Как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы.
Ваш ребенок оставил за плечами уютную начальную школу и вот-вот получит доступ в среднее звено с его новыми правилами и совсем другой, почти взрослой жизнью. Как подготовиться к переходу в 5 класс? В этой статье мы расскажем, как обеспечить ребенку и всей семье мягкий переход в среднее звено школы и хорошее продолжение учебы, и как мы, родители, можем им помочь.
В чем разница?
Что же меняется в жизни детей:
Все эти перемены заметно раскачивают психику школьника, они дают как радостные бонусы, так и сложные и печальные переживания. С одной стороны, дети гордятся своим взрослением и новым этапом в жизни. Ценят шанс «начать все с начала», построить хорошие отношения с новыми учителями (особенно если в начальной школе это было непросто), найти новых друзей и улучшить связь с прежними приятелями. С готовностью хватаются за новые формы преподавания, новые предметы и учебники, новые возможности.
Но с другой стороны, детям сложно, особенно в первые недели учебы. Они путаются в требованиях по разным предметам, в кабинетах и учителях. Чувствуют себя забытыми и обиженными, если их ожидания не оправдываются, если они не могут добиться успеха и просто не успевают запомнить, записать и выполнить все необходимое. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, шалеют от нахлынувшей свободы, бегают по школе, исследуют тайные уголки и задирают старшеклассников. Даже в кабинет своей первой учительницы с ее новым «выводком» пятиклашки приходят с разными целями: кто-то хочет снова оказаться в знакомом и милом месте, где о тебе думают и заботятся, а кто-то хочет показать себя как независимого и «старшего», который теперь может бравировать перед малышами.
7 важных для ребенка навыков, которым не учат в школе
Детство кончилось
Переход в среднюю школу обычно совпадает с физиологическим завершением детства: дети растут, меняются и превращаются в странных подростков. Все это делает адаптацию пятиклассников еще загадочнее и краше. Сложности вызывает рост тела, гормональные бури, несбалансированность разных систем организма, эмоциональная неустойчивость. А психологически подростковый старт связан с чувством взрослости и собственной важности.
У подростка появляется чувство самостоятельности: «Я могу!» (иногда зашкаливающее). Та уютная гармония личности и отношений, которая выстроилась к 8-9 годам, начинает со стоном рушиться. Детке очень хочется заново обрести себя, показать всем вокруг себя – нового, могучего и прекрасного. Этот путь непрост, сначала он порождает желание отдалиться от всего привычного и от всех, кто раньше оказывал на ребенка влияние.
Внешне это отдаление часто проявляется в негативизме – желании отрицать и противиться всему, что «навязывается» ребенку, любым предложениям, суждениям и чувствам взрослых (чтобы не «затоптали» ростки новой подростковой жизни). Но негативизм – это еще и начало поиска своей уникальности, собственного Я, и в этом его положительный смысл. В этом возрасте дети особенно хорошо понимают важность доверительных отношений и уважения к себе, начинают разбираться в последствиях своего и чужого поведения. Они начинают гораздо больше ценить отношения с другими детьми, с которыми можно быть на равных и которые ничего не могут навязать, в отличие от взрослых.
И еще немного физиологии, чтобы помнить: в 11-12 лет у подростков снижается выносливость, они быстро утомляются, снижается скорость оперативного мышления, ухудшается умственная работоспособность. Все это кратковременные явления, они не означают, что ребенок испортился, стал ленив, слаб или приобрел плохой характер. Просто в настоящее время он по объективным причинам не может хорошо себя контролировать и управлять собой. Очень важно в этот период жизни не предъявлять к детям завышенных требований, а спокойно и уважительно относиться к тому, что успехов стало меньше, чем в 10 лет.
Что мы можем наблюдать в начале 5 класса?
Итак, наши «начинающие подростки» с зарождающимся негативизмом, жаждой общения и самоутверждения приходят в 5 класс. Обычно адаптация к новой школьной жизни занимает у детей 2-4 недели, но может и затянуться на 2-3 месяца, а то и дольше. Часто дети в это время:
Чтобы смягчить им привыкание и настроить на хорошую волну, заложить базу для дальнейшей успешной учебы и хорошего общения, можно немного помочь детям, это точно в наших силах.
Рекомендации родителям
Позаботьтесь о правильном сне, прогулках, спорте, витаминах. Физическая активность хорошо влияет на самочувствие и состояние организма, кислород во время прогулок по парку приводит мозг в чувство. Следите за позой ребенка за письменным и обеденным столом, повесьте лампочки во всех углах, где детка пристраивается читать.
Придется вникнуть в программу и требования учителей по разным предметам. Хотя бы просто помочь ребенку отметить эти требования – на листочке, который прикнопим к стене перед письменным столом: «Русский язык – каждую неделю сдавать правила, брать с собой тетрадь для словаря. Обществознание – общая тетрадь, план презентаций…».
Помогите ребенку разобраться в новых терминах. Часто именно непонимание или неправильное понимание новых понятий, которые встречаются в учебниках или рассказах учителей, ведет к провалам в учебе. Научите ребенка лезть в словарь или гугл, чтобы все прояснять.
Знайте дисциплинарные правила, установленные в школе, и помогите ребенку выполнять их. Что подходит под формат школьной формы, а что нет. Какие прически разрешаются. Во сколько нужно быть в школе и что бывает за опоздания. Когда нужно покинуть школу.
В первые недели помогайте ребенку выполнять домашние задания. Но не делайте их за него. Договоритесь с ребенком о специальном времени, когда он должен выполнять задания, последите за выполнением договоренностей. Помогите решить задачу или найти материал к докладу, но постарайтесь не брать на себя слишком много ответственности – ребенок должен учиться сам.
Будьте терпеливы, дайте ребенку время на осознание нового. Внушайте положительное: все наладится, у ребенка все получится, если он немного постарается, он молодец и умничка. Давайте ребенку отдых от любых внушений и побуждений, чтобы он мог побыть таким, какой он есть. Верьте в своего ребенка и любите его!
И последний совет – хвалите и обнимайте ребенка с самого утра, до первого урока, улыбайтесь ему. Это хороший заряд на весь школьный день!
Первый раз в пятый класс: как подготовиться к средней школе
Новый учебный год, кажется, больше всего пугает первоклашек и выпускников (и их родителей). У первых впереди — новый мир и окружение, у вторых — ЕГЭ и поступление. Но для пятиклассников всё не менее тревожно: новый учитель, предметы, постоянная смена классов. Игорь Шиловских, шеф-редактор наглядного отдела издательства «ТЦ Сфера», рассказывает, как подготовить пятиклассника к учёбе.
Кажется, ещё совсем недавно семья готовилась к долгожданному событию — отправляла ребёнка в первый класс! Сколько по этому поводу было переживаний: как будет учиться, понравится ли школа, подружится ли с одноклассниками? Но вот ваш ребенок уже освоил начальную школу, впереди следующая ступень — основное общее образование, которое ребенок будет получать с пятого по девятый классы. И снова возникают уже знакомые нотки беспокойства — чем помочь ребенку? Появятся новые предметы, которые будут преподавать узкие специалисты, увеличится учебная нагрузка, да и отношения среди сверстников станут уже иными.
Постараемся дать несколько советов, которые, надеемся, будут полезны.
1. Лето — время для отдыха. Но не забывайте про режим
Сейчас не время ограничивать ребёнка в отдыхе, ему нужно набраться сил перед новым учебным годом. Хорошо бы съездить на море, сходить на аттракционы, совершить небольшое путешествие, скажем, к бабушке в другой город или побывать на даче. В общем, всё как обычно. У ребёнка появятся новые впечатления, которыми он обязательно поделится со сверстниками. С той лишь разницей, что теперь он должен серьёзнее относиться к своему режиму — вовремя вставать, ложиться, есть, гулять.
Если режим сохранить не удалость, то сейчас, в августе, его обязательно нужно восстановить
Задача родителей — объяснить ребёнку, что это поможет сделать учебный год максимально эффективным и безболезненным. Это станет его первым испытанием по развитию самодисциплины. Именно это качество поможет ребенку преодолевать первые трудности во время обучения, а в последующие годы станет просто незаменимым.
2. Делайте зарядку вместе с ребёнком
Одна из составляющих режима. Она важна не только для разминки мышц, но и для общего состояния. В последующем зарядка поможет преодолевать стресс, вовремя переключать внимание, расслабляться. Если ребёнок не смог её сделать утром, важно, чтобы он не забыл о ней вечером. Пока ребёнок не привыкнет, зарядку можно проводить вместе со взрослыми. Сделав зарядку обязательной, возможно, ваш ребенок захочет посещать спортивную секцию или записаться в кружок. Не препятствуйте этому.
3. Перестаньте делать домашку за ребёнка
В первые годы обучения ребёнка в школе вы наверняка выполняли домашние задания вместе с ним. Без этого не обойтись — ребенку приятно ваше участие, да и вам спокойней. Вы всегда в курсе его школьных дел. Это стало для вас обязательным, а у ребёнка вошло в привычку. Не стоит сразу что-либо кардинально менять. Нужно приучать его к самостоятельности постепенно. Вы по-прежнему можете помогать ребёнку, но ни в коем случае не стоит выполнять домашнее задание за него.
Если ребёнок забыл правописание гласных в корне слова или падежных окончаний — попросите его вспомнить правило или подведите к правильному решению, не называя его. Если возникла проблема с математикой, используйте похожие примеры из уже решённых им задач. Можно проблемную задачу сообща решить устно, а потом ребёнок запишет её на бумаге. Главное, чтобы задание было выполнено именно ребёнком.
Почему домашка доводит нас до бешенства и пелены в глазах. И как с этим справиться
Ваша помощь в выполнении домашнего задания должна сводиться только к консультации. Если какой-то предмет даётся ребенку с трудом, постарайтесь проявить терпение. К любому заданию в той или иной степени можно провести аналогию из реальной, знакомой ему жизни, тем самым подтвердив важность предмета. И не забывайте проверять самостоятельно выполненные ребёнком задания.
4. Используйте наглядные пособия
Программа пятого класса рассчитана на 15 главных предметов. Помимо этого есть ещё и факультативные предметы. Увеличившаяся нагрузка требует и соответствующей подготовки. Мы не рекомендуем ограничиваться материалом одного учебника.
Пятиклашки более восприимчивы к наглядной и игровой литературе. Со сложными темами, например, помогут разобраться плакаты формата А3, посвящённые разным предметам, — русскому и иностранному языкам, математике, окружающему миру и т. д. Если, скажем, ребенок не запоминает правила по русскому, то подобные «наглядные шпаргалки» будут полезны. Эти наглядные пособия выпускает издательство «ТЦ Сфера». По математике актуальными будут плакаты с таблицами по умножению, делению, сложению, вычитанию, «Меры величин», «Счет и сравнение», «Линии и геометрические фигуры», «Положение в пространстве» и др.
Также можно использовать игровые комплекты в виде цветных карточек. С ними можно сыграть в игры «Как это называется?», «Произнеси правильно» и др. А ещё для подготовки к учебному году можно обратиться к демонстрационным картинкам по разным темам. Такие издания бывают разного формата. На лицевой стороне изобразительный ряд, на обратной — текст с описанием, вопросами или комментарии.
Эти комплекты можно потом использовать на тематических школьных вечерах, викторинах, при написании рефератов. По ним можно подготовить доклад и проиллюстрировать его рисунками или фотографиями, которые даются на лицевой стороне карточек.
5. Научите детей общаться с учителем
Начальная школа позади, и учителя видят в пятиклашках уже не детей, а учеников. А значит, конфликты неизбежны. Как ребёнку себя вести? Прежде всего, не вступать в утомительный и бесполезный спор. Постараться понять, что учеников много, а учитель один. И ему тоже тяжело.
У ребёнка конфликт с учителем. Как разобраться в ситуации, чтобы никому не навредить?
Если же учитель заведомо неправ или проявляет явное неуважение к ученику, то, опять же, криками и, ещё хуже — истерикой, ничего не добьешься. Это лишь усложнит ситуацию не в пользу ученика. В такой ситуации стоит вежливо сказать педагогу, что ты с ним не согласен. Дальнейший разговор с учителем (или директором) будут вести родители. При этом не мешало бы заранее изучить устав школы, в котором, скорее всего, прописаны подобные ситуации и способы их решения.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Первый раз в пятый класс: чего ждать и чего бояться?
Пятый класс – новая ступень для школьников. Начальная школа осталась позади, впереди много неизведанного. Волнуются и дети, и родители. Что же ожидает наших деток в первом учебном году средней школы?
Разные учителя
Вместо одной, любимой учительницы, почти ставшей за четыре года «второй мамой», в пятом классе ребят ждут разные учителя по всем предметам. К этой реальности предстоит привыкнуть: каждый педагог обладает своим темпераментом, требованиями, темпом речи, манерой преподавания. Родителям следует поддержать пятиклассника в этот непростой период, отнестись с пониманием к его временным сложностям.
Разные кабинеты
Школьники уже успели привыкнуть к своему классу и своей парте, на которой их вещи лежали весь день. Но теперь их ждёт совсем другой режим: после каждого урока нужно будет сложить тетради, учебники, ручки и карандаши, ничего не растеряв, и перейти вместе с портфелем в другой класс. Там нужно снова вынуть из ранца все необходимое к уроку, причём сделать это быстро и четко, ничего не забыв. Не всем детям удастся сразу безошибочно справиться с этой задачей, хотя взрослым она и кажется элементарной.
Кроме того, нужно будет успевать записывать домашние задания. Если в начальной школе их могли записывать в углу доски на протяжении всего дня, и ребёнок мог переписать все задание в конце дня, то теперь нужно успевать это делать сразу. Впрочем, современные дети чаще всего экономят время, фотографируя домашнее задание с доски. К тому же существуют электронные дневники, где можно посмотреть, что задано.
Новые предметы
В пятом классе учебных предметов станет больше. Вместо окружающего мира дети будут изучать историю, географию и биологию. Добавится второй иностранный язык и информатика. Учебная нагрузка возрастёт, возрастёт и количество уроков каждый день. Поначалу дети будут сильно уставать. А ведь многие после уроков идут на кружки и секции, да и домашнее задание станет более объемным, нужно успевать его выполнять. Все это потребует от ребёнка большой организованности и ответственности.
Прощай, продлёнка!
Дети, которые привыкли оставаться на продленку и выполнять домашнее задание под присмотром учителя, теперь должны будут после уроков идти домой. Для многих это станет первым опытом самостоятельного пути от дома до школы, с пересечением дороги, с открыванием двери своим ключом. Все эти моменты необходимо оговорить с ребёнком, а лучше пройти весь путь вместе с ним, обратив его внимание на сложные и опасные места. Обязательно дайте ребёнку под вашим присмотром потренироваться в открывании и запирании входной двери. И конечно, если у вашего пятиклашки ещё нет мобильного телефона, то теперь – самое время его приобрести, чтобы всегда иметь возможность связаться с любимым чадом.
Сложностей у пятиклассников много, и они потребуют адаптации, но все же это не такие радикальные перемены, как в первом классе, когда детки впервые пришли в школу. Не стоит запугивать ребёнка, рассказывая ему о предстоящих изменениях и сложностях. Лучше сделать акцент на то, что у него начинается ещё более интересный этап жизни, с которым он обязательно справится!
8 проблем пятого класса: о чём помнить родителям и учителям будущих пятиклашек
Первый класс и ЕГЭ — далеко не единственные причины переживаний в школе. Средняя школа — тоже огромный стресс для ребёнка. Это выход из зоны комфорта, в которой был один учитель, один класс, понятные и знакомые предметы и оценки. О том, с какими сложностями сталкиваются пятиклашки и как их избежать, рассказывает наш блогер, учитель Анастасия Дурягина.
Открою вам один учительский секрет: каждый год на первом летнем совещании учителя начальной школы говорят о преемственности перехода четвероклашек в среднюю школу. Для нас, учителей, четвероклассник — вполне себе уже взрослый самостоятельный ребёнок. Но учителя средней школы смотрят на них как на стаю испуганных воробьят, которые мечутся в панике по длинным школьным коридорам, сшибая зазевавшихся учителей и учеников, пытаясь найти нужный кабинет.
Конечно, переход в пятый класс непрост для любого ребёнка. Четыре года у него была одна учительница, которая сама вела практически все предметы, а поэтому знала, что на первом уроке у Пети и Коли болела голова, поэтому на втором уроке их лучше к доске не вызывать. И ребёнок к этому привык.
Пятый класс — это много разных учителей. У каждого свой характер, свои требования, свой кабинет (а его ещё и найти надо), да и имя-отчество тоже своё (и их тоже надо выучить!).
Программа пятого класса построена очень гуманно: много времени отводится на повторение пройденного в начальной школе. Но именно пройденного! (то есть усвоенного и, пусть даже подзабытого, за каникулы).
Если же ваш ребёнок не получил прочные знания в начальной школе, то совет — занимайтесь летом перед 5-м классом обязательно
Иначе соберётся такой снежный ком из непонятого материала и будет черная дыра вселенского масштаба. Не мечтайте, что на уроках, где в классах по 25-30 человек, за курс повторения в пятом классе ребёнок выучит то, что не смог понять за четыре года.
Проблемы, которые я выделяю как учитель с 14-летним стажем:
1. Большинство детей приходят в пятый класс несамостоятельными. Родители уже не так следят за уроками, а точнее — выполнением домашних заданий и так далее. А ребёнок не привык к тому, что его не контролируют и вся ответственность теперь лежит на нём.
2. Многие дети выпрашивают оценки. В началке они это делают постоянно и их добрая учительница-мама всегда пойдет на встречу ученику. А в пятом классе сразу плохие оценки, да ещё и в дневник! В пятом классе клянчить оценки недопустимо. Поэтому обращаюсь к учителям начального звена: не допускайте в своей работе таких ситуаций.
3.Ребёнок плохо читает. Многие так и приходят после начальной школы с низкой техникой чтения. Это провал, когда ребёнок в пятом классе читает пык-мык, запинаясь, потому что его попросили прочитать отрывок из параграфа. Тут работа учителя и родителей должна быть видна. Я глубоко убеждена, что в образовательном процессе участвуют трое: ученик-учитель и родитель. Поэтому чтение остается важным аспектом обучения.
4. Плохой почерк. Это отдельная история. Писать многие так и не могут. Я не говорю о красоте выводимой буквы, а о понятном почерке, читабельном. Прописи помогут исправить, улучшить ситуацию, но на это никто не обращает внимание и ребёнок тоже.
5.Низкая самооценка. Многие девочки и мальчики приходят уже с комплексами из начальной школы. Если для младшего школьника (четвертый класс) ведущей деятельностью является учебная, то в младшем подростковом возрасте (пятый класс) ведущей деятельностью для школьников становится общение.
Подросток, по сравнению с младшим школьником, более чутко относится к мнению коллектива. Если младшего школьника удовлетворяет похвала учителя, то подростка больше затрагивает общественная оценка. Я верю, что всегда есть за что похвалить ученика, что мнение учителя авторитетно для него все четыре года начальной школы. Это всё закладывает фундамент психологического общения.
6 способов вырастить ребёнка, уверенного в том, что он некрасивый
Когда дети оказываются в пятом классе, то мотивы, которые побуждали их к учению в младших классах (интерес к пребыванию в школе, первые результаты труда) уже удовлетворены, а новые — ещё не сложились. Записи в тетрадях и дневниках становятся небрежными: куда-то пропадает старательность и аккуратность. Ребёнок, которого было не оторвать от книги, теперь не хочет брать её в руки. Здесь выходит один: хвалить, подбодрить и замотивировать!
6. Возросший темп работы в пятом классе: дети, не умеющие быстро писать, отстают. Тут никого не ждут, надо успевать. Лучше уже летом начать тренироваться в переписывании текста на скорость, чтении на скорость.
7. При переходе в пятый класс индивидуальный подходучителя к каждому ученику нарушается. Происходит как бы обезличивание школьника. Есть только пятиклассники в целом. У каждого предметника большая нагрузка и много учащихся. Запомнить все особенности всех учеников он просто не в состоянии. Поэтому у ребёнка создается впечатление, что он никому из учителей не нужен. Но бывает и такое, что ученики ощущают это уже в начальной школе. Здесь важно организовать открытую беседу родителей, учителя и ребенка. Возможно, понадобится профилактическая беседа с психологом.
8.Дети не умеют работать с текстом. Не могут найти главную мысль прочитанного. Это работа учителя начальной школы: обучить детей такой форме работы, но в пятый класс многие дети приходят без этого навыка. Отсюда и маленький словарный запас и неспособность описать, пересказать.
Очень хочется, чтобы все учителя помнили, что дети испытывают стресс при переходе в среднюю школу: им очень тяжело. Любое сказанное резко слово может заложить комплекс у ребенка на всю жизнь. Нужно быть внимательными, если вы классный руководитель новоиспеченных пятиклашек. Ведь обучение в школе не каторга, не лагерь, а место, где интересно, познавательно, где можно найти друзей, даже в лице учителя.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
8 советов, как помочь ребёнку освоиться в пятом классе
Пятиклассники и их родители пережили первое сентября, преодолели первые учебные дни, успели получить первые оценки, познакомились с новыми предметами и учителями. И стали постепенно привыкать к кардинально изменившейся школьной жизни. Или не стали. Школьный психолог Ирина Пермякова рассказывает, как помочь ребёнку, перешедшему из младшей школы в среднюю, адаптироваться к новым реалиям.
Адаптация в пятом классе может длиться аж до декабря. Новые уроки, новые учителя, новые нагрузки. Пятикласснику предстоит привыкнуть к стилям преподавания совершенно разных и непохожих на первую учительницу преподавателей, разобраться с новыми предметами, понять, насколько он вырос и изменился и многое другое. В октябре, когда дни станут ещё темнее, дождливее и короче, когда у школьника появится усталость, может возникнуть риск дезадаптации. Кто же поможет этого не допустить? Конечно, добрый, разумный и понимающий взрослый.
1. Обращайте внимание на настроение ребёнка
С каким настроением ваш пятиклассник собирается в школу? А приходит из неё? Что рассказывает? Как относится к тому, что стал пятиклассником? Рад долгожданной свободе? Или скучает по первой учительнице? Обсудите впечатления и переживания ребёнка. Сделайте акцент на положительных моментах. В случае трудностей подумайте, как с ними справиться. Если вдруг у вас появится тревога (как же ваш вчерашний малыш выживет в пятом классе!), вспомните, что тревога отлично передаётся от взрослых детям. И да, он не только выживет, но и освоится. Расскажите про свой положительный опыт перехода в средние, старшие классы или просто в новые условия.
2. Искренне интересуйтесь делами ребёнка
За вопросом «Как в школе?» часто следует ответ «Нормально». И это логичный ответ, если на школу не упал метеорит и не объявили олимпиаду по зельеварению. «Что было самое смешное?», «Какой учитель больше всего похож на персонажа книги/фильма/игры?», «Что тебя сегодня удивило?» и тому подобные вопросы с большей долей вероятности повлекут развёрнутый ответ. Запоминайте имена, факты и детали, так будет легче в следующий раз начать разговор. Поговорите об отличиях четвёртого и пятого классов.
3. Проводите время вместе
Гуляйте, посещайте интересные места и мероприятия, играйте по вечерам в настольные игры, пейте вместе чай и какао, смотрите фильмы, готовьте, убирайтесь, общайтесь. Поддержка близких людей пятикласснику сейчас крайне необходима.
4. Будьте готовы к переменам
В поведении, во внешнем виде, в успеваемости вашего ребёнка. Да, оценки могут снизиться. И это нормально. Важно помочь справиться с трудностями, поддержать, сказать самому пятикласснику, что это временный период. Учебная мотивация тоже может снизиться. Хотя среди новых и усложнившихся знакомых учебных предметов наверняка найдётся один, который нравится. Пятиклассник не скучает на уроках географии? Увлечённо проращивает семена для урока биологии? Понял, что за словом «обществознание» скрывался интересный урок? Прекрасно. Важно поддержать, укрепить и развить этот интерес. Предложите почитать тематические сайты, фильмы, почитать литературу по теме, принять участие в конкурсе. Это поможет не потерять интерес к учёбе.
5. Присмотритесь к своему ребёнку
Он точно самостоятелен и организован? Кладёт в портфель то, что нужно, лично и не в последнюю минуту? Знает своё расписание? Делает уроки без напоминания? Если нет, то нужно помочь ему в этом направлении.
Нелишним будет и напомнить правила безопасности. В этом случае есть вероятность, что пятиклассник подумает, стоит ли разгоняться в коридоре до того, как врежется в могучего одиннадцатиклассника. И да, соблюдение режима дня, полноценный сон, здоровое питание и насыщенный досуг по-прежнему важны.
6. Подчёркивайте изменившийся статус
Ваш ребёнок действительно стал взрослее. Будет здорово, если у него появится больше подтверждений его взросления. Предоставьте ему больше свободы, уравновесив, конечно, новыми зонами ответственности и новыми обязанностями. Подкрепите изменившийся статус более «взрослой» одеждой, новыми школьными принадлежностями. Вполне возможно, что потребуется пересмотреть некоторые семейные правила. Больше учитывайте мнение ребёнка.
7. Не стоит увеличивать количество дополнительных занятий
В первом полугодии без выраженной необходимости — особенно. Это касается и спортивных секций, и всевозможных кружков. Достаточно одного. И только если сам ребёнок захочет. Вокальная студия, кружок робототехники и единоборства никуда не денутся, а к возросшим учебным нагрузкам нужно привыкнуть и научиться с ними справляться. Однако крайне важно, чтобы у школьника были интересы и хобби. Поддержите новые увлечения.
8. Постарайтесь помочь классустать дружнее
Будет здорово, если хотя бы некоторые родители детей в классе вашего ребёнка тоже будут приятельствовать. Вполне возможно, что девочка, с которой дружили с первого класса, всё ещё играет в куклы, а вашей дочери интересны уже совсем другие занятия. Или у друга появились увлечения, которые непонятны сыну. Вашему ребёнку может стать менее уютно в его классе. Совместные поездки, прогулки, вечеринки и прочие совместные дела помогут ребёнку по-новому взглянуть на своих одноклассников, а классу стать более сплочённым. А дружба поможет не только освоиться в пятом классе, но и с радостью вспоминать школьные дни в будущем.