидатов не проходят этот внутренний фильтр коллектива. Одним нужны сдержанные, одетые с иголочки специалисты. Другим — креативные оторвы. Причем первые могут работать в рекламном агентстве, а вторые в модном интернет-банке.
Перед тем как прийти на собеседование, спросите у рекрутера, какой у них в офисе приветствуется стиль одежды. Погуглите информацию о сотрудниках, корпоративных отчетах и мероприятиях. Так вы поймете, соответствуете ли вы компании, а она вам. Поверьте, если что-то не так, то работать будет некомфортно в любом случае.
Также всегда обращайте внимание на тон общения внутри команды. Одни компании общаются на вы и по имени-отчеству. Другие на ты называют даже топ-менеджмент.
Главное — не паниковать! Не получилось на одном собеседовании, идите на второе. Пробуйте, обжигайтесь, набивайте шишки и учитесь. Все приходит с опытом.
Как вести себя на новой работе ‒ 7 частых ошибок в первый день
Почему нельзя ожидать много от первого дня на работе, как влиться в коллектив, как справиться со стрессом и почему важно задавать вопросы
Новая работа ‒ это всегда стресс. Даже если пришёл на работу мечты.
Как настроиться на новую работу и адаптироваться в коллективе ‒ расскажем на примере самых частых ошибок новичков.
Страшно идти на новую работу
Все боятся первого дня на новой работе. Это понятно. Но давай разберёмся ‒ чего ты боишься.
Боюсь, что не понравлюсь
Не стоит. Никто не судит о человеке по первой встрече, а о специалисте ‒ по первому дню. Смотри, слушай, запоминай. Большего не тебуется.
Вдруг сделаю серьёзную ошибку
Вряд ли в первые дни и даже недели тебе доверят что-то по-настоящему сложное и ответственное. К тому же опытного сотрудника обязательно попросят присмотреть за новеньким.
Боюсь, что меня не примут коллеги
Зря. Обычно новичкам помогают быстрее освоиться.
Лови лайфхаки ‒ как справиться со стрессом:
Не рассчитал время и опоздал
Чтобы не проспать ‒ заведи все будильники, какие есть.
Выйди из дома на 15 минут раньше, чем нужно. А лучше всего проехать от дома до работы заранее ‒ причём в то же время, когда предстоит ехать на работу.
Если всё же опоздал ‒ это не конец света. Извинись и объясни причину.
Почувствовал себя одиноким и лишним
Не бойся привлечь к себе внимание. Поздоровайся с коллегами. Если никто не спешит показать тебе офис ‒ не стесняйся попросить об этом начальника или коллегу.
Тебе важны твоё рабочее место, кухня и туалет.
Не стоит прятаться за монитором, а для обеда выбирать момент, когда на кухне никого нет.
Когда заходишь ‒ поздоровайся с присутствующими. Первым.
Не задавал вопросов
Спрашивай обо всём. Если кажется, что вопросов слишком много ‒ просто задавай их разным людям. Если ответ очень важен ‒ записывай.
Узнай, как принято одеваться на работу, какие в компании правила поведения. Посмотри, как общаются между собой сотрудники. Спроси, как зовут всех в твоём отделе.
Старался доказать, какой ты умный
Рассказывать всем о своих достижениях ‒ не очень правильно. Профессионализм показывай в работе, а не на словах. Помни ‒ хвастунов нигде не любят.
Случаи из жизни сможешь озвучить позднее ‒ потерпи.
Решил, что не справишься
Ничего не понимаю на новой работе, делаю ошибки, боюсь не справиться ‒ это очень частые впечатления от первого дня.
Скорее всего, у тебя просто были завышенные ожидания. Но в первый день всем нелегко. Слишком много информации, впечатлений, волнения.
Не стесняйся записывать. Это значительно облегчит жизнь, правда.
Вёл себя неестественно
Часто новички боятся показать свои не самые сильные стороны.
Если плохо воспринимаешь информацию на слух ‒ проси повторить и записывай.
Если тебе тяжело общаться с незнакомыми людьми ‒ сведи общение к минимуму. Не забывай, потом придётся поддерживать имидж.
Помни: ты пришёл работать. Главное, чтобы тебя уважали как профессионала.
Конечно, не стоит уклоняться от общения. Веди себя, как обычно, но не будь слишком категоричным ‒ это всегда пугает.
У вас первый работник: как принять и оформить без ошибок
Итак, решено: ваш бизнес нуждается в работниках, и вы скоро впервые станете работодателем. Вы написали текст вакансии и разместили ее на hh.ru или ищете подходящих кандидатов по базе резюме. Пора узнать о подробностях процедуры приема работу.
Конечно, кадровый учет можно поручить подрядчику на аутсорсинге (так же, как и бухгалтерию), но ответственным за соблюдение всех процедур все равно останетесь вы. А значит, как минимум стоит знать хотя бы в общих чертах, как это должно быть. К тому же запрашивать у работника необходимые для оформления документы все равно придется вам.
Позаботьтесь о рабочем месте и охране труда
Продумайте, где будет находиться рабочее место вашего сотрудника и что ему понадобится для работы: техника, спецсредства, спецодежда, специальное программное обеспечение, канцелярские принадлежности и так далее. Обеспечить его всем необходимым — ваша обязанность.
Вы должны позаботиться о безопасности рабочего места и условий труда (ст. 212 ТК РФ). Ориентируйтесь на отраслевые инструкции по охране труда. Возможно, вы что-то слышали про обязательную спецоценку условий труда — да, она нужна, но не сразу, а в течение года после принятия первого сотрудника на работу (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Как работодателю вам нужно пройти специальное обучение по охране труда (ст. 225 ТК РФ). Это можно сделать в любом удобном вам аккредитованном учебном центре.
Пройти такое обучение надо в течение месяца после приема первого работника. Но, если вы сделаете это заранее, вам проще будет организовать у себя всё, что требуется для охраны труда. А еще только в таком случае у вас будет право самостоятельно обучить правилам охраны труда своего сотрудника. Об этом — ниже.
Если бухучетом и отчетностью у вас занимается бухгалтер на аутсорсинге, предупредите его, что у вас теперь будет сотрудник. Это означает дополнительную отчетность, расчеты НДФЛ и взносов на обязательное страхование. Если ведете бухучет самостоятельно, изучите вопрос.
Что узнать у будущего сотрудника еще до выхода на работу
Поинтересуйтесь у кандидата, на котором остановили свой выбор:
1. Есть ли у него трудовая книжка?
Если ваш будущий сотрудник устраивается на работу впервые — по крайней мере, впервые оформляется официально, — то трудовую книжку ему должны будете завести вы. Если трудовая книжка у него утеряна или сильно повреждена, вам нужно будет завести ему новую.
В обоих случаях нужно позаботиться о покупке бланка трудовой книжки. Другой вариант на случай утери или повреждения трудовой книжки — ваш будущий сотрудник может оформить дубликат на прежнем месте работы.
2. А медицинская книжка у него есть?
Она обязательно нужна, например, для продавцов, работников общепита и тех, кто работает с детьми, оказывает бытовые услуги населению (ст. 69, 213 ТК РФ, ст. 36 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Поэтому вам нужно предупредить работника о необходимости пройти обязательный медосмотр и оформить медкнижку. Обеспечить необходимые для прохождения медосмотра условия и оплатить его по закону должен работодатель, то есть позаботиться об этом нужно вам (ст. 213 ТК РФ, п. 3 ст. 34 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
3. Не был ли он госслужащим в последние два года?
Если есть возможность посмотреть трудовую книжку, вы и так это увидите. А если нет — лучше спросите. Принимая на работу бывшего госслужащего, нужно сообщить об этом по его последнему месту службы. Но есть категории госслужащих, которым для устройства на следующую работу надо сначала получить согласие соответствующей комиссии (ст. 64.1 ТК РФ). В таком случае вам для оформления сотрудника на работу потребуется этот документ. То же самое касается бывших муниципальных служащих.
Если вы примете на работу экс-госслужащего, нарушив эти правила, есть риск существенного штрафа: с ИП — от 20 00 до 50 000 рублей, с юридического лица — от 100 000 до 500 000 рублей (ст. 19.29 КоАП РФ).
4. Нет ли у сотрудника инвалидности?
Если есть, попросите его принести для оформления на работу справку об инвалидности и индивидуальную программу реабилитации (ИПР). Вам нужно будет установить в трудовом договоре режим работы, основываясь на этой программе. Например, инвалидам I и II группы полагается сокращенная продолжительность рабочего времени с сохранением полной оплаты труда, всем инвалидам нужно предоставлять удлиненный ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Передайте будущему сотруднику перечень документов, которые он должен принести вам в день выхода на работу (ст. 65 ТК РФ). Вот он:
Важно: это перечень для случаев, когда вы принимаете на работу гражданина России. Оформление на работу иностранных граждан — особый случай.
Требовать другие документы сверх этого списка запрещено законом. Но в ряде случаев работники могут предоставить дополнительные документы. Например, тому, кто хочет при расчете НДФЛ с зарплаты получать налоговые вычеты на детей, нужно принести свидетельства об их рождении.
У вас остается только трудовая книжка, а также медкнижка и справки (когда они обязательны), копия ИПР инвалида, если работник с инвалидностью, копия согласия специальной комиссии (для бывшего госслужащего, когда этот документ обязателен).
Остальное — данные паспорта, СНИЛС, документа об образовании, воинского учета — надо записать в личную карточку (об этом ниже). Но вот хранить у себя ксерокопии этих документов нежелательно. С точки зрения работы с персональными данными это считается «избыточной информацией» — в случае проверки контролирующие органы могут расценить как нарушение.
Оформление трудового договора
По закону трудовой договор не обязательно заключать в первый же день работы нового сотрудника. Главное — сделать это не позднее трех рабочих дней после того, как его фактически допустили к работе (ст. 67 ТК РФ).
Но лучше оформить договор сразу. Это позволит вам:
И о том, и о другом можно договориться только «на берегу» — пока не допустили сотрудника к работе (ч. 3 ст. 58, ч. 2 ст. 70 ТК РФ). Иначе трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок и без испытания.
Ознакомить сотрудника с локальными актами. В частности, с правилами внутреннего трудового распорядка, положением об оплате труда и другими, которые относятся к его работе. По закону это нужно сделать до подписания трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Если у вас статус микропредприятия и нет локальных нормативных актов, достаточно трудового договора.
Еще один совет. Работодатели обычно просят нового сотрудника написать в свободной форме заявление о том, что он в последние два года не был госслужащим. Это не обязательная, но полезная практика. Если сотрудник забыл предупредить вас о том, что работал на госслужбе, а трудовую книжку, в которой вы сами могли бы это увидеть, например, потерял, то ваша просьба напомнит ему об этом факте. В любом случае этот документ будет в вашу пользу, если потом окажется, что опыт госслужбы у сотрудника все-таки был, а вы, не зная об этом, не уведомили его бывшего работодателя о приеме экс-госслужащего.
Где взять образец трудового договора. Для микропредиприятий типовая форма трудового договора утверждена постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Эту форму можно взять за основу и более крупным работодателям, адаптировав ее под свои особенности.
Может, достаточно заявления и приказа? Нет, недостаточно. Заявление от работника «прошу принять меня на должность…» — вообще не обязательный документ, хотя на практике его почти всегда используют. В любом случае у вас должен быть подписанный с двух сторон трудовой договор, один экземпляр — у работника, второй — у вас.
Согласие на обработку персональных данных. Этот документ нужен, только если вы собираетесь передавать данные работника третьим лицам (налоговая, ПФР и ФСС не в счет!). Например, если начислять и перечислять ему зарплату будет бухгалтер на аутсорсинге и выплачивать ее вы будете через банк, а также если кадровым учетом у вас занимается подрядчик.
Договор о полной материальной ответственности. Нужен, если ваш сотрудник будет непосредственно работать с деньгами, товарными ценностями, обслуживать другое имущество (ст. 244 ТК РФ). Например, эти договоры заключают с кассирами, продавцами и всеми, кто принимает и перечисляет платежи. Перечень таких должностей и работ утвержден постановлением Министерства труда и социального развития от 31.12.2002 № 85. Там же — типовая форма договора.
Кратко мы представили весь процесс на схеме.
Что еще нужно сделать
Оформить приказ о приеме на работу. И ознакомить с ним работника под подпись в трехдневный срок после фактического начала работы. Приказ обязательно должен быть, даже если у вас микропредприятие.
Возьмите за основу форму № Т-1, утвержденную постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Вообще, практически все кадровые процедуры можно оформить, ориентируясь на образцы из этого постановления.
Провести вводный инструктаж по охране труда. Причем обязательно — до допуска работника к его трудовым обязанностям. И сделать запись в специальном журнале учета вводного инструктажа, который должен быть прошит и пронумерован (ст. 212 ТК РФ). Нет такой записи — значит, инструктажа не было.
Форма журнала регистрации вводного инструктажа установлена в ГОСТ 12.0.004-2015. Его можно купить в магазинах канцтоваров.
Провести инструктаж вы можете сами, но только если у вас есть удостоверение от аккредитованного центра о том, что вы прошли обучение и проверку знаний по охране труда как руководитель. Предприниматели проходят такое обучение в форме повышения квалификации в учреждениях профессионального образования.
Оформить личную карточку работника. Этот документ обязателен для всех, в том числе для микропредприятий. Его бланк тоже можно найти в постановлении Госкомстата от 05.01.2004 № 1. Карточка Т-2 оформляется только в бумажном виде, туда вносятся сведения о работнике (паспортные данные, данные документа об образовании, адрес и так далее). Работника нужно ознакомить со 2-м разделом карточки под подпись.
Внести запись в трудовую книжку. А если у работника ее не было — завести ему трудовую книжку и внести туда запись о его приеме на работу. Это нужно сделать на шестой день работы (ст. 66 ТК РФ). Исключение — совместители. Их трудовые книжки остаются у работодателя по основному месту работы. Если места для записей в трудовую книжку не осталось, нужно завести вкладыш.
Как вносить записи, написано в инструкции, которая утверждена постановлением Минтруда от 10.10.2003 № 69.
Еще вам нужно завести книгу учета движения трудовых книжек и внести туда записи о трудовой книжке вашего работника. Также запись вносится в 3-й раздел личной карточки Т-2, и с ней надо ознакомить работника под подпись.
Важно: если работник не принес вам трудовую книжку, хотя обещал это сделать, возьмите у него заявление об оформлении новой трудовой книжки в связи с утерей старой, и заведите ее.
Иначе может получиться так, что он уволится, а потом будет утверждать, что его трудовая книжка осталась у вас, и вы ее не вернули ему при увольнении. Вы не сможете доказать обратное, если у вас не будет нужных записей с подписью работника в Т-2 и книге движения трудовых книжек. В таком случае грозит не только административный штраф. Бывший работник может потребовать с вас не полученный заработок за период с момента увольнения до даты передачи ему трудовой книжки (ст. 234 ТК РФ).
Куда сообщить о работнике
На бывшее место работы (только для экс-госслужащих). Это нужно сделать в течение 10 дней после заключения трудового договора с ним. Порядок сообщения утвержден постановлением Правительства от 21.01.2015 № 29.
В военный комиссариат. Касается приема на работу только тех, кто подлежит военному учету. Уведомить нужно в течение двух недель после поступления сотрудника на работу (п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного постановлением Правительства от 27.11.2006 № 719). Но штраф за нарушение этой обязанности небольшой — от 300 до 1000 рублей (ст. 21.1 КоАП РФ).
Подать в Пенсионный фонд форму СЗВ-М. Это нужно сделать не позднее 15-го числа месяца, следующего за тем, в котором вы приняли человека на работу, и дальше делать ежемесячно (п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
Зарегистрироваться в ФСС (только для ИП). Вам нужно встать на учет в ФСС в течение 30 дней после заключения трудового договора с первым принимаемым работником (п. 8 порядка, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты от 29.04.16 № 202н). Если у вас юридическое лицо, то такой обязанности нет.
Страховые взносы за работника (как пенсионные, так и по обязательному соцстрахованию) вы будете платить в налоговую инспекцию, как и НДФЛ с зарплаты работника, туда же — сдавать специальную отчетность.
На первый взгляд кажется, что очень много действий, но это только с непривычки. Со следующим работником будет проще!