что нужно знать финансисту
Какие навыки прокачивать сейчас, чтобы стать финансистом будущего
Тренды финансовой сферы
Финансовый директор Vi Holding Владимир Красик в своем выступлении отметил, что тренды в банковской сфере сейчас очевидны: часть услуг и функций можно автоматизировать. Посредников станет меньше за счет информационных технологий. При этом есть большой запрос на работу с данными, на их обработку и анализ.
«Сложно сказать, какие подразделения банков не затронули анализ данных и математические модели — практически все. Оценить что-то не так просто. Можно судить по процессам или по результатам. Например, внутри банков и не только люди ищут smart pricing (разумное ценообразование. — РБК Тренды), но это решается не на словах и не на пальцах. Нужна серьезная работа».
Автор более 40 научных публикаций по применению теоретической физики в финансовом моделировании Кирилл Ильинский уверен, что физики, выпускники политехнических вузов и инженеры очень нужны в экономическом моделировании. Качественное изменение индустрии привлекло физиков в мир финансов около 30 лет назад. Тогда появились сложные финансовые продукты, которые требовали быстрого изменения технологий. Потребовалось быстрое моделирование — нужны были люди с широкими компетенциями, которые умели считать и могли быстро понять, что важно, а что нет. Под комбинацию этих характеристик идеально подошли физики-теоретики. Они изучают разные стороны математики, работают с большим количеством разных систем, случайностей и нелинейностью.
«Как устроена экономика или финансовый рынок? Есть агенты со своими желаниями, приоритетами, ожиданиями. Есть неопределенность и очень нетривиальное взаимодействие между агентами. Например, если один начинает что-то думать, другой тоже начинает что-то думать о том, что думает первый. Понимание этой системы очень похоже на молекулярно-кинетическую теорию, термодинамику и принцип детального равновесия в физике».
По мнению профессора Стэнфордской высшей школы бизнеса Ильи Стребулаева, на примере 2020 года видно, что технологическая составляющая крупных компаний лучше переживает кризис. За последние годы сильно снизилась стоимость стартапа на первых периодах: за один квартал в Стэнфорде студенты доходят до более продвинутого прототипа, чем выпускники 15 лет назад.
Рекомендации начинающим стартаперам и аналитикам
Владимир Красик считает, что нужно повышать уровень финансовой грамотности населения. Каналы и альтернативные возможности есть всегда, но их нужно знать, оценивать, уметь ими пользоваться. Понимать, какие есть инструменты, как внутри компании управлять ликвидностью. Если эта область вам интересна, необходимо понимать, как работают финансовые инструменты и какие есть тренды.
За любой информацией, на которую в компаниях смотрят большие боссы, стоит много работы: математические модели, сценарный анализ, работа с данными. Чтобы сложить многомерную картинку, в казначействе есть аналитики, которые все это обсчитывают.
«Математика дает преимущество на рынке, но если конкуренции нет, математические модели не нужны. Думаете о финансовой карьере — много заработать или придумать что-то новое, — подумайте, где конкурировать. Пирог, который можно откусить, в России больше, чем в США. Есть за что конкурировать».
Руководителя Лаборатории криптоэкономики и блокчейн-систем ПГНИУ Сергея Ивлиева в финансы, криптоэкономику и работу с блокчейном привели любопытство и интерес к новым моделям. Ему было интересно, что происходит на финансовых рынках — как происходит высокочастотная торговля, как устроены торговые роботы.
«Главная ошибка, которую могут допустить студенты, — перестать чем-либо интересоваться. Не надо быть узким специалистом, но следует как можно больше расширять кругозор. Например, следить за новостями. Всегда происходит что-то интересное. Главное в экономике — понимать, как устроен мир. Применяя математические методы и модели, нужно пытаться понять и проанализировать его».
Чтобы сделать технологическую компанию, нужен сильный директор и сильные ключевые разработчики. Вся работа командная, в ней важны нюансы: мотивация, совместное решение проблем, психология. Для этого важны социальные навыки — soft skills. Их нужно развить в себе вместе с hard skills — профессиональными навыками.
«Для начинающего специалиста очень важно взаимодействие с профи из индустрии. Люди из точных наук обладают уникальным набором знаний, который нельзя получить никак иначе. Из физика можно сделать экономиста, но не наоборот», — добавляет Кирилл Ильинский
Илья Стербулаев советует заниматься «четким образованием». Если посмотреть на самые удачные примеры стартапов из Кремниевой долины, у одного из основателей часто есть MBA, а у остальных нет. Получается синергия — люди с качественным бизнес-образованием и люди с технологическим образованием.
«Если у вас нет бизнес-образования или бизнес-понимания, построить стартап будет очень непросто. У вас, возможно, не будет правильного нетворкинга, который получают в бизнес-школе. По статистике, у половины венчурных капиталистов есть MBA».
При этом Стербулаев считает важным понимать разницу между продуктом и компанией: если вы не можете превратить продукт в компанию, то он так и останется продуктом. Вас купят за копейки. Самые удачные стартапы — компании, которые предлагают цикл. Просто инженеры тут вряд ли справятся, поэтому им тоже стоит пройти курсы повышения квалификации.
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Что предпринимателю нужно знать о финансах, чтобы вести бизнес
Стартовать бизнес легко, а вот сохранить его, масштабировать и превратить в зрелую компанию удаётся не каждому.
И в этом важную роль играют знания о финансах бизнеса — разберём базовые понятия, которые помогут собственникам управлять ими правильно.
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
Деньги на расчётном
счету ≠ выручка
Некоторые предприниматели ведут бизнес в стиле «то густо, то пусто». Сначала на счетах много денег и компания чувствует себя уверенно: спокойно выплачивает зарплаты и дивиденды, модернизирует бизнес. А потом деньги резко заканчиваются и приходится их искать, чтобы оплатить хотя бы самое необходимое.
Обычно так происходит, когда предприниматели путают два понятия: деньги и выручка.
Деньги, которые поступили на расчетный счёт, становятся выручкой тогда, когда компания выполнила свои обязательства по ним.
Возьмём для примера дизайн-студию и заказчика, которому надо сделать сайт. Давайте определим, когда студия будет признавать выручку:
Выручку студия признает, когда полностью выполнит обязательства — сдаст сайт. Да, деньги в компанию поступили раньше, но можно считать, что заказчик просто разрешил подержать свои деньги на счетах компании.
Бизнес без финансового планирования напоминает американские горки
Можно вести бизнес «по факту» — как получится, так и получится. Но тогда придётся сталкиваться с неприятными сюрпризами: неоправдавшимися ожиданиями, кассовыми разрывами, стагнацией бизнеса без чётких задач.
Гораздо лучше работать, когда нужный результат организован при помощи финансового планирования.
Для этого нужно составить финансовую модель, определить сценарии развития компании, потом забюджетировать это и контролировать, чтобы бюджет исполнялся.
Для тех, кто ещё не планировал финансы, для начала лучше потренироваться на более простых, но эффективных инструментах: платёжном календаре и план-факте по прибыли.
Платёжный календарь
Это таблица с планируемыми поступлениями и выбытиями денег, которая в первую очередь нужна для того, чтобы не допускать кассовые разрывы. Составляем календарь на месяц или на неделю, проверяем, хватает ли денег — и если нет, то есть время, чтобы исправить ситуацию.
Подробнее о том, почему возникает кассовый разрыв и как бизнесу его избежать при помощи платёжного календаря, рассказали в этой статье.
План-факт по прибыли
Представляет собой мини-процесс по организации результата. Лучше всего начинать с планирования прибыли на месяц вперёд: сколько в компанию придёт выручки, какие расходы она понесет — а в конце месяца сравниваем план с фактом.
Первые несколько раз точность, скорее всего, будет низкой. Но со временем придёт понимание закономерностей, связи между действиями и результатом — и можно будет довести точность до 80% и выше.
Предпринимателю не стоит забирать себе всю чистую прибыль
Если в планах — построить успешную компанию, то следует понимать, что чистая прибыль принадлежит бизнесу и платить собственнику — это только одна из её функций.
Другие важные функции чистой прибыли — развитие компании и формирование резервного фонда. Если предприниматель забирает себе всю прибыль, бизнес будет стагнировать и жить в постоянном риске.
курс
Финансы
для предпринимателя
Платить себе нужно по правилам
Обычно в бизнесе происходит так: у всех сотрудников есть зарплаты, которые выплачиваются два раза в месяц, предприниматель же распоряжается деньгами, как ему угодно.
Из-за этого бизнесмены рискуют впасть в одну из крайностей:
Чтобы собственнику платить себе правильно, нужно осознать свои роли — и платить за каждую из них. В малом бизнесе ролей обычно две: собственник и генеральный директор.
Генеральный директор получает зарплату — ровно так же, как все остальные сотрудники. Бизнесмен назначает себе зарплату, которая соответствует рынку и которую может себе позволить компания, и ежемесячно выплачивает.
С таким подходом предприниматель берёт деньги не как придётся, а по чёткой системе.
Раскроем этот пункт через реальный пример из практики компании «Нескучные финансы».
Предприниматель занимался строительством бань: в роли бригадира управлял небольшой командой, которая выполняла 3‒5 заказов в месяц. У бизнесмена получалось выводить на себя по 300 000 ₽ ежемесячно.
Наш герой хорошо делал свою работу, по сарафану стало приходить много заказов — больше, чем бригада могла взять. И предприниматель решил делать бизнес: нанял администратора, сформировал несколько бригад, запустил сайт — и взял побольше заказов.
Выручка действительно полетела вверх. Вот только на себя он стал выводить не 300 000, а ничего.
Произошло это потому, что рост продаж практически всегда связан с дополнительными расходами: нужно больше зарплат и бонусов, кому-то надо склады дополнительные открывать и другое. А ещё бывает, что приходится снижать цены — раньше на малых объёмах можно было выбирать самые дорогие заказы, а теперь уже так не получится. В итоге одно накладывается на другое — прибыли нет.
Наш герой временно откатился назад, вернувшись на «самозанятость» и честно заработанные 300 000 ₽ в месяц. А потом уже с чувством, толком и расстановкой организовал нормальный бизнес, в котором продумал и этот момент.
Резюмируем
Деньги и выручка — это разные вещи. Деньги становятся выручкой, когда полностью выполнены обязательства по сделке.
Нужно планировать финансы. Базовый набор — это план-факт по прибыли и платёжный календарь. Уровень посложнее — финансовая модель и бюджет на год.
Собственнику не стоит думать, что чистая прибыль полностью принадлежит только ему. Она также должна идти на резервы и развитие компании.
Бизнесмену нужно платить себе в соответствии с ролями: зарплату генерального директора и дивиденды собственника.
Не стоит гнаться за ростом продаж ⟶ может снизиться прибыль.
Как финансисту организовать удалёнку: инструменты и техники, которые облегчат работу
Почему предприниматели неправильно считают прибыль и как это делать корректно
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Финансовый директор компании
«Нескучные финансы»
Как стать финдиректором: инструкция для бухгалтера или 8 ступеней к успеху
Определимся, кто такой и чем занимается директор по финансам. Почему финансовый анализ может выполнять только он, а не главбух компании и гендир. А по пути расскажем, что нужно сделать, чтобы стать первоклассным финансовым директором.
Финансовый руководитель, кроме экономического анализа и составления отчетов, отвечает за будущее компании. Опираясь на результаты его исследований генеральный директор управляет компанией и разрабатывает стратегию развития. В зависимости от оборотов бизнеса в организации может быть целый штат финансистов под руководством одноименного начальника. Поэтому можно смело считать, что помимо математического склада ума нужно обладать коммуникационными и управленческими скиллами.
Первым пунктом программы — прокачка управленческих навыков
Часть компетенций, такую как многофункциональность, можно развить, погрузившись в рабочий процесс. Но, чтобы руководить своей командой, финдир должен обладать лидерскими качествами. Не отчаивайтесь, если вам кажется, что не прирожденный лидер. Эту, как и любую другую компетенцию, можно получить в процессе саморазвития и психологических тренингов.
60 % управленческих качеств вы нарабатываете на своем рабочем месте, только 20 % полезной информации усваивается от общения с другими лидерами, а по 10 % приходится на онлайн обучение и классические тренинги. Так что вперед — в поля.
Правильно настроенные внутренние коммуникации облегчают жизнь
Движения к должности финансового директора должны быть поступательными
Этот специалист обязан иметь знания сразу из двух областей: бухгалтерия и финансовое управление. На основе бухгалтерских отчетов и операций строится управленческая и финансовая отчетность, а уже затем происходит анализ, прогнозирование и принятие решения.
Проще всего строить свою карьеру, начиная в бухгалтерии, а после перехода в финансисты расти до специалиста-управленца, затем подняться до начальника финансового отдела и приземлиться в кресле финансового директора.
Для начала станьте уверенным главбухом, для этого подойдет курс «Главный бухгалтер» от LABA.
Определите основные задачи финансового директора
Независимо от масштабов компании финдир всегда отвечает за рост прибыли в долгосрочной перспективе. Работая специалистом финансового отдела, от вас потребуется четко выполнять поручения и эффективно сотрудничать с коллегами. Поднимаясь выше по иерархии, добавляется ответственность за подчиненных, умение смотреть на проблему в целом и работать с неопределенностью.
На основе управленческой отчетности вы моделируете сценарии дальнейшего развития, а от финансовых прогнозов зависит будущее всего бизнеса. Для финансиста мало получить необходимые коэффициенты и цифры, нужно просчитать на несколько шагов вперед, как модель согласуется с действиями функциональных отделов и влиянием внешней среды.
Расстановка красных флагов и маяков
Для быстрой корректировки намеченного курса необходимо проверять контрольные значения в различных пунктах плана. Для этого еще до разработки стратегии нужно оценить финансовое состояние компании. Сюда входит:
Таким образом, вы определите узкие и слабые места в компании, узнаете до каких значений нельзя допускать, и сверяйте свой курс по ним.
Как вырасти в эффективного финансиста узнаете на курсе «Финансовый директор». Эксперт поможет разобраться в финансовой отчетности, бюджетировании и риск-менеджменте.
Важно разбираться в ключевых показателях
Без знаний в сфере финансов непрофессионалу делать нечего. Поэтому грызем гранит науки, разбираемся в зарубежной и отечественной теории. Среди главных определений важно понимать что такое:
Финансовый директор должен быть готов к любой ЧС
Человеческий фактор или изменения внешней среды так и норовят разрушить финансовую стратегию. А у вас всегда должен быть козырь в рукаве, чтобы допустим обойти мировой экономический кризис, отстоять свою модель на совете директоров, устранить кассовый разрыв, найти финансирование.
От оперативности и согласованности принятых мер зависит прибыльность и денежный поток — двигатель бизнеса.
На всякий непредвиденный случай составьте список антикризисных мер для сохранения прибыли. В него могут войти следующие пункты:
Только не стоять на месте
Финансовый директор, как впередсмотрящий на корабле, должен постоянно саморазвиваться, приобретать новые и прокачивать старые компетенции. Нет предела в совершенствовании коммуникативных навыков, они понадобятся для мотивации сотрудников, устранения конфликтов и делегирования полномочий. Точность и скорость стратегического планирования зависит от используемых профессиональных программ, которые упрощают работу, оставляя человеку контроль за отклонениями.
Пока не готовы к новым карьерным рывкам, но хотите лучше разбираться в финансах? LABA приглашает на курс «Управление финансами». Эксперта Антон Шулык докажет, что финансы — это не сложно. Курс пригодится не только бухгалтеру, но и руководителю компании.
Сколько стоит современный финансист?
Финансовые директора и финансовые менеджеры — сегодня это самые востребованные и высокооплачиваемые специалисты. Любая успешная компания заинтересована принять на работу настоящего профессионала, который смог бы качественно управлять финансовыми потоками и разрабатывать эффективные финансовые стратегии.
За последние два года спрос на квалифицированных финансистов, экономистов и бухгалтеров возрос почти в 2,5 раза, а в прошлом году эта профессия была официально признана одной из самых востребованных на современном рынке труда. Вместе с повышением спроса, наблюдается и стремительный рост заработной платы: сегодня суммарный доход российского финансиста нисколько не уступает заработку его зарубежных коллег. А сколько зарабатывают финансисты зависит от конкретного опыта работы, специфики решаемых задач и профессиональных навыков.
Кто такой финансист и чем он занимается
В классическом понимании финансист — это человек, который владеет и управляет большим состоянием, а также имеет свои интересы в разных секторах экономики. Такой себе Уоррен Баффет или Джордж Сорос. Но финансистами называют не только тех, кто заработал миллиарды на Уолл Стрит, а и финансовых работников, которые ежедневно управляют деньгами разных компаний. Чем также неплохо зарабатывают себе на жизнь.
Финансисты — это специалисты, которые проводят крупные финансовые операции на легитимной основе, отвечают за распределение денежных потоков в компании и за инвестирование оборотных средств. Это финансовые менеджеры, CFO, аналитики, хедж-мейкеры, специалисты по финансовому планированию, форензик и прочие специалисты, в чьих руках находятся деньги различных организаций.
Финансисты — это не бухгалтеры и не экономисты. Если экономист анализирует показатели и планирует бюджеты, бухгалтер — начисляет заработную плату и отвечает за своевременную уплату всех налогов и взносов. То финансист влияет на судьбу всей компании. Именно он решает, куда вложить деньги компании, чтобы их приумножить и вывести бизнес на новый уровень.
Работают чаще всего финансисты в инвестиционных фондах, в финансово-экономических службах, в банках и биржах. Там в их обязанности входит кредитование, составление финансовых моделей, смет, инвестиционные проекты, проведение биржевых и торговых операций, финансовый анализ отчетности. В поле деятельности могут входить внедрение новых банковских продуктов и брокерских услуг.
Сколько зарабатывает финансист
Наметившаяся тенденция к росту заработной платы стала возможной благодаря тому, что большинство компаний прошли через реструктуризацию бизнеса, проанализировали сферу деятельности, минимизировали затраты и оптимизировали механизм подбора персонала. Многие работодатели четко уяснили, что для повышения эффективности бизнеса и выхода на международный уровень им нужны компетентные финансисты, которые, помимо дипломов об образовании и опыта работы, владеют реальными практическими навыками работы с серьезными денежными операциями, а также систематично повышают свою квалификацию.
Обзор зарплат финансистов 2021 г.
(По данным рекрутинговой компании Antal Russia)
Должность | Ежемесячная базовая зарплата финансиста до уплаты налогов, руб. | |
Минимум | Максимум | |
CFO/Финансовый директор | 300 000 | 600 000 |
Заместитель финансового директора | 350 000 | 450 000 |
Бизнес-контроллер | 130 000 | 250 000 |
Финансовый контроллер | 130 000 | 250 000 |
Финансовый менеджер | 180 000 | 350 000 |
Специалист по МСФО | 85 000 | 165 000 |
Финансовый аналитик | 100 000 | 170 000 |
Контроллер по затратам | 100 000 | 160 000 |
Специалист по управленческой отчетности | 65 000 | 100 000 |
В 2019-2020 годах зарплаты специалистов по финансам существенно выросли. Например, по данным того же агентства Antal Russia, финансовые директора и финансовые контролеры стали получать в месяц на 100-200 тысяч рублей больше.
Требования к финансисту современных работодателей
Занимаясь поиском финансового директора или финансового менеджера работодатели стараются максимально четко воспроизвести картинку идеального кандидата, где важны не только личностные качества, опыт работы и уровень образования, но и, конечно же, профессиональные навыки, подтвержденные квалификационными сертификатами.
Основные должностные обязанности финансиста
Навыки финансиста, необходимые для успешного продвижения по карьерной лестнице
Как финансисту повысить свою ценность на рынке труда?
«Где вы учились? Какой у вас опыт? На какую зарплату рассчитываете?» – это уже не главные вопросы на собеседовании. Каждого современного работодателя интересует, прежде всего, как часто соискатель пополняет и актуализирует свои знания, умения и профессиональные навыки? Бизнес-процессы, технологии, методики – все это настолько быстро меняется в современном динамичном мире, что успешному специалисту базовых знаний уже недостаточно для продвижения по карьерной лестнице и получения солидных доходов. Образование и повышение квалификации через всю карьеру – единственный выход для сохранения профессиональной пригодности и достижения карьерных высот!
Постоянное развитие и повышение квалификации — единственный способ реализовать свои амбиции!
Бешеный ритм сегодняшнего дня и нехватка свободного времени являются одними из наиболее распространенных причин отказа от очного образования. Тренинги и семинары, поездки в учебные центры, домашние задания — все это отнимает уйму времени и не всегда позволяет совмещать обучение с основной работой и повседневными делами. А дистанционный формат в данном случае – самый выгодный и удобный вариант, поскольку только он предоставляет возможность самостоятельно планировать график и тем самым экономить драгоценное время.
Чтобы научиться эффективно анализировать и управлять денежными потоками компаний разных масштабов, нужно пройти курсы для финансистов в нашей академии. На них вы сможете получить необходимые знания для карьеры от экспертов-практиков, не отрываясь от работы. А также подтвердить свою квалификацию в области финансов престижными международными дипломами от IPFM, CIMA и АССА.