что нужно учителю для работы в 1 классе дидактический материал
Дидактические игры на уроках в 1 классе
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Дидактические игры на уроках в 1 классе
Классификация дидактических игр
Существуют различные классификации развивающих игр. По характеру
познавательной деятельности игровые и занимательные задания можно отнести к следующим группам:
Средства обучения. Набор геометрических фигур.
Содержание игры. Учащиеся по заданию учителя выкладывают на чистый лист бумаги круги, квадраты, треугольники: посередине – красный круг, справа от него – зеленый треугольник, слева – желтый, справа от зеленого треугольника – синий квадрат и т.д. В результате получается разноцветный поясок;
– игры, включающие элементы поиска и творчества. Игры этого вида находят широкое применение во всех классах. Так, в 1–м классе проводятся игры: «Помоги почтальону Печкину», «Найди цифры», «На какой цвет упадет капля», «Волшебная яблоня». В ходе игры «Помоги почтальону Печкину», дети, решив примеры, написанные на конвертах, опускают их в тот почтовый ящик, на котором написана соответствующая цифра.
– игры, с помощью которых дети изменяют примеры и задачи в другие, логически связанные с ними. Например, «Цепочка», «Математическая эстафета», «Лучший контролер», «Арифметический бег по числовому ряду», «Составь поезд» и т.д.
Таким образом, можно сделать вывод, что дидактическая игра при включении ее в урочную деятельность или в развивающие часы способствует успешнойучебной деятельности. Дидактические игровые формы обучения способствуют социальным и практическим навыкам, вызывают у детей желание экспериментировать и заниматься учебной деятельностью.
Сейчас очень много литературы, где есть большое разнообразие дидактических игр по математике, обучению грамоте и окружающему миру.Я привожу лишь некоторые дидактические игры, которые использую на уроках в первом классе и надеюсь, что они будут полезны учителям начальной школы.
Описание дидактических игр
Закрепить знания детей о комнатных и дикорастущих цветах.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания.
Формировать умение работать в парах.
Развивать интерес и любовь к природе.
Эта дидактическая игра может использоваться как на развивающих часах, так и во время урока для работы в парах. Карточки раздаются заранее.
У детей карточки с изображением комнатных цветов и цветов дикорастущих, а так же два полотна с буквами «Д» и «К».
После рассказа учителя детям предлагается распределить цветы на комнатные и дикорастущие. Потом ученики называют цветы, которые они отнесли к комнатным и дикорастущим.Можно на доске прикрепить такие же буквы и дети по очереди будут выходить, и прикреплять по одной карточки под нужной буквой.
Закрепить и классифицировать знания детей о днях недели.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, анализировать.
Карточки с надписями дней недели.
Детям раздаются карточки с надписями дней недели. За несколько минут они должны выложить их по порядку как идут дни недели. Выигрывает тот, кто быстрее расставит правильно все дни недели.
Закрепить представление учащихся о временах года, месяцах и их последовательности.
Развивать внимание, наблюдательность, умение сравнивать.
Активизировать двигательную активность детей.
Развивать умение работать в коллективе.
Картинки с изображением природы и надписями месяцев (можно пользоваться иллюстрациями из календарей природы).
На основной доске изображения природы в разные месяцы. Дети разбиваются на две команды. По очереди они должны быстро выходить к доске выбирать картинку, символизирующую определенный месяц и переместить ее на свое крыло доски. Выигрывает команда, которая правильно расставит все 12 месяцев.
«Откуда письмо?» Рассеянный почтальон
Сформировать представления учащихся о живой природе разных континентов.
Развивать умение распределять представителей живой природы и фауны по странам и природным зонам.
Развивать познавательную активность, умение рассуждать, сравнивать, высказывать свои мысли.
Макеты писем, на которых наклеены или нарисованы особенные признаки определенной страны и природной зоны. На доске изображения материков.
Письма раздаются детям. Работа в парах. Ученик должен определить в какую страну(континент) или в какую природную зону надо отправить письмо. После того как ученик определит куда надо «отправить» письмо он должен подойти к доске и прикрепить письмо там, «куда оно должно дойти».
«Что напутал художник» Исправь ошибки
Закрепить представления учащихся о профессиях.
Развивать умение соотносить и классифицировать.
Развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания. Делать выводы, анализировать.
Детям раздаются картинки с изображением перепутанных профессий людей. Нужно исправить картинки.
«Объедини виды транспорта»
Сформировать представление учащихся о видах транспорта.
Учить классифицировать и находить общие признаки.
Развивать умение использовать в работе ранее полученные знания.
Развивать познавательную активность детей. Учить делать выводы, мыслить логически.
Карточки с изображением разных видов транспорта (на команду можно дать 8-10 карточек).
Сформировать представление учащихся о живой и неживой природе.
Развивать познавательную деятельность, умение классифицировать, выделять признаки, группировать. Развивать умение сравнивать, анализировать.
Карточки по 6-10 штук на человека, лист белой бумаги формата А4 разделенный вдоль на две половины.
У детей карточки с изображением живой и неживой природы.Детям дается задание распределить картинки таким образом, чтобы в верхней части листа были картинки с изображением живой природы, а на нижней – неживой природы. Подготавливаются карточки с изображениями живой и неживой природы по вариантам, т.е у детей 1 и 2 варианта карточки не должны совпадать. Проверяется тоже по вариантам.Выигрывают те дети, которые правильно и быстро распределят карточки на листе.
«На полянке» (кто больше узнает и назовет грибов)
Закрепить полученные знания о грибах.
Развивать познавательную деятельность.
Развивать умения анализировать, делать выводы.
Развивать интерес к природе.
Детям раздают листы с изображением радуги, которая не раскрашена в цвета и карточки полоски всех цветов радуги. Предлагают разложить эти полоски, так как идут цвета у радуги.Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием. Первый ученик называет в какой последовательности он разложил полоски, если кто-то сделал неправильно, то ребенку предлагается исправить ошибку. После чего дети разукрашивают радугу.
Соотнеси загадку с отгадкой
На левой стороне листа напечатаны загадки, а на правой даны изображения отгадок в произвольном порядке. Ребенок должен соединить загадку с отгадкой при помощи карандаша.
(дорисовать лапки у жучков, крапинки у божьей коровки)
Познакомить с разнообразием растений.
Развивать умение анализировать, сравнивать.
Развивать интерес к природе.
У детей листы формата А4 (по количеству детей) на которых изображены наземная и подземная части растений.
В два столбика нарисованы в одном подземная часть растения в другом столбике наземная часть растения. Детям надо соединить вершки с нужными корешками.Выигрывает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
«В Д О Х Н О В Е Н И Е»
Рекомендации учителю по адаптации
первоклассников к школе
Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим возможностям первоклассников.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания ребёнка в школе. Необходимо помнить, что такие качества детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одёргивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности и уровень «школьной зрелости».
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребёнка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те и другие требуют различных форм доброжелательной и терпеливой работы учителя.
Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными способами невербального общения – обнять ребёнка, взять за руку и т.д. Это не только успокаивает ребёнка, но и вселяет в него уверенность, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо особо обратить внимание на это положение, так как для первоклассников важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребёнка.
Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребёнка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.
Очень важно и актуально включать игру в учебный процесс, а не запрещать и не исключать её из жизни первоклассника. Ролевые игры и игры с правилами, также как и учебная деятельность, дают результаты, развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность. Игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов – этических, сенсорных, практических. Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения.
Материалы по теме: «Для учителя 1 класс»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа |
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 3-х ч. Ч. 1. |
Демидова М. Ю., Иванов С. В., Карабанова О. А. и др. / Под ред. Ковалёвой Г.С., Логиновой О. Б.
В книге представлена система заданий по математике и русскому языку, ориентированная на оценку способности школьников решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений.
Подробнее
Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы в работе. В сборнике опубликовано измененное содержание образования по предметам, впервые даются формы учебной деятельности школьников по каждому разделу курсов, приводятся примеры планируемых результатов освоения программ по предметам; впервые в программах предлагаются формы внеучебной деятельности школьников: факультативы, кружки, проектная деятельность и т. п.
Подробнее
В пособии описываются планируемые результаты освоения учебных программ по отдельным предметам начальной школы, планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ – программы формирования универсальных учебных действий и программы по работе с информацией; даются примеры заданий для итоговой оценки достижения планируемых результатов.
Подробнее
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Подробнее
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России |
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.
Выпуск издания осуществлён в рамках проекта «Разработка общей методологии, принципов, концептуальных основ, функций, структуры государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения».
Подробнее
Уманская Э.Э., Волкова Е.И. и др.
Школьники получат представление об истории возникновения шахмат, познакомятся с фигурами и их ходами, разучат некоторые тактические приёмы, узнают основные правила игры в шахматы и научатся делать запись шахматной партии. Учебное пособие предназначено для первого года обучения.
Подробнее
УМК «Начальная школа XXI века» (под ред. Виноградова Н.Ф.)
Сборник содержит программы внеурочной деятельности по всем направлениям, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Подробнее
«Перспектива» Петерсон Л. Г., Железникова О. А.
Концепция учебно-методического комплекта «Перспектива» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Подробнее
Т. А. Волжанина и др.
В пособии дается анализ особенностей совместной работы образовательного учреждения и семьи. Данное пособие поможет учителю провести родительское собрание так, чтобы оно из пустой формальности превратилось в запоминающуюся встречу педагога и родителей.
Подробнее
Смешное и грустное на школьной сцене. Овдиенко Г. Г., Цыплакова Л. Н.
Все представленные в сборнике произведения успешно опробованы на школьной сцене. Легкость восприятия текстов, занимательность сюжетов, узнаваемость образов привлекают зрительскую аудиторию и вызывают у школьников желание играть на сцене, работать над ролью. Пьесы, сценки, розыгрыши могут пополнить репертуар школьных драматических кружков, а также могут быть сыграны учащимися отдельных классов.
Подробнее
В книгу включены материалы, необходимые для организации системной работы с родителями, в том числе разработки и методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний различной тематики в средней школе, материалы для бесед, аналитическая информация о состоянии воспитания детей школьного возраста в российской семье начала века.
Подробнее
Внеклассные мероприятия для начальной школы. Доброхотова Ю. А.
В сборнике представлены сценарии разнообразных по тематике внеклассных мероприятий для детей младших классов, юмористические сюжеты к Дню учителя и дню 8 Марта, которые могут быть поставлены с участием старшеклассников.
Подробнее
Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов
Дидактический материал предназначен для использования учителями начальных классов на уроках математики, русского языка и литературного чтения, как дополнительный развивающий материал.
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал к урокам для учителей начальных классов»
Задачи в стихах на сложение и вычитание в пределах 100. Их можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях по математике. Они систематизированы по темам программы для 2-х классов по системе Л.В. Занкова:
Двадцать два щенка купались в ванне,
Два сидели на диване.
У кого ответ готов –
Сколько у меня щенков?
Вот двадцать четыре лягушонка
И ещё одиннадцать – в сторонке.
У воды рядком сидят?
Ищет гриб колючий ёжик.
Ходит, бродит у дорожек.
Тридцать три в корзинку положил
Пять на спинку насадил
И скорей домой идёт.
Сколько он грибов несёт?
Ёж спешит домой с грибами:
Тридцать пять грибов нашёл я маме!»
Вдруг споткнулся и упал,
Семь грибочков потерял.
Сколько он принёс грибов?
У тебя ответ готов?
Двадцать жёлтеньких цыплят
Рядом с курицей сидят.
Вот одиннадцать цыплят отошли погулять,
Свежей травки поклевать.
Сколько же теперь цыплят
Рядом с курицей сидят?
Я дыню разрезала на двадцать кусков.
Теперь посчитай-ка, вопрос мой таков:
Все двадцать кусков ароматны и сладки.
Сколько будет в остатке?
Если один, то ответ мой таков:
Останется жадности девятнадцать кусков.
Задачи-шутки. Развивают внимание, логическое мышление. Задачи рассчитаны на учащихся начальных классов:
Наташа сорвала в саду 3 сливы, 2 груши и 2 морковки. Сколько фруктов набрала Наташа?
Сколько стаканов воды можно принести дуршлагом?
Мама несет арбуз. Сын говорит: «Мама, ты возьми меня на руки, а я понесу арбуз». Поможет сын матери?
На балконе сидели 3 голубя и 2 воробья. К ним прилетела одна бабочка. Сколько стало птиц?
Петя, Нина, Надя, Вова и Юра играли в прятки. Кого было больше: мальчиков или девочек?
Что едят жирафы, когда земля покрыта снегом? В группе детского сада лыжи есть у пяти детей. Наступило лето. Сколько девочек сможет покататься на лыжах?
На елке 8 веток. На каждой ветке выросло по одному плоду. Сколько всего выросло яблок?
Горело 24 свечи, одна погасла. Сколько осталось свечей?
Задание «Треугольник, круг, овал, квадрат и другие геометрические фигуры». Интересные геометрические задания в стихотворной форме помогут закрепить учащимся 2-х классов знания геометрических фигур.
Лучший дидактический материал для начальной школы
Игра «Выбери картинки»
Цель: развитие логического мышления.
Ход игры. Учитель выставляет на доску пять картинок и называет одно слово. Ребята должны выбрать из всех картинок две такие, которые наиболее существенны для названного слова».
Слова и наборы картинок:
1. Сад (деревья, садовник, собака, земля, забор)
2. Река (берег, тина, вода, рыболов, рыба)
3. Город (автомобиль, здание, люди, улица, велосипед )
4. Библиотека (город, книги, оркестр (музыкант), читатель)
6. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные)
7. Школа (ученик, здание, учитель, медсестра, столовая)
8. Столовая (посуда, повар, телевизор, комнатные растения, цветы в вазе)
Цель: развитие слуховой памяти.
Ход игры. Учитель перечисляет несколько слов. Ребятам необходимо определить из предоставленного списка, какое слово будет лишним (либо не подходящим по смыслу), и дать этому объяснение.
Яблоко, груша, апельсин, банан, огурец;
Тополь, береза, осина, сосна, смородина;
Лимонад, сок, компот, чай, пирожок.
Игра «Что бывает круглым?»
Цель: обогащение словарного запаса слов, развитие воображения, памяти.
Ход игры. Учитель, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч.
– «Что бывает круглым?» (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…)
– «Что бывает длинным?» (дорога, река, верёвка, лента, шнур, нитка…)
– «Что бывает высоким?» (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф…)
– «Что бывает колючим?» (ёж, роза, кактус, иголки, ёлка, проволока, ёж…)
Цель: закрепление обобщающих понятий, обогащение словарного запаса слов.
Ход игры. Прослушав сказку, ребятам необходимо ответить на вопрос: «Что купил зайчик?» и «Что купил мишка?» и дать объяснение.
Зайчик и мишка пошли в магазин. Зайчик купил фрукты, а мишка – овощи. Продавец сложил их покупки в один пакет, а зайчик с мишкой теперь никак не могут разобраться, кто из них, что купил.
Поможем зайчику и мишке? Ребята по очереди достают из пакета предметы и объясняют, что это за покупка.
В конце игры подводим итог: «Что же купил зайчик? Какие фрукты он купил? Что купил мишка? Какие овощи он купил?»
В этой игре покупки могут быть самые разные: обувь и одежда, посуда и продукты питания т.д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие словесно-логического мышления.
Ход игры: Учитель предлагает рассмотреть картинки. На каждой картинке изображено четыре предмета, один из них лишний, ребенку необходимо выбрать лишний предмет и дать объяснение.
Роза, сирень, ландыш, морковь;
Туфли, сапоги, тапочки, щетка;
Карандаш, ручка, линейка, фломастер;
Заяц, лиса, медведь, кот.
Игра «Животные и их детёныши»
Цель: закрепление в речи детей названий детёнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребёнку, учитель называет какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, называет детёныша этого животного.
Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детёнышей.
Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок.
Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок.
Группа 3. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Цель: развитие логического мышления, внимания.
Ход игры. Учитель предлагает рассмотреть картинки. На каждой картинке изображено по одному предмету. Ребятам необходимо разложить карточки по группам – что к чему подходит.
Игра «На что похоже?»
Цель: развитие логического мышления, обогащение словарного запаса.
Ход игры. Учитель предлагает ребятам продолжить предложения, подобрав слова нужные слова (сравнения)