что нужно в экспедицию
Экспедиции для новичков. Часть I.
P.S. Здесь изложены мои собственные мысли под эгидой ИМХО…
ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕДИЦИЯ?
Экспедиция — есть посылка выделенного состава сил и средств с военно-политическими, военными или научными целями. В контексте туризма, слово «экспедиция» подразумевает поездку куда-либо с научными или познавательскими целями. Данное мероприятие в современном мире подразумевает так же и то, что такая поездка происходит в дали от цивилизации, в места, куда не ведет развитая инфраструктура дорог и прочее — что касается применительно к оффроаду. Поэтому, в дальнейшем не будет путать ЭКСПЕДИЦИЮ и ПОКАТУШКИ. Говоря простым языком, под экспедицией мы будем подразумевать поездку больше чем 50 км от города, в интересный природно или исторически район, с проживанием вдали от дома в течении нескольких (ну или хотя бы ОДНУ ночь) дней, что требует специального снаряжения (палатки, котлы, топоры), с посещением чего либо, и прохождением определенного МАРШРУТА. Т.е. давайте отделим котлеты от мух — если вы едете в горы, в другой регион, в Карелию, на Занзибар, на север, на Марс — это ЭКСПЕДИЦИЯ. Если вы едете на Черное озеро, на один день, сломать свою машину за Максимовкой, в соседский туалет — то это ПОКАТУШКИ или выезд.
Для того, чтобы «хорошо ездить», нужно иметь подготовленный автомобиль, гордо именуемый «экспедиционник». В принципе, такую машину можно сделать из любого автомобиля, однако, для целей туризма хорошо подходит не каждый авто. Сейчас не будем обсуждать марки авто, но поделим все внедорожники на три класса – малые (типа Нива, Джимни), средние (Паджеро Спорт, Витара, УАЗ, «трехдверки» полноразмерников), и полноразмерные (ТЛК, Патруль, Патриот). Ездить можно на всем, но конечно, чем автомобиль больше, тем больше в него влезет различных вещей, что крайне важно в длительной поездке.
Нет никакого смысла иметь Саймексы или ТСЛ. Зачастую даже резина АТ позволяет ездить в далекие поездки, однако, все же, если вы мечтаете посетить не только Казахские и Монгольские степи, то лучше выбрать МТ. БФГ, Максис, Федима, К, Я – на ваш выбор и на ваши деньги. При этом неплохо иметь такую резину, которую можно купить и в не очень крупных городах. Как показала практика, подавляющее количество путешествий проходится на АТ. Причем даже те поездки, где мне лично пригодилась МТ, можно было б проехать и на АТ, просто чуть дольше и плюс лебедка. Выбирая резину, задумайтесь об этом, 98% Южного Урала, Алтая, Карелии, а уж про Среднюю азию я вообще молчу – там можно ехать на сликах – проходится на АТ-резине. Лишь осенью и весной ближе к Северному Уралу и Карелии требуется МТ. Съездив на Юг, я понял, что там резина МТ вообще как собаке пятая нога. В основном и нас и у них каменистые дороги. Поэтому ищите резину с крепкой боковиной. К тому же, МТ резина быстро снашивается. Я сносил МТ за 80 тыс.км – под конец второго лета пришлось купить новый комплект. АТ резина ходит больше.
Оснащать ЭА межколесными блокировками смысла я не вижу, это лишь усложняет узел и увеличивает возможность поломки.
Хорошо иметь Хай-Джек. Пригодится приподняться из колеи или болота. Можно использовать как ручную лебедку (крайне геморно). Вы можете использовать его, даже при отсутствии силового обвеса. Наборы тросов и шаклов из вышеозначенного набора, позволят вам поднять авто за колесо, или подвязать тросы к раме, домкратным проушинам.
Купите в такелажных магазинах два-три крючка из 10-12 мм проволки – их можно вставить в дырки дисков и пропустить через них трос для хай-джека. Если колесный диск позволяет, и его не жалко, то можно поднять авто прямо за диск. Хотя после того, как я застрял в болоте Тывы, я считаю хай-джек просто тяжелым фуфлом 🙂
Для одиночных экспедиций НУЖНО иметь ручную лебедку. Купите любую. Сейчас у меня Т-Мах 6т. Ранее я использовал китайскую 4-х тонную «лягушку». Не относитесь к ней со смехом – вещь серьезная. Я доставал ей Патриот и большой жопы. Сама по себе она конечно же, не выдернет машину, однако, она может создавать необходимый НАТЯГ. Привязались, натянули трос до звона и треска лебедки – пошли погазовали – машина обязательно сдвинется на несколько см. Однажды я достал таким образом свой Патриот из ручья, где он сидел почти по фары – на это ушло 4 часа, но я достал его сам.
Предположим что ваших 100 метров не хватает, чтобы дотянуться до дерева. На помощь придет ЯКОРЬ. Изготовьте простой якорь, который не займет места в машине и поможет вам зацепиться. Я использую пять кольев, изготовленных из уголка от старой панцирной кровати, длиной около 60 см, заточенных и соединенных цепью 8мм. В сложенном виде он занимает места размером с булку хлеба. Я забиваю его клином. Вес уазика он держит отлично. При этом забиваю я его молотком, а не кувалдой, а вытащить можно обычной монтажкой.
Последнее слово в борьбе с бездорожьем – ЦЕПИ. Очень круто, если у вас есть 4 цепи типа «сота». Однако, их нужно 1. Тоже возить, 2. Заранее одевать. 3.Стоят денег.
Вот так идет “нива» на четырех цепях «сота» там, где Патриот на «мудах» просто садится.
Можно использовать нарубленные куски обычной цепи и маленькие шаклы. Я использую цепь 6мм. Всего у меня 12 кусков – по 6 на задние колеса. Я просто продеваю их в отверстия и фиксирую маленькими шаклами. Места занимаю ОЧЕНЬ мало, одеваются по факту – уже сидя в грязи, стоят мало, а выручали они меня очень круто.
Это основные и обязательные вещи, которые НЕОБХОДИМО иметь в одиночной экспедиции, да и просто они ни кому не помешают.
ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЭЛЕКТРОННЫЕ УСТРОЙСТВА.
Эта горелка выручала меня покруче чемодана с миллионом долларов и даже… Однажды, я с помощью нее произвел операцию по снятию прикипевшей обоймы подшипника в очень большой дали от цивилизации. А еще однажды, она помогла развести костер, когда… Ну в общем, имейте эту вещь.
Если вы любитель одиночных путешествий, то ваш главный спутник – бензопила. Поверьте, даже самая недорогая пила спасет огромное количество ваших нервов и поможет в трудной ситуации. Пила может перепилить дерево, красиво лежащее поперек просеки, согреет вас теплом костра вечером, когда собирать дрова по лесу просто не кому. Она поможет вам напилить бревен для закладки колеи или промоины, т.е. сэкономить на сендтраках. Как показала пятилетняя практика, дешевый Поулан, ни чем не отличается от дорогой Хускварны. Да, она мощнее и меньше вибрирует, но в экспедиции это не главное.
Инвертор. Очень ценная вещь. 220В в авто позволяют круто сэкономить на различных 12В-х приспособах и зарядниках. Фотоаппарат, видеокамера, телефоны, носимые рации, ноутбуки и прочее – все это может питаться от инвертора, и при этом отлично заряжаться. У меня установлено два инвертора. Первый, на 150 Ватт в ногах переднего пассажира, от него питаются все зарядники, ноутбуки и прочее, все что используется в дороге. Второй, на 2500 Ватт установлен в багажнике. От него питается насос подающий воду в лагерь, болгарка, дрель, фен жены, холодильник и прочие тяжеловесы. В общем это устройство по желанию, но все таки иметь ватт на 150 очень рекомендую. Не так дорого стоит.
Фотки большого что то не могу найти.
Навигатор. Для многих вещь просто бесценная. Особенно если вы годами не тренировались в темных коридорах Quake, не знаете что такое азимут и между электрическим столбами у вас 150 метров. В наше время китайский навигатор можно купить за 3000 рублей, а качнуть на него Навител и Озик вообще чуть ли не бесплатно. В общем тут я вам советую не то что бы иметь его, это и так понятно, а УМЕТЬ им пользоваться.
В дальних экспедициях бывают весьма уместны телевизор и ДВД. Они могут развлечь вас на дальних и ночных перегонах, а также заставить прекратить нудеть детей на заднем сидении. Диск с КамедиКлаб хорошо развлечет вас ночью, а раскладушка-ДВД – детей, когда их уже не радуют виды за окном.
В машине обязательно должна быть рация. Удобнее всего – 27Мгц. Она позволит вам общаться с «дальнобоями» по трассе, что весьма ценно в информационном плане, так же дальность ее на данный момент превосходит все известные аналоги по соотношению цена\качество. Самая простая, к примеру Алан100, обойдется вам долларов в 60-80, плюс антенна еще 30-50. При этом вы получите связь до 15 км на открытой, и до 2-3-х на пересеченке в лесу. Никакая 433-я ЗА ЭТИ ДЕНЬГИ не даст вам такого результата. Так же весомым плюс является и ее независимость от аккумуляторов и батарей – пока работает авто, работает рация. Раньше я использовал Майком-27, сейчас Мегаджет-300 – этого с лихвой хватает. Забудьте про всякую чушь вроде усилителя – это развод на деньги. Так же как и то, что дорогая станция работает лучше (справедливо только для 27Мгц). Единственное, что в дорогой рации лучше – это шумоподавитель. Рация, хорошая антенна типа ML-145, а еще лучше Sirio T3-27 – меньше задевает за все подряд. Качественно уложенный кабель – главная основа хорошей связи.
Если вы едете в несколько машин, и едете далеко — КУПИТЕ СТАЦИОНАРНУЮ 433 Мгц. Даже самая навороченная СиБи по сравнению с самой лоховской 433 Мгц является полным и безоговорочным навозом.
Я использую станцию Yaesu FT-1807 FT мощностью 60 Ватт (против 6-8 Сиби), при помощи нее мы связывались в горном лесу на 14 км, а в горах — 84км. При этом чистота связи соответствует HD звуку.
Имейте в машине простейшей тестер. Цена ему 160 рублей, а вот удобства на миллион. Несметное количество неисправностей было выявлено в дороге в моем и автомобилях друзей всего за несколько минут.
Неплохо было бы иметь компрессор, так при травлении в грязи, сложно набить 4 здоровых колеса ножным насосом.
На сегодня все. В следующих частях нас ждет рассказ о том, что такое электричество в ЭА, куда поехать и что такое быт экспедиции.
Что брать с собой в экспедицию одной машиной.
Меня примерно два раза в год спрашивают об оборудовании для использования в автономных автомобильных экспедициях («что брать с собой?»). Cваял (подрихтовал имеющуюся и сделал двуязычной) специальную страницу на эту тему.
Этот список сформировался за 10 лет поездок одной или двумя машинами по разным климатическим зонам, со степенью автономности от трех до 20-ти дней, в основном летом. Бездорожье разного уровня бездорожности, как и дороги общего пользования вместе с придорожной «цивилизацией», в том или ином количестве присутствовали всегда. У кого-то список, конечно, отличается. Для новичка он может быть отправной точкой для создания собственного.
Итак,
оборудование, используемое в поездках и запасное. Список используется при сборах. [в скобках] — уже не используется, заменено на лучшее.
1. Автомобиль и доп. оборудование
— легкий рамный внедорожник Daihatsu Feroza, i-1.6, 4 WD, МКПП 5+2 (подробнее о доработках см. на странице зеленой машины)
— компрессор 98л/мин (интегрирован в автомобиль), переходники для шлангов
— передняя и задняя электрические лебедки 4.1т + 1.8т (интегрированы в автомобиль)
— дополнительный (резервный) аккумулятор 12В х 55Ач (интегрирован в автомобиль)
— хай-джек 1.2м + скоба для подъема за колесный диск
— лопата
— разборный якорь для лебедки (с этого года — «Грузинский», он же подставка под джек)
— сендтраки алюминиевые 1.2×0.4м, 2 шт.
— «кевларовый» трос с шаклами 15м + 2м; 20м (8мм) + 25м (6мм) на лебедках
— 3 карабина 3.5т, блок с крюком
— веревка динамическая 14мм x 10м с крюками
— веревка статическая 12мм x 100м (при планировании больших переправ)
— корозащитная стропа
— надувной домкрат, 2т х 70см
— гидравлический домкрат («бутылочный»)
— маленькая доска для домкрата
— огнетушитель, 2л
— крепежные стропы (2 шт.) + резинки с крюками (10 шт.)
— уже нет: [ ручная лебедка 0.9т, съемная электрическая лебедка 1.5т ]
— уже нет: [ металлический трос 7мм с шаклами 25м ]
— уже нет: [ кувалда 2кг для забивания якоря ]
— камера R16
— колесные подшипники, сальники, фиксирующие втулки (на 4 колеса)
— шаровые опоры (верхняя и нижняя)
— крестовины карданов (задняя и передняя)
— пыльники шрусов (внутренний и наружный), пыльники наконечников
— резиновые втулки амортизаторов и линков
— лампы (H4, 21, 21+5, 5), датчик температуры, провода, клеммы, предохранители
— маслофильтр (2 шт.)
— диск сцепления, нажимной подшипник, маленький подшипник (в торце коленвала)
— бензонасос
— подшипник навесного оборудования (на Ферозе один размер на всем навесном), ремни навесного
— свечи (4 шт.)
— регулятор напряжения, щеточный узел (1 для генератора + 1 для лебедки)
— пружина от Оки (запасной упругий элемент)
— болты, гайки, шайбы, саморезы, ниппеля, пистоны
— трубки, шланги, хомуты, стяжки
— листовая резина, жесть, вязальная проволока
————————
— стандартный слесарный инструмент (набор) + всевозможные головки
— съемник конических пальцев, трехлапый съемник
— монтировка, труба-удлиннитель 50см
— ступичный ключ 50мм
— газовая горелка (на стандартный баллон-«дихлофосник»)
— электродрель
— сверла (2-14), метчики (5-12), плашки (5-12), коронка 25мм, твердосплавная фреза
— отрезные диски + переходник в дрель
— эпоксидный клей, «холодная сварка», клей «Момент-1», стеклоткань
— газовый паяльник, припой, флюс, пробник, мини-тестер
— WD40, герметик, литол, мовиль
— ремонтный набор для шин
— ремонтный набор для выпускной системы, гофра 10×5 см, кольцо-прокладка
— маленькие тиски (крепление на кенгурятник)
— [ только в случае длительного и напряженного рубилова в еб**ях несколькими Ферозами: задние полуоси, наружный шрус, коренной лист рессоры, 2 in+2 ex клапана, прокладка ГБЦ, корзина сцепления. такое рубилово уже точно не для ОДНОЙ машины ]
— продукты питания в холодильник (сосиски, колбаса, карбонад, сыр, плавленный сыр, глазированые сырки)
— консервы (тушенка, паштет, кетчуп, сгущеное молоко, горошек, кукуруза, фасоль, маринованные консервы)
— продукты в салон (орехи, шоколад, яблоки, прохладительные напитки)
— прочие продукты питания (картошка, супы-пакетики, бомж-пакеты, чай, соль, перец, хлеб, рулет, макароны, кабачки, чеснок, лук)
— пиво в банках (3-4 упаковки — или сколько влезет в машину), крепкие настойки (3-4 бутылки), энергетик (2-3 банки)
————————
— холодильник (компрессорный, виброзащищенный, 12В), 20л
— газовая плитка + теплообменник (аккумулятор тепла; зимой)
— защита плитки от ветра
— тренога
— складной мангал 30*45см (зимой и в межсезонье)
— котелки, 2 шт. (1.5л + 2.5л)
— сковорода
— ножи, вилки, ложки, изотермические кружки и миски
— доска для резки продуктов
— контейнер для грибов (складная коробка 3-5л)
— вертелы, 4 шт.
— консервный нож
— уже нет: [ всетопливный примус ]
— бензин, два бензобака (85л + 35л), канистры 20 л в зависимости от маршрута
— масло для мотора бензопилы и для цепи, 0.1л+0.5л
— моторное масло, летом по канистре (4л) на каждые 5000 км (из-за пыли)
— трансмиссионное масло, 1л
— антифриз (2л летом, 3л зимой)
— техническая вода (бак 40л, наполнение в зависимости от маршрута)
— питьевая вода, резерв 3л
— дистиллированная вода, 1л
— тормозная жидкость, 0.3л
— жидкость в ГУР, 0.3л
— водка (неприкосновенный запас «валюты»), 1л
— пропан (для печки и горелки), 10-20 баллонов по 0.35кг («дихлофосники»)
— уже нет: [ пропан (для примуса и печки), 2-4 баллона на M10 по 0.5кг ]
— бензин очищенный (для каталитической грелки), 0.2л
— спрей от насекомых, 2 шт. + свечи от них же
— мыло + крем для очистки рук после ремонта
— ноутбук-трансформер с сим-картой, блок питания, мышь
— планшет с креплением на торпедо + SAS4Android + растровые карты «Генштаб» от 1:50000 до 1:500000
— навигатор GPS+ГЛОНАСС (Garmin 2595) + векторные карты Навиком «Дороги России ТОПО»
— «неубиваемый» мобильный телефон (Texet-540R), совмещенный с рацией 400-480МГц, 2 шт.
— спутниковый телефон Globalstar + 12В-зарядник к нему
— переходник 12V-USB (интегрирован в автомобиль), кабели USB, зарядник 220V-USB
— 3 сим-карты разных операторов
— радиостанция 27МГц + антенна 2м (интегрированы в автомобиль)
— переносная рация 27МГц (Alan 42) + антенна 0.5м + зарядник
— инвертер 220В x 1000Вт (интегрирован в автомобиль)
— фотоаппарат, 2 объектива, фильтродержатель, градиентный фильтр, поляризационный фильтр, штатив-струбцина, запасной аккумулятор, ДУ, кофр
— магнитный компас
— бинокль, свисток
— уже нет: [ усилитель сигнала GSM + антенна 80см (интегрированы в автомобиль) ]
— уже нет: [ внешний (bluetooth) GPS-приемник ]
— [ в планах на будущее: квадрокоптер с камерой, радиус действия 1км ]
6. Одежда (на каждого)
— резиновые сапоги
— сапоги-забродники (одни на всех)
— открытые сандалии (летом)
— кроссовки (летом) или ботинки (зимой)
— шерстяной свитер
— джинсы
— теплое белье и носки (зимой термобелье)
— футболки, трусы, носки
— бейсболка, бандана
— легкая закрытая куртка
— теплый жилет
— теплая куртка, подштаники, шапка, шарф (зимой)
— деньги и документы
— визитки клуба, наклейки с эмблемой экспедиции
— адреса, телефоны, явки, пароли (распечатка)
— план маршрута (распечатка)
— бумажный атлас автодорог 1:500000
— средства личной гигиены
— расширенная аптечка (+антидоты от змей и скорпионов)
— средства самозащиты (и ящик для них)
— для кота: поводок, шлейка, лоток, переноска, сухой корм, миска, «секс-барьер»
8. Аварийный рюкзак на случай выхода пешком
(
7кг; собран заранее и лежит в легкодоступном месте):
— Складной нож
— Пила легкая 35 см
— Огонь Лебедева 0,2/2
— Спички, огниво
— Сухое горючее + горелка-бокс
— Стеариновые свечи 2 шт.
— Котелок армейский 1.5 л (в нем упаковано)
— Кружка 100 мл
— Компас
— Мультитул с пассатижками
— Фонарь с динамомашиной
— Переходники для зарядки смартфона от динамо (USB)
— Смартфон 5″ водозащищенный с GPS, программой SASAndroid, картами, книгой-определителем растений, грибов, следов и т.д.
— Внешний аккумулятор для смартфона
— Перцовый баллончик
— Тент кордуровый 1.5*3м
— Паракорд 2*3мм*10м
— Термомешок тонкий
— Термоодеяло 1.3*2
— «Теплоид 6», 2 шт.
— Мягкая фляга (с водой) 0.5 л
— Пищевые бруски 250г, 4 шт.
— Шоколад 3*100г
— Соль 20г
— Аварийная аптечка (бокс): индивидуальный перевязочный пакет ИПП-1, эластичный бинт 2м, активированный уголь, Фуразолидон (от поноса), Лопедиум (от кишечной инфекции), Глево (антибиотик общий), Стрептоцид (антибиотик местный), Марганцовка (дезинфекция), Пластырь (рулон), Зеленка,
Фастум-гель (при растяжениях), Аквабриз (обеззараживание воды), Целебрекс (обезболивающее), Лезвие, шприц + ампулы: Дексаметазон (противоотечное), Тавегил (ангтигистаминное), Новокаин (обезбол).
— ремонт и охота (боксик): рыболовный набор (крючки, грузила, леса), медная проволока 0.4*2м, нитка капроновая, Иголки 3 шт., Английские булавки 2 шт, резинка для рогатки
— полиэтиленовый пакет, носки
— докладывается на месте (или лежит в карманах): деньги, документы, перцовый баллончик, спутниковый телефон
Что советуют взять с собой в экспедицию на 2021 год: полный список продуктов и вещей
Что взять с собой в экспедицию? Смотрите полный список вещей и продуктов на 2021 год, которые стоит взять с собой, если отправляетесь в экспедицию со своей семьей, всё самое важное, что может вам пригодиться.
До того как начнете складывать чемоданы, стоит учитывать, на какое время вы отправляетесь в экспедицию? От этого будет зависеть количество продуктов и сменных вещей.
Также не стоит забывать, что у вас может не быть возможности докупить что-то необходимое во время экспедиции. Поэтому стоит все необходимое собрать с собой заранее.
Документы и деньги
Паспорт
Водительские права
Медицинская страховка
Наличные
Банковская карта
Список важных телефонных номеров, адресов, е-мейлов
Копии основных документов (хранить отдельно)
Билеты на поезд, автобус (если будете добираться общественным транспортом)
Карта маршрута
Блокнот с ручками
Копия карты района работ, масштаба не менее чем 1:200 000
Документы на работу (если есть)
Одежда (в зависимости от сезона)
Несколько комплектов нижнего белья
Термобельё
Термоноски
Специальные походные носки
Непродуваемые спортивные штаны
Флисовая кофта
Флисовые штаны
Дождевик
Ветровка
Бандана, бейсболка или панама
Тёплая шапка
Шорты
Несколько футболок с рукавами различной длины
Термофутболка
Комплект чистой легкой повседневной одежды
Перчатки с пальцами и без
Перчатки флисовые
Тёплые рукавицы
Рабочие перчатки
Купальник / плавки
Очень тёплый пуховик
Балаклава
Туристические ботинки
Туристические кроссовки
Сандалии
Геологическое снаряжение и инструменты
Кувалда большая
Кувалда малая
Геологические молотки
Молоток маленький
Кайло
Зубило большое
Зубило малое
Очки защитные
Лопата
Радиометр
Коробки под образцы
Мешки под образцы
Бумага для упаковки образцов
Карты и атласы
Квадрокоптер
Видеокамера
Фотоаппарат
Ноутбук с зарядным устройством
Литература о геологии/минералогии региона
Основное снаряжение
Газовая горелка среднего размера и баллон с газом
Рюкзак
Палатка (зимняя или летняя)
Туристический коврик
Спальный мешок (зимний или летний)
Раскладные табуретки, кресла или стулья
Раскладные столы
Мультитул
Мешки для мусора
Термос
Гермомешки
Спички / зажигалка
Походная тренога
Котелки
Газовая горелка
Посуда
Нож
Топор
Туристическая лопатка
Верёвки
Налобные фонарики
GPS-навигатор
Аптечка
Индивидуальные лекарства (по необходимости)
Лейкопластырь
Бинт
Зелёнка / йод
Мази или крема, используемые при растяжениях, ушибах или прострелах
Корвалол
Антибиотики
Медицинский жгут
Средство от насекомых
Средство от диареи
Сорбенты
Болеутоляющие средства
Средство от аллергии
Средства от простуды и гриппа
Активированный уголь
Средство от обморожения
Солнцезащитный крем
Электроника
Телефон
Зарядное устройство
Рация
Наручные часы
Аккумуляторы / батарейки
Карты памяти
Личная гигиена
Полотенца
Зубная щётка
Зубная паста
Туалетная бумага
Расчёска
Маникюрный набор
Бальзам для губ
Влажные салфетки
Интимная женская гигиена
Питьевая вода
Хлеб
Макароны
Крупы
Тушёнка
Рыбные консервы
Сгущённое молоко
Паштет
Чай в пакетиках
Соусы
Овощи (картошка, морковь, лук, чеснок, помидоры, огурцы)
Масло растительное
Колбаса копчёная
Сыр твёрдый
Шоколад
Сахар
Пряники
Сухари
Печенье
Сушки
Конфеты
Мёд
Орехи
Сухофрукты
Соль в банке
Перец разный
Лаврушка
Что взять с собой в поход – список необходимых вещей
Как путешествовать налегке, но со всем необходимым.
Здравствуйте, дорогие читатели! Как нельзя лучше сложности пешего туризма иллюстрирует выражение: “Искусство ходить в походы – это умение использовать ненужные вещи вместо забытых нужных”. Вот уж где истина: если неправильно собрать рюкзак, то придется немало постараться, чтобы компенсировать себе отсутствие экипировки. Чтобы такого не случилось, подготовить снаряжение для похода нужно заранее.
Подготовка и планирование
Опытный турист способен за пару часов собраться в экспедицию. И немудрено, ведь необходимое оснащение уже есть и он точно знает, что нужно взять в поход, а без чего реально обойтись.
А вот новичку бывает сложно сориентироваться. Поэтому подготовку начинайте минимум за несколько дней. Вот несколько советов, которые помогут спланировать путешествие.
Необходимые вещи
Разумеется, не стоит складывать все вещи, о которых прочитаете. Для каждого странствия характерны свои нюансы, которые зависят от продолжительности путешествия, времени года, способа передвижения (пешком, на велосипедах, на байдарках). Отдельного изучения и тщательной подготовки требуют зимние турне и горные переходы.
Что взять нужно в любом случае – так это документы и деньги. Рекомендуется сделать ксерокопии важных бумаг и положить их отдельно от оригиналов, чтобы при утере или краже у вас было хоть какое-то удостоверение личности.
Большая тройка
Такое название носит главная экипировка каждого туриста: рюкзак, палатка и спальный мешок.
Рюкзак
Туристический рюкзак – незаменимая вещь. Если он будет неудачным, то вы всю дорогу будете мучиться от тяжести и болей в спине. При выборе обращайте внимание на три характеристики.
Максимальный объем, который под силу среднестатистическому человеку, – это 90 л для мужчин и 75 л для женщин. Этого более чем достаточно, чтобы уместить все необходимое на длительную экспедицию. Для короткой вылазки вполне хватит 50 л.
В хорошо подогнанном рюкзаке нагрузка ложится не на плечи, а на пояс. Несколько креплений вокруг талии, груди и бедер, а также продолговатая форма хранилища позволяют равномерно распределить вес поклажи. Настройте подвесную систему заранее.
Карманы, внутренняя перегородка, ребра жесткости, усиленное дно – это полезные опции, но они добавляют вес самому ранцу.
Очень важно подобрать оптимальный функционал, но при этом подбирайте изделие весом не более 2,5 кг. Общая масса багажа при этом не должна превышать 10–15 кг.
Хорошо, если в комплекте будет накидка от дождя. Она поможет сохранить содержимое сухим.
Палатка
При выборе палатки существуют особенности в зависимости от сезона и количества участников турне.
Для пешего перехода подойдет трекинговая палатка на алюминиевых дугах. Она легкая, просто устанавливается и собирается.
Покупать желательно двухслойную модель, которая состоит из внутреннего “дышащего” слоя и внешнего водонепроницаемого. Подобная конструкция не дает скапливаться конденсату.
В характеристиках обратите внимание на значение рядом с маркировкой PU. Это так называемый индекс водонепроницаемости. Он должен быть не менее 3 000 мм, а для днища – 5 000 мм. Такие значения обеспечат герметичность даже при ливне.
Спальный мешок
Спальный мешок тоже подбирается в зависимости от времени года, в которое состоится поход. Смотрите на нашивку, где указан температурный диапазон, в котором предполагается эксплуатация изделия. Ориентируйтесь на значения “t, comfort” (для женщин) или “t, limit” (для мужчин).
По форме есть две разновидности спальников:
Хорошо, если конструкция предусматривает возможность состегивания вместе двух спальников. Находиться там вдвоем не только приятнее, но и теплее. Но для этого надо приобрести два изделия с молниями, расположенными с разных сторон: у одного на правой, у другого на левой.
В качестве наполнителя (если не предполагаются экстремально низкие температуры) выбирайте синтетические материалы. Они дешевле, быстро сохнут и греют даже во влажном состоянии. Пух очень подвержен воздействию влаги, а высушить такой спальник весьма непросто.
Дополнительное снаряжение
Перечислим, что еще из походных принадлежностей и других мелочей может пригодиться:
Навигация и связь
Заблаговременно позаботьтесь о составлении маршрута и средствах ориентирования. У вас всегда должна быть возможность связаться с внешним миром и попросить о помощи. Запаситесь соответствующими приборами и предметами:
Эта категория предметов относится к “общественным”, и вопрос, кто что понесет, решите с группой заранее. К личным вещам относятся разве что смартфон, пауэрбанк и смарт-часы.
Одежда и обувь
Как говорится: “Нет плохой погоды, есть плохая одежда”. Летом выбирайте легкое, светлое, продуваемое, но закрытое облачение. Даже если на улице очень жарко. Палящие лучи, ветки и кусты, насекомые могут доставить немало неприятностей. Оптимально: брюки, заправленные в носки, и футболка с длинным рукавом и воротом.
Не забывайте и о теплом гардеробе: ночью может значительно похолодать, да и дождь никто не отменял.
В межсезонье следует добавить “теплый слой” и защиту от ветра. Для зимних переходов приобретайте специальное обмундирование.
В соответствии с продолжительностью и сезоном формируйте свой список, выбирая нужные позиции из нижеперечисленных:
Не берите с собой много одежды из хлопка, в том числе джинсы. Такие вещи намокают и тяжелеют, в них становится холодно, а сохнут они долго. Джинсы к тому же еще стесняют движения.
Еще захватите солнечные очки с защитой от ультрафиолета. На ярком солнце глазам некомфортно, а в горах этот эффект усиливается в разы.
Трекинговые ботинки необходимо подбирать так, чтобы они фиксировали голеностоп, а верхняя часть была выполнена из единого полотна (от промокания в местах швов). Еще важный момент: протектор подошвы для прочного сцепления с поверхностью. Обязательно разносите ботинки до отправления в дорогу! Иначе кровавые мозоли вам обеспечены.
Небольшой лайфхак, если у вас промокли ноги. Поменяйте носки и наденьте на них сверху прочные пакеты, а уже потом – обувь.
Дополнительно можете взять кроссовки с амортизацией шага. Их разрешено носить на несложных тропах в сухую пору, чтобы ноги отдохнули от тяжелой обуви.
Обязательно купите резиновые сандалии. В них вы будете ходить в лагере, преодолевать ручьи и реки вброд, чтобы не намочить ботинки. Только следите, чтобы они не слетали с ноги, имели рифленую подошву и закрывали ногу сверху.
Обустройство лагеря
Наиболее приятная часть любого похода – это отдых после долгого дня пути. Чтобы организовать быт, возьмите с собой следующие предметы:
Питание
Пеший тур не время для диет. Чтобы были силы и желание двигаться дальше, еда должна быть обильной и сытной. Но сначала придется позаботиться об источнике нагрева. Здесь есть два варианта: костер или газовая горелка.
Для первого понадобятся тренога, инструмент для заготовки дров, зажигалка, спички и горючее для растопки.
Спички и зажигалки требуется защитить от влаги и упаковать в герметичный контейнер или пакет.
Газовую горелку тоже весьма желательно иметь. Она позволит не остаться без горячего, если на улице дождь или сильный ветер. С ее помощью можно по-быстрому вскипятить чайник утром или разогреть обед, не теряя времени на разведение огня.
Для горелки понадобятся запасные баллоны из расчета один на двух человек на неделю.
Перечень самой необходимой кухонной утвари:
Также стоит взять кухонное полотенце, бумажные салфетки и мусорные мешки.
Отдельно требуется позаботиться о емкости для воды. Купите легкую силиконовую бутылку, походную флягу или обычную пластиковую бутылку. Металлические объекты неудобны. Во-первых, они тяжелые, а во-вторых, не видно, что происходит внутри и нет ли грязи на стенках.
Объем и состав продуктовой корзины для похода варьируется в зависимости от количества, аппетита и предпочтений участников. Кратко запас выглядит так:
Гигиена
Если вы не желаете стать настоящими дикарями, то все-таки соберите косметичку с гигиеническими средствами и принадлежностями:
Вся химия должна быть в мини-баночках, чтобы занимать минимум места. Если вы идете с близким человеком, то желательно некоторые позиции взять на двоих. Например, шампунь или мыло. А уж инструменты для маникюра, зеркало и расческу брать каждому точно нет нужды.
Аптечка
Чем дальше от цивилизации, тем шире список медикаментов, которые вы должны упаковать. Ведь никогда не знаешь, что может случиться. Медикаменты требуется уложить в герметичный контейнер или сумку.
Обязательно возьмите индивидуальные лекарства, которые принимаете постоянно. На всякий случай с запасом: вдруг путешествие затянется.
Заключение
Тщательная подготовка – вот ключ к успешному походу. Но неожиданности случаются, так что, даже если что-то забудете, не расстраивайтесь. В конце концов, вы отправляетесь в приключение, а значит, к мелким неприятностям стоит относиться, как к неизбежному спутнику.
Расскажите о своем опыте пеших путешествий. Какие ошибки при сборах вы не допустите больше никогда?