что нужно в кабинет дефектолога

Сколько детей полагается на ставку учителя-дефектолога?

Я работаю учителем-дефектологом (именно такая запись в трудовой книжке) в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Наш центр относится к управлению социальной защиты. Мы проводим только индивидуальные коррекционные занятия (классы не формируются). Курс реабилитации два месяца. Все дети очень тяжелые с разными видами нарушений (расстройства познавательной, коммуникативной, двигательной сфер и т.д.). Сколько детей положено на одну ставку, какой ежегодный оплачиваемый отпуск мне полагается, можно ли его брать целиком, а не делить на две части?

что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть фото что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть картинку что нужно в кабинет дефектолога. Картинка про что нужно в кабинет дефектолога. Фото что нужно в кабинет дефектолога

На основании п. 2.3 приложения № 1 к приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» учителям-дефектологам устанавливается норма часов педагогической работы 20 часов в неделю за ставку заработной платы.

В соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 № 678, должность учитель-дефектолог входит в раздел 1 «Должности педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

В силу раздела 4 приложения к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» для рассматриваемой категории педагогических работников, работающих в организациях, осуществляющих социальное обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска составляет 56 календарных дней.

Таким образом, исходя из рассматриваемой ситуации и приведенных выше норм права, можно сделать вывод о том, что педагогический работник, работающий в должности учитель-дефектолог в организации, осуществляющей социальной обслуживание, а также в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, имеет право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Ограничений на использование отпуска полностью или разделение его на части трудовое законодательство не содержит. Что касается количества обучающихся, закрепляемых за педагогическим работником за ставку заработной платы, то данный вопрос законодателем не урегулирован, а объем выполняемой работы определяется в часах (для учителя-дефектолога – 20 часов в неделю за ставку заработной платы).

Источник

Консультация «Кабинет учителя-дефектолога»

Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Оформление кабинета создаёт для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, его атмосфера создаёт рабочий настрой и мотивирует детей на учебную деятельность. Кабинет находится в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Материально-техническая и методическая база кабинета отвечает основным задачам коррекционно-развивающего процесса. Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, на которых направлена деятельность дефектолога. В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев,по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:

• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

• Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели дошкольников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов занятий и отдыха; удовлетворение двигательной активности детей, проведение разнообразных по форме занятий.

• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

В кабинетесозданы две рабочие зоны по отношению к детям:

Игровая зона оборудована в группе (современная кукольная мебель, шкафы с игровым материалом, природная зона, уголок театрализованной деятельности и др.).

Функции кабинета учителя-дефектолога

Организация среды – это специальное оборудование зон, направленное на компенсацию состояния детей.

В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога и направлениями коррекционной работы специалиста следует выделить следующие развивающие среды, созданные в кабинете:

Кабинет оснащён специальным инструментарием для проведения обследования ребёнка в соответствии с методическими требованиями.

Для проведения групповых, подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий в кабинете содержится специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический, раздаточный и наглядный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности.

Организационно-планирующая деятельность учителя-дефектолога

сопровождается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, учебными и развивающими программами, нормативными документами.

Документация учителя-дефектолога

— Списочный состав (наполняемость группы)

— Перспективный план работы с группой (на месяц)

— План индивидуальной работы с детьми (на полугодие)

— Результативность работы учителя-дефектолога

— Карты психолого-педагогического обследования ребёнка (индивидуальные)

— Инструкции по работе с компьютером

— Расписание занятий, утверждённое руководителем учреждения образования

— План кружковой работы на год

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ:

-Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

-Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

-Пирамидки разного размера и разной конструкции.

-Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

-Неваляшки разного размера.

-Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

-Аудиокассеты с записями различных звуков.

-Набор муляжей фруктов и овощей.

-Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

-Коробки-вкладыши разных размеров.

-Машины и куклы разных размеров.

-Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

-Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

-Наборы сыпучих материалов.

-Материалы М. Монтессори.

-Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

-Разрезные и парные картинки.

-Логические блоки Дьенеша.

-Цветные счётные палочки Кюизенера.

-Коробочки с запахами.

— дидактическая игра «Бусы»;

— дидактическая игра «Заплатка»;

— дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— дидактическая игра «Форма и цвет»;

— дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— дидактическая игра «Что лишнее»;

— дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— дидактическая игра «Цветные коврики»;

— дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— материал для лепки, аппликации, рисования;

— предметы для развития конструктивного праксиса;

— наборы из геометрических фигур;

-Центр «Песок-вода» (камешки, песок, вода; мелкие игрушки).

Анкета для родителей о работе учителя-дефектолога Анкета «Удовлетворенность родителей работой учителя-дефектолога ДОУ» Уважаемые родители ответьте, пожалуйста, на вопросы по пятибалльной.

Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета.

Индивидуальная работа учителя-дефектолога с дошкольниками. Лексическая тема «Зимующие птицы»Развитие восприятия Игра «Угадай птицу» Рассмотри картинки и назови птиц. Игра «Помоги мальчику определить.

Индивидуально-дифференцированный подход на занятии учителя-дефектолога 1 Происходящие в России изменения затрагивают и систему образования, которая тоже должна изменяться, чтобы удовлетворять новым требованиям,.

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога с ребенком 9 месяцев ЗАДАЧИ: 1. Расширять представление об окружающем мире предметов и игрушек. 2. Развивать умение ребенка стоять самостоятельно. 3. Развивать.

Игровые технологии в практике работы учителя-дефектолога Игровые технологии в практике работы учителя- дефектолога. Подготовила Иванова Н. А. учитель – дефектолог, ГБДОУ № 13 Приморского района.

Проект «Взаимодействие учителя — дефектолога с родителями» Современные родители – это родители, воспитанные поколением, когда отечественная педагогика делала ставку на познавательное, а не эмоциональное.

Рекомендации учителя-дефектолога Подготовка ребенка к упражнениям для определения остроты зрения. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения проводится на специальном.

Взаимодействие учителя-дефектолога и педагога-психолога в ДОУ Тема взаимодействия дефектолога и педагога-психолога совсем не нова. В связи с ФГОС и новым законом об Образовании стала более актуальной.

Эссе учителя-дефектолога Эссе учителя-дефектолога Терещенко Ирины Николаевны учитель-дефектолог МБДОУ д/с №73 первой категории г. Златоуст Я учитель-дефектолог.

Источник

Методические требования к кабинету учителя-дефектолога. (Консультация для педагогов-специалистов). Методические требования к кабинету учителя-дефектолога (консультация для педагогов-специалистов)

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №83» «Винни-Пух»

муниципального образования городской округ Симферополь

Методические требования к кабинету

(консультация для педагогов-специалистов)

г. Симферополь 2015г.

Методические требования к кабинету

учителя-дефектолога
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально

оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.

Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегру-женным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет сос-тоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать ребенка на учебную деятельность.

Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйствен-ного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности.

Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.

Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям:

• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)

— учебную зону
— двигательную зону
— игровую зону
Учебная зона кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), магнитную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.

Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

— диагностическую зону
— коррекционно-развивающую зону
— консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000.

Программы и материалы, дополняющие программы.

Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.

В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

В программе выделены шесть разделов:

«Физическое развитие и физическое воспитание»,

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные возрастные периоды.

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.

2. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Б.П. Пузанова.- М: «Академия», 2008.

4. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.

6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)

7. Журнал «Дефектология» (подписка).
В кабинете учителя-дефектолога должен быть: График работы учителя-дефектолога

Перечень оборудования для сенсорного развития:

— Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

— Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

— Пирамидки разного размера и разной конструкции.

— Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

— Неваляшки разного размера.

— Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

— Аудиокассеты с записями различных звуков.

— Набор муляжей фруктов и овощей.

— Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

— Коробки-вкладыши разных размеров.

— Машины и куклы разных размеров.

— Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

— Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

— Наборы сыпучих материалов.

— Материалы М. Монтессори.

— Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

— Разрезные и парные картинки.

— Коробочки с запахами.

— Дидактическая игра «Бусы»;

— Дидактическая игра «Заплатка»;

— Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— Дидактическая игра «Форма и цвет»;

— Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— Дидактическая игра «Что лишнее»;

— Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— Дидактическая игра «Цветные коврики»;

— Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— Материал для лепки, аппликации, рисования;

— Наборы из геометрических фигур;

Перечень оборудования для конструирования:

— Деревянный строительный материал.

— Графические схемы построек

Перечень оборудования для формирования мышления:

— Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-молоток, гаечный ключ, отвёртка.

— Трубки прозрачные и непрозрачные.

— Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

— Кольца с подставками.

— Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

— Игрушки с крепящимися деталями.

— Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

— Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

— Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Предметы для развития конструктивного праксиса ;

Перечень оборудования для математики:

— Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

— Геометрические фигуры, объёмные формы.

— Счётные палочки, полоски разной длины.

— Мелкий счётный материал.

— Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

— Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

— Рабочие тетради и альбомы.

Перечень оборудования для развития речи:

— Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

— Иллюстрации разных времён года и частей суток.

— Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

— Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

— Различные варианты настольных игр для развития речи.

Оборудование для изодеятельности

Бумага (цветная, бархатная, сжатая, картон и т.д.).

— Клей и все предметы для аппликации.

Оборудование для игр и театрализованной деятельности:

— Настольный театр по народным и авторским сказкам.

— Наборы кукол, маски.

— Атрибуты для игр-драматизаций и сюжетных игр.

— Одежда и обувь для кукол.

— Мебель и постельные принадлежности для кукол.

— Посуда и другие хозяйственные предметы для кукол.

— Оборудование для сюжетных игр и игр-драматизаций.

— Костюмы сказочных персонажей.

— Методички с приложением .

шишки, каштаны, желуди, ракушки, крупы, листья и т.д.

Игры для пальчиков

— С природным материалом.

— С граненными карандашами и т.д.

— Центр «Песок-вода» (педагогическая песочница).

— Камешки, песок, вода.

— Животные, растения и т.д.

Детская художественная литература

— Сказки, стихи, потешки по программе по данному возрасту обучения.

— Материал для обследования речи и интеллекта дошкольников.

— Цветные карандаши (фломастеры).

— Сюжетные картинки (простой сюжет).

— 10 предметных картинок,

— Разрезная картинка (2, 3, 4 ч.), доска Сегена.

— Сюжетные картинки, сюжетные ряды (2 карт.).

— Игры для соотнесения по цвету и форме.

— Разрезные картинки (2-6 частей).

— Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (3-4 ч.).

— Предметные картинки (телевизор, верблюд, скворечник, клубника, отвертка, велосипед).

— Сюжетные картинки, цепь сюжетных картинок (4-5 ч.).

что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть фото что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть картинку что нужно в кабинет дефектолога. Картинка про что нужно в кабинет дефектолога. Фото что нужно в кабинет дефектолога

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть фото что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть картинку что нужно в кабинет дефектолога. Картинка про что нужно в кабинет дефектолога. Фото что нужно в кабинет дефектолога

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть фото что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть картинку что нужно в кабинет дефектолога. Картинка про что нужно в кабинет дефектолога. Фото что нужно в кабинет дефектолога

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть фото что нужно в кабинет дефектолога. Смотреть картинку что нужно в кабинет дефектолога. Картинка про что нужно в кабинет дефектолога. Фото что нужно в кабинет дефектолога

Методические требования к кабинету

учителя-дефектолога
Кабинет учителя-дефектолога – представляет собой специально

оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста.

Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегру-женным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет сос-тоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и мотивировать ребенка на учебную деятельность.

Желательно, чтобы кабинет находился в стороне от помещений хозяйствен-ного и бытового обслуживания, административного блока, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий.

Необходимо, чтобы родители имели свободный доступ к кабинету.

Материально-техническая и методическая база кабинета учителя-дефектолога должна отвечать основным задачам, которые решает специалист в процессе своей профессиональной деятельности.

Выбор оснащения, оборудования, пособий и др. обусловлен особенностями категории детей, на которых направлено внимание специалиста и их особыми образовательными потребностями, на которых направлена деятельность дефектолога.

Организация рабочего пространства специалиста должна соответствовать следующим критериям:

• Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.

• Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с детьми)

— учебную зону
— двигательную зону
— игровую зону
Учебная зона кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: столы и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), магнитную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия, демонстрационный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям СанПиНа к учебному помещению.

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за столом и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры.

Б) По отношению к деятельности специалиста (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)

— диагностическую зону
— коррекционно-развивающую зону
— консультативную зону

-методическую зону (пособия, программы и документация специалиста)

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования детей.

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности детей. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.

Консультативная зона предусматривает организацию рабочего места для проведения консультаций.

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию учителя-дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.

Методическое оснащение коррекционно – развивающей работы

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

1. Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

2. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов / Сост. Семаго Н. Я., Семаго М. М. – М.: АРКТИ, 2000.

Программы и материалы, дополняющие программы.

Данная программа представлена для детей от 3-х до 7(8) лет и отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данной категории.

В ней представлено инновационное содержание и современные психолого-педагогические технологии обучения детей, базирующиеся на личностно ориентированном подходе к ребёнку и его близким.

В программе выделены шесть разделов:

«Физическое развитие и физическое воспитание»,

В каждом разделе обоснованы концептуальные подходы к воспитанию и обучению детей дошкольного возраста и даны итоговые показатели развития ребёнка в разные возрастные периоды.

1. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и школьного возраста.- М., 2007.

2. Горскин Б.Б., Коняева Н.П., Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: Олигофренопедагогика: Учебное пособие для вузов/ под ред. Б.П. Пузанова.- М: «Академия», 2008.

4. Стребелева Е. А., Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. Книга для педагога-дефектолога М: «Владос», 2004.

6. Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» (подписка)

7. Журнал «Дефектология» (подписка).
В кабинете учителя-дефектолога должен быть: График работы учителя-дефектолога

Перечень оборудования для сенсорного развития:

— Разноцветные флажки, ленты, шары, кубики, кирпичики, мешочки, мячи.

— Разнообразные матрёшки (от трёхместных до восьмиместных).

— Пирамидки разного размера и разной конструкции.

— Игрушки сюжетные: кошка, зайчик, медвежонок, собачка, лягушка и другие.

— Неваляшки разного размера.

— Различные музыкальные инструменты: погремушки, бубен, барабан, ксилофон, гармошка, труба и другие.

— Аудиокассеты с записями различных звуков.

— Набор муляжей фруктов и овощей.

— Банки для раскладывания бус, шариков, мелких игрушек.

— Коробки-вкладыши разных размеров.

— Машины и куклы разных размеров.

— Лотки для скатывания шаров, для прокатывания автомобилей.

— Дорожки с разным покрытием (нашитые пуговицы, гладкая и меховая поверхность и другие).

— Наборы сыпучих материалов.

— Материалы М. Монтессори.

— Мозаика, шнуровка, пазлы, приспособления для нанизывания предметов на шнур.

— Разрезные и парные картинки.

— Коробочки с запахами.

— Дидактическая игра «Бусы»;

— Дидактическая игра «Заплатка»;

— Дидактическая игра «Сравни и подбери»;

— Дидактическая игра «Форма и цвет»;

— Дидактическая игра «Чудесный мешочек»;

— Дидактическая игра «Четвертый лишний»;

— Дидактическая игра «Что лишнее»;

— Дидактическая игра «Навстречу радуге»;

— Дидактическая игра «Цветные коврики»;

— Дидактическая игра «Фигуры и счет»;

— Объемные мячи (пластмассовые, резиновые, меховые, мячи с шипами);

— Материал для лепки, аппликации, рисования;

— Наборы из геометрических фигур;

Перечень оборудования для конструирования:

— Деревянный строительный материал.

— Графические схемы построек

Перечень оборудования для формирования мышления:

— Набор игрушек (пластмассовых и деревянных), имитирующих орудия труда-молоток, гаечный ключ, отвёртка.

— Трубки прозрачные и непрозрачные.

— Пластмассовые и деревянные прищепки и основа для них.

— Кольца с подставками.

— Шарики с дырками для соединения с помощью палки.

— Игрушки с крепящимися деталями.

— Сюжетные и предметные иллюстрации для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

— Различные варианты настольных игр на развитие элементов логического мышления.

— Книги, содержащие произведения для развития наглядно-образного и элементов логического мышления.

Предметы для развития конструктивного праксиса;

Перечень оборудования для математики:

— Набор коробок для сыпучих материалов и сыпучие материалы.

— Геометрические фигуры, объёмные формы.

— Счётные палочки, полоски разной длины.

— Мелкий счётный материал.

— Карточки с изображением разных предметов и разного количества.

— Различные варианты настольных игр на соотнесение по цвету, форме, величине и количеству.

— Рабочие тетради и альбомы.

Перечень оборудования для развития речи:

— Картинки с изображением различных предметов и ситуаций.

— Иллюстрации разных времён года и частей суток.

— Картинки из серии «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Транспорт»,

«Дикие и домашние животные и птицы», «Инструменты», «Деревья», «Цветы», «Насекомые», «Рыбы», «Школьные принадлежности», «Профессии» и другие по темам фронтальных занятий.

— Иллюстративный материал, отражающий эмоциональный, бытовой, социальный, игровой опыт детей.

— Различные варианты настольных игр для развития речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *