что нужно знать чтобы стать юристом какие предметы
Как стать классным юристом? Советы студентам от преподавателя
На наши вопросы отвечает к.ю.н., доцент Ульяновского филиала РАНХиГС Гриценко Юрий Михайлович
Как вы считаете, какими способностями или талантами должен обладать студент, чтобы стать высококлассным юристом?
В качестве ответа на ваш вопрос я могу предложить следующие условия становления студента высококлассным юристом:
Видите ли вы сразу среди первокурсников будущих знаменитых юристов?
Я не смогу ответить на ваш вопрос прямо, так как стать знаменитым можно в нашей стране и без хороших знаний, а по другим причинам, о которых вы хорошо знаете. Посмотрите материалы Интернета.
Студентов, которые могут стать очень хорошими юристами, я достаточно быстро могу определить в процессе обучения. Они умеют быстро и правильно пользоваться материалами правового поля: законами и подзаконными актами, а также быстро реагировать на возможные изменения в нормативных документах, в том числе материалами судебной практики от Конституционного и Верховного судов до материалов мировых судей.
Они обладают способностями анализа конкретных ситуаций и подготовке конкретных предложений для разрешения проблемы. Они имеют собственное мнение и умеют доказывать свою правоту при разрешении проблемы.
Они могут быть прекрасными юристами, но чтобы стать знаменитыми в наше время, этого недостаточно.
Какие книги или статьи нужно читать студенту, чтобы стать классным юристом?
Я считаю, что студент должен много читать и не только учебники и комментарии к ним, Постановления и Определения Конституционного и Верховного судов РФ, материалы судебных дел, юридические статьи, выступления судей, материалы заседание ГосДумы РФ и др. Надо интересоваться выступлениями политиков настоящего и прошлого времени.
Но, кроме этого, хороший юрист должен много читать художественной литературы, нашей и зарубежной. Она позволит ему развить мышление и ситуативный анализ, поможет правильно формулировать свои мысли и тексты выступлений, даст возможность расцвечивать свои выступления выдержками из прочитанных текстов.
Начать следует с Библии и Корана. Сравнив их тексты, вы многое увидите и поймёте, а далее следует прочитать художественную литературу, например: А. Дюма «Граф Монте-Кристо». Т. Драйзер «Американская трагедия», Виктор Гюго «Отверженные», Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание», М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», К. М. Симонов «Живые и мертвые», Б. Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке» и др.
Произведения: Л. Толстого, В. Шекспира, Ю. Семёнова, А. Вахова, Т. Сёмушкина, А. Толстого, А. Чаковского, Г. Брянцева и др.
Стихи А. Пушкина, Т. Шевченко, К. Симонова, Л. Филатова, В. Высоцкого, Д. Пастернака, А. Твардовского и многих других.
Стать адвокатом: миссия выполнима
Статистика сдачи экзамена
С 1 сентября 2016 года действуют единые требования сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката для всех адвокатских палат страны. Испытание проходит в два этапа. Первый – в течение часа ответить на 70 тестовых вопросов, которые компьютерная программа случайно выбирает из единого перечня. При этом успешным результатом считается 50 правильных ответов и более. Вторая часть экзамена – устная, на нее дается 45 минут. В каждом билете по четыре вопроса, при подготовке ответов к которым кандидатам разрешено пользоваться кодексами и другими законами. Вопросы для устного экзамена можно посмотреть на сайте ФПА.
«Внося изменения в порядок сдачи квалификационного экзамена, мы ставили перед собой две задачи. Первая – сделать тестирование единым для всех палат. Мы разработали тесты на знание законодательства об адвокатской деятельности, этических правил, а также стандарта осуществления защиты. Вторая – сформулировать единый перечень вопросов таким образом, чтобы на устной части экзамена проверялась профессиональная компетентность претендента. Эти задачи были успешно решены», – говорит вице-президент Федеральной палаты адвокатов Светлана Володина. «Унификация требований к сдаче экзамена на присвоение статуса адвоката очень продуктивна. Мы осуществляем профессиональную деятельность в едином правовом пространстве. Соответственно, и требования к кандидатам должны быть едиными», – соглашается экс-зампред комиссии по защите прав адвокатов Адвокатской палаты Москвы, адвокат Александр Пиховкин.
Подготовка к экзамену
В некоторых субъектах федерации могут потребовать дополнительные документы, например военный билет или гарантийное письмо о том, что юриста после успешной сдачи экзамена примет к себе адвокатское бюро. Узнать об этом можно на сайтах региональных адвокатских палат.
Компьютерное тестирование проводится по двум основополагающим актам: закону об адвокатуре и Кодексу адвокатской этики. «Большинство претендентов, в том числе и я, при подготовке к тестированию использовали приложение к мобильному устройству «Тест тренажер», которое содержит все 295 вопросов», – рассказала Бурканова. А для подготовки к устному экзамену лучше прочитать рекомендуемую ФПА литературу.
«У меня подготовка к экзаменам началась за несколько месяцев с литературы по адвокатуре и трудов известных защитников. А за неделю до экзамена я изучил нормативные акты и два учебных материала», – рассказал Лиджиев. Фролов готовился к компьютерному тестированию 2–3 дня. «Устная часть состоит в том числе из не самых профильных для меня вопросов – уголовного и налогового права. Поэтому подготовка к ней заняла чуть больше времени – около двух недель», – отметил Фролов. «Все мои попытки готовиться к экзамену до подачи документов не увенчались успехом, поэтому активная фаза подготовки к тестированию пришлась на промежуток между подачей документов и тестированием (в моем распоряжении было 15 дней), к устному экзамену – между тестированием и устным экзаменом (ровно три недели). Подготовка проходила не отрываясь от рабочего процесса, по вечерам и выходным. Но я бы всё-таки рекомендовала приступить заранее. При подготовке к устному экзамену советую обратить внимание только на те вопросы, которые отсутствуют в кодексах, и пользоваться учебниками, рекомендованными палатой», – говорит Стирманова.
Порядок сдачи экзамена
Большинство претендентов справляются с компьютерным тестированием довольно быстро. Например, Лиджиеву, Стирмановой и Фролову для успешной сдачи хватило 15 минут. «На тестировании в Адвокатской палате Москвы присутствовало порядка 10 человек. Я была первой, кто прошел тест, после чего мне вручили приглашение на устный экзамен, я ушла. Знаю, что в группе был один, кто не сдал. Тестирование не было сложным: весь материал заранее известен, он не особо объемный, дополнительные вопросы исключены. Я бы сказала, это тест на внимательность. Большая часть вопросов требует выбора нескольких ответов, именно тут многие допускают ошибки», – предупредила Стирманова. «Списать на компьютерном тестировании невозможно», – отметил Фролов.
Сейчас мы разрабатываем новый вариант тестирования по тем же темам, но более сложный по содержанию. Вопросы для устной части будут переформулированы, чтобы по ним можно было проверить готовность и способность претендента действовать в определенной правовой ситуации.
На устном экзамене можно пользовался текстами законов, но Стирманова предупредила, что некоторые палаты разрешают только собственные материалы: «Поэтому кодексов на всех может не хватить». Фролов обратил внимание, что находящиеся в аудитории нормативные акты не всегда представлены в актуальных и действующих редакциях. «В процессе подготовки целесообразно составить перечень законов, которые могут пригодиться, и перед экзаменом поинтересоваться об их наличии. В Адвокатской палате Московской области оказались практически все необходимые нормативные акты, в том числе и ФКЗ», – рассказала Бурканова.
Стирманова рассказала, как сдавала устный экзамен в Адвокатской палате Москвы: «Времени на подготовку было достаточно, через полчаса после начала экзамена комиссия слушала первого претендента, остальные продолжали готовиться. Мне задали дополнительные вопросы практического характера по теме билета. При этом я так много отвечала, что комиссия даже прерывала и просила переходить дальше. Из 12 экзаменующихся сдали семь. Во время экзамена можно выходить, поэтому, наверное, кто-то пытался списать, но не думаю, что это помогло. Комиссия смотрит и на количество баллов, набранных на тестировании, поэтому пренебрегать первым экзаменом не стоит: возможно, он спасёт при принятии окончательного решения о присвоении статуса».
Устный экзамен считается сложнее компьютерного тестирования из-за большего количества билетов и их разнообразия по отраслям права. «Мне на устном экзамене не задавали дополнительных вопросов, так как я уверенно и быстро ответил на основные. При подготовке и сдаче экзамена важно не только записать и запомнить ответ, но и понимать суть вопросов, их возможную проблематику, ясно все изложить», – подтвердил Лиджиев, который тоже получал статус в Адвокатской палате г. Москвы. У него в группе было 15–20 человек, из которых около шести не сдали. «На устной части присутствуют 13 членов квалификационной комиссии. Вероятно, можно что-то списать, но это легко заметить, что автоматически приведет к провалу экзамена», – предупредил Фролов. «Члены комиссии оценивают не только ваши знания, но и умение выступать, излагать мысли, доносить информацию до окружающих. Поэтому не надо читать с листка, на котором написаны ответы, даже если волнуетесь. Переписывание нормы права – тоже раздражающий фактор. В Адвокатской палате Московской области дополнительные вопросы задавали всем претендентам по темам их билетов», – посоветовала Бурканова.
В Адвокатской палате г. Москвы сдать экзамен сложнее, чем в регионах. «Поскольку это наиболее многочисленная региональная палата, количество претендентов и уровень требований к ним остаются стабильно высокими», – отметил Пиховкин. Он рассказал, что число кандидатов на получение статуса адвоката в сравнении с 2017 годом уменьшилось на 13%, а число успешно сдавших – на 5%. «В среднем, статус получают около 70% желающих, правда, эта цифра в регионах различается. Претенденты на получение статуса из года в год показывают хорошие результаты. В адвокатуру, как правило, идут подготовленные стажеры и достаточно опытные юристы», – подтвердила Володина.
Абсолютное большинство российских адвокатов – это крепкие профессионалы, часто с несколькими базовыми образованиями, которые пришли в профессию из науки или имеют за плечами опыт практической деятельности.
31 мая адвокаты по всей России будут бесплатно консультировать граждан по вопросам гражданского, земельного, трудового, семейного, налогового, предпринимательского, уголовного и иных отраслей права. Узнать адреса и часы приема можно на сайтах адвокатских палат субъектов РФ. Президент ФПА РФ Юрий Пилипенко поздравляет коллег с профессиональным праздником и напоминает, что залог благополучия и успеха в решении всех задач, стоящих перед корпорацией, – стабильное развитие, единство и сплоченность.
Выучиться на адвоката
Соискателям статуса адвоката
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. В России существуют специализированные высшие учебные заведения, обучающие студентов с перспективой дальнейшего приобретения ими адвокатского статуса и ведения адвокатской деятельности.
Также на статус адвоката может претендовать лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.
Кроме того, для получения статуса необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом ФПА РФ.
Лицо, отвечающее требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката и рядом документов (см.: Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката в редакции от 17 апреля 2019 г., действующее с 1 сентября 2016 г.).
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Лицо, получившее статус адвоката, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (извлечения)
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.
(абзац введен Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также – претендент), квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
9) в качестве адвоката;
10) в качестве помощника адвоката;
11) в качестве нотариуса.
5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену
1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.
3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.
5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Статья 11. Квалификационный экзамен
1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом Федеральной палаты адвокатов.
2. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
Статья 12. Присвоение статуса адвоката
1. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.
Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.
3. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.
Статья 13. Присяга адвоката
1. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».
2. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Тестовые задания для сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката
Тестовые задания в данной редакции применяются с 1 июня 2021 г.
Как стать юрисконсультом?
Кто такой юрисконсульт?
Специалист оказывает юридическое сопровождение договоров и соглашений, заключаемых организацией. Он составляет тексты документов и визирует их. Если у сторон возникают разногласия после подписания, юрисконсульт вносит предложения по их урегулированию, действуя, в первую очередь, в соответствии с интересами своей компании.
Таким образом, деятельность юрисконсульта реализуется одновременно на двух уровнях: внутри организации он выступает как эксперт, консультант по вопросам правового характера для сотрудников, а вне ее является адвокатом, защитником. Специалист представляет интересы компании в судах и прочих государственных инстанциях, действуя в качестве поверенного.
Перечень организаций, в которых может работать юрисконсульт, достаточно широк:
Обязанности юрисконсульта
В перечень должностных обязанностей специалиста входят следующие функции:
Кроме этого, юрисконсульт занимается общим регулированием социально-трудовых отношений внутри компании, укреплением дисциплины (трудовой, договорной и финансовой). Также в обязанности специалиста входит обеспечение сохранности имущества организации.
Иногда юрисконсульт ведет реестр юридической документации работодателя в письменном и/или электронном виде.
Чтобы получить должность юрисконсульта, соискатель должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
Где учиться на юрисконсульта
Стать юрисконсультом может человек с высшим юридическим образованием. Для этого необходимо окончить профильный вуз. Следует зайти на сайт выбранного учебного заведения и найти факультет «Юриспруденция», где указаны основные требования для поступления. Как правило, для зачисления нужно сдать следующие экзамены:
Сроки вступительных испытаний устанавливаются каждым вузом индивидуально. Точные даты и необходимый перечень документов можно уточнить в приемной комиссии или на ближайшем дне открытых дверей.
Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению
Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.
1. Навыки
В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.
Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.
Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений. Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов, отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.
Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу. Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков. Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.
Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.
2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба
На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!
Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.
Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению. Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).
Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.
Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.
А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно. Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.
Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.
А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных). Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок. Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа. Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.
4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»
Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право. Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы. Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…
По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.
Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.
Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.
В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…
Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.