что нужно сделать с распечатанным чеком оплата возврат pos терминала
Как сделать возврат по карте через терминал
Терминал — устройство для оплаты картой, умеет считывать информацию с пластиковых карт и по интернету отправляет в банк. Банк списывает деньги у покупателя и перечисляет их на счет продавца. Этот процесс называется торговым эквайрингом.
Через терминал можно не только принимать оплату, но и возвращать деньги обратно покупателю, если случился ошибочный платеж или клиент захотел вернуть неподходящий товар. Разобрались, как через терминал вернуть деньги на карту.
Возврат через терминал на карту можно сделать двумя способами: через отмену покупки и непосредственно возврат.
Возврат денег через терминал на карту через отмену
Чтобы разобраться с отменой покупки, нужно понять, как работает эквайринг.
Покупатель прикладывает карту к терминалу и в нем активируется ридер — считыватель данных. Он распознает срок действия карты, ее номер и тип. Данные уходят в банк-эквайер по интернету. Банк-эквайер — это финансовая организация — владелец терминала.
Когда терминал распознает банк-эмитент по номеру карты, он запрашивает информацию о деньгах: достаточно ли их на карте, чтобы оплатить покупку. Если банк дает одобрение, на счету покупателя блокируется сумма покупки.
В интернет-банке и выписке покупатель видит, что деньги уже списали с его счета, но это не так. Сумма будет заблокирована, пока владелец терминала не сделает сверку итогов.
Сверка итогов — процесс, когда продавец сверяет количество денег в кассе. Например, по кассе за день провели покупок на 10 000 рублей, а наличными есть 6000. Значит по терминалу провели 4000. Наличные деньги легко пересчитать, а в терминале вместо пересчета делают сверку. Обычно сверку проводят в конце смены, но иногда продавцы хотят проверить себя в течение дня.
Если продавец еще не делал сверку, покупку можно отменить. Для этого карту вводят или прикладывают к терминалу, выбирают тип операции «Отмена» и вводят номер чека покупки для отмены. Дальше терминал всё сделает сам и выдаст два чека — продавцу и покупателю.
Как сделать возврат по терминалу
Если никогда этого не делали и трясутся руки
Написать эту инструкцию предложил один из наших клиентов, который обратился с вопросом: Как сделать возврат по терминалу Сбербанка? Ситуация не самая приятная — возвраты никто не любит, ни продавец, ни покупатель, тем более если это возврат или отмена операции через POS-терминал.
Маленький совет продавцам — не делайте печальное выражение лица, когда покупатель пришел возвращать товар. Клиенту и так тяжело, а многие вообще боятся идти в магазин для возврата. Грустное или сердитое лицо продавца только добавит напряженности к ситуации. Отнеситесь к этому с легкостью и пониманием и у покупателя останется приятное впечатление о магазине в который ему обязательно захочется вернуться. Просто общайтесь с клиентом, ненавязчиво узнайте причину возврата — вполне вероятно, что возврата удастся избежать и потребуется всего лишь обмен товара.
Для начала давайте разберемся, чем отличаются «ОТМЕНА ОПЕРАЦИИ» и «ВОЗВРАТ». Сразу отмечу, что обе эти функции могут применяться для возврата товара — разница только во времени.
Отмена операции через POS-терминал
Удобная функция, если при проведении платежа допустили какую-либо ошибку. Простой пример: неверно ввели сумму, а ошибку заметили уже после печати чека.
Возможны два выхода из ситуации:
Во многих инструкциях к терминалам можно найти такую информацию: «До закрытия смены на банковском POS-терминале, любая операция за текущую смену может быть отменена. После сверки итогов (закрытие смены) отмена операции невозможна».
На практике это не совсем так и отмена операции возможна только в течение банковского рабочего дня.
Дело в том, что многие продавцы просто не делают закрытие смены каждый день, т.к. операций немного и срочной необходимости в этом нет. А многие просто забывают делать сверку итогов. И если следовать логике вышенаписанного, то сведения по платежу так и будут висеть в банковском «облаке» до тех пор пока продавец не закроет смену. Поэтому деньги зависают только на время рабочего дня банка, затем автоматически зачисляются на расчетный счет продавца.
Банковский день — период времени, в течение которого производятся все платежные операции, обычно с 9 до 17 часов. Некоторые банки предлагают своим клиентам так называемый увеличенный или продленный банковский день — с 9 до 21 часа или даже до полуночи.
И это очень удобно — периодически случаются ситуации, когда нужно срочно провести платеж, а банковский день уже закончен и увеличенный банковский день приходится как раз кстати.
Тоже самое с отменой операции по терминалу — в будни большинство покупателей идут в магазин после работы, 5—6 вечера, и если банковский день уже закончен, то отменить платеж не получится и придется делать операцию «ВОЗВРАТ ТОВАРА».
Немного отвлеклись. Вернемся к отмене операции.
После того, как вы провели платеж через терминал, происходит следующее: данные по этому платежу (№ чека, дата, время и сумма) записываются в память терминала и «зависают» в банковском облаке до окончания банковского дня. Затем деньги зачисляются на расчетный счет продавца. И вот после этого отмена операции уже невозможна — только через операцию «ВОЗВРАТ ТОВАРА».
Операция «ЗАКРЫТИЕ СМЕНЫ» (сверка итогов) нужна для:
Как провести отмену операции через POS-терминал
Инструкция будет обобщенной и, в зависимости от производителя и модели терминала, последовательность и названия пунктов меню могут немного отличаться, но принцип везде одинаковый. Мы рассмотрим отмену операции и возврат на примере POS-терминалов Ingenico iCT220/250 и iWL220/250.
Отмена операции по номеру чека
Если на экране появилась надпись «ТРАНЗАКЦИЯ НЕ НАЙДЕНА» — скорее всего ошиблись при вводе № чека. Нажмите любую клавишу и повторите процедуру сначала.
Отмена последней операции
Денежные средства при отмене операции возвращаются покупателю практически моментально.
С отменой операции разобрались. Теперь перейдем к возврату товара.
Возврат товара через POS-терминал
Если с отменой операции опоздали, то придется делать возврат товара. Ничего сложного, сейчас разберемся. Самое главное — не торопитесь и не волнуйтесь и у вас все получится.
Возврат денежных средств на карту покупателя происходит в течение 3—5 рабочих дней, в зависимости от платежной системы — MasterCard быстрее, VISA медленнее. Не забудьте сообщить об этом покупателю.
Подведем итоги
Отмена операции возможна лишь в течение банковского рабочего дня — денежные средства возвращаются на карту покупателю, практически, моментально. Процедура отмены совсем несложная и не занимает много времени. Для тренировки проведите платеж на сумму 1 ₽, а затем сразу проведите отмену операции. Практика — лучший способ закрепить теорию.
Возврат товара производится если банковский день уже закончился — в этом случае денежные средства поступят на карту покупателя в течение 3—5 рабочих дней, в зависимости от платежной системы. Процедура немного сложнее, чем отмена и требует внимательности при проверке подписей на чеке и карте клиента.
Если во время отмены операции или возврата терминал завис и перестал реагировать на нажатия клавиш — поможет наша статья Как перезагрузить POS-терминал.
На этом все. Надеюсь статья оказалась полезной и помогла произвести возврат товара или отмену операции через POS-терминал, а также разобраться в отличиях между этими операциями. Если остались вопросы — не стесняйтесь, пишите в комментариях или отправляйте вопрос на почту.
Возврат денег по эквайрингу
Ознакомиться с порядком возврата средств нужно еще на этапе выбора банка для заключения договора эквайринга. Важно узнать, в какие сроки банк обязуется вернуть деньги, возможен ли возврат комиссии, взысканной с продавца кредитной организацией за услугу, если покупатель отказался от покупки, как осуществляется возврат денег в конкретном банке.
Порядок возврата денег за товар зависит от того, когда он возвращен в магазин, как осуществлялась его покупка. Процедура отличается в зависимости от вида эквайринга, применяемого для расчетов.
Особенности возврата денег по эквайрингу
Покупатель вправе вернуть товар и получить свои деньги обратно, независимо от того, каким способом была совершена покупка с карты, за наличку, по QR-коду. Вернуть деньги за товар можно полностью или частично, тем же способом, каким была получена оплата.
При возврате денег по эквайрингу существуют нюансы, связанные с особенностями проведения операций по безналичному расчету. В этом случае продавец оказывается в менее выгодном положении, чем при приеме наличных денежных средств в кассу при покупке. При втором варианте кассир просто возвращает сумму денег покупателю из кассы.
При безналичной оплате с карты, прежде чем зачислить деньги на расчетный счет продавца, банк удерживает свою комиссию. Это плата за уже оказанную услугу. При возврате товару покупателю должна быть перечислена полная сумма покупки. Банк перечисляет ее с расчетного счета продавца. Сумма комиссии списывается на убытки продавца.
Величина комиссии за операцию по возврату денег с расчетного счета продавца на карточный счет покупателя зависит от тарифной политики банка. Отдельные кредитные организации вообще не взыскивают комиссию за операцию, в других возврат осуществляется на платной основе.
Условия возврата денег по эквайрингу для банка-эквайера
Существуют базовые условия проведения операции, которые действуют во всех банках:
Чек не является обязательным документом, т. к. оборудование по эквайрингу подключено к автоматизированной системе ФНС, поэтому его можно быстро восстановить.
Сколько длится возврат денежных средств через эквайринг покупателю
Срок возврата денег банк устанавливает в договоре эквайринга. По закону максимальный срок возврата составляет 30 дней с момента проведения возврата операции. Фактически деньги поступают быстрее. По торговому эквайрингу это происходит часто сразу в день возврата. По интернет-эквайрингу – через 3–5 дней. Если вы используете СБП (система быстрых платежей), деньги поступят практически мгновенно.
При нарушении сроков возврата денег покупатель вправе обратиться с претензией в Роспотребнадзор. Дополнительно он может потребовать компенсацию морального ущерба.
Как сделать возврат по эквайрингу
Инструкция по порядку действий для осуществления операции по возврату денег за товар зависит от применяемого оборудования, его программного обеспечения и когда осуществляется отмена.
Существуют два способа возврата денег:
Интернет-эквайринг
При возврате товара интернет-магазину, порядок действий определяется временем, прошедшим с момента его оплаты.
Отмена операции
Отменить операцию возможно, если товар возвращается в день его покупки. Потребуется просто осуществить действия в соответствии с требованиями используемого вами ПО в своем личном кабинете.
Возврат товара
Если покупатель решил отказаться от покупки со 2 по 14 день после оплаты, нужно сделать операцию «Возврат товара» через административную консоль онлайн-кассы. Конкретная пошаговая инструкция по возврату денег по эквайрингу находится в руководстве к конкретному ПО.
Торговый экваринг
Порядок возврата денег зависит от того, когда покупатель принес товар, в день покупки или позже.
Кассовая смена еще не закрыта
При незакрытой кассовой смене возврат денег можно осуществить отменой операции. Например, покупатель приобрел товар и спустя некоторое время понял, что он некачественный, испорченный. Он приносит этот товар в день покупки на кассу и требует вернуть деньги.
Как сделать возврат по эквайрингу на терминале:
Обратите внимание, приведенная инструкция является общей и может немного отличаться в зависимости от вида терминала и его ПО.
Если отмена операции была произведена в период, когда операционный день у банка уже закончился, например, после 17.00, деньги поступят покупателю в сроки, установленные договором эквайринга.
Кассовая смена уже закрыта
Покупатель имеет право вернуть товар в первые две недели после покупки. Поэтому, если он обращается с возвратом на следующий день или в последующий промежуток времени, в бухгалтерии день оплаты уже будет закрыт и потребуется сторнирование проводок.
Как происходит возврат по эквайрингу не день в день:
Для контроля проведения возврата можно в личном кабинете открыть соответствующий раздел и посмотреть статус заявки. Если заявка принята на обработку в процессинговый центр, значит все в порядке. При отклонении запроса вы будете оповещены установленным способом.
Если возникли вопросы по порядку возврата денег, обращайтесь в техподдержку банка.
Часто задаваемые вопросы
Банк может отказать в возврате средств по эквайрингу?
Если отмена операции и возврат товара оформлены правильно, по договору банк обязан вернуть деньги сразу после одобрения заявки на возврат. Банк отказывает только при обнаружении ошибок, не правильном оформлении или проведении операции.
Если отмена операции была проведена с ошибкой и не завершена должным образом, возврата денежных средств не будет. Повторно проводить операцию невозможно, поэтому нужно особенно внимательно относится к своим действиям.
Можно ли осуществить возврат средств на другую карту?
Стандартно деньги возвращаются на карту, с которой было произведена оплата. Если по объективным причинам это невозможно (например, карта утеряна и заблокирована), клиенту потребуется подать соответствующее заявление в банк-эквайер. Кредитная организация рассмотрит заявление и примет решение.
Как происходит возврат, если производится обмен товара на более дорогой?
В этом случае возврат денег не производится. Покупатель доплачивает разницу в стоимости с карты. Соответственно клиент на руки получает чек не с полной стоимостью покупки, а только с суммой разницы.
Как сделать возврат по эквайрингу? Пошаговая инструкция
В бизнесе бывают разные неурядицы. Например, клиент купил товар, а потом оказалось, что у него есть технические изъяны. Или он приобрел ненужную вещь, или просто передумал пользоваться вашими услугами. К сожалению, такие ситуации встречаются часто. И если с возвратом наличных денег проблем обычно не возникают, то как сделать возврат по эквайрингу правильно? Расскажем в статье.
Что такое эквайринг?
Если коротко, это процесс оплаты товаров или услуг банковской картой с использованием различных сервисов и терминалов.
В процессе эквайринга участвуют четыре стороны:
Покупатель решает приобрести услугу или товар и расплатиться банковской картой. Продавец предоставляет ему эту техническую возможность – то есть форму заказа в интернете или POS-терминал в оффлайн-точке.
Продавец указывает сумму транзакции, покупатель прикладывает/вставляет/проводит карту/смартфон/умные часы. Запрос на списание средств поступают в банк покупателя. Там проверяется, не заблокирована ли карта, не истек ли срок действия и хватает ли средств на счету покупателя для совершения транзакции.
Если все хорошо – сумма на счету покупателя блокируется, на терминал отправляется уведомление. В этот момент продавец формирует чек и отдает покупателю.
В это время банк покупателя отправляет данные о переводе в процессинговый центр банка продавца. Центр обрабатывает информацию о продавце и в течение трех дней деньги (за вычетом банковской комиссии за эквайринг) поступает на счет продавца.
Виды эквайринга
Процесс возврата будет зависеть от вида эквайринга, который использовали покупатель и продавец:
Теперь ответим на вопрос: как сделать возврат через эквайринг.
Возврат оплаты по эквайрингу: важные нюансы
Для законного проведения операции возврата в эквайринге важно помнить ряд нюансов.
Для начала – самые базовые правила:
Чтобы возмещение средств по операции эквайринга прошло гладко, покупатель должен предоставить продавцу:
Кстати, обратите внимание – сейчас отсутствие чека не является жестко необходимым требованием для осуществления возврата. Так как все переводы фиксируются в ФНС, восстановить чек не составит труда.
Обратиться за возвратом денег за бракованный товар покупатель имеет право 14 дней после совершения покупки по эквайрингу.
Сколько длится при эквайринге возврат денег покупателю?
Вот тут лично от вас как от продавца ничего не зависит. Срок возврата средств определяет банк-эквайер.
Именно он осуществляет расчеты и переводит деньги покупателю. Номинально и по закону средства могут возвращаться в срок до 30 дней (об этом лучше сказать покупателю), но фактически банк старается сделать все как можно раньше. Чаще всего возврат происходит «день в день».
Происходит это так:
Инструкция по возврату средств
Вот здесь начинает играть небольшую роль то, как именно была совершена покупка – онлайн или офлайн. Фактически, так или иначе перечисленные выше нюансы относятся к любым операциям по безналу. Но с чисто технической стороны различия все же будут.
Торговый эквайринг
Возмещение по торговому эквайрингу осуществляется через тот же POS-терминал, где была совершена покупка. Если мы говорим о магазине с несколькими кассами, то оформлять возврат нужно именно на той кассе, где прошла транзакция.
И тут, кстати, может быть два сценария.
Отмена операции
Ее можно сделать, если кассовая смена все еще не закрыта. Такие ситуации часто происходят в сетевых магазинах продуктов: покупатель купил консервы, они оказались «с душком» и возврат он приходит делать в тот же день.
Дальше аппарат выдаст два чека – один отдаете покупателю, второй оставляете себе. Поздравляем, отмена операции (и возврат средств) произошли.
Возврат товара
Возмещение по торговому эквайрингу, если смена уже была закрыта, и похожа, и отличается от отмены покупки.
Итак, если покупатель решил вернуть товар и забрать свои деньги обратно уже через день или два (но в течение 14 дней с момента покупки) нужно следовать алгоритму:
Все. Запрос на возврат «улетел» в банк, в течение нескольких дней сумма поступит на счет покупателя.
Если вы не понимаете, как провести операции на конкретно вашем терминале – обратитесь к инструкции. Если в ней написано не очень понятно или она, например, утеряна – нужно обращаться в техподдержку вашего банка.
Например, при использовании эквайринга ВТБ вы получаете круглосуточную и быстро работающую поддержку, которая ответит в течение пяти минут и расскажет, как и что нужно делать хоть с возвратом средств, хоть с любыми другими транзакциями.
Так же в большинстве банков (но не везде). Именно поэтому очень важно правильно выбрать банк-эквайер, ведь именно он определит, насколько удобно вам будет пользоваться эквайрингом, а, значит, и взаимодействовать с вашими покупателями.
Интернет-эквайринг
Актуально для интернет-магазинов в случае, если покупатель оплатил какой-то товар или услугу.
Как и в торговом эквайринге, здесь тоже будет два варианта развития событий.
Если кассовая смена еще не закрыта
Тогда можно провести отмену покупки, как и в случае с обычным торговым эквайрингом.
Как именно это сделать – зависит только от того ПО, которое вы используете. Традиционно к нему прилагается довольно объемная инструкция, в которой будет указана строгая очередность действий.
Если кассовая смена уже закрыта
Тогда нужно будет оформлять не отмену покупки, а полноценный возврат (все, как и в случае с торговым эквайрингом).
Нужно посмотреть в административной консоли интернет-кассы, там будет возможность вернуть средства покупателю. Конкретные пошаговые инструкции возмещения средств по договору эквайринга вы найдете в инструкции к своему ПО.
Подведем итоги
Мы предоставили для возврата средств по эквайрингу инструкцию на «все случаи жизни».
И в интернет-эквайринге, и в его торговом эквиваленте главный нюанс – закрыта или открыта кассовая смена. Если она открыта – на терминале или в ПО нужно выбрать пункт «отмена покупки». Если закрыта – необходимо будет сделать полный возврат.
Возврат покупателю по онлайн-кассе: как это сделать
Инструкция, как правильно оформить возврат покупателю, какие документы потребуются и как продавцу пробить чек возврата в разных случаях.
Сергей Скрябин
Если покупатель принес товар обратно в магазин, по закону продавец должен принять товар и вернуть ему деньги. Сдать обратно можно как товар с браком, так и хорошего качества, который не подошел.
Продавец должен знать, какие документы нужны и как пробить чек на возврат. Мы подготовили инструкцию, как сделать возврат по онлайн-кассе.
Инструкция будет полезна собственнику, чтобы определиться, когда магазин обязан сделать возврат, а когда может отказать покупателю. А еще ее можно отправить продавцам, чтобы они разобрались, как правильно оформлять возврат на месте. Инструкция написана для офлайн-точки и не подойдет для онлайн-магазинов.
Когда покупатель может вернуть товар по закону
Правила возврата товаров прописаны в законе «О защите прав потребителей». По этому закону покупатель может вернуть продавцу как некачественный, так и качественный товар, но тут есть нюансы.
Качественный и некачественный товар можно вернуть без упаковки.
Возврат качественного товара. Закон «О защите прав потребителей» разрешает покупателю вернуть качественный товар, который не подошел ему по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Например, диван, который не вписался в интерьер, или обувь, которая оказалась мала.
Вернуть качественный товар можно только при соблюдении ряда условий:
Возврат некачественного товара. Если покупатель купил бракованный товар, есть несколько вариантов:
Например, платье, которое разошлось по шву, или обувь, где отклеилась подошва.
Некачественный товар можно вернуть, если не закончился гарантийный период или срок годности. Если срок службы на товар не установлен, по закону считается, что он два года со дня покупки.
После того как гарантийный срок или срок службы истек, вернуть бракованный товар нельзя.
Бракованные технически сложные товары можно вернуть только в течение 15 дней после дня его покупки. Перечень таких товаров утверждает правительство. Например, компьютеры, принтеры, телевизоры, фотоаппараты.
После 15 дней такие товары можно отремонтировать за счет продавца или заменить на исправные.
Сдать исправные технически сложные товары нельзя. Например, если покупатель понял, что ему неудобно пользоваться ноутбуком или телевизор не того размера, который был нужен.
Товары, которые вернуть нельзя. Некоторые товары не получится вернуть ни при каких обстоятельствах: предметы личной гигиены, зубные щетки, расчески, духи и косметику, нижнее белье и другие. Эти товары нельзя вернуть вне зависимости от их качества. Например, даже если колготки были с зацепками уже в коробке, доказать это не получится. Нельзя вернуть и качественные продукты питания. Например, если вы купили шесть стаканчиков йогурта, а дома решили, что столько не съедите.
Что нужно, чтобы сделать возврат
Алгоритм действий сотрудника розничного магазина при возврате товара такой.
Рассмотрим такой пример: Мария купила сумку, пришла домой и увидела, что она не подходит по цвету к туфлям. Качественную сумку по закону можно вернуть в течение 14 дней со дня покупки. Так как Мария купила ее 15 июня, а сдала обратно в магазин 16 июня, значит, продавец должен вернуть за нее деньги.
Подробно разберем каждый шаг.
Покупатель заполняет заявление на возврат товара. В нем указывает паспортные данные, наименование товара, причину возврата, сумму товара и номер чека.
Такое заявление — основание для возврата некачественного товара. Если товар качественный, заявление не обязательно. Но советуем его запросить и в этом случае.
Форму заявления на возврат товара можно подготовить заранее. Можете воспользоваться нашим шаблоном: сохраните копию в свои «Гугл-документы». Голубым выделили поля, которые должен заполнить продавец, а желтым — покупатель при возврате.
Решение о возврате денег принимает директор или другое уполномоченное лицо, например, замдиректора или старший продавец, и ставит отметку об этом на заявлении.
Продавец принимает заявление и на кассе формирует чек на возврат. Если покупатель возвращает некачественный товар, то сначала продавец может провести за свой счет экспертизу. Если экспертиза подтвердит брак, продавец должен оформить возврат товара и вернуть деньги.
Экспертизу проводить не обязательно — это остается на усмотрение предпринимателя. Если видно, что у товара заводской брак — например, подошва у кроссовок отвалилась в течение 10 дней после покупки, деньги можно вернуть и без затрат на экспертизу. Но если вам кажется, что брака нет, а покупатель настаивает на обратном, экспертиза может помочь выяснить, кто прав и стоит ли оформлять возврат.
Чек на возврат внешне похож на обычный кассовый чек, но признак расчета в нем — «возврат прихода». Этот реквизит чека означает, что клиент вернул товар, а магазин вернул деньги клиенту. Чек можно распечатать или отправить покупателю на электронную почту.
Чек с признаком «возврат прихода» выглядит так:
Продавец заполняет накладную на возврат. Не имеет значения, какой товар возвращает покупатель: качественный или некачественный. Накладная подтвердит, что товар приняли, а деньги вернули.
Форму накладной продавец разрабатывает самостоятельно. Накладную надо составить в двух экземплярах, подписать оба у покупателя и передать ему один экземпляр.
Можете воспользоваться нашим шаблоном: сохраните копию в свои «Гугл-документы». Голубым выделили поля, которые должен заполнить продавец, а желтым — покупатель при возврате.
После того как покупатель подписал накладную на возврат, нужно вернуть деньги.
Продавец возвращает деньги за товар. Если товар был оплачен банковской картой, деньги перечисляют на любую банковскую карту покупателя — не обязательно использовать ту, которой клиент рассчитывался при покупке. Если товар был оплачен наличными, деньги можно вернуть из кассы или перечислить на банковскую карту покупателя:
Срок в обоих случаях отсчитывается с того дня, когда покупатель написал заявление на возврат.
Если в онлайн-кассе не хватает наличных для возврата, магазин может снять деньги с расчетного счета и внести в кассу, но это поддерживают не все модели ККТ. Главное — не нарушить срок возврата: три и десять дней.
Можно отложить расчет до появления денег в кассе — на это дается десять дней. Но если в этот срок продавец не успеет вернуть деньги, он обязан заплатить покупателю пени за задержку.
Как оформить чек на возврат по онлайн-кассе
На любом кассовом аппарате при возврате товара чек всегда печатается с признаком «Возврат прихода». Оформление возврата зависит от ситуации. В каждом случае есть нюансы. Разберемся, как оформить возврат покупателю по онлайн-кассе в частых ситуациях:
Частичный возврат день в день. Иван оплатил на кассе детские игрушки и только после заметил, что продавец вместо двух товаров пробил три. Нужно убрать из чека лишний товар и вернуть переплату.
Если у ККТ формат фискальных данных 1.1, правку оформляют не обычными чеками, а чеками коррекции, а при формате 1.05 — обычными. Формат фискальных данных конкретной кассы можно узнать в реестре налоговой.
У большинства магазинов кассовые аппараты поддерживают формат 1.05, поэтому дальше рассказываем про оформление возврата обычным чеком.
Если ошибся в цене или количестве товара в чеке, продавец действует так:
Если у вашей ККТ формат фискальных данных 1.1, посмотрите в инструкции к ней, как оформить чек коррекции.
Полный возврат. Маша купила летнюю шляпу, но примерила дома еще раз и поняла, что она мала. Маше решила вернуть шляпу в магазин.
Если покупатель хочет вернуть товар полностью, то процедура во всех случаях одинаковая: и если он придет через неделю, и если он передумал на кассе, но уже оплатил товар. Подробно об этом писали в предыдущем разделе: покупатель пишет заявление на возврат, продавец составляет накладную, формирует чек на возврат и возвращает деньги.
Частичный возврат. Аня купила несколько светильников и уже дома поняла, что один с заводским дефектом и не включается. Она хочет обменять неисправный светильник, но такого товара в магазине больше нет, поэтому продавец должен вернуть ей деньги.
Если нужно заменить одну позицию в чеке, продавец печатает чек с признаком расчета «возврат прихода» на один товар, который нужно вернуть. В сумме чека указывает сумму за товар, которую возвращает покупателю.
Возврат маркированного товара. Игорю не подошла обувь, и он решил вернуть пару в коробке, на которой четко видно код маркировки. В таком случае продавец сканирует код маркировки и добавляет его в чек на возврат.
Саша вернул обувь без коробки, на которую была нанесена маркировка, или код есть, но поврежден. В ситуации, когда код маркировки не сохранился, можно его не указывать в чеке при возврате.
Чтобы после возврата выставить такой товар на продажу, продавец должен получить новый маркировочный код и ввести его оборот. Для этого через программу, которую он использует для маркировки, нужно запросить новый код в системе «Честный Знак».
Возврат товара, за который внесли предоплату. Ивановы решили купить мебель. При заключении договора в магазине они оплатили 30% от стоимости мебели, остальное — в течение двух недель. В магазине им озвучили срок изготовления — месяц. Сроки поставки вышли, а мебель так и не привезли. Ивановы решили заказать мебель в другом месте, а в этом магазине — вернуть деньги.
Для уточнения того, что покупатель внес предоплату, а товар еще не получил, в чеке есть дополнительный реквизит «Признак способа расчета».
При возврате нужно действовать в зависимости от того, полная была предоплата или нет:
Возврат товара, купленного в кредит. Алла увидела в магазине ковер нужного цвета. Денег для покупки не хватило, и она купила вещь в кредит с первоначальным взносом. По онлайн-кассе это проходит как продажа с частичной оплатой и постоплатой в кредит. Когда Алла привезла ковер домой, его цвет не подошел к интерьеру. Алла вынуждена вернуть товар в магазин.
Чек на возврат будет таким:
Возврат товара, оплаченного сертификатом. Надежде подарили сертификат в магазин кожаных аксессуаров. Она купила пояс, который через несколько дней треснул. Пришлось сдать его в магазин.
Продавец распечатает чек возврата, в реквизитах которого укажет:
Возврат товара, если оплатили с доставкой. Антон заказал домой офисное кресло для работы. Но у кресла оказался конструктивный брак, поэтому собрать его невозможно. Антон позвонил в магазин и попросил забрать бракованный товар.
В чеке на приход товар и доставка должны быть оформлены отдельно.
Чек на возврат будет выглядеть так: