что нужно знать и уметь smm специалисту
7 навыков классного SMM-специалиста для 100%-ной эффективности
Обязанности SMM-специалиста зависят от компании, ее стратегии и целей. Но есть основные навыки, которые нужно развивать, чтобы стать востребованным.
1. Мыслить наперед
Чтобы завоевать внимание аудитории, публикуйте материалы регулярно и очень обдуманно. Грамотный SMM-специалист составляет контент-план (на неделю, один или несколько месяцев) и по мере необходимости корректирует его, чтобы оперативно откликаться на актуальные инфоповоды.
Облегчить эту работу помогут сторонние сервисы. Самый простой — SMMPlanner, в котором можно бесплатно спланировать до 100 публикаций в месяц. В Publbox и Amplifr вдобавок даются рекомендации по темам и времени публикаций, а также ведется статистика.
Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».
2. Грамотно и увлекательно писать
Как и в случае с дизайном, маркетолог занимается контентом самостоятельно или контролирует работу копирайтера. Даже если SMM-специалист пишет не сам, ему придется общаться с пользователями, отвечать на комментарии и сообщения, оценивать работу копирайтера.
SMM-специалист должен уметь не просто грамотно писать, но и чувствовать стилистику сообщества, чтобы общаться с аудиторией на ее языке.
Чтобы не допускать ошибок, лучше проверять орфографию, пунктуацию и стилистику при помощи онлайн-сервисов, например, Test The Text, «Орфограф», «Яндекс.Спеллер» или «Главред».
3. Разбираться в рекламе
Знать основы контент-маркетинга и рекламы должен любой интернет-маркетолог, так как digital-маркетинг работает в комплексе. Как клиенты приходят на сайт? Как настроить рекламную кампанию для максимального эффекта? Что нужно анализировать в поведении пользователей? Чем интересуется ваша аудитория?
Самые известные инструменты для парсинга аудитории — Pepper Ninja и «Церебро Таргет» — помогут привлечь заинтересованных пользователей. А для более продвинутых знаний в сфере SMM Skillbox проводит онлайн-курс «SMM-маркетолог от А до Я».
4. Уметь обращаться с фото
Посты с изображениями получают на 94% больше просмотров в сравнении с текстами без картинок, считают эксперты. По подсчетам компании Wishpond, в Facebook посты с фотографиями на 120% популярней остального контента, а твиты с изображениями получают на 18% больше кликов.
Профессиональный SMM-специалист работает над стилистикой и визуальной концепцией сообщества, решает, как проиллюстрировать информацию, следит за качеством изображений, работает с фотографами и дизайнерами.
В небольших проектах не всегда есть дизайнер, и работа с изображениями достается специалисту по социальным сетям. На этот случай важно хотя бы на базовом уровне владеть графическими редакторами Adobe Photoshop, Pixlr и Lightroom. А с помощью Canva или Recite даже новичку по силам создавать стильные изображения из готовых шаблонов.
Профессия: SMM-менеджер
Чем занимается специалист по SMM, какие навыки ему нужны и где учат делать смешные мемы
Кто такой SMM-менеджер
SMM-менеджер – специалист по продвижению товаров, услуг и бренда в социальных сетях. Это человек, который отвечает за ведение аккаунтов компании в Facebook, Instagram, «ВКонтакте», в «Одноклассниках» и других социальных сетях.
Профессия SMM-менеджера, с одной стороны, связана с рекламой и пиаром, а с другой – с IT-сферой. В части продвижения продукта специалист по SMM обычно сотрудничает с рекламным отделом, но у него есть и свои отдельные задачи, связанные с ведением сообществ, аналитикой и взаимодействием с людьми.
Как я пришла в профессию
Я закончила юридический факультет Финансового университета при правительстве РФ и несколько лет работала юристом. Параллельно я вела блог в Telegram с обзорами кино и мемами. Однажды я написала там, что хотела бы сменить работу и попробовать себя в чём-то новом, интересном и творческом. На пост откликнулась главный редактор «Фоксфорда» и предложила мне попробовать себя в должности SMM-менеджера. Я поняла, что не могу упустить такую возможность освоить совершенно новую сферу деятельности. К тому же, мне показалось очень заманчивым делать то же самое, что я делала для собственного удовольствия, и получать за это деньги. В итоге я прошла несколько собеседований и меня взяли SMM-менеджером без опыта работы.
Благодаря каналу я примерно знала, как писать посты, разбираться с аналитикой и работать с аудиторией. Правда, позже я дополнительно прошла курс SMM-менеджмента. Это помогло мне разобраться с таргетингом, освоить теоретическую базу по работе с разными соцсетями и вообще научиться глобально смотреть на весь процесс работы.
Я совершенно не жалею, что сменила профессию. SMM-менеджмент – это очень интересная сфера деятельности. Мне нравится учиться чему-то новому, писать посты, придумывать мемы, заниматься креативом.
Задачи SMM-менеджера
Обязанности SMM-менеджера различаются в зависимости от компании, её масштабов и вида деятельности. Иногда от специалиста требуется только создание контента, а иногда он берёт на себя функции таргетолога и занимается продвижением.
Стратегия и контент-план
В «Фоксфорде» я отвечаю за контент в соцсетях и продумываю стратегию развития сообществ. Собственно таргетингом занимаются другие специалисты. Работа с контентом состоит из нескольких этапов. Всё начинается со стратегии: необходимо определить, какие продукты продвигаем, какая у продукта целевая аудитория, как отграничить себя от конкурентов. Затем, с опорой на стратегию, создаётся контент-план, который согласовывается с главным редактором. Далее всё происходит согласно плану: написание постов, заказ иллюстраций у дизайнера, публикация, работа с комментариями.
Общение с подписчиками
Общение с подписчиками — отдельный пласт работы. В это входит отслеживание негативных комментариев, ответы на вопросы пользователей, повышение их активности, направление обсуждений в нужное русло.
Привлечение новой аудитории
Периодически мы анонсируем интересные спецпроекты в соцсетях, связанные с продвижением нашей компании. Например, в мае мы делали спецпроект с Mail.ru, где разработали собственный вариант ЕГЭ.
Поиск новых инструментов
Ещё одна моя задача – тестирование новых инструментов, которые предоставляют социальные сети. Например, когда во Вконтакте истории стали доступны всем сообществам, я придумывала, как привлечь новых клиентов и повысить активность в сообществе с помощью этой новой фичи.
Аналитика
При анализе показателей социальных сетей я отслеживаю все показатели, которые влияют на продажи, например, переходы по ссылкам. Когда в блоге появляется статья со ссылкой на наш продукт или услугу, я оцениваю, сколько было переходов по ссылке, сколько человек, которые зашли на сайт, купили продукт. Это помогает корректировать работу с контентом – я анализирую, какой пост или статья привлекли больше внимания и больше покупателей, меняю формат или тематику, чтобы количество клиентов росло.
Кроме того, я отслеживаю читаемость постов, охват и количество подписчиков, реакцию аудитории: сколько оставляют лайков и комментариев, сколько делают репостов. Если на материал реагируют, значит, он полезен или интересен. Если нет реакции – значит, пост никого не зацепил и количество таких постов надо сократить.
Где учиться на SMM-менеджера
На SMM-менеджера можно выучиться на онлайн-курсах, это самый быстрый и простой путь. Например, такой курс есть в нашей компании «Нетология».
Если вы хотите получить профильное высшее образование и работать в SMM, подойдут такие направления, как реклама, маркетинг, связи с общественностью и журналистика.
Важно помнить, что в работе SMM-специалиста всё решает практика. Существует популярное мнение, что продвижением в соцсетях может заниматься любой человек, имеющий доступ в интернет. Это не так: необходимо иметь не только теоретическую базу о создании стратегии и контента, но и практическую — нужно уметь пользоваться SMM-планерами, знать алгоритм работы ленты новостей, следить за общемировыми тенденциями. Практически каждый день в сфере SMM появляется что-то новое, поэтому учиться вы будете постоянно.
График работы, зарплата и перспективы
SMM-менеджер может работать в офисе или удалённо. В офисе у него будет стандартный график с 9 до 18 или с 10 до 19. Объём и время работы на фрилансе зависят от самого человека и от того, сколько проектов он готов вести – кто-то работает несколько дней в неделю, а кто-то – совсем без выходных. Я работаю в офисе с 10 до 19, но иногда могу поработать из дома.
Зарплата SMM-менеджера зависит от нескольких факторов: опыта работы, задач компании, региона, в котором она находится. SMM-менеджер магазина для мам в Омске, к примеру, может получать 15–20 тысяч рублей, у сотрудника московской компании – стандартная для офисного работника зарплата 50–80 тысяч рублей. Если же SMM-менеджер продвигается по карьерной лестнице, например, становится главой отдела или уходит на руководящую позицию в digital, он будет получать от 100 тысяч рублей и выше.
SMM-менеджер – перспективная и востребованная профессия. Популярность и значимость соцсетей продолжают расти, они становятся основной площадкой для общения людей в сети. Практически каждой компании нужен свой SMM-специалист, чтобы привлекать внимание к своим услугам и товарам.
Какие качества и навыки нужны SMM-щику
Советы новичкам
Чем раньше вы начнёте этим заниматься на практике, тем лучше. Хороший способ получить начальные навыки – помогать модерировать сообщества. Многие компании и бренды сотрудничают с начинающими специалистами без опыта. Со школьниками и студентами компании чаще всего работают по бартеру или за небольшую плату, предоставляя свои услуги в обмен на ведение и модерирование групп в социальных сетях.
Ведение своей страницы или блога даёт полезные навыки, но, как правило, сильно отличается от ведения сообщества или блога компании, цель которой — повысить продажи и узнаваемость бренда. Если вы ведёте блог для себя, то вы мало занимаетесь продвижением, почти не взаимодействуете с другими блогерами и не общаетесь с клиентами. Эти навыки придётся нарабатывать отдельно, посещая курсы и работая в SMM.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
12 навыков, необходимых успешному SMM-специалисту
Подробный гайд о том, что необходимо знать и уметь SMM-специалисту, чтобы привести компанию к успеху с помощью социальных сетей.
Успешная компания без профиля в социальных сетях? Даже не пробуйте!
Социальные сети — мощный инструмент взаимодействия с аудиторией и отличный способ продвижения товаров, услуг и брендов. Если лет 5-10 назад словом «SMM-менеджер» гордо именовали юзера, способного запостить картинку в Facebook или призвать к покупке в Instagram, то сегодня к специалисту в области Social Media Marketing (SMM) предъявляется целый ряд требований.
Это и понятно, аудитория социальных сетей растет, платформы конкурируют между собой, расширяя рекламный функционал и предоставляя все больше возможностей для продвижения в социальных сетях. Меняется и потребитель: интуитивно распознавая откровенно рекламные публикации, он предпочитает интересный контент, а не «самые лучшие товары от позитивной команды клиентоориентированных профессионалов».
Мы подготовили для вас подробный гайд о знаниях и навыках, необходимых SMM-специалистам, которые хотят быть востребованными на рынке.
Рекомендуем прочитать
Какие социальные сети наиболее популярны
Основа профессии SMM-специалиста — работа с социальными сетями, поэтому он должен разбираться в существующих платформах, знать особенности продвижения в каждой, уметь работать с рекламой и отслеживать результаты деятельности по каждому каналу.
SEMrush провел исследование, в котором определил список социальных сетей, чаще всего упоминающихся в англоязычных вакансиях.
В России распределение социальных сетей по степени популярности иное. Если за рубежом главной бизнес-платформой для взаимодействия в B2B-секторе стал Twitter, а LinkedIn используется как ключевой портал для поиска работы, в России первый не пользуется такой популярностью, а второй вообще заблокирован и доступен только через vpn.
В августе 2019 года «Медиалогия» провела исследование упоминаний различных медиаплатформ в социальных сетях, на форумах и в блогах. Больше всего упоминаний получил Youtube, где каждую минуту загружается 500 часов видеозаписей или 720 000 часов ежедневно.
Раньше время измеряли культурными объектами и говорили, что необходимо 8 лет, чтобы провести по минуте у каждого экспоната в Эрмитаже, то сегодня мерило времени — Youtube: потребуется 82 года, чтобы посмотреть все видео, загружаемые на платформу за час.
По числу ежедневных посетителей в мире ожидаемо лидирует Facebook, который с тройным отрывом опередил относительно молодой (с 2010) Instagram.
В Mediascope провели исследование, которое показало, что лидирующей социальной сетью по охвату в России является «ВКонтакте».
«ВКонтакте» — социальная сеть с наибольшим охватом. Как продвигать услуги или бренд и о специфике платформы читайте в нашем подробном гайде «Почему стоит размещать рекламу во “ВКонтакте”».
Facebook постепенно становится платформой, где бизнес-профили вынуждают обращаться к платной рекламе, потому что в органической выдаче алгоритм приоритезирует публикации от друзей и с личных страниц. Чтобы помочь разобраться в типах продвижения, мы подготовили понятную и емкую статью про рекламу на Facebook.
Instagram — это инструмент для визуального представления бренда в интернете. Самую полную информацию о платном продвижении Instagram можно прочитать в в этой статье.
Помните про хэштег-стратегию. Необходимо выдерживать баланс между высокочастотными (более 100 000 запросов), среднечастотными (50 000-100 000 запросов) и низкочастотными (менее 50 000 запросов) ключевыми словами. Если вы выбираете лишь высокочастотные хэштеги, то ваша публикация окажется на первой позиции лишь на долю секунды и стремительно улетит вниз.
«Одноклассники» — одна из самых старых социальных сетей в России. Сегодня многие относятся к сети свысока, однако 23,4 млн пользователей в месяц — серьезная цифра. Мы подготовили гайд, где подробно разобрали зачем и как продвигаться в «Одноклассниках».
Telegram — относительно молодой мессенджер, успевший завоевать признание пользователей благодаря удобным ботам на все случаи жизни, тематическим каналам, богатому функционалу, лаконичному дизайну и хорошему юзабилити. Можно ли продвигать товар или услугу в этой сети? Да! Подробно и понятно о рекламе в Telegram — в нашей статье.
TikTok – социальная сеть для создания и просмотра коротких (менее 1 минуты) музыкальных видео. В России сеть еще в начале своего пути, но лишь за лето 2019 года аудитория TikTok выросла на 25 %. Что это, для кого, как продвигать и стоит ли — в нашем подробном обзоре.
«Яндекс.Дзен» — платформа для авторов, медиа, брендов и для рекомендаций контента (статей, постов, фото, видео). И хотя это не 100 % социальная сеть в традиционном значении, «Яндекс.Дзен» можно использовать для привлечения трафика, продвижения бренда или компании и повышения узнаваемости. Подробная инструкция по применению в этом гайде.
Linkedin в 2018 году добавил возможность публикации видео, и сегодня видео ранжируются лучше всего, благодаря тому, что это до сих пор наиболее редкий контент на платформе. Особенность LinkedIn — его аудитория. Изначально это сообщество профессионалов, в котором представлены даже топ-менеджеры крупнейших мировых компаний.
Twitter — очень простая сеть, в которой нет различий в функционале личных и профессиональных страниц. А значит, именно здесь легче, чем в других социальных сетях, добиться хороших результатов органически. Важная и полезная функция Twitter — чат, где пользователи собираются в определенное время под одним хештегом (например, #smmchat или #marketingchat) и дискутируют на определенную тему. Это отличная возможность познакомиться с профессионалами в своей области и внести вклад в построение своего коммьюнити.
Pinterest — относительно новая для России социальная сеть. Главный плюс Pinterest: созданные закладки ведут напрямую на сайт, что может существенно увеличить трафик. В 2019 году Pinterest генерирует на 33 % больше трафика на сайты, чем Facebook.
Формат Stories так быстро завоевал популярность, что заслуживает отдельного обсуждения.
Первым «Истории» запустил Instagram, а затем идею поддержали другие социальные сети. В 2016 году «ВКонтакте» анонсировал запуск собственных «Историй», ограничив их использование лишь персональными страницами. В 2019 году группы и бизнес-страницы также получили возможность делиться контентом с пользователями посредством этого формата.
В 2017 к Stories подключился и Facebook, и в 2019 ежедневно публикуют Истории более полумиллиона пользователей. В апреле 2019 года число рекламодателей, купивших рекламу в Stories (Facebook, Messenger и Instagram), достигло 3 млн. Что ж, эти данные показывают, что Stories — это не просто истории про то, что ты ел на завтрак, но и мощный инструмент корпоративного продвижения.
В 12 % зарубежных SMM-вакансий навык создания «Историй» в социальных сетях указывается как желательный. В России Stories не менее популярны, ведь это способ мгновенно привлечь внимание пользователей. При грамотном использовании они позволяют создать FOMO-эффект (англ: Fear of Missing Out) — страх упустить выгоду. Пост в «Историях» активен лишь 24 часа, а, значит, есть возможность убедить пользователей воспользоваться предложением прямо сейчас.
Интересный факт: если видео в ленте Facebook 85 % зрителей смотрят без звука, то в Stories в Instagram 60% пользователей включают звук. Подробнее о том, как рекламировать товары и услуги в Stories в Instagram можно узнать в нашем подробном материале.
Какими навыками должен обладать SMM-специалист
На основе анализа более 3000 вакансий для SMM-специалистов на крупнейших англоязычных агрегаторах вакансий Monster и Indeed в 5 англоязычных странах SEMrush Academy выделил ключевые навыки, которыми, по мнению работодателей, должны обладать соискатели.
Итак, 10 навыков успешного SMM-специалиста.
1. Стратегия
SMM-специалист должен не только уметь создавать вовлекающие посты, но и мыслить на перспективу. Стратегия формируется в зависимости от целей присутствия компании в социальных сетях: повышение конверсии, узнаваемость бренда, рост продаж, взаимодействие с потребителями.
Чтобы создать грамотную стратегию в SMM, необходимо выполнить определенные шаги:
Чтобы построить и реализовать выбранную стратегию, важно быть открытым, широко мыслить, анализировать конкурентов и их стратегии, чтобы учиться на чужих ошибках и перенимать лучшие практики.
В рамках одного стратегического плана можно подробно расписать стратегии для продвижения по каждому из каналов, однако все они должны вписываться в общую стратегию и не противоречить ей.
В качестве инструмента, облегчающего стратегическое планирование, можно воспользоваться моделью SMART. Это универсальная модель постановки целей: Specific (Конкретный), Measurable (измеримый), Achievable (достижимый), Relevant (релевантный), Time-bound (ограниченный во времени).
Хотите поставить адекватную и реальную цель — задайте вопрос в рамках каждого блока и ответьте на него.
Что делать
2. Навыки письма и редактуры
Очевидно, что без навыков письма и редактуры работать SMM-специалистом не получится. Важно не только знать, что вы хотите донести до пользователя, но и грамотно говорить и писать на его языке.
При работе с контентом для социальных сетей стоит учитывать:
Что делать
3. Аналитика
Мало написать вовлекающий контент, важно уметь отслеживать, на что реагирует ваша аудитория, что ее цепляет, а что — нет, и использовать эти данные для дальнейшей работой с подписчиками.
Сравнение с конкурентами
Самый простой способ — создать Google-таблицу или файл Excel для отслеживания результатов своей и конкурентной SMM-деятельности. Этот способ подходит тем, чей бизнес еще не сильно представлен в социальных сетях, и тем специалистам, которые ведут небольшое число проектов.
Вы задаете нужные столбцы, выбираете, что хотите отследить: реакции, комментарии, репосты, охват, конверсии, затраты на рекламу и т.д. и ведете учет полученных результатов.
Выбор параметров зависит от цели и стратегии, и может меняться с появлением новых вводных данных. На основании накопленной статистики можно сравнивать несколько периодов, например, тот, в котором запускалась реклама, и тот, в котором результаты органические. Можно сравнить эффективность публикаций в разных сетях и в разное время суток, можно оценить, на какой тип контента реагируют ваши пользователи.
A/B тестирование
Знание основ А/В тестирования крайне важно для SMM-специалиста, претендующего на успех. Данный подход используется в разных сферах маркетинга и позволяет оценить эффективность гипотезы.
A/B тестирование может проводиться на локальном уровне, например, измерение эффективности публикаций разного типа в одной социальной сети. А может быть и на макроуровне, когда SMM-менеджер выбирает несколько социальных сетей и смотрит, где эффективнее достигается цель.
A/B тестирование крайне актуально и в рекламе в социальных сетях — можно проверять различные гипотезы и делать сравнение нескольких аудиторий. В рекламный кабинет Facebook встроена данная опция, но можно проверять гипотезы и вручную, например, с помощью контент-плана и Excel.
Инструменты
Существует ряд платных и бесплатных программ, которые автоматизируют этот процесс и дают возможность SMM-специалисту заниматься глобальными вопросами вместо рутинного переноса данных в таблицу.
Hootsuite позволяет запланировать публикации, дает возможность отслеживать эффективность постов, следит за упоминаниями и анализирует SMM-деятельность по более чем 200 параметрам. Минимальная стоимость пакета — 25 евро в месяц.
SEMrush предлагает целый набор инструментов для SMM: отложенный постинг, сравнение эффективности публикаций с конкурентами и аналитические отчеты. SEMrush использует различные метрики, включая состав аудитории, активность и вовлеченность пользователей и т.д., позволяющие оценить эффективность вашего контента онлайн и в динамике. Есть бесплатная версия, а расширенный функционал доступен на платных тарифных планах.
Что делать
4. Метрики
Для анализа результата деятельности важно знать метрики, по которым будут делаться выводы о ее эффективности или неэффективности.
Алгоритм анализа результатов отлично показан в процессной модели PDCA (Plan-Do-Check-Act: Планируй-Делай-Изучай-Действуй). Главная идея ее в том, что для результата важно не только осуществлять постоянный процесс, но и корректировать план действий в зависимости от получаемого результата. В идеале схема выглядит так:
Набор метрик может варьироваться, мы предлагаем список самых часто используемых:
Что делать
5. Базовое знание SEO
Для полноценной SEO-оптимизации есть свои специалисты, и мы писали о том, что они должны знать и уметь. Однако базовое понимание принципов SEO будет полезно SMM-специалисту для эффективной работы.
Профиль в социальных сетях индексируется. Для усиления видимости бренда в сети необходимо корректно заполнить информацию о владельце аккаунта. Постинг интересного контента, привлекающего внимание аудитории, повышает охват и вероятность репостов на сторонние ресурсы со ссылкой на источник, что напрямую влияет на SEO. Чтобы материалы хорошо ранжировались в выдаче поисковых систем, важно создавать контент, полезный и интересный для пользователя, и органично оптимизировать его под нужды SEO.
На что обратить внимание:
Что делать
Специалисту по SMM важно понимать лишь базовые принципы SEO, однако если тема вам интересна, поучиться можно здесь:
6. «Яндекс.Метрика» и Google Analytics
«Яндекс.Метрика» и Google Analytics — лучшие друзья SMM-специалиста. Здесь можно получить полезные данные о поведении пользователей, источниках трафика, эффективности рекламы и узнать, какие кампании в SMM приводят пользователей на ваш сайт.
Для успешного трекинга кампаний не забудьте про UTM-метки. UTM-метка — это дополнение к URL, в котором определено название кампании, источника и канала. Можно задавать синтаксис вручную, а можно пользоваться генератором, например, URL Builder от Google.
Необходимо ввести ссылку и обязательные параметры, и новая ссылка с UTM сгенерируется автоматически. Не всегда уместно использовать полную ссылку в публикациях, и на помощь приходят сокращатели ссылок, например, bitly.com.
Лайфхак: придерживайтесь единообразия в атрибуции UTM — сложно будет отследить результат кампании «Релиз книги», если в одном месте она будет обозначена как «Release_knigi», а в другом как «Knigo_release».
Что делать
7. Контент-менеджмент
Контент-план — это структурированное расписание публикаций с указанием времени, типа контента — образовательный, развлекательный, обучающий, рекламный — и сопутствующих материалов (картинки, видео, ссылки). В интернете можно найти множество примеров и адаптировать их под свои нужды.
Учитывайте время, когда ваши подписчики наиболее активны. Это можно посмотреть во внутренней статистике социальной сети или воспользоваться уже существующими исследованиями аудитории.
Например, в исследовании за 2018 год Popsters выделил оптимальное время публикаций для различных социальных сетей. В среднем, аудитория лучше всего вовлекалась в публикации в воскресенье и в понедельник с 10 до 11 и с 15 до 16 часов. Худшее время — среда с 4 до 6 утра.
* Подробнее о методологии и результатах можно прочитать в исследовании Popsters
Контент-план можно создать в Excel, но не забудьте подготовить отдельные вкладки для ленты и историй. И помните о вечнозеленом контенте — это посты, которые не теряют свою актуальность и могут публиковаться регулярно.
Главные преимущества контент-плана:
Существует множество программ, которые упрощают реализацию контент-плана. Одна из самых популярных — SMM Planner. Сервис позволяет осуществить отложенный постинг в социальных сетях. Бесплатная версия ограничена 50 публикациями в месяц, но есть гибкие тарифные опции, позволяющие выбрать нужное число публикаций для актуального числа используемых социальных сетей. Программа умеет публиковать истории в Instagram, добавлять геолокацию и обладает удобным интерфейсом.
Кроме того, существуют SMMAero, Амплифер, Kuki.io и ранее упомянутые программы Hootsuite и SEMrush. Сейчас в некоторых социальных сетях есть опция запланировать публикацию, так что при желании отложенный постинг можно осуществлять совершенно бесплатно.
Что делать
8. Дизайн
SMM-специалист работает с контентом, поэтому базовое знание графических редакторов будет преимуществом.
По данным Wishpond, посты с картинками дают на 104 % больше комментариев, на 84 % больше переходов по ссылкам, чем пост без изображения. SMM-специалист работает с визуальным контентом и должен уметь не только поставить задачу дизайнеру, но и самостоятельно проиллюстрировать публикации, подобрать стиль и проследить за тем, чтобы вся графика соответствовала единой стратегии продвижения.
Сегодня это не сложно, бесплатные онлайн-редакторы, например, Canva, Figma позволяют легко и быстро создавать классные картинки из готовых шаблонов, делать схемы и инфографику, пользоваться совместным командным доступом. Так что освоение более сложных инструментов типа Adobe Photoshop и Lightroom становится делом исключительно добровольным.
Giphy — бесплатная программа для создания gif-изображений. Можно использовать встроенные инструменты, конвертировать gif из видео на Youtube, пользоваться большой базой готовых файлов на все случаи жизни. Важно помнить, что правила Giphy запрещают использование материалов платформы для получения коммерческой выгоды, то есть для платных рекламных публикаций в социальных сетях.
Этого достаточно для выполнения базовых задач SMM-специалиста. Для тех, кто хочет продвинуться в веб-дизайне, мы советуем изучить основы HTML и CSS, а в дальнейшем и основы программирования на JavaScript.
Что делать
9. Работа с видео
Для видео можно использовать встроенные редакторы для Mac и Windows, любую программу на ваш выбор (например, Adobe Premier, Light Works) или даже приложение для телефона (AndroVid, Magisto, iMovie и тд ).
Если вы используете видео для публикаций, обязательно добавляйте субтитры, ведь, как мы писали выше, более 80 % юзеров смотрят ролики в ленте без звука.
Что делать
Мы рассмотрели компетенции, которые необходимы SMM-специалистам, по результатам исследования SEMrush. Но список был бы неполным без еще нескольких ключевых навыков.
10. Понимание основ рекламы и таргетинга
Не все заказчики могут позволить себе нанять отдельного человека, который будет отвечать за настройку и запуск рекламы в социальных сетях, поэтому зачастую эти задачи ложатся на плечи SMM-специалиста.
Таргетированная реклама — важная составляющая маркетинга в социальных сетях. С ее помощью можно быстро расширить базу подписчиков, вывести новый продукт на рынок, запустить промоакции, сгенерировать лиды и повысить продажи.
Такой формат рекламы — направленный на определенную аудиторию, сформированную по географическим и демографическим характеристикам, языку, интересам и т.д. — весьма результативен в социальных сетях, ведь пользователи добровольно выкладывают информацию о себе и своих интересах, а, значит, помогают таргетингу попасть в цель.
Совет: если вы только начинаете работать с таргетированной рекламой, тренируйтесь на минимальных ставках и тщательно отбирайте аудиторию, иначе слив бюджета гарантирован.
Что делать
11. Работа с инфлюенсерами
По данным IAB Russia, объем российского рынка маркетинга влияния составляет 8 млрд руб. в год. По словам заместителя Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России Алексея Волина, в 2018 году в России насчитывалось 15-17 тысяч блогеров с совокупным годовым доходом 10 млрд рублей.
Наряду с настройкой таргетированной рекламы, работа с инфлюенсерами и лидерами мнений — необходимый навык успешного SMM-специалиста. Профессионал в области SMM умеет определять релевантных продукту инфлюенсеров, обладает высокими коммуникативными навыками и не лишен креативности, ведь именно ему предстоит совместно с блогером придумать, как нативно интегрировать рекламу в контент.
Главное преимущество макроинфлюенсеров — большая и разноплановая аудитория, что позволяет охватить разные сегменты. Но и гонорар у таких знаменитостей будет немалым.
Стоит присмотреться к нано- и микроинфлюенсерам. Их публикации выглядят естественнее, гонорары ниже, а сами персонажи ближе и понятнее обычным покупателям и могут работать с обратной связью, отвечая на вопросы и комментарии. Риски есть и в этом случае: подписчики могут оказаться накрученными, а качество контента — невысоким. Зато в этих сегментах цена ошибки не так высока, как в случае с топ-блогерами.
Что делать
12. Работа с негативными отзывами
Одна из задач SMM — расширение вашей аудитории в социальных сетях. Однако чем известнее становится ваш продукт, тем больше негативных отзывов будет встречаться на вашем пути.
Как показало исследование Gartner, игнорирование комментариев и вопросов в социальных сетях вызывает отток до 15 % существующих клиентов. Исследование Twitter показало, что 69 % пользователей, оставивших негативный твит, меняют настрой на позитивный в случае ответа от бренда. Более того, анализ твитов и реакций на них выявил, что после ответа компании на негативный комментарий в статус «новых платящих» переходят в три раза больше пользователей, чем среди изначально написавших хорошие слова.
Негативный фидбек может быть вызван:
Последний тип — самый неприятный: хейтеры переходят на личности, обсуждают семью и физические характеристики человека, выражаются грубо и жестко с единственной целью — задеть. Неприятно это и потому, что отзывы хейтеров не имеют отношения к реальности, но как вирусный контент стремительно распространяются и находят тех, кто верит.
Помните, что на имидж компании влияет то, как вы реагируете на негативные отзывы в социальных сетях. Будьте вежливы, признайте ошибку (если она есть), пообещайте разобраться и разберитесь, поделитесь результатами, поблагодарите за помощь в улучшении вашего продукта, предложите скидку — вариантов множество.
Что в итоге
Мы рассказали об основных навыках и знаниях, которые добавят SMM-специалисту бонусов в глазах работодателей. Если вы интересуетесь этой относительно молодой специальностью, то легко найдете на просторах интернета еще десяток полезных компетенций.
Чтобы не запутаться в потоках информации, мы написали для вас структурированный, полный и удобный чек-лист, с которым любой сможет быстро оценить, насколько эффективно работает SMM в вашей компании.
Думаете, что требования к SMM-специалисту слишком высоки? Не знаете, с чего начать путь в новую профессию? А может, хотите прокачать отдельные навыки? В обучающем центре Cybermarketing мы подберем нужную именно вам программу: от комплексных знаний о социальных сетях до детальных погружений в рекламу и таргетирование.