что нужно знать к концу 1 класса по русскому языку
Памятка «Что должен знать выпускник 1 класса»
Памятка для родителей и учеников.Указаны основные знания, умения которыми должен овладеть ребёнок по любой программе.
Просмотр содержимого документа
«Памятка «Что должен знать выпускник 1 класса»»
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ УЧЕНИК В КОНЦЕ ПЕРВОГО КЛАССА.
Памятка для учеников и их родителей.
Ученик должен внимательно слушать или самостоятельно читать инструкцию (задание), чётко его выполнять и уметь делать самопроверку.
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия.
Обучающиеся должны уметь:
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твердые звуки в слове и вне слова;
знать способы их буквенного обозначения;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением;
употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;
устно составлять 3-5 предложений на определенную тему;
знать гигиенические правила письма;
правильно писать формы букв и соединения между ними;
уметь правильно прочитать слово орфографически и офроэпически.
Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 20, уметь называть последующее и предыдущее число.
Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.
Двузначные числа состоят из десятков и единиц.
Хорошо уметь прибавлять и вычитать:
В пределах 10 (на основе знаний состава числа)
В пределах 20 с переходом через десяток (на основе знаний состава числа)
Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).
Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.
Знать названия компонентов сложения и вычитания.
СЛАГАЕМОЕ +СЛАГАЕМОЕ= ЗНАЧЕНИЕ СУММЫ
УМЕНЬШАЕМОЕ – ВЫЧИТАЕМОЕ = ЗНАЧЕНИЕ РАЗНОСТИ
Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Уметь их строить.
Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр.
Понимать смысл составного именованного числа, например: 1дм 5см=15см, 18см=1дм 8см, 20см=2дм.
Уметь решать простые задачи:
На нахождение суммы (+)
(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);
На нахождение неизвестного слагаемого (-)
(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);
На увеличение (+) и уменьшение (-) числа на несколько единиц
(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)
(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);
На разностное сравнение (-)
(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)
Уметь составить схему для решения задачи.
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:
виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
оформление предложений на письме;
смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
различие между звуками и буквами, гласные и согласные звуки и буквы. их обозначающие;
слогообразующую роль гласного звука в слове, деление слова на слоги;
гласные ударные и безударные;
согласные твёрдые и мягкие, обозначение мягкости согласных на письме;
согласные только твёрдые, только мягкие;
согласные, парные по звонкости и глухости;
соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
— передачи в устной речи эмоциональной окраски предложений и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
— соблюдения орфоэпических норм (норм литературного произношения) в наиболее употребительных словах;
— оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знаков препинания в конце предложения; правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
— деления слов на слоги;
— определения ударного слога в слове;
— использования прописной буквы в именах собственных;
— написания слов с сочетаниями жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк-чн-чт;
— обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
— правильного написания слов типа пень, яма;
— правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
— чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
— правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
— письма под диктовку текстов (20-27 слов) с известными орфограммами и знаками препинания;
— устного составления текста из 3-5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
дикорастущие и культурные растения; кустарники, травы, деревья;
животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей;
признаки живой и неживой природы;
основные сведения о своей стране, (селе), городе; планете;
виды транспорта; правила безопасного поведения в быту и на улице, в воде;
признаки живого и условия, необходимые для жизни организмов;
правила ухода за комнатными растениями и домашними животными, птицами;
времена года, растения и животные ближайшего природного окружения;
правила поведения в природе; правила дорожного движения; основные дорожные знаки;
различные виды профессий;
правила поведения на природе;
разнообразие овощей и фруктов и их значение для человека;
правила личной гигиены;
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
различать объекты живой и неживой природы;
различать изученные группы растений и животных (по нескольку представителей каждой группы);
вести наблюдения в природе под руководством учителя;
объяснять какое значение имеет природа для жизни людей;
различать время и времена года; изученные растения и животные;
различать цвета радуги, звук и свет;
различать изученные группы растений и животных;
выполнять правила личной гигиены;
соблюдать правила поведения в природе;
устанавливать связь между поведением людей и состоянием окружающего мира.
• Навык чтения 2 полугодие: правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 35-40 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого.
• Ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
• Подробный пересказ текста;
• Составление устного рассказа по картинке;
• Заучивание наизусть небольших стихотворений;
• Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений;
• Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;
• Умения различать рассказы, сказки, стихотворения, потешки и т.п.;
Требования по русскому языку на конец 1 класса
К концу года дети должны знать. (Русский язык)
Овладение разборчивым аккуратным письмом.
Заменять все печатные буквы письменными.
Списывание, письмо под диктовку.
Составление звуковых моделей слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков.
Различие согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Деление слов на слоги.
Определение места ударения.
Различение звука и буквы: буква как знак звука.
Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Наизусть знать русский алфавит правильным названием букв.
Умение ориентироваться на пространстве листа в тетради.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Раздельное написание слов.
Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши.
Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных.
Перенос слов по слогам без стечения согласных.
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.
Использование на письме разделительных твёрдого (ъ) и мягкого (ь) знаков.
Работа со словарем, использование алфавита.
Сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.
Проверка безударных гласных в корне слова.
Предлог. Раздельное написание предлога со словами.
Понятие текст. Заглавие текста. Корректировка предложение в тексте.
Раздельное написание слов в предложении.
Безошибочно списывать текст объёмом 20-25 слов.
писать под диктовку тексты объёмом 15—20 слов в соответствии с изученными правилами.
Различать слова, обозначающие предметы, которые отвечают на вопрос КТО? ЧТО?
Различать слова, обозначающие признаки предметов, которые отвечают на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Различать слова, обозначающие действия предметов, которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАЮТ? ЧТО ДЕЛАЛИ и др.
Рабочая строка в тетради.
Различать диалог и монолог.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-651148
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Зарплаты педагогов Ростовской области вырастут в среднем на 10-15%
Время чтения: 2 минуты
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учеников к концу 1 класса
Памятка о том, что должен знать и уметь ученик в конце первого класса по всем основным предметам.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ
Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Навыки чтения:
МАТЕМАТИКА
Ребёнок должен знать последовательность чисел от 0 до 100, уметь называть последующее и предыдущее число. Иметь понятие об однозначных и двузначных числах.
Наименьшее однозначное – число 1, наибольшее однозначное – число 9, наименьшее двузначное – число 10, наибольшее двузначное – число 99. Двузначные числа состоят из десятков и единиц.
Хорошо уметь прибавлять и вычитать:
Эти навыки должны быть доведены до автоматизма (правильный ответ ребёнок должен дать в течение 1-3 секунд).
Уметь читать и записывать числовые выражения, и уметь вычислять их значения.
Знать названия компонентов сложения и вычитания.
Знать переместительный закон сложения: От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Иметь представления о точке, прямой линии, кривой линии, отрезке, ломаной линии, геометрических фигурах. Знать единицы измерения длины: сантиметр, дециметр, метр. (1 дм = 10 см) Понимать смысл составного именованного числа, например: 1 дм 5 см = 15 см, 18 см = 1 дм 8 см, 20 см = 2 дм.
Уметь решать простые задачи:
(На одном цветке 2 бабочки, а на другом 3. Сколько всего бабочек?);
(В букете 7 красных и белых роз. Красных роз 5. Сколько белых роз в букете?);
(У Васи 2 машинки, а у Ильи на 3 машинки больше. Сколько машинок у Ильи?)
(Было 4 машины. 1 машина уехала. Сколько машин осталось?);
(На одной полке было 5 книг, на другой – 3 книги. На сколько книг больше на первой полке, чем на второй? или На сколько книг меньше на второй полке, чем на первой?)
Уметь решать составные задачи в два действия на основе простых задач.
РУССКИЙ ЯЗЫК
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать/понимать:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
К концу учебного года учащиеся должны знать:
К концу учебного года учащиеся должны уметь:
Памятка по русскому языку «Что должен знать и уметь первоклассник в конце года»
Памятка систематизирует знания по русскому языку, которые должен получить первоклассник за год. Она поможет родителям выяснить, есть ли у ребёнка пробелы в знаниях и подскажет, как ликвидировать эти пробелы без помощи учителя.
Просмотр содержимого документа
«Памятка по русскому языку «Что должен знать и уметь первоклассник в конце года»»
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ ВЫПУСКНИК 1 КЛАССА.
БУКВЫ МЫ ПИШЕМ И ВИДИМ, А ЗВУКИ МЫ СЛЫШИМ И ПРОИЗНОСИМ.
А О У Э Ы 10 ГЛАСНЫХ БУКВ, 6 ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Буквы Е Ё Ю Я дают два звука в трёх случаях, когда:
После согласных они указывают на мягкость и дают один звук: Е-[Э], Ё-[О],
СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ. В СЛОГЕ МОЖЕТ БЫТЬ ТОЛЬКО ОДНА ГЛАСНАЯ. ( УМ – НА – Я)
Переноси строго по слогам, но
1) одну букву не переносим;
2) Ь, Й переносятся с буквой, которая стоит впереди (паль – ма, чай – ник);
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ: б – п, в – ф, ж – ш, г – к, з – с, д – т.
В конце слов их надо проверять, подбирать слова, чтоб за согласной встала гласная (проверим дубы, значит будем писать ДУБ)
Это надо натренировать на словах.
НЕПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ: Р, Л, М, Н, Й
НЕПАРНЫЕ ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ: Х, Ц, Ч, Щ
Ж, Ш, Ц – дают по одному твёрдому звуку, поэтому запоминаем
ЖИ-ШИ – всегда с И – это надо натренировать на словах.
Ч, Щ, Й – дают по одному мягкому звуку, поэтому запоминаем
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ДЕЛИТЬ НА СЛОГИ И СТАВИТЬ УДАРЕНИЕ ( Вначале назвали все гласные, потом разделили и проверили, в каждом ли слоге по одной гласной. Затем произнесли всё слово целиком и поставили ударение)
ДОЛЖНЫ УМЕТЬ СЧИТАТЬ В СЛОВЕ КОЛИЧЕСТВО ЗВУКОВ И БУКВ:
НАПРИМЕР: кольцо – 6 букв, а звуков 5, т.к. Ь звука не обозначает;
крылья – 6 букв и 6 звуков, ь знак звука не обозначает, но буква Я после ь даёт два звука;
ёжик – 4буквы и 5 звуков, т.к. ё дала 2 звука ( она стоит в начале слова)
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ: ОБОЗНАЧАЕТ ПРЕДМЕТ, ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
ГЛАГОЛ: ОБОЗНАЧАЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА, И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ?
ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ: ОБОЗНАЧАЕТ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА (ФОРМУ, ЦВЕТ, МАТЕРИАЛ, ВКУС, КАЧЕСТВО, РАЗМЕР) И ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ
КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
РОДСТВЕННЫЕ – ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.
ЧТОБЫ СЛОВА БЫЛИ РОДСТВЕННЫМИ ДОЛЖНЫ ВЫПОЛНЯТЬСЯ ДВА УСЛОВИЯ:
Они должны быть близки по смыслу ( сад, садик, садить, садовник, посадка. )
Должны иметь общий корень (лес, лесок, лесник, лесосека)
Как подбирать однокоренные слова( самое короткое, разные части речи, большой-маленький, ласково. )
Например: зима, зимушка, зимний (прилагательное), зимовать (глагол), зимовье(существительное),…
Читаем одно предложение, повторяем, что начало пишем с заглавной буквы, а в конце точка.
Чётко читаем первое слово так, как оно написано, можно читать два раза, выделяя те буквы голосом, у которых написание расходится с произношением (слышим [марос], а пишем «мороз». Читаем, ударяя голосом по буквам О,З. После того, как прочитали, пишем и на слово больше не смотрим. Пишем и проговариваем, как пишем.
И так каждое слово в предложении.
Потом проверяем, тоже по словам: читаем образец, потом у себя, всё время обращаем внимание на конец и начало предложений.
ВСЕ ИМЕНА, ОТЧЕСТВА, ФАМИЛИИ, НАЗВАНИЕ ГОРОДОВ, СЁЛ, РЕК, ГОР, КЛИЧКИ ЖИВОТНЫХ ПИШУТСЯ С ЗАГЛАВНОЙ БУКВЫ.
Все это надо тренировать на словах. Делает ошибки – должен писать, пока не запомнит. Не оттренируют сейчас, постоянно будут делать ошибки в диктантах.
Предложение читается 3 раза. Первый раз слушаем, второй раз пишем по словам. Третий раз проверяем, обращая внимание на начало и конец.
Словарные слова, которые надо запомнить в 1 классе:
ОРО: воробей, ворона, сорока, дорога, мороз, хорошо, горох, город, корова, коробка, НО карандаш, карась.
О: девочка, портфель, Россия, Москва, собака, отец, ягода, яблоко, осина.
А: газета, фамилия, малина, народ, машина, пальто.
СС: класс, масса, русский, рассказ, Россия.
Я: заяц, месяц, язык, январь.
До свидания, здравствуйте.
(пишутся одинаково и всегда отдельно)
1. За, на, над. 5. Из-за, из- под.
2. О, об, от, до, по, про, под. 6. Около, после, кроме, между,
3. В, с, к, у, для. через.
Всё лето читать каждый день!
Результаты проверки техники чтения в 1 классе
Русский язык 1 класс. Что должен знать и уметь ребенок по ФГОС
Содержание курса
Обучение грамоте
Фонетика
Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление количества и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги (без стечения согласных). Определение места ударения в слове.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости–мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение
Формирование навыка слогового чтения. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо
Овладение начертанием письменных прописных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: составление предложения из заданных форм слов.
Орфография
Знакомство с правилами правописания и их применение:
Развитие речи
Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия
Различение ударных и безударных гласных звуков. Различение твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков.
Слог: выделение в слове ударного слога и определение количества слогов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
Графика и орфография
Различение звуков и букв. Обозначение на письме мягкости согласных звуков. Мягкий знак (ь) как показатель мягкости предшествующего согласного.
Русский алфавит: правильное называние букв, знание их последовательности. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением.
Слово и предложение
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Восстановление деформированных предложений.
Пунктуация
Знаки препинания конца предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки.
Развитие речи
Наблюдения над ситуациями устного общения. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание, задать вопрос и т. п. Соблюдение норм речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Составление небольших устных рассказов по материалам собственных игр, занятий, наблюдений
Предметные результаты освоения учебного предмета
В результате первого года изучения учебного предмета «Русский язык» ученик научится:
Вопрос отнюдь не праздный. Объем знаний по норме очень большой, разделов знаний море, а еще и практические умения к семи годам у ребенка должны быть в достаточной мере усвоенными. На практике же у родителей нет…
Содержание курса «Русский язык 2 класс» Фонетика и графика Различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, твердых и мягких согласных, звонких и глухих согласных звуков. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных…
Содержание курса Фонетика и графика Различение звуков русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твердый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объеме изученного). Определение функции…