что нужно знать для вожатого в лагере

Что необходимо знать вожатым

Подготовка ко встрече детей в лагере

Летний лагерь. Советы и рекомендации для вожатых

За день до заезда

Сегодня вы приехали в лагерь. Если это ваша первая смена, то настраивайтесь на то, что этот день будет очень насыщенным.

Минимум, что вам предстоит сделать

• устроиться на работу;

• узнать как можно больше о лагере (ведь завтра вы будете проводить экскурсию для вашего отряда);

• уточнить месторасположение медпункта, столовой, охранника и др.;

• получить информацию о том, с каким отрядом вы будете работать (возраст детей);

• познакомиться с вашим напарником (напарницей);

• узнать, в каком корпусе вы будете жить, получить постельное белье и спортинвентарь;

• провести уборку вокруг корпуса со своим напарником;

• наконец, на общем собрании вожатых внимательно прослушать инструктаж по технике безопасности и поставить свою подпись в журнале, в котором четко прописано, что вы несете ответственность за жизнь и здоровье детей, которые завтра приедут в ваш отряд. Все это займет у вас большую часть дня.

Пришло время включить второе дыхание, ведь теперь вам предстоит сделать все, чтобы мальчишки и девчонки, которых вы будете встречать завтра в отряде, почувствовали желание остаться в лагере. И первое, на что они обратят внимание, как вы подготовились к их приезду.

Что необходимо для этого

• украсить помещение, в котором будет жить ваш отряд (фасад корпуса, холл, коридоры);

Твои вторые мама и папа», «Здесь живут самые веселые мальчишки и девчонки!»;

• яркие веселые картинки, смешные рожицы, воздушные шарики, новогодняя мишура и т. д.

В общем, все, что может вызвать у ребят хорошее настроение, должно быть приготовлено и привезено вами в лагерь.

Надеюсь, вы не забыли взять из дома все, что пригодится для работы вожатым: методические разработки, сценарии, сборники стихов и песен, диски для музыкального сопровождения мероприятий, фонарик, свечи, линейку, листы ватмана, цветные карандаши, бумагу, ручки, иголки, нитки, ножницы, скрепки, кнопки, скотч, клей, свисток, средство от комаров, краски, маскарадные костюмы, магнитофон, упаковку листов формата А4.

Некоторые вожатые ленятся заправлять кровати в комнатах у детей перед их заездом, особенно если это старшие отряды, думают, выдадим постельное белье детям, они сами справятся. Но этого нельзя делать, во-первых, ребенок сразу почувствует, что вожатому было лень выполнить эту работу, а во-вторых, ребята могут не знать, как должна быть заправлена кровать. И только после того, как вы заправите кровати, со спокойной душой в течение всей смены требуйте, чтобы они выглядели так же, как в день заезда.

Очень обрадуются дети, когда, приехав в лагерь, найдут у себя в комнате под подушкой сюрпризы. Это могут быть бумажные звездочки, солнышки, игрушки или что-нибудь удивительное, что вожатый рисовал и вырезал с напарником до четырех часов утра. Один мой знакомый собрал шишки, покрасил их в желтый цвет, покрыл лаком, привязал нитки и разложил эти сюрпризы в комнатах у детей на подушках. Когда его отряд в первый раз пошел в столовую, я увидел, что у каждого ребенка на груди висела эта желтая шишка. Это говорит о том, что вожатый проявил креативность и подарил детям кусочек своего тепла. Многие из ребят сохранили их и увезли домой на память. На сюрпризах можно нарисовать веселые картинки или написать какие-либо приветствия, пожелания, лучше — в стихах.

Итак, корпус украшен, кровати заправлены, под подушками лежат сюрпризы. Не забудьте документы и таблички, которые вам понадобятся для регистрации детей. Вроде бы все готово. Да, обратите особое внимание на культуру своего внешнего вида, постарайтесь одеться так, чтобы понравиться ребятам и их родителям. (Если у вожатых есть единая форма или элементы одежды, то это очень большой плюс администрации лагеря.) Итак, до подъема остались какие-то три-четыре часа, которые вам нужно потратить на сон. Сны в лагере особенные: если выкладываешься на все 100%, и даже больше, то снятся добрые сны, а если работать спустя рукава, то к тебе по ночам будет приходить дух самого первого вожатого и спрашивать: «Где Сидоров, где Сидоров?» Это шутка, но я хотел бы, чтобы вы настраивались на то, что на сон будет уходить в среднем пять часов.

Правила для вожатых, о которых не стоит забывать

• Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей.

• Вожатый должен предъявлять понятные, точные и решительные требования.

• Предвидеть и предотвращать конфликты в отряде.

• Если в первые три дня вы не сформируете и не сплотите отряд, то потом это будет сделать практически невозможно.

• Вожатые должны знать, где находятся их дети, впрочем, как и дети должны знать, где находятся вожатые.

• После отбоя проверяйте наличие дежурного света в коридорах и холле. Дверь в корпусе на ночь должна быть закрыта, ключ находиться у вожатого, который ближе всех живет к выходу.

• Перед отбоем не забывайте спрашивать о самочувствии ребят, заботьтесь о здоровье детей.

• Объясните ребятам правила поведения в столовой, в корпусе, на мероприятиях. Обязательно наличие закрытой одежды при посещении столовой.

• Совместно с напарником планируйте деятельность. Учитесь разделять ответственность.

• Никогда не выясняйте отношения с напарником в присутствии ребят.

• Постарайтесь не разрешать переезды детей из палаты в палату (только в случае крайней необходимости).

• Отпустить ребенка из отряда с родителями вы можете только после того, как они напишут заявление на имя директора лагеря.

• Не ищите в конфликте виновных, ищите выход.

• Если у вас возникли проблемы с ребенком, обратитесь к старшему вожатому, далее — к директору лагеря.

• В случае необходимости время суток для обращения в медпункт не имеет значения.

• Вожатый должен иметь четкий план работы на день.

• Обязательно проводите утренний сбор отряда, на котором вы расскажете ребятам, что их сегодня ожидает. По возможности проводите каждый день отрядные свечки.

• В столовую, из столовой, на мероприятия, за территорию лагеря отряд должен передвигаться только строем в колонне по два человека.

• Если ребенок убежал из лагеря, немедленно сообщите об этом инспектору, директору лагеря.

• Не занимайтесь своими личными делами в рабочее время.

• Не кричите на ребенка, уместная шутка в адрес виновника намного сильнее крика.

• Прежде чем наказать ребенка, подумайте, что скажут об этом его родители.

Источник

Что стоит знать о работе вожатым

что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть фото что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть картинку что нужно знать для вожатого в лагере. Картинка про что нужно знать для вожатого в лагере. Фото что нужно знать для вожатого в лагере

«Вожатый – само олицетворение будущего детей, к которому они должны стремиться»

Для вожатого работа с детьми – это сложное ответственное дело, требующее серьезной подготовки. И, одновременно, великая радость. Наша работа состоит в том, чтобы создавать пространство, в котором интересно и важно думать, обсуждать, принимать решения, брать на себя ответственность, учиться и приобретать опыт, преодолевать испытания, исследовать и совершать собственные открытия.

Нам интересен окружающий мир. Интересно общество, в котором мы живем, интересны люди, которые нас окружают. Мы ходим в театры и в кино, на выставки и на каток, занимаемся спортом, интересуемся живописью и музыкой, физикой и социологией и еще очень многим. Нам важно передать этот интерес детям, открыть перед ними мир возможностей и свободного выбора.

Вам потребуется научиться чувствовать динамику развития группы, управлять мотивацией и эмоциональным состоянием группы, научиться проводить рефлексию и вместе с группой извлекать опыт из прошедших событий, научиться проводить содержательные обсуждения и развивать у детей способность к пониманию, освоить методы проблематизации и методы создания для группы пространства для совершения открытия.

Для среднестатистического здорового ребенка процесс воспитания в кругу сверстников эффективнее индивидуальной работы. Первая наша задача – сформировать детский коллектив (группу) таким образом, чтобы его внутреннее устройство, его структура, атмосфера давали каждому ребенку мощный стимул к развитию личности, открывали новые перспективы и новый взгляд на мир. Далее, через командное преодоление испытаний, согласование ценностей, совместное принятие решений, творчество, обсуждения и многое другое мы создаем предпосылки для формирования у детей мировоззрения и собственной позиции.

Поэтому программы должны быть направлены на формирование у детей способностей к пониманию и осмыслению мира, способности к поиску истины и прокладыванию своего собственного пути в жизни, формирование осознанной позиции и мировоззрения. Это – сложнейшая педагогическая задача, требующая от педагога не только навыков, но и собственной зрелости.

Необходимо еще уметь вместе с детьми строить их отношение к различным явлениям, фактам, событиям, поступкам и способам жизни, чтобы у детей складывалась собственная целостная картина мира. Необходимо создавать для ребенка пространство его собственного выбора и его ответственности.

Все это требует не только чувств, но и интеллекта, умения проектировать свою деятельность и предвидеть последствия.

Основные принципы вожатого:

Кто хоть раз в жизни был в детском оздоровительном лагере (ребенком или вожатым) или отправлял туда на лето собственное чадо, тот знает, насколько важно, чтобы на отряде работал хороший вожатый. Наверное, в работе каждого, даже самого замечательного вожатого, можно найти какие-то ошибки, минусы, недочеты или недоработки. Нельзя объять необъятное: что-то обязательно выпадет из поля зрения. Вот и сетуют иногда дети, родители и администрация лагеря: «Где бы нам взять идеального вожатого, чтобы все умел, все мог и все делал?»

Давайте попробуем вместе разобраться, кто такой идеальный вожатый, что он умеет, какими качествами характера обладает, какие специальные знания имеет. Ведь он живет вместе с ребятами, обеспечивая их (в материальном и духовном плане) всем необходимым все дни смены…

Перво-наперво, идеальный вожатому интересны сами дети. Без этого в лагерь можно даже не соваться.

Идеальный вожатый, как правило, молод. Ведь, согласитесь, у молодой девушки или молодого парня гораздо больше энтузиазма, активности и энергии, чем у человека опытного, но постарше. А малышу, и даже подростку, неинтересно просто выполнять режим дня. Ему хочется играть, участвовать в лагерных концертах и конкурсах, постоянно быть чем-то занятым.

Идеальному вожатому необходимо разбираться в современной музыке, знать фильмы (новые и старые, но хорошие), компьютерные игры, быть в курсе мировых новостей и спортивных событий, чтобы поговорить с ребенком о том, что ему интересно, рассказать что-то новое и увлекательное. Но при этом, конечно, он остается наставником, пропуская через внутренний фильтр всю информацию. Конечно, он должен уметь быстро находить ответ на любой заданный ребенком вопрос.

Идеальный вожатый хорошо знает психологию и наблюдателен, чтобы не допустить конфликты между детьми и помочь каждому малышу почувствовать себя членом отряда. Он умеет поставить себя так, чтобы с любым вопросом и любой проблемой дети шли именно к нему за помощью и поддержкой.

Идеальный вожатый требователен (это говорят сами дети!), но обязательно справедлив. Когда дети четко знают, что он них хотят и что будет за нарушение правил, им легче эти правила и требования выполнять. У вожатого достаточно громкий голос, который он никогда не должен повышать на детей.

И, конечно же, у него нет вредных привычек. Потому что личный пример для детей значит очень много. Кроме того, идеальный вожатый любит сцену и умеет быть на сцене: петь, танцевать, участвовать в сценках или проводить игры с залом. Дети любят, когда их вожатый в центре внимания.

Ну и напоследок: идеальный вожатый в любой ситуации остается оптимистом.

Вообще, профессия вожатого предполагает, что ты одновременно и педагог, и психолог, и медик, и портной, и танцор, и певец, и артист, и спортсмен (причем всех видов спорта одновременно), и еще много кто… Так что если хотите стать идеальным вожатым – запоминайте все, что слышите, обучайтесь всему, чего еще не умеете, и постоянно придумывайте для детей что-нибудь новое!

Источник

Советы начинающим вожатым

что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть фото что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть картинку что нужно знать для вожатого в лагере. Картинка про что нужно знать для вожатого в лагере. Фото что нужно знать для вожатого в лагере

Всегда, находясь рядом с детьми, представляйте себя ребенком и думайте: «а что бы я сделал/хотел в этот момент», и у вас никогда не будет проблем и вопросов «а что такое дети, и с чем их есть».

Детям эта тема бывает не особо интересная, поделиться эмоциями. Они недопонимают суть откровений и романтики обстановки. В первую свечку можно рассказать легенду(детям это интересно) и спросить, как прошел первый день. А далее можно проводить «тематические» свечки, т.е. сегодня мы миньоны и выберите из двух какой ты /ппфффф/банана крэзи такой веселый/ расскажи почему.

Как же понравиться детям?

Иногда во время лагерной смены, какими бы дружными ребята не были, может возникнуть момент, когда появляется много ссор, незавершенных конфликтов. И вроде со стороны все выглядит хорошо, но дискомфорт чувствуется. В такой ситуации рекомендуется сделать огонек конфликтов. На данной свечке дети делятся не впечатлениями за день, а тем, что их беспокоит, своими претензиями (в корректной форме). Поначалу многие предпочтут отмолчаться, но если сделать все грамотно, то можно хорошо разрядить накал страстей. Если дети младшего школьного возраста, то каждый участник огонька может рассказывать свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу «письмо другу», но плюс тактильный контакт. Здесь задача вожатого, следить, чтобы общение происходило с игрушкой и не перерастало на личности.

Если вы работаете с младшим отрядами: Постоянно играйте с ними, фантазируйте, придумываете невероятные истории, чтобы дети делали всё в удовольствие и без капризов. Например, если ребенок не хочет суп. Скажите ему, что это волшебный суп, и если его съесть, то будет хорошая погода и самый классный день.

Как быть в курсе всех дел в отряде с подростками? Общайтесь с детьми, проводите свободное время с ними. Не стоит взаимодействовать с отрядом только в рамках своих рабочих обязанностей. Играть намного приятнее и интереснее с человеком заинтересованным в этом. Но в сложных ситуациях (травмы, ссоры) проявляйте себя со стороны взрослого человека. Попробуйте понять интересы каждого ребенка, разговариваете на эти темы. Слушайте переживания и давайте нужные советы.

Если у вас проблемы с тем, чтобы собрать все телефоны на тихий час, то есть простое решение чтобы узнать, сдали тебе дети «липовый» телефон или с которым приехали.

Стадии развития отношений с детьми:

1. Дети приносят тебе камни 2. Дети приносят яблоки с полдника 3. Дети приносят лизунов 4. Дети не хотят уезжать со смены, просят уехать с ними 5. Дети разыскивают тебя, находят и заставляют ехать работать в их школу 6. Дети делают тебя директором школы 7. Дети делают тебя министром образования региона 8. Дети делают тебя министром образования

В работе вожатого может быть целый «винегрет» полезных лайфхаков и советов. Например, никогда не стоит говорить детям: «Построились» или «Строимся, быстро!» (а этим придется заниматься в период смены много-много раз). Лучше ограничиться более мягкой фразой «Постройтесь, пожалуйста, парами». Да, детям также как и вам неприятно воспринимать команды в повелительном тоне. Проверено на опыте – так дети слушаются гораздо лучше.

Ну и напоследок самое главное – будьте интересны для своих подопечных. Знайте много игр, демонстрируйте свои таланты, придумывайте приятные и милые штучки – и звание лучшего вожатого смены вам обеспечено.

Источник

Что вожатому нужно знать о детях

что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть фото что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть картинку что нужно знать для вожатого в лагере. Картинка про что нужно знать для вожатого в лагере. Фото что нужно знать для вожатого в лагере

Как изучать детей в условиях детского лагеря? В связи со спецификой детского лагеря (отдаленность от дома, отсутствие рядом близких людей и друзей, незнакомая обстановка и др.) рассмотрим некоторые направления в изучении ребенка, которые реально использовать в таких условиях.

1. Первичная диагностика (источником информации служат родители или лица их заменяющие) проводится вожатым на подготовительном этапе. Анкету с открытой формой вопросов заполняют родители на первой встрече с целью заочного знакомства вожатого с детьми.

2. Медицинская информация. Сведения о состоянии здоровья можно получить из медицинских документов, представляемых родителями.

3. Первичное анкетирование детей (проводится в день заезда). Анкета может содержать следующие вопросы: фамилия, имя ребенка; возраст, число, месяц, год рождения; ожидания от лагеря; любимые виды деятельности (чтение, рисование, музыка, пение, спорт, лепка, другие); первый или второй раз в лагере; о чем мечтает и другие.

Составьте анкету, которую вы предложили бы детям в день заезда. Какую информацию, полезную для работы, вы можете получить, анализируя ее?

4. Выявление лидеров. Игры на выявление лидера. (Построится по росту, цвету, размеру; в круг, ромб, квадрат и т.д.).

5. Наблюдение за поведением детей. Понимая, что ребенок в лагере находится вдали от дома, необходимо постоянно наблюдать: за его поведением, сменой настроения, наличием или отсутствием аппетита, отношениями с ребятами в коллективе, состоянием здоровья. Любые замеченные изменения должны быть поводом для действий вожатого.

Примерные вопросы для наблюдения

6. Изучение развития ребенка. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий; ролей, которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. Рисунки на темы «Я», «Я и мои друзья «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрации сказкам могут рассказать вожатым о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Тест «несуществующее животное» позволяет получить информацию об эмоциональном состоянии ребенка.

В подростковом возрасте важное значение имеют методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов, целью выяснения мотивов деятельности, интересов, самооценки подростков хорошо использовать методику незаконченного предложения, где включить вопросы типа:

7. Изучение настроения ребенка после проведенного дня. Во время работы в оздоровительном лагере с помощью цветописи (выражения собственного настроения с помощью цвета) можно получить наглядную картину эмоционального состояния всех детей в отряде и динамику этого состояния.

что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть фото что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть картинку что нужно знать для вожатого в лагере. Картинка про что нужно знать для вожатого в лагере. Фото что нужно знать для вожатого в лагере

Предложите детям создать экран настроения, используя известный тест Макса Люшера:

Появление синефиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует наличии проблем в работе вожатого и требует с его стороны помощи детям, выбирающим эти «цвета».

Источник

Советы молодому вожатому

что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть фото что нужно знать для вожатого в лагере. Смотреть картинку что нужно знать для вожатого в лагере. Картинка про что нужно знать для вожатого в лагере. Фото что нужно знать для вожатого в лагере

Главное — никогда не кричите на детей.

Если вы решили поработать вожатым, то вас ждёт мир, наполненный эмоциями, переживаниями, взлётами и падениями, разочарованиями и радостями. В общем, всё как и в других видах деятельности. Но всегда приятно, входя в воду, уже немного знать о ней — солёная она или пресная, водятся в ней аквариумные рыбки или зубастые пираньи? Если проверить это никак не удаётся, то хотя бы запаситесь средствами для плавания.

Если вы начинающий пловец, то для начала вам понадобится спасательный круг или хотя бы надувные нарукавники. В вожатстве роль спасательного круга выполняют инструменты работы с детьми, которые помогут вам не только не испугаться воды, но и уверенно начать учиться плавать.

Список необходимых вещей (инструментов), которые желательно знать, перед тем как начать работать с детьми:

1. Заведите «Копилку вожатого»

«Копилку» можно условно разделить на материальную и ментальную.

Материальная копилка — коробка, банка или, на худой конец, пакет с настольными играми для детского возраста, с которым вы работаете. Вы можете купить игры или сделать их сами на основе любимых. Игры в независимости от возраста должны быть не только развлекательного, но развивающего характера. Подберите игры, развивающие память, внимание, мышление, быстроту реакции и так далее. При этом не ограничивайтесь шашками, лото и домино. Это, безусловно, отличные варианты, но современная игровая индустрия может предложить вам намного больше.

Важно, чтобы одна партия выбранных вами игр не занимала много времени. В условиях школы или лагеря у вас есть задача быстро переключаться с одной деятельности на другую, а полуторачасовые квесты-бродилки этому не способствуют.

Ментальные игры — это ваша внутренняя копилка, то есть ваш багаж игр и упражнений с детьми, для которых либо вовсе не требуется дополнительный инвентарь и специальные условия, либо они минимальны. Таких игр также существует огромное количество. Подберите для себя несколько игровых тематик и выучите по 7-10 игр из каждой.

Основные категории игр, которые могут вам понадобиться:

Список можно продолжать бесконечно, но как только вы начнёте изучать мир игр, то сразу поймёте, каких навыков для игр с детьми вам не хватает и со временем приобретёте их. Главное — начать!

2. Соблюдайте дресс-код

Под дресс-кодом подразумевается, конечно, не белый верх, чёрный низ или костюм-тройка. В общении со взрослыми у детей срабатывает фильтр «свой — чужой». На это влияет, конечно, не только ваш внешний вид, но одежда играет не последнюю роль.

Одеваться нужно примерно так, как одевается среднестатистический подросток. Именно среднестатистический, без ударений в субкультуру или культ дорогой одежды. Обычно это джинсы, футболка, кроссовки или кеды. Конечно, комбинаций может быть масса, но зачастую это так называемый классический кэжуал.

При этом важно уловить тонкую грань между тем, чтобы быть похожим и подражать. В стремлении сказать «смотри, я такой же, как ты» не спешите подворачивать джинсы и носить кроссовки без носков. Будьте опрятны и не навешивайте на себя слишком много разнообразных фенечек — серёжек, браслетов и прочее. Наличие татуировок, как и всё остальное, является вашим личным выбором, но будьте готовы к тому, что некоторые работодатели могут не взять вас на работу с детьми. Это, впрочем, тоже их выбор.

3. Составьте свод правил

Свод правил, которые нужно неукоснительно соблюдать, важен не столько для вас, сколько для детей. Ребёнку необходимо чувствовать себя в безопасности. Правила не только дают это ощущение, но и регулируют взаимодействие в категориях «ребёнок — ребёнок», «ребёнок — взрослый».

Примерный список правил, необходимый для комфортного существования ребёнка в школе или в лагере:

Важно не только проговорить с детьми установленные вами правила несколько раз, но и записать их, а ещё лучше зарисовать и повторять раз в три дня. И это не шутка!

Если при объяснении правил дети просят огласить их обязанности, то это в общем справедливая просьба. В зависимости от возраста вы можете либо сами предложить им готовый список, либо составить его вместе с детьми.

4. Интересуйтесь увлечениями детей

Ещё одна возможность превратиться из «чужого» в «своего» — поинтересоваться у детей, что они читают, смотрят, каким видом спорта увлекаются. Поговорите с ними об увлечениях, поделитесь своими интересами. Разумеется, для этого вы сами должны разбираться в современной культуре — смотреть фильмы, слушать музыку и читать детскую и подростковую литературу. Тогда вам точно будет о чём поговорить с ребёнком.

Педагог или вожатый, который не может поддержать разговор с ребёнком из-за огромной культурной пропасти между ними, — зрелище довольно печальное

5. Дети всегда должны быть заняты

Вы всегда должны знать, чем занять детей, будь то игры из «копилки вожатого», складывание оригами, вышивание крестиком или любая другая совместная деятельность. В стенах школы, лагеря или другого развлекательного или образовательного учреждения у детей не должно быть «свободного времени», если под этим подразумевается ничегонеделание или «залипание» в телефоне. Как только вы даёте детям вольную, в отсутствие деятельности они могут заскучать, уйти в себя, а некоторые просто начнут беситься, нарушая тем самым вами же установленные правила.

Важно, чтобы у ребёнка всегда был выбор, чем заняться, и ваша задача — предложить ему этот выбор. Даже если вы назначили свободное время, то можно объединить детей в группы и одним дать настольную игру, других попросить написать сценарий для концерта или решить интересную математическую задачку, которую вы для них нашли.

В условиях постоянной деятельности и чётко поставленной цели вы решаете и проблему безопасности, и задачу эмоционального вовлечения ребёнка в деятельность, которую вы контролируете.

6. Дети всегда должны быть в безопасности

Речь идёт не только о физической, но и психологической безопасности. В отсутствие этих условий никакая совместная деятельность с ними невозможна, ведь потребность в безопасности — это базовая потребность не только для ребёнка, но и для взрослого.

Все вышеперечисленные пункты отчасти решают эту задачу, но иногда этого недостаточно. Дети всегда должны находиться под ваш присмотром! Если для решения какой-либо задачи вам нужно разделить группу на две, то попросите другого взрослого побыть рядом со второй группой.

Также вспомните «правило территории» — вы всегда должны знать, где находятся ваши дети, если они не с вами. Речь здесь не о тотальном контроле, а о вашей ответственности за них. Детям, конечно же, нужно доверять, но не слепо. К тому же соблюдение этого правила является вашей профессиональной обязанностью. Не пренебрегайте им.

7. Ваше сердце должно быть горячим, а голова холодной

Человек, который работает с детьми, должен по-настоящему любить свою работу. Любовь, конечно, предполагает наличие многообразного спектра эмоций — от страха до безудержной радости. Но у настоящего педагога всё это происходит внутри, а снаружи он всегда спокоен и всегда в доброжелательном настроении.

В экстремальной или просто сложной ситуации дети должны знать, что их вожатый, воспитатель или классный руководитель спокойно, без лишних эмоций, решит любую проблему.

В социальной психологии существует термин «эмоциональное заражение». Это значит, что эмоции одного человека могут передаваться другому человеку или группе людей. Поскольку вы являетесь значимым взрослым, то ваши эмоции дети будут безошибочно считывать и воспроизводить.

Вы спокойны — спокойны дети, вы раздражены — дети будут раздражены друг на друга, вы бодры и веселы — дети, соответственно, тоже. По поводу бодрости — если вы не выспались и не можете совладать с вашим сонным выражением лица, то дети это мгновенно считают и тоже будут целый день клевать носом.

8. Вожатый не устаёт

В принципе любой человек, который работает с детьми, никогда не устаёт! Во всяком случае не показывает этого и не манипулирует этим. Да, звучит жестоко и цинично, но регуляции состояния можно научиться. Если вы всегда показываете детям, что вы в хорошем расположении духа, то со временем поймёте, что действительно перестали уставать.

Если же вы всё время будете выглядеть уставшим, то дети это быстро считают и обязательно этим воспользуются. Помимо того, что они будут зеркалить это состояние, обязательно скажут вам о том, что вы не форме и пора что-то менять.

Какой активности может требовать от детей уставший педагог? Правильно, никакой!

И сколько бы игр вы ни знали, как бы хорошо ни разбирались в детской психологии, если вы будете уставшим, то никакой работы с детьми у вас не получится.

9. Не кричите на детей

Самая распространённая ошибка начинающего педагога — постоянные крики на детей. Это в общем вполне объяснимо, ведь других инструментов воздействия на детей педагог ещё не знает.

Тем не менее, нужно приучать себя ни в коем случае не кричать. Во-первых, это выглядит не эстетично, а во-вторых, если вы будете постоянно кричать на детей, то вскоре они к этому привыкнут, и вы потеряете и этот рычаг влияния. Крикнуть на ребёнка можно только в исключительном случае, когда его действия могут причинить вред ему или окружающим, а вы находитесь от него на расстоянии, на котором не можете предотвратить это действие.

При этом вообще не повышать на детей голос — задача действительно очень сложная, поэтому если вы всё же сорвались, то обязательно извинитесь перед детьми или ребёнком и после этого целый день ведите себя в два раза доброжелательней, чем обычно, чтобы впечатление от вашего поступка сгладилось и инцидент забылся.

10. Как не надоедать

На смене ваши дети и вы неразрывно связаны лагерем, и до конца смены вы никуда не сможете сбежать или как-либо еще расстаться с ними. А непрерывное взаимодействие людей друг с другом определенно приведет рано или поздно к раздражительности, агрессии и ссорам. Естественно, нам этого не нужно, но как предотвратить такую ситуацию?

Во-вторых, если в отряде есть очень активный ребенок, он может начать раздражать всех окружающих. При такой ситуации нужно всегда сразу поговорить с ребенком. Узнать причину его поведения и попросить его не вести себя так. Но случается, что намеренно или нет, но ребенок может продолжать раздражать детей. В таком случае, нужно периодически занимать ребенка персональным занятием. Это может быть прогулка с вожатым (обязательно интересная, это не должно быть наказанием для «маленького раздражатора»), какое-то задание, или обычные бытовые задачи. Так вы сможете дать детям отдохнуть друг от друга.

11. Как не заснуть на работе

Разумеется, это далеко не полный список инструментов, необходимых вам для работы с детьми, но его хватит для начала успешного погружения в океан летнего лагеря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *