что нужно уметь актеру
Как стать актером: ключевые этапы на пути к великой карьере, славе и деньгам
От большого желания к конкретным действиям.
Здесь и далее фото unsplash.com и pexels.com
Для многих профессия актера является чем-то недостижимым и сакральным, чем-то доступным только избранному кругу одаренных людей. Однако, на самом деле, в эту профессию попадают те, кто по-настоящему этого хочет, а все необходимые навыки, как и в любом деле, тут приходят с практикой.
Сегодня мы решили рассказать, как стать актером в России и за рубежом тем, у кого есть огромное желание и готовность предпринимать конкретные действия. Только так можно добиться желаемого.
Многие киношники говорят, что в актерском ремесле надо обладать харизмой, превосходной памятью, терпением и невероятной работоспособностью. Если ты считаешь, что у тебя есть все эти навыки, первый тест пройден. Можно двигаться дальше.
1 Откажись от снобизма и стереотипов
Прежде всего, ты должен понимать, что актер — это не тот человек, который ходит с недовольным лицом по съемочной площадке и жалуется на недостаточное количество сахара в своем латте.
Профессионал в этом деле постоянно работает над собой — он заучивает длинные реплики, ждет своего появления в кадре по несколько часов, готов к ненормированному графику, ранним подъемам, экспериментам со своей внешностью, самым разным образам, а также периодам отсутствия ролей и длительным командировкам.
Кроме того, он прекрасно понимает, что в актерской профессии.
Очень большая конкуренция
Несмотря на то, что фильмов выходит много и театральные постановки идут каждый день, желающих получить в них главные роли (или хотя бы второстепенные) намного больше.
Настоящими звездами становятся далеко не все
Любой актер должен прекрасно понимать, что всеобщее признание и востребованность — это не только затраченные усилия, но и удачное стечение обстоятельств.
То есть популярность и слава порой приходят совершенно случайно, а иногда и не приходят вовсе.
Все довольно нестабильно
У всех актеров (особенно у начинающих) бывают моменты, когда нет предложений по съемкам или участию в разных проектах. В таких случаях некоторым приходится переходить на режим строгой экономии.
Надо помнить об этом и искать дополнительные источники дохода, чтобы не полагаться только на свою основную профессию.
2 Постарайся объективно оценить свои данные
Многие далекие от мира кино люди считают, что ключевым фактором успеха в профессии является идеальная внешность. Однако, на самом деле, это далеко не так.
В фильмах и сериалах есть роли под абсолютно разные типажи — от старой бабушки до ботаника. Поэтому подтянутая фигура и гладкое лицо являются вовсе не обязательными атрибутами успеха.
Лучше всего сосредоточиться на своей харизме, потому что она гораздо важнее внешности. Актер должен уметь притягивать внимание зрителя, вызывать симпатию или, наоборот, отторжение. Это достигается благодаря умению владеть собой и держаться в жизни (и, соответственно, в кадре).
Опытные киношники также любят советовать начинающим актерам научиться нормально воспринимать критику. Потому что профессиональный актер — это инструмент в руках режиссера. Нередко под его видение приходится подстраиваться и играть в соответствии с ним.
Помни, что профессия актера представляет собой мастерство перевоплощения. Не стоит об этом забывать.
3 Постоянно развивайся
Актерское ремесло — это постоянная практика и развитие своих навыков. Для тех, кто пытается понять, как стать актером без образования, киношники рекомендуют записаться на курсы актерского мастерства или в театральные студии.
Совсем без теоретической и практической базы попасть в эту профессию вряд ли получится. Поэтому любой опыт тут будет полезен.
Кроме того, по актерскому мастерству есть специальная литература со всеми базовыми принципами профессии. Для самоучек такие пособия будут очень полезными.
Вместе с этим надо присмотреться к биографиям популярных актеров, книгам по психологии, основам написания сценариев и так далее. Любая теоретическая база, относящаяся к профессии, точно не будет лишней.
Ну, и, конечно, в этом деле нужна насмотренность. Смотри кино, сериалы и ходи на спектакли. Это тоже очень помогает в понимании механизмов игры на сцене.
4 Получи образование
Несмотря на то, что многие известные актеры не заканчивали профильных учебных заведений, получение образования — это очень важный момент, без которого карьера может и не стартовать.
Зачастую без образования в кино попадали люди случайно встретившиеся великим режиссерам. Но это исключительная удача, ждать которой просто бессмысленно.
Самые главные актерские институты нашей страны — это ВГИК, ГИТИС, МХАТ, «Щепка» и «Щука». Именно через их двери можно войти в профессию и надолго в ней закрепиться.
Естественно, существует множество других училищ и театральных студий, которые могут научить азам. Однако вышеупомянутые заведения являются тем самым знаком качества, на который обращают внимание люди, занятые в профессии.
Однако сразу стоит отметить, что в театральные вузы нельзя поступить в любом возрасте. Девушек туда берут примерно до 22 лет, а парней до 25-27 лет. Если вдруг ты столкнешься с подобным барьером, придется искать курсы актерского мастерства в другом месте.
5 Составь портфолио
Твое портфолио должно состоять из качественных фотографий, которые смогут дать исчерпывающее представление о твоих внешних данных. Для его составления попроси помощи у своих друзей-фотографов или обратись в фотостудию.
При этом требований к этим фотосессиям не так много. Портретные снимки должны быть светлыми и четкими. На тебе не должно быть грима или макияжа, и твой взгляд должен быть направлен прямо в объектив.
Стоит отметить, что на этом этапе не надо улыбаться или позировать. Люди в индустрии должны хорошо проанализировать твой естественный образ, чтобы понимать, подойдешь ли ты для их проектов.
6 Будь готов к публичности
В актерской профессии коммуникация играет очень важную роль. Иногда, чтобы добиться места в том или ином проекте, приходится общаться со множеством незнакомых людей, которые могут сыграть решающую роль в твоей карьере.
Удачная самопрезентация — это действительно ключ к обретению новых связей и работы. Поэтому интровертам в этой профессии приходится весьма непросто.
Как бы то ни было, сейчас коммуницировать можно через социальные сети. Например, фейсбук или инстаграм. Некоторые даже заводят целые каналы на ютьюбе, публикуя там свой контент. Кстати, некоторые актеры пришли к большим ролям посредством своих проектов. Чего только стоят потрясающие Ирина Горбачева и Антон Лапенко, которые снимали короткие скетчи в инстаграме.
До своих проектов они были неизвестными персонажами в индустрии, а после вирусного контента и народного признания стали чуть ли не центровыми деятелями профессии.
Поэтому не стоит игнорировать современные инструменты продвижения собственного бренда.
Тем не менее, все равно не забывай про тематические оффлайн-мероприятия, на которые приходят люди из кинотусовки. Не будет лишним появляться там почаще и заводить полезные знакомства. Одним словом, работай на всех направлениях и тогда у тебя будет больше шансов залететь на потенциально успешный проект.
Как стать актером театра, кино, дубляжа: все, что нужно знать новичку
Стать актером кино или театра непросто.
Нужно не только иметь талант и желание, но и быть готовым к упорному труду, продолжительному обучению, возможным неудачам на пути к цели. Расскажем о том, как воплотить мечту в реальность, рассмотрим вузы, в которых обучают профессиональных актеров.
С чего начать свой путь в карьере
Чтобы стать популярным артистом, нужно в первую очередь:
Забыть о стереотипах. Актер не наслаждается лаврами славы, а работает по ненормированному графику, часто ездит в командировки. Его заработок, как правило, нестабилен.
Учитывать конкуренцию. С каждым днем все большее количество молодых людей мечтает сниматься в кино. Чтобы пробиться, нужно много и упорно работать, порой превозмогая себя.
Объективно себя оценивать. Зная свои плюсы и минусы, вы будете четко понимать, над чем следует поработать. Полезно также профессиональное мнение со стороны.
Известными актерами становятся люди, которые регулярно совершенствуют умения. Какие – расскажем дальне.
Какими навыками должен владеть будущий актер
Что нужно сделать, чтобы стать настоящим актером? В первую очередь, важно позаботиться о развитии всех необходимых профессиональных навыков. Даже если человек действительно талантлив, ему нужно будет постоянно совершенствоваться и развивать дополнительные умения. Расскажем, какие скиллы важны в театральном искусстве.
Внешние данные
Чтобы стать актером или актрисой, обязательно нужно презентабельно выглядеть. И тут речь не о том, чтобы до седьмого пота заниматься в спортзале или тратить все свободные деньги на косметолога. Профессиональных артистов приглашают на разные роли: роскошных красавиц и коварных преступниц, смелых полицейских и отъявленных маньяков, пожилых людей и творческих личностей, мачо и ботанов. Главное для актера – иметь свою изюминку, чем-то выделяться на фоне других и запоминаться зрителю.
Харизма
Человек, который снимается в кино или играет на сцене театра, должен быть обаятельным. Понятие харизмы включает в себя:
умение «заражать» окружающих своими эмоциями и при этом ощущать их чувства;
навык контролировать эмоции в нужный момент;
способность выражать мысли, воздействовать на зрителя не только эмоционально, но и словесно.
Кроме того, харизматичный человек обладает живой мимикой. Над ней тоже нужно постоянно работать.
Творческая профессия актера предполагает отсутствие зажатости и стеснения. Харизматичный человек смеется и гневается от души, занимает расслабленные позы, не суетится и не сутулится. Лучшими актерами становятся те люди, которые верят в себя и положительно относятся к жизни.
Общительность
Проблема начинающих артистов в том, что они стесняются взаимодействовать с другими людьми. А ведь именно коммуникабельные личности:
эффектно представляют себя на кастингах;
легко заводят полезные знакомства;
продуктивно общаются с режиссерами и получают лучшие роли.
Заниматься развитием общительности нужно с раннего возраста. Если ребенок 10-14 лет хочет стать актером, но при этом ведет себя молчаливо и скромно, нужно срочно исправлять ситуацию. Специалисты рекомендуют не только расширять круг общения, по и посещать курсы актерского мастерства, ораторские мастер-классы.
Целеустремленность
Знаменитыми актерами не становятся за один день. Важно постоянно закалять свой характер, становиться все упорнее и непоколебимее. На пути к славе будет много взлетов и падений, поэтому в выигрыше останется тот, кто не бросит мечту на полпути.
Для развития твердости характера посещать театральные курсы явно недостаточно. Желательно завести какое-то полезное хобби, например, приучить себя к занятиям спортом, формирующим самодисциплину. Важно придерживаться определенного графика, соблюдать режим работы и отдыха.
Правильная речь
Чтобы стать артистом, недостаточно получить образование в профильном вузе. Нужно работать над своей речью самостоятельно, ведь слишком тихий, невнятный голос в этой профессии точно не помощник. Хороший актер должен:
иметь отличную дикцию – в этом помогут курсы ораторского мастерства;
уметь правильно, четко, грамотно выражать мысли (или сценарий) без слов-паразитов;
владеть правильными интонациями;
иметь хорошее произношение.
В актерской профессии артистам часто приходится говорить на иностранных языках. Это должно звучать максимально натурально. Оптимальным решением станут разговорные курсы в свободное время.
Хорошая память
Говоря о том, как стать актером, нужно хотеть постоянно развиваться во всех направлениях. Память требует особого внимания, ведь творческим людям приходится учить длинные сценарии. Успешную карьеру без этого навыка не построишь.
Чтобы тренировать память, можно:
регулярно заниматься арифметическими задачами;
читать больше познавательной литературы;
заучивать стихи и отрывки из текстов;
регулярно повторять полученную информацию.
Помните, что профессия актрисы или актера требует не механического зазубривания сценария. Важно уметь импровизировать в непредвиденной ситуации. То есть если вы даже забудете фразу слово в слово, то при наличии хорошей памяти сможете правильно воспроизвести ее смысл.
Чувство ритма
Об этом достаточно непростом навыке писал даже Станиславский. Данное качество должно помогать начинающему актеру как можно лучше демонстрировать эмоции и чувства его персонажа. Меняя темп, артист меняет гамму чувств и переживаний. Правильное ощущение ритма позволяет выражать замешательство и тревогу, уверенность и удивление, гнев и другие эмоции персонажа. Начинающим рекомендуется к изучению книга Константина Станиславского «Работа актёра над собой в творческом процессе переживания».
Куда пойти учиться, чтобы стать актером
Конечно, можно стать актером без образования, но именно обучение в хорошем месте дает представителям творческой профессии необходимую базу. В учебных заведениях формируется стойкость и сила духа, без чего артисту точно не пробиться к вершине.
Рассмотрим наиболее популярные места для обучения артиста:
Московская школа кино
Московская школа кино открылась в 2012 году и предложила студентам новый формат образования. Для развития актерского таланта подопечных тут используется лучший российский и международный опыт в сфере подготовки специалистов творческих профессий.
Студентам нравится, что:
школа постоянно расширяет технологические ресурсы и развивает новые направления;
основную часть времени преподаватели уделяют практической отработке полученных знаний;
в учебном заведении можно заводить множество полезных знакомств, которые, несомненно, пригодятся в будущем.
Преподаванием в школе занимаются известные артисты, которые знают современные требования киноиндустрии к актерам и помогают студентам им соответствовать. Результат работы команды поражает: каждый год в титрах самых кассовых кинолент встречаются выпускники Московской школы кино.
Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК)
«Классический» театральный вуз, существующий с далекого 1919 года. Программы актерского образования позволяют получить различные профессии:
артиста кино и театра;
кино- и видеокритика;
У ВГИКа есть собственная Учебная киностудия со съемочными павильонами, соответствующей техникой, реквизитом, декорациями.
Московский государственный институт культуры
МГИК считается одним из крупнейших центров отечественного образования в области культуры и искусства. Тут обучаются актеры, режиссеры, хореографы, музыканты, специалисты в сфере масс медиа.
Абитуриентов привлекает возможность поступления на бюджет. Например, в 2021 году предусмотрено более 370 бесплатных мест для бакалавриата и специалитета. Студенты проходят практику в организациях культуры и искусства, event-агентствах, компаниях индустрии туризма.
Российский институт театрального искусства (ГИТИС)
Институт предлагает профессиональное образование по разным направлениям: актерское, режиссерское, музыкальное, театроведческое, балетмейстерское и т.д. Вуз считается крупнейшим среди всех театральных в Европе. Обучение проводят преподаватели с актерским опытом. Специалистами вуза также создана Лаборатория будущего театра ГИТИСа, которая выполняет как творческую, так и исследовательскую работу.
Университет Синергия
Российский негосударственный вуз открыл свои двери для студентов в 1995 году. Учреждение делает ставку на развитие практических навыков, которые помогут стать успешным актером:
умение раскованно двигаться на сцене и воплощать идеи режиссера;
занятия гимнастикой, спортивными танцами, конным спортом;
развитие навыков сценической речи;
изучение базы работы на ТВ, занятия для будущих актеров дубляжа.
Таким образом, в вузе можно получить практически любую актерскую специальность.
А можно ли стать актером без образования
Чтобы получить будущую профессию, необязательно учиться в популярном вузе. Стать актером без актерского образования смогли Рассел Кроу, Кристиан Бейл, Дженнифер Лоуренс и сам Джонни Депп. Тем не менее, всем этим артистам пришлось приложить немало усилий ради славы.
Для будущей карьеры нужно:
постоянно развивать таланты, посещая соответствующие курсы и всесторонне развиваясь (спорт, иностранные языки, ораторское мастерство);
быть смелым и пробивным: отслеживать информацию о кастингах и участвовать в любых светских мероприятиях;
стремиться к популярности современными методами: например, актерскую карьеру можно начать с ведения Instagram или TikTok, съемок коротких роликов, вайнов.
Кроме того, актерское искусство требует гибкости. Нужно уметь сниматься в студии и на открытом воздухе, в экзотических местах и т.д. Иногда начинающие артисты советуют начинать с дубляжа – озвучивания фильмов и мультфильмов, которые переводятся с иностранного языка. Главное в этой сфере – обладать четкой дикцией и приятным голосом. Это основные навыки для актера озвучки.
ВАЖНО. Помните, что путь будущего артиста начинается с маленьких шагов. Придется довольствоваться скромными ролями, проводить много часов на съемочной площадке, репетировать как в дневное, так и в ночное время, несмотря на выходные и праздники. Если вы готовы ко всем трудностям во имя поставленной цели, то точно достигнете желаемых результатов.
На какую зарплату может рассчитывать начинающий актер
Так как роли в кино и театре поначалу весьма скромны, будьте готовы первое время довольствоваться небольшим доходом. Зарплата обычно зависит от категории роли, всего их предусмотрено до 8. Новички ориентируются на 7 и 8 категорию (начинающие и массовка). Зарплата за 1 съемочный день актера может составлять от 15 до 90 долларов. Чем серьезнее роль и больше опыт артиста, тем солиднее награда. Исполнители главных ролей зарабатывают около 1500-3000 долларов в день.
Конечно, гонорары за съемку фильмов выше, чем за театральные выступления. Конкретные условия зависят от многих факторов (например, востребованности театральной постановки, требований к актеру и т.д.).
Где начинающему актеру найти работу
Сразу после актерских курсов или вуза устроиться на работу совсем непросто из-за высокой конкуренции. Наш совет – принимать любые предложения и постепенно нарабатывать опыт.
Вы можете проявить свое актерское мастерство в:
Театре. Как правило, начинающим дают небольшие роли. Постепенно вас могут заметить и начать предлагать более интересную работу.
Массовке в кино. Или же в ролях второго плана. Такой вариант оптимален для тех, кто решил развиваться в профессии актера в большом городе. В Москве гораздо чаще снимаются фильмы, чем в провинциальных городах, значит, шансы найти работу выше.
На телевидении. Можно принять предложение о съемке в рекламе или попробовать себя в роли ведущего развлекательной программы.
В социальных сетях. Например, иногда встречаются объявления о поиске ведущих для молодежных программ в YouTube или Instagram. Допустим, вам нужно будет проводить интервью известных личностей.
Как пройти кастинг
Прежде чем отправиться на кастинг, следует составить портфолио. В нем должны быть отражены все ваши сильные стороны, как успешного актера:
информация об образовании или сертификаты о прохождении курсов профессионального мастерства;
данные о дополнительных навыках: владеете ли иностранными языками, умеете ли играть на музыкальных инструментах, есть ли опыт участия в КВН и т.д. Любые умения могут сыграть вам на руку;
полезно будет добавить краткий 2-минутный ролик, в котором вы презентуете свои способности или показываете себя в естественном образе. Например, можно подготовить материал, отснятый на условиях TFP.
Свое портфолио размещайте не только на сайтах по поиску работы. Отправляйте материал в актерские центры и агентства, продюсерские организации.
Нервничаете перед кастингом? Прислушайтесь к рекомендациям талантливых и опытных актеров:
Будьте готовы к мероприятию. Соберите всю информацию о кастинге: организатор, режиссер, формат и т.д. Если ваши знакомые уже сотрудничали с этими людьми, нелишним будет попросить несколько советов.
Выложитесь по максимуму. Выполните все требования для участия в кастинге. Например, вас могут попросить выучить отрывок из определенного произведения (к примеру, для артиста театра) либо подготовить танцевальный номер. Даже если требования кажутся необычными, их все равно следует выполнять, чтобы произвести впечатление.
Будьте спокойны. Страх и неуверенность – большая ошибка будущих актеров. Это не последний ваш кастинг в кино, так что нервничать нет никакого смысла. Чем увереннее вы себя ведете, тем выше шанс успеха. Не закрывайтесь от людей жестами и не говорите слишком тихо.
Помните о правилах этикета. Отключите звук на телефоне, прибудьте на кастинг вовремя.
Найдите свою изюминку. Умение отличаться от других сыграет вам на пользу. Можно удивить аудиторию необычным монологом или действием, выбор за вами. Главное – чтобы это выглядело естественно, в рамках вашего образа.
Воспринимайте критику как стимул к развитию. Замечания на кастинге – отличный повод совершенствоваться дальше. Выслушивайте критику спокойно, не перебивая и не вступая в споры.
Непоколебимая вера в себя и любовь к профессии – вот два кита, на которых основывается будущий успех. Популярными артистами не рождаются, а становятся благодаря работе над собой и целеустремленности.
Урок 2. Главные качества хорошего актёра
Что отличает хорошего актёра от плохого? Есть такое известное выражение Т. Эдисона, ставшее крылатым: «Гений – это 1 % вдохновения и 99 % старания», и не менее известная его вариация: «Гений – это 1 % таланта и 99 % тяжелой работы».
В соответствии с системой Станиславского, обучение актёрскому мастерству также начинается с долгой и кропотливой работы над собой.
Содержание:
Работа над собой состоит, во-первых, из развития профессиональных актёрских качеств, во-вторых, из тренировки умения использовать специальные приёмы сценической игры. Первый блок будет рассмотрен в этом уроке, второй – в следующем.
Определение качеств, которыми должен обладать актёр
Качества актера – это личностные характеристики человека, в комплексе обеспечивающие возможность успешно играть различные роли.
В отличие от конкретных умений, например, способности вовремя засмеяться или показать удивление, профессиональные качества объединяют в себе целый комплекс умений и способностей, из-за чего невозможно в одном занятии подробно рассмотреть каждое качество. Поэтому в данном уроке будут описаны общие черты того, какими качествами и навыками должен обладать хороший актёр. Кроме того, артисту сцены необходимо не только иметь определённый набор личностных и профессиональных характеристик, но и постоянно, ежедневно работать над собой, совершенствуя своё мастерство. Поэтому для каждого качества приведены рекомендации и упражнения по его тренировке и развитию. Рассмотрены они будут в соответствии со структурой, предложенной Станиславским, его последователями и учениками.
Первая группа «Качества любого хорошего актёра» – это те умения, которые необходимы любому человеку для применения актёрского мастерства в жизни вне зависимости от того планирует ли он использовать их для игры в театре или съёмках в фильме, или же просто хочет выглядеть правдоподобно, объясняя своё часовое опоздание на работу. В отношении данных характеристик можно смело применять клише «необходимый минимум» – это то, что должен знать и уметь каждый.
Вторая группа «Профессиональные качества» необходима в большей степени профессионалам, тем, для кого актёрское мастерство – ремесло. Эти качества связаны с работой на сцене, взаимодействием с актёрами, зрителями и многими другими важными составляющими актёрской деятельности.
Качества любого хорошего актёра
Ниже мы перечислим наиболее важные, на наш взгляд, качества, которыми должен обладать хороший актер.
Развитое внимание
Любой человек делает свою работу лучше, если его ничего не отвлекает, а внимание сконцентрировано только на предмете текущего занятия. Не исключение и актёры, для которых жизнь на сцене невозможна без способности к наблюдательности, умения переключать и фокусировать внимание в рамках сценической среды.
В связи с этим одной из основ внутренней техники актёра является сценическое внимание – избирательная направленность восприятия во время представления. Многие наши читатели, знакомые с инструментами развития внимательности, возможно, заметят, что при определённом уровне подготовки умение концентрироваться становится произвольным. Это действительно так, но в случае с искусством актёрского перевоплощения всё обстоит значительно сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Дело в том, что в быту наше внимание движимо безусловными рефлексами, другими словами – инстинктивно. Во время разговора мы никогда не задумываемся над тем, как стоять или сидеть, как управлять голосом и т.д. Но для артиста это имеет значение, ведь он в настоящей сценической среде должен уделять внимание всем аспектам игры – речи, жестам, мимике, позе, суфлёру, и при смене событий менять и направленность своего восприятия.
Достичь успеха в плане развития этого качества актёру помогут следующие рекомендации:
Также К. С. Станиславский считал, что процесс совершенствования навыка должен быть постоянным: «Наблюдая за жизнью, артист должен смотреть вокруг себя не как рассеянный обыватель и не как холодный статистик, которому нужна только фактическая и цифровая точность собираемых сведений. Артисту нужно проникнуть в суть наблюдаемого, внимательно изучать предлагаемые жизнью обстоятельства и поступки людей, понять склад души, характер того, кто совершает эти поступки». Кроме того, для обучения сценическому вниманию создан комплекс специальных упражнений:
1 | Упражнение 1. Возьмите незнакомую картину, посмотрите на неё внимательно в течение 5 секунд, а затем постарайтесь вспомнить все детали. В дальнейшем берите большие полотна со сложными рисунками. |
2 | Упражнение 2. Возьмите в каждую руку по карандашу и начинайте одновременно рисовать: правой – круг, левой – треугольник. Важно заканчивать обе фигуры в один момент. Также можно писать разные цифры или буквы. |
Детальнее о сценическом внимании, этапах изучения этого актёрского навыка читайте в тематической статье нашего блога. Больше полезных упражнений для его развития можно найти здесь.
Ораторские способности
«Мы ненавидим театральность в театре, но любим сценичное на сцене… голос должен петь в разговоре и в стихах, звучать по-скрипичному, а не стучать словами, как горох о доску», – писал К. С. Станиславский. Умение выступать перед публикой, произносить речи, которые давно стали образцом риторики (а таких немало в драматургии) – важное качество не только для общественных деятелей или университетских лекторов. Одну и ту же речь можно произнести так, что все уснут, или наоборот будут ловить каждое слово. Многое зависит от оратора, поэтому каждому начинающему актёру важно развивать свою сценическую речь.
Сценическая речь – профессиональное средство выразительности актёра и театрального воплощения драматургического произведения.
Владение этим качеством важно ещё и с точки зрения риторики – как способность к речевой импровизации. Через мастерство говорить актёр передаёт зрителю внутренний мир, социальные, психологические, национальные, бытовые черты характера персонажа.
Одной из основ техники речи является чувство темпо-ритма, открытое и описанное К. С. Станиславским. Он заметил связь между ним и чувствами: «Ускорил темп – отвёл меньше времени для действия, для речи и тем заставил себя действовать и говорить быстрее. Замедлил темп – освободил больше времени для действия и речи…». Таким образом, меняя темп и ритм, актёр меняет и гамму своих чувств, переживаемых в данный момент.
Это открытие имеет для театра огромное значение, поскольку позволяет в ходе постановки через изменение темпо-ритма актёра управлять не только его чувствами, но и развитием сценического действия в целом, влиять на его плавность или, наоборот, бурность. Детальнее читайте в книге «Работа актёра над собой».
Также следует уделять внимание и развитию своего голоса, его звучания. Для этого нужно выполнять комплекс упражнений на постановку дыхания, артикуляцию, тональность, дикцию. Вот некоторые из них:
1 | Упражнение 1. Развитие дыхания. Исходное положение: стоя, руки от плеча до локтя в горизонтальном положении (параллельно полу). От локтя вниз (предплечья и кисти) – висят вертикально. Вдох через живот, на выдохе выговариваем звук «п» и делаем круговое движение предплечьями и кистями, плечо остается зафиксированным. На следующий выдох делаем 2 круговых оборота, потом 3 и так до 6. Затем уменьшаем скорость с 6 до 1. |
2 | Упражнение 2. Дикция. Постарайтесь воспроизвести звук забивания гвоздя в стену, лошадиного топота по асфальту, спуска тетивы лука. У вас должен получится не банальный «цок», а что-то по образцу «свсы», «тзцу», «взси», другими словами – расчленяйте действие на звуки, которые слышите. |
Другие упражнения ищите в профильной статье.
Воображение и способность мыслить творчески
Чувство правды – это умение ощущать правдоподобность (реалистичность) совершаемого действия.
Оно связано в первую очередь с пониманием принципов человеческих поступков, логики и стимулов действий играемого героя. Во-вторых, это – способность актёра различать естественные эмоции и поведение от неестественных, причём не только чужие, но и свои собственные. Мешают развитию чувства правды «физические зажимы» – состояния, которые притупляют реализм и естественность (желание выделиться, скованность, самоконтроль). Избавляться от них, К. С. Станиславский рекомендовал в два этапа:
Как уже говорилось выше, не последнюю роль в деле обеспечения чувства правды играют воображение и фантазия – качества, которые позволяют актёру объяснять и оправдывать действия своего персонажа. Искренность роли, переживаний и эмоций достигается не только благодаря эмоциональному отклику, но и способности поверить в поступки героя, встать на его место, чтобы понять их природу. Без этого хорошей правдивой игры не бывает.
Подробнее о чувстве правды читайте в этой статье.
Эмоциональная память
Память важна для актёра не только с точки зрения способности запомнить и воспроизвести текст (хотя это, без преувеличений, очень важно). Выше уже неоднократно отмечалось, что неотъемлемым атрибутом хорошей игры является способность к передаче эмоций героя, через которые раскрывается его внутренний мир, и, как результат, пьеса обретает художественную завершенность. Поэтому начинающему актёру стоит уделять внимание не только развитию памяти с целью запоминать большие объемы текстовой информации, но и учиться запоминать и воссоздавать эмоции и чувства.
Для этого нужно тренировать свою эмоциональную память – способность к запоминанию, сохранению и воспроизведению эмоционально окрашенных явлений, память на чувства. Пережитые и сохранённые в памяти чувства при репрезентации (воспроизведении) выступают в виде сигналов, которые влияют на нашу мимику, жесты, речь и другие элементы поведения.
Этот вид памяти очень важен при формировании личности любого человека, а тем более актёра. Все дело в том, что природа его переживаний такова, что во время игры нельзя жить такими же чувствами и эмоциями, как в реальной жизни. Жизненные и сценические эмоции различаются своим происхождением. Сценическое действие не возникает, как в жизни, в результате настоящего (непридуманного) раздражителя. Вспомнить любое чувство можно лишь потому, что оно знакомо нам из опыта. Это и называется эмоциональной памятью. Реальные жизненные переживания являются первичными, а вызванные эмоциональные переживания на сцене – это воспроизведение чувства вторично за счет памяти актёра.
Рекомендации по развитию эмоциональной памяти:
A | Расширяйте эмоциональный кругозор. Станиславский требовал от своих учеников быть впечатлительными, стараться получать от жизни как можно больше впечатлений и внимательно следить за собой в наиболее яркие и полные чувств моменты. |
B | Проявляйте наблюдательность. Кроме собственных эмоций, следите также и за чужими, наблюдая за разными людьми и выявляя характерные для разных эмоций детали. |
C | Тренируйте память. Умение использовать специальные приёмы запоминания, мнемотехники разобраны в отдельном тренинге на нашем сайте, посвящённом развитию памяти. |
D | Учитесь воспроизводить эмоции, используя специальные приёмы, которые позволяют быстро освежить в памяти нужные чувства. К ним относятся якоря (или манки): внешние или внутренние стимуляторы реакции актёра. К примеру, большинство из нас легко воспроизведёт в своей памяти чувство влюблённости, если вспомнит свою первую любовь. Но стимуляторами эмоций может быть не только воспоминание, но и какой-то реальный объект, звук или даже запах. Подробнее о принципах воспроизведения эмоций читайте в следующем уроке по актёрскому мастерству. |
С практическими упражнениями для развития эмоциональной памяти можно познакомиться здесь.
Сценическая свобода
Говорят, что умелого фехтовальщика всегда можно определить по тому, как он движется: его жесты плавные, но достаточно умелые, в каждом шаге видится уверенность, как и в любом движении – холодный расчёт. Такое представление, возможно, немного романтизировано, но отображает общую суть – люди разных профессий перемещаются по-разному. Не исключение и актёры: позы, жесты, даже банальная ходьба которых должны отличаться свободой.
Под свободой понимается естественное поведение актёра на сцене, когда он не играет, а живёт. Она приобретается в процессе развития такой составляющей актёрской техники как сценическое движение. И в системе Станиславского, и его последователями, в частности, В. Э. Мейерхольдом, движению отводилось место главного средства внешней техники актёра. При этом они утверждали, что каких-то особых методик обучения новичков искусству правильно двигаться нет: «Учить творческому применению движения нельзя, а можно лишь воспитывать нервно-физический аппарат в направлении, особенно выгодном для сценической работы».
В данном отношении актёру следует развивать такие качества как пластичность и контроль над мускульным напряжением. Пластика – красота движения, грация, выразительность артиста – внешний облик совершаемого движения. Контроль над напряжением позволяет актёру правильно выполнять движения – не механически, но и не подчеркнуто гиперболизировано или небрежно. Поскольку недостаток движения для современного человека стал явлением привычным, актёру нужно уделять должное внимание своему физическому состоянию. Вот несколько упражнений:
1 | Упражнение 1. Научитесь танцевать. В обучении театральному искусству танцы – классический предмет. Ничто не развивает пластику лучше, чем вальс или полька. |
2 | Упражнение 2. Кукла-марионетка. Представьте, что вы кукла-марионетка, которая после представления висит на крючке в гримёрной. Постарайтесь изобразить позу максимально приближённо к положению куклы. А теперь представьте, что вас «повесили» за шею, далее за руку, плечо, и даже ухо – тело фиксировано в одной точке, всё остальное – расслаблено. Выполнение этого упражнения несколько раз в день поможет развить пластику тела и освободиться от мышечных зажимов. |
3 | Упражнение 3. Стойте на одной ноге так долго, сколько сможете. Обычно продлить это время помогает сосредоточение на воображаемом объекте. Можно, к примеру, мысленно пройти ежедневный путь из дома на работу или в магазин. От чрезмерной нагрузки мышцы через какое-то время расслабятся, и мышечное напряжение после возвращения в нормальное состояние пройдёт. |
Другие упражнения описаны в отдельном материале.
Качества профессионального актера
Далее мы продолжаем разбирать актерские качества, но теперь сосредоточимся именно на тех, которыми должен обладать не просто хороший, а уже профессиональный актер.
Обаяние и харизма
Задумайтесь, как много актёров вы знаете всего и сколько из них можете назвать харизматическими. Не так и много, правда? Харизма – это свой стиль, то, что позволяет выделяться среди других, особенность и даже исключительность. Харизма – это когда роль, которую «примеряли» на себя сотни актёров, ассоциируется лишь с одним именем. Спросите любителей «бондианы» кто сыграл Джеймса Бонда лучше всех и большинство вам ответит – Шон Коннери.
Сейчас ошибочно бытует мнение, что актёр обязательно должен быть красивым. На самом деле это не так: он обязательно должен быть обаятельным. Вспомните Адриано Челентано, который своей игрой, манерой, стилем, влюбил в себя целое поколение, при этом, не обладая незаурядными внешними данными. Красота имеет значение, но далеко не так часто, как харизма и обаяние, превращающие хорошего актёра в лучшего.
Коммуникабельность
Актёрство – это непрерывный процесс общения. Это внутренний диалог с целью понять роль, профессиональная коммуникация с коллегами и отточенный навык вербального и невербального обращения к зрителю. Такова суть театрального искусства и ремесла актёра.
Развить коммуникативные навыки несложно, достаточно взять на вооружение три несложных закона общения:
Соблюдать эти законы вполне просто. Для этого достаточно лишь помнить о них и стараться всегда следить за своими проявлениями.
Умение справляться со страхом
Фобия публичного выступления является одной из самых распространенных среди жителей США. Да и большинство из нас, наверное, испытывали чувство волнения, сталкиваясь с необходимостью выступать перед численной аудиторией (а иногда и перед парой человек). Актёрам ещё сложнее, ведь их выступление нельзя разбавить неформальными приёмами, к тому же, они связаны не только с произнесением речи. Поэтому хороший артист должен уметь справляться с волнением перед зрителем и сценой. Это качество нужно развивать в себе, тренируя не только профессиональные навыки, но и уверенность, сосредоточенность, стрессоустойчивость.
Психическая уравновешенность
Трудолюбие и работоспособность
Съёмки и репетиции занимают очень много времени в жизни актёра и ему нужно быть готовым проводить значительно больше стандартного 8-часового рабочего дня на площадке, порой жертвуя отдыхом и личными интересами. Здесь не обойтись без терпеливости, выносливости и устойчивости в плане больших нагрузок.
Знание теорий, жанров и приёмов театрального искусства
Вряд ли вы бы доверили ремонтировать сантехнику человеку, который не понимает разницы между разводным и гаечным ключом. Аналогичная ситуация и с ремеслом актёра. Непосредственно на способность сыграть роль это влияет не критично, но стать профессионалом без багажа специальных знаний невозможно. И первый шаг для всех, кто хочет овладеть искусством перевоплощения – знакомство с видами и жанрами театрального искусства.
Музыкальные и хореографические навыки
Музыка развивает слух – учит слушать, улавливать темп и ритм, что необходимо для развития навыков сценической речи и не только. Не обойтись актёру и без хореографии, которая помогает развить пластику, добиться естественности, преодолеть скованность в движениях.
Вкус, эстетика, чувство гармонии
Драматург А. Н. Островский от своих актёров требовал развитого эстетического вкуса, без которого невозможно понять ни суть театра, ни природу персонажей. Без него, без чувства гармонии сам актёр не может понять красоту, максимально передать то, что требует образ и характер постановки. Эстетические способности угадываются в каждом аспекте техники – речи, движениях, эмоциональной наполненности игры.
Стремление совершенствоваться
Свои качества и навыки актёр должен развивать постоянно, прогрессировать от роли к роли, оставляя лучшее и избавляясь от ненужного. Дело здесь не только в конкурентной среде, где идёт постоянная борьба за главные роли и успех, но и в желании реализоваться, которое обязательно должно быть. Опыт обогащает эмоциональный багаж, а каждая роль – шаг выше в плане профессионального развития.
Честолюбие, стремление к успеху и славе, целеустремленность
Честолюбие – социально-психологическая черта человека, выражающаяся в стремлении совершать действия направленные на достижение целей, самореализацию. По сути – это устойчивый положительный мотив, заставляющий человека двигаться к своей мечте. Без любви к занятию, без осознания его значимости для себя и других, без желания делать то, что делаешь хорошо и постоянно прогрессировать, любая работа превращается в мучение, даже такая интересная как актёр.
Другие качества
Здесь речь пойдёт не совсем о качествах, а, скорее, о направленности развития личности для того, чтобы стать хорошим актёром:
Знания психологии. Психологи врачуют душу. Очевидно, что для этого нужно что-нибудь о ней знать. Некоторые из этих знаний необходимы и тем, кто мечтает стать хорошим актёром. Понимание природы чувств, движимых человеком желаний, осознание мотивов поступков и характера людских пороков может помочь артисту «вжиться» в роль, пригодится для формирования представления об образе. Перевоплощение – процесс психологический, ведь как можно сыграть другого человека, не поняв его? Подробнее о психологии читайте в отдельном тренинге.
На этом пора подвести итог уроку. Думаем, что рассмотренной информации вполне достаточно, чтобы понять, над чем стоит работать.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Теперь переходим к вопросу управления эмоциями.