что нужно сделать при введении новых правил по охране труда
Что нужно знать ответственному за охрану труда в 2021 году
1 января 2021 года вступили в силу изменения, которые кардинальным образом повлияли на работу службы охраны труда и лиц, ответственных за охрану труда.
Что изменилось в проверках ГИТ в 2021 году
Пандемия внесла свои коррективы в процесс проведения проверок со стороны инспекции, повлияла на сам ход их проведения и те организации, которые должны быть проверены в текущем году.
Каждый работодатель может самостоятельно проконтролировать, правомерно ли инспекция по труду включила его организацию в план проведения проверок и придет ли она в этом году с проверкой. Если компании там быть не должно, она может потребовать исключить себя из плана.
С 2018 года проверки ГИТ осуществляются по новому порядку. Действует риск-ориентированный подход, согласно которому периодичность проведения проверок зависит от категории риска или класса опасности, присвоенному бизнесу:
Знать класс опасности организации очень важно, поскольку от этого зависит, насколько часто с плановой проверкой будет посещать организацию ГИТ.
Узнать категорию можно на сайте Роструда, в разделе «Работодателю», где есть два списка:
Если компания находит себя в одном из списков, то у нее класс опасности 1, 2 и 3. Следовательно, периодичность проведения проверок в плановом режиме будет для нее 1 раз в год, 2 раза в год и 3 раза в год соответственно.
Если компания не находит себя в этом списке, то можно обратиться в территориальную инспекцию по труду с заявлением (составляется в свободной форме). Ответ о присвоенной категории риска придет в течение 15 рабочих дней. Получив его, компания увидит те показатели, по которым ей присвоена категория. Если выяснится, что категория риска завышена, то логично подать заявление о снижении.
Ежегодно в конце года Роструд публикует план проведения проверок, где каждый работодатель может проверить, ждет ли его визит инспектора.
Изменения, вызванные пандемией
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 № 1969 был введен мораторий на проверки до 31 декабря 2021 года. Это значит, что большинство организаций, даже если они попали в план проведения проверок, в текущем году проверку смогут избежать. Но есть и исключения.
Кого точно не проверят в 2021 году
Кого будут проверять в 2021 году
Проведут проверки либо с выездом, либо в дистанционном формате (такой формат предусмотрен в связи с пандемией) в отношении тех компаний и ИП, чья деятельность или используемые производственные объекты отнесены:
Ожидать плановую проверку стоит тем компаниям и ИП, которые находятся под постоянным государственным контролем.
Внеплановые проверки в 2021 году
Помимо плановой проверка может быть и внеплановой. Есть ряд оснований, по которым может быть запущена такая проверка. Одно из распространенных оснований — если в инспекцию по труду или в прокуратуру от работника поступает жалоба на нарушение условий труда.
Внеплановые проверки проводятся, когда:
Изменения и действия ответственных за охрану труда в 2021 году
Ответственным за охрану труда следует ознакомиться с различными новшествами, так как многие изменения, вступившие в силу, подразумевают серьезные штрафы в случае неисполнения.
1. Контролируйте сроки хранения документов
С 26 октября 2020 года, со вступлением в силу Федерального закона от 15.10.2020 № 341-ФЗ, действует изменение, которое касается увеличения штрафов за нарушение правил хранения документов по охране труда.
Ранее штрафы по этим основаниям были незначительными. Организации вообще не привлекали к ответственности, а на должностное лицо могли наложить штраф в размере до 500 руб. С 26 октября 2020 года штрафы увеличились многократно. При этом санкциям подвергается как должностное лицо, так и организация.
За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов должностное лицо теперь наказывают на сумму до 5 000 руб., а организацию — на сумму до 10 000 руб.
2. Не забывайте об инструктаже по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям
Есть правило, которое касается каждого работодателя, независимо от организационно-правовой формы и количества трудоустроенных сотрудников.
С 1 января 2021 года введена обязанность проводить инструктаж по гражданской обороне (ГО) и чрезвычайным ситуациям (ЧС). Работодатель должен ознакомить сотрудников с тем, как защититься в случае наступления ЧС. С каждым сотрудником нужно провести инструктажи по ГО и далее систематически их проводить в течение трудовой деятельности.
Периодичность такого инструктажа регламентирована Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1485. Согласно этому документу, теперь не реже 1 раза в год в процессе трудовой деятельности, а при приеме на работу — в течение первого месяца работы сотрудника, работодатель должен организовать инструктаж по ГО.
Невыполнение требования грозит штрафными санкциями при проведении проверки со стороны МЧС.
Чтобы не попасть под санкции, нужно сделать следующее:
1. Разработать программу инструктажа по ГО и утвердить ее в организации.
2. Утвердить журнал учета проведения инструктажа по ГО. В нем указывается дата проведения инструктажа и ставят подписи сотрудник, который его прошел, и тот, кто его провел.
С примерной программой инструктажа и формой журнала учета его проведения можно ознакомиться в Письме МЧС РФ от 27.10.2020 № ИВ-11-85.
3. Ознакомьтесь с новым порядком медосмотров
С 1 апреля 2021 года действует новый порядок проведения медосмотров. Документ утвержден Приказом Минздрава России от 28.01.2021 № 29н. Он внес существенные изменения не только в сам порядок проведения медосмотров, но и в перечень факторов и работ, при выполнении которых они проводятся.
4. Обратите внимание на новую форму контроля — инспекционный визит
С 1 июля 2021 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, он утверждает новые правила проверок, в том числе со стороны инспекции по труду. Вводится такая форма контроля, как инспекционный визит.
Инспекционный визит — это возможность инспектора посетить компанию и ее территорию в любое время ее работы. То есть бизнес должен быть готов к тому, что с 1 июля 2021 года без предупреждения в офис или на другую его территорию может прийти инспектор.
Введение новой формы контроля связано с изменением показателей эффективности для инспекторов. Теперь они ориентируются не на количество проверок и выявленных нарушений, а на количество устраненных рисков.
5. Следите за вступлением в силу проекта Минтранса от 05.11.2020
Проект содержит изменения для организаций, эксплуатирующих транспорт. А именно регламентирует вопросы организации и проведения предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспорта. Порядок касается и организаций, и ИП, которые используют автобусы и грузовые автомобили для перевозки пассажиров или грузов по коммерческому договору.
6. Актуализируйте документы по охране труда
С 1 января 2021 года отменено более 100 нормативных документов, которые ранее регламентировали мероприятия по охране труда. В том числе с 1 января Постановлением Правительства от 08.10.2020 № 1631 отменено действие 111 СанПиН в рамках «регуляторной гильотины».
Например, отменен СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 («Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»), то есть требования к использованию компьютеров. Согласно этому СанПиН работодатель был обязан оборудовать рабочее место сотрудника, пользующегося компьютером, подставкой для ног, а также предоставить ему эргономичный рабочий стол и стул.
В связи с отменой документов в инструкции по охране труда для офисного персонала нужно внести соответствующие изменения. Чтобы не оказалось, что в инструкции остались требования недействующего нормативного документа, следует их пересмотреть.
Убедитесь с том, что все документы актуализированы и в них не содержатся отсылки к источникам, утратившим силу.
7. Проведите внеочередную проверку знаний по охране труда
Эта необходимость связана с тем, что 1 января 2021 года вступили в силу 38 новых приказов Минтруда, которые вводят правила по охране труда. В связи с этим у работодателей возникла обязанность срочно провести внеочередную проверку знаний в том случае, если у них есть работники, относящиеся к определенной специфике деятельности.
Например, если деятельность компании связана с работой на высоте, погрузочно-разгрузочными работами и т.д., то есть ее непосредственно касаются новые правила, которые вступили в силу с 1 января 2021 года, то в отношении сотрудников, занимающихся такими работами, нужно провести внеочередную проверку знаний. Обязанность не стоит игнорировать, так как это прямое требование закона — оно содержится в новом порядке обучения (Постановление Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 № 29).
Если компания не проведет внеочередную проверку знаний, то она рискует быть оштрафованной — за каждого необученного сотрудника на сумму до 130 000 руб. (ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
8. Обратите внимание на новый проект профстандарта
С 1 сентября 2021 года начнет действовать новый проект профстандарта, который вводит новые должности в сфере охраны труда: младший специалист по охране труда, специалист по охране труда, ведущий специалист по охране труда (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.04.2021 N 274н).
Также появятся новые экспертные должности: эксперт по условиям труда, консультант по условиям и охране труда и управлению профессиональными рисками, инструктор по условиям и охране труда.
Согласно ст. 217 ТК РФ, специалист по охране труда должен иметь «соответствующую подготовку или опыт работы в этой области». Чтобы соответствовать профстандартам, нужно пройти курсы профпереподготовки.
Профстандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден Приказом Минтруда РФ от 4.08.2014 № 524н. Он обязателен для применения в части требований к квалификации специалистов.
Текст подготовлен по материалам Контур.Конференции, на основе выступления Натальи Герасименко, руководителя направления «Охрана труда» Образовательного центра Контура
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
#2021. Что делать работодателям в этом году, в связи со вступлением в силу Правил по охране труда?
В 2020 году было принято 41 новое Правило по охране труда. Что нужно сделать работодателям в связи с этим в 2021 году? Какие инструктажи нужно провести?
Рассказывает эксперт по трудовым отношениям Юлия Жижерина на своей странице в Facebook.
«В рамках «регуляторной гильотины» в 2020 году принято 41 новых Правил по охране труда (дальше по тексту — ПОТ), большинство из которых вступили в силу 01.01.2021 г. И еще ждем минимум 4 новых ПОТ (в организациях общественного питания, при производстве боеприпасов, при проведении работ в особых климатических условиях, при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта)!
В связи с этим на участке охраны труда в компании предстоит много работы:
Обычно между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, и мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но не в этот раз — правила приняты только в конце 2020 года и уже начали действовать! Что нужно сделать работодателям в связи с новыми правилами?
Предлагаем Вам такой алгоритм:
Объем внепланового инструктажа, а также порядок и сроки проведения обучения и внеочередной проверки знаний определяются работодателем. До работников обязательно должны быть доведены новые требования. Если соответствующими правилами по охране труда предусмотрен срок проведения инструктажа, то он проводится в этот срок (п. 2.1.6, 2.1.8, 3.3 Порядка № 1/29, п. 8.9 ГОСТ 12.0.004-2015, см. также, Письмо Минтруда от 21 октября 2016 г. № 15-2/ООГ-3728, а также, например, Письмо Ростехнадзора от 15.08.2016 № 10-00-12/1818).
Рекомендуем внеплановый инструктаж, а также обучение по ОТ и проверку знаний провести в кратчайшие сроки, чтобы осуществить все мероприятия в связи с изменениями как можно быстрее и избежать рисков при проверках и несчастных случаях (п. 2.1.3, 2.3.2 — 2.3.6, Порядка № 1/29)».
НДС – 2022
Лучший спикер в налоговой тематике Эльвира Митюкова 14 января подготовит вас к сдаче декларации и расскажет обо всех изменениях по НДС. На онлайн-практикуме осталось 10 мест из 40. Поток ограничен, так как будет живое общение с преподавателем в прямом эфире. Успейте попасть в группу. Записаться>>>
Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года
zagandesign / Depositphotos.com |
Обеспечение работникам безопасных условий труда является, наряду со своевременной выплатой заработной платы, одной из важнейших обязанностей работодателя. В настоящее время нормативная база, регулирующая отношения в сфере охраны труда, активно корректируется. Так, например, с 1 апреля действуют новый перечень вредных и опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, и новый порядок проведения таких медосмотров (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н). С 1 сентября применяется новый профстандарт «Специалист в области охраны труда» (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н). Летом текущего года были утверждены новая форма и порядок подачи декларации соответствия труда государственным нормативным требованиям охраны труда – такие декларации, напомним, подаются работодателями в территориальные инспекции труда в отношении рабочих мест, на которых вредные и опасные производственные факторы не выявлены, а также рабочих мест, условия труда на которых по результатам измерений вредных или опасных производственных факторов признаны оптимальными иди допустимыми. Применяться новые форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра таких деклараций начнут с 1 марта следующего года (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н).
С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2021 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.
Обязанности работодателей и работников
Безопасность на рабочих местах зависит не только от работодателей, но и от того, соблюдают ли работники требования в области охраны труда – соответствующая их обязанность закреплена в ч. 2 ст. 21 ТК РФ. С целью обеспечения выполнения работниками этой обязанности кодекс дополняется корреспондирующим правом работодателя требовать от работников соблюдения требований охраны труда (абз. 5 ч. 1 ст. 22 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Для того чтобы реализовать данное право на практике и иметь возможность привлекать работников к дисциплинарной ответственности в случае несоблюдения этих требований, соответствующую обязанность, по мнению Ивана Шкловца, нужно прямо прописывать либо в трудовых договорах, либо в локальных нормативных актах, например в правилах внутреннего трудового распорядка.
Примером несоблюдения требований охраны труда является неприменение работниками выданных им средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые должны в обязательном порядке использоваться при выполнении работ с вредными или опасными условиями труда и работ в особых температурных условиях. С 1 марта следующего года такие действия будут являться основанием для отстранения работников от работы без сохранения заработной платы (ч. 1 ст. 76 ТК РФ дополняется соответствующим абз. 6; в настоящее время отстраняться от работы по причине неиспользования СИЗ могут только лица, занятые на подземных работах, – в соответствии со ст. 330.4 ТК РФ). При этом стоит иметь в виду, что такое отстранение будет возможно, только если работодатель выполнил свою обязанность по обеспечению работников СИЗ. В случае, когда такие средства работникам не предоставлены, работодатель не вправе требовать от них исполнения трудовых обязанностей – в данной ситуации должен вводиться простой по вине работодателя, который оплачивается в размере среднего заработка работника (ст. 216.1 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). На это следует обратить особое внимание, потому что по общему правилу за период простоя по вине работодателя работникам выплачивается, как правило, не весь заработок, а 2/3 от него (ст. 157 ТК РФ).
Стоит также отметить, что изменяется и сам порядок обеспечения работников СИЗ. Сейчас работодатели руководствуются типовыми нормами выдачи СИЗ (они утверждены для конкретных отраслей экономики и производств) и смывающих или обезвреживающих средств – сразу следует подчеркнуть, что право использовать эти типовые нормы сохраняется до 31 декабря 2024 года (ч. 2 ст. 2 Закона № 311-ФЗ установлен соответствующий переходный период). По новым же правилам работодателям нужно будет самостоятельно устанавливать нормы бесплатной выдачи таких средств, руководствуясь правилами обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами, а также едиными типовыми нормами выдачи таких средств, которые предстоит утвердить Минтруду России (ст. 221 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ).
Узнайте последние изменения в правовом регулировании трудовых отношений и кадрового делопроизводства, пройдя обучение по программе повышения квалификации, и получите диплом установленного образца.
Таким образом, каждому работодателю нужно будет издать локальный нормативный акт, предусматривающий порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами. Причем, что также немаловажно, – обязательно с учетом результатов специальной оценки условий труда. «Если возникают такие ситуации, когда спецоценка еще не проведена: создается новая компания или же в компании создаются новые рабочие места, и мы на эти новые рабочие места принимаем работников, мы должны определить, какие условия труда на них возникают. Если раньше работодатели могли спокойно пользоваться различными перечнями должностей работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, и обеспечивать их СИЗ до проведения спецоценки, то новая ст. 221 ТК РФ жестко привязывает необходимость обеспечения СИЗ к результатам спецоценки. Это означает, что спецоценку нужно проводить как можно быстрее, и только непосредственно по ее результатам, если выявлены вредные факторы: условия труда относятся к 3 или 4 классу, – работодатель обязан обеспечить таких работников СИЗ», – пояснил Иван Шкловец.
Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.
После реализации запланированных мероприятий должна будет проводиться внеплановая спецоценка условий труда на признанных опасными рабочих местах. Если ее результаты подтвердят снижение класса условий труда, работа сможет возобновиться. Если же снизить класс условий труда работодателю не удалось, он должен будет предложить работникам другую работу, так как эти рабочие места ликвидируются, а соответствующие должности сокращаются, подчеркнул Иван Шкловец. В связи с этим руководитель Роструда советует всем работодателям, у которых есть рабочие места с опасными условиями труда, уже сейчас провести необходимые для снижения класса опасности мероприятия, чтобы спокойно работать после 1 марта 2022 года.
Следует иметь в виду, что под запрет на работу в опасных условиях труда не будут подпадать работы, связанные с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, и еще некоторые виды работ – в соответствии с перечнем, который утвердит Правительство РФ.
Помимо обязанности обеспечивать проведение спецоценки условий труда, у работодателя появится также прямая обязанность организовать систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку (абз. 5 ч. 3 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Соответствующее требование не является новым, указание на необходимость реализации таких мероприятий по управлению профессиональными рисками содержится в п. 33-39 Типового положения о системе управления охраной труда (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 августа 2016 г. № 438н). Однако на практике, по статистике Роструда, большинство работодателей это требование не исполняют, что регулярно выявляется инспекциями труда. Вероятно, обновленные положения ТК РФ, прямо устанавливающие, с одной стороны, обязанность работодателя вести системную работу по управлению профессиональными рисками, с другой – дающие более детальное представление о том, что такое опасности и профессиональные риски и как они должны выявляться (ст. 209, ст. 218 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ), помогут работодателям наладить соответствующие процессы. В связи с этим скорейшее принятие подзаконных актов, регулирующих эти вопросы, – Минтруд России должен будет утвердить рекомендации по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей, а также рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению, – представляется крайне важным.
Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.
Производственный травматизм и профессиональные заболевания
С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.
Введение обязанности работодателей по ведению учета микротравм позволит, по мнению Ивана Шкловца, искоренить практику игнорирования работодателями фактов получения работниками микроповреждений, что впоследствии может приводить к их более серьезному травмированию. Каким образом должен будет осуществляться такой учет, станет понятно после утверждения Минтрудом России соответствующих рекомендаций.
Новые права работодателей в сфере охраны труда
В настоящее время многие работодатели используют системы видеозаписи или иной фиксации производственного процесса – это возможно, как напомнил заместитель руководителя Роструда, при соблюдении двух условий:
Теперь такая возможность будет закреплена непосредственно в кодексе – согласно новой ст. 214.2 ТК РФ работодатель вправе использовать в целях контроля за безопасностью производства работ устройства, оборудование и различные системы, обеспечивающие дистанционную видео-, аудио- или иную фиксацию процессов производства работ, и хранить полученную информацию. Данные системы, помимо осуществления контроля за безопасностью рабочих процессов, могут использоваться также для обеспечения взаимодействия с инспекциями труда – работодатели вправе предоставить им дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ. Несмотря на то что это является именно правом, а не обязанностью работодателя, Иван Шкловец рекомендует этим правом пользоваться, поскольку на период осуществления такого мониторинга компания может быть освобождена от проведения плановых мероприятий в соответствии с новыми правилами осуществления государственного контроля (ст. 74, ст. 96 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»).
Кроме того, прямо прописывается в ст. 214.2 ТК РФ и право работодателей на ведение документооборота в области охраны труда в электронном виде и предоставление дистанционного доступа к соответствующим базам инспекциям труда, что также можно рассматривать как упрощение процесса взаимодействия с контролирующими органами.
Если попытаться в целом охарактеризовать планомерно ведущуюся корректировку правил по охране труда, можно констатировать, что она направлена на повышение самостоятельности работодателей (путем введения, например, права на самообследование (подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 311-ФЗ)), закрепление приоритета профилактических мер по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению производственного травматизма, а также на стимулирование работодателей к реализации этих мер.
Поэтому всем работодателям уже сейчас следует внимательно изучить новую редакцию раздела X ТК РФ, с тем чтобы иметь возможность оперативно привести свои системы управления охраной труда в соответствие с новыми требования после утверждения необходимых подзаконных актов и обеспечить себе большую самостоятельность в этой области.